Open
Close

Учившийся на востоке др греческий мудрец. Мудрецы Древней Греции

  • Солон Афинский
  • Биант Приенский
  • Питтак Митиленский
  • Причём Фалес во всех вариантах ставился на первое место .

    Семь мудрецов называю - их родину, имя, реченье:
    «Мера важнее всего», - Клеобул говаривал Линдский;
    В Спарте: «Познай себя самого», - проповедовал Хилон;
    Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
    «Лишку ни в чем!» - поговорка была милетинца Питтака;
    «Жизни конец наблюдай», - повторялось Солоном Афинским;
    «Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
    «Ни за кого не ручайся», - Фалеса Милетского слово.

    Самый ранний из дошедших до нас список мудрецов приведен в платоновском диалоге «Протагор » (IV в. до н. э.) , там же впервые сообщается предание о них . Помимо уже упомянутых, в него включены:

    • Клеобул из Линда
    • Мисон из Хены
    • Хилон из Спарты

    Также, согласно Диогену Лаэртскому, в этот список включались Акусилай , Анаксагор , Анахарсис , Аристодем , Лас , Леофант , Лин , Орфей , Памфил , Писистрат , Пифагор , Ферекид , Эпименид , Эпихарм .

    Как пишет проф. А. Н. Чанышев : «Мудрость „семи мудрецов“ нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии , а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщённости и глубины» . Также проф. М. И. Шахнович отмечает, что «истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям», а «изречения, приписываемые семи древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору » . В изречениях «мудрецов», по Марксу , «раскрываются элементарные силы нравственной жизни» .

    Отмечая в частности Фалеса, Карл Маркс писал, что "греческая философия начинается с «семи мудрецов» . По Гегелю - они находятся «на пороге истории философии» .

    Обращают внимание и на их связь с поэзией . М. И. Шахнович отмечает, что «к семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея , а Ориген в III в. ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра » .

    См. также

    • Семь мудрецов бамбуковой рощи (англ.) русск.

    Сноски

    1. Шахнович М. И. . - Л. : Наука , 1973. Гл. 3
    2. Чанышев А. Н.
    3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. М.: Высшая школа, 1981.
    4. Диоген Лаэртский . , I
    5. http://www.sno.pro1.ru/projects/pisistratides/varia/makarovII.htm

    Напишите отзыв о статье "Семь мудрецов"

    Литература

    • Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре . - М .: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, Новое литературное обозрение , 1995. - ISBN 5-86793-008-4.
    • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. - М .: Высшая школа , 1981. - 374 с.

    Отрывок, характеризующий Семь мудрецов

    – И вы тоже.
    – Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
    – О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
    – Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
    – Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
    – А как же – «Тристан»?
    – Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
    – А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
    – А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
    – Как – русские?.. – растерялась я.
    – Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
    – А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
    – Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
    – А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
    – Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
    – А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
    – Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
    – Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
    – Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
    – А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
    Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
    Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
    Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
    – Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
    Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
    – Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
    Наконец-то она кивнула:
    – Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
    Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
    – Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
    Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...

    РЕФЕРАТ

    Тема: «Первые греческие мудрецы философы»

    Выполнил: студент 21-01 гр. 1 курса

    Экономического факультета

    Рыбакова

    Эдуардовна

    Проверил:

    Александр

    Александрович

    Сургут 2011

    1. «Семь мудрецов»…………………………………………………………...3

    2. Специфика Греческой философии..............................................................5

    3. Обыденное моральное сознание…………………………………………..8

    4. Три вида гном………………………………………………………………9

    5. Изречения «семи мудрецов»……………………………………………..11

    Список литературы…………………………………………………………..15

    Семь Мудрецов»

    Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше. Например: Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, Солон из Афин, Клеобул из Линда, Мисон из Хенеи, Хилон из Спарты, Периандра из Коринфа, Ферекид Сиросский, Эпименид Критский, Писистрат Афинский, Леофант, Лебедосский (или Эфесский), Акусилай Аргосский, Лас Гермионский,Пифагор, Аристодем, Памфил, Леофант, Анаксагор, Лин, Эпихарм, Анахарсис, Орфей. Существовали различные, неоднозначные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода , поэтому его поэма называлась "Труды и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или неблагоприятны для тех или иных дел.

    Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону (4 в. до н. э.). В диалоге Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон" . Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках неизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак . Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх в своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.

    Время деятельности "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 век до нашей эры. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции) периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 веке до нашей эры Эллада вступает в век железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, "благородных", ведущих свой род от родоначальников полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставится тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается в Мегаре во второй половине 7 века до нашей эры, в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 века до нашей эры, в Сикионе и в Афинах - в начале 6 века до нашей эры. В начале 6 века до нашей эры в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной стратификации там стало не происхождение, а имущественное положение.

    У древних греков семь властителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до Р. X., жизненная мудрость которых, выраженная в кратких афоризмах, стала известна всей Элладе. Согласно Платону («Протагор»), этими мудрецами были Клеобул из Линдоса,… … Философская энциклопедия

    - «СЕМЬ МУДРЕЦОВ», древнегреческие авторы кратких сентенций («гном») на темы житейской мудрости (напр., «познай самого себя» Фалеса, «ничего слишком» Солона и т. п.). Состав «Семи мудрецов» в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных … Энциклопедический словарь

    VII–VI вв. до н. э., первым о них упоминает Платон, называя Фалеса Милетского, Солона Афинского, Биаса из Приены, Питтака Митиленского (см. Алкей), Клеобула из Линда, Мизона и Хилона Спартанского. Четверо первых выступают и в более поздних… … Античные писатели

    Древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели бессмертны Перианд … Современная энциклопедия

    Древнегреческие авторы кратких сентенций (гном) на темы житейской мудрости (напр., познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона и т. п.). Состав Семи мудрецов в различных источниках варьируется (всего 17 имен в разных комбинациях) … Большой Энциклопедический словарь

    СЕМЬ МУДРЕЦОВ - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, др. греч. представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1)… … Античная философия

    “Семь мудрецов” - СЕМЬ МУДРЕЦОВ, древнегреческие авторы кратких изречений (гном) на темы житейской мудрости (например, познай самого себя Фалеса, ничего слишком Солона, что возмущает тебя в ближнем того не делай сам Питтака, наслаждения смертны, добродетели… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (главным образом государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе.… … История Философии: Энциклопедия

    В древнегреческой интеллектуальной традиции группа исторических лиц (гл. обр. государственных и исторических деятелей 7 6 вв. до н.э.), жизненная мудрость которых, выраженная в императивных кратких сентенциях, стала известна всей Элладе. Согласно … Новейший философский словарь

    Др. греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1 (подчёркнутым… … Философская энциклопедия

    Книги

    • Семь мудрецов древности , . Каждая культура имела свои "семерки" наимудрейших. В эту книгу вошли изречения и "дней минувших анекдоты" из жизни тех, кого европейская мысль с полным основанием считает своими самыми…
    • Семь чудес света , Литвинова Ульяна. На протяжении всей жизни человечество строило и создавало множество произведений искусства. Но что читать чудом? Очевидно, то, что по замыслу или исполнению значительно, уникально,…

    Мудрость измеряется не количеством прочитанных книг и высоким интеллектом, это способность правильно пользоваться знаниями, выработанными на основе изучения и анализа закономерностей развития человека и общества. Корни познания и систематизации жизненных истин берут начало в просвещенной . Уважительное отношение к наукам, искусству и философии в античный период развития способствовали формированию целой плеяды великих мыслителей вложивших неоценимый вклад в сокровищницу знаний человечества.

    7 мудрецов Древней Греции: краткая биография

    В Афинах высоко ценили выдающихся мыслителей и делали все для того чтобы увековечить их имена и знания, которые они дали человечеству. Уже в IV до н. э. Платон составляет список, дошедший до нашего времени, в который входят семь мудрецов Древней Греции. В Элладе подобные списки составлялись и до Платона , и после него, но во всех вариантах неизменно присутствуют четыре великих мыслителя.

    Фалес Милетский . Автор бессмертной истины «Ни за кого не ручайся». Проживал с 640 по 546 год до н. э. Выдающийся философ своего времени. Занимался изучением в области астрономии и геометрии. Именно ему принадлежит великая заслуга разделить календарный год на 365 суток. Что характерно, в различных списках всех времен Фалес Милетский достойно занимает первую строчку.

    Солон Афинский. Родился в 640 умер 559 году до н. э. Выдающийся афинский политик, прославил себя, как автор демократического законодательства Древней Греции. Один из известных поэтов и философов своей эпохи. К старости отошел от власти и политической деятельности, быть может, он произнес свою бессмертную фразу: «Жизни конец наблюдай».

    Биант Приенский (590 – 530 года до н. э.) Об этом мыслителе известно очень мало. Согласно предания, он выполнял обязанности судьи в городе Приена и своей мудростью и справедливостью прославил себя на века на этом поприще. «Худших везде большинство»,- так любил говаривать приенский судья.

    Питтак Митиленский . Именно ему принадлежит изречения «С неизбежностью не спорят даже боги» , годы жизни с 651 по 569 год до н. э. Правитель города Миттелена, воин, политик, законодатель.

    Мудрецы Древней Греции: презентация

    В список Платона входят еще такие мудрецы Древней Греции, как Клеобул из Линда , Мисон из Хены , Хилон из Спарты . В других вариантах, составленных после Платона, имена трех последних мудрецов заменены другими выдающимися мыслителями. Как правило, это были великие люди, совмещающие философские изыскания с политической деятельностью, изучением математики, звездного неба и естествознания.

    Все вы знаете о семи мудрецах. Они жили в VII-VI в. до Р.Х. Разные свидетельства причисляют к семи мудрецам разных мыслителей, но, как правило, во всех списках встречаются четыре мудреца - это Фалес, Солон, Биант и Питтак. Большинство высказываний семи мудрецов посвящены некоторым нравственным предписаниям. Таким образом, возникает этическое философствование, выражавшееся в форме неких положений, максим, или гном. В качестве примера можно привести развитие темы меры. Практически у каждого мыслителя встречается такая мысль, что мера лучше всего. Клеобул: «мера лучше всего», Солон: «ничего - слишком», Питтак: «знай меру» и т.д. Это основное направление их мудрости - открытие гармонии в мире и человеке. Множество гномов выражают просто некие этические мысли, например: «Отца нужно уважать», «Лучше быть ученым, чем неученым», «Будь сдержан на язык», «К несправедливости питай ненависть», «Благочестие блюди» и т.д. Однако среди всех высказываний семи мудрецов следует выделить несколько. Прежде всего, это максима, о которой говорят Хилон и Фалес, и которая была выбита над входом в дельфийский оракул: «Познай самого себя». Эту фразу Сократ считал самой мудрой и избрал девизом своей собственной философии. Это уже не просто фраза, но девиз познания, самопознания, то, что стало целью и методом дальнейшей философии. И еще одну мысль Солона я бы выделил: «О тайном догадывайся по явному». Здесь выражается принцип дальнейшего научного познания. Причинность надо искать не среди явлений, а за явлениями надо искать скрытую причину, о которой можно судить по этому явлению.

    Лекция 3

    МилетскаЯ школа Фалес

    Первым греческим философом по традиции считается Фалес Милетский. Вообще греческая философия возникла одновременно в двух местах. С одной стороны - в Восточной Греции, на побережье Малой Азии, т.е. в Ионии. Иония состояла из нескольких городов-полисов, одним из которых был Милет, известный тем, что в этом городе родились самые первые философы. Практически одновременно философия возникает на юге современной Италии. Основателем ее является Пифагор.

    Несколько слов о периодизации античной философии. Ее обычно делят на три периода. Первый период - это досократики. Само название ставит временной и тематический предел. Второй период - то, что можно назвать классической греческой философией: это философия Сократа, Платона и Аристотеля. Третий период - философия эпохи эллинизма. Эллинистическая философия после Аристотеля представлена вначале тремя школами - стоицизмом, эпикурейством и скептицизмом. Кроме них существовали перипатетическая и академическая школы, а в первые века после Р.Х. к ним добавилась неоплатоническая школа.

    Сейчас мы займемся первым периодом древнегреческой философии, философии досократовской. Я вам уже рекомендовал книгу «Фрагменты древнегреческих философов». Дело в том, что произведения философов, живших до Платона, до наших дней не дошли. Известны только цитаты из работ этих философов, упоминаемые у других мыслителей, живших гораздо позднее, чем философы-досократики. Поэтому о философии досократовского периода мы можем судить только по фрагментам, цитатам или просто по изложениям некоторых их мыслей. Встречаются они в первую очередь, конечно, у греческих философов - у Платона и Аристотеля, а также у мыслителей, живших в первые века после Р.Х., в том числе и у отцов Церкви. Много цитат мы находим у Августина, Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского, Максима Исповедника и т.д. По этим фрагментам мы можем в более или менее правильной форме восстановить те философские взгляды, которых придерживались мыслители досократовского периода. Первоначально сборник фрагментов, собранных немецким филологом Дильсом, вышел в Германии в конце XIX в. Впоследствии книга неоднократно переиздавалась с дополнениями, но уже под редакцией ученика Дильса - Кранца. Первоначальное название книги - «Фрагменты досократиков». В русском издании книга вышла под названием «Фрагменты ранних греческих философов», потому что в нее были включены фрагменты мыслителей, которых не принято называть досократиками, - Гомера, Гесиода и др. Обратите внимание, что во «Фрагментах» часто цитируются отцы Церкви. И когда будете читать эту книгу, обращайте на это особое внимание, смотря, как отцы Церкви относятся к тому или иному мыслителю: или просто цитируют, или осуждают, или одобряют то или иное положение. Таким образом вы не только научитесь понимать античную философию, но и научитесь правильно с ней работать, выработаете христианское отношение к античной философии.

    Итак, первым философом милетской школы (по традиции начинают именно с нее) является Фалес Милетский. Годы жизни его, как и многих других философов того времени, восстановить точно невозможно. Считается, что он жил в конце VII - первой пол. VI вв. По некоторым данным цифры уточняются, так что в учебниках философии можно найти такие годы: 625-547 до Р.Х. Фалесу приписывается несколько произведений, в числе которых «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» или «Астрономия». Причем «Морскую астрологию» считают подложным произведением, скорее Фалесу не принадлежащим. О жизни Фалеса вы можете узнать из книги Диогена Лаэртского. Советую вам при подготовке к семинарским занятиям прочитывать соответствующие места из Диогена Лаэртского.

    Диоген Лаэртский указывает, что Фалес своей мудрости, в том числе и математике, научился в Египте. Однако Фалес внес много нового по сравнению с тем, что знали египетские жрецы. Египтяне могли делать некоторые геометрические вычисления. Фалес же, в отличие от них, ввел некоторый элемент доказательности в геометрию. В частности, он доказал несколько теорем в отношении треугольников (о равенстве треугольников по стороне и двум углам и т.д.). Внес он серьезный вклад и в астрономию - как следует из названия двух его произведений, он указал дни равноденствия и солнцестояния. Он предсказал солнечное затмение, которое случилось в 585 году. Хотя, как отмечают многие исследователи, Фалес еще не знал причину солнечных затмений и расчеты основывал только на эмпирических наблюдениях, которые вели египетские жрецы. Фалесу также принадлежит введение календаря в 365 дней и деление его на 12 месяцев. Он пытался объяснить причину, по которой происходят разливы Нила, и т.д. Даже сам круг вопросов, которыми занимался Фалес, показывает, что он был энциклопедически одаренный человек. Нас же интересуют в первую очередь его философские вопросы и ответ на вопрос, почему именно Фалес считается первым философом.

    Среди его философских положений выделяются два. И именно эти положения упоминаются у Аристотеля. Первое положение: Фалес сказал, что начало всех вещей - вода. Мы помним, что примерно похожее высказывание есть у Гомера, который говорил, что «Океан всему прародитель». Однако, тем не менее, именно Фалеса мы считаем философом, а Гомера нет. Почему? У Гомера Океан, вода как стихия, стоит у начала родословия богов, т.е. вода есть только генетическое начало мира. Фалес же считает, что вода есть начало онтологическое, т.е. тот элемент, та субстанция, которая лежит в основе всех вещей. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия нашего мира. То, что мир многообразен и полон огромного количества предметов, для всех очевидно. Проблема возникает тогда, когда мы поставим вопрос: а не лежит ли в основе этого многообразия нечто единое, объединяющее все эти предметы? И если лежит, то что это такое? То, что объединяет все многообразие предметов и лежит в его основе, называют субстанцией, или по-гречески - hupostasis, что дословно можно перевести как «под-лежащее, лежащее под». Фалес первым поставил этот вопрос и первым дал на него ответ, сказав, что в основе всего лежит вода. На основании этого обычно делается вывод (как увидим, совершенно необоснованный), что Фалес в основе своей стихийный материалист.

    Аристотель, цитируя Фалеса, размышляет, почему Фалес началом всех вещей посчитал воду. Я уже говорил, что вполне возможно влияние Гомера. Кроме того, указывает Аристотель, Фалес не мог не заметить, что в основе всей жизни лежит вода - пища содержит воду, сперма всех живых существ влажная, что все живое рождается из воды и живет за ее счет.

    Второе положение Фалеса - все полно богов. И доказательство этого Фалес находил в том, что магнит притягивает к себе железо. Таким образом, душа - это двигательное начало. Она есть не только у живых, но и у вещей (такая концепция, приписывающая жизнь неживым предметам, называется гилозоизмом). Поэтому одушевлена вся вселенная, так что, цитирует Фалеса Анахарсис у Плутарха, не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела. Бог - это ум космоса, и космос - прекраснее всего, ибо он - творение бога.