Open
Close

Военные корабли швеции. Балтийский флот почти не обновляется, но у восьми флотов вероятных противников дела еще хуже

Меня часто спрашивали - а зачем вообще Россия в Северную войну начала строительство Балтийского флота? Ведь без своей морской торговли флот по сути не нужен, защищать ему, мол, некого, да и средств стоит бешенных. С легкой руки даже каста такая появилась - «флотофобы Мезозойского петровского периода». Краткий лозунг этих людей - флот есть зло, бессмысленный попил бабла, а Петр - главный попильщик России, бессмысленный в своем самодурстве и беспощадный.
Я уже довольно много писал о появлении флотов Англии, Голландии, Франции, а теперь хотел бы предложить… Швецию. Да-да, вы не ослышались, именно ту самую Швецию. Ведь если шведские короли строили флот, не имея своей значимой морской торговли - значит наверное они тоже попильшики, бессмысленные и беспощадные?
Вообще флот на приватирской основе появился в Швеции в 1522 году - именно тогда восставшие провинции Дании наняли 10 кораблей у ганзейского Любека для защиты от набегов датчан. Кстати, заплатил Густав Ваза за этот наемный отряд довольно кругленькую сумму - 42000 марок, что эквивалентно 10 бочонкам серебра. Откуда в полунищей провинции Дании нашлись такие деньжища - история умалчивает. Тем не менее именно с этого наемного отряда началась история ВМС Швеции. Став королем Ваза продолжал заботиться о флоте, и после его смерти (1560 год) флот Швеции насчитывал до 30 кораблей. Уже здесь мы видим, что основная задача шведского флота - защита собственного побережья от набегов датчан. Правда у Дании, раздираемой междоусобицами и религиозными волнениями, не было сил ни на какие десанты, но кого это волновало? Кстати, это обвинение очень часто применяют к Петру - мол, у Швеции не было сил на десанты в Прибалтику, а тут этот полоумный флоты строит. Давайте тогда и Гкстава Вазу признаем полоумным. Он же тоже строил, исходя из предположения, что такой вариант возможен.
Да, кстати, о шведской морской торговле на 1522 год. Ее попросту нет. Конечно, ту дюжину транспортно-торговых лихтеров, которые курсировали между Любеком, Штральзундом и Стокгольмом, кто-то посчитает достаточно большим торговым объединением, но строить ради нах порядка 30 военных кораблей???.. Хм…
Торговля Швеции того времени вполне напоминала торговлю России времен Петра I - в Швецию плавали за товаром, чаще всего - за железом и медью.
Эрик XIV , взошедший на трон, резко ускорил строительство флота, но хотя бы использовал его по прямому назначению. Десанты в Финляндию, война с Эстонией, захват Таллина, то есть флот использовался как инструмент экспансии. В 1566 году флот насчитывал 60 кораблей, с 2000 пушек и 7000 моряков. Однако после смерти Эрика от флота Петра? остались рожки да ножки. Он высочайше изволил сгнить.
Тем не менее настоящее клепание корабликов Шведы начали при знаменитом Густаве-Адольфе, продолжили королеве Кристине, и Карле X . Правда этот флот либо перевозил войска, либо сидел в базах, воевать у него не получалось вообще. Ну или почти вообще, поскольку пару-тройку побед над датчанами все же можно вспомнить, однако если разбираться в этих сражениях - вина датчан там как бы не больше, чем неумение шведов. Итак, состав флота на 1644 год: 40 больших кораблей, 40 галер, 150 мелких судов (так называемый островной или архипелажский флот); более того - в 1678 году Петр I Карл XI начинает строительство Питербурха Карлсконы, то есть главной базы флота, строящейся исключительно для флота. Состав на 1697 год - 37 линейных кораблей и 8 фрегатов.
Ах да, мы забыли про шведскую торговлю. Она существует. Но… как бы помягче выразиться… она сосредоточена в периметрах Швеции и восточной части Балтийского моря, то есть Швеция торгует со своими завоеванными землями - Померанией, Прибалтикой, Финляндией и т.д. Опять таки - основой оборот стране делают купцы, которые плавают в Швецию сами . Кстати, численность шведского торгового флота на 1697 год прямо-таки потрясает - 147 судов более 200 тонн. Для сравнения - у Англии в тот же период порядка 5000 торговых судов. У Франции - около 2000 торговых судов. Но все они по сравнению с Голландией просто карлики - до 20000 торговых судов.
Итог Северной войны всем известен - Швеция проиграла по всем статьям. Ах да, скажут некоторые, это ж Россия проиграла, ведь Петр заплатил Швеции компенсацию за Прибалтику. Кстати, а куда пустили шведы эти деньги? Ведь страну сотрясала инфляция, и чуть ли не дефолт. А… пустили они эти деньги на флот. Прежде всего в 1726 году в Питерсбурхе в Карлсконе был создан новый каменный док, где все корабли прошли тимберовку. С усиленной энергией начал строиться галерный флот (в 1756 году был выделен из-под флотского командования и отдан генералам, стал называться «армейский флот»), были закуплены 9 кораблей заграницей.
Кстати - с морской торговлей Швеции все так же грустно - плавают к ним, а не они. Ну тут некоторые вспомнят шведскую Ост-Индскую компанию - а я просто предложу поглядеть на дату ее создания - 1731 год. А так же вспомнить, что стояли у ее истоков шотландцы, а не шведы. Шведская Вест-Индская компании - 1745 год. Если же говорить об унылой истории шведской Африканской компании (1649 год) со всеми ее 17 судами - это будет грустная и недолгая история. Англичане, датчане, голландцы быстро прихлопнули эту лавочку. Ну кто захочет - сам почитает.

Делегация ВМС Швеции посетила Санкт-Петербург, чтобы восстановить отношения флотов, прерванные событиями августа 2008 года. О том, в каких сферах могут сотрудничать российские и шведские военные моряки, командующий ВМС Швеции Андерс Гренстад рассказал Центральному Военно-Морскому Порталу .

- Господин Гренстад, расскажите о целях визита делегации ВМС Швеции в Санкт-Петербург.

В отношениях между нашими флотами в последние несколько лет образовалась пауза, связанная с известными событиями в Закавказье в августе 2008 года. Поэтому данный визит в первую очередь - шаг к обновлению в военно-морском сотрудничестве между нашими странами. Мы хотим вернуться к тем точкам соприкосновения, которые у нас были в 90-е годы прошлого столетия и начале 2000-х годов.

Нас объединяет общий взгляд на безопасность в регионе Балтийского моря. У меня уже были две очень хорошие встречи с главнокомандующим ВМФ России и командующим Балтийским флотом. Обе прошли в очень хорошей, положительной атмосфере. Наши страны стремятся к тесным двусторонним отношениям, в том числе на море, и сейчас штабы будут прорабатывать варианты дальнейшего сотрудничества. Конечно же, эти вопросы надо обсуждать и политикам, поскольку военные на самом деле - лишь средство в их руках.

Господин адмирал, что в Вашем понимании входит в понятие "безопасность Балтийского региона"? В своем интервью во время посещения Новой Зеландии Вы сказали, что не видите в настоящее время угроз на Балтике.

Вы хорошо потрудились, готовясь к нашей встрече. Да, я прекрасно помню эти слова, которые сказал в том интервью. Я, конечно же, не вижу никакой угрозы со стороны России. И в первую очередь, когда я говорю о безопасности на Балтике, то имею в виду безопасность гражданского судоходства и борьбу с криминальными элементами, которые здесь существуют. Подобное противодействие, конечно, не является той задачей, которую должны решать военные, однако мы можем обмениваться информацией с гражданскими ведомствами и тем самым помогать, к примеру, нашей береговой охране в ее работе.

Но кроме действий в Балтике, шведский флот выполняет задачи обеспечения безопасности в других регионах мира, например, у побережья Сомали. Так что, если мы говорим о Швеции и России, то я вижу наше сотрудничество не только в Балтийском море, но и по всему миру.

Шведский флот изначально создавался для действий в прибрежных водах Балтийского моря с присущей им спецификой. Как он чувствует себя в открытом океане?

Как говорит мой датский коллега: "У нас прибрежные морские силы, но они могут действовать по всему миру". В тех задачах, которые ставятся перед шведским флотом нашим правительством, особое внимание уделяется подготовке личного состава и развитию военно-морской техники. И, если мы можем использовать наши корабли в других районах Мирового океана, то мы, безусловно, должны это делать. Так что, несмотря на ярко выраженный прибрежный характер наших военно-морских сил, международные операции, в которых мы принимаем участие, будут продолжаться в том виде и таком количестве, в котором они существуют сегодня.

Почти 30 лет назад примерно в эти же дни на камни у шведского побережья села советская подводная лодка. Как Вы относитесь сегодня к этому инциденту и что вы думали по этому поводу тогда, когда были молодым лейтенантом и только начинали свою службу на флоте?

В то время, когда я был молодым лейтенантом, это был не первый случай. На тот момент уже произошли несколько инцидентов у побережья Швеции, но даже для "холодной войны", которая шла в то время между двумя большими группами государств, это был особый случай. Тем не менее, можно сказать, что благодаря ему мы научились более эффективно работать с противолодочными средствами и получили неплохой опыт штабного взаимодействия. Но действительную причину, почему подводная лодка оказалась на камнях в этом месте, мы, скорее всего, так никогда и не узнаем.

Господин адмирал, давайте углубимся еще дальше в историю и вспомним Вторую мировую войну. В 1941 году в шведских территориальных водах погибла советская ПЛ С-8. На самом рубеже веков она была обнаружена и в 2000 году над местом ее гибели совместными усилиями шведского и российского военных флотов была организована памятная акция по отданию воинских почестей погибшему экипажу, спущены венки с ЭМ "Настойчивый". Не думаете ли Вы организовать какую-либо памятную акцию совместно с российским флотом?

Я думаю, что на самом деле это может быть очень хорошим поводом для обновления наших отношений и более тесного совместного сотрудничества. Считаю, что нам необходимо создать рабочие группы для дальнейшей проработки этого вопроса.

- Господин адмирал, как семья относится к Вашим частым и долгим отсутствиям?

Я очень счастливый в этом отношении человек, мне повезло с женой, она часто со мной. Сейчас, кстати, она также находится в Санкт-Петербурге. Анна долгое время – около 10 лет – работала в России и очень рада тому, что сегодня снова удалось здесь побывать. А мои дети достаточно взрослые, им 25 и 28 лет, так что, я думаю, они не сильно расстраиваются, когда нас с женой не бывает дома. Скорее, они рады, что родители находятся рядом с ними не все их время.

Причина, по которой я на протяжении вот уже 6 лет очень много и часто путешествую, кроется в том, что Швеция стала активно участвовать в операциях по всему миру. В то же время мне приходилось участвовать в содействии продвижения шведских вооружений и военной техники. В частности это и было причиной, по которой я посетил Новую Зеландию, Сингапур, Австралию, США и другие страны.

- Благодарим Вас, господин адмирал, за то, что смогли найти время и ответить на наши вопросы.

Наша справка

Андерс Гренстад, контр-адмирал, командующий Королевскими ВМС Швеции

Образование

1977-1980 – учеба в Военно-морской академии;
1980-1981 – учеба в Военно-морском колледже;
1987-1988 – Национальный колледж обороны, штабные курсы;
1994-1996 – Национальный колледж обороны, курсы усовершенствования командного состава.

Присвоение званий

1980 – мл. лейтенант;
1983 – лейтенант;
1988 – лейтенант-коммандер;
1998 – коммандер;
2002 – кэптен;
2005 – контр-адмирал.

Прохождение службы

1980-е годы - занимал различные должности на кораблях и береговых объектах ВМС Швеции;
1991-94 – командир боевого катера;
1997 – командир 21-го дивизиона РКА;
1998-2000 – командир 34-го дивизиона РКА;
2000-2002 – служба в штабе ВС Швеции;
2003-2005 – командир 3-й флотилией надводных ударных сил;
2005, 1 января – командир военно-морской базы;
2005, май – командующий (военно-морской инспектор) ВМС Швеции.

Личные сведения

Женат, жена Анна, двое детей – дочь Валери 1983 г.р. и сын Винсент 1985 г.р.
Член Королевского общества военно-морских наук.
Увлечения: гольф, бег, водные виды спорта.

Капитан 1 ранга В. Аксёнов

Геополитические изменения в мире, Европе, странах Балтии и Североевропейском регионе определяют постепенный отход военно-политического руководства Швеции от традиционной (официально провозглашенной еще в 1834 году) ориентации на принципы нейтралитета. По мнению бывшего министра обороны госпожи Лени Бьерклунд, "Швеция, подписавшая документы, обязующие следовать новой стратегии безопасности Европейского союза, должна быть готова к своевременной, быстрой, а при необходимости и массированной реакции на угрозы безопасности страны и ЕС. Важным компонентом в решении этих задач являются Королевские ВМС страны". Командующий ВМС контрадмирал Андерс Гренстад видит этот вид вооруженных сил как "инструмент активной международной политики безопасности".

Исторически ВМС Швеции, включавшие флот и части береговой обороны, предназначались для защиты территории страны, ведения преимущественно оборонительных действий во внутренних и прибрежных водах (протяженность береговой линии около 2 700 км), а также обеспечения свободы мореплавания (до 95 % внешней торговли страны осуществляется по морю). Флот не обладал крупными боевыми кораблями, способными достаточно продолжительно действовать на удалении от баз, основные усилия направлялись на развитие фортификационных объектов. В частности, береговая артиллерия насчитывала свыше 50 батарей, которые обслуживала третья часть личного состава ВМС.

В настоящее время военно-политическое руководство страны реализует концепцию "ускоренной трансформации ВС", введенную в действие директивой ВГК генерала Хокана Сюрена в 2004 году. В части, касающейся ВМС, строительство и учебно-боевая деятельность направляются на обеспечение безопасности страны с моря в так называемой дальней прибрежной зоне, а также на тесное сотрудничество, кооперацию и координацию действий с соответствующими военными структурами ЕС и НАТО. Приоритетными являются задачи по созданию и совместной отработке международных стандартов оперативных формирований сил быстрого реагирования (СБР). Морской компонент СБР должен находиться в готовности выполнять в рамках многонациональных формирований задачи по организации морской блокады в кризисных районах, ведения разведки, борьбы с минной опасностью, а также принимать участие в миротворческих и гуманитарных операциях. В типовой состав оперативных групп СБР ВМС Швеции включаются два ракетных катера (РКА) типа "Гётеборг" или "Стокгольм", два минно-тральных корабля типа "Ландсорт" с судами управления и обеспечения, подводная лодка типа "Готланд", а также амфибийно-десантная группа численностью до 400 человек.

Деятельность ВМС Швеции в дальней прибрежной зоне, включающей, по мнению местных военных специалистов, архипелаги, заливы, проливы, мелководные акватории, а также гавани и побережье с его транспортной инфраструктурой, существенно осложняется высокой интенсивностью судоходства, непростыми гидрографическими и гидроакустическими условиями. Поэтому все оперативные формирования флота и морской пехоты должны быть, по расчетам командования, "легкими, мобильными, малозаметными и обладать большой поражающей мощью и гибкостью боевого применения".

Корабельный состав ВМС. В составе флота числятся пять дизельных подводных лодок (ДПЛ), сверхмалая ПЛ, пять корветов, шесть ракетных и 12 патрульных катеров, пять минных заградителей и девять противоминных кораблей, более 250 катеров, включая пять катеров-тральщиков катамаранного типа с дистанционным управлением, четыре катера - постановщика гидроакустических буев, два катера - минных заградителя и транспортно-десантные катера. Кроме того имеется около 100 маломерных (водоизмещением до 2 т) вспомогательных катеров типа G (Gruppbat). Вспомогательный флот насчитывает более 20 судов различного назначения (в том числе три плавбазы, два транспорта, разведывательный корабль, спасательное судно ПЛ, три - обеспечения водолазных работ и два- обеспечения испытательных пусков ракет и океанский буксир). Тактико-технические характеристики кораблей, катеров и судов приведены в таблице.

Численный состав ВМС около 5 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. офицеров (из них около 90 женщин).

Система базирования. Характерной особенностью системы базирования ВМС Швеции является наличие в шхерных районах побережья укрепленных или скальных укрытий для кораблей, пунктов управления, складов, мастерских, а также сети якорных стоянок и оборудованных причалов в многочисленных портах.

Национальные ВМС используют военно-морскую базу Карлскруна и пункт базирования Мускё. ПБ Хернёсанд, Гётеборг, Мальме и Форёзунд находятся в консервации.

ВМБ Карлскруна (в глубине шхерного района, рядом с крупной судостроительной верфью "Карлскрунаварвет" и испытательными полигонами) имеет причальный фронт 4 км, глубины у стенок до 10 м.

ПБ Мускё (на одноименном острове в Хорс-фиорде, в 40 км южнее г. Стокгольм) имеет длину причального фронта свыше 5 км, глубины у стенок до 12 м и оборудована системой подземных (до 30 м) скальных укрытий с тремя сухими доками, слипом, тоннелями, связывающими его с материком. Здесь же находятся служебные, складские и жилые помещения.

ПБ Хернёсанд находится на побережье Ботнического залива, имеет судоремонтную верфь, причальный фронт до 1 км, глубины у стенок около 7 м.

ПБ Гётеборг (в устье р. Гёта-Эльв в проливе Каттегат) , одновременно является крупнейшим в стране нефтяным, контейнерным и паромным узлом, центром судостроения и ремонта. Здесь имеются 12 гаваней, около 100 причалов, общей длиной свыше 20 км с глубинами у стенок до 20 м, позволяющими принимать корабли всех классов, вплоть до авианосцев.

ПБ Мальме расположен на юго-западном побережье Швеции в проливе Скагеррак, южнее порта Ландскруна.

В северо-восточной части о. Готланд находится ПБ Форёзунд, в котором предусматривается стоянка и обслуживание боевых кораблей водоизмещением до корвета УРО, а также ракетных и сторожевых катеров.

Наиболее крупными портами, пригодными для стоянки и ремонта боевых кораблей и катеров, являются Ландскруна, Норчёпинг, Хельсингборг, Оскарсхамн, Сундсвалль и другие.

Организационная структура ВМС. В 1998 году с осуществлением реорганизации системы высшего военного управления страны упразднен ряд должностных обязанностей командующих видами ВС, которые переданы главным инспекторам. В частности, в ведение инспектора ВМС отнесены разработка и проверка исполнения нормативных документов по боевой подготовке, организация контроля за испытаниями и принятием на вооружение новых образцов оружия и военной техники.

Руководство военно-морскими силами осуществляют: оперативное - командующий тактическим командованием ВМС, административное - инспектор ВМС (подчинен начальнику управления подготовки и повседневной деятельности войск командования ВС Швеции).

Флот состоит из флотилии подводных лодок и двух флотилий надводных кораблей.

Подводные силы располагают в составе флотилии (штаб в ВМБ Карлскруна) тремя ПЛ типа "Готланд" с воздухонезависимой двигательной установкой (ВНДУ) и двумя типа "Сёдерманланд" (бывшие типа "Вестергётланд", в ходе модернизации оснащенные ВНДУ). Впервые такой установкой ("Тиллма Стерлинг", работающей на жидком кислороде), позволяющей увеличить время нахождения в подводном положении в 5 раз по сравнению с обычной ПЛ, в 1988 году была оснащена ПЛ "Нэккен", а в 1996, 1997 и 1998-м - серийные ПЛ типа "Готланд" ("Готланд", "Уппланд" и "Халланд"). Появление в этой связи новых возможностей по длительному ведению разведки и осуществлению специальных операций отвечает намерениям командования ВС Швеции по переориентации с ведения традиционных для данного вида ВС боевых действий на "участие в международных операциях, например высадке и возвращению разведывательно-диверсионных групп".

ПЛ "Готланд" в настоящее время арендована ВМС США и с июня 2005 года находится в ВМБ Сан-Диего, где обеспечивает отработку тактических приемов борьбы американских противолодочных сил с такими ПЛ, в том числе в прибрежных и мелководных районах.

Планы развития подводных сил включают: строительство к 2012 году двух ПЛ с ВНДУ по совместному с Данией и Норвегией проекту "Викинг", а также разработку более эффективных образцов ракетного и минно-торпедного оружия, оснащение подводных лодок автономными или дис-танционноуправляемыми подводными аппаратами различного назначения, а в перспективе - создание многофункциональной ПЛ модульной конструкции (с заменяемыми секциями-отсеками, содержащими, например, топливные емкости, блоки с ракетами класса "поверхность - поверхность" и т. д.).

Надводные силы флота включают две флотилии надводных кораблей - 3-ю (ВМБ Карскруна) и 4-ю (ПБ Мускё), которые состоят из дивизионов корветов и тральщиков. В 32-й дивизион корветов входят поступающие в боевой состав флота корветы типа "Висбю" (в настоящее время два - "Висбю" и "Хельсингборг"). Ракетные катера (по шведской классификации корветы) типов "Стокгольм" (два) и "Гётеборг" (четыре) сведены в 31-й ("Стокгольм", "Мальме" и "Кальмар") и 41-й ("Гётеборг", "Евле" и "Сундсвалль") дивизионы.

33-й и 42-й дивизионы минно-тральных кораблей имеют в своем составе минный заградитель "Карлскруна" (33 дн), тральщики - искатели мин типа "Ландсорт" (семь) и тральщики типа "Стюрсё" (четыре), а также катера: четыре постановщика гидроакустических буев типа "Эйдерн" и пять тральщиков катамаранного типа SAM с дистанционным управлением. В каждом дивизионе есть группа минеров-подводников.

Кроме того, в состав флотилий входят плавбазы "Троссё" (3-я флотилия) и "Висборг" (4-я).

Современные корветы УРО типа "Висбю" предназначены в основном для действий в прибрежных районах и являются самыми боеспособными в составе надводных сил флота. Они могут решать целый комплекс боевых задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, минной угрозой, нанесения ракетных ударов по береговым объектам противника, обеспечения защиты морских коммуникаций, а также участия в блокадных действиях с моря и миротворческих операциях. В настоящее время два корвета этого типа ("Хернёсанд" и "Нючёпинг") находятся на разных этапах морских испытаний, а в 2007 году к ним присоединится последний в серии, пятый, корабль ("Карлстад").

При разработке проекта корабля этого типа по технологии "стелт" (общей стоимостью 1,2 млрд долларов США) использовался опыт строительства и эксплуатации тральщиков типов "Стюрсё" и "Ландсорт", а также экспериментального ракетного катера на воздушной подушке скегового типа "Смюге". В процессе 10-летнего конструирования и постройки компания "Карлскрунаварвет" использовала новейшие технологии с целью снижения акустической, визуальной, инфракрасной и радиолокационной заметности, а также уменьшения возможности обнаружения собственных физических полей корабля, в том числе с помощью лазерных устройств, по кильватерному следу и гидростатическому давлению.

Планами развития этого рода военно-морских сил предусматривается создание кораблей следующего поколения на замену (в 2010-2020 годах) РКА типов "Стокгольм" и "Гётеборг". Это будут корабли класса корвет водоизмещением до 2 000 т, способные выполнять задачи не только в прибрежных водах, но и в океанских районах в составе многонациональных сил.

Противоминные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсё" построены в конце прошлого века по современным технологиям, оснащены и продолжают оснащаться новейшим оборудованием для обнаружения, определения точного местоположения, идентификации, классификации и нейтрализации морских мин различных типов. На борту кораблей находятся группы минеров-подводников, которые предварительно проходят всестороннюю подготовку на своей базе в Гуллмарсфьорден, а также буксируемая и/или автономная аппаратура дистанционного обнаружения мин.

Десантные корабли. Три десантных корабля ("Боре", "Хеймдал" и "Грим") были построены в 1960-х годах и выведены из боевого состава флота в 2002-м. Их планируется заменить современными кораблями, способными обеспечить в ходе амфибийно-десантной операции высадку усиленного батальона морской пехоты Швеции. В качестве десантно-высадочных средств используются десантные катера, которых в составе флота насчитывается до 250 единиц (в основном типов Strb СВ 90H/HS/E, Tpbs 200 и Trossbat).

С созданием к 2014 году полноценной группировки МП и оснащением ее бронетанковой техникой потребуется приобретение более крупных десантных кораблей и новых десантно-высадочных средств на воздушной подушке. На отработку действий в современных условиях направлены, в частности, совместные с НАТО учения шведских подразделений морской пехоты типа "Стронг ризолв-2002" (с высадкой с американского десантного корабля "Тортуга", позднее - с голландского "Роттердам"), регулярное участие в маневрах "Балтопс" и "Кооперэйтив баннерс", а также создание в 2006 году шведско-финской оперативной амфибийной группы.

Повышенное внимание уделяется формированию групп судов обеспечения надводных, подводных и амфибийных сил в море при выполнении ими боевых задач в дальних прибрежных зонах.

Соединения ракетных и минно-тральных катеров в ближайший период времени, вероятно, сохранят свое традиционное предназначение и боевой состав.

Амфибийные силы, ранее предназначавшиеся преимущественно для береговой обороны 2 700 км побережья и свыше 25 тыс. островов национальной принадлежности, в настоящее время испытывают период становления для решения других задач, в том числе проведения разведывательно-диверсионных операций в глубине обороны противника с использованием быстроходных морских транспортно-десантных средств.

Они представляют собой амфибийный полк, на базе которого может быть сформирована амфибийная бригада в составе трех батальонов. Каждый батальон предназначается для действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с подразделениями других родов военно-морских сил, частей сухопутных войск, авиации и некоторых гражданских ведомств.
Организационно амфибийный батальон морской пехоты (общая численность личного состава около 800 человек) включает четыре роты (штабную, амфибийную и две береговых егерей), минометную батарею и группу боевого управления.

Штабная рота (175 человек, три взвода: штабной, разведывательный, обеспечения) решает задачи ведения разведки в интересах батальона (три отделения водолазов-разведчиков), а также различных видов обеспечения.

Амфибийная рота (145 человек, три взвода: штабной, обеспечения, противоминный, а также ракетная батарея) оснащена дистанционно управляемыми системами подводного наблюдения и обнаружения мин, а также ракетами малой дальности. Ракетная батарея численностью 50 человек имеет в боекомплекте 24 ПКР малой дальности RBS-17 "Хеллфайр".

Рота береговых егерей (180 человек, четыре взвода: штабной и три егерских по 50 человек) предназначена в основном для борьбы с высадившимся десантом противника. Егерский взвод организационно включает пять отделений: три стрелковых, пулеметное (четыре 12,7-мм пулемета) и противотанковое (четыре 84-мм РПГ "Карл Густав"). Для решения конкретных задач из состава егерских взводов формируются группы егерей по шесть-восемь человек.

Минометная батарея (100 человек, три взвода: штабной и два минометных) вооружена восемью 81-мм минометами М84 национального производства и является основным подразделением огневой поддержки батальона.

Группа боевого управления (до 20 человек), поддерживая связь с командованием, координирует действия всех подразделений батальона морской пехоты.

Кроме того в состав амфибийных сил входит дивизион патрульных катеров в составе 12 катеров типа "Таппер" и двух бывших минных заградителей ("Аркезунд" и "Грюндзунд"), выступающих в качестве кораблей управления. В интересах авмфибийных сил могут быть задействованы также находящиеся в резерве патрульные катера типа "Капарен" и бывший тральщик типа "Викстен".

Авиация ВМС. В 1998 году в результате реорганизации имевшихся в ВС страны вертолетных эскадрилий было сформировано одно крыло боевых и вспомогательных вертолетов (штаб в Линчёпинг), в составе которого задачи в интересах ВМС выполняют вертолеты, дислоцирующиеся на авиабазах Берга (в районе Стокгольма), Севе (Гётеборг) и Роннебю: 11 AS.332 "Супер Пума" (шведское обозначение Нкр-10), 14 "Боинг Вертол/Кавасаки-107" (Hkp-4C/D), восемь "Агуста-109М" (Нкр-15) и 10 NH-90 (Нкр-14). Намечается до 2008 года довести количество вертолетов "Агуста-109М" до 20 (в том числе восемь будут предназначены для базирования на корветах типа "Висбю"), а к 2009-му завершить закупку средних транспортно-десантных вертолетов NH-90 (всего 18), имеющих современное бортовое авиационное оборудование и вооружение, в том числе торпедное. Одновременно к 2009 году будут выведены из боевого состава все вертолеты Нкр-4.

Комплектование и учебно-боевая подготовка. Комплектование ВМС личным составом осуществляется в соответствии с принятым в 1994 году законом "Об обязательном участии в тотальной обороне", согласно которому на действительную военную службу могут быть призваны граждане Швеции мужского пола в возрасте от 18 до 47 лет.

Продолжительность срочной службы в зависимости от военно-учетной специальности составляет 10-18 месяцев. Помимо призыва, комплектование может осуществляться и на добровольной основе гражданами мужского и женского пола от 18 до 24 лет.

Действительная срочная служба в ВМС включает, как правило, три этапа: начальное обучение, специальную подготовку и прохождение службы в боевых подразделениях.

Специальная подготовка рядового состава предусматривает овладение военно-учетной специальностью и проводится в течение 10-15 недель в соответствующих школах или учебных центрах. Кандидаты в унтер-офицеры и офицеры резерва готовятся по специальности 20-30 недель.

Служба на кораблях или в подразделениях береговой обороны продолжительностью до 10 недель (для первой категории) и 20-25 недель (для второй и третьей) является завершающим этапом действительной срочной службы.

Боевое слаживание подразделений и тактических групп родов ВМС осуществляется в ходе различных по масштабам учений и практических занятий.

После окончания действительной срочной службы военнообязанные зачисляются в резерв (запас) и приписываются к конкретной воинской части. За время пребывания в запасе (предельный возраст резервиста 47 лет) военнообязанные, как правило, один раз в два-три года призываются на сборы (на 20-30 дней) для переподготовки.

Отбор кандидатов в офицеры в ходе срочной службы осуществляется на основании результатов тестов по теоретической и физической подготовке, разработанных исследовательским центром министерства обороны, центром набора призывников и штабом ВМС.

Подготовка кадровых офицеров осуществляется в военно-морском училище (г. Карлскруна). Срок обучения кадровых офицеров составляет два года, офицеров резерва - один год, по окончании училища выпускники получают первичное офицерское звание фенрик (младший лейтенант) и направляются в строевые части, где они должны прослужить не менее года. После трех-пяти лет службы будущие "карьерные офицеры" могут поступить в высшую школу ВМС в г. Стокгольм, окончив 12-месячный курс обучения в которой получают звание лейтенант. Программа курса включает овладение системами оружия, изучение основ штабной работы и другие смежные дисциплины.

Еще через три-пять лет службы в частях офицеры имеют право на обучение в военном колледже, также в Стокгольме, с последующим присвоением воинского звания капитан.

Подготовка старшего офицерского состава до капитана 3/2 ранга (коман-дор-капитан/эрлогс-капитан) и майора/подполковника морской пехоты осуществляется на одном из двух специальных курсов национального колледжа вооруженных сил в. Стокгольме. Здесь в течение двух лет слушатели изучают и практически отрабатывают широкий комплекс дисциплин, в частности оперативное искусство и военную стратегию. По окончании первого из спецкурсов офицеры назначаются на должности командира корабля 3 ранга или роты (амфибийные силы). Офицеры, успешно окончившие второй спецкурс, могут быть назначены на должности командиров кораблей 2 ранга, береговых объектов либо на соответствующую воинскому званию штабную должность.

Наряду с такой четырехступенчатой офицерской карьерой у военнослужащих имеется возможность последовательно повышать свою квалификацию по выбранной специальности в той или иной сфере военной деятельности.

По мнению руководства ВМС Швеции, существующий порядок прохождения службы рядовым и офицерским составом позволяет эффективно комплектовать боевые и резервные части и подразделения, а командованию выявлять кандидатов для дальнейшего продвижения по службе.

В международном плане подразделения морской пехоты Швеции принимали активное участие в миротворческих операциях ООН (Босния, Косово, Афганистан, Либерия), а представители военно-промышленного комплекса страны - в реализации оборонных программ стран Балтии, в частности поставках ВВТ, создании сводного дивизиона тральщиков (БАЛТРОН) и т. д.

Основные направления совершенствования ВМС и возможности военно-промышленного комплекса. В связи с вступлением в ЕС в 1995 году к настоящему времени почти все крупные компании ВПК Швеции перешли в собственность европейских и американских корпораций. Являясь страной - членом "Шестистороннего соглашения" (наряду с Великобританией, Францией, Германией, Италией и Испанией), Швеция участвует в процессе реструктуризации ВПК европейских стран.

Командование ВМС Швеции намерено совершенствовать этот вид ВС по шести приоритетным направлениям: приведение к стандартам НАТО командной информационно-управляющей системы, создание, модернизация или приобретение современных надводных, минно-тральных, амфибийных кораблей, подводных лодок и вертолетов.

По первому направлению работы ведет компания "СААБ системз", модернизируя уже установленную на трех корветах УРО систему CETRIS, включающую ряд интерфейсов (цифровой передачи данных, опознавания "свой - чужой", инфракрасного обнаружения/слежения, связи и РЭБ). Предусматривается установка аппаратуры цифровых систем передачи данных "Линк-11/16/22".

Кораблестроительные программы реализует, в основном, крупнейшая в стране компания "Кокумс" (штаб-квартира в г. Карлскруна, верфи в городах Карлскруна и Мальме), основанная в 1679 году. Корветы УРО типа "Висбю" с фиброкарбоновым корпусом, многоцелевые минно-тральные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсё", подводные лодки типа "Готланд" и нового проекта А26 - все были построены и строятся на заводах этой компании. Ныне она входит в консорциум "Тиссен-Крупп марин системз груп" (ThyssenKrupp Marine Systems group, г. Гамбург), объединяющий также германские фирмы "Ховальдтсверке дойче верфт" (г. Киль), "Нобискруг" (г. Рендсбург), "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), "Нордзееверке" (г. Эмден) и "Хелленик шипъярдз" (г. Скараманга, Греция).

Десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н - Combat Boat 90Н) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Ведется подготовка к серийному производству амфибийно-десантного катера типа СВ 2010.

Ракетно-артиллерийское оружие для ВМС создается на заводах компании "Бо-форс дефенс", находящейся в собственности американской "Юнайтед дефенс". Современные образцы: противокорабельные ракеты RBS-15 Мк3, артустановки калибров 40 и 57 мм поступают на вооружение как шведских, так и иностранных боевых кораблей и катеров.

Новейшее торпедное оружие (легкие торпеды типа 45 и тяжелые типа 62) поставляет флоту компания "СААБ андервотер системз".

Планом совершенствования вертолетной авиации предусматривается закупка легких вертолетов типа "Агуста 109" LUHS (Light Utility Helicopter Sweden), как корабельного, так и берегового базирования, а также средних многоцелевых вертолетов типа NH-90. Швеция участвует в совместном проекте разработки NH-90 по программе Nordic Standard Helicopter Programme.

Таким образом, среднесрочными планами развития ВМС предусматривается продолжение работ над совместным проектом "Викинг" по созданию к 2012 году новейшей подводной лодки с воздухонезависимой двигательной установкой, ввод в 2007-м в боевой состав флота еще одного корвета УРО типа "Висбю", завершение к 2014 году формирования амфибийных батальонов с дооснащением их десантными катерами типов СВ 90Н и СВ 2010, разработка новейших комплексов оружия и военной техники, внедрение командно-управляющих информационных систем, а также ряд других мероприятий.

Как и оборонные ведомства других европейских стран, командование ВМС Швеции поставлено перед необходимостью сокращения военных расходов, в частности консервации и/или конверсии высокозатратных объектов береговой инфраструктуры (многочисленных фортификационных сооружений, скальных укрытий и слипов, укрепленных ракетных и артиллерийских позиций, командных пунктов и узлов связи, объектов судоремонтной промышленности, складских помещений и пр.). Учитывая опыт ряда европейских государств (например, Албании, на территории которой в 1950-1970 годы было построено около 750 тыс. долговременных железобетонных огневых позиций), шведские специалисты рассчитывают эффективно использовать сэкономленные за счет этого средства и возможности, возникшие благодаря окончанию "холодной войны".

Наряду с оснащением флота новейшими образцами вооружений и военной техники, командование ВМС Швеции намечает в ближайшие годы последовательно сокращать численность личного состава, количество объектов береговой обороны, выводить из боевого состава флота устаревшие подводные лодки, надводные корабли и катера, преследуя при этом цели оптимизации корабельного состава, авиационного парка и структуры морской пехоты прежде всего в интересах обеспечения безопасности страны с морских направлений в дальней прибрежной зоне.

Геополитические изменения в мире, Европе, странах Балтии и Североевропейском регионе определяют постепенный отход военно-политического руководства Швеции от традиционной (официально провозглашенной еще в 1834 году) ориентации на принципы нейтралитета. По мнению бывшего министра обороны госпожи Лени Бьерклунд, "Швеция, подписавшая документы, обязующие следовать новой стратегии безопасности Европейского союза, должна быть готова к своевременной, быстрой, а при необходимости и массированной реакции на угрозы безопасности страны и ЕС. Важным компонентом в решении этих задач являются Королевские ВМС страны". Командующий ВМС контрадмирал Андерс Гренстад видит этот вид вооруженных сил как "инструмент активной международной политики безопасности".

Исторически ВМС Швеции, включавшие флот и части береговой обороны, предназначались для защиты территории страны, ведения преимущественно оборонительных действий во внутренних и прибрежных водах (протяженность береговой линии около 2 700 км), а также обеспечения свободы мореплавания (до 95 проц. внешней торговли страны осуществляется по морю). Флот не обладал крупными боевыми кораблями, способными достаточно продолжительно действовать на удалении от баз, основные усилия направлялись на развитие фортификационных объектов. В частности, береговая артиллерия насчитывала свыше 50 батарей, которые обслуживала третья часть личного состава ВМС.

В настоящее время военно-политическое руководство страны реализует концепцию "ускоренной трансформации ВС", введенную в действие директивой ВГК генерала Хокана Сюрена в 2004 году. В части, касающейся ВМС, строительство и учебно-боевая деятельность направляются на обеспечение безопасности страны с моря в так называемой дальней прибрежной зоне, а также на тесное сотрудничество, кооперацию и координацию действий с соответствующими военными структурами ЕС и НАТО. Приоритетными являются задачи по созданию и совместной отработке международных стандартов оперативных формирований сил быстрого реагирования (СБР). Морской компонент СБР должен находиться в готовности выполнять в рамках многонациональных формирований задачи по организации морской блокады в кризисных районах, ведения разведки, борьбы с минной опасностью, а также принимать участие в миротворческих и гуманитарных операциях. В типовой состав оперативных групп СБР ВМС Швеции включаются два ракетных катера (РКА) типа "Гетеборг" или "Стокгольм", два минно-тральных корабля типа "Ландсорт" с судами управления и обеспечения, подводная лодка типа "Готланд", а также амфибийно-десантная группа численностью до 400 человек.

Деятельность ВМС Швеции в дальней прибрежной зоне, включающей, по мнению местных военных специалистов, архипелаги, заливы, проливы, мелководные акватории, а также гавани и побережье с его транспортной инфраструктурой, существенно осложняется высокой интенсивностью судоходства, непростыми гидрографическими и гидроакустическими условиями. Поэтому все оперативные формирования флота и морской пехоты должны быть, по расчетам командования, "легкими, мобильными, малозаметными и обладать большой поражающей мощью и гибкостью боевого применения".

Корабельный состав ВМС. В составе флота числятся пять дизельных подводных лодок (ДПЛ), сверхмалая ПЛ, пять корветов, шесть ракетных и 12 патрульных катеров, пять минных заградителей и девять противоминных кораблей, более 250 катеров, включая пять катеров-тральщиков катамаранного типа с дистанционным управлением, четыре катера - постановщика гидроакустических буев, два катера - минных заградителя и транспортно-десантные катера. Кроме того имеется около 100 маломерных (водоизмещением до 2 т) вспомогательных катеров типа G (Gruppbat). Вспомогательный флот насчитывает более 20 судов различного назначения (в том числе три плавбазы, два транспорта, разведывательный корабль, спасательное судно ПЛ, три - обеспечения водолазных работ и два - обеспечения испытательных пусков ракет и океанский буксир).

Численный состав ВМС около 5 тыс. человек, в том числе более 2 тыс. офицеров (из них около 90 женщин).

Система базирования. Характерной особенностью системы базирования ВМС Швеции является наличие в шхерных районах побережья укрепленных или скальных укрытий для кораблей, пунктов управления, складов, мастерских, а также сети якорных стоянок и оборудованных причалов в многочисленных портах.

Национальные ВМС используют военно-морскую базу Карлскруна и пункт базирования Муске. ПБ Хернесанд, Гетеборг, Мальме и Форезунд находятся в консервации.

ВМБ Карлскруна (в глубине шхерного района, рядом с крупной судостроительной верфью "Карлскрунаварвет" и испытательными полигонами) имеет причальный фронт 4 км, глубины у стенок до 10м.

ПБ Муске (на одноименном острове в Хоре-фиорде, в 40 км южнее г. Стокгольм) имеет длину причального фронта свыше 5 км, глубины у стенок до 12 м и оборудована системой подземных (до 30м) скальных укрытий с тремя сухими доками, слипом, тоннелями, связывающими его с материком. Здесь же находятся служебные, складские и жилые помещения.

ПБ Хернесанд находится на побережье Ботнического залива, имеет судоремонтную верфь, причальный фронт до 1 км, глубины у стенок около 7 м.

ПБ Гетеборг (в устье р. Гета-Эльв в проливе Каттегат), одновременно является крупнейшим в стране нефтяным, контейнерным и паромным узлом, центром судостроения и ремонта. Здесь имеются 12 гаваней, около 100 причалов, общей длиной свыше 20 км с глубинами у стенок до 20 м, позволяющими принимать корабли всех классов, вплоть до авианосцев.

ПБ Мальме расположен на юго-западном побережье Швеции в проливе Скагеррак, южнее порта Ландскруна.

В северо-восточной части о. Готланд находится ПБ Форезунд, в котором предусматривается стоянка и обслуживание боевых кораблей водоизмещением до корвета УРО, а также ракетных и сторожевых катеров.

Наиболее крупными портами, пригодными для стоянки и ремонта боевых кораблей и катеров, являются Ландскруна, Норчепинг, Хельсингборг, Оскарсхамн, Сундсвалль и другие.

Организационная структура ВМС. В 1998 году с осуществлением реорганизации системы высшего военного управления страны упразднен ряд должностных обязанностей командующих видами ВС, которые переданы главным инспекторам. В частности, в ведение инспектора ВМС отнесены разработка и проверка исполнения нормативных документов по боевой подготовке, организация контроля за испытаниями и принятием на вооружение новых образцов оружия и военной техники.

Руководство военно-морскими силами осуществляют: оперативное - командующий тактическим командованием ВМС, административное - инспектор ВМС (подчинен начальнику управления подготовки и повседневной деятельности войск командования ВС Швеции).

Флот состоит из флотилии подводных лодок и двух флотилий надводных кораблей.

ПЛ типа "Готланд" ВМС Швеции

Подводные силы располагают в составе флотилии (штаб в ВМБ Карлскруна) тремя ПЛ типа "Готланд" с воздухонезависимой двигательной установкой (ВНДУ) и двумя типа "Седерманланд" (бывшие типа "Вестергетланд", в ходе модернизации оснащенные ВИДУ). Впервые такой установкой ("Тиллма Стирлинг", работающей на жидком кислороде), позволяющей увеличить время нахождения в подводном положении в 5 раз по сравнению с обычной ПЛ, в 1988 году была оснащена ПЛ "Нэккен", а в 1996, 1997 и 1998-м - серийные ПЛ типа "Готланд" ("Готланд", "Уппланд" и "Халланд"). Появление в этой связи новых возможностей по длительному ведению разведки и осуществлению специальных операций отвечает намерениям командования ВС Швеции по переориентации с ведения традиционных для данного вида ВС боевых действий на "участие в международных операциях, например высадке и возвращению разведывательно-диверсионных групп".

ПЛ "Готланд" в настоящее время арендована ВМС США и с июня 2005 года находится в ВМБ Сан-Диего, где обеспечивает отработку тактических приемов борьбы американских противолодочных сил с такими ПЛ, в том числе в прибрежных и мелководных районах.

Планы развития подводных сил включают: строительство к 2012 году двух ПЛ с ВНДУ по совместному с Данией и Норвегией проекту "Викинг", а также разработку более эффективных образцов ракетного и минно-торпедного оружия, оснащение подводных лодок автономными или дистанционноуправляемыми подводными аппаратами различного назначения, а в перспективе - создание многофункциональной ПЛ модульной конструкции (с заменяемыми секциями-отсеками, содержащими, например, топливные емкости, блоки с ракетами класса "поверхность - поверхность" и т. д.).

Тральщик - искатель мин типа "Ландсорт" (Landsort)

Надводные силы флота включают две флотилии надводных кораблей -3-ю (ВМБ Карскруна) и 4-ю (ПБ Муске), которые состоят из дивизионов корветов и тральщиков. В 32-й дивизион корветов входят поступающие в боевой состав флота корветы типа "Висбю" (в настоящее время два - "Висбю" и "Хельсингборг"). Ракетные катера (по шведской классификации корветы) типов "Стокгольм" (два) и "Гетеборг" (четыре) сведены в 31 -и ("Стокгольм", "Мальме" и "Кальмар") и 41-й ("Гетеборг", "Евле" и "Сундсвалль") дивизионы.

33-й и 42-й дивизионы минно-тральных кораблей имеют в своем составе минный заградитель "Карлскруна" (33 дн), тральщики - искатели мин типа "Ландсорт" (семь) и тральщики типа "Стюрсе" (четыре), а также катера: четы-ре постановщика гидроакустических буев типа "Эйдерн" и пять тральщиков катамаранного типа SAM с дистанционным управлением. В каждом дивизионе есть группа минеров-подводников.

Кроме того, в состав флотилий входят плавбазы "Троссе" (3-я флотилия) и "Висборг" (4-я).

Современные корветы УРО типа "Висбю" предназначены в основном для действий в прибрежных районах и являются самыми боеспособными в составе надводных сил флота. Они могут решать целый комплекс боевых задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, минной угрозой, нанесения ракетных ударов по береговым объектам противника, обеспечения защиты морских коммуникаций, а также участия в блокадных действиях с моря и миротворческих операциях. В настоящее время два корвета этого типа ("Хернесанд" и "Нючепинг") находятся на разных этапах морских испытаний, а в 2007 году к ним присоединится последний в серии, пятый, корабль ("Карл стад").

Корвет типа "Висбю" ВМС Швеции

При разработке проекта корабля этого типа по технологии "стелт" (общей стоимостью 1, 2 млрд долларов США) использовался опыт строительства и эксплуатации тральщиков типов "Стюрсе" и "Ландсорт", а также экспериментального ракетного катера на воздушной подушке скегового типа "Смюге". В процессе 10-летнего конструирования и постройки компания "Карлскрунаварвет" использовала новейшие технологии с целью снижения акустической, визуальной, инфракрасной и радиолокационной заметности, а также уменьшения возможности обнаружения собственных физических полей корабля, в том числе с помощью лазерных устройств, по кильватерному следу и гидростатическому давлению.

Планами развития этого рода военно-морских сил предусматривается создание кораблей следующего поколения на замену (в 2010-2020 годах) РКА типов "Стокгольм" и "Гетеборг". Это будут корабли класса корвет водоизмещением до 2 000 т, способные выполнять задачи не только в прибрежных водах, но и в океанских районах в составе многонациональных сил.

Противоминные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсе" построены в конце прошлого века по современным технологиям, оснащены и продолжают оснащаться новейшим оборудованием для обнаружения, определения точного местоположения, идентификации, классификации и нейтрализации морских мин различных типов. На борту кораблей находятся группы минеров-подводников, которые предварительно проходят всестороннюю подготовку на своей базе в Гуллмарсфьорден, а также буксируемая и/или автономная аппаратура дистанционного обнаружения мин.

Десантные корабли. Три десантных корабля ("Боре", "Хеймдал" и "Грим") были построены в 1960-х годах и выведены из боевого состава флота в 2002-м. Их планируется заменить современными кораблями, способными обеспечить в ходе амфибийно-десантной операции высадку усиленного батальона морской пехоты Швеции. В качестве десантно-высадочных средств используются десантные катера, которых в составе флота насчитывается до 250 единиц (в основном типов Strb CB 90H/HS/E, Tpbs 200 и Trossbat).

С созданием к 2014 году полноценной группировки МП и оснащением ее бронетанковой техникой потребуется приобретение более крупных десантных кораблей и новых десантно-высадочных средств на воздушной подушке. На отработку действий в современных условиях направлены, в частности, совместные с НАТО учения шведских подразделений морской пехоты типа "Стронг ризолв-2002" (с высадкой с американского десантного корабля "Тор-туга", позднее - с голландского "Роттердам"), регулярное участие в маневрах "Балтопс" и "Кооперэйтив баннерс", а также создание в 2006 году шведско-финской оперативной амфибийной группы.

Повышенное внимание уделяется формированию групп судов обеспечения надводных, подводных и амфибийных сил в море при выполнении ими боевых задач в дальних прибрежных зонах.

Соединения ракетных и минно-тральных катеров в ближайший период времени, вероятно, сохранят свое традиционное предназначение и боевой состав.

Амфибийные силы, ранее предназначавшиеся преимущественно для береговой обороны 2 700 км побережья и свыше 25 тыс. островов национальной принадлежности, в настоящее время испытывают период становления для решения других задач, в том числе проведения разведывательно-диверсионных операций в глубине обороны противника с использованием быстроходных морских транспортно-десантных средств.

Они представляют собой амфибийный полк, на базе которого может быть сформирована амфибийная бригада в составе трех батальонов. Каждый батальон предназначается для действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с подразделениями других родов военно-морских сил, частей сухопутных войск, авиации и некоторых гражданских ведомств.

Организационно амфибийный батальон морской пехоты (общая численность личного состава около 800 человек) включает четыре роты (штабную, амфибийную и две береговых егерей), минометную батарею и группу боевого управления.

Штабная рота (175 человек, три взвода: штабной, разведывательный, обеспечения) решает задачи ведения разведки в интересах батальона (три отделения водолазов-разведчиков), а также различных видов обеспечения.

Амфибийная рота (145 человек, три взвода: штабной, обеспечения, противоминный, а также ракетная батарея) оснащена дистанционно управляемыми системами подводного наблюдения и обнаружения мин, а также ракетами малой дальности. Ракетная батарея численностью 50 человек имеет в боекомплекте 24 ПКР малой дальности RBS-17 "Хеллфайр".

Рота береговых егерей (180 человек, четыре взвода: штабной и три егерских по 50 человек) предназначена в основном для борьбы с высадившимся десантом противника. Егерский взвод организационно включает пять отделений: три стрелковых, пулеметное (четыре 12, 7-мм пулемета) и противотанковое (четыре 84-мм РПГ "Карл Густав"). Для решения конкретных задач из состава егерских взводов формируются группы егерей по шесть-восемь человек.

Минометная батарея (100 человек, три взвода: штабной и два минометных) вооружена восемью 81-мм минометами М84 национального производства и является основным подразделением огневой поддержки батальона.

Группа боевого управления (до 20 человек), поддерживая связь с командованием, координирует действия всех подразделений батальона морской пехоты.

Кроме того в состав амфибийных сил входит дивизион патрульных катеров в составе 12 катеров типа "Таппер" и двух бывших минных заградителей ("Аркезунд" и "Грюндзунд"), выступающих в качестве кораблей управления. В интересах авмфибийных сил могут быть задействованы также находящиеся в резерве патрульные катера типа "Капарен" и бывший тральщик типа "Викстен".

Авиация ВМС. В 1998 году в результате реорганизации имевшихся в ВС страны вертолетных эскадрилий было сформировано одно крыло боевых и вспомогательных вертолетов (штаб в Линчепинг), в составе которого задачи в интересах ВМС выполняют вертолеты, дислоцирующиеся на авиабазах Берга (в районе Стокгольма), Севе (Гетеборг) и Роннебю: И AS.332 "Супер Пума" (шведское обозначение Hkp-10), 14 "Боинг Вертол/Кавасаки-107" (Hkp-4C/D), восемь "Агуста-109М" (Hkp-15) и 10 NH-90 (Hkp-14). Намечается до 2008 года довести количество вертолетов "Агуста-109М" до 20 (в том числе восемь будут предназначены для базирования на корветах типа "Висбю"), а к 2009-му завершить закупку средних транспортно-десантных вертолетов NH-90 (всего 18), имеющих современное бортовое авиационное оборудование и вооружение, в том числе торпедное. Одновременно к 2009 году будут выведены из боевого состава все вертолеты Hkp-4.

Комплектование и учебно-боевая подготовка. Комплектование ВМС личным составом осуществляется в соответствии с принятым в 1994 году законом "Об обязательном участии в тотальной обороне", согласно которому на действительную военную службу могут быть призваны граждане Швеции мужского пола в возрасте от 18 до 47 лет.

Продолжительность срочной службы в зависимости от военно-учетной специальности составляет 10-18 месяцев. Помимо призыва, комплектование может осуществляться и на добровольной основе гражданами мужского и женского пола от 18 до 24 лет.

Действительная срочная служба в ВМС включает, как правило, три этапа: начальное обучение, специальную подготовку и прохождение службы в боевых подразделениях.

Специальная подготовка рядового состава предусматривает овладение военно-учетной специальностью и проводится в течение 10-15 недель в соответствующих школах или учебных центрах. Кандидаты в унтер-офицеры и офицеры резерва готовятся по специальности 20-30 недель.

Служба на кораблях или в подразделениях береговой обороны продолжительностью до 10 недель (для первой категории) и 20-25 недель (для второй и третьей) является завершающим этапом действительной срочной службы.

Боевое слаживание подразделений и тактических групп родов ВМС осуществляется в ходе различных по масштабам учений и практических занятий.

После окончания действительной срочной службы военнообязанные зачисляются в резерв (запас) и приписываются к конкретной воинской части. За время пребывания в запасе (предельный возраст резервиста 47 лет) военнообязанные, как правило, один раз в два-три года призываются на сборы (на 20-30 дней) для переподготовки.

Отбор кандидатов в офицеры в ходе срочной службы осуществляется на основании результатов тестов по теоретической и физической подготовке, разработанных исследовательским центром министерства обороны, центром набора призывников и штабом ВМС.

Подготовка кадровых офицеров осуществляется в военно-морском училище (г. Карлскруна). Срок обучения кадровых офицеров составляет два года, офицеров резерва - один год, по окончании училища выпускники получают первичное офицерское звание фенрик (младший лейтенант) и направляются в строевые части, где они должны прослужить не менее года.После трех-пяти лет службы будущие "карьерные офицеры" могут поступить в высшую школу ВМС в г. Стокгольм, окончив 12-месячный курс обучения в которой получают звание лейтенант. Программа курса включает овладение системами оружия, изучение основ штабной работы и другие смежные дисциплины.

Еще через три-пять лет службы в частях офицеры имеют право на обучение в военном колледже, также в Стокгольме, с последующим присвоением воинского звания капитан.

Подготовка старшего офицерского состава до капитана 3/2 ранга (командор-капитан/эрлогс-капитан) и майора/подполковника морской пехоты осуществляется на одном из двух специальных курсов национального колледжа вооруженных сил в. Стокгольме. Здесь в течение двух лет слушатели изучают и практически отрабатывают широкий комплекс дисциплин, в частности оперативное искусство и военную стратегию. По окончании первого из спецкурсов офицеры назначаются на должности командира корабля 3 ранга или роты (амфибийные силы). Офицеры, успешно окончившие второй спецкурс, могут быть назначены на должности командиров кораблей 2 ранга, береговых объектов либо на соответствующую воинскому званию штабную должность.

Наряду с такой четырехступенчатой офицерской карьерой у военнослужащих имеется возможность последовательно повышать свою квалификацию по выбранной специальности в той или иной сфере военной деятельности.

По мнению руководства ВМС Швеции, существующий порядок прохождения службы рядовым и офицерским составом позволяет эффективно комплектовать боевые и резервные части и подразделения, а командованию выявлять кандидатов для дальнейшего продвижения по службе.

В международном плане подразделения морской пехоты Швеции принимали активное участие в миротворческих операциях ООН (Босния, Косово, Афганистан, Либерия), а представители военно-промышленного комплекса страны - в реализации оборонных программ стран Балтии, в частности поставках ВВТ, создании сводного дивизиона тральщиков (БАЛТРОН) и т. д.

Основные направления совершенствования ВМС и возможности военно-промышленного комплекса. В связи с вступлением в ЕС в 1995 году к настоящему времени почти все крупные компании ВПК Швеции перешли в собственность европейских и американских корпораций. Являясь страной - членом "Шестистороннего соглашения" (наряду с Великобританией, Францией, Германией, Италией и Испанией), Швеция участвует в процессе реструктуризации ВПК европейских стран.

Командование ВМС Швеции намерено совершенствовать этот вид ВС по шести приоритетным направлениям: приведение к стандартам НАТО командной информационно-управляющей системы, создание, модернизация или приобретение современных надводных, минно-тральных, амфибийных кораблей, подводных лодок и вертолетов.

По первому направлению работы ведет компания "СААБ системз", модернизируя уже установленную на трех корветах УРО систему CETRIS, включающую ряд интерфейсов (цифровой передачи данных, опознавания "свой - чужой", инфракрасного обнаружения/слежения, связи и РЭБ). Предусматривается установка аппаратуры цифровых систем передачи данных "Линк-11/16/22".

Кораблестроительные программы реализует, в основном, крупнейшая в стране компания "Кокумс" (штаб-квартира в г. Карлскруна, верфи в городах Карлскруна и Мальме), основанная в 1679 году. Корветы УРО типа "Висбю" с фиброкарбоновым корпусом, многоцелевые минно-тральные корабли типов "Ландсорт" и "Стюрсе", подводные лодки типа "Готланд" и нового проекта А26 - все были построены и строятся на заводах этой компании. Ныне она входит в консорциум "Тиссен-Крупп марин системз труп" (ThyssenKrupp Marine Systems group, г. Гамбург), объединяющий также германские фирмы "Ховальдтсверке дойче верфт" (г. Киль), "Нобискруг" (г. Рендсбург), "Блом унд Фосс" (г. Гамбург), "Нордзееверке" (г. Эмден) и "Хелленик шипъярдз" (г. Скараманга, Греция).

Десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н - Combat Boat 90H) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Ведется подготовка к серийному производству амфибийно-десантного катера типа СВ 2010.

Ракетно-артиллерийское оружие для ВМС создается на заводах компании "Бофорс дефенс", находящейся в собственности американской "Юнайтед дефенс". Современные образцы: противокорабельные ракеты RBS-15 Mk3, артустановки калибров 40 и 57 мм поступают на вооружение как шведских, так и иностранных боевых кораблей и катеров.

Новейшее торпедное оружие (легкие торпеды типа 45 и тяжелые типа 62) поставляет флоту компания "СААБ андервотер система".

Планом совершенствования вертолетной авиации предусматривается закупка легких вертолетов типа "Агуста 109" LUHS (Light Utility Helicopter Sweden), как корабельного, так и берегового базирования, а также средних многоцелевых вертолетов типа NH-90. Швеция участвует в совместном проекте разработки NH-90 по программе Nordic Standard Helicopter Programme.

Таким образом, среднесрочными планами развития ВМС предусматривается продолжение работ над совместным проектом "Викинг" по созданию к 2012 году новейшей подводной лодки с воздухонезависимой двигательной установкой, ввод в 2007-м в боевой состав флота еще одного корвета УРО типа "Висбю", завершение к 2014 году формирования амфибийных батальонов с дооснащением их десантными катерами типов СВ 90Н и СВ 2010, разработка новейших комплексов оружия и военной техники, внедрение командно-управляющих информационных систем, а также ряд других мероприятий.

Как и оборонные ведомства других европейских стран, командование ВМС Швеции поставлено перед необходимостью сокращения военных расходов, в частности консервации и/или конверсии высокозатратных объектов береговой инфраструктуры (многочисленных фортификационных сооружений, скальных укрытий и слипов, укрепленных ракетных и артиллерийских позиций, командных пунктов и узлов связи, объектов судоремонтной промышленности, складских помещений и пр.). Учитывая опыт ряда европейских государств (например, Албании, на территории которой в 1950-1970 годы было построено около 750 тыс. долговременных железобетонных огневых позиций), шведские специалисты рассчитывают эффективно использовать сэкономленные за счет этого средства и возможности, возникшие благодаря окончанию "холодной войны".

Наряду с оснащением флота новейшими образцами вооружений и военной техники, командование ВМС Швеции намечает в ближайшие годы последовательно сокращать численность личного состава, количество объектов береговой обороны, выводить из боевого состава флота устаревшие подводные лодки, надводные корабли и катера, преследуя при этом цели оптимизации корабельного состава, авиационного парка и структуры морской пехоты прежде всего в интересах обеспечения безопасности страны с морских направлений в дальней прибрежной зоне.

(По материалам журнала “Зарубежное военное обозрение”)

Когда весь мир находился на грани войны, то было только одно действительно безопасное место - это хороший бункер глубоко под землей. Вот почему мир сегодня усеян подземными военными базами, многие из которых по-прежнему являются тайной, хотя большая часть таких были рассекречены, и некоторые даже открыты для общественности, как например военно-морская база Швеции Musko (Muskoanlaggningen), которая выглядит как декорация для хорошего голливудского фильма.

Вероятно крупнейший подземный военный объект в Швеции. Эта военно морская база построена под гранитной горой RockSolid. Базу невозможно уничтожить ядерным или прочим . Потребовалось 17 лет на строительство и она имеет 4 дока.

Док 1 и 2 - 145 метров длиной и примерно 40 метров в высоту. Оба имеют 250 метровый входной туннель.

Док 3 - 150 метров и в основном используется для подводных лодок.

Док 4 - 350 метровый туннель.

Musko - это остров, который соединен с материком через туннель под морским дном(так-как мосты легко вывести из строя в случае войны), около 3 км в длину который был построен в 1964 году. В мирное время на базе работали 800 человек.

Это не просто док находятся под землей, вся военно-морская база построена под горой. Есть ремонтный завод, больница, столовые, казармы и т.д., и все это внутри горы. Тысячи солдат будут служить там в военное время, только в больнице имеется более 1000 коек.

Для сравнения, при строительстве подземного объектов в горах Шайенн им пришлось удалить 350,000 м3 камня, в Musko пришлось вынуть 1.500.000 м3 камня (даже больше, если учитывать подземные дороги, которые ведут к Musko под морским дном.

Образ истинного подземного объекта был бы не полным без огромной противовзрывной двери. Она весят 45 тонн, и может выдерживать давление 200 тонн/м2