Open
Close

Каспийская флотилия на карте. Военно-морские силы на каспии

Оперативное объединение Каспийская флотилия базируется в Астрахани, а в составе имеет надводные корабли, поисково-спасательные суда, авиацию, части береговых войск, а также специального, технического и тылового обеспечения. Главными задачами её являются следующие: обеспечить национальные и государственные интересы РФ в данном регионе, противодействовать терроризму.

История

Краснознамённая Каспийская флотилия - почти старейшее оперативное объединение военно-морского флота нашей страны, образованное в ноябре 1722 года императором Петром Первым. Одновременно был построен военный порт в Астрахани, чтобы защитить север и запад побережья Каспия. Каспийская флотилия ВМФ России участвовала практически во всех походах, которые предпринимала страна в данном регионе: 1722 года, предпринятый императором, сопровождался уже 80 крупными кораблями. С 1867 года главная база переместилась в Баку. Таким образом охранялись рыбные и торговые промыслы, были представлены флотилией промышленные интересы России в Иране. Заслуги были велики: Каспийская флотилия ВМФ России завоевала право на Георгиевскую ленту, которую носили моряки на бескозырках.

В 1918 году флотилия стала Военным флотом Астраханского края, затем была реорганизована в 1931-м. В Великую Отечественную Каспийская флотилия ВМФ России воевала под Мариуполем, Керчью, Севастополем и многих других фронтах, моряки сопровождали в транспортах военные грузы и нефть по Каспию. За огромные заслуги в войне с фашистскими захватчиками многие сотни матросов и офицеров были удостоены медалей и орденов, а среди них - восемь Героев Советского Союза. Сама Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала Краснознамённой.

Базирование и состав

Когда государство СССР перестало существовать, а республики преобразовались в суверенные страны, в 1992 году силы, средства и корабли флотилии тоже были разделены. Семьдесят процентов всех средств перебазировались обратно в Астрахань, где находится главный штаб, а кроме того, в Каспийск и Махачкалу, остальные тридцать процентов отошли Азербайджану - жилой фонд, береговая инфраструктура и корабли. В 2010 году Каспийская флотилия уже находится в составе Она составляет едва ли не главную компоненту, поскольку в составе её находятся части морской пехоты, береговых войск ракетной артиллерии и много чего ещё, помимо основного состава - нескольких дивизионов и бригад кораблей.

Сегодня Каспийская флотилия насчитывает около сорока кораблей и разнообразных судов, два сторожевых корабля - "Дагестан" и "Татарстан", три малых ракетных - "Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг", четыре малых корабля артиллерии - "Махачкала", "Волгодонск" и "Астрахань". А также имеются здесь ракетные и артиллерийские катера, два базовых тральщика и пять рейдовых, шесть десантных катеров и многое, многое другое. Каспийская флотилия, по данным Министерства обороны России, только в 2015 году участвовала в более сорока учениях разной направленности, в том числе и по борьбе с терроризмом. Флагманом служит ракетный сторожевой корабль "Татарстан" под командованием контр-адмирала Игоря Осипова. Суда и корабли, части и подразделения специального назначения - честь и слава, которую бережёт и преумножает Каспийская флотилия ВМФ России. Состав её разнообразен и насколько возможно полон: сюда входит даже гидрографическое судно службы ВМФ.

Использование

Надводная составляющая ВМФ защищает морские коммуникации, перевозит и прикрывает десанты, устанавливает минные заграждения и борется с минной опасностью, обеспечивает выход и развёртывание подводных сил, а также и возвращение их на территорию базы. Подводные же наносят неожиданные удары по континентальным и морским целям, а также и разведывательным. Вооружение Каспийская флотилия ВМФ РФ имеет самое современное: баллистические и крылатые ракеты. Морская авиация предназначается для противостояния группировкам надводных кораблей, для ракетных и бомбовых ударов по объектам на берегу, для отражения атак противокорабельных ракет и вражеских самолётов, для указания цели кораблям при обнаружении подводных лодок противника.

Таким образом, обороняются все побережья Каспия: порты, пункты базирования и береговые объекты, а также ведутся боевые действия всем составом воздушно-морских десантов. Каспийская флотилия ВМФ России, состав которой предполагает качественную защиту наших рубежей, не только стоит на страже, но и сдерживает все военные силы остального мира, умиротворяет угрозы недоброжелателей по отношению к нашей стране, защищая её суверенитет даже за пределами сухопутных территорий - во внутренних и территориальных водах, а также свободное передвижение судов в открытых морях и океанах.

Ради мира

Создаются и поддерживаются условия, обеспечивающие безопасность морехозяйственной деятельности Российской Федерации, именно поэтому в Мировом океане присутствуют и военно-морские силы России. Демонстрируется флаг, корабли и суда ВМФ наносят визиты в отдалённые точки планеты, преследуя интересы РФ, а также осуществляется с участием ВМФ большая миротворческая и гуманитарная работа мирового военного сообщества.

Так, в 2015 году, хотя Каспийская флотилия ВМФ России не базируется на пункте за пределами Каспия, были нанесены двадцать шесть ударов из УКСК крылатыми ракетами по объектам базирования террористов в Сирии, которые успешно поразили одиннадцать целей. Дальность в полторы тысячи километров вполне доступна кораблям флотилии: "Углич", "Великий Устюг", "Град Свияжск" и "Дагестан" отлично справились с поставленной задачей.

Оснащение

Все корабли, охраняющие наши границы на Каспии, разработаны и произведены на верфях страны: на Зеленодольском и Приморском Азовска, Астрахани, Феодосии, Петрозаводска, а также ССЗ "Волга", "Залив", "Имени 61 коммунара", но особенная гордость - ракетные катера и тральщики с берегов Невы, которые получила Каспийская флотилия ВМФ России. Адрес: Санкт-Петербург, Средне-Невский судостроительный завод. Ракетные катера оснащены тактическими крылатыми ракетами "Калибр", который производится в Екатеринбурге. На этой же основе разработаны комплексы подводного, надводного, воздушного и наземного базирования, а также экспортные варианты. Именно этим вооружением пользуются Россия, Индия и Китай.

Данные об экспортном варианте официально разглашались, поэтому можно сказать о предельной дальности такой ракеты. Она составляет от двухсот семидесяти до трёхсот километров. Однако ещё в 2012 году состоялась встреча Сергея Аклеминского, вице-адмирала, который в то время командовал Каспийской флотилией, с президентом Дагестана, где прозвучали другие цифры. С. Аклеминский уверенно заявил, что в своём тактическом варианте кралатая ракета комплекса ЗМ14 ("Калибр") легко поражает цели, находящиеся на расстоянии более чем две с половиной тысячи километров. Двадцать шесть точных залпов в цель на территории Сирии и затем ещё восемнадцать настолько же успешных говорят о том, что вице-адмирал никого не вводил в заблуждение. Корабли и суда, откуда был нанесён удар, - это Каспийская флотилия ВМФ России, адрес её не менялся, Каспий она не покидала.

Как поделили Каспий

Берега Каспийского моря делят пять стран: Россия, Туркмения, Казахстан, Азербайджан и Иран. Раньше, во время СССР, стран, претендующих на самое крупное озеро мира было только две - Советский Союз и Иран. Изменение политической карты значительно усложнило ситуацию. Этот регион чрезвычайно важен для каждой из вышеперечисленных стран, это и биологические, и энергетические ресурсы, здесь большие запасы газа и нефти, а также девяносто процентов осетровых рыб мира. В данный момент Каспий между прибрежными странами не поделен, кроме экономических зон и территориальных вод. Это положение не удовлетворяет ни одну из сторон. Каждая хочет любыми правдами и неправдами заполучить как можно больше территории. Наши интересы на Каспийском море защищает Каспийская флотилия ВМФ России. Фото демонстрирует, что защита эта достаточно мощна.

Российская Федерация очень долго настаивала на том, чтобы Каспий был чем-то вроде кондоминимума, общим достоянием всех пяти государств, когда действия каждого согласовываются с остальными. Добиться понимания не удалось, и Москва изменила позицию, предлагая поделить морское дно по срединным линиям, продолжающим границы на суше, а толща моря будет общей. На такой раздел согласились Азербайджан и Казахстан. Однако Азербайджан хочет взять во владение не только дно, но и акваторию с воздушным пространством своего сектора. Ирану больше нравится делёж поровну - каждой стране двадцать процентов. Туркмения настаивает на сорока семи милях зон экономических интересов. Словом, согласия пока нет. Это объясняется тем, что на недавно открытые месторождения претендуют сразу несколько стран. Тем более что сложно провести границы по озеру, где уровень воды - величина непостоянная, а берега всё время меняют свои очертания.

Причины напряжённости

Все региона наращивают вооружение и увеличивают боевой состав своих военных флотов. Прирастают числом ударные ракетные корабли, ожидается появление подводных лодок. Развиваются как диверсионные, так и противодиверсионные части, а также ракетные средства на берегу, морская пехота и авиация. Об этом в один голос говорят эксперты в аналитическом центре по мировой торговле оружием. Наращивает вооружения и Каспийская флотилия ВМФ России: морская пехота, авиация, связь, вооружение - всё это получает пополнение и дополнения. А что делать, если ответ соседей на вопрос "зачем?" Россия получает весьма невнятный, а количество и качество военно-морских сил при этом у них растёт безостановочно.

Угрозы с Каспия очень даже велики, как считают прикаспийские страны. Это контрабанда, наркотрафик, браконьерство и, конечно же, терроризм. Безусловно, каждый пункт этих объяснений достаточно актуален, тем более что современные контрабандисты, браконьеры и тем более террористы сейчас оснащены по последнему слову науки и техники. Но как можно использовать против браконьера ракетные корабли и подводные лодки с ядерными боеголовками на борту? Разумеется, такое вооружение предназначено для более серьёзного противника. Это может значить только одно: политические противоречия, которые создают во всём регионе такую высокую напряжённость, разрешатся нескоро.

Интенсивность повысилась

Летом 2016 года значительно увеличилось количество походов, в которых участвовали корабли Черноморского флота и Каспийская флотилия ВМФ России. Астрахань, являющаяся основным местом базирования флотилии, принимала участие в разработке планов учений и выполнения совместных учебно-боевых задач. Состав тактических группировок был различным, выполнялись артиллерийские и ракетные стрельбы с привлечением до двадцати судов и кораблей обеспечения.

Проведены конкурсы международных армейских игр "Морское дерби", "Глубина" и "Кубок моря". Пройдено более 197 тысяч то есть свыше 336 000 километров. Время, проведённое в море экипажами, составило 2300 суток, то есть показатели прошлого года перекрыты почти в два раза.

Учения-2016

Только один июньский учебный сбор на Каспии длился две недели. Отряды боевых кораблей и приданные им суда обеспечения вернулись из морского похода по центральной и южной частям Каспийского моря. Пятнадцать суток выполняла поставленные задачи Каспийская флотилия ВМФ России. Махачкала и Астрахань приняли на своих базах корабли, прошедшие почти две тысячи миль (3600 километров морского пути) и выполнившие более пятидесяти разнообразных по направленности и тематике корабельных учений.

Улучшилось совместное маневрирование, взаимодействие отряда кораблей, отработано движение разными строями. Проведены артиллерийские стрельбы, учения по противоминной защите, противовоздушной обороне во взаимодействии с авиацией, по поиску и сопровождению морских и воздушных целей, наведению авиации с дальнейшим уничтожением цели. Отработаны заправка на ходу горюче-смазочными материалами, пополнение материальных запасов с помощью судов обеспечения. И это только один поход. А учения продолжались весь весенне-летний сезон.

Хорошая новость

Спасательным буксирным судном пополнилась Каспийская флотилия в июле 2016 года. СБ-738 прекрасно выдержало государственные испытания: энергетические установки работают надёжно, навигационное оборудование и остальные системы показали себя с наилучшей стороны. Успешно пройден весь комплекс наладки и контроля аварийного и спасательного комплекта, выполнены поисковые, обследовательские и водолазные работы на разных глубинах, проверены мореходные качества, управляемость, ходкость, остойчивость, инерция на всех ходовых режимах.

Судно приняло участие в корабельных учениях по его основному предназначению - тушение пожаров на берегу и на аварийных судах с оказанием помощи пострадавшим, в том числе и медицинской, и эвакуацией людей. Все характеристики судна подтверждены и соответствуют техническим условиям. Каспийская флотилия включила в свой состав ещё одну судовую единицу к двум другим, выполненным по этому же проекту. Теперь один буксир будет снимать с мелей корабли на Чёрном море, а два - на Каспийском. А также тушить пожары, подавать электроэнергию, поддерживать на плаву аварийные корабли, выполнять водолазные работы, собирать разлившиеся нефтепродукты с поверхности воды, выполнять обследовательские и поисковые работы.

15 ноября исполняется 295 лет со дня образования Каспийской флотилии - одного из старейших оперативных объединений российского Военно-морского флота (ВМФ), морской компоненты Южного военного округа.

Главная база - Астрахань, места базирования и дислокации - Махачкала и Каспийск в Дагестане, села Никольское и Трудфронт в Астраханской области.

Флагман - сторожевой ракетный корабль "Татарстан" (проект 11661К, тип "Гепард").

В настоящее время в состав флотилии входит более 70 кораблей и судов, в том числе:

  • 2 сторожевых корабля проекта 11661К ("Татарстан" и "Дагестан");
  • 3 малых ракетных корабля проекта 21631 ("Град Свияжск", "Углич", "Великий Устюг");
  • 4 малых артиллерийских корабля проекта 21630 ("Астрахань", "Волгодонск", "Махачкала") и 12411 (МАК-160);
  • 1 ракетный катер;
  • 5 артиллерийских катеров;
  • 2 базовых тральщика;
  • 5 рейдовых тральщиков;
  • 6 десантных катеров;
  • малое гидрографическое судно "Анатолий Гужвин";
  • спасательно-буксирное судно "СБ-45" и др.

В составе флотилии - несколько бригад и дивизионов кораблей, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и др.

В 2017 году в состав флотилии приняты два новых рейдовых буксира: "РБ-410" (построен по проекту 705Б астраханским филиалом судоремонтного завода "Звездочка") и "РБ-937" (проект 90600, сошел со стапелей завода "Пелла" в Санкт-Петербурге). Получен и смонтирован в Каспийске новейший тренажерный комплекс для тренировок водолазов и военных спасателей.

Ожидается, что в скором времени состав флотилии пополнят десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена". По информации главкома ВМФ Владимира Королева, к 2020 году флотилия на 76% будет оснащена новейшим вооружением и боевой техникой.

В этом году на полигоне Аданак (Дагестан) начались работы по строительству новых объектов для тренировки подразделений морской пехоты Каспийской флотилии. Общая площадь обновленного полигона будет составлять около 40 кв. км, работы должны завершиться в конце 2019 года. Тогда же планируется закончить первый этап модернизации и строительства новых мест базирования кораблей объединения (в частности - причального фронта и наземных сооружений в Каспийске).

Учебно-боевые задачи флотилии

  • По итогам 2016 года общая наплаванность (время нахождения в море) экипажей кораблей и судов составила более 2,8 тыс. суток, что на 20% превысило показатели 2015 года. На морских полигонах каспийцы выполнили около 600 боевых упражнений, в том числе 450 артиллерийских стрельб по морским и береговым целям, около 100 противоминных действий и минных постановок.
  • С сентября 2016-го по сентябрь 2017-го было проведено более 60 проверок боевой готовности флотилии.
  • В зимнем периоде обучения (с 1 декабря 2016 года по 1 июня 2017 года) корабельные силы и войска флотилии выполнили более 500 боевых упражнений (в два раза больше, чем в аналогичный период предыдущего года). Одно из подразделений подтвердило звание ударного.
  • Флотилия участвовала в международных конкурсах морской и полевой выучки в рамках Армейских международных игр (АрМИ-2017).

Из истории флотилии

  • Образована 15 ноября (4 ноября по старому стилю) 1722 года по указу императора Петра I, одновременно с основанием в Астрахани военного порта. Флотилия и порт служили для защиты побережий Каспия - северного и части западного.
  • Среди первых операций флотилии - участие в Персидском походе Петра I (1722–1723), к концу которого в составе флотилии имелось до 80 крупных кораблей.
  • В 1867 году главной базой флотилии стал порт Баку (ныне - столица Азербайджана). До Октябрьской революции 1917 года флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также представляла русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги флотилия была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.
  • После Октябрьской революции, в апреле 1918 года, был создан Военный флот Астраханского края, 27 июня 1931-го реорганизованный в Каспийскую военную флотилию.
  • Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов моряки-каспийцы сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем и на других участках фронта, сопровождали транспорты с нефтью, военными грузами и т.д. Сотни моряков флотилии были награждены орденами и медалями, восемь из них - удостоены звания Героя Советского Союза.
  • 27 апреля 1945 года за боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войн указом Президиума Верховного Совета СССР Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
  • В 1950–1980-х флотилия была одним из важнейших стабилизирующих факторов в регионе. На ее морских полигонах проводились испытания новых видов вооружения, в том числе крылатых ракет.

"Минобороны России"

  • Вслед за распадом СССР и преобразованием бывших республик в суверенные государства 16 апреля 1992 года произошел раздел сил, средств и кораблей флотилии между РФ и Азербайджаном. 70% сил и средств перешли России и были перебазированы из Баку в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой. Азербайджан получил право распоряжаться оставшимися 30% кораблей, береговой инфраструктуры и жилого фонда флотилии.
  • В 2010-м российская Каспийская флотилия вошла в состав образованного в том же году Южного военного округа в качестве морской компоненты. Ее главной задачей является обеспечение национально-государственных интересов России в регионе.
  • В ночь с 6 на 7 октября 2015 года, через месяц после начала российской военной операции в Сирии, корабли флотилии ("Дагестан", "Град Свияжск", "Углич" и "Великий Устюг") из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар 26 крылатыми ракетами большой дальности комплекса "Калибр-НК" по объектам "Исламского государства" (запрещенная в РФ террористическая организация). Цели находились на расстоянии более 1,5 тыс. км на сирийской территории. По данным Минобороны РФ, все они были поражены с точностью до 3 м. 20 ноября 2015 года корабли флотилии поразили 18 ракетами "Калибр-НК" еще семь объектов на позициях террористов в Сирии.
  • Командующий Каспийской флотилией - контр-адмирал Сергей Пинчук (с 20 сентября 2016 года).

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

"Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

"Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
----------
обещанного осталось три года ждать!

Розин Александр.

Раздел и передислокация Каспийской военной флотилии в 1992 г.

В 2012 г. исполнилось двадцать лет, как Каспийская военная флотилия перебазировалась из Баку в Астрахань, в город своего исторического рождения. Тогда решался вопрос о сохранении Каспийской флотилии как боевой единицы, необходимой для обеспечения политических, экономических и военных интересов России в Каспийском море.

К 1991 г. суда Каспийской военной флотилии (КФл ) дислоцировались таким образом:

Баку: 73-я бригада кораблей охраны водного района и 106-я бригада надводных кораблей в составе - 227-й дивизион ОВР; 33-й, 34-й и 250-й дивизионы тральщиков; 93-й дивизион противолодочных кораблей и 613-й дивизион ГИСУ. Кроме того в Баку находился учебный дивизион катеров Высшего военно-морского училища им.К ирова.

Махачкала: 469-й дивизион ОВР.

Каспийск: 236-й дивизион экранопланов .

Астрахань: 804-й дивизион ОВР, 606-й дивизион ГИСУ.

Баутино (Казахстан): 284-й дивизион ОВР.

Красноводск (Туркмения): 228-й дивизион ОВР.

Понимая что все движется к развалу СССР командованием КФл были предприняты меры по сохранению флотилии. Делалось это, понятно, очень осторожно, дабы не дать повода властям в ту пору Азербайджанской и Туркменской союзных республик для нежелательных разговоров. Например,дивизион кораблей консервации в 1990 г. под благовидным предлогом тихо и мирно был переведён из Баку в Россию. Вполне удобное объяснение нашли и при перебазировании в 1990 г. с Апшеронского полуострова дивизиона кораблей на воздушной подушке: мол, к старому месту дислокации «подушечек» подкрались воды разливающегося Каспия.

В декабре 1991 г. факт распада СССР получил свое юридическое подтверждение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооруженных Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Н.Ельцину. 26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР.

Все это совпало со сменой руководства на КФл . 24 декабря 1991 г. командующий Каспийской флотилии вице-адмирал Владимир Ефимович Ляшенко был назначен заместителем начальника Главного штаба ВМФ СССР (он умер в Москве в 1994-м). В должность командующего флотилией вступил контр-адмиралБорис Михайлович Зинин, занимавший должность начальника штаба флотилии. Первое, что он сделал, - отправил в Россию из Красноводска (Туркмения) якобы для ремонта последние находившиеся там корабли и суда флотилии. С Азербайджаном всё было сложнее.

Официальный Баку еще до развала СССР приступил к созданию собственных вооружённых сил. Решение о создании вооруженных сил республики было принято 9 октября 1991 г. президентом Аязом Муталибовым под давлением Народного фронта. Одновременно со свертыванием и вывозом, а нередко и уничтожением военного оборудования и техники бывшей Советской Армии в республике начало функционировать Министерство обороны Азербайджана. Поначалу оно действовало чисто формально и параллельно со штабом ЗакВО , но постепенно набирая силу они начинали претендовать на все что находилось на территории Азербайджана.Так что дальнейшее пребывание КФл в чужой стране стало рискованным. Между тем в Баку располагались главные силы флотилии - штаб, управление, службы, склады, целая 73-я бригада кораблей охраны водного района, гидрографическая служба со своими судами и многое другое. Но главное - это семьи военнослужащих.

Вывести незаметно хотя бы небольшое подразделение или даже торпедный катер уже не представлялось возможным. Но никто из моряков не стал давать присягу Азербайджану.Ни из главного командования Вооружённых Сил СНГ (было такое до образования Минбороны РФ), ни из главкомата ВМФ приказов или указаний относительно дальнейшей судьбы флотилии не поступало. Уже после официального распада Советского Союза, многие генералы и офицеры еще надеялись на сохранение единых Вооруженных Сил в рамках СНГ. Но на местах понимали, что это не так и пытались донести эту информацию до руководства. В феврале 1992 г. в Азербайджан для ознакомления с ситуацией прилетел Главкомом Военно-Морского флота адмирал Чернавин, 17 февраля при встрече с ним начальник отдела военной контрразведки по Каспийской флотилии капитан 1 ранга Г. А. Угрюмов прямо ему заявил: «Не надо строить никаких иллюзий, надо четко осознать: ситуация в Азербайджане и в Чечено-Ингушетии нами упущена.» В Баку не действует ни военная прокуратура, ни военный трибунал, ни комендатура, ни военная автоинспекция. За нашими частями со стороны азербайджанцев было установлено оперативное наблюдение. Министерство безопасности Азербайджана проводило операции по вербовке военнослужащих для контроля за выводом оружия и техники.

Но было ощущение, что Москву судьба Каспийской флотилиимало волновала. Шутка ли, целые округа и флота становились предметом торга между суверенами и Россией, а тут какая-то маленькая флотилия. Так что решение коренного вопроса - быть или не быть флотилии российской - целиком и полностью зависело только от командующего Зинина.

В первой половине 1992 г. Зинин принимает ряд решительных мер по организации передислокации флотилии из Баку. Встал вопрос о месте создания новой главной базы для флотилии. Отличным местом для базирования мог стать порт Махачкала - хорошие глубины, оборудованные пирсы, благоприятный выход кораблей в море при любых погодных условиях. Однако в создавшихся политических условиях было принято решение о создании главной базы Каспийской флотилии в Астрахани, несмотря на имеющиеся недостатки. Выход в море затруднен, так как более 100 км проходит по малым глубинам. Зимой фарватер замерзает и выход в море возможен только с помощью ледоколов, при этом существует опасность повреждения корабля льдинами. И к тому же в Астрахани была плохо развита военная инфраструктура. В конце февраля Зимин летит в Астрахань и заручается поддержкой губернатора Астраханской области по вопросу передислокации сил КФл в дельту Волги.

19 марта 1992 г. выходит Указ Президента РФ № 260 "О переходе Закавказского военного округа и Каспийской флотилии Военно-Морского Флота временно под юрисдикцию Российской Федерации", он гласит: «В целях поддержания устойчивого управления и обеспечения функционирования Закавказского военного округа и Каспийской флотилии Военно-Морского Флота, обеспечения сохранности вооружения и военной техники, защиты жизни, чести и достоинства военнослужащих и членов их семей от преступных посягательств и предотвращения вовлечения войск Закавказского военного округа и сил Каспийской флотилии в межнациональные конфликты постановляю:

1. Перевести Закавказский военный округ и Каспийскую флотилию Военно-Морского Флота временно под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ.

2. Правительству Российской Федерации совместно с Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами СНГ сформировать правительственные делегации и немедленно приступить к переговорам с Республикой Азербайджан, Республикой Арменией и Республикой Грузией о правовом положении и условиях пребывания войск Закавказского военного округа и сил Каспийской флотилии на территории указанных государств.

3. Установить, что до определения правового положения и заключения соглашения о совместном финансировании финансирование Закавказского военного округа и Каспийской флотилии осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

4. Назначить генерал-полковника Патрикеева Валерия Анисимовича уполномоченным Российской Федерации по вопросам пребывания войск округа и сил флотилии на территории Республики Азербайджан, Республики Армении и Республики Грузии.

5. Уполномоченному Российской Федерации по вопросам пребывания войск округа и сил флотилии принять меры по пресечению попыток захвата вооружения, военной техники и военных объектов округа и флотилии, вовлечения войск в межнациональные конфликты и недопущению их вмешательства во внутренние дела независимых государств.

6. Указ вступает в силу с момента подписания.

Президент Российской Федерации

Б. Ельцин »

В Азербайджане как и во всем Закавказье ситуация была непростая, против военных совершаются вооруженные провокации. Так утром 28 апреля в Баку группа из 10 человек напала на КПП морских пограничников, был убит один из матросов и двое ранены, пропал пистолет.

В подобной обстановке командующий КФл предпринимает смелую попытку подписать на уровне глав государств России и Азербайджана договор о разделе флотилии во время саммита СНГ в Ташкенте в мае того же года. В Ташкенте все складывалось как нельзя лучше, и Ельцин был готов подписать документ. Но попытка эта не удалась из-за совершившегося в те дни переворота в Баку, когда на смену прежнему руководителю Азербайджана пришел Муталибов , который свое прибытие на саммит в Ташкенте не планировал. Следующим шагом Зинина стала подготовка постановления Правительства России о создания пункта базирования Каспийской флотилии в Астрахани и Астраханской области. «Пробивать» это постановление Зинину помогали многие должностные лица в Министерстве обороны РФ, главнокомандующий ВМФ адмирал Чернавин. И такое постановление за номером 436, подписанное первым вице-премьером Егором Гайдаром, увидело свет 28 июня 1992 года. Зинин получил главное - правовую основу для начала перевода флотилии в Россию. Оставалось только договориться с Азербайджаном. Казахстан как и Туркмения, тогда отказался от своей доли при разделе флотилии. Бывший командующий ВМС Республики Казахстан контр-адмирал Ратмир Комратов вспоминал: «Казахстан в то время официально отказался от дележа флота, полагаясь на то, что наши интересы на Каспии будет защищать Россия ». Но переговоры были непростыми.

На переговорах, проходивших в Баку, азербайджанская военная делегация потребовала для себя 100 процентов кораблей и имущества. Но руководитель делегации от министерства обороны республики Газиев допустил при этом промашку, позволив себе в запальчивости невежливо отозваться о Президенте России. Чем и воспользовался Зинин, демонстративно уведя нашу делегацию с переговоров. Как ни странно, демарш подействовал. В переговорный процесс вынужден был вмешаться тогдашний президент Азербайджана. И все условия Зинина уже на следующий день были приняты: России - 75 процентов кораблей и имущества бывшей союзной флотилии, Азербайджану - 25.

Раздел Краснознаменной Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР между Баку и Москвой состоялся в июле 1992 г. Кроме боевых кораблей и судов практически всех имевшихся у флотилии классов и вспомогательных судов Азербайджан получил в свое распоряжение обустроенную Бакинскую военно-морскую базу с большими запасами боеприпасов и материальных средств, военный судоремонтный завод № 23 и другие элементы флотской инфраструктуры. Первым кораблем, поднявшим государственный флаг Азербайджана, стал сторожевой корабль проекта 159А «СКР-16» - «Бакинец». Произошло это 26 июля 1992 г. Эта дата ознаменовала возрождение национальных ВМС Азербайджана. На начала августа уже на трех кораблях были подняты флаги республики. Азербайджанская сторона в лице начальника штаба ВМС Азербайджана капитана 1 ранга Рафика Аскерова в августе 1992 г. заявила, что переданные корабли в плохом состоянии.И это при том , что наших моряков буквально вынуждали выполнять все требования принимающей стороны. Доходило до того, что им приходилось разукомплектовывать свои уходящие корабли, снимая с них некоторые приборы иагрегаты, и ставить их на оставляемые.По поводу проблем на азербайджанских кораблях, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Борис Зимин ему пояснил, что техническое состояние кораблей плохое из-за недействующего ремонтного завода ВМФ в Баку (СРЗ № 23 ВМФ СССР), который простаивает по вине азербайджанских властей. Всего в результате раздела Азербайджан получил 15 боевых кораблей - сторожевой корабль «СКР-16» (получил наименование «Бакинец») проекта 159А (что интересно, второй корабль этого проекта, отошедший на Каспии России - «Комсомолец Дагестана» - был в 1992 г. сдан на слом), ракетный катер проекта 205У «Р-173», 2 артиллерийских катера проекта 205П «АК-234» и «АК-374» (еще два-три их аналога проекта 205П были, по некоторым сведениям, оставлены Азербайджану пограничниками), патрульный катер проекта 1400М «АКА-55», 3 базовых тральщика проекта 12650 «БТ-16», «БТ-103», «БТ-155» и 2 рейдовых тральщика проекта 1258 «РТ-136» и «РТ-473», 4 малых десантных корабля: 3 проекта 770 «МДК-36», «МДК-37», «МДК-68» и 1 проекта 771А «МДК-107»,танкодесантный катер проекта 1785 «Д-603». Азербайджанским ВМС также достались учебный корабль «Ока» проекта 888, 2 противопожарных судна проекта 1893 «ПЖС-551», «ПЖС-552» и 2 противопожарных катера проекта 364 «ПЖК-12» и «ПЖК-179», малое кабельное судно проекта 1172 «Эмба», гидрографическое судно «Резонанс» и ряд других судов.

Но им этого было мало, они старались, где только возможно взять еще. Азербайджанские военные захватили иугнали в неизвестном направлении целый железнодорожный состав с техникой и имуществом автобронетанковой службы КФл , подготовленный к отправке в Россию.

Но главной проблемойруководства флотилии было осуществить эвакуацию личного состава и их семей с имуществом из независимого Азербайджана в Россию. Как вспоминал командующий флотилией вице-адмирал Б.Зимин: «Флотилия - это не только и не столько сами корабли, суда обеспечения, склады, оружие, это прежде всего люди - офицеры и мичманы, гражданский персонал, их семьи, родные. Наравне с судьбой флотилии решалась и их судьба ». С вывозом имущества семей офицеров возникли проблемы. Для решения этой проблемы было принято решение использовать для этого суда морского флота. Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Чернавин помог в выделении флотилии контейнеровозов. Офицеры уезжали в Астрахань, по сути, на пустое место - квартир нет, общежитий нет - контейнеры долго стояли не распакованными.И при этом новые Азербайджанские власти как могли осложняли жизнь и отъезд наших военных. Офицеры и их семьи уезжали, бросая удобные квартиры, годами нажитое добро, потому что в портах и на причалах, где шла погрузка контейнеров с личным имуществом на транспорты, действовали грабительские таможенные правила.

Эвакуация оборудования и снаряжения флотилииосуществлялась какспец . операции, многие из которых возглавлял начальник Особого отдела Каспийской флотилии капитан 1 ранга Угрюмов Герман Алексеевич. Как вспоминал сослуживец Угрюмова , сотрудник Особого отдела КВФ капитан 2 ранга Вячеслав Авт-ов : «Герман Алексеевич почувствовал, что ситуация в какой-то мере упущена, поскольку глобального значения вопросы решались на уровне Москвы - и тут он был бессилен. И он начал прорабатывать вопрос о выводе нашей спецтехники - инициатива была его! - о передислокации отдела. Делёжка шла тяжело. Азербайджанская сторона сначала предлагала 50 на 50%, потом заговорили иначе и жёстче: мол, а при чем тут Россия? Мы объявили о суверенитете, стало быть, всё нам - и никаких разговоров-переговоров!

От слов легко переходили к делу. Много нападений было на воинские части, воровали автомобили - причем не скрываясь, средь бела дня. Останавливали машину, выбрасывали людей, избивали их и спокойно уезжали. И Герман Алексеевич разработал план вывода автотранспорта. Мы вывели его в два этапа. Герман Алексеевич подключил людей из числа местных, которых мы хорошо знали. Пустили слух, что должны в такой-то день ехать в Махачкалу, а сами в другое время уехали совсем в другую сторону иным маршрутом. “Дезу ” мы запускали регулярно. Помогали в этом простые люди. КГБ Азербайджана уже работал только на себя: как себя обезопасить. Русских, армян повыгоняли, начали делить портфели. Их менталитет сыграл в нашу пользу: мы всё время работали на опережение.

Архивы мы вывезли средь бела дня, в обеденный перерыв, в субботу, зная, что это время азербайджанской сиесты - как в шуточной песне: “Все лежат на солнцепёке, чешут пятками живот”.

Если бы мы не вывезли архивы, нас бы постигла участь “Штази ”. 3 августа 1992 года погрузили на разведкорабль “Анемометр” всё, что считали нужным, и взяли курс на Астрахань. На полных парах, сколько могли выжать узлов, рванули из бухты. Я был старшим на переходе.

На тот момент техники у нас практически не было. На запросы НФА Герман Алексеевич отвечал, что техника в командировке, через неделю вернётся. Людей, которые помогали с вывозом, мы надежно спрятали. “Где такие-то люди?” - “Сказано: в командировке. Скоро будут”.» И это не просто лесть подчиненного. Тогдашний начальником военной контрразведкивице-адмирал Александр Владиславович Жардецкий вспоминал: «С Особым отделом Каспийской флотилии Москву связывал отдельный кабель. Народный фронт, придя к власти, имел возможность прослушивать любые телефонные разговоры - из здания ЦК, Совмина, КГБ республики, прокуратуры. Спецсвязь с Германом была единственной защищенной нитью, куда они не могли проникнуть. По этой связи он докладывал о ситуации, по ней же получал из Центра распоряжения.

В Каспийском училище было много секретной документации. В частности, по АПЛ, поскольку там готовили химиков для атомного флота. (Дурацкое решение, говоря задним числом, но что поделаешь - так было.) Я помню, что говорил ему: “Герман, сделай всё возможное, чтобы в сейфах не осталось ни одного листочка!” Герман занимался не только своим отделом, он вывез и все документы командования Каспийской флотилии.

Выход из бухты им пытались блокировать. Угрюмов предложил выделить несколько кораблей, которые бы, скажем так, проложили судну с архивами чистый фарватер. Стрельба была, но жертв не было: стреляли на испуг - под форштевень, поверх голов.

Всё оружие вывезти, естественно, не смогли, но большую часть - да. Там же были стационарные установки, береговая артиллерия еще с П ервой мировой войны - чуть ли не с картузным заряжанием. Их взорвали вместе с капонирами.

ГРУшники базировались не в военном городке, а в самом Баку. За городом, километрах в пятнадцати, у них был небольшой отряд - порядка ста человек: в основном слухачи - слушали эфир. Их и документацию тоже вывозили на кораблях Каспийской флотилии.»

Перебазирование флотилии проходило в течение нескольких месяцев. Корабли переводились своим ходом или на буксире. Так дивизион кораблей под командованием капитана 2 ранга Мелованцева Виктора Ивановича провел передислокацию с июля по ноябрь 1992 г. Первым в середине лета под командованием капитан-лейтенанта А.Кипарисова ушел «ПДК-179». За ним в конце августа - артиллерийский катер «АК-232» под руководством капитан-лейтенанта В.Бабенко. Некоторые проблемы былис торпедным катером «Т-118», ремонт которого на заводе по различным причинам не смогли закончить, а его командир капитан-лейтенант А.Зверев перевелся на Украину. Переход корабля выполнили под буксиром.

В конце июля в Астрахань прибыл начальник штаба КФл контр-адмирал Юрий Старцев, и уже с 15 августа управление флотилией стало осуществляться из Астрахани.Все задачи по управлению силами в этот период были возложены на отдельную роту связи, которую в 1992 г. переформировали в отдельный батальон связи. Начальником связи КФл являлся капитан 2 ранга Телков Игорь Борисович. К 10 сентября батальон и отделение связи флотилии были переведеныв Астрахань, а с 15 сентября управление силами осуществляется с нового места дислокации флотилии.

В ноябре 1992 г. азербайджанской стороной была осуществлена попытка захватить торпедный катер «Т-75» с бортовым номером 300, последний из остававшихся боевых единиц флотилии в Баку по причине его ремонта. Он входил в состав дивизиона кораблей капитана 2 ранга В.И.Мелованцева и именно ему командование флотилии поручает возглавить переход в Астрахань последних кораблей - торпедного катера «Т-75» и гидрографического судна «ГС-202». Подготовка оказалась сложной. Хотя ремонт на торпедном катере был закончен он продолжал стоять у стенки завода, так какходовых испытаний еще не провели, а это делало возможность его перехода морем достаточно проблематичной. Разобравшись в ситуации Мелованцев связался с капитаном гидрографического судна, чтобы уточнить обстановку на ГС и согласовать дату выхода. Однако тот под разными предлогами стал почему-то оттягивать время, несколько раз перенося согласованную ранее дату выхода. Погода же продолжала ухудшаться, приближалась зима, да и продукты на борту торпедного катера заканчивались, а получить их прежним путем экипаж уже не мог, поскольку склады перешли в ведение ВМС другого государства. В конце концов, все же наступил день, когда и ветер вроде немного поутих, и местные власти подтвердили согласие на уход катера. На борт поднялись азербайджанские таможенники, проверили соответствующие документы и, найдя их в полном порядке, пожелали счастливого пути. По радио у о перативного дежурного в Астрахани было запрошено разрешение на переход, и точное время отхода согласовано с азербайджанскими властями.Однако капитан «ГС-202» сославшисьна отсутствие на борту почти половины экипажа, состоявшего в основном из гражданских лиц, и в этот день отказался выходить в море. А на пирсе Мелованцева уже ожидал старший лейтенант азербайджанских ВМС с указанием своего командования о запрещении выхода корабля, в связи «с возникшими новыми обстоятельствами». Как потом стало известно, этот шаг объяснялся желанием азербайджанской стороны завладеть катером «Т-75» в качестве «компенсации» за какие-то долги ВМФ России. Оперативная служба бакинской военно-морской базы получила приказ не выпускать торпедный катер.Мелованцев решил уходить тайно. Но сделать это было не просто. Пришлось в нарушение правил игнорировать последнее приказание азербайджанского командования. При этом надо было и несколько изменить маршрут перехода. По вполне понятным причинам позвонить по телефону и поставить в известность оперативного дежурного в Астрахани о своем решении комдив не мог. Оставалось установить с ним связь по радио, но только после выхода в море. Острота положения усугублялась еще и тем, что корабль имел не проверенные на ходу двигатели. Помимо этого ему трудно было двигаться по узкому фарватеру бухты самостоятельно, без помощи буксиров: мешали подводные крылья, далеко выступающие за обводы катера. Кроме того, экипаж был укомплектован всего лишь на 60%, причем большую часть матросов фактически составляли новобранцы, прибывшие на корабль всего два-три месяца назад и не успевшие в условиях ремонта как следует освоить материальную часть. Выручили старослужащие моряки, такие как старшина команды мотористов старший мичман В.Сердюков, бессменно обслуживавший Двигатели и одновременно обучавший своих подчиненных. Экипажу сообщили, что катер скрытно уходит в Астрахань. В обеденный перерыв на территории завода людей практически нет. Именно в это время, самостоятельно отдав швартовы, катер самым малым ходом начал движение на выход из бухты. Наконец ее узкий фарватер остался позади, и тогда на просторе открытого моря дали полный ход. Только никак не удавалось связаться по радио со своим командованием, чтобы сообщить о выходе и маршруте движения. Катер благополучно дошел до Махачкалы, а оттуда пополнив запасы перешел в Астрахань. Позже, по прибытии катера к основному месту базирования, Мелованцеву , что называется, «досталось на орехи». Встал вопрос об оценке его действий в сложившейся в Баку ситуации. С одной стороны, он нарушил определенные правила, самостоятельно, не поставив в известность соответствующие службы ВМФ России и ВМС Азербайджана, покинул пункт прежней дислокации. С другой - проявил решительность и инициативу при выполнении приказа.Командующему Каспийской флотилией ВМФ РФ по данному поводу пришлось вести нелегкие переговоры с командованием ВМС Азербайджана, поскольку в Баку еще оставалось несколько российских судов с грузами и оборудованием флотилии, которым еще предстоял переход к новым местам базирования.

На новом месте было множество проблем. МоментальноКаспийская флотилия оказалась лишена стационарного причального фронта и баз хранения, оставшихся в независимом Азербайджане. Сразу после вывода кораблей и вывоза имущества из Баку обострился вопрос: где расположить арсенал и где хранить огромное количество артиллерийского, стрелкового и ракетного боезапаса. Для него выделили остров Волжский находящийся вдалеке от города и кроме того там уже была база тральщиков. Понятно, постройки и хранилища дивизиона тральщиков мало соответствовали требованиям, предъявляемым к базе вооружений столь внушительных размеров и объемов хранения. Но все одно, здесь ее намного легче разворачивать, нежели строить заново в ровном поле. Ветераны части старший мичман запаса Гарик Арутюнян и служащий Георгий Григорьев, вспоминают: «В то время важно было, прежде всего, просто разместить и обеспечить охраной ящики с патронами, снарядами и стрелковым оружием. Пусть пока и под открытым небом ». Потом уже начали строить хранилища.

В начале ноября 1992 г. в Астрахань с рабочей поездкой прибыл Президент РФ Б.Ельцин. Побывал он и на флотилии. Ноябрь в Астрахани - не лучший месяц для визитов, грязь, дождь, улицы залиты водой по причине отсутствия ливневой канализации. Первым прилетел в Астрахань Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Ф.Громов. Территория штаба флотилии необустроена , ремонт в здании не сделан. В кабинете начальника штаба, где проходило совещание, на Главкома с потолка сыпалась побелка, но он мужественно молчал, ни разу не сделав замечаний. Примерно в такой же обстановке проходила встреча Президента с личным составом флотилии. По окончании встречи Борис Николаевич Ельцин поблагодарил командующего флотилией вице-адмирала Б.Зимина, сказав: «Молодец, все у тебя хорошо!»

В конце ноября 1992 г. когда корабельные силы и военное имущество были переправлены в Астрахань, покинул город Баку и командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Б.Зимин.

Перебазирование гидрографической службы КФ фактически явилось завершающим этапом передислокации Каспийской флотилии. Военнослужащие и гражданский персонал в тот период с честью, самоотверженно выполнили все стоящие перед ними задачи, что было отмечено Президентом России и главнокомандующим ВМФ.

Помимо кораблей самой Каспийской флотилии, были еще и суда пограничников, которые организационно подчинялись КГБ СССР. 17 ОБрПСКР территориально оставаясь в Баку, до апреля 1992 г. формально являлась советским войсковым формированием и продолжала ежедневно торжественно поднимать флаг несуществующего государства и выполнять не весть какие задачи. «Великое» сидение на двух стульях закончилось с подписанием в апреле 1992 г. тогдашним Президентом РФ Б.Н. Ельциным, Указа о переводе всех пограничных частей и соединений бывшего Закавказского погранокруга КГБ СССР под юрисдикцию Российской Федерации.

Весной 1992 г. началась активная разработка плана передислокации 17 ОБрПСКР на территорию России. С этой целью было окончательно определено место дальнейшего базирования морского пограничного соединения. Этим местом стал г.А страхань. Основную роль в разработке и практическом осуществление плана передислокации бригады сыграли старший офицер оперативно - войскового отдела (ОВО) «Баку» капитан 1 ранга Чернышев Вячеслав Петрович, и конечно же, командир 17 ОБрПСКР , капитан 1 ранга Юдин Аркадий Николаевич. Именно на плечи этих офицеров тяжелым бременем легла колоссальная юридическая и моральная ответственность за успех данной операции. Активная фаза реализации плана передислокации 17 ОБрПСКР из г.Б аку в г.Астрахань началась летом 1992 г. На первом этапе из пункта прежнего базирования была выведена корабельно - катерная группа, которая после недолгой подготовки к переходу и самого перехода прибыла к новому месту базирования в г.Астрахань. Первоначально эта группа расположилась в районе завода им. Урицкого, но по ряду объективных и субъективных причин через некоторое время перешла к новому месту базирования в районе пос. Солянка. Конечным же пунктом базирования выведенной группы кораблей и катеров в г.А страхани на долгие годы вперед, вскоре стала территория и береговая линия нефтебазы № 2, что в пос. III Интернационала. Именно здесь была сформирована необходимая инфраструктура для базирования, ремонта и обслуживания кораблей и катеров, а также всех сопутствующих береговых подразделений и штаба бригады. Наряду с решением организационно - технических задач, много времени командование бригады, совместно с местными органами власти, уделяло решению социально - бытовых проблем военнослужащих и членов их семей.С этой целью осенью 1992 г., когда часть военнослужащих бригады еще находились в г.Б аку, а другая часть уже была в г.Астрахани, командованию удалось арендовать жилые помещения барачного типа по улице Рождественского - 18. В этом «пограничном» городке офицеры и мичманы прожили несколько лет, имея при этом самый скромный, даже по военным меркам, набор коммунальных удобств.

Процесс передислокации пограничной части во времени и пространстве был достаточно продолжительным. Начавшись летом 1992 г. он получил свое юридическое и логическое завершение в конце ноября - начале декабря 1992 г. Именно в конце ноября 1992 г. были, подписаны окончательные акты о разделе имущества и материальных ценностей с азербайджанской стороной, а 9 декабря 1992 г. заключительная группа российских моряков - пограничников во главе с командиром 17 ОБрПСКР капитаном 1 ранга Юдиным А.Н., на борту самолета «Ил - 86», с честью покинула столицу суверенного Азербайджана г.Б аку. Таким образом завершилась 70-ти летняя история пребывания бригады в г.Б аку. Приказом командира части, 9 декабря был объявлен днем окончания передислокации 17 ОБрПСКР в г.А страхань. Пограничники в Баку оставили три корабля пр.205П: «ПСКР-618», «ПСКР-624» под списание полуразобранные и «ПСКР-625» на ходу. Но из двух про которые говорили что под списание, один «ПСКР-618» в 1989 г. прошел капремонт.

После распада СССР силы флотилии были разделены между Россией, Азербайджаном. Из состава флотилии ушли 18 боевых кораблей и 62 судна обеспечения. Флотилия потеряла 3 пункта базирования и 18 районов боевой подготовки. Корабли, оставшиеся России после раздела, передислоцируются в Астрахань и Махачкалу. Главной базой становится Астрахань. При этом была опасность, что и сама флотилия перестанет существовать.

В начале 1993 г. появляется директива Минобороны РФ, согласно которой Каспийская флотилия должна была быть переформирована в военно-морскую базу. Однако ее командующий,вице-адмирал Зинин добивается аудиенции с тогдашним министром обороны генералом армии Павлом Грачевым и убеждает его сохранить флотилию на Каспийском море. Вскоре злополучная директива была отменена. Более того, на Каспий были переброшены ракетные и артиллерийские катера с Балтийского и Черноморского флотов. По настоянию Зинина в составе флотилии впервые в её истории были сформированы подразделения морской пехоты, которые в будущем внесли достойный вклад в разгром басаевских банд в Чечне.

В юбилейный 2012 год, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Гаврилович Алёкминский констатировал : «…20 лет назад личный состав Каспийской флотилии во главе с командующим вице-адмиралом Борисом Михайловичем Зининым обеспечил передислокацию главной базы и сил флотилии из Баку на историческую родину в Астрахань. Тем самым наше объединение было сохранено для России, для ее Военно-морского флота. И уже здесь, в Астрахани, беззаветным трудом этих людей была создана новая главная база, подготовлены условия для возрождения боевой мощи флотилии. Без всякого преувеличения можно сказать, что тогда военнослужащими, членами их семей, рабочими и служащими объединения был совершен настоящий подвиг во имя Отечества.»

Литература.

Ерофеев Дмитрий, Дианов Федор«ВМС Казахстана: этапы становления»с сайта

Лащук Александр Леонидович«История службы связи Каспийской флотилии» с сайта

Мамедов Константин Зиятович «К 90 - летнему юбилею Пограничной службы ФСБ России.» с сайта

Масорин В. вице-адмирал «Каспийской флотилии - 275 лет» Журнал «Морской сборник» № 11 1997г. стр11.

Морозов Вячеслав «Адмирал ФСБ» Журнал «Наш Современник» № 3 2004 г.

Привалов Е. капитан 1 ранга «Уходившие последними» Журнал «Морской сборник» № 2 1994г. стр42-43.

Чеботарев Александр «Флотский характер базы вооружений» «Красная звезда» 19.07.2008 г.

Чуприн Константин «Якорь с красным полумесяцем» «Военно-промышленный курьер»

Чуприн Константин «В фарватере НАТО» «Независимое военное обозрение» 31.08.2007 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса «К 280-летию Каспийской флотилии. Сберегший флотилию» "Каспиец"

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса«Прорыв из Баку» «Красная звезда» 12.08.2011 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса«Такой негромкий подвиг» «Красная звезда» 9.07.2010 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса «Ренессанс по-каспийски » «Красная звезда» 25.01.2012 г.

«Юбилей главной базы Каспийской флотилии» Журнал «Морской сборник» № 6 2012 г. стр18-20.

Яровой Аркадий Федорович «Прощай КГБ»

Розин Александр.

1941 - 1945

Каспийская военная флотилия первого формирования в июне 1931 года из Морских сил Каспийского моря имела главную базу в г. Баку.

1941

К началу Великой Отечественной войны в составе КВФ имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей.

" Согласно оперативным планам 1941 г. советским флотам и флотилиям на случай развязывания агрессором войны против СССР ставились следующие задачи:

Каспийская флотилия:

  • 1. Оказать содействие флангу армии на западном и юго-западном побережье Каспийского моря огнем корабельной артиллерии и высадкой тактического десанта.
  • 2. Совместно с ВВС Красной Армии обеспечить коммуникации между портами на Каспийском море.
  • 3. Не допустить высадку десантов противника на западное и восточное побережье Каспийского моря совместно с Красной Армией.
  • 4. Выполнить совместно с ВВС КА набеговые операции на базы противника Пехлеви и Наушехр.
  • 5. Организовать и обеспечить службу ВНОС и морской сектор ПВО г. Баку. "

На первом этапе Великой Отечественной войны непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, и деятельность Каспийской флотилии в основном сводилась к несению в морском секторе дозорной службы.
С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов.

В период с 24 по 26 августа 1941 года на кораблях и судах флотилии в соответствии с советско-иранским договором 1921 года в Иран были переброшены войска Красной Армии.
Совместно с частями Закавказского военного округа, КВФ провела десантную операцию на иранское побережье южнее иранской Астары, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

Ввод советских войск на территорию Ирана был вызван усилением здесь немецкого влияния и симпатиями к фашистам ряда лиц, стоящих во главе управления Ираном, что создавало угрозу вовлечения Ирана в войну против Советского Союза.

После ввода советских войск в Иран, они занимали северную часть Ирана в течение всей войны, а корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Донесение штаба Каспийской военной флотилии штабу Закавказского фронта о высадке морского десанта

“ 8.00, начав высадку десанта, весь личный состав десанта, кроме артиллерии, материальной части и лошадей, высадили. Артиллерию выгружу, используя все возможности, остальное ввиду малой глубины решением командарма 44-й [армии] отправляем для высадки [в] Ленкорань. Ввиду штормовой погоды на переходе транспорты растянулись, еще не прибыло два транспорта с обозом. Радиосвязи с армиями не имею. 8.45, 12 двухмоторных бомбардировщиков безрезультатно бомбили транспорты высадки. Дважды обстреляли самолеты типа истребитель, шедшие на транспорты без дачи опознавательных сигналов, вторично – безрезультатно тремя бомбардировщиками. Седельников, Панченко “

С 23 по 26 августа 1941 года курсанты и офицеры Каспийского высшего военно-морского училища (КВВМУ) в составе Каспийской флотилии участвовали в высадке морского десанта на побережье Ирана. Для участия в высадке десанта на побережье Ирана в район Пехлеви направлены 16 офицеров, 252 курсанта и 2 краснофлотца.

В октябре 1941 года КВФ сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты.
В битве под Москвой отличилась сформированная из курсантов Каспийского ВВМУ и частично из личного состава КВФ 75-я отдельная морская стрелковая бригада под командованием капитана 1-го ранга К.Д. Сухиашвили.
В условиях суровой зимы 1941-1942 гг. моряки-каспийцы с боями прошли свыше 400 км, освободив около 700 населенных пунктов. За доблесть и отвагу проявленные в боях 75-я отдельная морская стрелковая бригада 17 марта 1942 г. была преобразована в 3-ю Гвардейскую морскую стрелковую бригаду.
Морские пехотинцы Каспийской флотилии сражались под Севастополем, Керчью, Мариуполем, Орджоникидзе, внесли достойный вклад в оборону Сталинграда.

Накануне Великой Отечественной войны 1-й Каспийский отряд пограничных судов состоял из двух дивизионов.

  • В состав 1-го дивизиона входили сторожевые корабли "Атарбеков", "Могилевский", "Соболь", "Ленинец", ПС-300, ПС-301, СК-90, КМ-163;
  • 2-го - шесть МО (73, 74, 75, 76, 77, 78) и один КМ-164.
  • 1-й дивизион дислоцировался в Баку, 2-й - в порту Ильича.

22 июня 1941 г. отряд был передан Каспийской военной флотилии и до июля 1944 г. вел боевые действия в ее составе.
Личный состав отряда осуществлял разведку иранского побережья и высадку там десанта, разоружал военные и полицейские посты и части иранской армии, охранял водный район, устанавливал и поддерживал связь с частями Красной Армии, дислоцировавшимися в приморских городах и портах Ирана, отражал налеты вражеской авиации на важнейшие коммуникации, участвовал в обороне Сталинграда.
При этом личный состав всегда проявлял мужество и морскую выучку.
18 июля 1943 г. бывший пограничный катер МО-77, сопровождая баржу с военными грузами, подвергся нападению немецкой авиации. Мощным взрывом "охотнику" оторвало носовую часть вместе с пушкой, но экипаж продолжал бой с бомбардировщиками и боролся за спасение корабля. Воля и мужество катерников одержали победу в этом бою.
В числе первых моряков Каспия, награжденных орденами и медалями за образцовое выполнение заданий командования, были и моряки-пограничники лейтенант И.Н. Золотов, старший политрук А.Ф. Каспирович, лейтенант В.И. Мичурин, лейтенант В.А. Седов и другие.

1942 - 1945

В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта.
Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы.
Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:

"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".

Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе.

11 августа 1942 года Приказом наркома ВМФ Каспийская военная флотилия была включена в состав действующих сил Военно-Морского флота СССР.
К этому времени боевой состав КВФ был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями.
КВФ выполняла задачи по обеспечению коммуникаций, непосредственно прикрывая на переходах от воздействия авиации противника своими кораблями транспорта, и организовывала противоминную оборону.
Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант.
В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с.Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус.
Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта.
В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября 1942 года потопил и повредил 32 судна и баржи.
Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В период обороны Кавказа морским путем было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.
КВФ обеспечивала безопасность грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушную оборону транспортов на переходе морем.
Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов.
На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах.
Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава.
За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 года Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

КОМАНДУЮЩИЕ ФЛОТИЛИЕЙ:

  • Седельников Федор Семенович, контр-адмирал - 22.06 1941 - 10.09 1944;
  • Зозуля Федор Владимирович, контр-адмирал - 15.09 1944 - 09.05 1945.

Члены Военного совета :

  • полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. - июль 1942 г.);
  • ‎корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. - до конца войны).

НАЧАЛЬНИКИ ШТАБА ФЛОТИЛИИ:

  • Алексеев Игорь Иванович, капитан 1 ранга - 22.06 1941 - 29.04 1942;
  • Фокин Виталий Алексеевич , капитан 1 ранга - 29.04 1942 - 20.03 1944;
  • Чирков Николай Иванович, капитан 2 ранга - 20.03 - 20.05 1944;
  • Брахтман Григорий Иванович, капитан 1 ранга - 20.05 1944 - 09.05 1945.

    Отправка группы краснофлотцев и командиров катеров МО на КВФ.

    Баку. Бойцы 369-го отдельного батальона морской пехоты поднимаются по Парковой на учения в районе Волчьих ворот.
    Были отправлены на фронт в район Тамани и Керчи весной 1943 г.
    Фото С.Кулишова.

    Перевозка польских военнопленных из Красноводска в Иран в 1942 году.

    Матросы КВФ.

    Бакинский порт в годы ВОВ.

    Матросы КВФ.

    Сторожевой корабль «Атарбеков» отражает налет вражеской авиации.
    Июнь, 1943 год.
    Фото из архива Центрального военно-морского музея (г. Санкт-Петербург).

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    КВФ. На боевом дежурстве.

    На корабле КВФ.

    Работают огнеметы батальона морской пехоты Каспийской флотилии.
    1943 год.
    Фото С. Кулишова.