Open
Close

Общечеловеческие ценности как приоритеты мировой цивилизации. Общечеловеческие ценности в современном мире

Как уже стало ясно из названия, что для формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности и воспитания чувства взаимоуважения между народами России, эта статья не пойдет по обычному пути через образование, воспитание, убеждение, в ней не будут предлагаться списки законов, правил, инструкций и накладываться вето или табу. Все перечисленное справедливо работает до тех пор, пока кто-то, заинтересованный в разжигании социального конфликта, не заплатит профессионалам деньги. Сразу после этого законы станут не правильными и их нужно срочно менять, этические нормы и моральные ценности сразу устареют и окажется, что использовать их сегодня нельзя, а в культурах и религиях появятся из глубины веков множество ветвей, противоречащих друг другу до антагонизма... В результате - рухнет весь, веками создаваемый, комплекс государственного устройства.

Для раскрытия темы, по созданию бесконфликтного российского общества был выбран метод "от большого к малому".

Только если знаешь принцип действия всего механизма,

сможешь найти причину поломки его частей.

1. Три этапа развития человеческого сознания

помогут нам сформулировать причины, которые привели к возникновению межнациональных

и межконфессиональных противоречий

Первый этап - индивидуальный. Сначала люди думают о себе, о своих родных и близких. Эту простую, проверенную веками и понятную для каждого человека истину, со стороны внешнего наблюдателя, Иммануил Кант описал следующим образом: "Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние (status naturalis); последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза" . Если в этом месте задумались, то эта статья для Вас.

Действительно, если люди сегодня продолжали бы жить, основываясь только на этот жизненный принцип, то они увязли бы в бесконечных, ничем и никем не регулируемых, мелких бытовых конфликтах, например между соседями, коллегами по работе...

А если такие люди вдруг захотят определить свое место в истории развития человеческого общества, то им нужно мысленно продлить представленный Сергеем Капицей график 1 роста численности населения Земли с учетом масштаба,

влево на 100 метров, что будет соответствовать времени антропогенеза, т. е. 5 миллионам лет назад . Иными словами, люди, обладающие только такой ментальностью, застряли где-то в начале этого графика.

Положительным эффектом этого периода является тот факт, что он заставил спасающихся от междоусобных конфликтов людей расселиться по всей территории Земли.

А отрицательным - что при таком восприятии человеческих отношений всегда побеждает тот, кто физически сильнее. Умные люди, к их стыду, выработали привычку, ворча, отходить в сторону, уступая место тупой наглости и силе, а хитрые - стали придумывать деньги.

Второй этап - групповой , отличительной чертой которого стало коллективное сознание.

Чтобы как-то объединить людей в группу по территориальному, языковому, культурному признакам, с целью более эффективной защиты рода, а также для совместного и бесконфликтного решения ими других, не менее значимых задач с древних времен наиболее мудрые лидеры таких групп были вынуждены лично разрешать частные конфликты.

Именно таким образом в разных точках планеты, независимо друг от друга, веками нарабатывались различные практики моральных ценностей, которые, в первую очередь, зависели от условий выживания людей на занимаемых ими территориях. Исторически такие группы оказались более успешными, чем разрозненные племена.

Огромную роль в объединении людей сыграли прошедшие через века мировые религии. Распространяясь по миру вслед за успешными, особенно в военном деле, лидерами, они помогали им в труднообъяснимых ситуациях сплачивать людей через веру и религиозные учения.

А отшлифованные таким образом в бесконечных вековых спорах культурные, моральные и религиозные ценности легли в основу законов и конституций сегодняшних стран, на которых выросло современное поколение людей. Людей, являющихся гражданами своей страны, и поэтому, во вторую очередь, уже думающих о выгоде для своего сообщества (государства, религиозной общины и т. д.).

Именно этот период изображен на представленном графике 1 с обозримых 2000-х годов до н. э. до 80-х годов ХХ века, который наглядно показывает, что приложенные человечеством усилия по контролю над исполнением выработанных внутри каждого народа моральных, религиозных и культурных ценностей в результате привели к стремительному росту численности населения планеты. Даже, несмотря на десятки миллионов жизней, унесенных первой и второй мировыми войнами, тенденция роста не изменилась.

Положительным фактором второго периода явилось то, что он дал возможность развиваться наукам и образованию, промышленности и торговле, денежно-финансовой системе.

А к отрицательным относятся:

Созданная людьми, основанная на долгах мировая денежно-финансовая система;

При таком устройстве мира, внутри сообщества, всегда выигрывает тот, кто ближе к власти и к деньгам.

Третий этап - общечеловеческий (или на выбор: всемирный, граждан планеты, глобального человеческого сообщества, всемирного сосуществования, Земля - колыбель человечества, мир без границ...). Массовое появление у людей общечеловеческого сознания, видимо, нужно отнести к восьмидесятым годам прошлого столетия по двум причинам:

Во-первых , зародившаяся во втором периоде денежно-финансовая система стихийно развивалась и в ХХ веке, благодаря усилиям ее создателей, стала претендовать на роль мировой финансовой системы. Все было бы ничего, но во время очередного экономического кризиса в 1971 году, в нарушение всех международных договоренностей, США "отвязали" доллар (выполняющий на тот период роль мирового эталона) от золота и завалили мир эмиссионными, ничем не подкрепленными деньгами. Но обвала доллара не произошло, потому что страны, ранее подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, обязаны были принимать эти доллары, девальвируя свои национальные валюты, со всеми вытекающими последствиями для своих экономик. А пришедшая на смену в 1976-1978 годах Ямайская валютная система уже законодательно открепила все резервные валюты от золота, как для внутренних, так и для международных операций. В результате такого решения:

Все резервные валюты стали товаром N1, а совсем не эквивалентом (эталоном), помогающим людям совершать справедливый товарообмен. Причем, стоимость товара N1 зависит от сотен факторов, включая политические, которые важны только для спекулянтов и совсем не нужны людям для продажи и покупки ими товаров.

Искусственно созданный и юридически закрепленный на международном поле дефицит на товар N1 дал возможность его продавцам выбирать себе покупателей. Практически единственным условием для продажи является личная выгода продавцов, в соответствии с которой они пытаются построить все остальное человечество, жестко стандартизировав его обязанности для удовлетворения своих потребностей.

Выйти из мирового валютного соглашения оказалось невозможно. Более того, впоследствии практически все страны мира под давлением международного капитала вынуждены были подписать это соглашение. Если кто-то из правителей отказывался менять веками выверенные в своей стране культурные, моральные и религиозные ценности на американо-европейские колониальные законы и ценности и за счет благополучия своей страны кормить американскую или европейскую экономику, то его сначала пытались подкупить, если не получалось, тогда устраняли физически, а если не выходило ни первое и ни второе, тогда запускалась военная машина США и Евросоюза. Только в современной истории это происходило в Югославии, Ираке, Ливии, происходит в Иране, Сирии, а теперь наступила очередь Украины (Джон Перкинс: http://m.youtube.com/watch?v=4uEbwkxmTpE).

Начиная с 80-х годов ХХ века и по сегодняшний день, во всем мире люди постепенно пришли к пониманию того, что:

Существующая мировая финансово-денежная система никогда не продумывалась комплексно с целью помочь людям совершать справедливый товарообмен, а развивалась стихийно. Решения принимались владельцами больших капиталов по мере возникновения проблем с единственной целью - защитить и приумножить уже существующие свои накопления.

Сначала они выбирают золото, как торговый эквивалент, потом Джон Ло вводит бумажные деньги во Франции, далее Бреттон-Вудское соглашение - привязка бумажных денег к золоту и, наоборот, Ямайская валютная система - отказ от золотого эквивалента.

Доллар США, с плавающей в зависимости от целей его хозяев ценой, не может выполнять роль эталона в мировой денежной системе.

Сделки, осуществляемые с фальшивыми эталонами, всегда заканчиваются в пользу аферистов.

Существующая мировая денежная система лопнет, если не будет создавать новых долгов, то есть перестанет захватывать новые рынки сырья, труда и сбыта.

Поэтому Вашингтон, для продвижения только ему понятной колониальной демократии, прочертил "ось зла" через всю планету. Мировой капитал не командует напрямую террористами, он, разжигая национальные, религиозные, социальные, политические... конфликты, просто создает определенные условия в той или иной точке планеты, а террористы сами следуют туда, где их ждут деньги.

Доходы от печатания новых мировых денег возможны только при наличии роста мирового ВВП. Чем больше добывается и перерабатывается природных ресурсов, тем для "системы" лучше.

Для этого организована промышленная гонка, создано общество потребления. Существующей "системе" абсолютно все равно, когда на планете закончатся жизненно важные ресурсы, что будет с природой. Ей все равно, что будет произведено из этих ресурсов - оружие, вредные для экологии и людей удобрения..

Точка X ? , озвученная в виде прогноза роста мирового ВВП через МВФ, МБРР и ЦРУ, не является целью всего человечества, а отражает интересы менее 1% людей, которые по наследству получили право создавать (печатать) новые резервные деньги и выдавать их в виде займа.

Реально существующая с 80-х годов ХХ века мировая задача по замене навязанной долговой мировой финансово-денежной системы на новую, которая отражает интересы и определяет экономическую цель для всего человеческого общества , стала первой причиной начала перехода сознания у людей от группового к общечеловеческому.

Вторая причина появление у людей общечеловеческого сознания связана с тем, что именно в эти же, восьмидесятые годы прошлого столетия, благодаря началу деятельности Римского клуба, удалось направить разработки ученых на изучение и поиск решений мировых глобальных проблем, которые возникли в результате бесконтрольной и стихийной хозяйственной деятельности человека на планете Земля. Благодаря подготовленным для клуба докладам и реализованным клубом программам человечество стало осознавать, что изображенный на графике 1, устремляющийся в бесконечность на границе в третье тысячелетие, рост численности населения, а также истощение природных ресурсов планеты и в существующем виде "экономическое развитие" на самом деле ведут к губительным и необратимым процессам как для самого человечества, так и для существования биосферы в целом. "...человечество либо кардинально изменит свой курс, либо погибнет вместе с планетой, давшей ему жизнь" .

Несмотря на очевидную необходимость срочного решения возникших глобальных проблем, вот уже более сорока лет не последовало каких-либо существенных реальных шагов по реализации идей Римского клуба и его рекомендаций ни со стороны правительств, ни со стороны общественности, ни со стороны каждого отдельного человека. Сами ученые, называя эти причины, разошлись во мнениях .

Фамилии ученых

Названные учеными причины, мешающие реализации их программ

А. Печчеи

Человеческая природа

Отсутствие какой-либо действующей этики или системы ценностей для современной цивилизации

Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс, Д. Габор и У. Коломбо

Недостатки социально-политических механизмов и институтов

Дж. Боткин, М. Эльманджра и М. Малица

Отсутствие интеграции всех людей в единое сообщество, основанное на гуманистических ценностях

Э. Манн-Боргезе

Во внутренней и внешней политике, во властных структурах, военно-промышленно-научном комплексе, в "корпоративном обществе"

Одной из причин, не позволивших Римскому клубу сыграть знаковую роль в практическом решении глобальных социальных проблем, стали их общефилософские рассуждения о бытии человека в современном мире, о ценностях жизни и перспективах развития человечества, основанные на приобретенных учеными в течение своей жизни моральных ценностях, и отсутствие у них общечеловеческой теории, которая смогла бы объединить людей на решение этих задач, независимо от их пола, расы, национальности, места проживания, от религиозной, политической, социальной принадлежности...

Устремившемся в бесконечность, в начале третьего периода, росте численности населения планеты;

Появлении постоянно растущего перечня мировых глобальных проблем;

Современных мировых интеграционных процессах,

когда-то созданные в разных точках планеты с целью объединения людей моральные и религиозные ценности теперь все чаще становятся причиной, а в ряде случаев намеренно используются для создания непонимания и конфликтов между людьми.

Очевидным становится вывод, что для решения появившихся глобальных социальных проблем, включая замену мировой финансово-денежной системы, сегодня необходимы консолидированные усилия всего человечества, а для создания такой мотивации мирового сообщества в помощь моральным ценностям, отражающим интересы лишь разрозненных групп людей, должны прийти Общечеловеческие ценности.

Благодаря этим двум выводам у нас теперь есть историческое понимание возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий, и главное - есть направление, следуя которому, их можно решить. Но проблема состоит в том, что в современном мире:

Всеми признанных Общечеловеческих ценностей просто не существует. Согласно Wikipedia, "общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности ..." .

До сегодняшнего дня общечеловеческие ценности у каждого были свои. При удачном сочетании членов общества, обладающих различным набором культурных, религиозных и моральных ценностей, происходит стремительное развитие такого общества на благо всех его участников. А при неудачном - такое общество просто распадется, в лучшем случае.

А в худшем - ?.. Позавчера, вчера и сегодня отсутствие общечеловеческих ценностей заканчивается войной.

"В условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима" .

Фрэнсис Фукуяма

2. Общечеловеческие ценности есть

Слова общечеловеческие ценности звучат во всем мире с древних времен в литературных произведениях, в выступлениях политиков, огромное количество философских работ написано на эту тему. А получается, что всеми принятые Общечеловеческие ценности существуют только теоретически?! Чтобы в этом разобраться, нужно сделать всего три шага.

Шаг 1 - разберем сначала само понятие Общечеловеческие ценности . Определим критерии, которым оно должно соответствовать.

Понятие общечеловеческие все авторы описывают примерно одинаково, то есть Общечеловеческие - не зависящие от пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи и места проживания, от социальной, культурной, экономической, политической принадлежности.

А раз никто не спорит, это и будет критерий номер 1.

Немного сложнее - с понятием ценности . Все авторы делают сразу две ошибки:

Не задумываются о единой системе измерения (оценки) ценностей;

Популяризируют близкие для себя моральные ценности и считают, что по ним должно жить все человечество. А это прямое противоречие нашему первому критерию и поэтому они никак не могут договориться.

Рассмотрим обе ошибки по порядку.

1. Оценивать ценности будем по максимуму. Нам нужны жизненно важные ценности, угроза потери хотя бы одной из которых заставит любого человека инстинктивно приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты.

Кстати, инстинкты, выработанные человеком за много тысячелетий в процессе выживания, могут послужить отличной проверкой наших выводов. Давайте посмотрим, что говорят психологи про человеческие инстинкты. Уильям Мак-Дугалл разработал классификацию инстинктов:

бегство (страх);

неприятие (отвращение);

любознательность (удивление);

агрессивность (гнев);

самоуничижение (смущение);

самоутверждение (воодушевление);

родительский инстинкт (нежность);

пищевой инстинкт;

стадный инстинкт.

Концепция инстинктов в теории Мак-Дугалла была основана на субъективных переживаниях и, как следствие, отличалась недостаточной научной строгостью. В частности, она не позволила составить перечень инстинктов (Мак-Дугалл неоднократно менял число инстинктов) .

Абрахам Маслоу утверждал, что люди не имеют инстинктов, поскольку могут преодолеть свои желания. По его убеждению, инстинкты были свойственны людям в прошлом, но впоследствии были заменены сознанием .

Удивительно, но у психологов с инстинктами такая же ситуация, как у философов с Общечеловеческими ценностями! Разброс мнений ученых варьируется от бездоказательного постулирования конкретного списка инстинктов до полного их отрицания.

Как ни странно, но обе, принципиально противоречащие друг другу теории, создают критерий номер 2, предъявляемый нами к проверке Общечеловеческих ценностей, так как именно инстинкты, управляемые человеческим сознанием, выполняют роль повседневных ориентиров, которые использует любой человек для жизни в обществе и жизни общества на Земле.

Ценности - только жизненно важные ценности, на которые любой человек инстинктивно реагирует.

2. Очевидно, что для определения Общечеловеческих ценностей нельзя применить понятие моральные ценности, так как мораль формируется главным образом в результате воспитания, то есть моральные ценности – это приобретенные ценности в результате воздействия на человека этнических, религиозных, политических и других влияний, которые мы не сможем для каждого конкретного случая назвать общечеловеческими. За основу возьмем самого человека и вместо приобретенных и отшлифованных в бесконечных спорах моральных ценностей мы используем сразу темы "Жизнедеятельности человека" . Это критерий номер 3.

Шаг 2 - нам нужен максимально полный список тем жизнедеятельности человека. Сегодня самое простое - это обратиться к сайтам президентов разных стран или к сайтам мировых общественных организаций и собрать все темы, по которым люди на них обращаются. Получится порядка пятидесяти тем. Но такое количество велико для восприятия.

Шаг 3 - можно попросить любого старшеклассника (не загруженного политикой, экономикой, юриспруденцией) сгруппировать эти темы по схожим признакам. В результате получим:

Темы жизнедеятельности человека

Названия групп

Все темы, связанные с физическим здоровьем человека, такие как экология, питание, физическая культура, спорт и, конечно, медицина и здравоохранение

Здоровье

Темы, интеллектуально формирующие личность, такие как образование, наука, культура, IQ и т. д.

Интеллектуальное развитие

Все темы, связанные с природой: природные ресурсы, включающие в себя флору и фауну, а также созданная человеком для проживания инфраструктура: жилье, детские сады, школы, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, транспорт, связь, информатизация и т. д.

Среда проживания

Темы, которые в современном мире напрямую связаны с деньгами: экономика, доходы населения, социальная поддержка, промышленность, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство, безработица и т. д., или физическое и интеллектуальное воздействие человека на среду

Такие темы, как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также криминал, коррупция, рейдерство, наркомания... Сюда же мы включили правоохранительные органы: полицию, прокуратуру, суды, МЧС и армию

Безопасность

Семейные темы: любовь, планирование семьи, рождение ребенка, приемные дети, отношения в семье и т. д.

Семья

Общественная, религиозная, политическая, государственная деятельность

Общество

Выписанные темы жизнедеятельности человека закончились, и поэтому больше никаких групп не добавишь. Но более важно, что ни одно из названий групп не уберешь, иначе слова жизнь человека потеряют смысл. А ведь именно что-то такое мы и ищем.

Проверим результат с помощью выведенных нами трех критериев?

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 1.

Все они неизменны от пола, расы, этноса, религии, времени и места проживания, от смены экономических, политических, военных и других условий.

А темы, из которых они сгруппированы, по мере развития общества могут меняться, делиться, дополняться. Вместе они образуют живую и постоянно развивающуюся систему ценностей.

Для проверки на соответствие критерию номер 2 сравним наш результат со списком жизненно важных инстинктов.

Здоровье

инстинкт самосохранения

Интеллектуальное развитие

любознательность

Среда обитания

инстинкт выживания

Благополучие или деятельность

самоутверждение

Безопасность

Семья

родительский инстинкт

Общество

стадный инстинкт

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 2.

Все они и каждое название в отдельности: исходные, фундаментальные, абсолютные, вечные, потеря любого из них ведет к потере смысла человеческой жизни, а в основе их заложены человеческие инстинкты.

Каждое название можно оценить, измерить, сравнить.

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 3.

Они сформированы непосредственно из тем жизнедеятельности человека.

Именно их постоянное изучение, защита, совершенствование явилось движущей силой развития человеческого общества.

Названия групп соответствуют всем трем критериям, а это значит:

Общечеловеческие ценности – есть.

Их семь.

Они просты и сложны, как жизнь человека.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности.

Потеря любой из этих ценностей ведет к потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты и восстановления.

Какое практическое применение имеют Общечеловеческие ценности?

1. Общечеловеческие ценности, как фундаментальное понятие, дают возможность нам по-новому взглянуть и осмыслить глубокие философские термины, такие как жизнь, свобода, счастье, добро, зло и т. д. Одинаковое их толкование позволит разным людям проще и точнее понимать друг друга.

Так, для философского толкования таких понятий, как жизнь и свобода человека, необходимо наличие всех семи Общечеловеческих ценностей, поэтому их отнесем к "Высшим ценностям человека ".

А для раскрытия глубины слов счастье, добро и зло может быть достаточно одной из Общечеловеческих ценностей или даже одной из тем жизнедеятельности человека. Например, Григорий Перельман решил одну из величайших задач века по математике... Математика - приблизительно 20-я часть науки, а наука - одна из 50-ти тем жизнедеятельности человека, составляющая интеллект. 1:20:50=0,001. Добиться успеха в одной тысячной части от всей Жизнедеятельности человека оказалось достаточно для того, чтобы получить мировое признание. А для самого ученого установить истину и есть счастье.

2. В этике Общечеловеческие ценности являются недостающим звеном между золотым правилом и темами жизнедеятельности человека.

Золотое правило - поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Это очень объемное понятие, а семь простых Общечеловеческих ценностей гармонично конкретизируют его точно так же, как их самих наполняют конкретным смыслом темы жизнедеятельности человека.

3. В современном мире Общечеловеческие ценности являются мечтой не только Фрэнсиса Фукуямы, так как они могут послужить основой для выстраивания взаимопонимания народов с разными культурами, религиями, с разным социальным строем.

И в Южной, и в Северной Корее Общечеловеческие ценности одни и те же...

4. Принятие любым государством как цель защиту и развитие Общечеловеческих ценностей изменит его систему управления, бюджет станет прозрачным и понятным для всех. А оценив существующую ситуацию через призму Общечеловеческих ценностей, лидерам будет легко отчитываться за свою работу перед людьми.

И чем таких государств будет больше, тем проще будет им сосуществовать вместе.

5. Учитывая мировой политический кризис, защита и развитие семи Общечеловеческих ценностей может стать общей идеей развития человеческого общества.

Общечеловеческие ценности - это инструмент. Если люди научатся использовать его в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности, то жить станет проще и понятнее.

Благодаря первой главе этой статьи - у нас теперь есть историческое понимание трехэтапного развития общечеловеческого сознания и причин возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий. А во второй главе мы сформулировали оригинальную теорию Общечеловеческих ценностей, которая смогла бы отправить в прошлое возникающие межнациональные и межрелигиозные противоречия между народами России, но она, на первый взгляд, выглядит как-то глобально и поэтому утопически. Кажется, что для реализации этой теории должно смениться несколько поколений и должно быть потрачено государством огромное количество сил на ее продвижение в многонациональном российском обществе. Это не так!.. Чтобы показать, как наша теория мгновенно решает веками наболевшие вопросы, мы, в нижеприведенных рекомендациях по созданию бесконфликтной межнациональной и межконфессиональной среды, первую рекомендацию рассмотрим более подробно с точки зрения теории Общечеловеческих ценностей, а последующие рекомендации, если будет интересно изучить глубже, можно прочитать в книге "Общечеловеческие ценности", опубликованной 10 марта 2015 года (ISBN 978-3-659-33925-7)

Первая рекомендация: в России, прежде всего, должна быть внятная идеология (национальная идея) , принимаемая всеми гражданами страны, независимо от их национальности, религиозной, политической, социальной и культурной принадлежности, возраста, пола и места проживания.

Пока вы уверены, что это нереальная задача. Посмотрим...

Свобода от идеологии - это самообман. Ни одно общество без объединяющей идеи, цели, без взаимной заинтересованности членов сообщества друг в друге долго не просуществует.

Сегодня люди воспринимают идеологию по Эриху Фромму как готовый "мыслительный товар", распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей... . Обратим внимание, что любое общество - это, прежде всего, люди. Интересную мысль на этот счёт высказал Давид Эйдельман: "Новые идеологические концепции, для того, чтобы быть удачными и востребованными, должны прежде обращать внимание на то, что называется "человеческим фактором", "человеческим капиталом" .

Если бы можно было совместить идеологию и Общечеловеческие ценности, не зависящие от классов, политических убеждений, экономического положения, религии, этнических традиций, расы, пола, возраста, периода проживания, то на такой основе можно было бы создать единую идеологию, принимаемую всем человеческим сообществом.

Для решения этой проблемы обратимся к самим идеологиям, доминирующим на планете, а точнее, к выводу, сделанному Евгением Примаковым: "Либерализм, консерватизм и социализм сохраняются, как три самые значительные идеологии. Однако в нынешних условиях они проявляются несамостоятельно, испытывая взаимовлияния, находясь в процессе конвергенции (процесс сближения, схождения, компромиссов), они стали составными частями идеологической модели, присущей различным странам"

С точки зрения Общечеловеческих ценностей мы не будем вникать в саму суть той или иной концепции или вариантов их совместного использования, не будем давать свои компромиссные формулировки по спорным вопросам. В конце все произойдет само собой. А сейчас нас будут интересовать те тезисы, которые отшлифованы десятилетиями и с помощью которых идеологи привлекают к себе новых сторонников, проникая во все темы жизнедеятельности человека. Ведь идеология мертва, если ее не поддерживают простые люди, и чем искуснее методы захвата умов, тем больше у нее сторонников.

Ниже приведена итоговая таблица, где в левой колонке показан сгруппированный перечень типовых агитационных тезисов, а в правой - соответствующие им Общечеловеческие ценности.

Агитационные тезисы

Общечеловеческие ценности

Бесплатная медицина и здравоохранение...

Здоровье

Бесплатное образование...

Интеллектуальное развитие

Реформа ЖКХ, развитие транспорта, ремонт дорог и т. д.

Среда проживания

Рост доходов населения, увеличение пенсий, ликвидация безработицы, помощь малому и среднему бизнесу и т. д.

Благополучие или деятельность

Реформирование правоохранительной и судебной систем, снижение роста преступности и т. д.

Безопасность

Помощь молодым семьям, улучшение демографии и т. д.

Семья

Поддержка религиозных и общественных организаций...

Общество

Именно по этим семи направлениям идет любая идеологическая пропаганда.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, которую давно используют идеологи и партийные ораторы для привлечения в свои ряды новых членов, независимо от их пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи проживания и социального строя.

А раз такая связка давно существует и используется людьми, то почему бы ее саму не использовать в качестве общечеловеческой идеологии?

Не подвластная критике "Идеология человека"

"Качество жизни общества:

в первую очередь определяется концепцией управления - её сутью;

во вторую очередь определяется качеством управления в рамках этой концепции".

Новая концепция для третьего периода развития общества - это защита и развитие Общечеловеческих ценностей, которые:

не изменились за все время существования человеческого общества;

не зависят от классов, политической, экономической, социальной, религиозной, этнической принадлежности, национальности, расы, пола, возраста, периода и места проживания.

А качество управления и рамки этой концепции будут определяться конкретными результатами по защите и развитию семи Общечеловеческих ценностей, таких как здоровье, интеллектуальное развитие, среда проживания, благополучие или деятельность, безопасность, семья, общество . Чей опыт окажется эффективнее, тот и получит распространение.

Либералы предложенную нами идеологию тут же назовут либеральной, так как в центре ее находится Человек со своими правами на Общечеловеческие ценности.

Консерваторы будут праздновать победу, так как нет ничего более консервативного, чем Общечеловеческие ценности, появившиеся вместе с появлением человеческого общества.

А социалистам вообще повезло дважды, так как новая идеология - бесклассовая и социальные аспекты человеческого общества учтены полностью.

На этом конвергенция доминирующих сегодня на планете идеологий закончилась. Чтобы до конца убедиться в этом выводе, автор этой статьи разослал теорию Общечеловеческих ценностей представителям трех лидирующих партий страны: ЕР, КПРФ, ЛДПР и двум представителям самых массовых мировых религий - христианской и мусульманской. Все ответы подтвердили, что все семь Общечеловеческих ценностей не противоречат деятельности и Уставам перечисленных партий и не противоречат тем принципам, концепциям и взглядам, которые исповедуются указанными религиями. А это уже большинство жителей нашей страны, и собственно ответ на тему этого конкурса.

Идеология человека убирает почву из-под ног у националистов, радикалов, экстремистов, фашистов и т. д., не позволяет террористам оправдывать свои действия идеологическими разногласиями. А неполитические партии "Зеленых", "Любителей пива" и т. д. могут процветать дальше.

Идеологию человека нельзя запретить, изменить, модернизировать. Даже Конституцией... Попробуйте написать в основном законе, что целью страны является больное и необразованное общество или уничтожение окружающей среды и безработица...

Ее не нужно никому навязывать, объяснять, доказывать, так как она рождается, развивается (насколько может себе позволить и позволяет сам человек) и умирает вместе с человеком. Благодаря этому свойству Идеологии человека нет необходимости тратить время и силы на ее продвижение. Ее достаточно только озвучить, и сразу становится ясно, как хотят и должны жить люди и в России, и на планете Земля в целом.

Вторая рекомендация: политику нужно понимать классически, как государственное управление, в отличие от современной манипуляции руководителей страны со сложной иерархией элит как внутри страны, так и за ее пределами. Элит, которые жестоко бьются между собой за право устанавливать свои ценности и правила игры в стране.

Сформулированные Иммануилом Кантом двести лет назад два правила для политиков актуальны сегодня как никогда:

"Несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью".

"Все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой" .

Если объемное философское понятие "поступки", которые каждый читатель может трактовать с помощью своих мировоззренческих взглядов, конкретизировать через, понятные любому человеку, семь Общечеловеческих ценностей, то получим основной принцип государственного управления.

Справедливы все поступки, относящиеся к защите и развитию Общечеловеческих ценностей любых других людей, так как эти аксиологические максимы всегда совместимы с публичностью, а значит, согласуются и с правом, и с политикой .

Именно передаваемая по наследству мировая финансово-денежная система, построенная на долгах и для решения своих растущих проблем, оплачивающая продвижение по миру своих "колониальных ценностей", разрушает на своем пути неудобные для нее вековые культурные, моральные и религиозные ценности, организовывает гонку между людьми по уничтожению природных ресурсов, экологии, климата, а все это вместе неизбежно приводит к бесчисленным социальным и экономическим конфликтам между народами. Именно эта "система" является первопричиной того, что мир на Земле так и не наступил.

Для сохранения культурных, моральных, религиозных ценностей, а также экологии, природных ресурсов и жизни на Земле не нужно изменять природу человека. Люди сами выбирают Общечеловеческие ценности, которые выполняют роль повседневных ориентиров для жизни человека в обществе и общества на Земле. И для этого общества люди реализуют новую мировую финансовую систему, где эквивалентом денег будет не золото, не избранная валюта и не рост ВВП, а созданные на эти деньги Общечеловеческие ценности .

Четвертая рекомендация: изменить структуру управления страной. Гражданское устройство, с точки зрения Общечеловеческих ценностей, в каждом государстве может быть любым и зависит лишь от желания его граждан. Главное, чтобы его целью была защита и развитие Общечеловеческих ценностей, как в его внутренней, так и во внешней политике.

А если учесть, что обозначенный Евгением Примаковым процесс конвергенции основных идеологий с появлением Общечеловеческих ценностей, завершился и политические дебаты в управлении страной теперь никому не нужны, то можно сделать рекомендательный вывод:

Ни политики, ни экономисты, ни юристы, а самые компетентные и авторитетные ученые, сообща, без какого-либо давления, руководствуясь только целью защищать и развивать Общечеловеческие ценности на благо всех жителей страны, с учетом появившихся глобальных угроз, должны определить сбалансированные между собой этапы развития России по каждому из семи направлений Общечеловеческих ценностей .

И только после этого:

Юристы проверят, чтобы последующие действия по выполнению созданной таким образом программы развития страны не нарушили ничьих Общечеловеческих ценностей.

Экономисты просчитают поэтапно полученные проекты.

Центральный банк поэтапно выпустит от имени государства новые деньги и оплатит выполненные работы.

А государство поставит на баланс вновь созданные Общечеловеческие ценности.

Таким образом:

1. экономические законы и внутренний баланс страны не нарушатся;

2. учитывая, что проекты будут утверждаться не банкирами, с точки зрения получения максимальной прибыли, а учеными, с точки зрения защиты и развития Общечеловеческих ценностей, то приоритетными окажутся такие проекты, которые сегодня кажутся не реальными, например: очистка рек, посадка лесов, переоснащение промышленных, энергетических предприятий и строительство для них очистных сооружений, развитие науки, образования...

3. а благосостояние, условия жизни и, что очень важно, условия работы граждан страны очень быстро поднимутся на соответствующий времени уровень;

4. в международном плане - чем таких государств будет больше, тем им проще будет сосуществовать вместе, тем быстрее уйдет в историю существующая мировая финансово-денежная система, в месте со своими проблемами. А курс национальных валют этих стран будет рассчитываться через корзину, наполненную не нефтью, зерном, электроникой, а семью общечеловеческими ценностями.

Пятая рекомендация: согласно теории Общечеловеческих ценностей определение Высших ценностей человека звучит так: "Чтобы любой человек на планете жил и был свободен, у него должны быть реализованы все семь Общечеловеческих ценностей", а именно:

Физическое здоровье.

Интеллектуальное развитие.

Благоприятная окружающая среда.

Деятельность и благополучие.

Безопасность.

Семейные ценности.

Общество, основанное на Идеологии человека, которая защищает и развивает этих же семи Общечеловеческих ценностей.

Создание такого общества - это необходимое условие для выживания всего человеческого сообщества на Земле, вступившего в третий, Общечеловеческий этап своего развития, а также единственное и достаточное условие для решения межнациональных и межконфессиональных проблем народов России и не только...

Литература

1. Иммануил Кант - "К вечному миру". http://www.civisbook.ru/files/File/Kant_K_vechnomu_miru.pdf .

2. Сергей Петрович Капица - «Парадоксы роста». Главы из книги. http://elementy.ru/lib/430963

3. Аурелио Печчеи - "Человеческие качества". М. Прогресс, 1985 г.

4. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. М., Academia, 2000.

6. Фукуяма, Ёсихиро Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. - М.: АСТ, Люкс, 2004.

7. Wikipedia / инстинкт / Гормическая психология - http://ru.m.wikipedia.org/wiki/Инстинкт

8. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined.

11. Евгений Примаков - выступление на международной конференции "Россия в мире силы XXI века". -

Культура и цивилизация, их соотношение.

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3.Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение. 4.Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Наука, ее роль и место в культуре.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей . Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Главные функции: 1) познавательная -познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. 4) культурная, образовательная - наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Проблема человека в философии.

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-

теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы. Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек - ручное животное. Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда.

Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек

уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

Личность и общество.

Личность и общество - социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на некие самостоятельные целостности. Так, в рабовладельческом О. наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л. политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная Л. сила. В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.: Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует т. зр. отделившегося индивидам. О. предстает перед ним как совокупность формально равных частных собственников, которым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии. В 17 - 18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно которым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение Л. оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу управления и даже сферу досуга и развлечений. Этот процесс находит свое отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О. и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное, неустранимое метафизическое противоречие. Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе О. тем исторический процесс становления и развития человеческой Л., связал возникновение противоречия между О. и л. с существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Ликвидация антагонистических классов и исторически унаследованных форм разделения труда создает условия для формирования всесторонне развитых, творчески активных Л. Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую Л.

Свобода и ответственность.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Общечеловеческие ценности и их роль в современном мире.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох

Существует мнение, что общечеловеческие ценности обосновываются исходя из этологии, например, как ценности, сохранение которых способствует сохранению человеческого вида. По другой точке зрения доминирующие моральные ценности выделись в результате процесса цивилизационной конкуренции. Цивилизация, преуспевшая в такой конкуренции и утвердила свои ценности в качестве «общечеловеческих».Общечеловеческие ценности могут находиться в подсознании, например в виде архетипов. Однако не все культуры считают общечеловеческие ценности значимыми. «Золотое правило» противоречит, например, принципу «око за око», принятому в некоторых обществах, а также практическим следствиям из последнего, таким как кровная месть. Многие культуры отдают предпочтение принципу «сильный всегда прав».

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофиз-ма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (см. ЦЕННОСТЬ).


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ" в других словарях:

    Комплекс понятий, входящих в систему филос. учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных,… … Философская энциклопедия

    Общечеловеческие ценности теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией,… … Википедия

    ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным… … Социология: Энциклопедия

    Общечеловеческие ценности - концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующие в разных культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей. Наборы этих ценностей различны. Наиболее признанный включает в себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ценности общечеловеческие - понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ - понятие этики, с помощью к рого характеризуется значение для об ва и человека соц. историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных… … Российская социологическая энциклопедия

    Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей - кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии

    Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм … Википедия

    Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия

Книги

  • Константин Васильев. Жизнь и творчество (подарочное издание) , Валентина Васильева. Предлагаем вам стильно оформленное подарочное издание в тканевом переплете, с трехсторонним серебряным обрезом. Книга посвящена Константину Алексеевичу Васильеву - талантливому современному…

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Что такое общечеловеческие ценности?

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.

Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые . Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.

Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.

К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.

Воспитание детей на общечеловеческих ценностях

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, патриотизм.

Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах. Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества. В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.

Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.

Ценности - это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность - это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих - Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность - это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем - во многом уже сменили - всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью (индивидуальные): семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные (конкретно-исторические): нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими (общечеловеческие). Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности - одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции - одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продиктована классификация ценностей, предлагавшаяся в свое время В.П. Тугариновам. Он разделил все ценности на «ценности жизни» /это утилитарные, или экономические ценности/ и «ценности культуры» /этические и эстетические/. Принимая эту классификацию как одну из возможных, следует отметить, что различие между материальными и духовными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все ценности без исключения имеют «духовную» функцию, поскольку в конечном счете «работают» на универсальное развитие личности /с учетом, естественно, указанных выше двух моментов/. Так, и вещная среда /т.е. совокупность материальных ценностей/, если она организована должным образом /по рекомендациям, например, современного дизайна/, может в значительной мере духовно воздействовать на человека, развивать его. И наоборот, недоброкачественные духовные продукты /типа «чернухи» и «порнухи»/ снижают ценностный потенциал личности, духовно растлевают ее.

Если обратиться к работам С.Ф. Анисимова, то в них ценности классифицируются по уровням общественного бытия и общественного сознания. Соответственно - «высшими ценностями» у него выступают человек и человечество, затем идут ценности материальной жизни, социальные ценности и наконец - ценности духовные. Надо сказать, этот «истматовский» подход вызывал возражения - отмечалась, в частности, нечеткость самого понятия «высшая ценность». Близка к этой по сути, но иначе по выводам выглядит классификация, делящая ценности на *первичные /удовлетворяют биологические, хотя и очеловеченные потребности человека/, вторичные /создания рук человеческих, прежде всего орудия труда/ и третичные /средства коммуникации в самом широком смысле слова/.

Социально-деятельный подход подразделяет все ценности по объекту и субъекту деятельности. Но объекту - указывают на ценность природных предметов: ценность человека, группы людей, общественных явлений. Наиболее трудное здесь - обоснование ценности природных предметов; решение проблемы усматривается в учете того, что у этих предметов два бытия: природное /их собственные естественные свойства, которые сами по себе вне ценностны и социальное /те же свойства, но вовлеченные в сферу человеческой, деятельности и подчиненные удовлетворению потребностей человека/.

Но субъекту - говорят о ценностях общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных, возрастных, личностных. Особенно важно уяснить соотношение ценностей общечеловеческих и классовых, социальных и личностных.

Соотношение общечеловеческого и классового в ценностях у нас активно обсуждалась в годы перестройки в рамках «нового политического мышления», стремившегося учесть обострение в мире глобальных проблем - угрозы ядерной войны, экологического кризиса, сложной демографической ситуации, проблемы бедности и т.д. В итоге сфера общечеловеческих ценностей была распространена на область межгосударственных и меж формационных отношений и был обоснован приоритет этих ценностей перед всеми другими - классовыми, национальными, государственными. До этого же преобладало подчеркивание в ценностях не общечеловеческого, а классово-группового содержания, что вполне отвечало конфронтационному сознанию с его абсолютизацией классового подхода и жестко понятой формационной теорией. Общечеловеческие. ценности как таковые либо вовсе не учитывались, либо понимались крайне узко /например, сводились к простым нормам нравственности/, Ценности же и оценки одной противоборствующей стороны превозносились и возводились в ранг общечеловеческих, а другой - развенчивались и компрометировались. На практике это вело к идеологической: нетерпимости, запретам на занятия кибернетикой, генетикой и т.д., искажению и извращению таких ценностей мировой цивилизации, как «рынок», «собственность», «демократия», «права и свободы граждан» и т.д.

Ныне ситуация резко изменилась. Утвердился иной, цивилизованный подход к ценностям: акцент делается на преемственности в историческом развитии материальной и духовной культуры человечества, накоплении, в ходе этого развития, крупиц «вечного» и непреходящего, тлеющего общечеловеческую значимость; их позитивным обобщением и выступает понятие «цивилизация»; при этом классовое не отбрасывается, а рассматривается как часть целого. И общечеловеческие ценности, при таком подходе, предстают как выражение общих черт в совокупном социально - культурном опыте человечества, в смене исторических эпох сохраняющих и приумножающих свою позитивную значимость для людей.

Исторически общечеловеческое в ценностях обогащается и расширяется, постепенно выходя за локальные и этно-национальные рамки и становясь действительно всеобщим /т.е. охватывающим всех землян/. Эта всеобщность складывается по мере осознания человечеством своего планетарного единства и формирования мирового сообщества, что стало фактом сравнительно недавно, на протяжении текущего столетия. Что же конкретно мы квалифицируем как общечеловеческие ценности?

Главная из них сегодня - человек, его жизнь, здоровье, физическое и нравственно-духовное, его достоинство, честь, свобода самоутверждения и саморазвития. Говоря о сфере экономики, особо следует отметить собственность как ценность: в своем точном значении она есть отношение субъекта деятельности к предметам природы и средствам труда как к своим, т.е. это форма их присвоения человеком. Это обусловливает, во-первых, высокопроизводительный труд, ибо у подлинного собственника налицо постоянный и растущий интерес к эффективному использованию объектов собственности, и во-вторых, высокую ответственность в распоряжении своим имуществом, бережливость, рачительность, «хозяйский глаз», и социальной сфере - консенсус всех общественных сил как основа социальной стабильности в обществе, защищенность граждан, особенно детей, инвалидов и престарелых. В политико-правовой сфере - гарантированные _ права человека, плюралистическая демократия, равенство всех перед законом, и духовной - ценности морали, искусства и религии, науки в философии. Именно на этой базе формируется /и сформируется/ та система ценностей, которая объединит всех россиян, придаст их жизнедеятельности высокий человеческий смысл.

Но как, с помощью каких конкретных механизмов это всеобщее становится достоянием каждого отдельного человека? Это - вопрос о механизмах трансформации социальных ценностей в ценности индивидуально-личностные. Такая трансформация, согласно психологам, происходит в ходе интериоризации. или превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые структуры человеческой психики. Осуществляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидом приоритетных для него ценностей, при участии как осознаваемых, так и неосознаваемых уровней его сознания. Опорное объясняющее понятие здесь - установка, или состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной деятельности в определенных условиях. Сама эта предрасположенность предстает как «целостная модификация субъекта» /Д.Н. Узнадзе/ и включает в себя не только простейшие установки /на биологическом уровне/, но и более сложные, социальные, высшим уровнем которых являются ценностные ориентации.

В ценностных ориентациях концентрируются наиболее важные, фундаментальные элементы сознания личности и ей особенно дорогие; а поскольку они выстраданы ею всей ее жизненной судьбой, постольку они составляют ядро внутренней структуры личности, стержень ее убеждений, основу ее мировоззрения. Элементы эти - нравственные, политические, художественные, религиозные и другие установки; в структуре личности они интегрируются в определенную систему, сочетающую в себе «императивы времени» и то, что идет от личного своеобразия данного индивида. Но степени развитости ценностных ориентации судят о зрелости личности, мере ее соответствия своему времени паяный показатель их развитости - иерархия ценностей, или определение места той или иной ценности на шкале значений: какие ценности данная личность рассматривает как приоритетные, а какие как производные, второго, так сказать, порядка. Критерий оценки - идеал, или предельное совершенство; конкретно: нравственно-высшее - это добро, эстетически-высшее - красота, высшая ценность в.познании - истина, в политико-правовом ряду - справедливость и т.д. Помимо идеала в качестве образца для сравнения выступают также правила и нормы, стандарты и эталоны.

Реально нередки случаи внутренней противоречивости систем ценностных ориентации личности. Наиболее типичный - расхождение «между декларируемыми и реальными ценностями» /Д.А. Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, №4, 1996, с. 21/. Причина этого расхождения - не только в лицемерии, когда на официально-публичном уровне следуют одним ценностям, а на уровне обыденного сознания и повседневной практики - другим; может также наблюдаться дисгармония сознательных и бессознательных структур психики индивида; ценностная система личности может только складываться, быть еще неустойчивой; может сказываться присутствие в сознании личности разнородных ценностей, вызванное одновременной принадлежностью ее к различным социальным группам с их собственным набором ценностей /государство, нация, семья, профессиональная, возрастная и др. группа/. Указывается и то, что ценностные ориентации личности могут изменяться /подчас весьма радикально/ в ходе всей ее жизни.

Завершая рассмотрение теории ценностей, следует уяснить их принципиальную роль в осознании человеком смысла своей жизни и его предназначения в мире. Для этого необходимо прежде всего вернуться к идее приоритета духовных ценностей перед ценностями материального порядка, ибо, как уже отмечалось, подлинный смысл собственной жизни личность обретает преимущественно в духовной сфере, в производстве и потреблении духовных ценностей, что отвечает сущности человека как био-социального существа, обладающего высокоразвитым сознанием.

Раскрывая далее проблему смысла жизни, следует речь здесь вести не просто о приоритете духовных ценностей, но и подчеркнуть роль в их структуре высших духовных ценностей, концентрирующихся в понятии «духовность». «Духовность» - это мера человечности, позволяющая, говоря образно, измерить «рост» человека в каждом из нас, высоту «планки» каждого, а она у всех - своя, сугубо индивидуальная. Ей противопоставляют бездуховность как синоним приземленности, эгоистичности, погруженности в мир чисто потребительских интересов, социальной пассивности, равнодушия и безответственности.

В силу своей интегративности, того, что в духовности представлен синтез разумно-логических и чувственно-волевых структур, она с трудом поддается точному определению в понятиях науки, однако поиск в этом направлении сейчас интенсивно ведется. И первое, что уже прочно установлено, это то, что духовность - характеристика качественная, а потому направленная: она указывает на определенное состояние внутреннего мира человека, задаваемое высшими духовными ценностями его эпохи, - в них он усматривает идеальный образец совершенства и с ними соразмеряет всю свою жизнедеятельность. Поэтому подлинная духовность - всегда показатель высокого развития человека /речь идет о приближении и идеалу/, всегда свидетельство его высокого предназначения в мире, полноты смысла его жизни.

Какие же это ценности? это - добро, истина, красота, Они были выделены еще в глубокой древности, всем последующим ходом мировой истории подтвердили свою абсолютную и всечеловеческую значимость и ныне рассматриваются как основные «несущие конструкции» духовности и достойного образа жизни. Указанные ценности должны браться в нерасторжимом единстве, поскольку выражают, по словам В.С. Соловьева, «одно и то же» - стремление человека уяснить высший смысл жизни и те святыни, в которых концентрируется феномен человечности и следование которым обусловливает праведную, совершенную жизнь.

Вместе с тем каждая из них несет свою смысловую нагрузку. Так, место истины в структуре ведущих духовных ценностей человечества определено заключенными в ней критериями объективности, обоснованности и доказательности, Формирующими человека знающего и рационального, мыслящего и действующего на основе разумных норм. Красота как выразитель эстетического отношения к миру - своего рода противоядие от узкого и голого рационализма, напоминание человеку о необходимости полноты его бытия, универсального и гармонического проявления его творческих сил и способностей /шиллеровская «игра физических и духовных сил»/, ощущения жизни не только как трудовых будней, но и как «праздника» /М.М. Бахтин/. Несомненна важность в структуре духовности добра как наиболее полного выражения нравственного начала. Более того, оно в ней играет ведущую и доминирующую роль, поскольку ориентировано на самое существенное - на определение социального значения действий и поступков людей для их цивилизованной совместной жизни. В этом своем предназначении добро обращено как к самому индивиду /совесть как способность осуществлять самоконтроль, отсекая все низменное и эгоистическое/, так и к другим людям /милосердие, сострадание, любовь/ и к миру в целом /теории русских космистов, этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера и др.