Open
Close

Порядок чтения акафистов. Канон святому пророку Науму (Каноны святым) Предлагаю всей семьей провести викторину по русскому языку

«Пророк Наум наставит на ум», - говорили на Руси. И называли Наума Грамотником.

После молебна учитель (например, приходской дьячок) приходил домой к будущемуподопечному. Первое занятие было оченькоротким и весьма символическим. Затем следовало угощение. А уже на другой деньученик шел к учителю и начинались учебные будни.

Сегоднятакой график занятий нам не очень привычен. У студентов-то уже целый семестрпозади и вот-вот начнется зачетная сессия. Но ведь пророку молятся не только оначале учения, но и о помощи в постижении науки вообще. Так что у учащихся естьеще один небесный покровитель.

Замечательно,что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходятисключительно из ассоциаций с именем.

Насамом деле оно переводится как «утешение».

Пророческая Книга Наума посвящена падению великого города тогдашней Ойкумены - ассирийскойстолицы Ниневии. Примерно за столетие допророчества Наума в Ниневию ходил пророк Иона. Вероятно, с этим связаны словаНаума о долготерпении Божием. Тогда ниневитяне покаялись в своих грехах и городбыл спасен. На этот раз Ниневия погибла в 612 году.

О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван елкосеянином. В арабскомпредании Елкос - это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке.Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Естьмнение, что родина пророка - упоминающийся в Новом Завете Капернаум («городНаума»). По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта,по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.

Поскольку Наум пишет о падении Но-Аммона (т.е. Фив), которое произошло в 663 году, ипредрекает гибель Ниневии (612 год), можно сделать вывод о том, что его книга написана в промежутке между этими событиями. Указание на Ниневию как нацветущий город, позволяет уточнить даты: в 630 и 624 году на город нападалискифы, в 626 году произошло вторжение сирийцев.

Таккак Ассирийская империя стремилась подчинить и подчиняла себе окружавшие еегосударства, их жители жили надеждой на то, что в один прекрасный день Ниневияпадет и они получат свободу. Вероятно, правители Ассирии были жестокими людьми:недаром Наум называет ее столицу «городом кровей». Завоевав многие страны:Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, - Ассирия опустошила эти земли, разрушивдесятки городов и поработив сотни тысяч жителей

Падение Ниневии вызвало большую радость и ликование в мире, который Ассирия безжалостно сокрушала. Даже язычники усматривали в судьбе империи кару за ее преступления и святотатства. В Иерусалиме гибель огромного города (длина которого равнялась 100 км!)не могли считать случайностью.«Исторические события лишь кажутся пестрым хаосом, тогда как над всеми столкновениями противоречивых сил и воль царствует единая воля Творца и Судии»,- писал по поводу падения Ниневии о. Александр Мень. Город получил возмездие засвои грехи, справедливое наказание за совершаемые в течение многих десятилетий злодеяния. Митрополит Филарет пояснял, что библейские пророки не изображают историческое возмездие «некиим особенным действием карающего Бога, но как быестественным только действием самих грехов». После иониной проповеди ираскаяния ниневитяне не исправились, а вернулись на путь зла, что и привело ихк гибели.

Наум Грамотник. День святого пророка Наума.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум».

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом «учителя » . А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя» с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями , усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» - первую букву алфавита,- матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям - на счастье и удачу.
Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому - счастье и успех в его предприятиях.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Молитвы о развитии ума у детей и просвещении разума к учению

Молитва о плохо обучающемся отроке


Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пророку Науму:

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пророку Науму

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Заговор на трудолюбие и ум к Святому Науму

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой отче Наум,
Направь отрока моего на ум,
Дай ему благословение на ярое учение,
Память его укрепи, старанья пробуди.
Возьми его руку, отгони лень и скуку.
Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь
.

Большим уважением в народе пользуется икона Пресвятой Богородицы «Подательница ума».

Если дети не делают успехов в усвоении учебы, особенно из-за своей невнимательности, можно обратиться с молитвой к иконе Божией Матери « Подательница ума », как к источнику высшей мудрости и просят о прибавлении ума и улучшении поведения.

Для этого, начитать текст на воду и сладкое, помещенное перед иконой, и начитывают текст:

« Вьюн, вьюн, не завивайся, а развейся

Раб Божий (имя) не вертись, не крутись,

Лучше делом займись. Аминь.

По окончании всех действий вода выпивается ребенком и ему же отдается сладость.

Этот образ имеет два названия, но закрепилось одно из них: « Прибавление ума ». Но хочется вспомнить и другое: « Подательница ума».

Необыкновенна история этой иконы. Легенда гласит, что во времена патриарха Никона некий иконописец, испугавшись потери рассудка оттого, что не мог уразуметь, какие же богослужебные книги спасительны, «старые» или «новые», взмолился Богородице о вразумлении. Богоматерь обещала исцелить его, взяв обет изобразить Ее в том виде, в котором Она ему явилась. Обет был исполнен. Так появилась икона «Прибавление ума». Кроме этой легенды существует интересное свидетельство церковной археологии. В итальянском городе Лорето находится почитаемый католиками святой домик, где хранится вырезанное из кедрового дерева и обвитое жемчужными нитями изваяние Богоматери, что является скульптурным прототипом иконописного образа «Подательницы ума».

Согласно католическому преданию, этот домик был перенесен в Италию в XIII веке из Назарета. В те времена многие христианские святыни спешно увозились с захваченных турками земель туда, где им не грозила опасность осквернения. Сама Богородица, явившись епископу Лорето, сказала: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега».

Вместе с жилищем Марии в Лорето была доставлена и Ее кедровая статуя, изваянная (по легенде) евангелистом Лукой.

Эта святыня так и осталась бы католической, если бы в 1528 году ее не увидели наши соотечественники – послы царя Василия Иоанновича. Они прибыли в Италию по приглашению папы Климента VII, который был заинтересован в униатстве.

Среди русских икон, написанных по западным образцам, «Совет Предвечный», «Ветхое изображение Господа Саваофа» и Лоретская Богоматерь, изображение которой вобрало в себя черты явленной в России иконы и приняло ее название.

Образ этот хранится в Спасо – Преображенском храме г.Рыбинска Ярославской области. Его список есть в Троицком соборе Александро – Невской Лавры Петербурга.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума» или «Прибавление ума»

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Тропарь, глас 4 : О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2 : Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.

В настоящее время в этот день в нашей стране во многих детских садах и школах проводятся различные конкурсы, спектакли, игры, посвященные грамотности.

Предлагаю всей семьей провести викторину по русскому языку. Интересно, кто победит? Но в любом случае запаситесь призом-сюрпризом для знатока нашего родного русского языка.

Очень интересны ваши домашние результаты. Пишите в комментариях к данной статье.

  • Проверьте себя

1. Выберите правильный вариант:

А. заведующая библиотекой / библиотеки;

Б. согласно приказу / приказа;

В. выходить / сходить на остановке;

Г. актовый зал с девятистами пятидесятью / девятьюстами пятьюдесятью местами.

2.Отметьте предложения, не содержащие речевых ошибок; исправьте ошибки:

А. Сколько можно народ пользовать?

Б. Петербургский Губернатор Валентина Матвиенко присутствовала на совещании.

В. Здесь нет как бы лентяев, все занимаются своим делом.

3. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа:

А. нет яблок/ яблоков;

Б. пять помидор/ помидоров;

В. пара чулок/ чулков;

Г. нет сидений/ сиденьев;

Д. детских носок / носков.

4. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву:

преце…дент; инци…дент; по…скользнуться; э…скаватор; э…скалатор; ина…гурация; юрис…консульт.

5. Вставьте пропущенные буквы:

А. На улице изморо…ь – надень плащ.

Б. Утром на крышах изморо..ь под солнцем сверкает.

В. На столе впереме…ку лежали разные пуговицы.

Г. Мальчики и девочки сидели за столом впереме…ку.

6. Какое из словосочетаний имеет значение, указанное в скобках:

А. Неуместная похвала / неуместная похвальба («неуместное восхваление своих собственных достоинств»).

Б. Старый адресант / старый адресат («прежний получатель писем»).

В. Молодой парламентер / молодой парламентарий («молодой человек, уполномоченный одной из воюющих сторон вступить в переговоры с неприятелем»).

Г. Новый этюдик / новый этюдник («новая небольшая доска, на которую, живописец помещает бумагу, холст, когда пишет этюды»).

7. Соотнесите слова и соответствующие им толкования значений:

Индеец живущий в Индии

Индиец не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм»

Индус коренной житель Америки

8. Выберите правильный вариант сочетания в следующем предложении: «Приказ подписал (н…)кто иной, как сам директор»:

А. никто иной.

Б. некто иной.

В. ни кто иной.

Г. не кто иной.

Посмотреть ответы

Ответы.

1. А. Заведующая библиотекой. Б. Согласно приказу. В. Выходить на остановке Г. Актовый зал с девятьюстами пятьюдесятью местами.

2. Б.

3. А. Нет яблок. Б. Пять помидоров. В. Пара чулок. Г. Нет сидений. Д. Детских носков.

4. Буквы пропущены в следующих словах: инаугурация, экскаватор. В остальных словах пропущенных букв нет.

5. А. Изморось. Б. Изморозь. В. Вперемешку. Г. Вперемежку.

6. А. Неуместная похвальба. Б. Старый адресат. В. Молодой парламентер. Г. Новый этюдник.

7. Индеец – коренной житель Америки. Индиец – житель Индии. Индус – не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм».

8. Г.

Песнь 1.

Ирмос:

Коня и всадника в море Чермное сокрушаяй брани, мышцею высокою, Христос истрясе, Израиля же спасе, победную песнь поюща.

Науме, Божиим помазався, богоприятне, Духом и Сего благодатию просвещся, тем, Божественное прозрение ума твоего чтуще, ублажаем тя, всеизрядне.

Свыше огласивши, пророче, твою душу, Духа благодать пророческое действо достойно вдохне и богодохновенен язык твой устрои, досточудне.

Орган явился еси, ударяемь Духа бряцалом, ревнителя Бога воспевая и всем вещая Божественнаго суда нелицемерие, достославне.

Богородичен: Преблагословенная Дево Всечистая, верою Тя и любовию, яко Божию Матерь Честную, поющия спасай от бед, решащи неукротимое свирепство.

Песнь 3.

Ирмос:

Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую, на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих, Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.

Причастием Животворящаго и Божественнаго Духа душею был еси боговиднейший: темже и дальная яве всем предвозвещати Божественным мановением ты предочистился еси, богодохновенне.

Суд на враги отмщения предзрел еси, блаженне боговиднейше, преобидящих нечестивых Божие долготерпение, и милость, и благостыню от неисцельныя злобы.

Богородичен: Иже древле от небытия сотворивый всяческая, из Твоея святыя утробы проходит, Человек быв, Чистая, за человеколюбие превеликое Человеколюбец, да человеки избавит.

Седален, глас 5.

Несмесен начертанием дольным, славне, ты, ум стяжав, Божественнаго Духа чистейшее, Науме, приятелище был еси, осияние Его приемля светло и всем облистая; тем тя молим: о мире мира молися.

Богородичен: Из Тебе воплощшагося Бога и Господа нас ради, истлевших прегрешеньми, моли прилежно ущедрити ны и отвратити ярость и гнев Свой, Чистая, от иже верою чтущих и хвалящих непрестанно силу и державу Его.

Крестобогородичен: На Кресте зрящи Тя, Христе, Мати Твоя, волею посреде разбойников висяща, растерзающися утробою, матерски глаголаше: безгрешный Сыне, како неправедно на Кресте, якоже злодей, пригвожден еси, человеческий род хотя оживити, яко Благоутробен.

Песнь 4.

Ирмос:

Божественное Твое разумев истощание прозорливо, Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси.

Сияя зарею Духа, ниневитяном прещение запустения предвозвестил еси, Божия силы проявляя, богоявленне, неизбежное.

Суд праведный Зиждителя поведаеши, лютое всегубительство людем враждебным, яко пророчествуя, провещал еси, Науме, Божий пророче всеблаженне.

Смиренномудрием украшаема, пророка Твоего душа к боговидению Твоему, Блаже, преестественно взяся и Божественнаго видения светлости.

Богородичен: Марие, Госпоже твари, Царя всех рождши, едина Всепетая, страстей мучительства свободна мя покажи молитвами Твоими.

Песнь 5.

Ирмос:

Одеяйся светом, яко ризою, к Тебе утренюю и Тебе зову: душу мою просвети омраченную, Христе, яко Един Благоутробен.

Непорочно и чисто житие стяжати действом и просвещением Святаго Духа, Науме, сподобился еси, пророче чудный.

Плоть покорил еси самодержцу уму, усердно восхождения в сердце положив: темже явления боголепнаго получил еси.

Паче видимых почестей суть, иже пророчеством почествованных, теми бо вещает Святый Дух - Преблагий Господь.

Богородичен: Ниже ум небесный истинно возможет Тя, Богомати, пети достойно: Зиждителя бо родила еси, небесными певаемаго силами.

Песнь 6.

Ирмос:

Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Христе, страстей море укроти и от тли возведи мя, яко Благоутробен.

Божественныя благодати явльшася храм, вернии, и приятелище пречистое бывша, паче ума богоявления воспоим.

Божественнаго Духа прием незаходимую зарю и ум божествен стяжав, благочестивыя к песнопению наказует.

Богородичен: Мысленныя силы Тя и человечестии вси роди, яко Бога рождшую, славят всегда, Благословенная Всенепорочная.

Кондак, глас 4.

Просветившееся Духом чистое твое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне Науме славне.

Песнь 7.

Ирмос:

Превозносимый отцев Господь, пламень угаси, отроки ороси, согласно поющия: Боже, благословен еси.

Яко боговиднейша пророка имуще, ликов начальника, честно празднуем, божественне, песнопоюще: Боже, благословен еси.

Тя, духодвижимаго познавше органа и цевницу богодохновенну, призываем заступника, песньми поюще: Боже, благословен еси.

Венча тя Господь пророка, чудне, и благодать тебе даде предглаголати будущая, Емуже вси песнопом: Боже, благословен еси.

Богородичен: Дверь непроходимую пророк виде Тя, Дево Пречистая, юже Един пройде; Емуже вси песнопоем: Боже, благословен еси.

Песнь 8.

Ирмос:

Тебе, Вседетелю, в пещи отроцы, всемирный лик сплетше, пояху: дела всякая, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Невещественною зарею Начальныя Троицы, пророче, обожаемь, поеши, радуяся: вся дела, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Священнолепно священную твою память, пророче чудный, чтуще, поем: вся дела, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Богородичен: Укрепи, Чистая, душу мою, разслабленную прегрешеньми и страстьми, яко да воспою, Дево, Твое Рождество, препрославленное во вся веки.

Песнь 9.

Ирмос:

Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Егоже величающе, Деву ублажаем.

На земли равноангельное житие имел еси воистинну и ныне на небесех со ангельскими лики вселился еси близ Света Трисияннаго, Егоже насыщаяся, назирай поющия тя.

Тя Богу приводим о мире, блаженне, молитвенника, моли прилежно, пророче, яко дерзновение имея, дати верным благолепно пребывающее вечное избавление.

Богородичен: Яко Бога рождшую, сугуба же и соестественна, именуем Тя, вернии, богоглаголиво Богородицу Пречистую всеистинным званием, честное Рождество проповедающе, Всесвятая Богоневесто.

Пророк Наум (VII в. до Р. Х.) – один из двенадцати так называемых малых пророков, родом из Елкоша, города на севере Палестины. Проповедовал на закате Израильского царства, в период царствования Езекии. Обстоятельства жизни пророка почти неизвестны. По некоторым сведениям, он скончался в 45-летнем возрасте.
На Руси пророка Наума издавна почитали как помощника в «умственных» занятиях, «грамотника». Поэтому у пророка, помимо прочего, просят помощи начинающим учиться детям, мудрости в учении и управлении пастырям Церкви.

Молитва первая пророку Науму

Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати. Аминь.

Молитва вторая пророку Науму

О прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам Святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй всероссийскому христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ О ПОМОЩИ В УЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ РАЗУМА. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 45-48. ИС Р15-535-3569