Open
Close

Многообразие моллюсков, их значение в природе. Многообразие, значение и общие черты моллюсков Краткое сообщение о моллюсках

Моллюски представляют собой многочисленный (около 150 тыс. видов) и многообразный тип животных. Тип включает около 8 классов, среди которых класс Брюхоногие (улитки, слизни) самый многочисленный. Далее идут Двустворчатые моллюски (перловицы, мидии, устрицы и др.). Среди остальных классов наибольший интерес представляют Головоногие моллюски (осьминоги, кальмары, каракатицы).

Несмотря на кажущееся различие в строении перечисленных представителей, у всех моллюсков много общего, особенно во внутреннем строении. Эта общность у видов может наблюдаться лишь в процессе эмбрионального развития или эволюционного. Так, например, тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги, а также прикрыто минеральной раковиной. Однако у двустворчатых голова обычно редуцирована (т. е. когда-то она все-таки была), а у многих головоногих вообще нет раковины (она тоже редуцирована в процессе эволюции). Таким образом, многообразие моллюсков сформировалось в результате приспособления к различным условиям обитания и способам жизнедеятельности.

Моллюски преимущественно обитают в соленых водоемах, среди двустворчатых и брюхоногих есть те, которые обитают в пресных водах. Среди брюхоногих встречаются сухопутные виды (например, слизни, виноградная улитка), однако они обитают во влажных местах. Таким образом, несмотря на свое многообразие, моллюски - это преимущественно водные животные.

Двустворчатые являются неподвижными или малоподвижными. Брюхоногие (улитки) обычно медленно ползают, а вот головоногие - это быстро передвигающиеся моллюски. Причем перемещаются они реактивным способом, выталкивая воду из мантии через особую воронку-сифон.

Многообразна и раковины у моллюсков. У улиток она спирально закручена. Находящееся в нем туловище закручивается тоже и приобретает асимметрию, хотя все моллюски изначально обладают билатеральной (двусторонней) симметрией. Обычно у улиток только туловищ находится в раковине, а голова и нога с широкой подошвой снаружи.

У двустворчатых моллюсков раковина состоит из двух створок, все безголовое тело находится внутри. Иногда наружу высовывается только клиновидная нога, с помощью которой ракушка передвигается.

Среди моллюсков есть как растительноядные, так и хищники. Особо следует отметить двустворчатых, которые профильтровывают много воды и «выедают» из нее различные органические загрязнения, чем способствуют очищению водоемов. Для пищеварительной системы моллюсков характерно наличие радулы (терки) в глотке. У радулы есть зубчики, которыми соскабливается или перетирается пища. Однако у двустворчатых, в связи с утратой головы, глотки нет вообще. У головоногих терка скорее выполняет вспомогательную функцию, так как ну них часто в глотке есть более мощные образования для разрывания добычи.

Дыхание у брюхоногих может осуществляться легким (у сухопутных видов или вторичноводных) или жабрами. У представителей остальных классов есть только жабры.

Многообразие моллюсков выражается и в половой системе. Среди них есть и гермафродиты (например, улитка прудовик), так и раздельнополые (например, все головоногие). Из оплодотворенных яиц могут сначала развиваться личинки (парусники, глохидии) или развитие может быть прямым, т. е. из яйца выходит сразу маленький моллюск.

Моллюсков по-другому называют мягкотелыми, так как внутри их тела нет костей. Однако у головоногих внутри тела есть хрящевые образования. Вообще головоногие - наиболее продвинутый и многообразный класс моллюсков. В их нервной системе уже образуется подобие головного мозга, так как ганглии сближаются в голове, тогда как у других классов есть три пары ганглиев разбросанных по телу (в голове, ноге, туловище).

Щупальца улиток и головоногих (осьминогов и др.) имеют разное происхождение. У улиток они образуются на голове, являются органами осязания, на них располагаются глаза. У головоногих щупальца образуются как видоизменение части ноги моллюска, т. е. по-сути это нога.

Сообщение про моллюсков 7 класс, одного из самых численных видовых животных Вы найдете в этой статье.

Доклад про моллюсков

Эти животные преимущественно обитают в морях, пресных водоемах и наземной влажной среде. Насчитывают 130 000 видов моллюсков. Самыми распространенными из них являются устрицы, мидии, осьминоги, беззубки, слизни, виноградная . Размер тела колеблется от пары миллиметров до 20 метров. Большая их часть ведут малоподвижный образ жизни. Только вид головоногих моллюсков передвигается реактивным способом.

Общие черты строения моллюсков

  • Тело без сегментации. Имеют двустороннюю симметрию или асимметричное строение. Тело поделено на следующие сегменты: голова с глазами и парой щупальцами, туловище с внутренними органами, брюшная мускулистая часть, которая служит для передвижения. Тело животных заключено в раковину, защищающая его от врагов и служащая опорой для мышц. Раковина состоит из наружного рогового слоя, среднего фарфорового и внутреннего перламутрового. У брюхоногих моллюсков раковина имеет вид завитой спирально башенки или колпачка. У двустворчатых моллюсков она представляет собой две створки, соединенные эластичной связкой, мускулами-замыкателями, зубцами «замка. Большая часть головоногих моллюсков не имеет раковины.
  • Туловище покрыто мантией — кожной складкой. Ее эпителий образовывает вещество раковины. Также между телом и мантией есть мантийная полость с жабрами и органами чувств, анальным отверстием и выделительными органами.
  • Пищеварительная система представлена 3-мя отделами – передним, средним и задним. У большинства из них развитый мускулистый язычок с зубчиками, которыми моллюски захватывают пищу и измельчают ее.
  • У животных незамкнутая кровеносная система из сосудов и сердца. Сердечный орган имеет желудочек с предсердиями. Водные моллюски дышат при помощи жабр, а наземные – легкими.
  • Выделительная система в виде почек.
  • Нервная система являет собой 5 пар больших ганглиев, расположенных в голове, мантии, ноге, органах дыхания, внутренностном мешке. Они соединены нервными стволами.
  • Размножаются половым путем.

Классификация моллюсков

Выделяют такие виды моллюсков – Двустворчатые, Панцирные, Брюхоногие, Головоногие, Голожаберные и класс Моноплакофор.

Чем питаются моллюски?

Питаются растительной и животной пищей. Та, которая не переварилась в желудке, выбрасывается через анальное отверстие наружу.

  • В 1956 году в Окинаве (Япония) было выловлено самого большого моллюска весом 340 кг.
  • Самый старый моллюск, выловленный человеком, насчитывал 405 лет.
  • Возраст этих животных определяется количеством колец, размещенных на створке раковины.
  • Основный вид пищи моллюсков – планктон, который животные отфильтровывают из воды.
  • Еще факты про моллюсков: некоторые виды гребешков по краям раковины имеют несколько десятков голубых глаз. Они помогают гребешкам вовремя замечать хищников убегать от врагов.

Надеемся, что доклад про моллюсков помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение про моллюсков Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • раскрыть особенности основных классов типа моллюски;
    • закрепить, углубить, систематизировать знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе.
  • Развивающие :
  • Воспитательные :
    • воспитать дух соревнования, коллективизма, точность и быстроту ответов, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: путешествие в страну малакология и соревнование в группах.

Оборудование:

  • опорные конспекты «Прудовик обыкновенный», «Класс двустворчатые»
  • таблицы: схема «Классификация моллюсков», «Головоногие моллюски», «Класс моллюски. Класс Брюхоногие», «Страна малакология»
  • на партах для каждой группы:
    • тест «Какие утверждения верны»,
    • биологическая задача,
    • зачетный лист для группы,
    • рисунки: «Вредители полевых культур», «Распространение пресноводных моллюсков», «Кто лишний», «Биологический лабиринт», кроссворд «Моллюски», стаканчики с аквариумными катушками, лупы,
    • учебник Н.И.Сонин «Многообразие живых организмов» 7 класс;
  • коллекции моллюсков;
  • книги для дополнительного чтения (выставка):
    • А. Теремов, В.Рохлов «Занимательная зоология»,
    • Б.М.Медников «Формы и уровни жизни»,
    • А.П.Большаков «Биология. Занимательные факты и тесты»,
    • Энциклопедический словарь юного биолога; Энциклопедический словарь юного натуралиста; С.А.Молис «Хрестоматия по зоологии»,
    • В.М.Пакулова, Н.А.Смолина «Биология в вопросах и ответах»,
    • А.И.Никишов «Биология. Животные.7-8 класс. Краткий курс», «Я познаю мир. Животные»;
    • мультимедийная презентация (Приложение ).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте мои путешественники по стране Малакология! Добро пожаловать в удивительную страну Малакологию. Во время путешествия соревнуются группы. Каждая группа имеет название, эмблему и капитана. Надеюсь, вы познакомите нас со многими тайнами этой удивительной страны – Малакологии. Начинаем путешествие.

II. Контрольный пункт

  1. Проверка знаний учащихся по рубрике учебника «Проверьте свои знания». За каждый правильный ответ – 5 баллов
  2. «Какие утверждения верны?» групповая тестовая работа. Учебники закрыты.
  3. Демонстрация схемы классификации Тип Моллюски.

Учитель: Тип моллюски – обширный тип сложноустроенных животных. Большинство представителей небольшие, но встречаются и очень крупные. Появились 50 тыс. лет назад.

I. Класс Брюхоногие

1. Работа с учебником

А) По форме они очень разные, что их объединяет в один класс? Слушаем ваши сообщения.

Б) Среди Брюхоногих выделяются разные группы.

– Наземные улитки (сообщение ученика)
– Морские улитки (сообщение ученика)

В) Какое значение выполняют Брюхоногие в природе и жизни человека? (сообщение ученика).

Г) Сообщение «Голожаберные моллюски»

2. Ни один наш поход в сад или лес не обходится без нахождения слизней или поврежденными ими плодами растений или грибов. Кто они такие?

Д) Сообщение «Слизни»

Учитель: А как бороться? (Ответы учеников – опыливание золой, известью)

3. У: Теперь слово дается знатокам природы. Что интересного вы нашли?

А) Хищная улитка Конус (сообщение)

Б) Улитки Каури (сообщение)

В) Морские хищные улитки Мурексы (сообщение)

4. Краткий вывод по классу Брюхоногих моллюсков: Брюхоногие, или улитки, (Gastropoda) – самый богатый представителями класс моллюсков – 90 000 видов. Размеры их изменяются от 2-3 мм. до 60 см. Форма тела брюхоногих весьма разнообразна.

III. Класс Двустворчатые или Пластинчатожаберные

1. Почему их объединяют в класс двустворчатые? Что характерно для этого класса?

А) Сообщение о классе Двустворчатые.

Б) Сообщение о Мидиях.

В) Сообщение об Устрицах.

Г) Сообщение о Морских гребешках.

Г) Сообщение о моллюске Шашень

Д) А каково значение двустворчатых в природе и жизни человека? Сообщение ученика.

2. Слово представляется знатокам природы.

А) Сообщение о Жемчужнице.

Б) Сообщение о Камнеточце.

3. Краткий вывод по классу Двустворчатых моллюсков. Насчитывают 15 000 видов, обитающих в морской и пресной воде. Их раковина состоит из двух створок, соединенных на вершине эластичной связкой лигаментом, или замком. Они – двустороннесимметричные животные.

IV. Класс Головоногие моллюски

1. Характерные признаки класса. Сообщение

А) Самые удивительное у них строение глаза. Сообщение.

Б) Защита от врагов. Сообщение

В) Сообщение о наутилусах

Г) Сообщение о кальмарах

Д) Сообщение об аргонавтах

2. Слово представляется знатокам природы

Е) Значение головоногих моллюсков

3. Краткий вывод по классу Головоногие моллюски. Класс головоногие (Cephalopoda) – наиболее высокоорганизованная группа моллюсков. К классу головоногих моллюсков относятся осьминоги, кальмары, каракатицы и др. – около 600 видов. Это наиболее организованные, крупные, иногда очень крупные (до 18 м), свободноплавающие, реже ползающие, очень подвижные хищники.

V. Конкурс “Кто лишний»

Из моллюсков 1 лишний. Найдите его. Как он называется, систематическое положение?

VI. Решение биологических задач

В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай можно получить, если в некоторых местах мидии скапливаются массой до 20 кг на 1 м 2 ? Обоснуйте экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе.

VII. Контроль знаний

Выполнение тестовой работы.

1. Сколько видов моллюсков живет сейчас на Земле:

А. Менее 1 тыс.
Б. От 1 до 10 тыс.
В. От 10 до 100 тыс.
Г. Более 100 тыс.

2. Размеры моллюсков варьируют в широких пределах:

А. От 1 мм до 1 м
Б. От 1 мм до 10 м
В. От 1 мм до 20 м
Г. От 1 м до 20 м

3. Тело большинства моллюсков покрыто:

А.Раковинами
Б. Щетинками
В. Ресничками
Г. Хитином

4. Среди экологических групп моллюсков отсутствуют:

5. У каких моллюсков самая совершенная нервная система?

А. У всех двустворчатых
Б.У головоногих
В. Брюхоногих
Г. У двустворчатых пластинчатожаберных

6. Замкнутую кровеносную систему имеют:

А. Все моллюски
Б. Двустворчатые
В. Брюхоногие
Г. Головоногие

7. Моллюски дышат:

А. Только жабрами
Б. Только легкими
В. Только через поверхность мантии
Г. Всеми перечисленными способами

8. Раковина моллюсков состоит из:

А. Одного слоя
Б. Двух слоев
В. Трех слоев
Г. Четырех слоев

9. Среди моллюсков одну ногу имеют:

А. Только брюхоногие
Б. Только двустворчатые
В. Брюхоногие и двустворчатые
Г. Только головоногие

10. Среди моллюсков 8-10 ног имеют:

А. Брюхоногие
Б. Двустворчатые
В. Головоногие
Г. Все виды

11. Большой прудовик имеет:

A. Жабры
Б. Легкое
B. Не имеет органов дыхания
Г. Трахеи

12. Мантия – это:

A. Вещество, из которого состоит раковина
Б. Кожная складка, расположенная под раковиной
B. Орган передвижения
Г. Орган пищеварения

13. Моллюски обитают:

A. Только в морях
Б. Только в пресных водоемах
B. Только на суше
Г. В море, пресных водоемах, на суше

14. К двустворчатым моллюскам относят:

A. Осьминога
Б. Большого прудовика
B. Беззубку
Г. Виноградную улитку

15. К органам выделения виноградной улитки относят:

А. Почку
Б. Желудок
В. Печень
Г. Кишечник

16. Чернильная железа имеется у:

А. Всех моллюсков
Б. Двустворчатых
В. Головоногих
Г. Брюхоногих

17. К сельскохозяйственным вредителям относят:

A. Прудовики
Б. Беззубку
B. Виноградную улитку
Г. Слизня

VIII. Блиц-турнир

  1. Назовите основные классы моллюсков.
  2. Представители какого класса являются наиболее высокоорганизованными?
  3. В чем отличие раковины брюхоногих моллюсков от раковины двустворчатых моллюсков?
  4. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска и прилегает к раковине?
  5. Назови отделы тела брюхоногих и головоногих моллюсков.
  6. Большинство моллюсков защищает свое... тело раковиной, которую формируют клетки...
  7. Брюхоногие моллюски имеют мускулистый язык с... «зубами», образующими «...».
  8. Головоногие моллюски обладают уникальной в животном мире способностью к... движению.
  9. Самой высокоразвитой нервной системой среди беспозвоночных животных обладают... моллюски, имеющие крупный головной мозг.
  10. Защищаясь от врагов, головоногие моллюски выбрасывают... облако.
  11. Назови отделы тела двустворчатых моллюсков.
  12. Строение сердца моллюсков?
  13. Научное название корабельного червя?
  14. Назови группу организмов, от которых произошли моллюски?
  15. Значение моллюсков в природе?
  16. Роль моллюсков в жизни человека?

IX. Биологический лабиринт

X. Конкурс за лучшую эмблему

XI. Конкурс на знание терминов «Кто первый?»

  1. Щупальца – …
  2. Глохидии – …
  3. Конхиолин – …
  4. Бионика – …
  5. Жемчуг – …

XII. Подведение итогов

XIII. Домашнее задание

  1. Изучить текст учебника стр. 136-143.
  2. Задания в рабочей тетради.

Класс Брюхоногие моллюски, или Слизни

Класс, включает около $85$ тыс. видов, размер их варьирует от нескольких миллиметров до $15$ см. У большинства видов раковина закручивается в спираль и покрывает все тело. Слизни имеют маленькую раковину или она вообще редуцирована. Главным развитым органом является нога. Задняя часть ноги имеет роговую крышечку, которая плотно закрывает раковину в случае опасности или неблагоприятных условий.

Среди брюхоногих различают раздельнополых и гермафродитов. Оплодотворение внутреннее. Развитие их происходит за счет образования личинки, реже наблюдается стадия без личинки.

Данный класс акклиматизировался к самым разнообразным условиям существования. Они заселяют прибрежные зоны океанов, морей и других глубин, пресные водоемы. Некоторые виды приспособились к наземному существованию, населяя даже пустыни и вершины гор. Органами дыхания пресноводных и наземных форм, являются, так называемые, легкие. У морских обитателей, они представлены жабрами. Наземные моллюски имеют рожки на голове – это органы чувства. На концах рожек располагаются глазки.

Питаются брюхоногие моллюски непосредственно планктоном, водными и наземными растениями, червями, ракообразными и другими видами моллюсков.

Класс Двустворчатые моллюски

Данный класс типа моллюсков включает в себя около $20$ тыс. видов, большинство которых живут в морях, а некоторые из них заселяют пресные воды. Раковина двустворчатых моллюсков состоит из створок, соединенных между собой эластичной связкой. Каждая их створка в середине покрыта мантией. В случае опасности моллюск просто закрывает створки раковины. Это происходит за счет работы мышц. Для крепкого закрытия на створках имеют зубчики.

Замечание 1

Голова и органы чувств у двустворчатых редуцированы. Отсутствует также глотка, терка и слюнные железы.

В мантийной полости содержатся жаберные листы, которые омывают потоком воды.

  1. Так, циркуляция воды, в средине мантии, обеспечивает моллюска едой и кислородом.
  2. С ротовой полсти пища попадает в короткий пищевод, желудок и к кишечнику.
  3. Пищеварительный канал не имеет мышечных волокон, таким образом, пища передвигается за счет работы ресничного эпителия.
  4. Части еды, которые не возможны для пищеварения выводятся с помощью выводящего сифона.

Двустворчатые моллюски являются фильтрами воды.

Среди представителей двустворчатых различают и гермафродиты, и раздельнополые виды. Развитие включает как стадию личинки, так и может обходиться и без нее.

Класс Головоногие моллюски

Описано более $700$ видов головоногих. Раковина представлено рудиментарно. Ротовое отверстие имеет щупальца с присосками. Основную часть тела занимает голова. Органы зрения – глаза, аккомодация достигается отдалением и приближением кристаллика к сетчатке. Вкусовые рецепторы располагаются на языке и присосках щупальцев. Органы равновесия представлены статоцистами.

Замечание 2

Кровь голубого света, что доказывает наличие пигмента гемоцианин, что содержит Купрум. Головоногие имеют три сердца.

Главное сердце состоит из предсердия и желудочка, его функция заключается в обеспечение потока крови по телу. Другие два сердца проталкивают сквозь жабры кровь.

Рот небольшой, мышечная глотка имеет роговой клюв.

Головоногие исключительно хищники. Питаются рыбой, крабами, черепахами и людьми. Движение их реактивное.

Головоногие моллюски исключительно раздельнополые. Оплодотворение внутреннее. Самец щупальцем переносит сперматозоид в половое отверстие самки. Развитие прямое.

Замечание 3

Так как раковина редуцированна, защитой для головоногих служит изменение окраски их тела. Под кожей у моллюсков содержится различные пигменты.

Моллюски – это тип животных, в который входит несколько десятков тысяч различных их видов. Да, моллюски – это не рыбы, не пресмыкающиеся и не земноводные существа, а именно животные ! Всех моллюсков объединяет одно свойство – мягкое тело (отсюда в переводе с латинского языка и слово «моллюск»). А еще почти все моллюски имеют раковину – панцирь, в который прячут для защиты от внешнего мира свое хрупкое мягкое тело. Некоторые моллюски, например, наземные слизни, утратили раковину и обходятся без нее.

Собирание разнообразных красивых раковин – это очень интересное увлечение многих людей. Коллекционеры раковин, а также ученые, которые изучают моллюсков, называются малакологами.

Головоногие моллюски

Головоногие моллюски встречаются в природе очень редко. При этом это самые «умные» и развитые во всех отношениях представители данного вида. Часто головоногие даже заботятся о своем потомстве, что вообще не характерно для моллюсков. Можно сказать, что головоногие - элита всего типа моллюсков. К ним относятся кальмары, редкостные наутилусы («кораблики»), каракатицы, осьминоги… Чаще всего головоногие моллюски – хищники.

Тело любого моллюска чаще всего состоит из головы, туловища и ноги. Нога у головоногих в процессе эволюции превратилась в щупальце.

Это не только самые развитые, но и самые крупные моллюски не Земле. Некоторые виды кальмаров могут достигать в весе нескольких тонн.

Брюхоногие моллюски

Если вам попадется в природе моллюск, то в восьми случаях из десяти он окажется брюхоногим. Брюхоногие моллюски – это те же улитки. Так что неспешно ползущая после утреннего дождя по дорожке парка улитка – это брюхоногий моллюск на вашем пути. Брюхоногими моллюсками они зовутся из-за того, что нога у них, что характерно для моллюсков вообще, растет из туловища.

Интересно, но улитки чаще всего имеют признаки обоих полов, то есть каждая их особь – это гермафродит. Живут они, как и другие моллюски, и в море, и на суше, и в пресных водоемах. Впрочем, чаще всего брюхоногого вы обнаружите в морской воде.

Некоторые брюхоногие, то есть слизни и легочные улитки, приспособились даже дышать легкими на суше.

Двустворчатые моллюски

Двустворчатые моллюски имеют раковину из двух створок, оттого так и названы. К ним относятся, например, морские мидии, морские гребешки, устрицы, морские финики, корабельные черви. Такие моллюски чаще всего делятся на особей мужского и женского полов. А еще у двустворчатых моллюсков обычно нет головы, и соответственно, и глаз, и ушей. Часто у них и ноги, характерной для брюхоногих моллюсков.

Живут такие существа неспешно, как и улитки, они малоподвижны или вообще не двигаются с места всю жизнь, прикрепившись с помощью водорослей к скале, например. Они лежат на дне ли зарываются в ил. Иногда двустворки вообще врастают в окружающую среду панцирем и не могут больше пошевелиться. Некоторые небольшие и скромные двустворки живут более ста лет, и могут прожить и до 500!

Это очень живучие моллюски. Такой удивительный двустворчатый моллюск, как арктический гребешок, способен жить в воде при температуре ниже нуля, подо слоем льда. А корабельные черви способны специальным сверлильным органом прогрызать ходы в древесине, забираться туда и там обитать.

Моллюски в жизни человека

Моллюски для человека – это и еда, и домашние любимцы, и «поставщики» сувениров, красивых раковин. Кальмары, жареные мидии, вареные морские гребешки – это деликатес для человека, а улитки ахатины используются как косметическое и лечебное средство. С их помощью делают массаж и освежают лицо косметологи. Существует также ряд съедобных улиток, которые выращивают на фермах для дальнейшего употребления в пищу. Во многих азиатских странах также употребляют в пищу слизней.

Морские гребешки из класса брюхоногих способны создавать створками своей раковины реактивное движение. Наблюдения за ними были полезны для ученых при создании реактивных двигателей. А наутилусы из класса головоногих – пример для механиков и для ученых-гидравликов своим сложным устройством. Наутилус умеет, накачивая в свою особую камеру газ, всплывать и погружаться, как подводная лодка. На основе его строения и спроектированы были первые подводные лодки.