Open
Close

Глагол самая живая часть речи проект. Высокая эстетическая ценность глагола

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ШАРОМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Индивидуальный проект

Глагол- самая живая часть речи.

Выполнил: ученик 6 класса МКОУ ШСШ

Бочкарёв Эдуард.

Руководитель проекта: учитель русского языка

и литературы Лапшина Екатерина Сергеевна

Шаромы

2017 г.

    Введение

Актуальность выбранной темы, цели, задачи, гипотеза..................1

    Основная часть

1.«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены».

(А.М.Пешковский)………………………………………....................2-3

2. Глаголы речи (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»)………………………..........………………………………….3-5

    Глаголы труда……………………...………………………...........…5-6

    Глаголы звучания и цвета (на примере стихотворений А. Пушкина «Зимний вечер», А.Плещеева «Травка зеленеет».............................6-8

    Глаголы, передающие эмоции (М.Бородинская, А.Фет)………......8

    Сила русского глагола……………………………...……...................8-9

    Практическая часть.……………………………….................................10-11

    Заключение…………………………………………….12-13

    Список литературы…………………………………………..................14

Глагол –самая живая часть речи.

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка.

Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

А.Югов.

Актуальность.

Русский язык – это национальный язык русского народа, обладающего богатейшими традициями, высочайшей культурой. В языке одухотворяется весь народ, вся его жизнь, история, обычаи. Актуальность мой работы состоит в том, что тема «Глагол», которой отводится значительное место в учебном плане, - довольно сложная, но занимательная тема, изучаемая в школе. Но, к сожалению, у многих обучающихся она не вызывает должного интереса. А ведь глагол – одна из самых ярких и необходимых частей речи. Я считаю, что эта тема актуальна, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

Цель.

Цель моей работы – доказать, что кроме содержательной насыщенности глагола, он обладает ещё и высокой эстетической ценностью, на что специально обращали внимание многие писатели.

Вызвать познавательный интерес к русскому языку.

Уметь применять полученные знания на практике.

Задачи .

    Проанализировать художественные тексты, выявляя особенности употребления в них глаголов.

    Найти отрывки, в которых глагол играет различные роли.

    Проанализировать тексты, составленные учащимися нашей школы, с точки зрения употребления глаголов.

Гипотеза.

Предположим, что наша речь не станет беднее и невыразительнее без глаголов.

Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи; к тому же он обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А.Н. Толстой писал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе».

В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии. Это закон художественного отображения жизни, о котором знали еще античные поэты. Аристотель утверждал: «Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии».

Глагол играет огромную роль в нашей речи. Ведь не зря же великие люди говорят о глаголе:

«По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». (Ю.Бондарев).

«Глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». (А.М.Пешковский)

«Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы».

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять,

жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Глаголы речи.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в художественной литературе. Вот, например, небольшой юмористический рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Сюжет рассказа прост: однажды вечером Иван Дмитриевич Червяков пошёл в театр, где случайно чихнул на статского генерала Бризжалова. После этого случая Червяков очень переживал, ходил много раз извиняться перед генералом, не понимая, что тот давно уже простил его. В конце концов, Червяков так переволновался, что умер.

В рассказе встречается 151 глагол и 18 глагольных форм (причастия и деепричастия).Так как перед нами повествование, то большинство глаголов стоят в прошедшем времени: сидел, глядел, бормотал, подался и пр.

Глаголы используются в художественной речи, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. «Но вдруг лицо его поморщилось , глаза подкатились , дыхание остановилось … он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!!», (в одном предложении встретилось 5 глаголов).

Особое значение для характеристики героя имеет выбор наиболее выразительных, «ключевых» глаголов. Например, при передаче диалога писатели часто отказываются от употребления глаголов «говорения» (сказал, отвечал, повторил, спросил ), а стараются найти слова, изображающие действия, которые сопровождают речь:

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он…

Писатель в таком небольшом рассказе наряду с глаголом сказал использует следующие глаголы: зашептал, пробормотал, начал докладывать, обратился, гаркнул, повторил.

Подобная замена одних глагольных слов другими возможна лишь в художественных произведениях.

Писатель неоднократно в рассказе использует лексический повтор, выраженный именно глаголом. Лексический повтор – повторение одного и того же слова или словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие:

Чихнул , как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают .

Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться , так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану ! Ей-богу, не стану !

Писатель использует и антитезу, выраженную глаголами, что также помогает ему выделить именно это действие в рассказе:

Червяков нисколько не сконфузился , утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться .

Если внимательно посмотреть на все глаголы, используемые А.П.Чеховым, то мы увидим, что на протяжении всего произведения некоторые глаголы (их формы) употребляются несколько раз.

Анализируя эти глаголы, я сделала вывод, что именно в них и заключен основной смысл рассказа. Мы сможем пересказать текст, используя только эти глаголы, и содержание все равно будет понятным:

Главный герой однажды чихнул на генерала, обрызгав генеральскую лысину. Потом он все время думал о происшествии и много раз извинялся перед генералом, а генерал подумал , что Червяков над ним просто смеется .

Глаголы помогают писателю также выстраивать временной пласт повествования. Начинается рассказ с использования глаголов прошедшего времени:

«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…».

Глаголы труда.

О труде существует бесконечное множество пословиц и поговорок:

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Как же язык «откликнулся» на эту важнейшую область человеческой деятельности? Какие слова существуют в языке, чтобы в полной мере отразить величие человеческого труда?

Вспомним наиболее общие слова, обозначающие трудовую деятельность: работать, делать, трудиться. А в каждой отрасли есть свои слова: в сельском хозяйстве – пахать, сеять, косить, боронить, сгребать, жать, полоть, убирать, молотить, копнить и др.; в строительстве – строить, штукатурить, асфальтировать, бетонировать, красить, белить, месить и др.; в домашнем быту – варить, чистить, мыть, стирать, печь, вытирать, полоскать, выжимать, резать, гладить, мочить, солить и др.

Но и при большом количестве глаголов труда всё-таки они не охватывают всё разнообразие трудовой деятельности. Можно, к примеру, назвать самые распространённые профессии: педагог, врач, инженер, токарь, слесарь, директор, бухгалтер, кондуктор, художник, архитектор, повар, мастер, кассир, артист и т. п. – и мы видим, что глаголов, обозначающих действия, связанные с этими профессиями, нет, имы вынуждены в этом случае использовать описательные обороты: работаю врачом, педагогом, архитектором и т. п. Имеющиеся глаголы типа токарничать, слесарничать не означают«работать токарем или слесарем», а только «уметь выполнять токарные или слесарные работы».

Напрашивается вывод: большинство названий профессий не имеет соответствующих глагольных обозначений. В этом есть своя целесообразность. Профессии называются именами существительными, количество их постоянно возрастает, не от каждого существительного – наименования профессии можно образовать глагол, поэтому для обозначения трудовой деятельности человека в русском языке используются, как правило, описательные обороты, состоящие из общего «трудового» глагола работать + название профессии (работаю художником, поваром, бухгалтером и т. п.).

Глаголы звучания и цвета.

Повсюду нас окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звона будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжающий мимо грузовик, на кухне гремят посудой.

А сколько звуков мы услышим в лесу! Разноголосо поют птицы, шаловливо журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, а у вас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

Говоря о глаголах звучания, нельзя не вспомнить А.С. Пушкина.

Поэт В. Рождественский, анализируя стихотворение «Зимний вечер», обращает внимание на то, как А.С. Пушкин описывает вьюгу. Образ вьюги (бури) сначала даётся через зрительные впечатления:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет,

То, заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашуршит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Весь отрывок полон движения, жизни, и достигается это Пушкиным благодаря мастерскому использованию глаголов. Что делает буря? Она «кроет небо», «воет», «плачет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». Нельзя не заметить, что почти все глаголы имеют приставку за- , которая сообщает им, с одной стороны, значение начала действия, а с другой – единый музыкальный ритм строфы.

О любви А.С. Пушкина к глаголам пишет и поэт С. Маршак:

«Глаголы, великолепные, энергичные, действенные, пронизывают всё описание Полтавской битвы:

Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею…»

Можно привести еще один пример такого употребления времен из стихотворения Алексея Плещеева.Это стихотворение интересно еще и тем, что наряду с глаголами движения, большое место занимают и глаголы цвета и звука. Поэт не только описывает приход весны, но и рисует его, и наделяет музыкой.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

В этом стихотворении встречаются глаголы всех трех времен:

в первой строфе – глаголы настоящего времени несовершенного вида: зеленеет, летит, блестит;

во второй строфе встречается лишь один глагол повелительного наклонения – лирический герой обращается к ласточке: прощебечь ;

в третьей строфе поэт использует три глагола: глагол будущего времени дам ; глагол повелительного наклонения спой и глагол прошедшего времени принесла , который встречается в последней строчке стихотворения, что, собственно, и вызывает радость, потому что ласточка весну принесла. Естественное сочетание разных времен создает один из поэтических эффектов этих стихов.

Глаголы, которые передают эмоции.

«Сидит колдунья, дуется, На целый белый свет…». М.Бородинская.

«Скажет ясная луна: «Я соскучилась одна. У меня в прохладных залах Голубая тишина… ». М.Бородинская.

«Ночью ветер злится, Да стучит в окно…». А.А.Фет.

Сила русского глагола.

«Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени» . А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать ), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть ), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь ) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать ), может указывать на действие, доведённое до определённого результата (прочитать, сварить, выбелить, отстроить, прожарить ), или происходить время от времени, с некоторыми перерывами (помешивать, похаживать, подкармливать, почитывать ), или действие, ограниченное во времени (посидеть, полежать, почитать, поговорить ).

Значений этих много, но уже очевидно то, что эти своеобразные значения возникают при присоединении к глаголу или новой приставки, или

нового суффикса, а иногда и того и другого. Так, например, от глагола играть можно образовать почти все названные здесь значения: заиграть, доиграть, выиграть, доиграться, отыграться и др.

Именно это свойство глагола восхищало художников слова. Так, В.Г. Белинский писал: «…русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды! Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, отплывать, заплыть; уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть …».

Эту же мысль повторил замечательный поэт начала ХХ века В.Я. Брюсов: «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами. Возьмём четыре глагола одного корня: стать, ставить, стоять, становить . От них при помощи приставок пред, при, за, от и др., и суффиксов «многократности» можно образовать около 300 глаголов… Таковы: статься, становиться, встать, вставать, вставить, достать, доставать, достаться, доставаться и т.д.»

Таким образом, В.Я. Брюсов, как и В.Г. Белинский, и многие другие русские писатели в возможности глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы увидел мощное средство обогащения русского языка глаголами.

Практическая часть.

Чтобы наглядней представить роль глаголов в русском языке, я решил провести небольшое исследование в школе. Учащимся нужно было описать дождливую погоду в пяти предложениях. Сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Например, дождь идёт - простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть. А можно по-другому, например, вот так:

« Наконец пошел дождь. Как приятно ощущать его теплые капли. Летний дождик весело стучит по крыше. Он становится все сильнее. И вот пошел такой сильный ливень, что ничего почти не видно. Как сразу стало свежо! Как здорово, что, наконец, пошел дождь».

«Пошел дождь. Своим шумом он затмил все остальные звуки. Птицы перестали петь свои веселые песни. Вокруг подпевает дождю лишь ветер. От дождя воздух наполнен влагой. По стеклам текут капли, деревья стали мокрыми и печальными ».

«Началась весенняя гроза. Крупные капли оставляли черные точки на асфальте. Дождь набирал силу под яркие вспышки молний и раскаты грома. Яркий свет молний на доли секунды освещал все вокруг, слепя глаза, как назойливый фотограф. Дождь закончился так же внезапно, как и начался».

«Дождь – он мокрый, холодный, идет на улице летом или осенью. И ещё весной. Если он летом идет, то он теплый, а если осенью, то холодный. Весной и летом дождь идет всегда с громом и молнией. После дождя всё вокруг становится мокрым. Все во время дождя ходят с зонтиками, чтобы не промокнуть».

В исследовании приняло участие 19 обучающихся 6 и 8 классов.

В ходе исследования было выявлено, что во всех работах при описании дождя учащиеся используют глаголы. Минимальное количество глаголов в работе – 1; максимальное – 15.

Один глагол встречается в 5 работах. Это глаголы: идет (в 2 работах), болит (голова), попадают (в лицо), находится.

Всего в работах встретилось глаголов (по употреблению в данном задании глаголы занимают второе место после существительных).

При описании дождя в основном учащимися использовались глаголы действия (): идет, летит, бежит, гулять и пр.; на втором месте – глаголы состояния (): хочется спать, становится и пр.

Среднее количество глаголов, употребляемое в текстах, - 5-8;

существительных – 11.

Заключение.

Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. Так в словаре В. Даля дано следующее определение: «Глагол - это речь человека, разумный говор, язык».

В своей работе мы хотели показать, как велика изобразительная сила глагола, когда его используют в своих произведениях писатели и поэты. Вот, что пишет о глаголе А.Н. Толстой: «Движение и выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Так вот это движение напрямую связано с высокой эстетической ценностью глагола.

Анализируя тексты литературных произведений, мы увидели, что важнейшая стилистическая функция глагола в художественной речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в художественной речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека. Если писатель хочет отобразить картины, в которых предметы перестают быть неподвижными, «вдохнуть жизнь» в повествование, он обращается к глаголам. Благодаря глаголу мы относимся к тексту как к живому, мы ясно представляем, что делает герой, что он чувствует, что происходит вокруг него. Преобладание глаголов способствует эмоциональности, яркости текста.

Закончить работу мы бы хотели словами К. Г Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

Итак, наша гипотеза потерпела полное фиаско.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

(В.Кондрашов)

В заключение своей работы хочу сказать, что теперь для меня глагол не просто часть речи, а «самая живая часть речи».

Список литературы .

    Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой» – М: Просвещение, 2008.

    И.Д. Зверев «С любовью к природе».

    А. Коринфский «Народная Русь».

    Б.Шергин «Изящные мастера».

    Орг А.О. «Олимпиадные задания по русскому языку» – М: Просвещение, 2006.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания писателя А.К. Югова: «Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глаго­ла - выражать само действие!». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Основная часть речи в языке, отвечающая за обозначение действия, - это глагол. Без него нет событийности, нет ди­намики повествования.

Если из предложенного нам для анализа текста убрать глаголы, он потеряет всякую связность и смысл. Первое предложение без слов «помню» и «звали» превратится в на­бор из частицы, наречия и местоимения!

А сколько глаголов в последнем абзаце помогают рас­сказчику передать свою боль! Как много он хотел бы сде­лать, чтобы уменьшить муки совести! И эти стремления пе­реданы в предложении 55 именно глаголами. Они подчеркивают острое желание рассказчика искупить свою вину.

Да, писатель А.К. Югов не ошибался, говоря, что «в гла­голе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка».

Вариант 2

Мир, в котором мы живем и который изображается в произведениях, постоянно меняется, развивается, и именно глаголы помогают передать эти действия.

Давайте проиллюстрируем широкий диапазон употребле­ния этой части речи, сгруппировав примеры, которых много в тексте В. Надыршина.

Итак, глаголы способны обозначать физические действия («метнулся», «отбросил»), перемещения в пространстве («скрылся», «вышел»), деятельность органов чувств («смотре­ли»), изменение состояния («остановился», «перевели»), речь («попросил», «отвечал», «сказал»). Стоит только убрать глаго­лы из текста или языка - и все застывает, теряет смысл.

Действительно, «глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать са­мо действие!».

Я абсолютно согласен с этим высказыванием писателя А.К. Югова.

Вариант 3

Можно ли представить себе связное повествование, в ко­тором никак не изображено движение, нет действий, дета­лей, описывающих происходящее? Разве что с трудом...

Глагол - «самая живая часть речи», как верно заметил писатель А.К. Югов. В этой части речи процесс представлен в грамматических формах времени, лица и наклонения, что делает его уникальным средством описания процессов и действий.

Обратимся за примерами к рассказу В. Надыршина.

Глаголы в нем сообщают о том, что повествование идет о событии, случившемся в прошлом («звали», «жил», «переве­ли», «положили»). Будущий диалог героев рассказа угадыва­ется по глаголу повелительного наклонения «проходи»: в са­мом деле, не сидели же мальчишки в квартире молча?

Кроме того, глаголы будущего времени «простит», «пой­мет», «выслушает» в предложениях 57-59 свидетельствуют о том, что рассказчик еще не потерял надежду искупить вину. Именно в этих глаголах заключен основной смысл данных предложений.

Действительно, глагол - практически незаменимая в языке часть речи.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым - нельзя, посадите с Саней Табуховым - опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»... (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)- Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой - музыку там по­слушать или чего еще... - попросил меня Колька. (15)- Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(18) - Тебе чего?

(19) - Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! - на­смешливо сказал я. (21)- Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(22) -А ты-то при чем?

(23) - Как при чем? - удивился я. (24)- Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят... (26)Пройти-то можно?

(27)- Проходи...

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки... (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) - Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) - Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры...

(34) - Ну, раз так, то пойдем...

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски... (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)- Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела...

(55)...Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает... (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину)

  • < Назад
  • Вперёд >

«Понятие о глаголе» - Выполни взаимопроверку. Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Бушует ветер. Заполни таблицу: Что ты уже знаешь о глаголе? Отомкни ключом ты вниз и тогда получишь приз. Все без исключения? Остров «Закрепляндия». Ветер. (Географическая карта). Кораблю –. Сможете ли вы назвать полученное слово?

«Глагол как часть речи» - Второстепенным членом предложения. Что делаешь? 7) В каких случаях верно определено спряжение? 9) В каких словах пишется гласная –е- в окончании? Глагол – часть речи, обозначающая признак предмета. 5) В каких глаголах пишется суффикс –и-? Глагол – часть речи, обозначающая действие предмета. Уч…шь Чист…шь Шага…шь Счита…шь.

«Правописание глаголов» - План урока. Определите, нужен ли мягкий знак после шипящих. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыг..вать и чуфыркать. Итоговое тестирование. Проверьте. Собака почувствовала сильный голод и пошла для себя искать заячий след. Вставьте пропущенные буквы. Слитно или раздельно. Правописание НЕ с существительными и прилагательными.

«Ть в глаголах» - В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием. не уточняют, чем является –ТЬ. Морфемика. Анализ лингвистической литературы. Аффиксы делятся на. Изучить лингвистическую литературу по данному вопросу. Цель исследования: Морфемы делятся на корневые морфемы и аффиксы.

«Урок русского 4 класс глагол» - Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь какое спряжение! Брод…т сидит стоит. Понятие о спряжении глаголов. Релаксация: - У имён существительных – склонение, а у глаголов -... спряжение - У глаголов, как и у местоимений можно опреде – лить -… лицо, число - Глаголы 1 спряжения имеют в окончании гласную… е 2 спряжения имеют в окончании гласную… и.

«Глагол в 4 классе» - Угадай буквы и сложи тему урока: А Г О Л Глагол. Зелене_т луг, пестре_т цв_тами. Памятка по определению гласной в окончании глагола. В синем небе трепещ_т золотая звездочка. Пахн_т свежей травой. Образец записи в тетради: У глаголов указать спряжение, лицо и число. Утро. Списать текст. Тематический учет знаний по теме « Глагол» 4 класс.

САМАЯ ЖИВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Удивительная часть речи – глагол. «Самой живой частью речи» назвал его писатель А.К. Югов. И правда, что обозначает глагол? «Действие», – ответите вы. А действие, движение и есть жизнь!

С самого раннего детства до глубокой старости человека сопровождают различные действия, труд необходим человеку: «Не потрудиться – так и хлеба не добиться», – утверждает русская пословица. Отсюда в русском языке огромное количество глаголов, обозначающих трудовую деятельность: сеять, косить, полоть, красить, штукатурить, месить, варить, чистить, стирать, солить, полоскать и много-много других.

Но трудовая деятельность – не единственная сфера жизни человека. От других живых существ отличается он способностью мыслить и говорить. Именно по этой причине в языке наблюдается большое разнообразие глаголов, обозначающих речь, мысль, чувство (каждый из вас с лёгкостью приведёт примеры таких слов). И живёт человек не в безвоздушном пространстве, а в мире, наполненном звуками и красками, и главным художественном средством, передающим звучание и цвет окружающего мира, тоже выступает глагол. Вот как рисует летнюю грозу К.Г. Паустовский в повести «Золотая роза»: «Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю».

А знаете ли вы, что с помощью глагола можно нарисовать характер человека? Вот заключительный фрагмент второй главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «В несколько минут лошади были заложены: отец с сыном поместились в коляске; Пётр взобрался на козлы; Базаров вскочил в тарантас, уткнулся головой в кожаную подушку – и оба экипажа покатили». Только что произошло наше знакомство с героями, и тем не менее наше впечатление о них уже сложилось. «Отец с сыном поместились …» – не спеша, с удобством, комфортом, как и полагается хозяевам, коляска-то их, как и слуга Пётр. «Пётр взобрался » – неуклюже, неумело, нелепо, как и всё, что делает этот «усовершенствованный» слуга с бирюзовой серёжкой в ухе. «Базаров вскочил в тарантас, уткнулся » – как быстры, ловки, точны его движения! Да, он не хозяин тарантаса, но он – хозяин положения, и мы замечаем это уже с первых страниц романа. Благодаря чему? Глаголу!

Но как же неуважительно мы обращаемся с этой замечательной частью речи! Сплошь и рядом можно услышать: «Миша, ты одел пальто? На улице похолодало!»; «Мама, можно я сегодня одену твои туфли? Мои в ремонте»; «Оденьте завтра парадную форму – в школе праздник!» и т.д. (Боюсь, вы не только слышали, но и могли быть авторами подобных высказываний.) Что тут не так? Дело в том, что одеть означает «снабдить одеждой кого-нибудь ». Одеть можно ребёнка, куклу, сестрёнку, то есть того, кто по каким-то причинам не может это сделать сам. Надеть – значит «снабдить одеждой себя » (именно поэтому во всех примерах должен употребляться глагол надеть ) или «укрепить что-либо на чём-либо»: надеть кольцо, очки и т.д. Глагол одеть сочетается обычно с одушевлёнными существительными и употребляется в конструкциях с предлогом в – «одеть кого-нибудь ВО что-нибудь», а глагол надеть – с неодушевлёнными существительными и предлогом на – «надеть что-либо НА кого-либо». И образуют эти глаголы разные антонимичные пары: одеть – раздеть; надеть – снять . Кстати, рассеянный человек из стихотворения С. Маршака глаголы эти как раз не путал, что свидетельствует о его высокой речевой культуре. Помните: «Сел он утром на кровать, / Стал рубашку надевать , / В рукава просунул руки / – Оказалось, это брюки…». А дальше: «Вместо шапки на ходу / Он надел сковороду. / Вместо валенок перчатки / натянул себе на пятки…»?

Совсем иначе обстоит дело с глаголами класть и положить . Запомните: слово класть никогда в русском языке не употребляется с приставками, а для глагола положить недопустимы бесприставочные формы! Поэтому, если не хотите выглядеть в глазах остальных безграмотным и некультурным человеком, не допускайте в своей речи использования слов типа «покласть» и «ложить», в том числе и форм повелительного наклонения «ложь» и «ложи» вместо клади и положи .

Кстати, далеко не все глаголы могут образовывать формы повелительного наклонения. Так, не имеет повелительного наклонения глагол ехать : ни в коем случае нельзя говорить «едь» или «ехай»! Как же выразить в таком случае просьбу или приказ? Очень просто: позаимствовать у другого глагола. В качестве повелительных форм употребляется съезди от глагола съездить и поезжай от глагола…. Да-да, глагола «поезжать» в русском языке уже нет, а вот форма повелительного наклонения осталась.

Какие ещё загадки приготовил нам глагол? Обратимся к фрагменту романа Е.А. Евтушенко «Ягодные места»: «А ведь по-русски нельзя сказать от первого лица единственного числа «Я побежу…» или «Я победю…», – подумал Сережа. – Грамматика сопротивляется. Может быть, одному вообще победить невозможно. Только всем вместе. – Он тут же горько усмехнулся. – Но все вместе никогда не могут быть… Да и не надо…».

Действительно, горькая истина: всем вместе никогда не быть. Очень мы разные, и преодолеть различия, наверное, не в наших силах. Но зато в наших силах научиться правильно разговаривать на русском языке. И теперь мы будем знать, что такие глаголы, как победить, убедить, пылесосить, дерзить, лебезить, голосить и др. не могут употребляться в форме 1 л. ед.ч. В этих случаях придётся использовать описательные выражения: одержу победу, стану первым, сумею убедить, чищу пылесосом – или синонимы: грублю, пресмыкаюсь (но лучше не делать ни того, ни другого), кричу .

А можно ли образовать форму 1 л. ед.ч. от глагола кушать ? Конечно, скажете вы: кушаю . Но не всё так просто: форму образовать можно, но вот употреблять её ни в единственном, ни во множественном числе крайне нежелательно! Говорить нужно: ем, едим, завтракаю, обедаем и т.д. В XIX веке это слово имело оттенок подобострастия, некоего «лакейства» в обращении слуг к господам, низших чинов к вышестоящим. Отсюда пошло представление, что «господа» кушают. Но сами-то «господа» глагол кушать по отношению к себе не использовали. Вспомните, например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Измученные голодом и поисками еды, генералы ни разу не произнесли слово кушать , как и пустенький, самовлюблённый, но всё-таки дворянин Хлестаков, герой пьесы Гоголя, который был принят за ревизора в том числе и потому, что очень хотел «есть» и поэтому заглядывал в чужие тарелки. Свой «лакейский» оттенок глагол кушать не утратил до сих пор, и люди с обострённым чувством языка это чувствуют и не употребляют слово кушать в речи.

Что же, вообще не использовать глагол кушать ? Почему же, он вполне допустим в обращении к ребёнку (в форме 2-го и 3-го лица) или при приглашении кого-нибудь к еде.