Open
Close

Приемы в речи оратора. Риторические приемы в публичном выступлении (или цветы красноречия)

Взаимодействие между людьми в сфере бизнеса невозможно без умения убедительно, красиво и ясно излагать свои мысли. Произнесение речи со знанием дела, стройно и изящно – признак образованного человека. Каждому, перед кем встаёт необходимость публичных выступлений, приходит на помощь риторика.

Риторические приёмы, такие как анафора, аналогия, триады, метафоры и сравнения помогут обосновать и защитить собственную точку зрения, мотивируют слушателей.

Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.

Конечная цель риторики – воздействие на людей. Здесь особую значимость приобретает выразительность речи и изобразительно-выразительные средства. Создание оратором яркого образа способствует закреплению информации в умах слушателей. Это ещё не означает убедить, но создаёт благоприятные условия для убеждения аудитории.

Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.

  1. Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
  2. Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
  3. Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
  4. Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории. Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.

Понятие «общая и частная риторика» появилось в начале XIX века и предполагало разделение науки красноречия на две части. К общей относилось исследование соответствия стиля речи представляемому объекту. К частной – составление деловых документов.

Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.

Жанры красноречия

В ораторском искусстве выделяют следующие риторические жанры:

  • Лекция (публичная, в учебном заведении).
  • Доклад (научный, отчётный).
  • Беседа – свободное обсуждение тем.
  • Диспут – обсуждение вопроса.
  • Дискуссия – обмен мнениями с соблюдением регламента.

Три главных правила риторики

Правила риторики отличаются разнообразием, при этом фундаментальных всего три:

  1. Тезис и лозунг.
  2. Формула Цицерона.
  3. План и эпистема.

Основные правила риторики следует знать и активно использовать в процессе работы над речью.

Этапы работы оратора

Каждый этап ораторской деятельности рассматривает определённые разделы риторики.

Инвенция

Это первый раздел науки красноречия. На этом этапе разрабатывается предмет речи, стратегия, формируется замысел, подбирается материал.

Так как впечатляющая речь основывается на глубокой и яркой мысли, то инвенция представляет собой своеобразный центр риторики. Оратор ничего не изобретает на этом этапе, инвенция предполагает применение правил и приёмов, позволяющих собрать материал для выступления. Инвенция – это поиск и нахождение замысла речи. С одной стороны, инвенция подразумевает поиск способов убедить слушателей. С другой, когда выступление не преследует цель убеждения, оратору нужно говорить по существу, логично излагая мысли. Инвенция даёт шанс подумать, установить связь между мыслями.

При подборе материала используются 4 источника:

  1. Собственный опыт.
  2. Чтение литературы.
  3. Наблюдения и рассуждения.
  4. Опросы и беседы.

Чаще всего материала оказывается больше чем нужно. В этом случае подбор тем, тезисов и цель служат помощниками в отборе главного.

Инвенция делится на две части: топика и аргументация.

  • Топика. Топы (топосы) – это смысловые модели речи или её общие места, определяющие содержание. Бывают внутренние, которые опираются на предмет, его качества, структуру и внешние, отталкивающиеся от знаний о предмете.

Внутренние топы:

  • Определения. Речевые топосы определения помещаются в начале выступления, обозначают сущность предмета, о котором пойдёт речь. Иногда их называют топы сущности. Определение в риторике отличается от научного, содержит оценку, помогает созданию образа.
  • Рядом с определением стоит топ имени. Имя подталкивает слушателей присмотреться и проанализировать ключевые слова. При этом объект и его имя не одно и то же. Имя важно, потому что наделяет предмет конкретностью, определённостью. Имя заключает в себе понимание и оценку.
  • Отношения. Места, с точки зрения которых, анализируются взаимосвязанные предметы и явления представляют собой топосы отношений.
  • Сравнения. Топы сравнения употребляются в речи как средство описания, повествования или доказательства. Применяются сравнения и противопоставления.
  • Обстоятельственные.Обстоятельственные топы характеризуют возможный или реальный факт, значимы при описании и рассказе. На основании топов обстоятельства строятся речи адвокатов и обвинителей.

Внешние топы:

Комбинирование смысловых видов, которые совместно выражают слияние и пропорции ценностей определённого мировоззрения или традиций – это внешние топосы. Они бывают:

  • Ссылка на авторитетные источники (цитаты).
  • Ссылка на собственный опыт, свидетельства очевидцев либо на опыт аудитории.
  • Топосы-ссылки на существующие в общественном сознании мнения (поговорки, традиции, пословицы, предрассудки).
  • Слухи – топы, в соответствии с которыми оратор ссылается на сведения из неподтверждённых источников.
  • Свидетельства, полученные под присягой. Это топы, существующие в сфере юриспруденции.
  • Документы. Оратор подтверждает тезисы письменными источниками.
  • Закон – топосы, которые предполагают подтверждение слов ссылкой на законодательство.
  • Прецедент. Топы, в соответствии с которыми оратор подтверждает тезис похожими случаями из прошлого.

Аргументация

Инвенция предполагает обдумывание оратором приводимых в речи аргументов. Предлагаются аргументы, поддерживающие либо опровергающие определённое мнение. Иногда для обоснования представляемых положений выступающий использует другие положения, истинность которых не вызывает сомнений.

Применение аргументов в риторике напоминает логическую аргументацию. Однако логика и риторика не совпадают полностью, их похожесть только внешняя. Логика и риторика имеют следующие различия:

  • Риторика направлена на изменение точки зрения людей, логика – на доказательство положения.
  • Риторика использует вероятные утверждения, значимыми оказываются мнения. Логика служит для получения наукой знаний, потому её утверждения истинны.
  • Использование аргументов в риторике шире, чем в логике, приводятся случаи из жизни, примеры.
  • В логике сначала обоснование, затем вывод. В риторике – наоборот.
  • Риторика доказывает значимые для общественности положения.

Логика и риторика тесно переплетаются: без научно доказанных тезисов невозможно грамотно аргументировать выступление, произвести впечатление, убедить слушателя. Логика и риторика – взаимодополняющие дисциплины.

Инвенция определяет, о чём будет говорить оратор, рассматривает предмет речи, выделяет основные моменты, рассматривает их детально, подбирает доказательства тезисов. Инвенция и диспозиция не имеют отчётливых границ, собирая материал, автор обдумывает структуру его преподнесения и воплощение идеи.

Диспозиция

В этом разделе рассматривается структура выступления, композиция речи, собранный материал организовывается, что обеспечивает последовательность изложения.

Диспозиция делит выступление на микрожанры или речевые акты. Границы актов – перемена установок оратора. Последовательность микрожанров выступления, связь его составных частей, приём построения текста – композиция речи. Композиция представляет собой форму, в которой текст доносится до слушателя. При этом композиция тесно связана с содержанием – с её помощью автор объединяет или расчленяет речь.

Композиционное построение включает три этапа:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Самыми информативными являются начало и конец предложения или текста. Для лёгкости восприятия диспозиция выделяет важные мысли с помощью схемы выдвижения (намеренного выделения части речи).

Диспозиция как раздел риторики изучает крупные жанры, такие как:

  • Обращение.
  • Именование тем или вступление.
  • Повествование – история вопроса.
  • Описание – как обстоят дела на момент выступления.
  • Доказательство – перечисляются аргументы.
  • Опровержение – приводятся контраргументы.
  • Воззвание к чувствам.
  • Заключение.

Более мелкие жанры, такие как клятва, обещание, угрозы и многие другие комбинируются в речи, именно к подобным сплетениям сводится выступление.

Элокуция

Раздел посвящён выразительности и эффектности выступления. Элокуция подразумевает воплощение замысла, и оформление построенного в определённой последовательности содержания в текст.

Элокуция поддерживает тесную связь с понятием стиля, так как стиль – это специально отобранные речевые средства, отражающие смысловые модели. С помощью стиля происходит создание образа реальности, словами (слогом) формируется образ речи. Слог – часть стиля. Специфичными для риторики качествами являются лёгкость, живость и гармоничность слога.

Воплощая замысел словами, элокуция преследует цели:

  • Уместность употребляемых средств лексики.
  • Грамотная конструкция фразы.
  • Совершенствование мыслей выступления.
  • Построение структуры текста и его частей.

Элокуция при работе над лексикой речи рассматривает языковой статус слов (общелитературная, профессиональная лексика), как употребляется слово в настоящее время, отношения слов в языке по смыслу.

При конструировании фразы элокуция учит оратора преподносить мысли в виде модели, которой последует аудитория или чтобы слушатели сформировали собственные умозаключения на основе этой модели. Элокуция представляет равномерное и неравномерное построение фразы. Равномерность предполагает монотонность, поэтому нужно разнообразить длину фраз. Неравномерное построение создаёт впечатление напряжённости речи, привлекает внимание, но чрезмерное увлечение приёмом утомляет аудиторию.

Элокуция для усиления эффекта использует слитность и прерывность передачи замысла (период), прогрессии, связанность, объёмность речи, моноцентричность и полицентричность фраз.

Для придания выразительности выступлению элокуция предлагает употреблять риторические тропы – переносное значение слов и выражений. При этом в риторике эти слова и выражения сохраняют свою выразительность и образность.

Усилить образность и экспрессивность элокуция рекомендует с помощью риторических фигур прибавления, убавления и размещения.

Риторический вопрос, восклицание или риторическое обращение служат для создания диалога между оратором и слушателем, поэтому они называются фигурами диалогизации.

Мемория

В разделе изложены приёмы запоминания речи.

Акция

Рассматриваются аспекты произнесения речи перед слушателями.

Типы и виды аудиторий

Успех выступления напрямую зависит от слушателей. Аудитории условно разделяют на типы исходя из возрастных особенностей, осведомлённости в вопросах выступления, доброжелательности и заинтересованности.

Однородность и разнородность аудитории

Однородная аудитория – это слушатели, выступать перед которыми легко и приятно. Их интеллект, возраст и осведомлённость находятся приблизительно на одном уровне. В случае разнородности аудитории ориентироваться нужно на слабейших слушателей, преподносить им информацию в упрощённой форме, на обсуждение поднимается только один вопрос. Выступление строится как для детской аудитории.

Значение возраста

  • Дети лучше воспринимают информацию с максимальным количеством наглядного материала для визуального создания образа рассматриваемых тем. Речь оратора должна быть стремительной, эмоциональной, краткой. При этом рекомендуется хвалить и поощрять слушателей.
  • В речи перед молодёжью следует избегать «чтения морали», назиданий, абстракций. Главный способ влияния – эмоции, подкреплённые логическими выводами. Молодых людей заинтересует быстрый темп речи с чувством юмора, использованием аргументов, с откровениями, окрашенными личным отношением и личностными оценками.
  • Старшее поколение интересует такой круг тем, как быт, материальное благополучие, общественная и политическая жизнь. Звучание речи – медленное. Следует обращаться к опыту аудитории, фактам из истории, подкреплять слова ссылкой на источники, статистику, великих людей. Нужно не переубеждать, а информировать с применением аргументов.

Доброжелательность аудитории

Благожелательность аудитории проявляется в реакции на выступление. Во вступительной части речи формулируется тезис, который позже подкрепляется с помощью доводов и аргументов.

Равнодушных слушателей надо завоевать посредством увлекательного начала речи, приёмами захвата и удержания внимания (эмоциональность, создание яркого образа, перечисление выгод, обращение к отдельным слушателям, примеры из реальной жизни).

Труднее всего выступать перед неблагожелательной аудиторией. В этом случае у слушателей должно возникнуть ощущение, что их хотят проинформировать, а не переубедить в чём-то. Для этого рекомендуется декларирование цели речи, изложение аргументов и вывод в конце выступления. Переубеждать всех бесполезно, достаточно посеять зерно сомнения в умах нескольких конкретных слушателей.

Подготовленность аудитории

  • Построение выступления перед специалистами в рассматриваемом вопросе производится на новой информации, которую они узнают. При этом целесообразно максимально использовать диалог, убеждать нужно посредством аргументов. Речь должна произноситься в быстром темпе.
  • Если слушатели не являются профессионалами, но достаточно осведомлены, упор в выступлении делается на эмоциональность. Абстрактные рассуждения малоэффективны, нужно приведение аргументов. Выводы подтверждаются иллюстрациями и примерами.
  • Неосведомлённые слушатели восприимчивы к медленной речи в форме вопросов и ответов. Нужно приводить максимум примеров, сопровождая выступление эмоциями, юмором. Наиболее действенны повторы и использование психологических аргументов. Логика такими слушателями воспринимается менее эффективно.

Ригидность слушателей

Ригидность – это неспособность человека перестроить свою точку зрения, неготовность к изменениям, возникшим вследствие новых условий или обстоятельств. Ригидные слушатели склонны верить признанным авторитетам и сложившемуся мнению, не хотят менять собственные убеждения. Изменить мнение такой аудитории сложно, выступление следует построить как информационное.

Гибкая аудитория легко вступает в диалог, отличается склонностью к переосмысливанию приводимых аргументов.

Манипуляция в науке красноречия

В психологии манипуляция – это скрытое влияние на человека с целью побуждения к действиям, не совпадающим с его реальными намерениями. Другими словами, манипуляция – это внушение, так как объект не осознаёт, что на него оказывается влияние.

В психологических и философских изысканиях манипуляция имеет два признака:

  • Скрытое воздействие на человека. При этом объект пребывает в твёрдой уверенности, что решение он принял самостоятельно.
  • Использование недостоверных сведений, обмана, искажения действительности.

Такие речевые воздействия, как манипуляция имеют количественный характер. То есть, влияние производится явно и скрыто, одновременно затрагиваются разные стороны личности объекта. Явное воздействие маскирует скрытое влияние.

Манипуляция представляет собой риторический приём в виде тонкой игры на человеческих слабостях с целью получения выгоды в одностороннем порядке.

Изучением искусства управления поведением человека с помощью слов занимается агональная риторика. Эта область риторики описывает навык встраивания в человеческое сознание и управление им словами (устно или письменно).

Распознать и нейтрализовать манипулирование, психологическое давление поможет жёсткая риторика.

Что такое жёсткая риторика

Конфликтные, грубые, беспардонные, дерзкие модели поведения аудитории способны нейтрализовать специальные приёмы, которые использует жёсткая риторика. В обычной жизни умение управлять конфликтной аудиторией приходит с годами благодаря накопленному опыту. Существует ещё один путь – специальное изучение приёмов на тренингах.

Основы риторики появились в античности и совершенствуются до сих пор. Знание правил и законов, действующих в науке красноречия, этапов работы над выступлением, тонкостей воздействия на умы и чувства слушателей сделает речь оратора убедительной, результативной и впечатляющей аудиторию.

Введение


В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека - умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим, где используются публичные речи - поэтому рассмотрение данной темы актуально.

Человек, свободно владеющий речью на публику, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.

Цель данной работы рассмотреть понятие публичной речи. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

дать определение понятию «публичная речь». Раскрыть виды публичного красноречия;

рассмотреть риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н.э. - V в. н.э.

В истории европейской риторики выделяют несколько этапов: древнегреческая риторика, древнеримская риторика, средневековая риторика, новые европейские риторики (XVI-XIX вв.).

Колыбелью риторики является Древняя Греция. Именно там 2,5 тысячи лет назад зародилась риторика как наука.

В данной работе я использовала учебные пособия Александрова Д.Н., Введенской Л.А., Львова М.Р., Порубова, Н.И. и др.

При рассмотрении понятие публичной речи и виды публичного красноречия я опиралась на книгу М.Р. Львова «Риторика». При рассмотрении риторических приемов публичной речи я опиралась на учебники Д.Н. Введенской, Порубова, Н.И., Александрова Д.Н. При рассмотрении основных принципов построения ораторской речи я опиралась на учебные пособия Кузнецова И.Н., Михайличенко Н.А.

Публичное выступление - это особого рода искусство. Публичная речь отличается от разговорной. Ее отличительными чертами являются прежде всего доступность изложения и выразительность. Публичная речь - характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Понятие публичной речи. Виды публичного красноречия


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно-стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец и начало высказывания.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен.

Другая отличительная особенность - это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

В письменной речи, конечно, тоже чувствуется общая интонация сообщения, выраженная в порядке слов, выборе синтаксических конструкций, в оформлении их определенными знаками препинания. Однако те интонационные нюансы, которые присущи устной речи, в письменной не могут быть выражены, и о них можно только догадываться. Кроме того, устная речь более свободна синтаксически, менее отягощена союзами и чаще использует вместо них бессоюзную, интонационную связь слов, предложений и частей текста.

Паузы размещаются в устной речи более свободно, чем при чтении вслух, ставятся не по знакам препинания. Почему это происходит? Потому, что в устной речи отражается то членение, которое сопровождает процесс мысли у автора».

Устная речь, вооруженная современными техническими средствами, решительно наступает на письменную, приобретая ее отличительные особенности - способность фиксироваться, сохраняться и воспроизводиться, и получая перед нею важные преимущества: моментальность передачи информации и гораздо более широкий диапазон действия. Люди часто стали говорить там, где раньше только писали, и главным образом от этого устная речь постоянно изменяется качественно, во многом приближаясь к книжной, происходит размывание ранее четко обозначенных границ между устной и письменной формами речи.

Виды публичного красноречия

Еще со времен античности различают 5 родов публичного красноречия, или ораторского искусства: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское. Все эти роды публичной речи являются подготовленным устным монологом.

Социально-политическое красноречие - род ораторского искусства включает в себя следующие виды: а) доклад на социально-политические и политико-экономические темы, б) отчетный доклад на собрании (конференции, съезде), в) политическая речь, г) дипломатическая речь, д) политическое обозрение, е) военно-патриотическая речь, ж) митинговая речь, з) агитаторская речь.

Все эти виды красноречия широко используются в современном обществе. Политические речи произносят, например, с трибуны парламентов лидеры пришедшей к власти партии. Дипломатические речи произносятся обычно тогда, когда вручаются верительные грамоты. Политическое обозрение содержит в себе краткую характеристику международных и внутригосударственных политических событий. Военно-патриотические речи посвящаются вопросам воспитания любви к России, готовности встать на ее защиту, прославлению подвигов тех, кто сражался за свободу отечества в годы гражданской, Великой Отечественной войн. Митинговая речь по содержанию может быть политической, патриотической; звучит она на митинге, т. е. при стечении большого числа людей, и характеризуется призывностью, страстностью, эмоциональной напряженностью. Агитаторская речь близка к митинговой, но отличается от нее гораздо меньшим охватом слушателей и меньшим эмоциональным накалом, да и по времени она значительно короче. Агитация и пропаганда пронизывают всю нашу общественную жизнь.

Академическое красноречие - род ораторского искусства характерен для сфер научной деятельности людей, он разделяется на виды: а) лекция вузовская, б) научный доклад, в) научный обзор, г) научное сообщение пли информация.

Наиболее распространенным видом академического красноречия является вузовская лекция, имеющая давние традиции в истории высшего образования. Вузовская лекция обычно представляет собой звено в цепи лекционного курса, составной элемент в едином целом. Если в вузовской лекции желательно присутствие экспрессивно-эмоционального элемента, то научные доклады, сообщения, обзоры, преследующие лишь одну цель - передачу научной информации, могут произноситься без эмоционального напряжения, бесстрастно и даже монотонно. Научный доклад представляет собой изложение чего-либо нового, неизвестного науке или новое освещение уже известных фактов. Научный обзор - это краткая характеристика проблем и вопросов, освещенных в научной литературе, с оценкой сделанного учеными.

Судебное красноречие сейчас в значительной мере утратило свое общественное значение. Заметим, что прокурорская и адвокатская речи разделяются жанрово-стилистически: прокурорская речь исполнена пафоса обличения, осуждения. Речь же адвоката всегда была больше рассчитана на эмоции слушателей.

В истории русской общественной мысли определенную роль сыграли церковные проповеди и соборные речи, которые входят в род богословского красноречия.

В общественной жизни мы часто используем различные виды социально-бытового красноречия, к которым относятся юбилейная речь, поминальная речь и застольные речи, или тосты. К сожалению, искусство социально-бытового красноречия у нас в значительной мере утеряно, однако русское ораторское искусство накопило за свою историю немало высоких его образцов. Конечно, такие речи должны заранее готовиться, но произноситься как экспромт.

2. Риторические приемы и принципы построения публичной речи


.1 Риторические приемы публичной речи


При любом публичном выступлении главное - это передача основных идей и содержания доклада.

Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории.

Умелое использование различных стилистических и художественных приемов делает речь образной и эмоциональной.

Например, многозначность слова используется как стилистическое средство для усиления образности речи, позволяющее представить явления более наглядно. Тропы, пословицы, поговорки, фразеологизмы не только украшают выступление, но и придают ему глубокий смысл.

Тропы - это слова, которые в переносном значении сохраняют выразительность и образность. Можно использовать крылатые выражения в качестве эпитета к работе. Однако не стоит забывать об уместности данных приемов. Следует обращать внимание на стиль повествования. Использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным. Употребление крылатых выражений, иноязычных слов, технических терминов в аудитории, которая заведомо не сможет их понять, может испортить любое хорошо подготовленное и отрепетированное выступление.

Речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка. Ошибки в речи оратора вызывают недоверие, подрывают авторитет. Люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошим оратором.

Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, и техника речи.

Естественность поведения оратора - это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это естественные жесты, естественные позы.

Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего.

Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека- техника речи. На бытовом уровне хорошая техника речи - это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные.

Дикция (от лат. dictio- "произнесение")- это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее.

Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus- "время")- это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи- 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.)

Интонация (от лат. intonare- "громко произносить")- важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука ("громко"- "тихо") для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т.д.).

Итак, владение техникой речи - важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки.


2.2 Основные принципы построения ораторской речи


Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Виды вступления

Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно

Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

Виды доказательства

Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

Эмоциональное. Требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций

Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.

По классической схеме ораторского искусства:

Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.

Кратко повторяет основные мысли своей речи.

Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.

Еще раз на наивысшем эмоциональном накале кратко (возможно использовать шутку цитату афоризм) излагает главную идею выступления.

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.

Логические правила построения речи. Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:

Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не закончен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.

Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.

В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон исключённого третьего. Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое - необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем - его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое - ложным.

Закон достаточного основания. Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

Заключение

публичный речь красноречие дикция

В данной работе я рассмотрела понятие публичной речи - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего, к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника. Виды публичного красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковно-богословское.

Так же рассмотрели риторические приемы и принципы построения публичной речи - речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. е. соответствовать нормам русского литературного языка. Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения и техника речи.

Классическая структура построения публичной речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Речи публичного выступления могут быть: написаны полностью и заучены наизусть; написаны полностью и прочитаны по рукописи; сказаны экспромтом; сказаны с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

Литература


1.Александров Д.Н. Риторика.[Текст]: учебное пособие / Д.Н. Александров- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 534 с.

2.Бахмутова Е.А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Е.А. Бахмутова - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 118 с.

.Введенская Л.А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / Л.А. Введенская - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

.Копнина Г.А. О классификации риторических приемов (к постановке проблемы) [Текст] / Г. А. Копнина. // Филологические науки. - 2004. - № 2. - С. 88-95.

.Кохтев Н.Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Кохтев - М.: Просвещение, 1994. - 207 с.

.Кузнецов И.Н. Риторика [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов - Минск: Амалфея, 2000. - 464 с.

.Львов М.Р. Риторика [Текст]: учебное пособие / М.Р. Львов - М.: Академия, 1995. - 252 с.

.Михайличенко Н.А. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.А. Михайличенко - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

.Петров О.В. Риторика [Текст]: учебное пособие / О.В. Петров - М.: Проспект, 2004. - 423 с.

10.Порубов Н.И. Риторика [Текст]: учебное пособие / Н.И. Порубов - Минск: Вышэйная школа, 2001. - 384 с.

Приложение


Критерии оценки речи оратора


Составляющие техники речиКритерии оценки речи оратораположительныеотрицательные123Дикциячеткое произнесение звуков и словневнятное произнесение; дефекты речи; "глотание" звуков и слоговТемп1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступленияИнтонациямелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузымелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузыГолос1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос (крикливый, хриплый).

FinExecutive Russia сайт 2020-01-18

10 ораторских приёмов для успешного выступления

Ораторская речь неумелого докладчика действует на аудиторию эффективнее, чем снотворное. Но опытные специалисты по пиару признают, что даже они не смогут сделать из обычного человека звезду ораторского искусства без использования специальных приёмов.

Джеймс Хьюмс, автор бестселлера «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» убеждён в том, что научиться произносить речь доходчиво, увлекательно и убедительно пусть и сложно, но вполне реально. Он изучил ораторские приёмы признанных виртуозов красноречия и разработал методику, с помощью которой совершенствовало риторику несколько поколений успешных политиков и бизнесменов. Освоив эти методы, вы также сможете овладеть ораторским искусством, которое поможет вам достичь карьерных высот и личностного роста.

  1. Ключевой момент. Прежде чем приступить к написанию речи, определите её главную мысль. По сути это то, что вы хотите донести до слушателей. Запишите основные тезисы, а затем дополните их цитатами и примерами из практики.
  2. Цитаты. Подбирая цитаты для своего выступления, учитывайте три важных правила:
  • Правило №1. Вы должны полностью разделять точку зрения, которую цитируете. Не озвучивайте цитату, если имя автора вам незнакомо или его мнение вы не уважаете.
  • Правило №2. Выбирайте короткие высказывания знаменитых людей, имя которых известно широкой аудитории.
  • Правило №3. Ораторские приёмы предполагают умение создавать подходящую обстановку для цитирования. Некоторые докладчики, которым удалось достичь блестящих успехов в риторике, перед тем, как произнести цитату, выдерживают паузу, затем надевают очки и зачитывают высказывание с листа.
  • Пауза. Любое успешное выступление также необходимо начинать с паузы. При этом не важно, что вы будете говорить дальше: длинную речь или кратко презентовать следующего оратора. Ваша цель - добиться тишины в зале. Поэтому когда вы подниметесь на трибуну, окиньте взглядом аудиторию, а затем остановитесь на одном из присутствующих и мысленно произнесите первое предложение подготовленной речи. После того, как вы выдержали выразительную паузу и завоевали внимание зала, можете начинать говорить.
  • Первая фраза должна быть настолько сильной, чтобы по-настоящему заинтересовать аудиторию и вызывать положительную реакцию у собравшихся. В самом начале выступления вас слушает максимальное количество человек. Им интересно кто вы и что собой представляете. Если вам не удастся их заинтриговать, уже через несколько минут концентрация внимания в зале начнёт снижаться: кто-то будет просматривать новости в интернете, кто-то продолжит диалог с соседом, а кто-то и вовсе задремлет. А вот первую фразу услышат все!
  • Яркое вступление. Подготовьте интересный афоризм или подходящую историю из своей жизни, которая способна приковать внимание слушателей. Возможно, у вас припасён увлекательный факт или горячая новость, ещё неизвестная собравшимся - начните выступление с неё. Чтобы аудитория признала ваши лидерские качества, начало вашей речи должно быть ярким и сильным.
  • Чувство юмора. Многие спичрайтеры рекомендуют периодически разбавлять речь шуткой или анекдотом «в тему». Безусловно, они правы. Но только надо применять этот метод настолько грамотно, чтобы анекдот не был воспринят аудиторией шуткой ради банальной шутки.

    В своей книге Джеймс Хьюмс делится ещё одним секретом. С его помощью ваша ораторская речь будет по-настоящему блестящей: чтобы проверить, насколько шутка удачна, используйте правило трёх Р - реалистичность, релевантность и рассказ (а не зачитывание заготовки с листа).

    1. Чтение. Запомните ещё одно золотое правило: молчите, когда ваши глаза опущены вниз. Сначала вы должны прочитать текст, после этого сделать паузу, восстановить зрительный контакт с аудиторией и только после этого продолжайте говорить.
    2. Организация текста. Черчилль записывал свою речь в форме стиха. Он разделял её на отдельные фразы и каждую из них писал с новой строки. С этим приёмом его выступление всегда выглядело убедительным. Также необходимо будоражить аудиторию, заставать слушателей врасплох и быть не таким как все. Удивляйте!
    3. Вопросы. Большинство докладчиков пользуется этим методом, чтобы установить контакт с аудиторией. Но здесь важно задавать только такие вопросы, на которые вы сами знаете ответ и можете предсказать реакцию собравшихся. Только при этом условии заданный вопрос сможет принести вам пользу.
    4. Завершение. Даже неудачную ораторскую речь можно исправить удачной концовкой. Всегда заканчивайте выступление на мажорной ноте, зарядите аудиторию своими эмоциями и чувствами, как это делали великие ораторы прошлого.

    Черчилль был мастером слова, гением риторики. Он не просто изъяснялся на удивление красноречиво - подобно римскому или французскому оратору, он воплощал лучшие традиции британской политики. И это в палате общин, где обычай требовал, чтобы обсуждения напоминали джентльменскую беседу, где ораторские изыски казались неуместными, а приветствовалась, напротив, сдержанность высказываний.

    За свою долгую карьеру Черчилль тем не менее успел попробовать себя во всех риторических жанрах: блистал красноречием с парламентской трибуны в Вестминстере, клеймил близорукость властей во время народных митингов, был трибуном в полном смысле этого слова, сыпал шутками, завоевывая любовь сограждан в разных уголках Королевства, выступал на Би-би-си. Если не брать в расчет Ллойда Джорджа в начале века и Бивена - в середине, то никто из британских государственных деятелей XX века не мог сравниться с Черчиллем в красноречии. Все его речи, произнесенные за более чем шестидесятилетнюю парламентскую карьеру, составляют восемь толстых томов и насчитывают приблизительно четыре миллиона слов - в среднем Черчилль произносил по одной речи в неделю.

    Еще будучи совсем юным, Уинстон всерьез заинтересовался ораторским искусством. К примеру, был найден составленный им в 1897 году текст, долго остававшийся неизданным, под названием “Помост риторики”. Дело в том, что в арсенале Черчилля ораторское искусство было самым важным оружием. Он считал, что власть слова и просто власть тесно связаны друг с другом: разве не может искусный оратор завладеть умами и сердцами внимающих ему людей?

    Однако в начале своего тернистого пути юный честолюбец страдал из-за своих серьезных (для оратора) недостатков: легкого врожденного сюсюканья (постепенно Черчиллю удалось от него избавиться), малопривлекательного голоса, низкого роста, умалявшего вдохновенный порыв, и, самое главное, от комплекса неполноценности. Черчилль не учился в университете и потому чувствовал себя неуверенно с выпускниками Оксбриджа, постигшими в “дискуссионных клубах” университета секреты ораторского мастерства. Кроме того, Черчилль от природы не был красноречив, он должен был этому научиться. И он учился, постепенно, с большим трудом овладевая тайнами искусства управления словом. Наконец техника риторики покорилась Черчиллю, и он стал настоящим Мастером слова.

    Однако помимо недостатков у честолюбивого юноши были и свои козыри. Прежде всего он хорошо знал язык, его законы. С другой стороны, он был наделен превосходной памятью и мог заучивать наизусть очень длинные тексты. Черчилль стал это делать после того, как однажды, в апреле 1904 года, во время выступления в палате общин он вдруг потерял нить своей речи и был вынужден покинуть трибуну, бормоча и не решаясь заговорить снова. Он занял свое место в зале, слыша со всех сторон насмешливые замечания в свой адрес. Черчилль усвоил этот урок и, чтобы никогда больше не подвергаться такому унижению, решил заучивать свои речи. Отныне он тщательно продумывал текст каждого своего выступления и часами репетировал перед зеркалом, запоминая каждое слово. Случалось, он громовым голосом, нараспев декламировал свои монологи, лежа в ванне. Черчилль принимал меры предосторожности и во время самого выступления - всегда держал под рукой стопку конспектов, чтобы в случае чего не ударить в грязь лицом.

    Тем не менее надо заметить, что ораторская карьера Черчилля началась не сразу, а только после публикации его книги “Война на реке” в 1899 году. До тех пор офицер-репортер Черчилль писал свои книги собственной рукой от первой до последней строчки. Он был талантливым рассказчиком, писал легко, хорошо излагал свои мысли - все это воплощалось в живой, образный стиль, пробуждавший воображение читателя и не чуждавшийся при случае больших исторических обобщений. Все эти качества можно найти и в последующих произведениях Черчилля, однако техника его при этом полностью изменилась. Дело в том, что начиная с 1900 года он перешел от письменного стиля к стилю устному. Отныне Черчилль не писал сам, он только диктовал - и речи, и книги, а секретарь переписывал каждую фразу, если Черчилль решал ее переделать, изменить аргументацию, находил более удачные формулировки... Поэтому в его новых произведениях появилось множество напыщенных фраз - фраз, в которых перемешалось трагическое и комическое, яркость стиля и фамильярность. По словам Вайолет Бонем-Картер, “он не стеснялся обыгрывать простые, всем известные истины, которые у других авторов показались бы лишь общими местами. Это был его драгоценный дар, который никогда ему не изменял. Кроме того, он не боялся прибегать к высокому стилю, он не боялся высокопарных слов. В то время как другие, - продолжает Вайолет, - без колебаний назвали бы его слог напыщенным, а его самого - фразером, на самом деле в красноречии Уинстона не было ничего ложного, надуманного или искусственного. Это была его обычная, естественная речь”.

    В богатейшей палитре Черчилля-оратора надо отметить любовь к коротким фразам, а еще больше - к односложным словам. Черчилль прекрасно знал, что именно односложные слова сильнее всего врезаются в память слушателя, к тому же английский язык такими словами буквально изобилует. И напротив, Черчилль терпеть не мог прилагательные, понапрасну утяжеляющие речь. Ключевыми словами его первой речи в качестве главы правительства были: “кровь” (blood), “труд” (toil), “слезы” (tears) и “пот” (sweat). Вспомним его фразы, ставшие впоследствии крылатыми и неизменно присутствующие во всех биографиях Черчилля: “звездный час”, “железный занавес”. Часто на первый взгляд казалось, что удачные формулировки случайно приходили ему на ум в момент выступления, но это не так. Каждое меткое словцо было плодом долгих размышлений (секретарь Черчилля вел специальную тетрадь, в которую записывал все удачные мысли, приходившие шефу в голову).

    К примеру, фраза “никогда еще за всю историю войн столь многие не были так обязаны столь немногим” из знаменитой речи во славу пилотов королевской военной авиации, написанной в августе 1940 года, также была обнаружена в предварительных набросках. В 1899 году в Олдеме, отмечая рост уровня жизни населения, Черчилль заявил: “Никогда еще в Англии не было столько жителей и никогда еще у них не было столько хлеба”. Как-то в ходе предвыборной кампании 1922 года кандидат Черчилль произносил речь в Данди и решил добиться благосклонности избирателей, сославшись на политику, проводимую правительством, в состав которого он сам входил, во время кризиса в Чанаккале. Черчилль заявил, что благодаря официальной линии правительства были спасены сотни тысяч греков, подвергавшихся опасности со стороны турков в Константинополе и на юго-востоке Европы. “Никогда еще, - восклицал он, - в истории человечества не было такой крупномасштабной операции, спасшей жизнь стольким людям”.

    Наверное, иногда Черчилль просто не мог устоять перед соблазном ввернуть меткое словцо или искрометную фразу, хотя изначально это и не входило в его намерения. Черчилль был хорошим, тонким диалектиком, при случае он использовал этот дар для внушения оппоненту своего мнения. Кроме того, виртуозное владение словом сочеталось у него с талантом вести беседу. Его умение держать нить разговора в тесном кругу и на публике покоряло. Что же касается его способности находить удачные, часто довольно резкие ответы, то эта его черта буквально вошла в поговорку. В палате общин Черчилль мог осадить любого оппонента и даже поднять его на смех. Безусловно, добрая половина приписываемых ему афоризмов никогда им не произносилась, однако тех, автором которых он действительно являлся, вполне достаточно, чтобы его прославить или добавить блеска слагаемым о нем легендам.

    Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

    Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

    1. Пауза

    С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

    2. Первая фраза

    Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

    Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

    3. Яркое начало

    Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

    4. Главная мысль

    Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

    Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

    Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

    5. Цитаты

    Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

    Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

    Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

    6. Остроумие

    Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

    Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

    7. Чтение

    Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

    Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

    Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

    Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

    8. Приёмы оратора

    Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

    Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

    Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

    Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

    А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

    9. Вопросы и паузы

    Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

    10. Финал

    Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

    Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.