Open
Close

Биография. Самые крупные сокровища с затонувших кораблей, найденные в XX-XXI вв Мел фишер экспедиция по подъему сокровищ аточи

Гигантский корпус, сколоченный из крепкого, как камень, манильского дуба, три мачты, высокая, как церковная башня, резная корма, сорок тяжелых пушек, четыреста отчаянных головорезов на борту и набитый золотом трюм - такими были испанские галионы. В XVII веке они выходили из Кадиса и через Гавану и Веракрус шли на Филиппины, а оттуда возвращались в Испанию.

На те деньги, что перевозил один корабль, можно было содержать небольшую армию. Но плавучие сейфы отличались неважной маневренностью - галионы гибли один за другим. Все прибрежье Калифорнии усеяно корабельными обломками и золотыми монетами, на дне морском лежат миллионы долларов - ведь один королевский эскудо стоит сейчас около семидесяти тысяч! Но подобраться к ним непросто: якоря и шпангоуты обросли кораллами, ил глубоко засосал золото и алмазы. Для того чтобы поднять на поверхность тысячу долларов, надо потратить десять тысяч: многие кладоискатели утопили в море свои состояния, не одному из них страсть к испанскому золоту стоила жизни.

Полвека тому назад Мэл Фишер был нищ, безвестен и полон надежд: он охотно брался за все, что могло принести деньги, и в каждое новое дело вкладывал всю свою душу.

В начале тридцатых годов штат Индиана был богат энтузиастами. Мэл, скуластый парнишка из маленького захолустного городка, все время что-то изобретал - водолазный шлем, сделанный из старой кастрюли, садового шланга и велосипедного насоса, до сих пор красуется на полке в адмиральской каюте его галиона. Он работал на отцовской ферме и играл на трубе в местном оркестре, затем учился на инженера в университете Алабамы, а во время Второй мировой подразделение Фишера шло вслед за войсками и восстанавливало дороги и мосты. После войны он перебрался в Калифорнию и принялся разводить кур. Тут и родилось увлечение, ставшее делом всей его жизни.

Море было совсем рядом, и Мэл открыл при своей ферме небольшой магазинчик водолазного снаряжения: он и продавал его, и сдавал напрокат. Дочка владельца соседней фермы, рыжеволосая и смешливая Долорес, брала у него уроки подводного плавания - через несколько месяцев дело кончилось свадьбой. Вскоре Фишеры распродали все свое куриное поголовье - подводный мир был куда интереснее и приносил совсем неплохие деньги. Мэл и Долорес давали уроки подводного плавания, снимали фильмы о морских обитателях и понемногу заражались страстью к кладоискательству: несметные сокровища лежали совсем рядом - человек с аквалангом мог дотронуться до них рукой.

В 1612 году буря разбросала и разбила о прибрежные скалы "Серебряный флот" - после этого Испании не на что было содержать армию. В 1715 году пошел на дно конвой, перевозивший золото и изумруды - для того чтобы наполнить его трюмы, золотодобытчики Потоси и загнанные в изумрудные копи Колумбии индейцы трудились около года. Шторм не пощадил никого: адмирал, командовавший галионом "Nuestra Senora de Atocha", собрал своих офицеров, обсудил с ними последний сонет Лопе де Вега, прочел молитву и утонул, не посрамив достоинства кастильского идальго. Точных координат кораблекрушения не сохранилось. Мэлу предстояло отыскать иголку в стоге сена - при этом на деньги, взятые в кредит, да еще все время находясь под бдительным оком властей штата, готовых конфисковать любую ценную находку. У него не было никаких шансов, но он был Мэлом Фишером...

Чтобы привлечь внимание к поискам, его жена установила мировой рекорд по пребыванию женщины под водой: Долорес просидела в батискафе 55 часов, пила сок, ела бананы и читала отсыревшие газеты. И речь уже не шла о деньгах - они оба были готовы расшибиться в лепешку ради своей мечты. Фишеровскому напору поддались даже видавшие виды водолазы. "Серебряный флот" теперь искала команда энтузиастов, а для инвесторов Мэл разработал ряд хитроумных приемов. Он предлагал каждому из них принять участие в поисках - давал акваланг и металлоискатель, а затем отправлял туда, где накануне заботливо прикопал две-три золотые монеты. Счастливчика радостно приветствовали на берегу, вечером у костра за его здоровье пила вся команда, угощая жареными под открытым небом омарами и лангустами... И банкиры, ссужавшие Мэлу деньги (до Фишера этого не удавалось сделать никому), быстро становились его единомышленниками.

Поиски сокровищ продолжались больше 20 лет. Огромный испанский якорь, несколько золотых монет, обрывок золотой цепи, пара оправленных в серебро пистолетов - случайные находки будили воображение, но неоплаченные счета росли как на дрожжах. Долгие годы удача водила Фишера за нос: прежде чем отдать свои сокровища, море потребовало от него жертвы...

Лучшие дня

В 1975 году волна перевернула катер, в котором находились старший сын Мэла Дирк, его жена Анджела и двое водолазов. Погибли все: шторм налетел неожиданно, и кладоискатели не успели надеть спасательные жилеты. Тех, кому удалось удержаться на воде, волны разбили о прибрежные скалы...

После смерти сына Фишер изменился до неузнаваемости. Раньше он был великим оптимистом и каждое новое утро встречал фразой: "Ловите сегодняшний день!" Теперь Мэл стал мрачным и, казалось, упорно искал смерти. Он пересекал вплавь кишевшую акулами лагуну, выходил в бурное море на хрупком боте. Однажды суденышко опрокинулось, и его спас лишь случай: с проходившего мимо сухогруза заметили человека. К тому времени Мэл находился в открытом море уже несколько часов... Он словно бросал вызов стихии, и она, проверяя его на прочность, наконец уступила.

В один прекрасный день Грэг Уорхэм, водолаз из команды Фишера, нашел россыпь серебряных брусков, помеченных знаком испанской короны, - "Nuestra Senora de Atocha" раскрыла Мэлу содержимое своих трюмов. А вскоре водолазы обнаружили большую подводную скалу, перед которой суматошно запищал металлоискатель: под грудой ила лежали несколько тысяч больших серебряных слитков и три тысячи ящиков с золотыми монетами.

Кладоискателям открылась поистине фантастическая картина: на дне среди водорослей и кораллов, под лениво плывущими разноцветными рыбами раскинулся ковер из золотых дублонов, каждый из которых стоил не меньше десяти тысяч. Фишер размывал ил при помощи изобретенного им устройства, напоминавшего гигантский пылесос: вниз опускалась большая труба, всасывающая донные отложения. Когда отключили компрессор, дежуривший на месте работ аквалангист ахнул: на него хлынул дождь из изумрудов и аметистов, переливающиеся в морской воде драгоценные камни медленно кружились и опускались на дно - их было несколько тысяч...

"Nuestra Senora de Atocha" везла драгоценные камни для испанского короля, но большая часть изумрудов в трюмах галиона являлась контрабандой. Гигантские алмазные серьги, вес которых не смогло бы выдержать ни одно женское ухо, сделали специально для того, чтобы укрыть камни от налогообложения.

Каждый день приносил все новые находки, и водолазы фотографировались на небольших подводных рифах, оказавшихся грудами серебра... Двадцать процентов найденного получил штат, двадцать - инвесторы, остальное досталось самому Мэлу Фишеру.

С тех пор удача его не покидала. Он нашел столь же богатый галион "Santa Margarita", затем каравеллу конкистадоров: с нее подняли бомбарды, изъеденные ржавчиной шлемы, бронзовые циркули и наконечники алебард. Фишер стал легендой всего калифорнийского побережья и при жизни вошел в историю подводной археологии - такого количества фантастических находок больше нет ни у кого.

Те, кто пишут о Фишере, считают его счастливчиком Но люди, близко знающие Мэла, предпочитают не говорить на эту тему - вплоть до своей смерти, последовавшей в декабре 1998 года, он так и не смог простить себе того, что не остановил отправившегося в море Дирка и не напомнил ему о штормовом предупреждении...

Испанский корабль «Nuestra Senora De Atocha » затонул в начале XVII века. Особый интерес к его судьбе был вызван тем обстоятельством, что парусное судно перевозило несметные богатства, награбленные в Новом Свете.

Узкие проливы Флориды печально известны частыми кораблекрушениями. «Atocha » стал лишь одним из множества кораблей затонувших в этих водах. Корабль сокровищ «Nuestra Senora De Atocha » затонул в 1622 году. Трюмы этого испанского галеона были наполнены золотом, серебром и изумрудами стоимостью миллионы долларов. Вот уже почти 400 лет сокровища корабля принадлежат Атлантике.

В те времена Испания участвовала во многих европейских войнах, и король Испании Филипп V постоянно нуждался в пополнении своей казны, ведь ему требовалось обеспечить всем необходимым огромную армию, а собственных ресурсов на это уже не хватало. Поэтому обремененный тяготами король отправил флот к берегам Нового Света. Корабли должны были доставить назад столь необходимое золото, однако у короля была еще одна цель. Оказалось, что Елизавета Герцогиня Пармская была столь же умна и красива. Она отказалась вступать с королем в брак, пока он не соберет самые красивые драгоценности в мире.


Испанская эскадра, состоявшая из 28 самых разных кораблей, в 1622 году покинула Кубу. Она должна была доставить в Испанию колоссальное богатство. На борту роскошного судна «Nuestra Senora De Atocha » находились 215 пассажиров, которые возвращались в Испанию этим рейсом. Это были фермеры, ремесленники, банкиры, адвокаты, священники. Кроме того в его трюмах находилось 47 тонн сокровищ собранных из испанских колоний в Южной Америке.

Прекрасно вооруженный галеон «Nuestra Senora De Atocha » замыкал ордер, обеспечивая прикрытие. Помимо этого, стратегические богатства специально были погружены на этот надежный корабль. Однако никакое вооружение не было способно защитить флотилию от разбушевавшейся стихии. Всего пять дней спустя, когда находилась недалеко от побережья сегодняшней Флориды, поднялся сильный ураган. Моряки отчаянно сражались с разъяренной стихией, но сильный штормовой ветер отбросил корабли к коралловым рифам, пролегающим вдоль побережья. Это был очень сильный шторм, и он взял верх над испанскими кораблями. Уцелело только одно под названием «Грифон », остальные потерпели крушение у восточного побережья Флориды.


Для корабля «Nuestra Senora De Atocha » позиция оказалась наихудшей. Как только начался шторм, судно потеряло много парусов, в результате команда корабля не могла управлять. Моряки стали заколачивать основные люки, но часть команды уже оказалась за бортом. бросало по волнам, как спичечный коробок. Ураган отнес галеон «Nuestra Senora De Atocha » к острым рифам Флориды и ударил об одну из скал. В результате сломалась носовая часть. У не было ни единого шанса. Получивший повреждения затонул на глубине 16 метров.

Несмотря на количество жертв - более 1000 человек, выжившие, пытались спасти королевские сокровища. Они насильно принудили местное население разыскивать драгоценности , пока другие корабли не доберутся до места крушения и не начнут прочесывать морское дно. Хотя большая часть сокровищ была поднята со дна, под водой осталось настоящее состояние.

Информация о местонахождении гибели судна была крайне скудной, но корабль с сокровищами не давал покоя многим кладоискателям . Однако одному из них, который был настроен решительно и сделал из поисков мечту всей своей жизни, все уже удалось найти сокровища погибшего корабля. В 1968 году Мел Фишер (Mel Fisher) решил отправиться на поиски корабля и его сокровищ . Он считался первопроходцем в индустрии дайвинга. Его отличала энергичность и стремление самостоятельно постичь все аспекты этого занятия, но главной мотивацией был поиск корабля сокровищ .

Поиск сокровищ испанского корабля был тяжелым, как морально, так и финансово. Прорыв в поисках произошел летом 1972 года. Он пользовался самым современным оборудованием, и наконец, методичное исследование морского дна дали результат. Однажды магнетометр принял очень точный сигнал. Дайвер спустился на дно и сообщил, что искатели наткнулись на огромный якорь. Затем Фишер попросил подводного фотографа запечатлеть этот якорь, когда последний, сделав несколько снимков, решил еще сфотографировать какую-то рыбу, он наткнулся на цепь, которая по его словам была из латуни. Подняв ее на поверхность, оказалось, что это была золотая цепь, которая указывала на сокровища с корабля «Nuestra Senora De Atocha ». К сожалению, больше ничего найти не удалось. Мечты о неслыханных сокровищах, захороненных в недрах моря, двигало Мелом Фишером. Он надеялся найти затонувший корабль сокровищ «Nuestra Senora De Atocha » и выручить сотни миллионов долларов за находку.


Вскоре Мел Фишер заплатил страшную цену за исполнение своей мечты. Во время очередных поисков в 1975 году один из его кораблей перевернулся. Три человека погибло, среди которых были его сын и приемная дочь. Тем не менее, непреклонный кладоискатель заставил команду продолжать работы. Каждый день корабли выходили в море. День за днем он пытался поднять боевой дух команды. Он часто повторял, что сегодня тот самый день, и верил, что корабль сокровищ, где-то рядом, и они обязательно найдут клад.

Долгие поиски продолжались. Однажды сын Фишера, Дирк нашел на морском дне пять бронзовых пушек с испанского галеона. Далее исследователи предположили, что недалеко от них может находиться и само судно. Команда кладоискателей незамедлительно стала поднимать наверх артефакты. В результате было поднято 3876 изумрудов.


Было в этом деле и место бюрократии. В 1985 году после долгих слушаний юридическая битва Мела Фишера завершилась его победой. Девять судей Верховного суда США приняли решение передать кладоискателю исключительные права на подъем сокровищ корабля «Nuestra Senora De Atocha ». Его часть была оценена в сумму 30 миллионов долларов, но примерно полмиллиарда по-прежнему покоились на дне.

Младший сын Мела Фишера, Кейн продолжил поиски. Его упорство, вера в себя и желание бороться вопреки всем обстоятельствам заставляли его исследовать новые и новые районы. Дни превратились в недели, недели в месяцы, а месяцы в годы. Кейну за это время удалось найти много интересных артефактов: гвозди, обручи, керамические изделия и прочие изделия. Согласно теории Кейна из-за урагана судно потеряло свои сокровища. Рассыпавшийся каменный балласт, который помогал стабилизировать корабль, облегчил галеон, и затонувшее судно отнесло течением к участку, на котором были потеряны орудия. Именно там кладоискатель предполагал найти следы корабля. Оптимизм семьи Фишера не угасал.

На протяжении почти четырех веков океан скрывал сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha » и вот 19 июля 1985 года Кейн Фишер вплотную подобрался к его останкам. В поисках ставшим для его семьи настоящим наваждением наступил переломный момент, и неожиданно кладоискателям улыбнулась удача. Дайверам посчастливилось увидеть на морском дне разбросанные монеты и серебряные артефакты. Также в этом районе находилась груда балласта. Стало очевидно, что сокровища уже близко. Наступившая ночь вынудила кладоискателей прервать их поиски. Члены команды, возбужденные находкой, не могли спокойно спать. И вот наступил заветный день - 20 июля 1985 года, история десятидневной давности повторилась. Первоначально на дно отправились двое дайверов Энди Матроцци и Грэг Ораном, чтобы проверить этот участок. Они решили осмотреть дно в юго-восточном направлении. Вдруг один из них увидел нечто, что буквально увеличило его глаза. Он указывал пальцем на возвышение из песка.

сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha»



Это была золотая жила испанского галеона «Nuestra Senora De Atocha » - множество серебряных слитков. Дайверами овладела настоящая эйфория. Схватив несколько слитков, кладоискатели вынырнули, громко крикнув: «Мы нашли сокровища ». Мел Фишер ждал этого момента 16 лет. В своем штабе в Key West он принял эпохальное радиосообщение. Вскоре сам Мел Фишер опустился к сокровищам корабля . Когда он оказался на дне его руки затряслись от волнения. Вскоре рядом были обнаружены сундуки с золотыми монетами, цепями, изумрудами, украшениями и многим другим. В результате своей находки Мел Фишер признан величайшим охотником за сокровищами.

В течение нескольких последующих лет искатели сокровищ продолжили подводные работы и подняли с галеона около 500 тысяч артефактов общей стоимостью 400 миллионов долларов.

Теперь в Key West существует музей сокровищ Мела Фишера (Mel Fisher Maritime Museum), которым управляет Ким Фишер. Кладоискателям до сегодняшнего дня удалось поднять около 40 тонн сокровищ в виде слитков и других драгоценностей, а на дне остается еще около 8 тонн (35 ящиков с золотом, 300 серебряных слитков и 100 тысяч серебряных монет) права на которые принадлежат семье Фишеров.

Сокровища корабля «Nuestra Senora De Atocha » разбросаны по всему побережью Флориды. Золото, серебро и драгоценные камни оценены в сумму, превышающую 600 миллионов долларов. Несмотря на все усилия Мела Фишера работы еще далеки от завершения. Фактически удалось отыскать только 2/3 всего груза.

В 1998 году легендарный кладоискатель Мел Фишер скончался от рака, но его дети продолжили нелегкое дело отца. Они помнят его слова: «Продолжайте бороться и заветный день, наконец, наступит ».

Поиски сокровищ галеона «Nuestra Senora De Atocha » превратились для семьи Фишера в настоящую эпопею, и все же он осуществил свою заветную мечту, а мы можем не сомневаться, что пока останки вожделенного груза зарыты в иле, очередные поколения дайверов будут продолжать испытывать свою удачу.

P.S. По подсчетам историков-экспертов на борту испанского галеона находилось 47 тонн золота и серебра, не считая контрабандных драгоценностей, которые составляли 20 процентов от общего груза.

ИСПАНСКИЙ ГАЛЕОН «NUESTRA SENORA DE ATOCHA»

Судно было построено и спущено на воду в Гаване в 1620 году.
После введения в эксплуатацию корабль вошел в состав Королевского Флота Испании.
Водоизмещение - 550 тонн. Длина - 112 футов, ширина - 34 фута. Длина между перпендикулярами - 112 футов.
Ширина по мидельшпангоуту - 34 фута. Скорость хода - 8 узлов. Экипаж - 133 офицеров и матросов. Вооружение - 20 орудий.

Корабль был назван в честь одной из часовен католического собора в Мадриде.

ИСТОРИЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ ГАЛЕОНА «NUESTRA SENORA DE ATOCHA»

Летом 1622 года все было как и всегда. Испанский флот благополучно пересек океан и разделился на несколько отрядов.
Семь галеонов, охранявших конвой, включая «Санта-Маргариту», остались в Порто-Доминго (Гаити). Другой отряд, во главе с «Нуэстра Сеньора де Аточа», отправился к Панамскому перешейку и 24 мая бросил якорь в гавани Портобельо.

Шестнадцать меньших судов разошлись на погрузку в различные Карибские порты, а третий отряд галеонов двинулся к Картахене (Колумбия).
Здесь корабли приняли на борт большой груз золота и серебра и 21 июля 1622 года встретились со вторым отрядом в Портобельо. 27 июля галеоны подняли якоря и взяли курс на Кубу. К 22 августа вся флотилия собралась в Гаванском порту. Сюда же от берегов Мексики пришел так называемый «флот Новой Испании», доставивший в Гавану груз мексиканского серебра.

Испанские адмиралы были встревожены: до Гаваны дошли слухи о том, что в водах Карибского моря появился большой голландский флот.
Командующий «флотом Новой Испании» обратился к главному начальнику маркизу Кардерейте с просьбой разрешить ему немедленно идти в Испанию.
Маркиз такое разрешение дал, но при условии, что большая часть слитков и монет останется в Гаване: их перегрузят на галеоны, и таким образом сокровища окажутся под более надежной защитой.

«Флот Новой Испании» ушел, а маркиз Кардерейта остался в Гаване, дожидаясь прихода последних судов.
Вскоре вся флотилия была налицо, и утром 4 сентября 28 тяжелогруженых кораблей выстроились на гаванском рейде, готовясь отправиться в плавание.

Маркиз Кардерейта поднял свой флаг на ведущем судне, галеоне капитана «Нуэстра Сеньора Канделария».
Основная часть мексиканского серебра и золота была погружена на галеоны «Санта-Маргарита» и «Нуэстра Сеньора де Аточа».

Непосредственно сама «Нуэстра Сеньора де Аточа» была загружена 24 тоннами серебра, 180 000 песо серебряных монет, 582 слитка меди, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов столового серебра и изделий.

Прибавить к этому незарегистрированный товар для избежания пошлины, а также персональные вещи и украшения!
Все это составляло сокровище, с которым не могло бы конкурировать никакое другое, когда-либо перевозимое морем. Вооруженная 20 огромными бронзовыми пушками «Аточа» шла в качестве замыкающего галеона, следуя в хвосте медлительных торговых судов.

На каждом корабле эскадры помимо команды были солдаты охраны и пассажиры, а также все необходимые вещи и провизия для успешного путешествия. Тяжело вооруженная "Nuestra Senora de Atocha" шла замыкающей, чтобы охранять флотилию от любой атаки сзади.

На следующий день, 5 сентября, погода испортилась, небо затянули тучи и к середине дня разыгрался сильный шторм. По морю катились огромные валы, марсовые сквозь пелену дождя с трудом могли разглядеть впереди идущие корабли. Волны бросали неповоротливые галеоны из стороны в сторону, как щепки. На глазах у всей команды и пассажиров «Аточи» идущий впереди «Нуэстра Сеньора де Консолясьон» неожиданно опрокинулся и затонул...

Ночью ветер переменил направление и отнес испанский флот на север, к берегам Флориды.
Перед рассветом «Канделария» и 20 других судов конвоя прошли мимо западного побережья островов Драй-Торгугас. Четыре корабля, оторвавшиеся от основной группы, включая «Аточу» и «Санта-Маргариту», буря забросила восточнее, к цепочке островов Флорида-Кис.

Рассвет застал их у какого-то низкого кораллового атолла, заросшего мангровыми деревьями.
Огромные волны 5-метровой высоты, как игрушку, перебросили «Санта-Маргариту» через коралловый риф. С борта «Маргариты» капитан дон Бернардино Луго с отчаянием наблюдал, как команда «Аточи» борется за спасение корабля.

Для «Nuestra Senora De Atocha» позиция оказалась еще более наихудшей.
Как только начался шторм, судно потеряло паруса, в результате было потеряно управление судном. Моряки стали заколачивать основные люки, но часть команды уже оказалась за бортом. Галеон бросало по волнам, как спичечный коробок. Моряки бросили якорь, надеясь зацепиться за риф, но огромная волна приподняла корабль и бросила его на риф. Ураган ударил галеон об одну из скал. В результате сломалась носовая часть и рухнула грот-мачта. В этот же момент другая волна сняла разбитый корабль с рифа и понесла его дальше на глубину. У экипажа судна не было ни единого шанса. Вода хлынула в пробоины, и «Аточа» пошла ко дну. Аточа затонула, имея на борту 265 человек. И только пятеро - три моряка и два раба - пережили кораблекрушение. Они спаслись, благодаря обломку бизань-мачты, за который и держались все время. Их подобрало только наутро следующего дня судно «Санта-Крус».

Спасатели с подошедших к месту трагедии кораблей пробовали пробраться в трюмы судна, но люки были крепко задраены.
Глубина в 55 футов не была очень большой, но ныряльщики так и не смогли открыть решетки и пробраться на Аточу. После бесполезных попыток спасти людей или груз, они отправились на помощь другим затонувшим судам.

Ураган, погубивший корабли, причинил большую беду испанцам. Погибло 550 человек, потерян бесценный груз на сумму более двух миллионов песо.
Для сравнения - за весь период 1503 - 1660 годов Испания вывезла из Америки драгоценных металлов на сумму 448 миллионов песо, то есть около 2,8 млн. песо в год. Таким образом, речь шла о потере почти всего годового дохода королевства!

ПОИСКИ СОКРОВИЩ ИСПАНЦАМИ

Гибель «золотых галеонов» в 1622 году стала настоящей катастрофой для королевской казны.
После этого крупного кораблекрушения Испания на несколько лет попала в тяжелое финансовое положение. В то время Испания участвовала во многих европейских войнах, и король Испании Филипп V постоянно нуждался в пополнении своей казны, ему требовалось обеспечить всем необходимым огромную армию, а собственных ресурсов Испании на это уже не хватало. Поэтому обремененный тяготами король отправил флот к берегам Нового Света. Корабли должны были доставить назад столь необходимое золото. Помимо этого у короля была еще одна цель. Оказалось, что Елизавета Герцогиня Пармская была столь же умна и хитра как и красива. Она отказалась вступать с королем в брак, пока он не соберет самые красивые драгоценности в мире.

Место затопления «Нуэстра Сеньора де Аточа» находилось примерно в 56 километрах к западу от острова Ки-Уэст.
И в первые дни после крушения местоположение было легко определить по торчащим из воды мачтам. Однако уже 5 октября, когда капитан Гаспар де Варгас во главе команды рабов-ныряльщиков и индейских ловцов жемчуга прибыл к месту крушения и испанцы предприняли первую попытку поднять ценности со дна, штормы разметали остатки мачт и найти точно место крушения было уже практически невозможно. Тогда смогли лишь определить место крушения лишь второго галеона с сокровищами «Санта-Маргариты».

После нескольких месяцев изнурительной работы были найдены лишь несколько кусков обшивки «Аточи» и ничего более.
Ныряльщики могли работать только непродолжительное время на небольшой глубине, и у Гаспара Варгаса не было возможности перемещать с места на место огромные количества подвижного песка.

В феврале 1623 года года к поискам «Аточи» и «Маргариты» присоединился сам маркиз Кардерейта.
Он понимал, какую ярость вызовет в Мадриде известие о потере всей годовой добычи мексиканских серебряных рудников и что ожидает в этой связи его самого. Ценой больших усилий со дна были подняты несколько серебряных слитков, но куда исчезли корпуса обоих погибших судов, так и осталось загадкой. В августе 1623 года бесплодные поиски были прекращены. Кардерейта и Варгас вернулись в Испанию. Перед их отъездом географ Николас Кардона начертил подробную карту района гибели кораблей.

В 1625 году испанцы предприняли вторую попытку поднятия со дна сокровищ «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Санта-Маргариты».
К месту крушения прибыла поисковая партия во главе с капитаном Франсиско Нуньесом Мелианом и вооружённая медным воздушным колоколом весом в 680 фунтов (изобретением Мелиана), сумела извлечь из воды в общей сложности 380 слитков серебра и 67 тысяч серебряных монет с «Санта-Маргариты», однако следов галеона «Нуэстра Сеньора де Аточа» так и не нашли. За свои заслуги Мелиан был назначен губернатором Венесуэлы.

В дальнейшем работы по поиску велись до 1641 года, но успехов не принесли.
Поиск места крушения галеонов на долгие столетия был прекращён, и сведения о катастрофе остались лишь в испанских королевских архивах.
События последующих лет ознаменовали закат былой мощи Испании. Голландцы, англичане, французы постепенно вытеснили ее с лидирующих позиций в Европе и взяли под свой контроль ряд бывших Карибских владений Испании. В 1817 году Флориду купили Соединенные Штаты Америки. Тайна пропавших сокровищ «Аточи» и многих других «золотых галеонов» на долгие годы была забыта.

ПОИСКИ СОКРОВИЩ ГАЛЕОНА МЭЛОМ ФИШЕРОМ

Мэл Фишер родился на Среднем Западе, окончил технический колледж и обосновался в Калифорнии, где открыл школу для аквалангистов и магазин снаряжения для подводного плавания. Но этот бизнес, хотя и прибыльный, не мог удовлетворить романтическую натуру Мэла, жаждавшую приключений. Для начала он принял участие в подводной экспедиции, которая отправилась к побережью Центральной Америки на поиски кладов. Эта экспедиция не увенчалась особым успехом, но определила дальнейшую судьбу Фишера - он решил посвятить себя поиску подводных сокровищ.

Странное совпадение, но Мэл Фишер родился в день гибели «Нуэстра Сеньора Де Аточа» - 6 сентября, только спустя почти 300 лет после ее гибели …

В 1963 году Фишер продал принадлежавшую ему собственность в Калифорнии и вместе с женой Долорес и четырьмя сыновьями перебрался на восточное побережье. На вырученные деньги он основал фирму «Трэжерс Сэлворз Инкорпорейтед», штаб-квартира которой разместилась в городе Ки-Уэст на южной оконечности архипелага Флорида-Кис. Его компаньоном стал Кип Вагнер, такой же одержимый романтик, как и Фишер.

Так, к моменту начала поисков галеона «Нуэстра Сеньора Де Аточа» на счету Мела Фишера уже было несколько крупных успехов в поисках сокровищ испанских галеонов у побережья Флориды. Так, в 1963 году Мэл Фишер и его команда нашли ценности с затонувшего около полуострова Флорида испанского корабля. Поднятые со дня моря ценности потянули на несколько миллионов долларов.

В мае 1964 года неподалеку от Форт-Пирс открылся настоящий ковер из драгоценностей. Золотые и серебряные монеты устилали дно.
За два дня Фишер поднял 1933 золотых дублона. Всего же в этот сезон спасатели собрали 2500 дублонов, стоивших целое состояние.

Больше года «Трэжерс Сэлворз» вела работы возле Форт-Пирс.
Когда же поток поступавших со дна монет превратился в жалкий ручеек, спасатели не без сожаления покинули счастливое место, но не успокоились. Внимание Мэла Фишера привлекла судьба другого испанского галеона - «Нуэстра Сеньора Де Аточа».

Мел Фишер и его команда начали свои 16-ти летние поиски сокровищ галеона Аточи в 1969 году.
На помощь им пришёл историк Юджин Лайонз, который проделал гигантскую работу в испанских архивах, чтобы выяснить хотя бы примерный район поисков. Им был досконально изучен знаменитый Генеральный Архив Индии в Севилье - настоящий кладезь сокровищ. Сорок тысяч связок старинных документов, миллион единиц хранения в мельчайших подробностях рассказывают об истории открытия и освоения испанцами Нового Света, об их 400-летнем колониальном правлении обширными территориями за океаном.

Но найти сокровища галеона оказалось куда труднее, чем они рассчитывали.
Главным препятствием стал песок. Покрытое им ровное дно было бы идеальным, если бы речь шла о поиске остовов затонувших галеонов.
Но за столетия штормы и бури бесследно разметали их обломки. Поэтому ныряльщики решили сделать ставку на ценности, которые находились на испанских судах. И тут их ожидал неприятный сюрприз: добраться до твердого дна, где могли лежать тяжелые предметы, было практически невозможно. Толстый слой подвижного песка за ночь засыпал траншеи, выкопанные днем.

Для того чтобы найти затонувший галеон Мэл Фишер использовал ряд технически новаторских решений.
Например, он применял изобретённые им же самим «почтовые ящики» - изогнутые цилиндры, крепившийся под гребными винтами катера и направлявший струю воды вертикально вниз. С помощью такого водомёта за десять минут в песке вымывалась яма в тридцать футов шириной и десять футов глубиной. Там, где слой песка был тоньше, «почтовый ящик», словно гигантский веник, сметал его с выбранного участка дна.
После его осмотра катер передвигался немного дальше, и операция повторялась.

Фишер даже рискнул пойти на дополнительные, весьма значительные расходы, заказав снимки района поисков из космоса, аппаратуру для молекулярного анализа проб воды и даже подумывал о приобретении дельфинов, чтобы обучить их находить на дне золотые и серебряные предметы. По завершении всех подготовительных работ в 1970 году Мэл Фишер и его команда прибыли к месту крушения «Аточи» и «Санта-Маргариты». Так, к лету 1971 года размеры обследованной зоны составили 120 тысяч квадратных миль.

Сезон 1972 года не принес ничего нового. С приходом следующей весны аквалангисты возобновили поиски.
Сначала тоненькой струйкой потекли серебряные монеты, потом эта струйка превратилась в поток, и, наконец, ныряльщики открыли целые залежи серебра. Монет было так много, что поисковики в шутку окрестили это место «Испанским Банком».

Утром 4 июля младший сын Фишера, 14-летний Кейн увидел на дне какой-то странный предмет, похожий, по его словам, на «буханку хлеба».
Это оказалось слитком серебра на котором стояли цифры 569. Сопровождавший экспедицию историк Юджин Лайонз взялся за копии документов из севильского архива: в грузовом манифесте «Аточи» действительно значился слиток с таким номером! Там же был указан и его вес - 28 килограммов.
Как раз именно столько и весила находка. Итак, все стало на свои места: «Аточа» была найдена!

Поиск сокровищ испанского корабля был тяжелым, как морально, так и финансово. Прорыв в поисках произошел только летом 1972 года. Используя специальное оборудование и магнетометры, Мэл Фишер и его команда потратили долгие годы, следуя по едва уловимому следу кораблекрушения - иногда ничего не находя месяцами, наконец нашли немного сокровищ и артефактов, которые говорили что корабль где то рядом.

Однажды Дирк Фишер вынырнул на поверхность сжимая в руках круглый предмет.
Это была штурманская астролябия, несколько веков пролежавшая на дне. Тем не менее она сохранилась так хорошо, что ею вполне можно было пользоваться и сейчас. Последующие исследования показали, что астролябия сделана в Лессабоне неким Лопу Оменом около 1560 года. На следующий день аквалангисты подняли два золотых слитка и золотой диск весом четыpе с половиной фунта. А 4 июля водолаз Блеф Мак-Хейли, обследовавший края «Испанского Банка», наткнулся на маленькие четки из кораллов и золота.

Клейма и штампы на слитках серебра галеона "Аточа".

Относительно недавно, 4 июля 2011 года стало известно о еще нескольких новых находках.
Речь идёт о 10-каратном золотом кольце с изумрудом, которое было оценено в 500 тысяч долларов.

Помимо древнего украшения также были найдены две серебряные ложки и еще два серебряных артефакта. Они были обнаружены в 56 км к западу от острова Ки-Уэст, входящего в архипелаг Флорида-Кис на юго-востоке США. По словам Шона Фишера, одного из руководителей компании Mel Fisher’s Treasures, который присутствовал в момент обнаружения кольца, это один из самых важных артефактов, найденных в районе кораблекрушения. Это кольцо, скорее всего, принадлежало одному из аристократов, которые плыли на «Аточе», добавил Фишер.

Золото галеона "Аточа" из музея Мэла Фишера.

Порядка 48 тонн серебра было поднято с британского военно-транспортного корабля SS Gairsoppa, затонувшего в 1941 году в 300 морских милях от города Голуэй в Ирландии, написала 19 июля 2012 года ирландская газета Journal.ie.

В сентябре 2011 года стало известно, что американская компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) , на борту которого находится 200 тонн серебра.

В феврале 1941 года судно SS Gairsoppa, перевозившее серебро, было торпедировано немецкой подводной лодкой. Судно затонуло в 300 морских милях от порта Голуэй в Ирландии. На борту корабля находились 85 членов экипажа. Спастись удалось только второму помощнику капитана Ричарду Айерсу (Richard Ayres). С тех пор погибшее судно лежало на глубине порядка 4,7 тысячи метров.

Через много лет британское министерство транспорта заключило с американской компанией Odyssey Marine Exploration контракт на подъем серебра на поверхность.

19 июля 2012 года стало известно, что с корабля было поднято около 48 тонн серебра - 1203 слитков. Как заявили сотрудники Odyssey Marine Exploration, это только 20% драгоценного металла, лежащего в трюмах SS Gairsoppa. По условиям контракта компании отходит 80% найденного клада. Поднятое серебро было помещено в надежное хранилище в Лондоне.

Самой большой морской сокровищницей . В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Их груз оценивается триллионами долларов.

В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.

Мел Фишер - самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарногоиспанского галеона "Аточа" , затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков (весом от 15 до 37 килограмм каждый), а также ювелирные изделия - золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен целый арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 миллионов долларов США.

Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.

С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайда" , которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп-Код в Маркони-Бич. О богатствах "Уайды" ходили легенды. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить примерно полсотни кораблей. Изучение их судовых документов позволило Барри решить несложную задачу на сложение и оценить пиратские сокровища примерно в 400 миллионов долларов. Одного только золотого песка по самым скромным подсчетам на галере находилось не менее 4,5 тонны. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.

Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам - Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон ", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварной фарфоровой посуды. Общая стоимость сокровищ составила 14 миллионов долларов.

В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. 18 мая 2007 года компания Odyssey Marine Exploration, которая специализируется на поисках морских сокровищ, объявила об обнаружении около 500 тысяч золотых и серебряных монет, но категорически отказалась сообщить, кому принадлежал затонувший корабль, на котором находились сокровища, и где он был обнаружен. Заявление компании было обнародовано, когда поднятые на поверхность сокровища уже были переправлены в США. Компания получила от Испании в 2006 году лицензию на поиски затонувшего в 1694 году в районе Гибралтарского пролива английского судна "Sussex", на борту которого находилось около 9 тонн золота. Однако американцам было запрещено искать сокровища с других судов на дне пролива, где в течение нескольких веков, начиная с 16-го столетия, затонули сотни испанских галеонов.

Испанская сторона высказала подозрение, что американские искатели сокровищ незаконно достали сокровища с морского дна в территориальных водах страны.

В результате расследования удалось установить, что сокровища были обнаружены на месте затопления испанского военного корабля Nuestra Senora de las Mercedes, который подвергся атаке английских судов в октябре 1804 года на пути в Испанию из Перу и пошел ко дну недалеко от побережья Португалии.

Компания Odyssey обжаловала решение суда. 1 февраля 2012 года стало известно, что Апелляционный суд Атланты в штате Джорджия так же .

В январе 2009 года интернет-издание "Морской бюллетень - Совфрахт" сообщило, что судно с золотом, платиной и алмазами, потопленное немецкой подлодкой в годы второй мировой войны, (государство на северо-востоке Южной Америки).

Согласно сообщению, транспорт с ценным грузом вышел из одного из европейских портов, пункт назначения - США. Ценности предназначались для доставки в Нью-Йорк и далее в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала судно зашло в порт одной из южноамериканских стран и оттуда последовало в Нью-Йорк, но где-то на расстоянии 40 миль от побережья Гайаны было потоплено германской подводной лодкой U-87 в июне 1942 года.

Об обнаружении останков британского грузового транспорта сообщила американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных изысканиях и подъеме из воды ценностей, оставшихся после кораблекрушений.

Компания не разглашала название судна и место его обнаружения. Условно судно было названо Blue Baron ("Голубой барон") .

В июле 2009 года немецкая газета Bild сообщила, что 1,5 тонны серебряных монет, золотых украшений, огнестрельного оружия, драгоценных камней и фарфора династии Мин на борту пиратского корабля Forbes , затонувшего в 1806 году у берегов острова Калимантан. При этом стоимость одних только серебряных монет достигает десяти миллионов долларов.

Для осуществления своей мечты немецкие кладоискатели потратили более трех миллионов евро, а также учредили фирму NRA (Nautic Recovery Asia).

В апреле 2011 года стало известно, что профессиональные кладоискатели из американской организации Deep Blue Marine, которая занимается извлечением с морского дна ценных исторических артефактов, в Карибском море близ побережья Доминиканской республики. Водолазы нашли 700 серебряных монет, которые могут стоить миллионы долларов, старинные статуэтки, а также зеркальный камень, который, возможно, использовался в шаманских ритуалах.

Работы по поиску клада велись на месте крушения судна, детали о котором организация не разглашает.

Deep Blue Marine сообщила о находке властям Доминиканской республики, в водах которой было найдено затонувшее судно. Выручка от сокровища будет поделена поровну между республикой и организацией кладоискателей.

В октябре 2011 года компания Odyssey Marine Exploration (ОМЕ) заявила об обнаружении на дне Атлантического океана британского судна, на борту которого находилось 17 тонн серебра.

В 1981 году в Баренцевом море была проведена крупнейшая глубоководная операция по подъему золота с затонувшего английского крейсера "Эдинбург".

В конце апреля 1942 года английский крейсер "Эдинбург" во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борту крейсера находилось около 5,5 тонн (465 штук) золотых слитков, что в денежном эквиваленте тогда составляло свыше 20 миллионов долларов. Для большей безопасности драгоценный груз поместили в артиллерийский погреб. Золото предназначалось для уплаты за военные поставки нашим союзникам по антигитлеровской коалиции. 30 апреля 1942 года крейсер "Эдинбург" был атакован немецкой субмариной. Получив серьезные повреждения, корабль, тем не менее, продолжал оставаться на плаву. Через двое суток, 2 мая, "Эдинбург" был атакован немецкими эсминцами. Крейсер остался на плаву, но дальнейшая его буксировка на самую ближайшую базу потеряла всякий смысл, так как внутри корабля полыхал пожар. Чтобы "Эдинбург" и золотой груз не достались врагу, крейсер по приказу командира конвоя английского контр-адмирала Бонэма-Картера был потоплен тремя торпедными выстрелами. После войны золотой груз "Эдинбурга" неоднократно пытались найти и англичане, и немцы, и наши специалисты. Но их старания не увенчались успехом. В 1980 году английская фирма "Рисдон-Бизен" с помощью специально оборудованного судна "Дронсфорд" обнаружила точное местонахождение "Эдинбурга" . В том же году между СССР и Великобританией был заключен договор о подъеме советского золота с затонувшего английского крейсера (в новых ценах оно стоило уже не 20, а 81 миллион долларов). В сентябре 1981 года со дна Баренцева моря был поднят 431 из предполагаемых 465 золотых слитков весом 11-13 килограммов каждый. Золото было поделено между СССР и Великобританией в пропорции три к одному. Во время второй операции в 1986 году было обнаружено и поднято 29 золотых слитков. Остальные пять, находившиеся в носовой части артиллерийского погреба, разнесенной снарядом во время боя, бесследно исчезли среди искореженного металла. Золото, добытое во время второй операции, было поделено между Советским Союзом и Великобританией в оговоренной пропорции: десять слитков отправились в Англию, девятнадцать - в Советский Союз. Кроме того, обе стороны должны были отчислить по 45% своей доли в пользу фирмы, поднявшей со дна моря драгоценный груз. В настоящее время один из золотых слитков с затонувшего крейсера "Эдинбург" хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль , затонувший в 1617 году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611-1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича - Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606-1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.

Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов-любителей был обнаружен корпус корабля "Фрау Мария" . Корабль затонул в 1771 году на Балтике в территориальных водах Швеции, которые ныне принадлежат Финляндии. На борту корабля находился груз художественных ценностей для Эрмитажа в Санкт-Петербурге, закупленных по личному указанию императрицы Екатерины II.

Ученые предполагают , что на дне Балтийского моря покоятся 27 картин выдающихся голландских художников XVI-XVII веков, в частности, Рембрандта, а также коллекции фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек с монетами. Уникальный груз "Фрау Марии" музейные эксперты оценивают не менее чем в 500 миллионов евро.

Благодаря холодной и слабосоленой воде Финского залива парусник сохранился без видимых внешних повреждений.

Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.

Финляндия разработала поэтапный план по подъему судна: предполагается, что "Фрау Мария" окажется на суше к 2017 году. С российской стороны в разработке проекта фонды "Крейсер "Варяг" и фонд "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.

Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.

В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам , если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу - частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на имущество признаются независимо от срока гибели судна. То есть споры возникают в каждом новом случае.

Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года: тот, кто находит "бесхозное" судно, тому оно и принадлежит. Но в этом случае возникают споры о том, какое судно считать "бесхозным". Нередко в суд на золотоискателей подают родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды. Судебные процессы длятся годами.

С целью обеспечения и укрепления охраны подводного культурного наследия была принята Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция представляет собой международный договор, который является ответом международного сообщества на всё большее разграбление и разрушение подводного культурного наследия.

"Подводное культурное наследие" означает все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет.

Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

img/logo_alb_tn3.png

Информация о музее

Адрес: 200 Greene Street, Key West, Florida 33040
Телефон +1 305-294-2633
Режим работы Понидельник - Пятница: 08:30 - 17:00
Выходные и праздники: 09:30 – 17:00
Стоимость билета Взрослые 12+: $15.00
Студенты 18+: $12.00
Дети до 12 лет: $5.00
Официальный сайт www.melfisher.org

Что ждёт гостей в музее? Остров Ки-Уэст - настоящее «золотое дно» для кладоискателей. Хотите прикоснуться к вековым тайнам и почувствовать дыхание истории? Отправляйтесь в Морской Музей Мела Фишера (Mel Fisher Maritime Museum).

Знаменитый кладоискатель

В музее гостей встречает фото удачливого кладоискателя, увешанного золотыми цепями с золотой чашей в руках. Кем был Мел Фишер в жизни? Дайвер, ветеран Второй Мировой войны, плотник, инженер, музыкант, изобретатель, охотник за сокровищами. Гид расскажет про Мела Фишера, его страстном желании и о том, как это отразилось на его жизни. Смерть близких людей, финансовые трудности, временные проволочки и тяжбы с правосудием - такой нелёгкий путь прошёл знаменитый кладоискатель, который самостоятельно постигал дайвинг, изучал исторические документы и изобретал оборудование в надежде найти сокровища испанских галеонов.

Место, где хранится самый большой клад

Узкие проливы и бухты Флориды представляют серьёзное испытание для моряков. Здесь проходил путь испанских конвоев с сокровищами, а спустя несколько столетий промышляли пираты. В прибрежных водах нашли вечный приют затонувшие корабли. Испанский корабль Nuestra Senora de Atocha принёс Мелу Фишеру мировую славу и несметные богатства. Это самый известный галеон, который перевозил несметные сокровища и затонул во время сильного шторма. По историческим данным, место крушения находилось неподалёку от Ки-Уэст. На поиск сокровищ у команды Мела Фишера ушло более 10 лет. Клад, поднятый им со дна моря, оценивают в полмиллиарда долларов.

Морской музей Мела Фишера является некоммерческой организацией. Здесь накоплена информация по морской и колониальной истории Нового Света. Коллекцию музея составляют предметы, которые экспедиция Фишера нашла во время многолетних поисков.

У входа в музей настоящие якоря с испанских кораблей «Аточи» и «Маргариты». Гостей встречает 15-минутный фильм о жизни знаменитого кладоискателя и его поисках.

Сундуки золота и серебра

Сундуки с золотом, изумруды, украшения - всё, что рисует воображение кладоискателя, представлено в Морском Музее Мела Фишера. На участке в 600 квадратных метрах расположились около 100 тысяч экспонатов. В коллекции золото, серебро, столовые приборы, торговые товары, керамика, дерево, семена, слоновые кости, кожа. Благородные металлы не поддаются коррозии, время над ними не властно. Гости музея видят, как выглядят слитки золота и серебра, которые пролежали в воде 4 столетия. Под стеклом находятся фрагменты окаменелостей с впечатанными серебряными монетами.

Золотая цепь весом в 3,5 килограмма, настоящие серебряные реалы, золотые дублоны, большой золотой крест, инкрустированный колумбийскими изумрудами, которые считаются самыми дорогими в мире, - это самые знаменитые экспонаты музея. Здесь же контрабандное золото, которое не значилось в архивных документах.

В ювелирном магазине при музее продают ювелирные украшения и оригиналы монет из знаменитого клада Аточи.

Археологам, дайверам и историкам

В музее гости заглянут в святая святых археологов - лабораторию с огромными резервуары, где хранятся артефакты. Здесь занимаются сохранением и реставрацией морских находок. Четыре столетия под толщей солёной морской воды непредсказуемым образом влияют на любые предметы. Клад необходимо поднять из морских глубин и сохранить от разрушения. Специалисты проделали большую работу, чтобы сохранить отвоёванное у моря богатство. В лаборатории проводят специальное лечение, чтобы не допустить разрушения, сохранить объекты в нынешнем состоянии и остановить ухудшение в будущем. Процедуры занимают от нескольких часов до нескольких лет.

Работа археологов включает в себя анализ, ведение документации и долгосрочный уход. Сотрудники музея с помощью специальных датчиков контролируют, регулируют и поддерживают температуру, свет, влажность в хранилищах и галереях, чтобы повысить долговечность экспонатов.

5 правил кладоискателей от Мела Фишера

На поиски клада ушло больше 10 лет. За это время Мел Фишер выработал 5 правил для кладоискателей.

  • Поиск клада начинается с изучения архивных документов. На Фишера работала команда, которая анализировала торговые отчёты, портовые книги.
  • Удача улыбается подготовленным. Без оборудования найти клад невозможно.
  • Знание юридических тонкостей позволит сохранить клад. Вокруг всегда много желающих присвоить клад по территориальным признакам.
  • Все операции по поиску кладов от архивных этапов до морских погружений лучше хранить в тайне, снабдив правдоподобной легендой.
  • Настоящие кладоискатели не размениваются на мелочи и суеверны. Клад редко приносит удачу, забирая взамен здоровье, жизнь близких.

Шторма и волны разбросали вдоль побережья Флориды сокровища погибших кораблей, поэтому всё новые поколения дайверов приезжают испытать удачу. Начинающим кладоискателям стоит поверить Мелу Фишеру, вся жизнь которого является доказательством правил.

Кладоискателям, будущим волшебникам и обыкновенным туристам

В музее будет интересно и взрослой публике, и детям. В стенах музея проходят:

  • видеопоказы с фрагментами разведочных поисков;
  • презентации артефактов;
  • фотовыставки о путешествиях Мела Фишера;
  • рассказы сотрудников музея археологии об истории флота;
  • вечера с дегустацией под открытым небом;
  • фестивали африканской диаспоры.

В Морском музее Мела Фишера проходят интереснейшие выставки с артефактами. Например, всем будущим волшебникам будет интересна выставка «Мир Гарри Поттера». Экспонаты знакомят с фактами алхимии, астрологии, которые стали основой для написания знаменитого бестселлера Джоан Роллинг. На выставке демонстрируются медицинские инструменты, навигационные устройства Средневековья, чаша с противоядием, религиозные предметы и украшения из драгоценных металлов.

Кроме информационной, научной и просветительской работы, музей принимает найденные кладоискателями артефакты. На сайте музея представлена обширная коллекция коллекция артефактов, современных документов, гравюр и карт.