Open
Close

Сторожевой корабль. Сторожевые корабли флота – классификация и назначение Названия сторожевых кораблей вмф ссср

Судно, относящееся к классу надводных кораблей, созданных для несения сторожевой патрульной службы, охраны пассажирских и транспортных судов, отражения атак подводных лодок, торпедных кораблей и самолетов противника, как в открытом море, так и на постоянной стоянке. Сторожевой корабль также может нести дозорную службу вблизи военных баз, охранять границу государства, порты и подходы к ним.

Впервые необходимость в строительстве сторожевых кораблей возникла в Первую мировую войну, после введения в состав флота многих государств мира подводных лодок. Именно для поиска последних судостроителями и был разработан особый класс кораблей, способных оказать эффективное сопротивление субмаринам противника. Естественно, что с этой задачей не менее эффективно справлялись линкоры и эсминцы, но постройка и оснащение их ради единственной цели – охраны моря от действия подводного флота была крайне невыгодна, потому было решено строить более легкие суда, исключительно для охранных целей.

Сторожевой корабль «Громкий»

Первые сторожевые корабли появились в английском флоте, так как именно Великобритания впервые столкнулась с необходимостью организации систематического отпора подводным лодкам противника, наносящим ощутимый урон по репутации лучшего флота в мире.

Первый патрульный сторожевой английский корабль назывался «Пи-ботс», на носу у него был установлен железный таран, при помощи которого можно было без труда уничтожить подводную лодку противника, в то время еще не умевшую погружаться на большую глубину. Водоизмещение первого сторожевого корабля составляло всего 573 тонны, при этом он мог развивать скорость в 22 узла в час. На вооружении корабля имелось всего одно 100-миллиметровое орудие, два небольших оружия, две торпедные трубы, а также глубинные бомбы.

Желая не отстать от англичан, американцы поспешили выстроить для нужд своего флота сразу 60 подобных кораблей типа «Игл». Официально наименование сторожевого, корабль ни во флоте Великобритании, ни во флоте США не получил, и только в годы Первой мировой войны в России появился класс настоящих сторожевых кораблей.


Первый патрульный сторожевой английский корабль «Пи-ботс»

Первый сторожевой корабль в России был выстроен между 1914 и 1916 годом, причислили новое судно к типу, водоизмещение его равнялось всего 400 тоннам, а скорость он был способен развить до 15 узлов в час, что было несколько больше той скорости, на которую была способна подводная лодка в надводном положении. Не заходя в порт, российский сторожевой корабль был способен пройти не менее 700 морских миль. На вооружении «Коршунов» стояли 102-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и даже глубинные бомбы.

Церемония официального принятия сторожевого корабля в состав российского флота была проведена в октябре 1917 года, всего за несколько дней до начала Революции, оказавшей на включение кораблей данного типа в состав морских эскадрилий непосредственное, в некоторой степени, отрицательное влияние. Первые 12 кораблей сторожевого назначения во флот так и не вошли, оставшись недостроенными.

В последующие годы сторожевые корабли появились также и в итальянском флоте, кроме того, англичане провели некоторые усовершенствования в своем собственном судостроении и выдали миру новый тип сторожевого судна, квалифицированного, как «Спей».

Боевое назначение и у английского «Спейя», и у американского «Игла», и у русского «Коршуна», и у итальянского «Александра» было одинаковым, корабли этих типов предназначались исключительно для несения патрульной службы, своевременного обнаружения противника и предупреждения тяжелых боевых кораблей, тем не менее, классификация у них была в каждом государстве своей собственной. Так, в Великобритании сторожевым кораблем считался также и фрегат, корвет и эскадренный миноносец. Постепенно корабли квалифицированные как корветы , фрегаты и эскадренные миноносцы появились во флотах всех государств мира, но в России они и по наши дни именуются никак иначе, как «сторожевой корабль».


Первый российский сторожевой корабль «Коршун»

В советской России первый сторожевой корабль появился в 1931 году, относился он к типу «Ураган» и предназначался для выполнения разведывательной и охранительной службы границ Советского Союза на Балтике и Черном море. Кроме того данный тип кораблей мог надежно защитить конвой от нападения подводных лодок и самолетов противника, также сторожевой корабль можно было применять как скоростной тральщик. В предвоенное время было выстроено всего 18 описанных выше кораблей, а примерно за 5-6 лет до войны были введены подклассы сторожевиков – корабли были поделены на малые и большие сторожевые.

К малым сторожевым кораблям относили суда типа «Рубин» несколько меньшего размера в сравнении с «Ураганом», предназначавшиеся исключительно для противолодочной обороны и имевшие собственную дизельную энергетическую установку, позволявшую кораблю развить скорость до 15 узлов в час.

Несколько позже»Рубины» и «Ураганы» были заменены однотипным «Бриллиантом» - сторожевым кораблем, способным развить скорость свыше 17 узлов в час. В 1935 году на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанской эскадры были выстроены сторожевые суда типа «Киров», способные идти на скорости более чем 18 узлов в час. Строились сторожевые корабли этого типа в Италии, имели водоизмещение свыше 1000 тонн и дальность хода 6 тысяч морских миль.

Для нужд Арктики в 1937 году был сконструирован сторожевой корабль типа «Пурга», его быстроходные и боевые качества были по достоинству оценены моряками в годы ВОВ.

На данный момент во всех странах мира по-прежнему принято делить сторожевые корабли на эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, исключением как всегда считается Россия, где подобная классификация не прижилась. Современный русский сторожевой корабль имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн, скорость хода в 35 узлов в час, вооружен зенитными и противокорабельными установками, мощным артиллерийским оборудованием, средствами для поиска подводных лодок, а также средствами по их уничтожению.

ТТД:
Водоизмещение: 3200 т.
Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.
Скорость хода максимальная: 32,2 узла.
Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.
Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-726, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000
Экипаж: 197 чел.

История корабля:
Сторожевой корабль пр.1135

Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр./мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовер­шенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Ладный" был зачислен в списки кораблей 17.02.1978 г. и 25.05.1979 г. заложен на стапеле ССЗ “Залив” в Керчи (заводской номер №16). Спущен на воду 07.05.1980 г., вступил в строй 29.12.1980 г. и 25.02.1981 включен в состав КЧФ.

07.08 - 10.08.1981 нанес визит в Варну (Болгария);
18.06 - 22.06.1996 -в Пирей (Греция).

В 1991 и 1993 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1994 г. - приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).

В 1994 г. участвовал в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО, а 08.05.1995 г. - в международном морском параде в С.-Петербурге, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

27.07.1997 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

СКР "Ладный" в 2005-2006 году прошел плановый ремонт в Туапсе.

В августе 2008 г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала.

07.08.2009 г. в составе группы кораблей Черноморского флота "Ладный" вышел из Севастополя для осуществления межфлотского перехода по маршруту Севастополь-Балтийск для участия в учениях "Запад-2009". Однако по приказу командования он был задействован в поисково-спасательной операции по обнаружению пропавшего сухогруза "Arctic Sea" с российским экипажем, бесследно исчезнувшего в районе побережья Португалии на пути в Гибралтар. 16.08.2009 г. сторожевой корабль "Ладный" обнаружил сухогруз в 300 милях от Островов Зеленого мыса, высадив на него досмотровую группу. По данным следствия, "Arctic Sea" был захвачен восемью гражданами Эстонии, Латвии и России.

В период с по 16.08.2010 г. по 17.09.2010 г. корабль находился в Средиземном море, принял участие в совместном российско-итальянском учении "Иониекс-2010"; так же совершил деловые заходы в порты Греции, Франции, Ливии и Италии.

В период с 04.12.2011 г. по 15.01.2012 г. "Ладный" выполнял задачи в составе корабельной авианосной группы ВМФ России в Средиземном море, посетив с деловыми заходами порты Франции, Мальты, Испании и Сирии. За время похода корабль прошел около 6000 морских миль.

В период с 06.02.2015 г. по 26.05.2015 г. корабль действовал в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.

В настоящее время находится в составе 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота РФ и интенсивно используется в боевых службах.
Командиры корабля в разное время:
- капитан 2 ранга Андрей Дмитриев;
- капитан 2 ранга Александр Шварц;
- капитан 2 ранга Олег Князев.

Оригинал записи и комментарии на

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Данный текст является продолжением поста и описывает корабли 2 и 3 ранга Альтфлота СССР.

с упорством, достойным, быть может, и лучшего применения, я продолжил конструировать свою реальность

Эсминцы

реальная история

Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был создан американскими конструкторами в начале 1930-х годов; назначением новых эсминцев было проведение дальних флотских операций в Tихом океане и поддержка действий собственных эскадренных миноносцев. В американском бюджете на 1933/1934 финансовый год было профинансировано строительство 4 эсминцев типа. Однако спустя два месяца после того, как Франклин Д. Рузвельт стал президентом, им был подписан закон, согласно которому число строящихся эсминцев типа возросло до 8 единиц.

«Портер» представлял собой Лидер, стандартным водоизмещением 1850 тонн,с габаритами 116 на 11,2 метра и с осадкой 3,2 метра. Две паровые турбины, питались четырьмя котлами и развивали мощность 50 000 л. с. «Портер» давал максимальную скорость 35 узлов, а Дальность плавания на 12 узлах составляла 6500 миль, а на 15 узлах - 6000 миль. Экипаж 175-194 человека. Вооружение состояло из четырех двухорудийных пятидюймовых башен4х2 127-мм/38Mark 12, а Зенитная артиллерия из четырех спаренных пулеметов калибра 12,7-мм пулемёта. На корабле размещалось два счетвёренных торпедных аппаратов калибра 533-мм.

Альтернативная история

В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.

Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.

Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой - 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов искорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника.

Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеровс тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.

Четвертымбыл подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 годуи закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах- по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.

Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.

США предложили советам эсминцы типа «Мэхен» нормальным водоизмещением 1490 тонн и лидеры типа «Портер», нормальным водоизмещением 1850 тонн

После продолжительной дискуссии советская делегация приняла революционное решение, положившее начало новому подходу в военном кораблестроении. Было ясно, что ни экономические, ни кораблестроительные мощности СССР никак не могут ему позволить встать в один ряд с крупными морскими державами. Поэтому вместо небольших эсминцев, или какого-либо сочетания, типа на 4 эсминца – один лидер, было принято решение строить исключительно лидеры, что давало возможность создавать локальное превосходство над потенциальным противником непосредственно в точке конфликта.

В 1933 году Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был почти без изменений приняткак основной для реализации пятого контракта между СССР и США:

Была усилена лишь ПВО, и на эсминцах установили 3х2 40-мм ЗАУ «Бофорс» и 4х1 20-мм ЗАУ «Эрликон»:

Все восемь «американцев» были заложены в 1934-1935 годах, спущены на воду в 1935-1936и вошли в строй в 1937-1938 годах.

Строительство в СССР началось после завершения реконструкции нескольких верфей в 1936 году, и к 1940 году в строй вошли еще 24 эсминцев, доведя общее число новых эсминцев до 32, по 8 на каждый из флотов.

Кроме этого, удалось восстановитьвсе 17 эсминцев типа Новик, доставшихся от царского флота:

Эсминцы типа «Новик», перевооружили, установив типовой для нового советского флота набор вооружения:

Спаренные торпедные аппараты для 45см торпед времен Первой Мировой войны демонтировали, как и артиллерийское и зенитное вооружение. На корабле появился Асдик. Артиллерийским вооружением эсминцев типа Новик-бис стали две универсальные одноорудийные башенные артустановки 127-мм/38 Mark 12, а зенитным – 8 спаренных 40мм Бофорсов, а также 2х1 20мм Эрликон.Кроме того, на корме установили два сбрасывателя для глубинных бомб. Таким образом, когда-то грозный торпедный корабль, по футбольным меркам, «нападающий», превратился в достаточно опасный для любого противника шлюп - «защитник», чрезвычайно востребованный при формировании любого конвоя в последующие военные годы.

Тем временем, был пересмотрено и вооружение первенца советского военного кораблестроение – сторожевого корабля Ураган:

Стало ясно, что у него нет шансов применить свое торпедное вооружение – он недостаточно мелкий, чтобы незаметно подкрасться к противнику, и недостаточно быстрый, чтобы стремительно атаковать. Новая советская концепция применения торпедного оружия предполагала его использование в авиации, подводных лодках, торпедных катерах и, в исключительных случаях, эсминцами.

Таким образом, торпедный аппарат с 45см царскими торпедами, а также носовое артиллерийское орудие 102мм было демонтировано. Ураган-Бис получил Асдик для поиска подводных лодок, который существенно поднял эффективность противолодочного вооружения, и 3 спаренных 40мм Бофорса, усиливших его ПВО:

Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенны­ми в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе об­разцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступле­нии в строй не имели современного зе­нитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнару­жения подводных лодок и т.д. Кроме то­го, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия раз­мещения экипажа, невысокую (относи­тельно техзадания) скорость хода, по­средственную мореходность,

ненадеж­ное рулевое устройство.

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впер­вые в отечественном флоте ГЭУ рабо­тала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась ком­пактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые на­бор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были примене­ны оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Кор­пуса СКР, несмотря на облегчение, ока­зались более прочными

Накопленный опыт эксплуатации ко­раблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к пе­реоценке их качеств руководством Нар­комата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с до­кладом о технике флота, начальник Уп­равления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовле­творяют тактико-техническим требова­ниям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораб­лям иностранных флотов постройки 1930 - 1934 годов.

Разумеется, кораблестроительная программа Альт СССР была построена так, что по мере падения водоизмещения число кораблей увеличивалось, то есть сторожевых кораблей было построено больше, чем эсминцев - 48 СКР дополнили 32 ЭМ. Современных же легких крейсеров к началу Войны оставалось 4:

Тип кораблей

Реальная история (РИ)

Альтернативная история (АИ)

в строю

в постройке

в строю

в постройке

Линкор типа «Севастополь»

Линкор типа «Советский Союз»

Тяжелый крейсер

Легкий крейсер типа «Светлана»

Крейсер типа «26 Киров»

Крейсер типа 68-К «Чапаев»

Крейсер типа «Бруклин»

Эсминцы типа «Новик»

Лидер эсминцев водоизмещением более 2000 тонн

Эсминец проекта 7

Эсминец проекта Портер-бис

Сторожевые корабли типа Ураган

Сторожевые корабли типа Ураган-бис

Охотники за подводными лодками

Тральщики

Подводные лодки советских проектов

Подводные лодки тип VII

Подводные лодки тип IX

Подводные минные заградители типа «Калев»

Торпедные катера

Пехотно-десантные корабли

ТТХ реальных кораблей, упомянутых в посте:

Тактико-технические данные

ЭМ «Портер»

ЭМ "Проект 7 "

ЭМ "Новик "

СКР "Ураган "

Водоизмещение нормальное, т

1850

1657

1280

Длина наибольшая, м

102,42

71,5

Ширина наибольшая, м

11,2

10,2

9,52

Осадка максимальная, м

3,27

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

50000

50500

41910

7040

Скорость хода полная, узлов

Скорость хода экономическая, узлов

Дальность плавания экономическим ходом, миль

6500

2800

1760

1200

Экипаж в мирное время, чел.

Артиллерийское вооружение

4 – 130/50-мм Б-13

4 х 1 102мм

2×1 102мм

Торпедное вооружение:

2х4 ТА 53см

2х3 ТА 53см

4х2 ТА 45см

1×3 ТА 45см

Зенитная артиллерия

12,7-мм пулемёта

2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К.

4×1 7,62мм

2×1 7,62мм

СКР типа «Ураган»

Проект разработки 1938-1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ , заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).

ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.

  1. «Ястреб» ††1956
  2. «Орёл» ††1958
  3. «Коршун» ††1958
  4. «Зоркий» ††1956
  5. «Альбатрос» ††1956
  6. «Буревестник» ††1956

Проект 42 («Ястреб»)

Строились в 1949-1953 годах. Всего было построено 8 единиц.

Проект разработки 1947 - 1949 гг. По сравнению с проектом 29 - новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.

  1. «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
  2. «Беркут» ††1965
  3. «Кондор» ††1970
  4. «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
  5. «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
  6. «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
  7. «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
  8. «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.

Проект 50

Строились в 1952-1958 годах. Всего было построено 68 единиц.

Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959-1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.

Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М

Строились в 1958-1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:

  • ССЗ № 340 «Красный металлист» , («Им. А. М. Горького», г. Зеленодольск, Татарской АССР);
  • ССЗ № 638 (368) («Им. С. М. Кирова», г. Хабаровск).

По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ- на бортовые).

По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.

По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.

  1. СКР-1 ††1987
  2. СКР-38 ††1990
  3. СКР-17 ††1990
  4. СКР-9 ††1990
  5. СКР-22 ††1991
  6. СКР-333 ††1990
  7. СКР-34 ††1991
  8. СКР-29 ††1991
  9. СКР-103 ††1991
  10. СКР-18 ††1989
  11. СКР-41 ††1987
  12. СКР-11 ††1991
  13. СКР-43 ††1989
  14. СКР-3 ††1990
  15. СКР-46 ††1989
  16. СКР-23 ††1989
  17. СКР-78 ††1990
  18. СКР-21 ††1991
  19. СКР-36 ††1989
  20. СКР-92 ††1991
  21. СКР-92 ††1991
  22. СКР-120 ††1991
  23. СКР-128 ††1991
  24. СКР-47 ††1992
  25. СКР-26 ††1993
  26. СКР-33 ††1995
  27. СКР-27 ††1992
  28. СКР-40 ††1994
  29. СКР-16 ††1992
  30. СКР-106 ††1993
  31. СКР-110 ††1994
  32. СКР-112 ††1993
  33. СКР-87 ††1992
  34. СКР-123 ††1992
  35. СКР-126 ††1992
  36. СКР-133 ††1994
  37. СКР-138 ††1994

Проект 35

Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961-1968 годах.

  1. СКР-7 ††1987
  2. СКР-20 ††1989
  3. СКР-32 ††1989
  4. СКР-39 ††1990
  5. СКР-86 ††1990
  6. СКР-49 ††1990
  7. СКР-53 ††1990
  8. СКР-24 ††1990
  9. СКР-83 ††1991
  10. СКР-48 ††1990
  11. СКР-35 ††1990
  12. СКР-6 ††1990
  13. СКР-13 ††1991
  14. СКР-90 ††1990
  15. СКР-117 ††1990
  16. СКР-84 ††1992
  17. СКР-12 ††1992
  18. СКР-19 ††1992

Проект 1135 («Буревестник»)

Всего был построен 21 корабль проекта.

  1. «Бдительный» ††1996
  2. «Достойный» ††1993
  3. «Бодрый» ††1997
  4. «Свирепый» ††1993
  5. «Сильный» ††1994
  6. «Доблестный» ††1992
  7. «Сторожевой» ††2002
  8. «Разумный» ††1998
  9. «Разящий» ††1992
  10. «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
  11. «Деятельный» ††1995
  12. «Жаркий» ††2002
  13. «Ретивый» ††1995
  14. «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
  15. «Беззаветный» ††2001
  16. «Летучий» ††2005
  17. «Пылкий»
  18. «Задорный» ††2005
  19. «Безукоризненный» ††1997
  20. «Порывистый» ††1994

Проект 1135М

Всего построено 11 единиц. Строились в 1973-1981 годах.

  1. «Резвый» ††2001
  2. «Резкий» ††1995
  3. «Разительный» ††1997
  4. «Грозящий» ††1995
  5. «Неукротимый» ††2009
  6. «Громкий» ††1998
  7. «Бессменный» ††1998
  8. «Горделивый» ††1994
  9. «Рьяный» ††1997
  10. «Ревностный» ††2003
  11. «Пытливый»

Проект 1135.1 («Нерей»)

Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981-1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный », бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины .

  1. «Менжинский» ††2000
  2. «Дзержинский» в составе БО ФПС России
  3. «Орёл» в составе БО ФПС России
  4. «Псков» ††2003
  5. «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
  6. «Кедров» ††2003
  7. «Воровский» в составе БО ФПС России

Проект 1154

Строились в 1987-2009 годах. Всего построено 2 единицы.

  1. «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
  2. «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
  3. «Туман» достраивается.

Проект 11540 («Ястреб»)

По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.

Проект 11661 типа «Гепард»

Официально отнесен к классу «Фрегат».

Проект 11661К

Построено 2 единицы.

  1. «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
  2. «Дагестан» в составе ВМФ РФ.

Проект 12441 («Гром»)

Достраивается как учебный сторожевик.

Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант - («Тигр»)

Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.

.
Сейчас их у нас всего пять . (в своё время было более 30 ), и так будет ещё как минимум год - пока не начнут вступать в строй первые "Адмиралы". Горстка сторожевиков, оставшихся после развала ВМФ СССР, славно послужила (и продол жает служить) Родине и достойна самого большого уважения, проявлением которого и является настоящая публикация. Сведения об СКР ЧФ по состоянию на 21.01 с. г. получены мной от пожелавшего остаться неназванным источника, близ кого к Черноморскому флоту, за что ещё раз выражаю ему свою признательность.


СКР "Неустрашимый" (фото из газеты БФ "Страж Балтики" с yaostrov.ru)


1. СКР " Неустрашимый " пр. 11540, б/н 712 ( БФ )

Корабль вернулся в Балтийск с 7-месячной боевой службы (212 суток) 17.10.2013 и сразу же пропал из поля зрения СМИ. Первая информация о том, что СКР находится в ремонте, появилась на одном из форумов 28.11, после чего там же было обозначено и место действия - Калининград. Официальные разъяснения от пресс-службы Минобороны последовали только два месяца спустя (24.01.2014), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров". В результате вырисовалась следующая картина.

"В настоящее время корабль стал в доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель- генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления" (ссылка 1 ).

"Новый 2014 год, а также день корабля (24.01 - А.Ш.) СКР "Неустрашимый" встретил у причальной стенки ПСЗ "Янтарь"... На данный момент на сторожевом корабле идёт подготовка к большому ремонту... Предполагается замена некоторых комплексов вооружений. Подобный по объёму ремонт на "Неустрашимом" не проводился с момента его постройки... Все работы планируется завершить . в августе 2015 года . . Спустя два месяца . корабль должен приступить к выполнению поставленных командованием Балтийского флота задач" (ссылка 2).

2. СКР " Ярослав Мудрый " пр. 11540, б/н 727 ( БФ )

Самый молодой российский боевой корабль дальней морской (и океанской) зоны - вступил в строй немногим более 4,5 лет назад (19.07.2009). С последней (крайней) боевой службы, продолжавшейся 6,5 месяцев (199 суток) вернулся 05.07.2013 и, показав шись 28.07 на параде по случаю Дня ВМФ в Балтийске, также как и "Неустрашимый", надолго скрылся от посторонних глаз. Четыре месяца спустя (22.11) неофициально засветился в СМИ, став объектом экскурсии студентов Прибалтийского судостроительного техникума на ПСЗ "Янтарь" (ссылка 3). Позднее, информация о том, что СКР находится в ремонте, подтвердилась на форумах, а неделю назад из публикации того же "Янтарного острова" стало известно, что "в настоящее время "Ярослав Мудрый" готовится к сдаче курсовых задач и выходу в море" (ссылка 4).

СКР "Ярослав Мудрый" у ремонтной (достроечной) набережной ПСЗ "Янтарь" (фото Эдуарда Молчанова, ИТАР-ТАСС)

4. СКР " Пытливый " пр. 1135М, б/н 808 ( ЧФ )

Один из двух оставшихся в строю некогда многочисленных СКР пр. 1135 (построено 32 единицы). Возраст - 32 года (30.11.1981). В январе 2013 г. на сайте Рособоронпоставки был объявлен тендер на ремонт обоих 1135-х по техническому состоянию с максимальной ценой контракта по 500 млн. руб. за каждый и сроком исполнения заказа в ноябре того же года. При этом известно, что 05.09 СКР ещё не был поставлен в завод, а 30.12 уже вышел оттуда.

Анонимный источник : "СКР "Пытливый" полностью не отремонтирован, только доведён до состояния безопасного выхода в море. В настоящий момент на корабле ведутся доделочные работы и подготовка к дальнему походу (очевидно, имелся в виду успешный выход на боевое дежурство 05-25.02 с целью обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи). И он, и "Ладный" испытывают большие проблемы с ГЭУ (дача самого полного невозможна в принципе) из-за сильного износа и отсутствия запчастей".


СКР "Пытливый" после ремонта, Севастополь, 04.01.2014 (фото Erne с forums.airbase.ru)

3. СКР " Ладный " пр. 1135, б/н 801 ( ЧФ )

В отличие от "Пытливого" относится к базовой модификации с двумя двухорудийными 76-мм АУ АК-726. Возраст - 33 года (29.12.1980). Известно, что 26.06 СКР находился в ремонте, который, однако, далёк от завершения. Источник : "СКР "Ладный" пробудет в ремонте до конца текущего года. Осень (октябрь-ноябрь) - это оптимистичный срок, в который слабо верится. Фактически, приведение в мореходное состояние одновременно обоих черноморских "Буревестников" (шифр пр. 1135 - А.Ш.) практически нереально".


СКР "Ладный" ("не в заводе, но в ремонте"), Севастополь, Угольная пристань, 14.10.2013 (фото Петр. Ш с forums.airbase.ru)

5. СКР " Сметливый " пр. 61/01090, б/н 810 ( ЧФ )

Самый старый боевой корабль отечественного ВМФ - относится к первому (! ) поколению БНК, возраст - 44 года (25.09.1969). 08.02 вернулся в Севастополь после 5-месячной (149 суток) БС в Средиземном море.

Источник : "СКР "Сметливый" по корпусу и ГЭУ в отличном (для своих лет) состоянии. Никаких проблем, которые потребовали бы заводского ремонта на корабле в настоящий момент не имеется, последние несколько лет все исправлялось силами экипажа. " Саморемонтирующийся корабль " (с). Ожидаемый срок службы - до 2017 года" (конец цитаты). Есть сведения, что на текущий год запланировано два выхода на БС (Пытливый808, forums.airbase.ru).


Возвращение СКР "Сметливый" в Севастополь после БС в Средиземном море, 08.02.2013 (фото Erne с forums.airbase.ru)