Open
Close

Общие признаки научно популярной речи. Как отличить научный стиль речи от других стилей? Языковые признаки научного стиля

Научный стиль и его основные характеристики

СТИЛИ

Итак, богослов-исследователь подобен мебельщику. Не водителю, не врачу, не учителю, но тому, кто изготовляет мебель. Прелесть его профессии в том, что ему нужно создать шедевр исходя из общих принципов создания шедевров. А для этого есть своя технология, свой подход, который заключается не только в творчестве и вдохновении, но и во владении некоторыми приемами.

Во-первых, он, как и мастер по дереву, должен определить для себя, что же он хочет сделать: шкаф или дверь. Для создания шкафа необходим особый набор инструментов (которые иногда используются при изготовлении дверей). Во-вторых, на шкаф нужен материал, несколько отличный от материала для дверей. Писатель должен понять, что он хочет написать: фельетон или исследовательскую научную статью. «Инструменты» для фельетона разнятся с «инструментами» для статьи так же, как и материал к ним.

Оборудованием для «изготовления» исследовательских работ будут два стиля: собственно-научный и научно-популярный. Публицистический больше подходит для эссе, докладов, презентаций и т.п. Стиль – разновидность языка, используемая при передаче информации того или иного содержания. Научившись владеть ими, писатель открывает для себя путь в мир научной литературы. Помните: шкафы – не какие-нибудь там двери! Хотя двери – тоже неплохо…

Для бакалаврских дипломных работ идеально подходит научный стиль речи. К нему относятся такие виды литературы, как «статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература». Так что о статье в христианском богословском журнале вполне можно рассуждать. Само собой разумеется, что розовая мечта каждого начинающего писателя-студента – увидеть свое детище в одном из таких журналов. В конце пособия вы найдете список христианских печатных изданий и web-издательств, куда можно представить свою работу. Итак, о «научном».

В научном стиле выделяют несколько стилей:

v собственно-научный (инструкции, энциклопедии, ГОСТы, диссертации);

v научно-популярный (научные статьи в газетах, выступления на ТВ, радио, перед массовой аудиторией);

v научно-учебный (учебная литература, справочники, пособия).

Остановимся на первых двух и попытаемся рассмотреть их механизм.

Самая главная особенность научного стиля – логичность изложения. Каждое высказывание, связка, переход в тексте выполняются в строгой последовательности от одного к другому и обладают абсолютной логичностью. Следите, чтобы все части предложения были «равными по весу», пропорционально нагруженными смыслом. Не говорите: «Стиль нашей работы отличается от всех других работ» . Лучше: «Стиль нашей работы отличается от стилей всех других работ» .



Используйте именно те слова, которые вы подразумеваете. Не стремитесь насытить работу переносными смыслами и иносказаниями. Поменьше эвфемизмов. Не человек, нуждающийся в покаянии , но грешник; не называйте слепых людьми с ослабленным зрением , а блудницу – великой грешницей . Если вам все-таки не удалось миновать многозначного слова или фразы, постарайтесь их хоть немного объяснить, чтобы о вас кто-нибудь не сказал: «Перья у писателей были, им не хватало только крыльев!» Достигайте смысловой точности и однозначности .

Не нужно боятьсяабстрактных выражений и обобщения понятий . «Скорость, время, пространство, качество, предел» – вот подходящая лексика.

И, пожалуй, главным правилом для «научного» является объективность. Оперируйте достоверными фактами. Не используйте сомнительную, не проверенную информацию, чтобы не подвергнуться разоблачению. Предположение называйте предположением, аксиому – аксиомой. Если «плаваете» в каком-то пункте, обойдите его стороной, упростите рассуждения, в этом нет ничего унизительного. «Все знают и понимают только дураки и шарлатаны!» – писал Чехов.

Ко всему сказанному стоит добавить дюжину замечаний, которые также следует учесть. Научный стиль предполагает:

v частую повторяемость ключевых слов;

v прямой порядок слов («Вера есть средство общения с Богом» , но не «Средством общения с Богом является вера» );

v широкое использование словосочетаний сущ.+сущ. в род. падеже (книга учителя, стол преподавателя, любовь Божья);

v преобладание неопределенно-личных и безличных предложений («Предполагается, что эти рассуждения имеют смысл…» );

v редкое использование неполных предложений;

v обилие сложных предложений;

v частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

v термины, термины, термины…;

v частое использование абстрактных отглагольных существительных (абстрагирование, вычленение, изучение, обобщение);

v повествование от третьего лица;

v отсутствие восклицательных частиц и междометий («Ах, какие выводы!» );

v рассуждение и описание как основной тип речи.

Для примера научного стиля речи приводим отрывок из учебника по логике, раскрывающий значение формы мышления.

Пример научного стиля речи

Логическая форма, или форма мышления, – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм.

2. Проверка домашнего задания к уроку; постановка цели урока. На прошлом уроке мы говорили об особенностях функционирования разных стилей речи.

Сейчас давайте вспомним, что значит:

1) цели использования научного стиля речи (сообщение научных сведений, объяснение научных фактов);

2) условия использования (официальная обстановка: устная и письменная форма);

3) жанры научного стиля речи (доклад, статья, диссертация, учебная литература).

Сегодня мы остановимся на научном стиле речи: на примерах конкретных текстов изучим основные признаки научного стиля речи (записываем тему на доске и в тетради).

Дома вам нужно было определить признаки научного стиля (Вспоминаем, записываем на доске, оставляя промежутки для примеров): 1) логичность, 2) точность, 3) обобщенность, отвлеченность, 4) объективность.

Как вы понимаете логичность? (Запись на доске рядом с характеристикой логичность: композиционная стройность, последовательность изложения мысли (вступление, тезис, аргумент, выводы). Какие слова сопутствуют логичному, последовательному изложению текста? (Дописываем на доске – лексические средства: сначала, прежде всего, затем, так, во-первых, во-вторых, так как, потому что, поэтому, следовательно, итак ).

3. Анализ композиции текста научного стиля речи.

Задание 1. Запишите под диктовку разрозненные предложения:

(1) Бурный рост науки и техники вызывает острую необходимость в наименованиях новых явлений и понятий. (2) Так, в начале XX века возникла радиотехника, в 30-е годы – ядерная физика, в 50-е годы – химия синтетических волокон. (3) Научно-техническая терминология является самой подвижной, гибкой и быстро изменяющейся частью общенародной лексики. (4) На глазах одного поколения возникли новые науки, созданы новые отрасли техники и целые системы терминологий. (5) Новое требует себе имени, точного и определенного, и в разных языках тысячи специалистов создают имена научных понятий и явлений – термины. (6) Появились такие перспективные науки, как теория информации, кибернетика и бионика .

В какой последовательности эти предложения образуют текст? (3, 1, 4, 2, 6, 5.)

Восстановите текст. Определите, в каких предложениях содержится тезис (3, 1), в каких – аргументы (4, 2, 6, 5).

Как вы думаете: какие тексты представляют собой идеал логичности? (Математические.)

4. Анализ лексических особенностей текстов научного стиля: точности, обобщенности, отвлеченности.

Научные математические тексты еще представляют и идеал точности. С помощью каких слов в текстах научного стиля речи достигается максимальная точность? (Однозначные слова, термины – записываем на доске рядом с характеристикой точность. )

Задание 2 . Прочитайте текст (по раздаточному материалу):

Эквивалентность множеств. Устанавливая взаимно однозначное соответствие между теми или иными бесконечными множествами и натуральными числами, мы пришли к понятию счетного множества.

Ясно, что аналогичным приемом можно сравнивать множества не только с множеством натуральных чисел; этот способ позволяет сравнивать между собой любые два множества. Введем следующее определение.

Определение. Два множества М и N называют эквивалентными (обозначение M и N ), если между их элементами можно установить взаимно однозначное соответствие.

Понятие эквивалентности применимо к любым множествам, как конечным, так и бесконечным. Два конечных множества эквивалентны между собой тогда (и только тогда), когда число элементов у них одинаково. Определение счетного множества можно теперь сформулировать следующим образом: множество называется счетным, если оно эквивалентно множеству натуральных чисел.

Ясно, что два множества, эквивалентные третьему, эквивалентны между собой; в частности, все счетные множества эквивалентны между собой.

Понятие мощности множества. Если эквивалентны между собой два конечных множества, то они состоят из одинакового числа элементов. Если же эквивалентные между собой множества М и N произвольны, то говорят, что М и N имеют одинаковую мощность. Таким образом, мощность – это то общее, что есть у всех эквивалентных между собой множеств. Для конечных множеств понятие мощности совпадает с привычным понятием числа элементов множества .

Работа с текстом.

– Обратите внимание на глаголы в тексте (позволять, установить, ввести, прийти). Чем отличается значение этих глаголов в научном стиле от обычного употребления? (Для того, чтобы ответить, нужно составить словосочетания или подобрать синонимы, посмотреть значения слов в толковом словаре):

установить = установить агрегат, расписание, связь;

ввести в дом, в эксплуатацию, в курс дела, в практику;

позволить = разрешить, дать возможность.

Вывод: глаголы в научном стиле используются в самом общем, абстрактном значении.

– Подчеркните в тексте математические термины (множество, мощность, эквивалентные множества, элементы множества, бесконечное множество, счетное множество, взаимно однозначное соответствие, натуральные числа). Знакомы ли вам они? (Старшеклассникам должно быть знакомо большинство терминов, исключение составляет термин мощность множества, которому дается определение в тексте.)

– О чем свидетельствует использование существительных мощность, множество во множественном числе? (Об абстрактном, обобщенном значении.) Добавляем к записям на доске и в тетради по признаку обобщенность, отвлеченность примеры глаголов и существительных с отвлеченным, абстрактным значением.

– Почему некоторые термины в тексте все время повторяются? (Нет синонимических замен.) Дописываем на доске рядом с признаком точность: повтор терминов.

– Скажите, обратившись к собственному опыту: какие термины повторялись в ваших исследовательских работах?

Мы говорили о математической терминологии (совокупность терминов в области одной науки). А сейчас мы вспомним термины из других наук.

Задание 3 (работа по группам со словарями и энциклопедиями). (Для всего класса.) Посмотрите список терминов (раздаточный материал или предъявление списка, заранее записанного на доске):

антоним, гипербола, дактиль, композиция, лексическое значение, метафора, синтаксис, множество, термин, префикс, функция, натуральное число.

– Выпишите математические (гипербола, множество, функция, натуральное число), лингвистические (антоним, лексическое значение, синтаксис, термин, префикс) и литературоведческие термины (гипербола, композиция, дактиль, метафора).

– Какие слова имеют разное терминологическое значение в разных науках? (Гипербола в математике и в литературоведении.)

Класс делится на три группы. Задание группам: посмотрите значение терминов по справочным материалам, обратите внимание на происхождение терминов.

Задание выполняется и обсуждается в группах. Учитель координирует работу.

Проверка работы (устно): участники каждой группы зачитывают список терминов, дают определения одного-двух (на выбор), комментируют наблюдения, связанные с происхождением терминов. Затем в тетради кратко записывают основные свойства термина: 1) наличие определения (дефиниции); 2) однозначность, отсутствие синонимов в пределах одной науки; 3) стилистическая нейтральность, отсутствие экспрессии.

5. Обратимся к последней особенности научного стиля речи – объективности. Что способствует подтверждению объективности информации? (Неопределенно-личные, определенно-личные и безличные предложения, использование местоимения мы (авторское «мы») вместо я, апелляция к объективным данным – численным показателям.)

Задание 4. Приведите примеры объективности из текста упражнения 346 (стр. 208–209).

6. Завершение урока, задание на дом.

Перечислите и охарактеризуйте основные признаки научного стиля речи, которые мы разобрали на уроке.

Домашнее задание. Учебник, упр. № 346, стр. 208 + теоретический материал урока.

Литература

1. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 7-е изд., дораб. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2001.

2. Капанадзе Л.А. Проблемы изучения научно-технической терминологии. // в кн.: Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005.

3. Колмогоров А.П., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М., 1968.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

5. Математический энциклопедический словарь. М., 1988.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003.

7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. 2-е изд. М., 1998.

Капанадзе Л. Проблемы изучения научно-технической терминологии. // в кн.: Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М., 2005. С. 40.

Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М., 1968. С. 17–20.

С.В. АБРАМОВА,
г. Москва

Лекция 5.

Научный стиль

1. Понятие о научном стиле. Основные признаки научного стиля.

2. Функционально-стилевая классификация научного стиля.

3. Жанровые различия произведений научного стиля

4. Структурные особенности научной работы

5. Языковые особенности научного стиля.

Понятие о научном стиле.

Основные признаки научного стиля

Стилистика – раздел лингвистики (языкознания), в котором изучается система стилей языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

В рамках данного курса предметом рассмотрения станут:

· научный стиль;

· официально-деловой стиль;

· публицистический стиль.

Нау́чный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

· предварительное обдумывание высказывания,

· монологический характер,

· строгий отбор языковых средств,

· тяготение к нормированной речи.

Основная цель научного стиля – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Цель конкретизируется в задачах , которые с учетом ситуации определяют отбор материала, используемого на протяжении всего научного текста.

Доминирующая функция научного стиля – информативная; основная форма речи – письменная; типичный вид речи – монолог.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Специфика научного стиля проявляется в следующих особенностях:

· точность – достоверное, объективное описание предмета исследования; в письменной речи проявляется в наличии определений, цитировании, ссылок на источники энциклопедического материала;

· логичность – выявление закономерностей развития изучаемого предмета, установление причинно-следственных связей изучаем го предмета с другими предметами действительности; в письменной речи – наличие смысловых переходов между последовательными единицами (блоками) текста: вводные слова, поясняющие вставные конструкции, заскобочные ссылки;

· последовательность – выводы не непротиворечивы, должны вытекать из содержания; текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному; в письменной речи проявляется в абзацном членении, в рубрикации (наличие плана, выделение глав, параграфов, подзаголовков)

· абстрактность – наличие обобщений, формул, использование понятийного аппарата (специальной терминологической лексики);

· ясность – относительная однородность и замкнутость лексического состава, использование слов в прямом значении;

· краткость – при сохранении насыщенности содержания, отсутствие смысловых повторов; отсутствие эпитетов, изобразительно-выразительных средств; научному стилю присуща специфическая экспрессия;

· объективность – подтверждённость энциклопедическим материалом; в тексте – использование местоимений и глагольных форм 1 лица мн. числа, безличных форм, запрет на использование 1 лица ед. числа.

Яркий признак текстов научного стиля – наличие специализированной лексики, терминологии.

Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом понятийного аппарата, т.е. входящее в систему терминов.

Термин характеризуется:

· однозначность внутри данной научной системы;

· отсутствие экспрессии.

Принято выделять:

Общенаучные термины – предназначены выражать категории и понятия, продуктивно принимаемые ко всем областям научного знания (система, функция, фактор, универсалии, категория ).

Межнаучные, междисциплинарные термины – наименования базовых понятий, общих для определённого комплекса наук (общетехнические, общебиологические) (валентность – химия, лингвистика; адаптация – биология, педагогика; охлаждение – химия, физика

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

С наиболее общими признаками научного стиля речи вы уже знакомы. Теперь остановимся более подробно на его харак­терных особенностях. Итак, к научному стилю речи относит­ся такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сбор­никах, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Научные доклады и лекции, вы­ступления на научных конференциях и совещаниях также являют­ся образцами научного стиля речи.

Самой общей специфической чертой этого стиля речи явля­ется логичность изложения. Этим качеством должно обла­дать любое связное высказывание. Но научный текст отли­чается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; вы­воды вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Для научной речи типична связь предложений при помощи повторяющихся существи­тельных, часто в сочетании с указательным местоимением. На по­следовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следователь­но, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точ­ность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщатель­ным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В науч­ном стиле считается нормой повторение ключевых слов.



Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каж­дый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстракт­ные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В та­ких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, каче­ство, закон, число, предел; нередко используются формулы, сим­волы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схе­мы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Филолог должен внимательно. ... т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художествен­ной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.). Слово науки - однозначно и терминологично. Сравните:

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердце­видными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

2) Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в го­рах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наи­большее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая. (Большой энциклопедический словарь.)

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую... (А. Прокофьев.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных:длины, величины, частоты; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно использу­ются в контексте научной речи не в своих основных и конкрет­ных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении. Слова ид­ти, следовать, привести, составлять, указывать и др. обозначают не собственно движение и т. д., но нечто иное, от­влеченное:

идти лесом речь идет о проблемах

следуйте за мной отсюда следует вывод

привести друга привести к общему знаменателю

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: будет = есть, является.

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экс­прессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели. Экс­прессивность научной речи отличается от экспрессивности художе­ственной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по ти­пу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик, в технике - муфта, лапа, плечо, хобот; в географии - подошва (горы), хребет), со словами-терминами, используемыми в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном сти­ле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жиз­ни, политический барометр, переговоры буксуют и т. д.)

Для усиления выразительности в научном стиле речи, в осо­бенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, исполь­зуются:

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсо­лютно, только;

2) прилагательные типа колоссальное, наивыгоднейшее, од­но из величайших, тр"уднейшая;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела нахо­дит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. На­учные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к на­учному стилю речи. И все это требует количественных и качест­венных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому воскли­цательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не приня­то использовать местоимение я и глаголы в первом лице единст­венного числа. Здесь чаще используются предложения неопреде­ленно-личные (считают, что...), безличные (известно, что...), определенно-личные(рассмотрим проблему...).

Заказ материала здесь

Тематические книги:

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, моно­графии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопе­дии;

б) научно-популярный (им пишутся научные статьи в га­зетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);

в) научно-учебный (учебная литература по раз­ным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения .

Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее ; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот ; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому . Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность .

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел ; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий .

Например: Филолог должен внимательно , т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы , т. е. не единичный предмет, а порода деревьев - общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Слово науки - однозначно и терминологично.

Сравните:

Береза

1) Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)

Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.
(Большой энциклопедический словарь.)

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(С. Есенин.)

Для научного стиля речи характерно множественное число от абстрактных и вещественных существительных: длины, величины, частоты ; частое употребление слов среднего рода: образование, свойство, значение.

Не только существительные, но и глаголы обычно используются в контексте научной речи не в своих основных и конкретных значениях, а в обобщенно-отвлеченном значении.

Слова: идти, следовать, привести, составлять, указыват ь и др. обозначают не собственно движение и т.д., но нечто иное, отвлеченное:

В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является .

Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают . Широко употребляются формы несовершенного вида.

Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.

Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.

Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.

Не смешивайте устоявшиеся в науке термины, образованные по типу метафоры (в биологии - язычок, пестик, зонтик ; в технике - муфта, лапа, плечо, хобот ; в географии - подошва (горы), хребет ) с использованием терминов в изобразительно-выразительных целях в публицистическом или художественном стиле речи, когда эти слова перестают быть терминами (пульс жизни, политический барометр, переговоры буксуют и т.д.).

Для усиления выразительности в научном стиле речи , в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются :

1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только ;

2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая ;

3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит... клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?

Объективность - еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты - все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.

И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что. ..), безличные (известно, что... ), определенно-личные (рассмотрим проблему.. .).

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

а) собственно научный (академический) - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

б) научно-популярный (научно-публицистический) им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией;

в) научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).


Адресат цель

Академический
Ученый, специалист
Выявление и описание новых фактов, закономерностей


Научно-учебный

Учащийся
Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом


Научно-популярный

Широкая аудитория
Дать общее представление о науке, заинтересовать

Отбор фактов, термины

Академический
Отбираются новые факты.
Общеизвестные факты не объясняются
Объясняются только новые термины, предлагаемые автором

Научно-учебный
Отбираются типовые факты

Все термины объясняются

Научно-популярный
Отбираются интригующие, занимательные факты

Минимум терминологии.
Значение терминов объясняется через аналогию.

Ведущий тип речи Заглавие

Академический

Рассуждение
Отражает тему, проблему исследования
Кожина М.Н.
«О специфике художественной и научной речи»

Научно-учебный
Описание

Отражает тип учебного материала
Голуб И.Б. «Стилистика русского языка»

Научно-популярный

Повествование

Интригует, вызывает интерес
Розенталь Д.Э.
«Секреты стилистики»

Лексические особенности научного стиля речи

Главное назначение научного текста, его лексики - обозначать явления, предметы, называть их и объяснять, а для этого нужны прежде всего имена существительные.

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются:

а) употребление слов в их прямом значении;

б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;

в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.

В научной речи выделяют три пласта слов:

Слова стилистически нейтральные, т.е. общеупотребительные, используемые в разных стилях.

Например: он, пять, десять; в, на, за; черный, белый, большой; идет, происходит и т.д.;

Слова общенаучные, т.е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки.

Например: центр, сила, градус, величина, скорость, деталь, энергия, аналогия и т.д.

Это можно подтвердить примерами словосочетаний, взятыми из текстов разных наук: административный центр, центр Европейской части России, центр города; центр тяжести, центр движения; центр окружности.

Термины какой-либо науки, т.е. узкоспециальная лексика. Вы уже знаете, что главное в термине - точность и его однозначность.

Морфологические особенности научного стиля речи

В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице единственного числа. В художественном тексте они используются часто.

Глаголы в настоящем времени с «вневременным» значением очень близки к отглагольным существительным: приводняется - приводнение, перематывает - перемотка ; и наоборот: заливка - заливает .

Отглагольные существительные хорошо передают объективные процессы и явления, поэтому они часто используются в научном тексте.

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

В научном стиле части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.

Чтобы выявить эти особенности, проведем небольшое исследование.

Синтаксические особенности научного стиля речи

Типичными для научной речи являются:

а) особые обороты типа: по Менделееву, по опыту ;

в) использование слов: данный, известный, соответствующий в качестве средства связи ;

г) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица.)

В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.

Сложноподчиненные с придаточными изъяснительными выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность.

Слова как известно, ученые считают, понятно и т.д. указывают при ссылках на источник, на какие-либо факты, положения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку ), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, в силу того что, ввиду того что, ибо ).

В научной речи сравнения помогают глубже раскрыть суть явления, обнаружить его связи с другими явлениями, в то время как в художественном произведении их основное назначение - ярко и эмоционально раскрыть образы, картину, изображаемые художником слова.

Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.

Использование средств выразительности

Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории.

Сравнение – одна из форм логического мышления.

Безобразное (лишенное образности), например: Борофториды подобны хлоридам.

Развернутое сравнение

…В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).

Образное сравнение

Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает…

Проблемные вопросы

Первый вопрос, который встает перед нами, гласит: Что за наука социология? Каков предмет ее изучения? Наконец, каковы главные отделы этой дисциплины?

(П. Сорокин. Общая социология)

Ограничения употребления языковых средств в научном стиле

– Недопустимость внелитературной лексики.

– Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.

– Ограниченно используются неполные предложения.

– Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

Все сказанное можно представить в таблице

Особенности научного стиля речи

В лексике

а) термины;

б) однозначность слова;

в) частая повторяемость ключевых слов;

г) отсутствие образных средств;

В составе слова

а) интернациональные корни, приставки, суффиксы;

б) суффиксы, придающие отвлеченное значение;

В морфологии

а) преобладание существительных;

б) частое использование абстрактных отглагольных существительных;

в) неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа;

г) неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

В синтаксисе

а) прямой порядок слов (предпочтителен);

б) широкое использование словосочетаний

сущ. + сущ. в род. п.;

в) преобладание неопределенно-личных и безличных предложений;

г) редкое использование неполных предложений;

д) обилие сложных предложений;

е) частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

Основной тип речи
Рассуждение и описание

Образец научного стиля

Реформа орфографии 1918г. приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонематических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение. Которые помогали развиваться русской фонетической системе по закону И.А. Бодуэна де Куртенэ или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом, надо подчеркнуть что, во-первых, эти особенности были известны в конце ХIХ в. и что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.