Open
Close

Парусные линейные корабли черноморского флота.

Севастопольцы давно знакомы с оригинальным творчеством инженера-кораблестроителя Н. А. Полонского: на многих выставках демонстрировались его работы, посвященные кораблям и морю. Их необычность не только в том, что они выжигаются по дереву, каждая из них — это исторически достоверное изображение того или иного корабля. За четверть с лишним века Полонский «отправил в плавание» целую эскадру — от первого русского военного корабля «Орел» до современных ракетоносцев. Постоянное обращение к историческим материалам привело его к серьезному изучению вопросов истории отечественного флота. В предлагаемой статье автор приводит систематизированные данные о последних черноморских линейных кораблях эпохи парусного флота.

К началу Крымской войны (1853 г.) парусные линейные корабли составляли ядро Черноморского флота. По тактико-техническим данным и боевым качествам они находились на уровне лучших кораблей аналогичного класса английского флота (кстати, тогда сильнейшего в мире), а по отдельным показателям и боевой подготовке экипажей даже превосходили их. Однако далеко не всегда состав этой эскадры был так силен. Достаточно вспомнить, что к началу 1834 г. из двенадцати линейных кораблей лишь 120-пушечная «Варшава» только что вошла в строй, а остальные или устарели, или совсем пришли в негодность. Только после назначения главным командиром Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева, утвержденного в этой должности 31 декабря 1834 г., начался период возрождения и укрепления флота. По ходатайству Лазарева в мае 1835 г. был утвержден количественный состав кораблей, в число которых вошли три трехдечных 120-пушечных и двенадцать двухдечных 84-пушечных, прототипом для последних явился хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный линейный корабль «Силистрия». В том же 1835 г. началась интенсивная постройка линейных кораблей в Николаевском, а также в так называемом Спасском адмиралтействах. Каждый такой корабль с полным вооружением обходился казне недешево: трехдечный - свыше 2,5, двухдечный - более 1,8 млн. руб.
Надо отдать должное командованию Черноморского флота: оно внимательно следило за последними достижениями в области кораблестроения за рубежом и стремилось использовать у себя все полезное. Особое внимание обращалось на мореходные и боевые качества кораблей, на увеличение прочности и долговечности корпусов, улучшение обитаемости, удобство обслуживания артиллерии и т. д. Из крупных новшеств, внедренных при постройке, необходимо отметить замену традиционной транцевой кормы кормой круглой формы, значительно более прочной, так как старн-тимберсы (так же как и шпангоуты) шли от киля и прочно связывали корму со всем корпусом. Кроме того, круглая корма увеличивала сектор обстрела кормовых (ретирадных) орудий, что исключало «мертвые зоны». Введенные в те же годы металлические ридерсы и раскосы, образовавшие бортовые раскосные фермы, резко увеличивали продольную прочность корабля и, следовательно, срок его службы. Использование металлических книц усилило крепление поперечного набора, а замена сосновых досок дубовыми (в районах размещения орудий) сделала более прочным настил артиллерийских палуб. Детали судового набора, при соединении которых применялись прокладки из просмоленного войлока, заготавливались заблаговременно по шаблонам с плаза. Все деревянные детали конструкций корпуса прокрашивались известью, головки болтов и ершей (под медной обшивкой) покрывались слоем замазки (смесь мела и сала), деревянные коксы пропитывались конопляным маслом. Для предотвращения обрастания подводная часть просмаливалась и обивалась листовой медью на медных гвоздях. Применявшиеся прежде якоря Перинга были заменены адмиралтейскими, пеньковые канаты - якорь-цепями.
Десятки лет крюйт-камеры, шкиперские и парусные кладовые располагались на батарейных палубах; в 30-е годы XIX в. их перенесли в трюм, что позволило расширить кубрики команды, сделать их более светлыми благодаря установке иллюминаторов. Служебные помещения начали оборудовать удобными шкафами и ящиками. Постепенно совершенствовалось и многое другое. Так, дельные вещи, рангоут, такелаж становились прочнее, надежнее и удобнее в обслуживании, при этом многие детали унифицировались. Паруса улучшенного покроя шились только из плотной и прочной парусины производства Александровской мануфактуры нитками, пропитанными специальными составами. Блоки новой конструкции позволили облегчить работу с такелажем и парусами; в местах прохода такелажа через деревянные корпусные конструкции вставлялись медные трубки.
Одновременно с совершенствованием конструкции кораблей принимались энергичные меры по улучшению их артиллерийского вооружения. В 1839 г. в Николаеве производились опыты с 68-фунтовой (214-мм) бомбической пушкой. Они показали, что такое орудие, имевшее примерно одинаковую массу с 36-фунтовой так называемой длинной пушкой и такую же дальность полета снаряда (14 кабельтовых или около 2,5 км), производило более значительные разрушительные действия. Результаты этих испытаний позволили начать в 1841 г. вооружение кораблей Черноморского флота более эффективными бомбическими пушками. Применительно к ним в 1842 - 1843 гг. были приняты на вооружение снаряды (бомбы) со взрывателем ударного действия, изобретенным русским артиллеристом генерал-лейтенантом Лехнером.

Таблица 1. Состав линейных кораблей Черноморского флота в 1853 г. (даты по старому стилю)

Название корабля Ранг Даты постройки корабля Строитель
заложен спущен на
воду
«Три Святителя» 120-пушечные 29 декабря 1835 г. 28 августа 1838 г. Полковник Воробьев
«Двенадцать Апостолов» 4 октября 1838 г. 15 июля 1841 г. Капитан Чернявский
«Париж» 18 июня 1847 г. 23 октября 1849 г. Подполковник Чернявский
«Великий князь Константин» 7 мая 1850 г. 29 сентября 1852 г.
«Гавриил» 84-пушечные 28 августа 1838 г. 19 ноября 1839 г. Капитан Акимов
«Селафаил» 28 августа 1838 г. 10 июля 1840 г. Капитан Апостоли
«Уриил» 28 августа 1838 г. 31 октября 1840 г. Капитан Акимов
«Варна» 4 октября 1838 г. 26 июля 1842 г. Полковник Воробьев
«Ягудиил» 21 сентября 1839 г. 17 сентября 1843 г. Подполковник Дмитриев
«Храбрый» 15 июня 1841 г. 25 июня 1847 г. Подполковник Чернявский
«Чесма» 26 июля 1842 г. 23 октября 1849 г. Подполковник Дмитриев
«Святослав» 16 мая 1843 г. 7 декабря 1845 г.
«Ростислав» 16 мая 1843 г. 1 ноября 1844 г.
«Императрица Мария» 23 апреля 1849 г. 9 мая 1853 г.

Таблица 2. Основные элементы и характеристики линейных кораблей

Название корабля Длина, м Ширина с обшивкой, м Среднее углубление в полном грузу, м Водоизмещение, т Масса станового якоря, т Площадь основных парусов, м 2
по гондеку между перпенди-
кулярами
«Три Святителя» 64,16 63,40 17,78 7,70 4700 4,9 2770
«Двенадцать Апостолов» 64,55 63,62 18,14 7,67 4790 5,3 2900
«Париж»
«Великий князь Константин»
«Гавриил» 60,15 59,74 16,31 7,20 3790 4,1 2600
«Селафаил»
«Уриил»
«Варна»
«Ягудиил»
«Святослав»
«Императрица Мария» - 60,96 17,27 7,32 4160 4,4 2900
«Храбрый»
«Чесма» 60,15 59,74 17,37
16,76
7,21 4030
3890
4,2 2770
«Ростислав»

Примечания.

    Для определения водоизмещения применены коэффициенты общей полноты 0,571-0,575, полученные на основании расчета элементов плавучести и начальной остойчивости по ординатам, снятым с подлинных теоретических чертежей некоторых кораблей. Осадка принималась от верхней кромки киля (основной линии) до грузовой ватерлинии, что на высоту брускового киля (2 фута или 0,61 м) меньше среднего углубления, указанного в таблице.

  1. Масса якоря определялась согласно формуле и коэффициентам, приведенным в книге «Замечания о выделке якорей и цепных канатов» (Николаев, 1849, с. 1-2).

  2. Общая площадь парусности определена приближенно, на основании методики, приведенной в книге М. М. Окунева «Опыт сочинения чертежей военным судам» (Спб., 1836), по эмпирическим коэффициентам, площади мидель-шпангоута и водоизмещению; в дальнейшем общая парусность уточнялась по расчетам остойчивости с таким условием, чтобы при давлении ветра на паруса 1 фунт на квадратный фут крен корабля не превосходил 4° (Недзялковский А. А. «Собрание таблиц и формул для инженеров, архитекторов и механиков», Спб., 1867, с. 1226-1227).

Таблица 3. Артиллерийское вооружение

Название корабля Количество орудий Численность
экипажа
68-фунтовых
бомбических
36-фунтовых 24-фунтовых пудовых
единорогов
«Три Святителя» - 96 24 4 980
«Двенадцать Апостолов» 28 72 24 - 1000
«Париж»
«Великий князь Константин»
«Гавриил» - 64 20 4 750
«Селафаил»
«Уриил»
«Варна»
«Ягудиил»
«Святослав»
«Храбрый» 8* 56* 20 - 770
«Чесма»
«Ростислав»
«Императрица Мария»

* На «Чесме» пушек этих калибров было соответственно 4 и 60.

Все четырнадцать линейных кораблей, которые насчитывал Черноморский флот в своем составе к середине 1853 г. (табл. 1), были построены в Николаеве. Данные, приводимые в различных источниках о размерениях и артиллерийском вооружении этих кораблей, неполны, а зачастую и противоречивы. Это обстоятельство и побудило автора статьи сделать подробный анализ имеющихся материалов. Все указанные в табл. 1 корабли разбиты по сходству размерений и артиллерийского вооружения на группы (табл. 2 и 3).

120-пушечный корабль «Три святителя» (с литографии Прохорова, 1844 г.).

В основу сравнительного анализа и разбивки кораблей на группы легли работы , , и , а также сохранившиеся в архиве отчетные чертежи кораблей «Императрица Мария», «Ростислав» и «Двенадцать Апостолов». Все данные, приведенные в первых двух источниках, совпадают между собой и являются вполне достоверными; важным является и тот факт, что размерения даны вполне конкретно: например, «длина по гондеку» (нижней палубе); «ширина без обшивки»; в отчетных чертежах указаны длина между перпендикулярами и ширина как с обшивкой, так и без обшивки. Работа подтверждает мнение о том, что все корабли третьей группы строились по одному чертежу (табл. 2). К сожалению, в ней не содержится данных по кораблям четвертой группы, так как они были спущены на воду после издания книги. Однако известно следующее: на гондеке этих кораблей были установлены 68-фунтовые бомбические орудия. Это потребовало для их размещения увеличения ширины корпуса. «Чесма» и «Ростислав», например, при одинаковой длине с кораблями третьей группы имели ширину соответственно 17,37 и 16,76 м. «Императрица Мария» и «Храбрый» по сравнению с кораблями третьей группы имели большую и длину и ширину; благодаря этому размеры рангоута и площадь парусности на них были такими же, как и на корабле «Двенадцать Апостолов», что при меньшем по сравнению с ним водоизмещении обеспечивало большую скорость.

Модель 120-пушечного корабля «Двенадцать Апостолов», изготовленная в Николаеве в 1/12 натуральной величины в конце XIX в. по подлинным чертежам корабля.

Таким образом, к середине 1853 г. Черноморский флот имел в своем составе мореходные и быстроходные парусные корабли с первоклассной артиллерией и хорошо подготовленным личным составом. По словам адмирала П. С. Нахимова «...вообще 84-пушечные корабли имеют превосходные качества и трудно отдать решительное преимущество кому-либо из них...» . По боевым качествам 120-пушечные «Двенадцать Апостолов», «Париж» и «Великий князь Константин» не имели равных среди парусных кораблей мира и, кроме того, отличались красотой форм и изяществом; командир первого из них капитан 1 ранга В. А. Корнилов писал М. П. Лазареву: «...Корабль мой на последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов дифференту, и он отлично слушал руля; в бейдевинд же крутой два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7°...» . Если скорость корабля в бейдевинд при брамсельном ветре (4 балла) превышала 8 уз, то, очевидно, в фордевинд или бакштаг он имел не менее 12 - 13 уз.
В результате отличной выучки личного состава паруса на черноморских кораблях ставились и убирались значительно быстрее, чем это делалось во флотах других государств. Два рифа на марселях брались за 2,5 мин; все прямые паруса с обрасопкой рей на бейдевинд ставились за 6 - 7 мин; при входе в бухту под парусами постановка на якорь занимала всего 8 - 10 мин.
Иностранные специалисты высоко оценивали качества кораблей Черноморского флота. Так, главный сарвайер английского флота Уильям Саймондус, побывав в 1841 г. в Николаеве и Севастополе, писал английскому консулу в Одессе: «...Там пахнет морской нацией и ежели правительство поддержит, то морская часть в Черном море в скором времени очень усилится...» А Лазарев отмечал, что Саймондус «...Судами нашими очень любовался и всем, что на них есть, как-то красивой постройкой, покроем парусов, рангоутом, гребными судами, кузнечной работой и отделкой вообще...» . Известен и такой факт: английский капитан Дринкуотер, осматривавший в 1835 г. строившиеся в Николаеве корабли, получил у адмирала Лазарева разрешение взять чертежи «Трех Cвятителей».
Несмотря на прекрасные боевые и мореходные качества парусных линейных кораблей, Черноморский флот все же оказался неподготовленным к Крымской войне 1853—1856 гг. Это объясняется тем, что флоты ведущих морских держав (в том числе Англии и Франции) имели в строю уже большое количество линейных кораблей с парусным вооружением и паровыми машинами и винтовыми движителями, облегчавшими маневрирование во время боя. В несвоевременном создании военного винтового флота проявились инерция царского правительства и общая техническая отсталость России, что и повлекло за собой поражение в Крымской войне.

Блок-модель 120-пушечного корабля «Париж», хранящаяся в музее Севастопольской обороны.

В бою с турецкими парусными кораблями в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.) парусный Черноморский флот в последний раз продемонстрировал отличные боевые качества. Сражаться же с многочисленными винтовыми линейными кораблями соединенной англо-французской эскадры в открытом море можно было лишь при сильных и продолжительных ветрах, но такие благоприятные для парусных линкоров условия крайне редки на Черном море. Однако ни при каких обстоятельствах не допускалась сдача Севастополя, что открыло бы врагу дорогу на юг России. На основании этого, по приказу командования Черноморского флота, часть кораблей пришлось затопить у входа на Севастопольский рейд, лишив тем самым флот противника возможности высадить десант в тыл бастионов, укрепленных только с моря. Личный состав затопленных линейных кораблей пополнил ряды защитников города, а часть корабельных орудий установили на оборонительной линии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. Спб., 1872.

  2. Кушелев Г. Военный мореплаватель. Спб., 1788.

  3. Записки Ученого комитета Главного морского штаба. Спб., 1835, ч. XII.

  4. Относился к линейным кораблям 84-пушечного ранга, типа «Императрица Александра». Всего 8 линейных кораблей этого типа было построено в Санкт-Петербургском Новом адмиралтействе в период между 1826-1844 гг.

    Линейный корабль «Лефорт» заложен 18.11.1833. Строитель Я.А. Колодкин. Спущен 28.07.1835, вошел в состав Балтийского флота.

    Размеры: 59,8х15,3х7,2. 3500т

    В 1836-1838, 1840, 1841, 1843 и 1846 гг. в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 03.07.1836 на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1844 и 1847 гг. в составе эскадр ходил в практические плавания в Северное море. Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848-1850 гг.

    В 1851-1852 гг. тимберовался в доке Петра Великого в г. Кронштадте.

    Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг. В мае-июне 1854 года стоял в готовности на Малом Кронштадтском рейде против внешней стенки Кронштадтской гавани на случай прорыва неприятельского флота. В 1855 г. находился в г. Кронштадте. В 1856 и 1857 гг. перевозил войска и грузы между г. Кронштадтом и г. Ревелем (Таллином).

    Из рапорта контр-адмирала Нордмана можно получить подробности последнего похода «Лефорта»: 09.09.1857 (22.09.1857 по новому стилю), воспользовавшись попутным юго-западным ветром, отряд в составе однотипных линейных кораблей «Лефорт», «Владимир» и «Императрица Александра» вышел из г. Ревеля в г. Кронштадт для перехода на зимовку в связи с окончанием летней компании.

    К вечеру 9 сентября, когда корабли были на подходе к острову Гогланд, ветер усилился до штормового, и командир отряда принял решение: маневрируя, оставаться в этом районе до рассвета, чтобы потом продолжить путь.

    Утром 10 сенября ветер переменился на северный со шквалами и снегом. Переходя с галса на галс, эскадра пыталась удержаться на месте между островами Гогланд и Большой Тютерс. Примерно в 7.30 утра, во время очередного поворота на новый галс, порыв ветра положил «Лефорт» на левый бок. Проведя некоторое время в этом положении, корабль опрокинулся и исчез под водой.

    Никто не спасся, с кораблем утонули командир - капитан 1-го ранга Кишкин, 12 офицеров, 743 матроса, 53 матросские жены и 17 детей, всего 826 человек.

    Следственная комиссия, опросившая всех свидетелей событий, не смогла прийти к окончательной версии причины произошедшего, и в рапорте комиссии указывается: «Гибель корабля «Лефорт» представляет собой одно из тех событий, которые, к счастью, случаются весьма редко, и причины которых, к сожалению, несмотря на всю энергию следователей, остаются неразгаданными...». «Не на одном только морском сословии отозвалась эта катастрофа, много убитых горем, сирот и семейств, долго в разных уголках России оплакивали близких им, долго в будущем, несмотря на новые несчастья, «Лефорт» будет для каждого тяжелым и грустным воспоминанием. В том же далеком будущем, когда воспоминание о «Лефорте» изгладится совершенно, как и все изглаживается в мире, напоминать о нем будет фантастическая картина профессора Айвазовского, помещенная в Кронштадтской морской библиотеке".

    До гибели в 1994 году пассажирского парома «Эстония», гибель «Лефорта» была самой крупной морской трагедией на Балтике в мирное время.

    Линейный корабль «Лефорт» обнаружен экспедицией «Поклон кораблям великой Победы» 4 мая 2013 года при обследовании гидролокатором дна севернее острова Большой Тютерс с целью поиска погибшей в 1942 году подводной лодки Щ-320. Остов «Лефорта» лежит примерно в 5 милях севернее о. Большой Тютерс, на глубине около 70 м. Из-за большой глубины залегания и особенностей воды в Финском заливе корабль сохранился в прекрасном состоянии. Из видимых повреждений - только сломанные, видимо, во время гибели мачты и бушприт и частично сорванная рыбацкими сетями декоративная обшивка корпуса корабля.

    Источники:
    1. Чернышев А.А. Российский парусный флот Т.1, 1997.
    2. Конкевич Л. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота, 1874.

    Парусные линейные корабли Черноморского флота
    Теги: Черноморский флот
    Севастопольцы давно знакомы с оригинальным творчеством инженера-кораблестроителя Н. А. Полонского: на многих выставках демонстрировались его работы, посвященные кораблям и морю. Их необычность не только в том, что они выжигаются по дереву, каждая из них — это исторически достоверное изображение того или иного корабля. За четверть с лишним века Полонский «отправил в плавание» целую эскадру — от первого русского военного корабля «Орел» до современных ракетоносцев. Постоянное обращение к историческим материалам привело его к серьезному изучению вопросов истории отечественного флота. В предлагаемой статье автор приводит систематизированные данные о последних черноморских линейных кораблях эпохи парусного флота.

    К началу Крымской войны (1853 г.) парусные линейные корабли составляли ядро Черноморского флота. По тактико-техническим данным и боевым качествам они находились на уровне лучших кораблей аналогичного класса английского флота (кстати, тогда сильнейшего в мире), а по отдельным показателям и боевой подготовке экипажей даже превосходили их. Однако далеко не всегда состав этой эскадры был так силен. Достаточно вспомнить, что к началу 1834 г. из двенадцати линейных кораблей лишь 120-пушечная «Варшава» только что вошла в строй, а остальные или устарели, или совсем пришли в негодность. Только после назначения главным командиром Черноморского флота и портов вице-адмирала М. П. Лазарева, утвержденного в этой должности 31 декабря 1834 г., начался период возрождения и укрепления флота. По ходатайству Лазарева в мае 1835 г. был утвержден количественный состав кораблей, в число которых вошли три трехдечных 120-пушечных и двенадцать двухдечных 84-пушечных, прототипом для последних явился хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный линейный корабль «Силистрия». В том же 1835 г. началась интенсивная постройка линейных кораблей в Николаевском, а также в так называемом Спасском адмиралтействах. Каждый такой корабль с полным вооружением обходился казне недешево: трехдечный - свыше 2,5, двухдечный - более 1,8 млн. руб.
    Надо отдать должное командованию Черноморского флота: оно внимательно следило за последними достижениями в области кораблестроения за рубежом и стремилось использовать у себя все полезное. Особое внимание обращалось на мореходные и боевые качества кораблей, на увеличение прочности и долговечности корпусов, улучшение обитаемости, удобство обслуживания артиллерии и т. д. Из крупных новшеств, внедренных при постройке, необходимо отметить замену традиционной транцевой кормы кормой круглой формы, значительно более прочной, так как старн-тимберсы (так же как и шпангоуты) шли от киля и прочно связывали корму со всем корпусом. Кроме того, круглая корма увеличивала сектор обстрела кормовых (ретирадных) орудий, что исключало «мертвые зоны». Введенные в те же годы металлические ридерсы и раскосы, образовавшие бортовые раскосные фермы, резко увеличивали продольную прочность корабля и, следовательно, срок его службы. Использование металлических книц усилило крепление поперечного набора, а замена сосновых досок дубовыми (в районах размещения орудий) сделала более прочным настил артиллерийских палуб. Детали судового набора, при соединении которых применялись прокладки из просмоленного войлока, заготавливались заблаговременно по шаблонам с плаза. Все деревянные детали конструкций корпуса прокрашивались известью, головки болтов и ершей (под медной обшивкой) покрывались слоем замазки (смесь мела и сала), деревянные коксы пропитывались конопляным маслом. Для предотвращения обрастания подводная часть просмаливалась и обивалась листовой медью на медных гвоздях. Применявшиеся прежде якоря Перинга были заменены адмиралтейскими, пеньковые канаты - якорь-цепями.
    Десятки лет крюйт-камеры, шкиперские и парусные кладовые располагались на батарейных палубах; в 30-е годы XIX в. их перенесли в трюм, что позволило расширить кубрики команды, сделать их более светлыми благодаря установке иллюминаторов. Служебные помещения начали оборудовать удобными шкафами и ящиками. Постепенно совершенствовалось и многое другое. Так, дельные вещи, рангоут, такелаж становились прочнее, надежнее и удобнее в обслуживании, при этом многие детали унифицировались. Паруса улучшенного покроя шились только из плотной и прочной парусины производства Александровской мануфактуры нитками, пропитанными специальными составами. Блоки новой конструкции позволили облегчить работу с такелажем и парусами; в местах прохода такелажа через деревянные корпусные конструкции вставлялись медные трубки.
    Одновременно с совершенствованием конструкции кораблей принимались энергичные меры по улучшению их артиллерийского вооружения. В 1839 г. в Николаеве производились опыты с 68-фунтовой (214-мм) бомбической пушкой. Они показали, что такое орудие, имевшее примерно одинаковую массу с 36-фунтовой так называемой длинной пушкой и такую же дальность полета снаряда (14 кабельтовых или около 2,5 км), производило более значительные разрушительные действия. Результаты этих испытаний позволили начать в 1841 г. вооружение кораблей Черноморского флота более эффективными бомбическими пушками. Применительно к ним в 1842 - 1843 гг. были приняты на вооружение снаряды (бомбы) со взрывателем ударного действия, изобретенным русским артиллеристом генерал-лейтенантом Лехнером.

    Таблица 1. Состав линейных кораблей Черноморского флота в 1853 г. (даты по старому стилю)

    Название корабля Ранг Даты постройки корабля Строитель
    заложен спущен на
    воду
    «Три Святителя» 120-пушечные 29 декабря 1835 г. 28 августа 1838 г. Полковник Воробьев
    «Двенадцать Апостолов» 4 октября 1838 г. 15 июля 1841 г. Капитан Чернявский
    «Париж» 18 июня 1847 г. 23 октября 1849 г. Подполковник Чернявский
    «Великий князь Константин» 7 мая 1850 г. 29 сентября 1852 г.
    «Гавриил» 84-пушечные 28 августа 1838 г. 19 ноября 1839 г. Капитан Акимов
    «Селафаил» 28 августа 1838 г. 10 июля 1840 г. Капитан Апостоли
    «Уриил» 28 августа 1838 г. 31 октября 1840 г. Капитан Акимов
    «Варна» 4 октября 1838 г. 26 июля 1842 г. Полковник Воробьев
    «Ягудиил» 21 сентября 1839 г. 17 сентября 1843 г. Подполковник Дмитриев
    «Храбрый» 15 июня 1841 г. 25 июня 1847 г. Подполковник Чернявский
    «Чесма» 26 июля 1842 г. 23 октября 1849 г. Подполковник Дмитриев
    «Святослав» 16 мая 1843 г. 7 декабря 1845 г.
    «Ростислав» 16 мая 1843 г. 1 ноября 1844 г.
    «Императрица Мария» 23 апреля 1849 г. 9 мая 1853 г.

    Таблица 2. Основные элементы и характеристики линейных кораблей

    Название корабля Длина, м Ширина с обшивкой, м Среднее углубление в полном грузу, м Водоизмещение, т Масса станового якоря, т Площадь основных парусов, м2
    по гондеку между перпенди-
    кулярами
    «Три Святителя» 64,16 63,40 17,78 7,70 4700 4,9 2770
    «Двенадцать Апостолов» 64,55 63,62 18,14 7,67 4790 5,3 2900
    «Париж»
    «Великий князь Константин»
    «Гавриил» 60,15 59,74 16,31 7,20 3790 4,1 2600
    «Селафаил»
    «Уриил»
    «Варна»
    «Ягудиил»
    «Святослав»
    «Императрица Мария» - 60,96 17,27 7,32 4160 4,4 2900
    «Храбрый»
    «Чесма» 60,15 59,74 17,37
    16,76 7,21 4030
    3890 4,2 2770
    «Ростислав»

    Примечания.

    1.
    Для определения водоизмещения применены коэффициенты общей полноты 0,571-0,575, полученные на основании расчета элементов плавучести и начальной остойчивости по ординатам, снятым с подлинных теоретических чертежей некоторых кораблей. Осадка принималась от верхней кромки киля (основной линии) до грузовой ватерлинии, что на высоту брускового киля (2 фута или 0,61 м) меньше среднего углубления, указанного в таблице.
    2.
    Масса якоря определялась согласно формуле и коэффициентам, приведенным в книге «Замечания о выделке якорей и цепных канатов» (Николаев, 1849, с. 1-2).
    3.
    Общая площадь парусности определена приближенно, на основании методики, приведенной в книге М. М. Окунева «Опыт сочинения чертежей военным судам» (Спб., 1836), по эмпирическим коэффициентам, площади мидель-шпангоута и водоизмещению; в дальнейшем общая парусность уточнялась по расчетам остойчивости с таким условием, чтобы при давлении ветра на паруса 1 фунт на квадратный фут крен корабля не превосходил 4° (Недзялковский А. А. «Собрание таблиц и формул для инженеров, архитекторов и механиков», Спб., 1867, с. 1226-1227).

    Таблица 3. Артиллерийское вооружение

    Название корабля Количество орудий Численность
    экипажа
    68-фунтовых
    бомбических 36-фунтовых 24-фунтовых пудовых
    единорогов
    «Три Святителя» - 96 24 4 980
    «Двенадцать Апостолов» 28 72 24 - 1000
    «Париж»
    «Великий князь Константин»
    «Гавриил» - 64 20 4 750
    «Селафаил»
    «Уриил»
    «Варна»
    «Ягудиил»
    «Святослав»
    «Храбрый» 8* 56* 20 - 770
    «Чесма»
    «Ростислав»
    «Императрица Мария»

    * На «Чесме» пушек этих калибров было соответственно 4 и 60.

    Все четырнадцать линейных кораблей, которые насчитывал Черноморский флот в своем составе к середине 1853 г. (табл. 1), были построены в Николаеве. Данные, приводимые в различных источниках о размерениях и артиллерийском вооружении этих кораблей, неполны, а зачастую и противоречивы. Это обстоятельство и побудило автора статьи сделать подробный анализ имеющихся материалов. Все указанные в табл. 1 корабли разбиты по сходству размерений и артиллерийского вооружения на группы (табл. 2 и 3).

    120-пушечный корабль
    120-пушечный корабль «Три святителя» (с литографии Прохорова, 1844 г.).

    В основу сравнительного анализа и разбивки кораблей на группы легли работы , , и , а также сохранившиеся в архиве отчетные чертежи кораблей «Императрица Мария», «Ростислав» и «Двенадцать Апостолов». Все данные, приведенные в первых двух источниках, совпадают между собой и являются вполне достоверными; важным является и тот факт, что размерения даны вполне конкретно: например, «длина по гондеку» (нижней палубе); «ширина без обшивки»; в отчетных чертежах указаны длина между перпендикулярами и ширина как с обшивкой, так и без обшивки. Работа подтверждает мнение о том, что все корабли третьей группы строились по одному чертежу (табл. 2). К сожалению, в ней не содержится данных по кораблям четвертой группы, так как они были спущены на воду после издания книги. Однако известно следующее: на гондеке этих кораблей были установлены 68-фунтовые бомбические орудия. Это потребовало для их размещения увеличения ширины корпуса. «Чесма» и «Ростислав», например, при одинаковой длине с кораблями третьей группы имели ширину соответственно 17,37 и 16,76 м. «Императрица Мария» и «Храбрый» по сравнению с кораблями третьей группы имели большую и длину и ширину; благодаря этому размеры рангоута и площадь парусности на них были такими же, как и на корабле «Двенадцать Апостолов», что при меньшем по сравнению с ним водоизмещении обеспечивало большую скорость.

    Модель 120-пушечного корабля Двенадцать Апостолов
    Модель 120-пушечного корабля «Двенадцать Апостолов», изготовленная в Николаеве в 1/12 натуральной величины в конце XIX в. по подлинным чертежам корабля.

    Таким образом, к середине 1853 г. Черноморский флот имел в своем составе мореходные и быстроходные парусные корабли с первоклассной артиллерией и хорошо подготовленным личным составом. По словам адмирала П. С. Нахимова «...вообще 84-пушечные корабли имеют превосходные качества и трудно отдать решительное преимущество кому-либо из них...» . По боевым качествам 120-пушечные «Двенадцать Апостолов», «Париж» и «Великий князь Константин» не имели равных среди парусных кораблей мира и, кроме того, отличались красотой форм и изяществом; командир первого из них капитан 1 ранга В. А. Корнилов писал М. П. Лазареву: «...Корабль мой на последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов дифференту, и он отлично слушал руля; в бейдевинд же крутой два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7°...» . Если скорость корабля в бейдевинд при брамсельном ветре (4 балла) превышала 8 уз, то, очевидно, в фордевинд или бакштаг он имел не менее 12 - 13 уз.
    В результате отличной выучки личного состава паруса на черноморских кораблях ставились и убирались значительно быстрее, чем это делалось во флотах других государств. Два рифа на марселях брались за 2,5 мин; все прямые паруса с обрасопкой рей на бейдевинд ставились за 6 - 7 мин; при входе в бухту под парусами постановка на якорь занимала всего 8 - 10 мин.
    Иностранные специалисты высоко оценивали качества кораблей Черноморского флота. Так, главный сарвайер английского флота Уильям Саймондус, побывав в 1841 г. в Николаеве и Севастополе, писал английскому консулу в Одессе: «...Там пахнет морской нацией и ежели правительство поддержит, то морская часть в Черном море в скором времени очень усилится...» А Лазарев отмечал, что Саймондус «...Судами нашими очень любовался и всем, что на них есть, как-то красивой постройкой, покроем парусов, рангоутом, гребными судами, кузнечной работой и отделкой вообще...» . Известен и такой факт: английский капитан Дринкуотер, осматривавший в 1835 г. строившиеся в Николаеве корабли, получил у адмирала Лазарева разрешение взять чертежи «Трех Cвятителей».
    Несмотря на прекрасные боевые и мореходные качества парусных линейных кораблей, Черноморский флот все же оказался неподготовленным к Крымской войне 1853—1856 гг. Это объясняется тем, что флоты ведущих морских держав (в том числе Англии и Франции) имели в строю уже большое количество линейных кораблей с парусным вооружением и паровыми машинами и винтовыми движителями, облегчавшими маневрирование во время боя. В несвоевременном создании военного винтового флота проявились инерция царского правительства и общая техническая отсталость России, что и повлекло за собой поражение в Крымской войне.

    Блок-модель 120-пушечного корабля «Париж
    Блок-модель 120-пушечного корабля «Париж», хранящаяся в музее Севастопольской обороны.

    В бою с турецкими парусными кораблями в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.) парусный Черноморский флот в последний раз продемонстрировал отличные боевые качества. Сражаться же с многочисленными винтовыми линейными кораблями соединенной англо-французской эскадры в открытом море можно было лишь при сильных и продолжительных ветрах, но такие благоприятные для парусных линкоров условия крайне редки на Черном море. Однако ни при каких обстоятельствах не допускалась сдача Севастополя, что открыло бы врагу дорогу на юг России. На основании этого, по приказу командования Черноморского флота, часть кораблей пришлось затопить у входа на Севастопольский рейд, лишив тем самым флот противника возможности высадить десант в тыл бастионов, укрепленных только с моря. Личный состав затопленных линейных кораблей пополнил ряды защитников города, а часть корабельных орудий установили на оборонительной линии.

    Образцовый корабль Черноморского флота «Силистрия» и еще шесть его собратьев были затоплены по приказу адмирала Нахимова в Севастопольской бухте в Крымскую кампанию 1853– 1856 гг

    Образцовый корабль Черноморского флота «Силистрия» и еще шесть его собратьев были затоплены по приказу адмирала Нахимова в Севастопольской бухте в Крымскую кампанию 1853– 1856 гг.

    Корабль-образец

    84-пушечный линейный корабль «Силистрия» был первым военным парусным судном своей серии. Парусник был спущен на воду в 1835 году, а назвали его в честь турецкой крепости на Дунае, взятой русской армией.

    Это был 3-мачтовый корабль водоизмещением 3540 т, длина по верхней палубе 59 м, ширина 15,9 м, экипаж 175 человек, общее число орудий 84 с возможностью установки четырех дополнительных. Он был построен в Николаеве под руководством корабельного мастера Акимова . Командиром строящегося корабля был назначен Павел Нахимов , будущий адмирал и защитник Севастополя. Он следил за выполнением работ, заботился о прочности корпуса, добротности парусного и артиллерийского вооружения.

    Круглая корма для лучшей прочности корпуса, металлические детали, вместо пеньковых канатов – якорь-цепи. Благодаря новшествам и лучшей маневренности, а также высокой организации службы и боевой подготовки экипажа «Силистрию» ставили в пример всему Черноморскому флоту. Командующий флотом М. Лазарев часто держал на ней свой флаг. «Силистрия» считалась образцовым кораблем почти 20 лет.

    Черноморская практика

    После спуска на воду корабль нес службу в Севастопольской бухте, и с 1837 по 1849 гг. в составе эскадры принимал участие в учебных и боевых высадках десантов в районах Туапсе, Шапсухо, Псезуапе и в Цемесской бухте.

    «Силистрия» этого периода запечатлена на картинах русского мариниста Ивана Айвазовского , который сам был участником морских походов. Например, он участвовал в высадке отряда генерал-лейтенанта Николая Раевского в устье реки Субаши.

    Морскую операцию обеспечивали 84-пушечные парусные линейные корабли, «одноклассники» «Силистрии». На полотне 1839 года «Десант Н. Н. Раевского у Субаши» изображен эпизод обстрела берега после первой волны десанта.


    «Силистрия» – гроза горцев

    Главными противниками русских гарнизонов на суше были горцы, которые внезапно нападали на форты и захватывали крепости. Но в мае 1840 года русский десант, в высадке которого участвовала «Силистрия», вновь отбил захваченные горцами Вельяминовский и Лазаревский форты.

    Летом 1844 года парусник «Силистрия» оказал помощь с моря защитникам Головинского форта, обстреляв горцев и удачно высадив десант. Атаку отбили 19 июля, но Нахимов принял решение остаться у Головинского укрепления.

    В полночь 22 июля поступили данные, что горцы начали готовиться к следующей атаке. Нахимов высадил подкрепление, «Силистрия» осталась крейсировать поблизости. Атаки не последовало. 26 июля, когда горцы наконец отошли вглубь материка, Нахимов отдал приказ идти на Севастополь. Начальник Черноморской береговой линии генерал-майор А. Будберг в рапорте отмечал, что появление «Силистрии» спасло укрепление от кровопролитного штурма.

    С мая по июнь 1846 года «Силистрия» занималась установкой мертвых якорей (устройства для постоянного закрепления ко дну обозначений фарватера) и бакенов в Цемесской бухте.

    Подводный барьер

    В 1854 году против России действовала коалиция западных держав и Турции. Флот противника заблокировал русские корабли на Севастопольском рейде. Неприятель контролировал Черное море, высаживал десанты на крымское побережье. В сентябре 1854 года началась подготовка к штурму главного стратегического пункта в Крыму – Севастополя.

    Обороной Севастополя командовал адмирал Павел Нахимов, который прекрасно понимал, что если вражеские корабли войдут в бухту, то город будет потерян. Нахимов не был бы адмиралом, если бы не знал все о морских сражениях, история которых имеет много примеров стратегического затопления военных кораблей. Они становились своеобразными «мертвыми якорями», которые препятствовали проходу вражеского флота.

    11 сентября, еще до начала штурма, поперек фарватера на мелководье по приказу адмирала затопили семь парусных судов. В жертву были принесены два знаменитых фрегата – «Флора» и «Двенадцать апостолов» – и пять линейных кораблей, в том числе детище Нахимова – «Силистрия». Подводная «полоса препятствий» между Александровской и Константиновской батареями стала непроходимым барьером для кораблей неприятеля.

    Мачты затопленных кораблей не дали противнику пройти в бухту. Это отсрочило взятие Сеевастополя на целый год. Но тактическая победа досталась адмиралу Нахимову тяжелой ценой. Ему, истинному моряку, пришлось затопить не один парусник русской флотилии. Барьер из мачт затопленных парусников, которые являлись гордостью Черноморского флота, постепенно разрушался – и его укрепляли затоплением новых кораблей. К окончанию обороны на дне Севастопольской бухты было 90 кораблей!

    Через полвека после войны, в 1905 году, в Севастополе установили монумент, который называют «Памятник затопленным кораблям».