Open
Close

Эсминец адмирал григорович. Круговая оборона: на что способен фрегат «Адмирал Григорович»? От мичмана до адмирала

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 10 марта состоялась церемония подписания акта приема-передачи сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Григорович» (бортовой номер – 745) – головного проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ. А на следующий день на корабле был поднят Андреевский флаг. На этом мероприятии присутствовали губернатор Калининградской области Николай Цуканов, командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко, вице-президент по военному кораблестроению Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев, другие официальные лица. Среди почетных гостей – потомки адмирала Ивана Григоровича, в том числе его внучка Ольга Петрова – крестная мать корабля. Почетное шефство над новой боевой единицей российского Военно-морского флота взяла Омская область.

Александр ФЕДОРОВ

«Это первый корабль второго ранга, который поступил к нам за последнее время, – заявил на церемонии поднятия флага Александр Витко. – Он вошел в состав 30-й дивизии Черноморского флота. Это современный корабль, который даже сравнивать нельзя с теми, что были построены в советское время».

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М предназначены для ведения боевых действий против подводных лодок и надводных кораблей противника, нанесения ударов по береговым целям, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Эти фрегаты – первые за постсоветское время надводные корабли дальней морской и океанской зон. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.

Сторожевые корабли проекта 11356Р/М вооружены 24 зенитными ракетами 9М317М ЗРК «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М, восемью крылатыми ракетами многоцелевого комплекса «Калибр-НК» (вместо них в пусковой установке 3С-14 могут размещаться сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс» или баллистические противолодочные ракеты 91Р), универсальной автоматической артиллерийской установкой А-190, двумя шестиствольными 30-мм автоматами АК-630М, двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956 и РБУ-6000. Ближе к корме – взлетно-посадочная площадка и ангар для противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. Разнообразно электронное оснащение. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ. Архитектурно фрегаты выполнены с использованием технологий малой заметности.

Всего должно быть построено шесть СКР этого типа для нужд Черноморского флота. Головной был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» 18 декабря 2010 г., а его вступление в строй ожидалось в 2013 году. Но эти планы были нарушены. Корабль спустили на воду лишь 14 марта 2014 года. Причины «опоздания» разные – от несвоевременной поставки оборудования, вооружения и иных комплектующих предприятиями-контрагентами до многочисленных перемен в руководстве самого калинградского завода.

Особенно много хлопот доставила интеграция отечественной комплектующей техники взамен импортной. Дело в том, что СКР проекта 11356Р/М являются дальнейшим развитием строившихся двумя сериями на Балтийском заводе и на том же «Янтаре» фрегатов проекта 11356 (типа Talwar) для ВМС Индии. Значительную часть их электронного и иного снаряжения составляли приборы и агрегаты производства индийских и других зарубежных фирм. По ряду изделий российских аналогов не было, или они требовали доработки. Вот первая «подножка», о которую споткнулся «Адмирал Григорович».

Были и другие. Например, во время заводских ходовых испытаний летом прошлого года у фрегата «полетели» охладители главного двигателя. Их пришлось менять. Операция эта хлопотная и требующая времени. В результате государственные испытания «Адмирала Григоровича» в очередной раз сдвинулись вправо и начались только в октябре.

Корабль испытывали по полной программе на Балтике, а затем в Баренцевом море, куда он прибыл 21 декабря прошлого года. Проверялись ходовые и мореходные качества, производились стрельбы всеми видами имеющегося на борту оружия, включая крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК», по морским и береговым целям, а также ЗУР 9М317М. Тесты последних были особенно важны и ответственны. «Адмирал Григорович» – первый из боевых кораблей, получивший эти ракеты, предназначенные для стрельбы из подпалубных пусковых установок сотого типа 3С90М. На эсминцах проекта 956 и фрегатах типа Talwar используются балочные пусковые установки наклонного старта с ЗУР 9М38, 9М38М1Э и 9М317МЭ. Внедрение вертикальных пусковых установок с новой ракетой дает массу преимуществ. ЗУР находятся в постоянной готовности к применению. Скорострельность увеличилась в шесть раз по сравнению с ЗРК «Штиль» старого образца. Теперь обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). ЗРК одновременно может обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей и поражать с высокой вероятностью широкий их класс – от высотных высокоскоростных ракет до противокорабельных ракет на предельно малых высотах, а также перехват высокоманевренных целей в большом диапазоне высот и дальностей. ЗУР с высокой эффективностью можно стрелять и по надводным объектам.

Государственные испытания головного фрегата успешно завершились «под елочку» – 30 декабря прошлого года. Но для передачи флоту времени уже не осталось. Поэтому решили без ненужной спешки провести на корабле ревизию оружия, механизмов и агрегатов на заводе-строителе. «Адмирал Григорович» прибыл в Калининград 11 января, а 3-4 марта совершил контрольный выход в море и вот, наконец, 10 марта был подписан приемный акт.

Надо полагать с двумя следующими в серии СКР этого типа дело пойдет бойчее. Во всяком случае, руководители ОСК и представители «Янтаря» утверждают, что сдача флоту «Адмирала Эссена», который 1 февраля начал государственные испытания, состоится до конца апреля текущего года, а «Адмирала Макарова» – в августе. Дай-то бог, но не будем забывать, что судостроители всегда щедры на авансы.

А вот со второй тройкой фрегатов проекта 11356Р/М проблемы сохраняются. Они известны и связаны с газотурбинными установками М7Н1 производства николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», которое прекратило поставки ГТУ ПСЗ «Янтарь» после введения Киевом эмбарго на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Деньги за эти силовые агрегаты давно уплачены, но вряд ли в обозримом будущем они дойдут до Калининграда.

Решение проблемы может быть трояким. Либо нужно ждать, когда производство корабельных газотурбинных двигателей будет налажено на НПО «Салют». Это рыбинское объединение обещало начать выпуск таких ГТУ в 2017 году. Однако потребуется еще год, а то два-три для окончательной отладки агрегатов и организации их серийного производства. Другой вариант – приобретение ГТУ в Китае, так как рассчитывать на их закупку в США и Великобритании по понятным причинам не приходится, а только в этих странах, кроме Украины, газотурбинные установки разрабатываются и собираются (мы здесь не говорим о лицензионных копиях, поскольку они России тоже не доступны). Третий вариант – оснащение СКР проекта 11356Р/М дизельными установками отечественного или зарубежного производства. Да, придется довольно серьезно перепроектировать корабли и потерять 3-4 узла в их скорости, но это все-таки выход из положения.

Впрочем, руководство ОСК, судя по всему, больше склоняется к иному варианту...

За несколько дней до поднятия флага на «Адмирале Григоровиче» – 2 марта – на ПСЗ «Янтарь» без обычных в таких случаях торжественных мероприятий состоялся спуск на воду фрегата «Адмирал Бутаков» – четвертого СКР серии. Подобная «скромность» объясняется просто. На корабле по известным причинам отсутствует энергетическая установка. Дабы освободить стапель, нужный для других производственных нужд, его спустили на воду и поставили фактически в отстой. Такая же участь, похоже, ожидает и «Адмирала Истомина» – пятый фрегат проекта 11356Р/М. Шестой СКР – «Адмирал Корнилов» – избежит эту процедуру, поскольку официально даже не закладывался.

Еще летом прошлого года появились сообщения, что два фрегата, оставшиеся без двигателей, собираются продать Индии, которой Украина не возражает передать ГТУ. Дели заинтересовался этим предложением. Посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван даже побывал на «Янтаре», дабы получить представление о состоянии товара. «Мы настолько открыто относимся ко всем проектам развития военно-технического сотрудничества, что если у Индии есть такой интерес, то мы с радостью с ними поработаем», – заявил в сентябре минувшего года глава ОСК Алексей Рахманов. В декабре во время визита в Россию премьер-министра Индии Нарендры Моди ожидалось подписание соответствующего контракта. Но не сложилось. Очевидно, не сошлись в цене. Однако переговоры продолжаются. Об этом сообщил вице-президент по военному кораблестроению ОСК Игорь Пономарев после церемонии подъема флага на «Адмирале Григоровиче». «Мы выполняем пока работы по гособоронзаказу (то есть по второй тройке СКР проекта 11356Р/М – прим. автора), строим эти корабли, вместе с тем ведем переговоры с индийской стороной о возможности продажи этих кораблей индийской стороне». Несомненно, руководство Объединенной судостроительной корпорации хочет избавиться от недостроенных кораблей, которые «висят» на балансе ОСК – по принципу «с глаз долой – из сердца вон».

В Дели не прочь приобрести эти два корабля, тем паче, что фрегаты типа Talwar пользуются хорошей репутацией в ВМС Индии. Еще пара кораблей, особенно оснащенных ЗУР в вертикальных пусковых установках, явно не будет лишней. С другой стороны, проект потребует переработки для внедрения систем вооружения индийского производства. Вот почему индийская сторона, понимая трудное положение ОСК, торгуется и старается приобрести два корпуса по цене чуть выше стоимости металлолома.

Однако особенно большой нужды в этих кораблях у ВМС Индии нет. В этой стране по образу и подобию проекта 11356 при содействии Северного ПКБ сконструированы и построены три фрегата типа Shivalik (проект 17). Они очень похожи на прототипы. При этом их полное водоизмещение возросло до 6200 т, а длина увеличилась до 142,5 м. За счет увеличения размерений удалось усилить зенитное вооружение – в дополнение к «Штилю» с балочной пусковой установкой появились вертикальные пусковые установки на 32 израильские ЗУР малой дальности Barak 1. В ангаре помещаются два вертолета. А силовая установка не «Зори-Машпроекта», а комбинированная по схеме GODOG, состоящая из двух дизелей Pielstick 16 PA6 и двух газотурбинных установок General Electric LM2500.

В прошлом году Министерство обороны Индии дало добро на строительство семи фрегатов проекта 17А, чьими прототипами стали корабли проектов 11356 и 17. Их сборка будет осуществляться на верфях Mazagon Dock и Garden Reach Shipbuilders & Engineers при участии итальянского судостроительного концерна Fincantieri. Водоизмещение кораблей снова возросло – до 6670 т. Архитектура – очень лаконичная, полностью стелсовская. На интегрированной мачте – фазированные решетки многофункциональной РЛС. Основное ударное оружие – сверхзвуковые крылатые ракеты BRAHMOS российско-индийской разработки, а зенитное – ЗУР Barak 8 (LR-SAM) большой дальности израильско-индийского производства. То есть острой необходимости в паре российских фрегатов ВМС Индии не испытывают.

Далеко не все в России разделяют точку зрения руководства ОСК. «Вторая тройка фрегатов проекта 11356 должна быть достроена и передана Черноморскому флоту России, несмотря на задержку, связанную с импортозамещением, – заявил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко. – Нам они, конечно, нужны. Дело в том, что нам нужно обновить старый парк кораблей. Некоторым из них по 40-50 лет, и их цикл жизни закончился».

Да, как-то неловко получается. В российском флоте сегодня в строю числятся три сторожевых корабля/фрегата океанской зоны. Все они несут службу в составе Черноморского флота, но им впору занять место у причала какого-нибудь военно-морского музея. Еще два балтийских СКР находятся в ремонте из-за поломок газотурбинных двигателей. И при этих обстоятельствах вместо нахождения решений по достройке остро необходимых ВМФ кораблей искать пути их сбыта за рубеж совсем непатриотично. Особенно в год думских выборов и приближающихся президентских. Могут не понять.

Кроме того нельзя забывать, что западные и украинские «партнеры» России не преминут воспользоваться фактом продажи фрегатов Индии как примером успешного применения санкций против нашей страны. Поэтому кровь из носа, но нужно не дать им такого шанса.

Выступая в Министерстве обороны на едином дне приемки военной продукции 11 марта, то есть тогда же, когда поднимался Андреевский флаг на «Адмирале Григоровиче», президент Владимир Путин сказал: «Практически полтора года у нас реализуется программа импортозамещения, налажен выпуск многих компонентов, ранее поставлявшихся из-за рубежа. Вместе с тем по ряду важных узлов, деталей и комплектующих проблемы еще сохраняются. Нужно быстрее разворачивать их производство. В крайнем случае – искать альтернативных поставщиков. Но я уверен, наш оборонно-промышленный комплекс в состоянии справиться и, безусловно, справится с поставленной перед ним задачей». Поэтому ОСК требуется больше внимания уделять решению возникших проблем, а не поиску покупателей за рубежом.

Создание уникальных боевых кораблей, способных стирать с лица земли небольшие страны, – целая наука. С развалом Советского Союза проектирование и строительство кораблей с подобными возможностями практически сошло на нет. Несмотря на колоссальные сложности, которые российская судостроительная отрасль испытывала на рубеже 90-х, фрегаты-титаны возвращаются в строй.Один из таких кораблей, фрегат «Адмирал Григорович», судостроители вот-вот передадут военным. «Адмирал Григорович» опытные моряки называют не просто новейшим кораблем, но и одним из символов возрождения отечественного судостроения.Качественно новый Необходимость кардинально обновить отечественный Военно-морской флот назрела давно. За то время, пока страна восстанавливалась после тотального развала вооруженных сил, не то что производство, модернизация уже существующих кораблей в составе флота должным образом не проводилась. О строительстве новых кораблей в условиях непростого времени почти никто не думал.В каком-то смысле фрегаты проекта 11356, задуманные как средство для мгновенной омолаживающей процедуры Черноморского флота, стали настоящей находкой: универсальный, хорошо вооруженный и сравнительно небольшой корабль должен был не только продемонстрировать присутствие Военно-морского флота России в регионе, но и при необходимости отправиться в другие районы для выполнения боевой задачи.«Адмирал Григорович» – знаковый корабль. Долгое время считалось, что отдельно взятые корабли могут решать определенные задачи, будь то борьба с подводными лодками противника или обстрел надводных целей, которым система опознавания присвоила тип «чужая». Трио адмиралов – «Григорович», «Эссен» и «Макаров», которые в скором будущем войдут в состав Черноморского флота – настоящие мастера-универсалы по борьбе с противником. Однако прежде чем рассказывать о том, чем именно новые российские сторожевики могут воевать, следует вспомнить и еще об одной, не менее важной детали.Все корабли проекта 11356 построены не просто с учетом универсальной работы по нескольким типам целей. Большую работу над кораблями инженеры провели и по части эргономики, максимально удобно использовав жизненно важное пространство внутри корабля. Качественно новый уровень исполнения кораблей, по словам специалистов, достигается особенным вниманием к мелочам: даже расположение боевых постов и мест отдыха для экипажа просчитано несколько раз.Круговая оборона Сторожевик «Адмирал Григорович», как и все корабли проекта 11356, – один из самых защищенных. Ракеты зенитного ракетного комплекса «Штиль» в случае опасности первыми примут бой. На перехват учебных целей в ходе государственных испытаний экипажу корабля отводятся считаные секунды. Режим службы на всем протяжении государственных испытаний специалисты оценивают как боевой – никакой, даже самой незначительной поблажки ни кораблю, ни его экипажу не дают.Высокая степень автоматизации новейшего сторожевика Черноморского флота обеспечивается боевой информационной управляющей системой «Требование-М»: пеленг, дальность, курс и скорость цели – лишь малая часть данных, обрабатываемых системой на базе высокопроизводительных вычислительных комплексов. Специалисты поясняют, что БИУС, разработанная НПО «Меридиан» из Санкт-Петербурга, – одна из самых высокопроизводительных в мире.«Если рассматривать корабельную систему с точки зрения современных, высокоавтоматизированных систем, то в плане обработки данных и управления вооружением эта система одна из лучших в мире», – поясняет в интервью «Звезде» программист, кандидат математических наук Сергей Гуреев. Эксперт пояснил, что быстройдействию системы и управлению вооружением разработчики уделили самое пристальное внимание. Отмечается также, что современная система управления вооружением и радиоэлектронным оборудованием обеспечивает ведение эффективного боя как в одиночку, так и в составе оперативного соединения ВМФ.Специалисты отмечают также, что новейшая БИУС, предназначенная для автоматизации управления всех процессов управления вооружением сторожевика, в состоянии обработать и распределить по степени важности огромное количество процессов – от сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке до навигации и управления всей номенклатурой вооружения корабля.Из всех орудий Способность «Адмирала Григоровича» отвечать на атаку потенциального противника – не единственное, чем может похвастать новейший сторожевик. «Калибр-НК» – новейшие крылатые ракеты, успешно испытанные Каспийской флотилией в ходе массированного ракетного удара по позициям боевиков ИГИЛ, – также входят в состав вооружения «Адмирала Григоровича» и других кораблей проекта 11356. Отличительную особенность «Калибра» мировое сообщество заметило сравнительно недавно – после того, как новейшие крылатые ракеты были применены для уничтожения объектов инфраструктуры боевиков ИГИЛ в Сирии.Массированный ракетный удар кораблей Каспийской флотилии наглядно показал, что «Калибр» заслуженно считается основным ракетным вооружением кораблей: прежде чем поразить отмеченные цели на территории Сирии, ракеты пересекли территорию нескольких стран. Наличие восьми ВПУ с ракетами «Калибр», по признаниям специалистов, позволит новейшим сторожевикам проекта 11356 выполнять любую поставленную задачу.«По большому счету что "Адмирал Григорович", что другие корабли проекта будут подчинены одной единственной цели – максимально быстрому выдвижению в заданный район и успешному применению вооружения», – поясняет в интервью «Звезде» капитан 3-го ранга ВМФ в отставке Андрей Головин. Специалисты отмечают, что успешное выполнение поставленных задач сторожевиками проекта 11356 обеспечивается не только самым передовым ракетным вооружением.Для артиллерийской стрельбы может быть применена корабельная артустановка А-190, разработанная в нижегородском «ЦНИИ «Буревестник». Эта 100-миллиметровая 15-тонная установка в состоянии обеспечить 80 неприятных ощущений в минуту любому противнику. За артиллерийское противодействие на кораблях проекта 11356 отвечает ЗРАК «Палаш» тульского КБП – единственный в мире артиллерийский комплекс, совмещающий в единой башенной установке мощнейшее артиллерийское вооружение, эффективное многорежимное ракетное вооружение и встроенную систему управления.Специалисты отмечают, что одного боевого модуля «Палаш», размещенного на корабле с небольшим водоизмещением, достаточно, чтобы эффективно закрыть корабль от четырех противокорабельных ракет противника, одновременно приближающихся к борту корабля.По словам специалистов, сторожевые корабли дальней морской зоны проекта 11356 в значительной степени омолодят Черноморский флот России и серьезно повысят его боевые возможности в целом. Остается только дождаться, когда все запланированные к постановке на боевое дежурство корабли встанут в строй.Фото: Дмитрий Юров/Виталий Невар ТАСС

Возрождающаяся военно-морская мощь России радует всех истинных патриотов. После долгих лет, в течение которых флот приходил в упадок, наконец-то началось его перевооружение, сопровождающееся вводом в строй новых боевых единиц, соответствующих требованиям нового века. Среди них фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович», спущенный на воду 14 марта 2014 года.

Что такое русский фрегат

В советской классификации ВМФ такого класса кораблей, как фрегат, не было. Строились большие и сторожевики (СК), которые и несли основную нагрузку в деле обеспечения нерушимости протяженных водных рубежей СССР. С 1968 года на вооружение флота начали поступать военные суда проекта 1135, строящиеся на заводе «Янтарь». Серию из восемнадцати кораблей, как водится, назвали в честь первой ее единицы, «Буревестника». Сторожевую службу несли также «Нореи» (проект 11351), построенные в большем количестве (39 штук). Некоторые из них по-прежнему в строю, но время и морские волны беспощадны, техника имеет свойство изнашиваться и стареть морально. Опыт, полученный судостроителями при разработке этих типов, учтен. На смену им придут корабли нового проекта - 11356. Класс «Адмирал Григорович» соответствует принятому во многих флотах мира понятию «фрегат» как по водоизмещению, так и по боевым возможностям. Возможно, этот класс приживется в российском ВМФ.

В честь кого назван корабль и серия

Проект «Адмирал Григорович» в ближайшие годы будет продолжен еще четырьмя уже заложенными фрегатами, носящими имена прославленных русских адмиралов Эссена, Макарова, Бутакова и Истомина. Флотоводцы эти известны главным образом людям, интересующимся историей России и ее вооруженных сил. Все они прославились во время героической обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны 1905-1907 годов. При этом менее всего наши сограждане знают о том, в честь которого назван титульный корабль серии - фрегат «Адмирал Григорович». Возможно, произошло так потому, что биография заслуженного военно-государственного деятеля не вполне соответствовала представлениям советских пропагандистов о патриотизме.

От мичмана до адмирала

И. К. Григорович родился в 1853 году. Он пришел на флот мичманом, выпускником морского училища. Знания от получил отменные, по этой причине его, двадцатипятилетнего офицера, отправили в Североамериканские Штаты в составе группы специалистов для приемки четырех кораблей класса «крейсер», заказанных на филадельфийских верфях. Через пять лет, в 1883 году, Григорович впервые стал командиром совсем скромного «Колдунчика», не выходящего из портовой гавани. Казалось, карьера продвигается не очень успешно, но талантливого, усердного и не ропщущего офицера начальство заметило. Последовало несколько переводов, служба становилась тяжелее, но интереснее.

Судьба адмирала

В конце XIX столетия он служит военно-морским атташе в Лондоне, а в 1904 году получает новое назначение на пост командира флотской базы в Порт-Артуре, в который прибыл на мостике «Цесаревича», броненосца. Во время японской осады И. К. Григорович проявил себя с самой лучшей стороны, сумев обеспечить оборону всем необходимым. С 1911 года вице-адмирал занимает пост министра императорского флота России. Его замыслы нашли свое развитие уже после 1917 года. Все линкоры Советской России, треть и почти половина крейсеров спущены на воду в предвоенные годы по разработанным Григоровичем программам модернизации. Сам адмирал, однако, большевистской власти не принял, жил после революции на французском Лазурном берегу, где - после шестилетней эмиграции - в 1930 году скончался.

Последнее упокоение прах заслуженного русского государственного и военно-морского деятеля обрел в 2005 году. Согласно завещанию усопшего, он захоронен в фамильном склепе на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.

Внешний вид корабля

Спуск «Адмирала Григоровича» на воду состоялся 14 марта, с некоторой задержкой, вызванной непогодой. В церемонии принимали участие праправнук флотоводца Артем Московченко, а также его внучка которая и разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. Так впервые встретился с морскими волнами корабль "Адмирал Григорович". Фото запечатлело этот торжественный момент. Нет сомнения в том, что признание заслуг флотоводца перед родной страной растрогало его потомков.

По словам родственницы, дед был начальником строгим, он непременно проверил бы все, от кормы до носа, перед тем как принять фрегат. Григорович, по всей видимости, остался бы доволен результатом инспекции. Корабль вышел на славу. Унаследовав все лучшие качества предыдущих проектов, этот многоцелевой корабль приобрел новые свойства, характерные для самых современных образцов морского вооружения. Его подводные обводы обеспечивают прекрасные судоходные качества, а корпус и надстройки выполнены с применением технологий малой заметности. Оборудование соответствует самому последнему слову техники и электроники. Выглядит фрегат «Адмирал Григорович» внушительно, современно и динамично.

Назначение корабля

Каждый военный корабль строится с какой-то целью, для выполнения вполне конкретных задач. Этот вид вооружений отличается от многих других очень высокой стоимостью и самой единицы, и ее последующей эксплуатации.

Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» предназначен для боевой службы в Средиземноморском бассейне, а местом его базирования с самого начала планировался город русской славы - Севастополь. Черноморский флот нуждается в современных кораблях, возросшая активность стран НАТО в регионе диктует необходимость ответных мер. Впрочем, автономная дальность (около пяти тысяч допускает и выход за пределы очерченной зоны патрулирования, например, для борьбы с пиратами, а также в иных экстраординарных случаях. Задачи, которые может решать фрегат «Адмирал Григорович», весьма разнообразны. Он в состоянии успешно противостоять торпедным, воздушным и ракетным атакам, способен дать отпор враждебным действиям. Вооружений, находящихся на борту, вполне достаточно, чтобы поразить любую подводную или надводную цель, включая авианесущие крупнотоннажные корабли.

Комплекс вооружений

Главное оружие корабля - пусковые установки «Калибр-НК» для крылатых ракет «Оникс» (3М-54ТЭ). Их восемь, это очень серьезные системы, которые в состоянии поразить любой объект на море и на суше. В мире им нет аналогов.

Для защиты от возможных атак с воздуха корабль «Адмирал Григорович» оснащен двумя системами ПВО, носящими названия «Штиль-1» (в арсенале 36 управляемых ракет) и «Палаш». Первый из них - ракетный многоканальный, что означает возможность вести и поражать несколько целей одновременно. Второй представляет собой высокоэффективный как и две системы «Кортик», также отвечающие за безопасность воздушного пространства. Две установки А-190 конструктивно содержат самые скорострельные орудия в мире калибром 100 мм. Два ТА вмещают каждый по три 533-мм торпеды. Довершают мощную защиту проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Ну и, конечно же, фрегат 11356 «Адмирал Григорович», как любой современный сторожевой корабль, не обошелся без собственного авиакрыла в виде вертолета Ка-31 (возможно применение Ка-27 ПЛ).

Малая заметность

В наши дни под маскировкой понимают не только раскраску в камуфляжные цвета, которыми обеспечивается максимальная скрытность на фоне морской воды и неба. Это тоже нужно, визуальное обнаружение остается одним из важнейших способов разведки, но важнее оставаться невидимым для радаров вероятного противника. Принцип радиолокации остается тем же, что и на заре ее изобретения. Отраженный электронный луч высокой частоты отображает на экране расположение всех предметов, возвышающихся над уровнем моря. Чтобы уменьшить заметность, можно действовать двумя методами: перенаправлять поток частиц в другую сторону или поглощать излучения. В комплексе эти меры получили название «технологии Стеллс». Фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович» и, конечно же, все последующие корабли этой серии, обладают малой заметностью для локаторов вероятного противника. Достигнуто это особой формой корпуса, с очертаниями, состоящими из наклонных плоскостей, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение судна с помощью РЛС. Основная часть вооружений и оборудования скрыты за экранирующими поверхностями. Разумеется, совершенно невидимым для радаров корабль сделать невозможно, но найти в море фрегат «Григорович» будет довольно затруднительно.

Модули

По традиционной технологии корпус судна закладывается на стапеле, далее выстраивается снизу вверх целиком. Так строились корабли с древнейших времен. Но в последние десятилетия технология стала несколько другой. она учитывает необходимость быстрой модернизации и установки нового оборудования, иногда крупногабаритного. Корпус строится по частям, таким образом, чтобы, если будет необходимость в расстыковке, то это бы не вызывало технологических проблем. Строительство фрегата «Адмирал Григорович» производилось модульным способом, наиболее прогрессивным на сегодняшний день. У корабля есть запас модернизационного потенциала, позволяющий заменять любые узлы, от силовых агрегатов до электрооборудования.

Индийский фрегат

Государственно предприятие завод «Янтарь» существует с победного 1945 года. В немецком Кенигсберге была верфь «Шихау», которая стала основой корабельного производства после войны, когда этот прибалтийский город стал советским. За время существования завода здесь спущены на воду более полутора сотни судов, преимущественно боевых.

С 2007 года по заказу индийского правительства на Прибалтийском заводе выполняется специальный заказ: строятся корабли для ВМС дружественной страны. Проект тот же, 11356, по которому создан фрегат «Адмирал Григорович». Разница, однако, существенная. Общим элементом у двух «братьев» является корпус, а оборудование и вооружение отличаются. Индийские фрегаты вооружены ракетными комплексами «Брамос», с вертикальными пусковыми установками.

Мореходные качества русских кораблей настолько понравились покупателям, что они изъявили желание строить их самостоятельно, по закупленной технической документации. Им оказывается всесторонняя помощь в рамках программы военного сотрудничества. Названия первых четырех фрегатов индийской серии - «Тальвар», «Таркаш», «Триканд» и «Тег».

Комплекс РЭБ

Радиоэлектронная борьба со средствами связи и управления противника стала в настоящее время главнейшей задачей, успешное решение которой практически гарантирует победу над любым врагом. Фрегат 11356 «Адмирал Григорович» вооружен четырьмя КРЭБ ПК-10 «Смелый». Эти десятиствольные установки напоминают реактивные бомбометы, но задача у них другая. Вместо непосредственного поражения кораблей противника они выпускают снаряды, способные вывести из строя электронику боевых средств врага. Создаваемые помехи лишат флот неприятеля возможности информационного обмена, ослепят радары, выведут из строя системы противовоздушной обороны.

Системы управления стрельбой

Давно прошли времена, когда стреляли «на глазок». Даже совершенные уже не удовлетворяют требованиям военных моряков в силу скоротечности обстановки на морской арене военных действий. Принимать решения об открытии огня - прерогатива командира, а вычислять параметры выстрела экипаж доверяет автоматике. Корабль «Адмирал Григорович» имеет на борту мощнейшие вычислительные комплексы, служащие для быстрого наведения оружия на цель. Информация поступает от РЛС «Пума», пусками ракет занимается система управления «Вымпел» 123-02, а за торпеды отвечает ПУТС «Пурга-11356».

Размеры и количества

О размерах кораблей судят по водоизмещению. «Адмирал Григорович» - сторожевой корабль, а потому он не должен быть огромным, как авианосец. Его осадка невелика, до 7,5 метров, что вполне соответствует характеристикам Черного моря, которое во многих местах мелководно. Водоизмещение равно примерно четырем тысячам тонн, что тоже не говорит о колоссальных размерах. К примеру, у крейсера «Петр Великий» оно достигает 25 тыс. тонн.

Фрегат «Адмирал Григорович»: фото и пропорции

Фрегаты - корабли крупные, но не самые большие. В этом залог их маневренности, скорости и скрытности. Однако и маленьким нельзя назвать фрегат «Адмирал Григорович». Фото, представленные пресс-службой ВМФ, красноречиво указывают на довольно большую длину (125 метров). Корпус вытянут, корабль как бы «сжат» по бортам, что свидетельствует о его ходкости. Силовая установка, состоящая из двух разгоняет судно до 30 узлов, а в форсажном режиме - еще быстрее.

Экипаж состоит из 18 офицеров, 142 матросов и двадцати морпехов, всего 180 человек. Управление столь сложным кораблем, как фрегат «Адмирал Григорович», требует высокого уровня выучки, слаженности и сплоченности. В команде его могут служить только истинные профессионалы, любящие море и, конечно же, Родину.


"Адмирал Григорович" - многоцелевой фрегат дальней морской зоны проекта 11356Р/М.

Место базирования

Черноморский флот.

Имя, постройка

Заложен 18 декабря 2010 года на судостроительном заводе "Янтарь", спущен на воду 14 марта 2014 года. Передача флоту сначала была запланирована на весну 2015 года. Заводские ходовые испытания "Адмирала Григоровича" начались 8 апреля.

Вехи

26 июля 2015 года корабль принял участие в военно-морском параде на День ВМФ в Балтийске.

1 декабря 2017 года вновь для выполнения задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России.

Тактико-технические характеристики и размеры

Скорость корабля - 30 узлов. Автономность – 30 суток. Дальность плавания - 4850 миль при скорости 14 узлов. Экипаж - 180 человек и 20 морских пехотинцев. Полное водоизмещение - 4035 тонн, стандартное - 3620 тонн; длина - 124,8 метра, ширина - 15,2 метра, осадка - 4,2 метра.

Энергетическая установка

Дизель-газотурбинная, 2х30450 л.с., ГТА М7Н1 (8450 л.с. маршевая ГТУ, 22000 л.с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт

Вооружение

УКСК "Калибр-НК" (8 противолодочных или противокорабельных ракет), 100-мм АУ А-190, 2 модуля ЗРАК "Кортик" или "Палаш" (64 ЗУР 9М311, 6000 выстрелов), ПУ ЗС90 ЗРК "Штиль-1" (36 ЗУР), 8х1 ПУ ЗРК "Игла-1", 1х12 ПУ РБУ-6000 РПК-8 (48 ПЛУР 90Р или РГБ-60), 2х2 533 мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31.