Open
Close

Главный герой произведения смерть чиновника. О чём рассказ "Смерть чиновника"? (Чехов А

Сочинение

В «Смерти чиновника» чин героя не назван вовсе, из чего можно заключить, что поведение Червякова определялось не им. Указана лишь должность - небольшая (экзекутор - хозяйственный исполнитель «при канцелярии или присутственном месте»), но достаточная, чтобы Иван Дмитрич мог - престижа ради - наведываться в театр, о чем Акакий Акакиевич не помышлял и во сне. В социальном статусе чеховского чиновника полностью устранены те жалкие житейские условия, которые питали робость и начальственный трепет у Акакия Акакиевича. Это позволяет Чехову исключить объяснение гибели Червякова страхом и перенести внимание читателя с причин внешних (общественных) на внутренние – психологические и нравственные.
Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. И делает это он, в отличие от Макара Девушкина, по своей воле и с удовольствием. Впрочем, имел ли чеховский экзекутор то чувство своей личностной неповторимости, которым пуще всех земных благ дорожил маленький человек Достоевского? Этот вопрос уже прямо ведет к разгадке того, отчего умер герой «Смерти чиновника».
Червяков был чиновником не по функциональному положению в обществе, а по своей внутренней нравственно-психологической сущности. И эта сущность раскрыта в рассказе немногими, но удивительно точными и емкими деталями. Главные опорные слова здесь – персона, червяк, извиниться и объяснить.
Исходная ситуация рассказа «чиновник младший и старший» движется у Чехова возрастанием взаимного непонимания между экзекутором и генералом. Высокий бюрократический ранг Брюзжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своем малом чине не личность, а персонификация бюрократической системы, основанной на неукоснительном преклонении ее нижестоящих членов над вышестоящими, независимо от индивидуальных качеств или заслуг. В особенности же перед ее столпами или, по Червякову, «персонами»: статскими или нестатскими генералами. Для чеховского экзекутора такое преклонение в форме самопринижения стало не просто нормой, а потребностью.

Русские авторы в большинстве своем не жаловали чиновников, со стародавних времен именуемых в народе «крапивным семенем», что не мешало им создавать яркие варианты этого общественного типа. Здесь были чиновники, служащие, вопреки понятию Чацкого, не делу, а именно лицам; были угодники и лицемеры Молчалины с их «умеренностью и аккуратностью»; были и плотоядные щедринские Зубатовы и его же идеология прямой линии и общества-казармы.
Чеховский Червяков ни к одной из этих чиновничьих «пород» не принадлежит: он не карьерист и не взяточник, не идеолог и не лицедей, так как никаких намеков на это в рассказе нет. Червяков – чиновник как таковой, человек, в буквальном смысле воплотивший в себе и собой идею чиновничества. В свете литературного своеобразия чеховского героя более нежели точно есть определение, данное в первой же строке рассказа: «прекрасный экзекутор». Экзекутор – это чиновник при канцелярии или присутственном месте. Однако у Чехова этого «при» как раз и нет: Червяков - экзекутор вообще, исполнитель не каких-то конкретных людей или обязанностей, а исполнитель от природы. Но именно исполнять, а не «сметь свое суждение иметь» и положено чиновнику в идеале понятия. Иное дело, что такое исполнение неминуемо, как показывает Чехов, ведет к холопству, обратной стороной которого оказывается насилие. Ведь слово экзекутор одного корня с экзекуцией, означающей во французском языке не только исполнение, но и наказание. Его-то по отношению и к генералу Бризжалову, и главным образом к самому себе и совершает, не подозревая об этом, герой «Смерти чиновника».
Итак, чеховский Червяков - чиновник не по роду службы или должности, а по натуре. Это тип не столько социальный или социально-психологический, сколько нравственный. Он существует в любой среде и в любом народе (кстати, имя Червякова - Иван, наиболее частотное как в России, так - в его иноязычных аналогах - и в других странах Старого и Нового Света), может быть и тощим (как соответствующий герой из рассказа Чехова «Толстый и тонкий»), и весьма импозантным. В названном качестве он, увы, вечен и бессмертен ничуть не меньше, чем тип романтика или реалиста, мечтателя или прагматика.
Все это не мешает ему оставаться и той разновидностью маленького человека, которая в русской литературе была осознана и художественно воплощена именно Чеховым. Гоголь и Достоевский открыли в бедном чиновнике человека. Чехов показал, что маленький человек нисколько не меньше, чем всякий иной, способен быть от природы чиновником.
Уже история пушкинского Самсона Вырина и его блудной, но, в отличие от ее евангельского прототипа, так и не вернувшейся к своему отцу дочери, пробуждала в душе читателя глубокое участие к «сущим мученикам четырнадцатого класса». Пафосом своей «Шинели» Гоголь провозглашал право маленького человека на то, чтобы окружающие отнеслись к нему как брату своему во Христе. Право на личность отстаивал в «Бедных людях» маленький человек Достоевского. Герой чеховской «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворен в совсем ином праве - праве на пресмыкательство.


Чехов писал немало произведений о "маленьком человеке". Как правило, в их основе лежит какой-либо смешной случай, казус, произошедший с автором или увиденный им.

"Смерть чиновника" также имеет эту тему. Главный герой - Червяков Иван Дмитрич, имеет незначительную должность. Он, как и все люди, хочет большего, и поэтому старается вести себя воспитанно, культурно.

Именно поэтому он чувствовал себя неловко, когда случайно чихнул на генерала, и пытался загладить вину. Генерал скоро забыл об этом случае, поэтому постоянные извинения Ивана Дмитриевича вывели его из себя. Главный герой не выдержал, как ему показалось, позора, и умер.

Этот рассказ о мыслях "маленького человека". Он привык извиняться, подчиняться. Герой никак не может понять, что для некоторых его проблемы-сущий пустяк. Он не принимает ничего нового. Все это привело от незначительной мелочи к смерти.

Обновлено: 2017-01-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Сюжет

Рассказ Смерть чиновника был включён в "Пёстрые рассказы"

Однажды вечером экзекутор Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр. Он был на вершине блаженства. Но вдруг он чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов генерал, думая, что тот смеётся над ним, выгнал Червякова.

Журнал "Осколки". Именно в нём впервые был издан рассказ "Смерть чиновника"

Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер.

Персонажи

  • Иван Дмитриевич Червяков - чиновник.
  • жена Ивана Дмитриевича Червякова
  • статский генерал Бризжалов

О рассказе

  • «Смерти чиновника» чин героя не назван вовсе, из чего можно заключить, что поведение Червякова определялось не им.

Указана лишь должность - небольшая (экзекутор - хозяйственный исполнитель «при канцелярии или присутственном месте»), но достаточная, чтобы Иван Дмитрич мог - престижа ради - наведываться в театр, о чем Акакий Акакиевич не помышлял и во сне. В социальном статусе чеховского чиновника полностью устранены те жалкие житейские условия, которые питали робость и начальственный трепет у Акакия Акакиевича. Это позволяет Чехову исключить объяснение гибели Червякова страхом и перенести внимание читателя с причин внешних (общественных) на внутренние – психологические и нравственные.

Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. И делает это он, в отличие от Макара Девушкина, по своей воле и с удовольствием. Впрочем, имел ли чеховский экзекутор то чувство своей личностной неповторимости, которым пуще всех земных благ дорожил маленький человек Достоевского? Этот вопрос уже прямо ведет к разгадке того, отчего умер герой «Смерти чиновника».

Червяков был чиновником не по функциональному положению в обществе, а по своей внутренней нравственно-психологической сущности. И эта сущность раскрыта в рассказе немногими, но удивительно точными и емкими деталями. Главные опорные слова здесь – персона, червяк, извиниться и объяснить.

Исходная ситуация рассказа «чиновник младший и старший» движется у Чехова возрастанием взаимного непонимания между экзекутором и генералом. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своем малом чине не личность, а персонификация бюрократической системы, основанной на неукоснительном преклонении ее нижестоящих членов над вышестоящими, независимо от индивидуальных качеств или заслуг. В особенности же перед ее столпами или, по Червякову, «персонами»: статскими или нестатскими генералами. Для чеховского экзекутора такое преклонение в форме самопринижения стало не просто нормой, а потребностью."

Экранизация

"Смерть чиновника" была экранизирована в фильме Эти разные, разные, разные лица.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Смерть под парусом
  • Смерч (фильм)

Смотреть что такое "Смерть чиновника" в других словарях:

    Смерть Ивана Ильича - Жанр: Повесть

    сладкая смерть - А тут с милым вместе! По крайней мере сладкая смерть! .. И она неистово целовала своего чиновника, смеялась и с растрепанными курчавыми волосами, с блестящими глазами была хороша, как никогда. А.Куприн, Яма. Я умру от её руки! подумал… … Словарь оксюморонов русского языка

    Анекдот - АНЕКДОТ. В переводе с греческого слово «А.» обозначает «неизданное» и у древних служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Позднее (как напр. у византийского историка VI в. Прокопия в его «Тайной истории») под А. стали понимать… … Литературная энциклопедия

    Фокин, Владимир Петрович - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата … Википедия

    Владимир Петрович Фокин

    Владимир Фокин - Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

    Фокин, Владимир - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

    Фокин Владимир Петрович - Владимир Фокин Имя при рождении: Владимир Петрович Фокин Дата рождения: 8 сентября 1945 Место рождения: Харьков … Википедия

    Чехов, Антон Павлович - один из самых выдающихся современных европейских писателей. Отец его был крепостным, но выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вел собственные дела. Семья Ч. вообще талантливая, давшая нескольких писателей и художников. Ч.… … Большая биографическая энциклопедия

Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» - это одно из ранних произведений писателя, в 1886 году вошедшее в сборник «Пестрые рассказы». Написано оно было в духе художественного реализма. Это направление в литературе в России получило развитие во второй половине XIX века. В конце произведения писатель выходит за его рамки, так как насмешки над смертью он считал недопустимыми.

Чехов, «Смерть чиновника»: краткое содержание, анализ

Тема «маленького» человека - чиновника, который зачастую без всяких причин находится в постоянной неуверенности и замешательстве, поставлена здесь на первый план. Именно так автор протестует против всякого подавления личности. Краткое содержание рассказа Чехова «Смерть чиновника» очень ярко отображает все последствия такого обращения.

Герои

Всего три персонажа присутствуют в рассказе. Это чиновник низкого ранга Червяков Иван Дмитриевич, его жена и генерал Бризжалов. Главное внимание произведения нацелено на чиновника, который стал объектом насмешки. А вот характер остальных персонажей оставляет нераскрытыми А. П. Чехов. «Смерть чиновника» (краткое содержание) описывает Червякова маленьким, жалким и комичным человеком. Неподдельный смех вызывает его глупая и нелепая настойчивость, а его унижение порождает жалость. В своих настойчивых извинениях перед генералом он переходит все границы и отрекается от своего человеческого достоинства.

Противопоставление

Разбирая тему «Чехов, «Смерть чиновника»: краткое содержание, анализ», надо отметить, что автор в сюжете противопоставляет две личности. Это начальник и подчиненный.

Именно с конфликта начинает рассказ А. П. Чехов «Смерть чиновника». Краткое содержание показывает его традиционное развитие: генерал Бризжалов в итоге закричал на подчиненного, из-за этого Червяков умирает от остановки сердца. Казалось бы, привычная схема для сюжета. Однако в произведении есть присутствие неких новаторских приемов, ведь генерал раскричался на подчиненного только после того, как тот сам же довел его своими назойливыми извинениями.

Комический и несколько неожиданный разворот событий заключается в мировоззрении чиновника Червякова, который умер совсем не из-за страха, а от того, что генерал, как человек высокого чина, нарушил его «святые принципы».

Чехов не изменил своему стилю, его лаконичность поражает. В его произведениях всегда таится глубокий смысл, познать который можно только через художественные детали.

Краткое содержание рассказа «Смерть чиновника», Чехов

Теперь, собственно, можно приступить к самому сюжету произведения. Мелкий чиновник Иван Дмитриевич Червяков, выполняющий обязанности завхоза учреждения, сидит во втором ряду, глядит в бинокль и наслаждается опереттой французского композитора Планкетта «Корневильские колокола». Тут его лицо сморщилось, глаза подкатились, дыхание сперло, он нагнулся и чихнул. Червяков был человеком очень вежливым, он вытерся платочком и огляделся по сторонам, не помещал ли он кому-нибудь своим чиханьем. И вдруг обнаружил, что старичок, сидевший спереди, вытирает лысину платком и что-то бормочет. Приглядевшись внимательнее, Иван Дмитриевич увидел, что это не кто иной, как статский генерал Бризжалов. От этого ему становится дурно. Он неловко подтянулся к нему и стал шептать на ухо слова извинения.

Пустяки

Продолжает Чехов «Смерть чиновника» (краткое содержание произведения мы представляем в обзоре) тем, что генерал ответил, что, в общем-то, ничего страшного не произошло. Но тот продолжал и дальше извиняться, тогда генерал попросил дать ему спокойно дослушать оперетту. Но чиновник все не унимался и даже в антракте подошел к генералу и стал просить прощения, на что тот ответил, что уже давно позабыл об этом.

Но теперь Червякову показалось, что генерал съехидничал и, наверное, подумал, что он хотел в него плюнуть. Чиновник пришел домой и рассказал жене о случившемся, она испугалась и сказала, что слишком легкомысленно муж отнесся к этому, что надо пойти на прием к генералу и еще раз попросить прощения.

На следующий день, нарядившись в новый мундир, он отправляется к генералу. У которого оказалось много посетителей в приемной. Опросив нескольких посетителей, генерал увидел Червякова, который опять начал со своих нелепых извинений из-за вчерашнего. Бризжалов достойно отвечал: «Да полно! Какие пустяки!»

Извинения

Но Червяков все не останавливался и предложил даже написать объяснительное письмо. И тут генерал не выдержал и раскричался на него, посчитав, что тот просто издевается над ним. Однако Червяков в недоумении бормотал, что ему совсем не до смеха.

В общем, придя домой, он подумал и решил опять завтра идти к генералу. На следующий день Бризжалов уже просто не смог этого выдержать и заорал на него: «Пошел вон!»

Вот так завершает Чехов «Смерть чиновника». Краткое содержание в конце повествует о том, что Червякову стало плохо, он попятился к двери и машинально поплелся домой. Вернувшись в квартиру, он прямо в вицмундире лег на диван и умер.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действие начинается в театре «Аркадия» во время спектакля «Корневильские колокола ». Мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, неосторожно чихнув, обнаруживает, что потревожил сидящего в первом ряду зрителя - статского генерала Бризжалова. Извинившись за конфуз и услышав в ответ «Ничего, ничего…», Червяков, тем не менее, продолжает беспокоиться из-за своей оплошности. В антракте он вновь обращается к генералу со словами извинения, а на следующий день, посоветовавшись с женой, приходит в приёмную Бризжалова и пытается объяснить, что обрызгал его нечаянно. После очередного визита назойливого посетителя, стремящегося рассказать, что его чихание произошло не от злого умысла, генерал срывается на крик. Потрясённый чиновник возвращается домой, ложится на диван и умирает .

    История создания и публикация

    Согласно воспоминаниям младшего брата Чехова - Михаила Павловича , анекдотичную историю про чиновника, чихнувшего во время спектакля, Антон Павлович услышал во время пребывания в имении Бабкино от управляющего императорскими московскими театрами Владимира Бегичева , который утверждал, что такой случай действительно произошёл в Большом театре . Литературоведы, воспроизводя эти сведения, тем не менее делают оговорку о том, что рассказ «Смерть чиновника» был написан в 1883 году, тогда как Чехов впервые посетил Бабкино двумя годами позже .

    Вторая версия, связанная с возможными источниками для чеховского сюжета, восходит к распространённым в ту пору байкам о проделках и розыгрышах поэта и юмориста, одного из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова . В театральной среде рассказывали о том, как, придя на спектакль, Жемчужников сознательно наступил на ногу некоему вельможе, после чего начал изводить того своими ежедневными визитами и просьбами о прощении. Третья гипотеза относится к реальным событиям, произошедшим в январе 1882 года в родном городе Антона Павловича - Таганроге . По информации одного из знакомых писателя, А. В. Петрова, после конфликта с местным почтмейстером старший сортировщик Щетинский попытался принести свои извинения. Они не были приняты. Пребывая в отчаянном состоянии, Щетинский покончил жизнь самоубийством .

    Приступая к написанию рассказа, Чехов сообщил издателю литературно-художественного журнала «Осколки » Николаю Лейкину , что готовит для него «экспромтец»: «Суббота у меня Ваш день». Работа шла быстро: рассказ был начат 25 июня 1883 года и закончен 26-го. В конце июня Лейкин известил писателя, что к нему поступили рукописи сразу двух чеховских произведений - речь шла о «Смерти чиновника», а также об очерке из цикла «Осколки московской жизни». По словам издателя, «и то, и другое прелестно» . Рассказ, имевший подзаголовок «Случай» и подписанный первым литературным псевдонимом Антона Павловича - А. Чехонте, был опубликован в 27-м номере «Осколков», вышедшем в свет 2 июля 1883 года .

    Персонажи

    В произведении действуют только два персонажа: экзекутор с «говорящей фамилией» Червяков и статский генерал Бризжалов, причём первый по службе не зависит от второго - это подчёркивается фразой, которую мысленно произносит Иван Дмитрич после чихания: «Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко». Далее начинается череда извинений, посещений, объяснений, завершающаяся тем, что измождённый визитами оправдывающегося незнакомца генерал начинает топать ногами. Его фраза «Пошел вон!» фактически убивает Червякова - услышав её, чиновник «машинально» возвращается домой и, не сняв нового вицмундира, умирает. По словам литературоведа Георгия Бердникова , в основе поведения Червякова лежит не страх перед генералом, а общий пиетет по отношению людям, имеющим высокий чин .

    Извиняется он, так сказать, по принципиальным соображениям, считая, что уважение к персонам есть священная основа общественного бытия, и он глубоко обескуражен, что извинения его не принимаются .

    Через три года после выхода «Смерти чиновника» Чехов заметил в письме к старшему брату Александру Павловичу , что «угнетённые коллежские регистраторы » (под которыми подразумевался обобщённый образ «маленького человека ») постепенно уходят в прошлое: «Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их пр[евосходительст]вам». В ряду этих новых героев стоит и Червяков, который умирает не от трепета перед начальством, а оттого, что исповедуемые им принципы уважения к важным персонам оказались низвергнутыми .

    Литературные параллели

    Исследователи, отмечая тематическую близость «Смерти чиновника» с гоголевской «Шинелью » и другими произведениями русской литературы, рассказывающими о судьбах «маленького человека», одновременно подчёркивали, что Чехов своим коротким рассказом не только переосмыслил, но и фактически закрыл эту тему для XIX века . По мнению литературоведа Игоря Сухих , маленькая сценка из жизни Червякова и Бризжалова по своему драматизму стоит вровень с историей о титулярном советнике Акакии Акакиевиче Башмачкине, умершем после того, как на него накричало «значительное лицо» .

    Однако чеховские герои уже отличаются от обитателей гоголевского мира. Если персонажи «Шинели» существуют в соответствии с логикой своего представления об узаконенной иерархии (начальству дозволено кричать на подчинённых, а тем положено пугаться), то в «Смерти чиновника» генерал и экзекутор «изначально говорят на разных языках, у них не одна, а две логики, понимание здесь невозможно принципиально» . По замечанию литературоведа Михаила Громова, робкий и смиренный Башмачкин не решился бы появиться в театральном зале в непосредственной близости от начальства, как это делает Червяков. В то же время чеховский экзекутор своей назойливостью настолько изнуряет генерала Бризжалова, что в минуту гнева тот превращается в «настоящего, грозного, гоголевского» героя .

    Писатель Сергей Савинков полагает, что Чехов с его тонкой ироничностью стремился внести элемент пародии в тему взаимоотношений сиятельных персон и мелких служащих. В русской литературе она нередко развивалась в ситуациях, когда безотчётный страх перед начальником сковывал подчинённых при одном взгляде на «божество». Так, тот же Акакий Акакиевич при виде «значительного лица» доходит до полуобморочного состояния. Герой романа Достоевского «Бедные люди » Макар Девушкин в схожем эпизоде «чувств лишился». В финале «Смерти чиновника» подобным образом реагирует на генеральский гнев и Червяков, в животе у которого «что-то оборвалось». В то же время одобрительный знак внимания со стороны сановных лиц воспринимается «маленькими людьми» с благоговением, граничащим с экстазом .

    По словам Савинкова, Чехов сознательно включил в «Смерть чиновника» «гоголевско-достоевсковские канонические черты», но при этом почти в каждом эпизоде сумел опровергнуть прежние литературные традиции. Его генерал не рассердился от чихания сидящего сзади зрителя. Червяков, обрызгав Бризжалова, не испугался, а всего лишь расстроился .

    Испытывает же он «облегчение» только тогда, когда доводит генерала до необходимой кондиции: Бризжалов во гневе синеет, трясется и топает ногами. А Червяков «млеет от ужаса», испытывая сразу все вместе: и гоголевский страх и трепет, и достоевсковское умиление. И этот верх его смертельного блаженства ни в коей мере не сравним с тем, которое он ощущал, глядя в бинокль со второго ряда кресел на принесшие моду на канкан «Корневильские колокола» .

    Роль рассказчика

    В «Смерти чиновника» интонацию во многом определяет голос рассказчика. Этот невидимый персонаж периодически появляется в произведении и сопровождает происходящее в нём действие оценочными суждениями и собственными комментариями. Так, в самом начале повествования рассказчик не только упоминает, что история начинается «в один прекрасный вечер», но и даёт весьма ироничную характеристику Червякову: «не менее прекрасный экзекутор». Он стремится внести в текст элемент интриги: «Но вдруг… В рассказах часто встречается это „но вдруг“». Время от времени рассказчик включает в текст, казалось бы, не относящиеся к сюжету восклицания и умозаключения: «Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!» .

    «Внезапность», о которой говорит рассказчик, касается не только чихания, но и всей дальнейшей реакции генерала вплоть до смерти чиновника. Не случайно «смерть» вынесена в заглавие. Она тоже есть внезапность… «Смерть чиновника» обозначает ещё и смысловой перевертыш: умер не человек, умер именно чиновник .

    Отзывы и рецензии

    Критики в течение трёх лет обходили своим вниманием «Смерть чиновника» - первая рецензия появилась только в 1886 году, после того, как произведение было опубликовано в сборнике «Пёстрые рассказы». Журналист Владимир Петерсен, печатавшийся под псевдонимом Н. Ладожский, поместил в «Санкт-Петербургских ведомостях » (1886, № 167) статью, в которой расценил историю про генерала и экзекутора исключительно как шарж, вызывающий улыбку. Подобное отношение к рассказу как к занимательной театральной байке сохранялось в среде рецензентов весьма долго. Так, беллетрист Александр Измайлов , подготовивший литературный обзор для газеты «Биржевые ведомости » (1898, № 200), назвал «Смерть чиновника» «карикатурой, далёкой от жизни» .

    Постепенно в литературной критике начал формироваться новый взгляд на проблему, поднятую в «Смерти чиновника». Историк литературы Семён Венгеров , обнаруживший, как и его предшественники, в рассказе элементы анекдота, одновременно заметил, что в забавной чеховской истории присутствует и «психологическая и жизненная правда». В статье, опубликованной в «Вестнике и библиотеке для самообразования» (1903, № 32), он писал, что «забитость мелкого чиновника, для которого сановник в полном смысле слова какое-то высшее существо, опять-таки схвачена в этом шарже в самой своей основе». Писатель Платон Краснов обратил внимание на то, насколько точно Чехов попал своим рассказом в нерв времени:

    Прежде всего средний современный человек отличается болезненным, чисто нервным, беспокойством… Достаточно вспомнить чиновника («Смерть чиновника»), чихнувшего в театре на лысину сидевшего перед ним генерала, как этот человек страшно обеспокоился, стать надоедать генералу с извинениями и наконец умер от тревоги .

    Экранизации

    Ещё одна экранизация рассказа «Смерть чиновника» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица… ». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию .

    Примечания

    1. , с. 507.
    2. , с. 82.
    3. , с. 139.
    4. , с. 81.
    5. , с. 506.
    6. , с. 505-506.
    7. , с. 505.
    8. , с. 83.
    9. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова . - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1987. - 184 с.