Open
Close

Самое лучшее онлайн-казино: правильные критерии выбора заведения. Психотерапия Как и сколько времени ведется работа

Хотя детский психотерапевт работает с ребенком, клиентом все же считается родитель. Это принципиальное отличие от работы с взрослым. Взрослый приходит сам и сам несет ответственность. Ребенка же, как правило, приводит родитель, на нем и лежит ответственность. Даже юридически детская психотерапия возможна только с согласия родителя или опекуна.

К тому же, ребенок не живет самостоятельно, отдельно. Все, что с ним происходит, происходит в каком-то семейном контексте. Потому детская психотерапия не может быть по-настоящему успешной без сотрудничества с родителями, которые должны понимать, что происходит с их ребенком. А для терапевта разговор с родителем позволяет понять меняется ли что-то за пределами терапевтической сессии. Периодически нужно «сверять карты».

При этом есть задача сохранения конфиденциальности. Я не рассказываю какие-то конкретные вещи родителям, я беседую с ними о смысле того, что происходит. Часто я даже не рассказываю о тех играх, в которые мы играем.

Пока родители, так или иначе, справляются сами, психотерапевт им не нужен. Приходят тогда, когда чувствуют растерянность, бессилие. Бывают плохие родители, асоциальные семьи. Но эти люди добровольно к детскому психотерапевту не приходят. А те, что приходят – это люди, которые заинтересованы в своем ребенке, даже если они сильно злятся на него. Эта злость не от холодного расчета, а от бессилия и от боли.

Обращаются по поводу страхов, тревожности у ребенка. Это, действительно, сфера психотерапевта, он может помочь. Хотя иногда требуется совместная работа с неврологом, но грамотный психотерапевт это увидит и направит на параллельное обследование к врачу.

Поведенческие проблемы тоже полезно решать с помощью психотерапии. Агрессивное поведение, трудности в общении у ребенка. С этим можно и нужно работать.

Обращаются и с проблемами в учебе. Но психотерапевт не будет заниматься интеллектуальной сферой, смотреть память или внимание ребенка, для этого есть другие специалисты. Психотерапевт скорее будет искать, что ребенку мешает учиться хорошо, о чем говорят его проблемы в школе.

Еще приходят, когда ребенок никак не заговорит, хотя логопед и невролог не видят никаких препятствий. Часто за этим стоят причины психологические. Например, когда ребенку не с кем говорить в семье или незачем.

Психотерапевт может заниматься и психосоматическими проблемами. Например, врачи говорят, что около половины случаев энуреза не имеют под собой физиологических причин, и надо разбираться с психологическими. Это может быть гастрит, астма, еще какие-то заболевания. Если обследования ничего не показывают на уровне тела, полезно поискать причины на уровне психики.

Психотерапевтическая помощь может быть полезна ребенку, попавшему в сложную жизненную ситуацию (развод родителей, потеря близких, тяжелой болезни или физической травмы самого ребенка или кого-то из близких).

За каждым запросом стоит индивидуальная ситуация. Поэтому эти первоначальные запросы довольно быстро отходят на второй план. Мы имеем дело каждый раз с абсолютно уникальным случаем, с которым и надо разбираться. Психотерапевт, по сути, всегда делает одно и то же. Он сопровождает человека в его переживаниях, работает с эмоциональной сферой. А внешне эти эмоциональные проблемы могут выглядеть как поведенческие, как интеллектуальные, как сложности в общении и так далее. Специалист может помочь адаптироваться к каким-то особенностям ребенка, если их нельзя изменить – какая-то болезнь или, например, заикание. Он научит ребенка жить с этим, не замыкаться на своей особенности.

Я не воспитываю ребенка, не меняю его, а поддерживаю, ищу вместе с ним способы, как он смог бы стать более живым и более успешно общаться с окружающими. Я работаю в недирективном ключе, предпочитаю следовать за тем, что делает ребенок и поддерживать в нем сильные части – выражение чувств, осмысление.

Психотерапевты обычно не уделяют много внимания какой-либо формальной диагностике, как, например, это делают нейропсихологии или логопеды. Вся диагностика происходит в режиме беседы, наблюдения. Просто есть какие-то точки, на которые психотерапевт обращает внимание на первых встречах. В целом, схема работы может быть очень разной, это зависит и от личности психотерапевта, и от его профессиональных предпочтений. Первая встреча проводится совместно с ребенком и родителем. Или может быть только с родителем. Я всегда спрашиваю родителя, хочет ли он встретиться со мной отдельно прежде, чем привести ко мне ребенка, есть ли у него что-то, о чем он хочет поговорить со мной один на один. Я расспрашиваю на первой встрече все очень подробно о жизни ребенка – как он родился, каким по счету был ребенком в семье, что происходило и происходит в семье, об отношениях между родителями и так далее.

Обычно приходит мама. Но последнее время чаще стали приходить оба родителя, что гораздо лучше, это ведь всегда два разных взгляда. К тому же, сразу на этой встрече можно решить, нужна ли какая-то помощь им (речь идет о семейной терапии), или сложности, которые заставили их ко мне обратиться, связаны именно с ребенком.

Дальше идет первая встреча с ребенком, где работа ведется уже с ним. Но она тоже чаще всего проводится в присутствии родителя (если ребенок младше 5 лет, то родитель и на последующих встречах всегда присутствует). Ребенка я обязательно спрашиваю, как он сам видит ситуацию, которую описывает родитель. На этих первых встречах мы заключаем своеобразный контракт. Договариваемся о том, с чем будем работать дальше, к чему стараться прийти.

На встрече я могу предлагать что-то ребенку – какое-то упражнение или игру. Но если он откажется, я не буду настаивать, а попробую решить эту задачу как-то иначе. Детский психотерапевт больше всего, конечно, играет с ребенком – в игрушки, в ролевые, подвижные игры. Ну и разговаривает, конечно, беседует, особенно с ребенком постарше. Иногда мы также рисуем.

Очень хороший вопрос, почему родитель всего этого сам делать не может – играть, рисовать, разговаривать. В принципе, может, но здесь есть, как минимум, один важный момент. В рамках психотерапевтической встречи очень важно ребенку дать максимальную свободу. У родителя такой возможности, на самом деле, обычно нет, а отделить то время, когда все можно и когда многого нельзя – очень сложно. Это основная проблема. А объяснить сами методы родителям можно, и даже какие-то элементы со встречи они берут в свою жизнь. Например, как играть, чтобы игра была психотерапевтичной для ребенка. Этому можно обучить родителей.

Еще важно то, что выделен этот час. Он выделен именно на такую работу, в этот час основная ответственность – на психотерапевте, и сам родитель тоже может быть более свободным. В повседневной жизни такая возможность у родителя редко есть, у него всегда стоят еще какие-то задачи. На нашей встрече если ребенок, например, скандалит, у меня есть много времени и возможностей с этим разбираться, а мама, даже если знает, что делала бы в этом месте психотерапевт, часто не имеет такой возможности – у нее может быть другой ребенок, она может опаздывать на автобус и так далее…

Надо сказать, что психотерапевтическая работа чаще всего длительная, в отличие от консультирования, это как минимум 10 встреч. Периодичность вполне оптимальная раз в неделю. Консультант отличается от психотерапевта тем, что у него немного другая цель и позиция. Консультирование – это такой процесс, когда консультант и клиент рассматривают проблему, обдумывают пути решения. Консультант расскажет о каких-то психологических механизмах, как они срабатывают в вашей конкретной ситуации, на это часто хватает и одной встречи. Психотерапия – это скорее процесс сопровождения ребенка в его переживаниях, методы и позиция специалиста тоже, соответственно, отличаются.

Лучшим методом поиска психотерапевта у нас по-прежнему остается сарафанное радио. Может быть это нормально. Но я вполне могу рекомендовать комплексный подход, который есть, например, в психолого-медико-социальных центрах. Ведь не всегда можно сразу понять, какой специалист нужен ребенку, а там, на первичном приеме, ребенка обычно смотрят сразу несколько специалистов, и каждый обозначает, есть ли какие-то проблемы по его части.

Психолог – это более общая специальность по сравнению с психотерапевтом. Чтобы заниматься психотерапией, нужно и базовое психологическое, и дополнительное психотерапевтическое образование, причем именно по детской психотерапии.

Нужно иметь в виду, что это может быть очень хороший специалист, но вам конкретно не подойдет. Не получится как с врачом – человек мне неприятен, но покажу ему свою руку. Душа так просто не покажется. Поэтому важно ориентироваться на себя, на интуицию.

Детский психолог сегодня - один из самых востребованных специалистов в психологии и психотерапии. Сверхскоростной ритм жизни не оставляет родителям возможности полноценного общения с ребенком. Как следствие, у ребенка развивается целый букет комплексов, неврозов, фобий. Современным детям трудно адаптироваться в обществе, находить общий язык со сверстниками. А родители разучились общаться со своими детьми.

Детский психолог помогает ребенку:

  • наладить общение с членами семьи;
  • завести друзей;
  • научиться понимать себя и других;
  • справиться со страхами и комплексами.

Решение этих и многих других проблем ребенка в Центре «Здесь и Теперь» становится возможным благодаря высокой квалификации и богатому практическому опыту наших детских психологов.

С того дня, как в семье появляется ребенок, мы ежедневно сдаем экзамен на родительство. Сначала тревога захватывает матерей. По мере взросления ребенка, отцы встают перед вопросом «как правильно воспитывать?». Ребенок экзаменует нас на зрелость, выдержку, мудрость, гибкость и настойчивость на протяжении многих лет, может быть, всей нашей жизни.

Человеческое дитя, в отличие от детенышей животных, долгое время зависит от взрослых. Будущее счастье младенца напрямую зависит от качества связи с матерью. Эта экзистенциальная данность дает нам возможность влиять на ребенка и, одновременно, определяет ответственность за результат родительского ухода и воспитания нашего чада.

Исследования, проведенные в США и странах Европы, показывают, что психологическая помощь нужна каждому пятому ребенку. О проблемах развития своих детей задумываются родители дошкольников. Поведенческие проблемы , гиперактивность, трудности в учебе чаще обнаруживаются у детей 6-11 лет. В подростковом возрасте обостряются скрытые ранее семейные травмы, дефицит эмоционального тепла и способность к сепарации (отделению) ребенка от родителя и родителя от ребенка. На каждом из этих возрастных этапов помощь психолога, детского психотерапевта, семейного терапевта неоценима.

Детский психолог работает с широким спектром задач. Детская психотерапия эффективна в случае:

  • сложностей поведения, переживания развода родителей;
  • конфликтных ситуаций в семье и школе;
  • трудностей в учебе, отсутствии мотивации учиться, гиперактивности;
  • ревности к младшим братьям и сестрам;
  • страхах, фобиях, высоком уровне тревоги;
  • застенчивости, трудности в установлении контакта, ощущении одиночества;
  • психосоматических симптомах, химической зависимости;
  • подростковом кризисе, самоповреждениях, уходах из дома.

Консультации, психотерапевтические встречи, детские и подростковые группы проводятся в форме диалога или игры.
С малышами работа проходит в совместном рисовании, разыгрывании ситуаций, строительстве из песка, сочинении сказки.

Подросток может увидеть в психологе настоящего друга, который на понятном подростку языке выслушает и посоветует, направит, но не будет «читать мораль». В подростковой группе обмен мнениями и опытом уже идет между самими подростками. Такая работа становится поддержкой для ребенка и родителя.

Детский психолог - мостик между вашей усталостью и обидой вашего ребенка.

Специалисты Центра успешно решают задачи в рамках детской, подростковой, детско-родительской и семейной проблематики. С 2001 года мы занимаемся семейным обучением, индивидуальной и групповой психотерапией. Первые в Москве психологические лагеря организованы силами сотрудников Центра «Здесь и Теперь». Ежегодно во время , параллельно со взрослыми, проводятся детские группы.

В результате работы с опытным детским психологом вы узнаете, как помочь своему ребенку поверить в свои силы. Сможете наладить гармоничные взаимоотношения, почувствовать любовь. Увидите какое значимое место каждый из вас …

Если вы видите: у ребенка - психологические проблемы, и не можете самостоятельно ему помочь, обратитесь за помощью к детскому психологу. Психотерапевт поможет, если: ребенок проявляет агрессию; испытывает страхи, не умеет налажив....

Когда родители в отчаянии, когда невозможно разговаривать с ребенком спокойно из-за нарастающей тревоги, страха за его жизнь, когда нет доверия подростка к родителям, на помощь может прийти специалист, который спокойно и без лишних эмоций....

Тренинг по преодолению сложностей начала переходного периода. На занятиях ребенок сможет больше узнать о себе, разобраться с тем, что происходит с ним и вокруг него. Цель занятий - подготовить детей к подростковому кризису...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГА
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕКАЯ ДИАГНОСТИКА
И КОРРЕКЦИЯ

Детский нейропсихолог – специалист в вопросах формирования высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь. Нейропсихолог определит зоны требующие внимания, потенциал и составит индивидуальную программу развития ребенка.

Психологические интенсивы проводятся во время летних и зимних каникул в городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Работают детские и взрослые группы, проводятся индивидуальные консультации и тренинги.

Как общаться, если исчезло взаимопонимание с ребенком? Что делать, если прежние способы воспитания не работают? «Детская комната» - курс для родителей, желающих повысить качество отношений с детьми, не прибегая...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
СЭНДПЛЕЙ -
ИГРА В ПЕСКЕ

Игра в песке для детей является одной из эффективных технологий в работе с ними и совершенно органичной деятельностью для них. Песочная терапия эффективна при: нарушениях в поведении и эмоциональной сфере, психсоматике и трудностях в общении...

Основные понятия и принципы детской и подростковой психотерапии. Специфика психотерапии с детьми и подростками

В данной главе поставлена трудная, даже рискованная задача - попытаться выделить общие позиции и принципы различных подходов в детской и подростковой психотерапии. Трудная потому, что в настоящее время психотерапия в нашей стране представляет собой активно развивающуюся область знания и практики. Рискованная потому, что при наличии множества различных взглядов на психотерапию любая попытка обобщения, формулирования общих принципов, скорее всего, будет подвергнута критике, и критике справедливой.

Современная научная литература называет несколько сотен видов психотерапевтических воздействий, включая отдельные направления, опирающиеся на свои теоретические основания, а также отдельные техники и стратегии. Среди этого многообразия можно выделить основные, теоретически проработанные подходы, со своей методологией, методами и техниками. Эти подходы различаются способами определения проблем, стратегиями и техниками вмешательства .

Постоянно появляются новые интересные работы, в которых анализируются теоретические основания различных подходов, делаются шаги в развитии теории, подвергается рефлексии психотерапевтическая практика. Но все это, к сожалению, относится к психотерапии взрослых. Крайне редко публикуются работы, направленные на осмысление психотерапевтической работы с детьми, анализ этапов развития детской и подростковой психотерапии, сравнительное исследование различных психотерапевтических направлений в ракурсе работы с детьми и формулирование принципов детской психотерапии.

Это относится и к весьма немногочисленным вышедшим на русском языке зарубежным работам, и тем более к отечественным. Если такие отечественные работы и появляются, то они либо касаются отдельных направлений психотерапии, либо в них рассматриваются конкретные психические нарушения и проблемы. К сожалению, все это говорит о том, что детская и подростковая психотерапия в нашей стране еще не подошла к этапу рефлексии своих оснований и принципов. В то же время запрос психологического сообщества на такие работы очевиден. Практика консультативной и психотерапевтической работы с детьми развивается весьма интенсивно, постоянно расширяется сеть центров, осуществляющих психологическую помощь детям и семьям, развиваются психологические службы в системе образования и т.д. Именно дефицит работ, нацеленных на обобщение и систематизацию знаний в области психологической помощи детям и подросткам, в том числе методами психотерапии, обусловил написание этой главы.

Что такое детская и подростковая психотерапия?

Детская и подростковая психотерапия возникла в рамках психотерапии взрослых, т.е. исторически является более молодой наукой, и ее подходы совпадают с основными направлениями психотерапии взрослых - психодинамическим, гуманистическим и бихевиоральным.

Как известно, психотерапия зародилась в рамках классического психоанализа, истоком теории и практики детской психотерапии также является психоанализ. И именно поэтому, как отмечает X. Ремшмидт, концепции и подходы детской и подростковой психотерапии рассматривались и рассматриваются с точки зрения их отличий от психотерапии взрослых . Вспомним, что еще па заре появления детского психоанализа работа А. Фрейд "Введение в технику детского психоанализа" (1927 г.) была посвящена выявлению отличий детского психоанализа от психоанализа взрослых.

Первой работой по детскому психоанализу принято считать работу З. Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика", опубликованную в 1909 г. Эту работу справедливо можно считать предтечей и детской, и семейной психотерапии, и психологического консультирования (подробнее об этом см. в гл. 3). В "Анализе фобии пятилетнего мальчика" психоанализ впервые был успешно применен З. Фрейдом для лечения ребенка. Помимо того, что в этой работе нашла свое подтверждение идея Фрейда о том, что причины неврозов коренятся в детском опыте, в нарушениях раннего психосексуального развития, в ней был сделан шаг на пути к уважению детей и признанию их свободы, отношению к ребенку как к личности.

Идеи Фрейда в применении к работе с детьми начали интенсивно развиваться в 1920-х гг. Здесь следует назвать таких психоаналитиков, как Г. Хуг-Хельмут, Г. Цуллигер, А. Айнхорн. Но, конечно, самыми значительными фигурами в развитии детского психоанализа были и во многом остаются Анна Фрейд и Мелани Кляйн. Они, как известно, находились в определенной оппозиции по отношению друг к другу, каждая отстаивала свой взгляд на детский психоанализ, но противостояние это оказалось чрезвычайно плодотворным, и в их спорах развивались и уточнялись теоретические и практические вопросы как детского психоанализа, так и психоанализа взрослых.

В дальнейшем идеи детского психоанализа получили развитие, в первую очередь, в теории объектных отношений (линия, идущая от М. Кляйн), и в направлении, развивающем идеи А. Фрейд. В последние десятилетия значимый вклад в развитие детского психоанализа и детской психотерапии внес Д. Стерн. Подчеркнем, что именно детский психоанализ дал начало многочисленным направлениям и подходам в современной детской психотерапии, и шире - в детской практической психологии .

Оформление детской психотерапии в самостоятельное направление, ее институциализация произошли в Европе в конце 1940-х - начале 1950-х гг. В рамках психоаналитической психотерапии были созданы центры подготовки детских психотерапевтов, ассоциации, программы и стандарты подготовки. К сожалению, в нашей стране эта работа находится еще в самом начале, стандарты подготовки детских психотерапевтов пока не разработаны, хотя в последние годы заметны серьезные продвижения в этой области.

Несмотря на критику психоаналитического подхода и некоторое сокращение его влияния и популярности в работе с детьми в настоящее время, понятия, которые родились в русле психоанализа, вышли за рамки психоаналитической практики и вошли в обиход не только детских психотерапевтов разных направлений, но и детских практических психологов.

В 1930-х гг. возникли новые, игровые подходы в психотерапевтической работе с детьми - игровая терапия отреагирования Д. Леви, своими корнями уходящая в психоанализ, и игровая терапия отношений Дж. Тафт и Ф. Аллена. В игровой терапии отношений, истоки которой также находятся в психоанализе, а также в идеях О. Ранка с очевидностью проявилась феноменологическая ориентация.

Дальнейшее развитие детской психотерапии происходило в соответствии с развитием психотерапии взрослых, по мере появления новых направлений. Так, на основе клиент-центрированного подхода К. Роджерса в 1950-х гг. возникла недирективная игровая психотерапия, центрированная на клиенте. Основателем этого подхода стала В. Экслайн, а углубление этого подхода осуществляется в работах Г. Лэпдрета. В. Экслайн и Г. Лэндрет воплотили в детской психотерапии идею Роджерса о том, что первичной мотивацией человека является самоактуализация, потребность в росте и развитии. В русле гуманистического направления все большую популярность приобретает гештальт-подход, который в 1970-х гг. начал применяться в работе с детьми и подростками (в первую очередь благодаря работам В. Оклендер).

В 1960-х гг. поведенческая (бихевиоральная) терапия, основанная на различных принципах теории научения, стала успешно использоваться в работе с детьми. В целом, развитие поведенческой терапии с детьми шло в том же направлении, что и психотерапии взрослых - в сторону интеграции с когнитивной психотерапией. В течение последних десятилетий очевиден серьезный прогресс в области когнитивно-поведенческой психотерапии детей и подростков.

Среди эффективных психотерапевтических подходов при работе с детьми следует назвать семейную психотерапию, в которой предметом работы, "пациентом" становится семья, т.е. акцент переносится с проблем ребенка на патологию семьи.

В течение прошлого столетия психотерапия с детьми развивалась в основном в рамках четырех основных направлений - психодинамического, когнитивно-бихевиорального, гуманистического (игровая недирективная психотерапия, гештальт-терапия) и семейной психотерапии. В последние десятилетия расшатывается представление о том, что психотерапия должна проводиться в рамках определенной школы или подхода, прослеживается явная тенденция к созданию новых моделей психотерапии, выходящих за рамки традиционных направлений - интегративные и эклектические подходы . Все шире используются гибкие подходы, которые позволяют, в зависимости от особенностей случая, использовать различные модели психотерапии.

Развиваются и демонстрируют свои возможности при работе с детьми постклассические методы терапии - ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ) и нарративная психотерапия.

Особенно отчетливо тенденция к интеграции проявляется в подходах, направленных па работу с детско-родительскими и семейными отношениями. Здесь можно выделить дочернюю игровую терапию (Г. Гуэрни), терапию родительско-детского взаимодействия (Ш. Айберг) и модели игровой семейной психотерапии, соединившей семейную терапию и игру. Это, к примеру, семейная психотерапия объектных отношений с использованием игры (Д. Шарфф, Дж. Шарфф) , интегративная модель семейной игровой психотерапии, сочетающая элементы психодинамической, бихевиоральной и системной психотерапии, и др.

Если говорить о формальных характеристиках, то классифицировать психотерапию с детьми и подростками можно по следующим основаниям .

  • 1. По форме работы. При работе с детьми и подростками выделяют следующие формы психотерапии:
    • индивидуальная психотерапия с ребенком, включающая все формы психотерапии, при которых психотерапевт проводит занятия только с одним клиентом, т.е. терапевтический процесс происходит в диаде "психотерапевт - клиент";
    • групповая психотерапия с детьми, подразумевающая психотерапевта и группу детей. В отличие от групповой психотерапии со взрослыми и подростками, в групповой работе с детьми групповая динамика не используется в психотерапевтических целях;
    • родительские сессии - консультирование или тренинги с одним или обоими родителями;
    • семейные сессии, в которых принимают участие ребенок и оба родителя или как.минимум один родитель и ребенок.
  • 2. По интенсивности, т.е. по частоте сессий и их продолжительности. Обычно сессии проводятся один раз в неделю и продолжаются один час или 50 мин, при психоаналитической терапии и при необходимости интенсивной работы сессии проводятся несколько раз в неделю.
  • 3. По длительности. Различают краткосрочную (до 20-30 сессий) и долговременную психотерапию (более полугода, не менее 40 сессий). Длительность и интенсивность психотерапии зависят от характера проблем, сложности симптоматики, личностных особенностей ребенка и направления, в котором работает психотерапевт.
  • 4. По направлениям психотерапии:
    • гуманистическая психотерапия, к которой относят клиент-центрированную терапию, недирективную игровую терапию, гештальт-терапию и психодраму;
    • психодинамическая психотерапия - психоанализ и психоаналитическая терапия, аналитическая психология;
    • когнитивно-поведенческая терапия;
    • семейная терапия и другие направления.

Анализ различных определений психотерапии показывает, что независимо от того, рассматривается ли психотерапия как лечение (X. Ремшмидт , М. Раттер ), как "широкий диапазон воздействий" (М. Каллиас ) или как психологическая помощь, все специалисты согласны с тем, что в своей работе психотерапевт должен опираться на соответствующие научные знания и представления, иметь сознательную стратегию влияния на клиента и владеть конкретными техниками возденет пня. Он должен быть способен предъявить (эксплицировать), описать и объяснить психологические механизмы собственной психотерапевтической деятельности . Вес это в полной мере относится к детскому психотерапевту.

Соглашаясь с мнением о том, что попытка дать определение психотерапии до изложения отдельных психотерапевтических систем обречена на неудачу и что любое определение в этом случае, безусловно, является упрощением, на основе анализа и обобщения многих определений позволим себе предложить следующее определение детской и подростковой психотерапии.

Психотерапия с детьми - это процесс оказания психологической помощи ребенку, который осуществляется психотерапевтическими методами в рамках профессионально Организованного общения ребенка и терапевта. Главным терапевтическим средством в этом процессе является взаимодействие терапевта с ребенком, их взаимоотношения.

С нашей точки зрения, очень лаконичное и точное, хотя и несколько парадоксальное определение детской психотерапии дает М. Четик, психодинамически ориентированный детский терапевт. Оно звучит так: "Детская психотерапия - это та область психотерапии, объектом которой является ребенок как особый тип пациента"6. Интересно, что ни в одной из работ по детской и подростковой психотерапии, кроме упомянутой работы М. Четика, мы не нашли определения именно детской и подростковой психотерапии.

Почему ребенок - особый тип пациента? М. Четик дает ясный ответ на этот вопрос. К числу причин относятся неустойчивый, становящийся характер детского "Я", зависимость ребенка от родителей, его потребность в игре, а также состояние непрерывного развития, в котором находится ребенок. Кроме того, к особенностям пациента-ребенка следует относить и встречные реакции психотерапевта на пациента-ребенка, внутренние реакции терапевта. Взгляд М. Четика на ребенка во многом совпадает со взглядом Г. Лэндрета и других детских психотерапевтов.

В каждом психотерапевтическом подходе, естественно, существуют свои специальные цели. И тем не менее попытаемся выделить те из них, которые являются общими для всех подходов в детской психотерапии. Для этого обратимся к руководству по психотерапии К. Бремс, которая формулирует следующие категории целей в детской психотерапии.

  • 1. Цели, связанные с разрешением предъявляемой проблемы ребенка (хотя бы частичное разрешение проблемы, облегчение страданий ребенка).
  • 2. Цели, связанные с повышением потенциала ребенка, - развитие его самостоятельности и уверенности в своих силах, способности осознавать свои потребности и проблемы, самостоятельно искать и находить пути их решения; формирование адекватной и устойчивой самооценки; расширение опыта ребенка; актуализация резервов личностного роста.
  • 3. Цели, направленные на то, чтобы помочь ребенку вернуться к нормальной траектории развития.

Как мы видим, выделенные категории целей охватывают не только цели собственно психотерапевтические, но и коррекционные, и развивающие. Практически те же цели выделяет и М. Раттер, добавляя к ним еще две - генерализацию терапевтических изменений и их сохранение.

Но, как пишет Н. Ф. Калина, главная цель психотерапии (как детской, так и психотерапии со взрослыми) - помогать человеку обрести самостоятельность, автономность и независимость, непротиворечивость и цельность, уверенность в себе, веру в людей и доверие к миру. Психологическая помощь адресована всей личности, а не отдельным проблемам.

Несмотря на общность "идеальных" (предельных) целей и конкретных методов различных психотерапевтических подходов в работе с детьми (игра, рисунок, сочинение историй), теоретические основания, на которые ориентируется тот или иной подход, имеют серьезное значение. Различия эти состоят в способах определения проблем, во взглядах на причину расстройства, в мишенях, стратегиях и техниках работы, в характере взаимодействия психотерапевта с ребенком, в формате и длительности психотерапии и т.д. Так, например, для психодинамического и клиент-центрированного подхода центральным является взаимодействие в паре "психотерапевт - ребенок", терапевтический союз, для поведенческого подхода важнее всего методы и техники. Тем не менее постараемся выделить те общие положения, которые важны для всех или почти всех подходов к детской и подростковой психотерапии.

Детская и подростковая психотерапия, по справедливому замечанию X. Ремшмидта, сталкивается с более серьезными проблемами, чем психотерапия взрослых. Эти проблемы связаны с влиянием на ребенка его близкого окружения, с процессами развития, со стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций, которые различны на разных возрастных этапах, и др. Поэтому терапевтические методы, используемые в психотерапии со взрослыми, нельзя просто переносить на лечение детей и подростков, необходимо учитывать эти различия. Это же подчеркивают и другие детские психотерапевты (А. Фрейд, М. Четик, К. Бремс, Г. Лэндрст, Ф. Кендалл и др.).

Безусловно, психотерапевтическая работа с детьми и подростками требует и более серьезной подготовки специалиста. Это, конечно, собственно психотерапевтическая подготовка (теоретическая и практическая), обязательный опыт собственной психотерапии и работы под руководством опытного супервизора и определенный жизненный опыт. Помимо этого, в работе с детьми и подростками необходимы знания по возрастной психологии и психологии развития, по клинической психологии, знание основ детской и подростковой психиатрии.

Поскольку, как было отмечено выше, исторически подходы и концепции детской психотерапии принято рассматривать в аспекте их отличия от психотерапии взрослых, рассмотрим различия между детской и подростковой психотерапией и психотерапией взрослых.

  • 1. Прежде всего, специфика детской психотерапии определяется тем, что обращение к психотерапевту всегда инициирует не ребенок, а родители или опекуны. Связано это может быть с тем, что дети, как правило, либо не осознают, либо недооценивают, либо скрывают симптомы и имеющиеся у них расстройства. Кроме того, согласие на психотерапию дают родители или их законные представители по причине юридической некомпетентности детей. Таким образом, даже в том случае, если запрос исходит от ребенка, к психотерапевту по поводу проблем ребенка обращаются родители. Из этого следует, что между психотерапевтом и ребенком всегда стоит посредник, в структуру психотерапевтической ситуации при индивидуальной работе с ребенком всегда потенциально включено три позиции: "ребенок - терапевт - родитель" (подробнее об этом говорится в параграфе 1.5).
  • 2. Поскольку детям, как правило, не свойственна воля к выздоровлению и не они являются инициаторами обращения к психотерапевту, важно создавать у них необходимую мотивацию к психотерапии.
  • 3. Первым условием для создания мотивации является установление доверительных отношений психотерапевта и ребенка, формирование эмоциональной связи, контакта между ними. Стиль отношений ребенка и психотерапевта, который во многом определяет эффективность психотерапии, - это безоценочное принятие, эмпатия, поддержка, аутентичность и искренность психотерапевта. Психотерапевт дает понять ребенку, что понимает его и хочет ему помочь. Это справедливо для любых подходов - и для структурированной психотерапии, где психотерапевт выстраивает и направляет психотерапевтический процесс, и для недирективной психотерапии, где терапевт следует за ребенком.
  • 4. В связи с тем, что между ребенком и психотерапевтом находятся родители (родитель) или замещающий их другой взрослый человек, необходимо установление рабочего союза с родителями, привлечение их на сторону психотерапевта. И у психотерапевта, и у родителей должна существовать установка на то, что родители являются участниками психотерапевтического процесса. Прежде всего, психотерапевт должен поддержать родителей в их решении обратиться за помощью, нельзя даже косвенно обвинять родителей в проблемах ребенка, нужно исходить из того, что ребенок любит своих родителей и родители любят ребенка, т.е. из презумпции любви.
  • 5. Личность ребенка еще незрелая, он в огромной степени находится под влиянием родителей и зависим от них. Из этого вытекает необходимость учитывать семейное окружение (в большей степени, чем в психотерапии взрослых). Более того, ребенка невозможно рассматривать вне семейного контекста, вне семейной системы.
  • 6. В психотерапии с детьми и со взрослыми используются разные методы и техники. При работе с детьми необходимы взаимообусловленность контекста развития и выбора вмешательства, соотнесение метода с возрастом.
  • 7. В психотерапии с детьми необходимо учитывать процесс развития, опираться на психологию развития (см. параграф 1.2).
  • 8. Модель психотерапии с детьми, по сравнению с психотерапией взрослых, является расширенной. Психотерапия с детьми включает еще, как правило, развивающий, коррекционный и воспитательный аспекты. О воспитательном аспекте психотерапии говорили еще З. Фрейд и А. Фрейд, которая подчеркивала, что аналитик объединяет в своем лице две трудные и противоречащие друг другу задачи: "...он должен анализировать и воспитывать..." Л. Фрейд занимала в этом вопросе довольно радикальную позицию: по ее словам, аналитик должен встать в психотерапии на место "Я-Идеала" . Здесь важно пояснить, что под воспитанием не имеется в виду школьное или родительское воспитание, дидактика и нравоучения. Речь идет именно о психотерапевтическом аспекте воспитания. Поскольку моральные инстанции ребенка еще только формируются, а в процессе психотерапии происходит регрессия к ранним стадиям и высвобождаются аффекты, психотерапевт должен поддерживать "Я" ребенка, границы между личностными структурами, между "Я" и "не-Я". Для этого он использует психотерапевтические приемы, и в первую очередь введение ограничений. Тем самым психотерапевт выражает свое отношение к нежелательным поведенческим проявлениям при полном принятии и поддержке самого ребенка, направляет аффекты в символическое русло.

Что касается коррекционного аспекта психотерапии, заметим, что существуют различные точки зрения на соотношение понятий "психотерапия" и "психокоррекция", часто диаметрально противоположные - от признания относительности различий или даже отождествления этих понятий (Ю. Е. Алешина, Б. Д. Карвасарский) до отстаивания их принципиальных различий. В качестве примера радикальной полиции по отношению к разведению понятий "психокоррекция" и "психотерапия" можно привести позицию В. II. Панкина, который говорит не просто о различении этих понятий, но о "парадигматической разделительной линии, рассекающей поле мировой психотерапии на две разные сферы совершенно иных по отношению друг к другу практик и теорий (психокоррекции и психотерапии), которые решают принципиально разные задачи, устремлены к разным предельным целям, достигаются различными средствами, исходят из принципиально разных методологий и обращены к совершенно разным адресам". По мнению В. Н. Панкина, психокоррекция адресуется не к проблемному субъекту, а к его проблемному (дефектному) поведению или дефектным психическим функциям. В отличие от психокоррекции, психотерапия ориентирована на феноменологический подход. Это всегда диалог между двумя суверенными личностями, это всегда путь от расщепленности к целостности.

Мы полностью разделяем позицию В. Н. Цапкина и считаем, что психокоррекция, в отличие от психотерапии, адресуется не к личности, а к дефектным функциям субъекта, что психокоррекция - это исправление или развитие отдельных функций, но все-таки хотим подчеркнуть, что в психотерапевтической работе с детьми эти процессы очень трудно отделить друг от друга.

В психотерапевтическом процессе с ребенком невозможно отделить психотерапию от психокоррекции и развития. Психотерапия всегда в какой-то мере выполняет коррекционпую функцию, поскольку любая проблема, даже личностная, задерживает или отклоняет развитие в той или иной сфере. Любое разрешение проблемы, освобождение от неэффективных защит и т.п. открывает путь к развитию. В то же время психокоррекция, исправление каких-то функций или дефектов ведут к повышению самооценки, самопринятию, т.е. имеют психотерапевтический эффект. Подтверждение этой точки зрения мы находим у Ю. С. Шевченко: "...в практической работе с детьми и подростками лечебные, психотерапевтические мероприятия настолько тесно переплетаются с психокоррекционными, воспитательными и социализирующими воздействиями, что разделить их можно лишь весьма условно" .

9. Детская психотерапия всегда в той или иной мере интегративна, в ней больше пересечений и заимствований методов и техник, чем в психотерапии взрослых.

Говоря об общих позициях в различных подходах к детской психотерапии, уместно, на наш взгляд, обратиться к позиции современного психоаналитика Д. Стерна. Признавая различия в психотерапевтических подходах (по историческим, теоретическим и практическим причинам), он выделяет общие, фундаментальные аспекты (общности) психотерапии.

  • Природа системы "родитель - ребенок", на которую воздействует психотерапевт.
  • Конкретная природа трансфера (переноса) в этой области нарушений. "Даже те подходы, которые далеки от психоанализа, учитывают это явление в качестве союзника, что означает позитивный трансфер, который способствует работе терапевта" . По мнению Д. Стерна, все терапевтические подходы создают трансфер, независимо от намерений в этом направлении. И хотя роль трансфера в различных подходах различна, во всех подходах используется его позитивная сторона.
  • Вертикальная разработка проблем в контексте развития. По мысли Д. Стерна, при работе со взрослыми главная проблема пациента "разрабатывается" почти одновременно в разных областях, во всех сферах его жизни, т.е. проблемы рассматриваются горизонтально во времени. Если же речь идет о проблемах ребенка или о проблемах отношений родителей и ребенка, то их нельзя разрабатывать горизонтально во времени, так как области, в которых разворачиваются способности ребенка, т.е. области преломления проблемы, возникают последовательно во времени, по мере возрастного развития ребенка.
  • Относительный акцент на здоровые и позитивные аспекты опыта ребенка и родителей и их взаимодействия, акцент на направление изменений в ходе терапевтического процесса.

Рассмотрение модели отношений "родитель - ребенок - терапевт" как некоторой системы, в которой элементы находятся в динамической взаимосвязи, позволяет говорить о том, что любая психотерапевтическая процедура, направленная на изменение одного элемента, будет модифицировать всю систему. Поэтому, с точки зрения Д. Стерна, разные теории отличаются друг от друга, но в то же время основываются на одной функциональной системе и, следовательно, "разные терапевтические подходы представляют собой лишь разные точки ввода в одну и ту же систему" .

Перечисленные выше позиции, отражающие специфику детской и подростковой психотерапии по отношению к психотерапии взрослых, являются основными принципами детской и подростковой психотерапии. К этому следует добавить еще несколько общих принципов индивидуальной детской психотерапии, которые формулирует М. Раттер .

  • Прежде всего, необходимость тщательной оценки психологических проблем ребенка.
  • В психотерапии с детьми и подростками важно учитывать не только семейное окружение, но и более широкий социальный контекст, в первую очередь - характер взаимодействия со сверстниками. В последние годы именно взаимодействие со сверстниками оказывается наиболее уязвимой зоной, обуславливающей возникновение проблем у детей.
  • Реализация индивидуального подхода, учет индивидуальности ребенка, в частности, его способности выражать и проговаривать эмоции, является важным принципом психотерапии. Как отмечает А. С Спиваковская, "все данные о закономерных чертах, симптомах или свойствах должны быть переплавлены в представления об индивидуальном проявлении всех этих общих закономерностей в реальном поведении или психологическом облике человека, с которым проводится психотерапевтическая работа" .
  • Речь терапевта должна быть адекватна развитию ребенка. Целесообразно использовать метафоры ребенка, чтобы быть уверенным в том, что он понял психотерапевта. Это важно, поскольку дети прибегают к метафорам, как правило, в тех ситуациях, когда приближаются к очень сильным негативным чувствам и переживаниям, которые им трудно переносить и о которых они не могут говорить прямо.
  • Язык психотерапии - это не только вербальный язык, но и невербальная коммуникация.
  • Лучше останавливаться на чувствах ребенка, а не на конкретных обстоятельствах, концентрироваться на позитивных моментах и конструктивных способах решения проблем, а не на неудачах.
  • Отношение к ребенку как к личности со своим уникальным опытом жизни, обладающей определенной автономией, способной к управлению своей деятельностью, к подлинным чувствам и переживаниям.

Остановимся коротко на соотношении понятий "психологическое консультирование" и "психотерапия". Вопрос этот остается открытым, здесь также существуют противоположные взгляды. К области психотерапии, по мнению М. А. Гулиной, чаще относят процессы личностных изменений, а к консультированию - различные поддерживающие методы. Консультирование и психотерапию можно также представить как два полюса континуума внутри терапевтической психологии. Заметим, что в контексте психотерапии с детьми на этот вопрос можно взглянуть иначе - в ракурсе разведения позиций ребенка и родителя в этих процессах.

С нашей точки зрения, границы весьма условны и начинают расплываться, как только делается попытка выделить строгие критерии, в еще большей мере они расплываются на практике. В частности, личностные изменения могут происходить в процессе консультирования и т.д. В данной главе понятия "психотерапия" и "консультирование", "пациент" и "клиент" будут использоваться как равнозначные. Рассмотрение различий между ними можно найти в работах Ю. Е. Алешиной, А. Ф. Бондаренко, Ф. Е. Василюка, М. А. Гулиной, Б. Д. Карвасарского.

Заметим, что вопрос о соотнесении психотерапии и консультирования снимается в подходе Д. Оудсхоорна, который выделяет три категории психотерапии, отличающиеся по длительности и качественно, в первую очередь, отношениями "психотерапевт - клиент".

  • Сверхкороткая психотерапия, длящаяся от одной до трех сессий (традиционно такой формат психотерапии относят к консультированию). В этом случае в центре психотерапевтической ситуации находится проблема, терапевт выступает в роли эксперта или советника; терапевт и пациент рассматривают проблему как определенный объект.
  • Краткосрочная психотерапия (4-16 сессий). Она отличается от сверхкороткой не только количеством сессий, но и их качеством. Здесь начинают играть свою роль отношения между терапевтом и пациентом (процессы внутри диады "психотерапевт - клиент"), но ориентирована психотерапия все-таки па проблему.
  • Долговременная терапия. Она продолжается более полугода, важнейшим фактором здесь являются взаимоотношения терапевта и пациента, когда сам психотерапевт становится частью психотерапевтической системы, но он не должен быть целиком поглощен системой пациента.

Па основе анализа современных работ по детской и подростковой психотерапии можно выделить следующие тенденции в сфере психологической помощи детям и подросткам.

  • 1. Широкий выход во "внеклиническую" среду, предпочтение амбулаторной работы. Это принципиально меняет и отношение к психотерапии, и принципы ее организации и, следовательно, имеет отдаленное влияние на сами методики.
  • 2. Развитие мультидисциплинарного подхода. Междисциплинарное сотрудничество психологов, социологов, лингвистов, психоневрологов, демографов и культурологов.
  • 3. Прогноз относительного снижения роли медицинских воздействий.
  • 4. Работа с более широким контекстом - учет психологии развития, семейного, социального и этнокультурного окружения.
  • 5. Тенденция к сокращению длительности психотерапии.
  • 6. Некоторое изменение направления психотерапии - тенденция к направленности на решение конкретных проблем, на изменения.
  • 7. Осознание необходимости альянса с родителями в психотерапии, уважительное и бережное отношение к родителям.
  • 8. Тенденция к работе "здесь-и-сейчас", акцент на события настоящего, на наблюдаемое поведение; меньше внимания уделяется исследованию причин.
  • 9. Сближение различных психотерапевтических подходов.

Многие исследования показывают, что результаты психотерапии с детьми часто в большей степени зависят не от примененного психотерапевтического подхода, а от личности психотерапевта. Так, согласно М. Раттеру, "психотерапевты, работающие с увлечением и энтузиазмом", обычно достигают большего успеха, чем равнодушные и настроенные пессимистично. Например, исследования клиент-центрированных психотерапевтов показали, что наиболее эффективными являются те из них, которые больше сопереживают чувствам и эмоциям своих клиентов.

Пытаясь выделить личностные качества, необходимые детскому психотерапевту, мы обратились к работам трех известных детских психотерапевтов, представляющих различные психотерапевтические подходы - Г. Лэндрета, М. Четика и X. Джинотта. В результате обобщения их представлений о том, каким должен быть детский психотерапевт, о его личностных и профессиональных качествах, получился следующий "портрет". Итак, детский психотерапевт:

  • способен к эмпатии, способен откликаться искренне и точно на внутренний мир ребенка;
  • должен обладать верой и оптимизмом, быть заинтересованным;
  • должен быть достаточно гибким, чтобы принять любые неожиданности и адаптироваться к ним, должен быть открытым ко всему новому;
  • должен быть сильным, чтобы ребенок мог чувствовать себя в безопасности рядом с ним. Настолько в безопасности, говоря словами Г. Лэндрета, что ребенок "рискнет быть самим собой";
  • должен быть терпеливым, уравновешенным и выдержанным. Ему необходимо личное мужество в ситуациях, когда ребенок проверяет границы отношений, чтобы признавать свои ошибки, позволить себе быть уязвимым, быть чувствительным к эмоциональным переживаниям ребенка;
  • должен понимать, когда следует отступить, должен понимать границы своих возможностей, границы психотерапевтической помощи;
  • должен обладать важным для детского психотерапевта качеством - чувством юмора, умением увидеть смешное в том, что кажется смешным ребенку;
  • должен уважать родителей, не должен идентифицироваться только с ребенком;
  • должен любить детей, но не должен за счет ребенка удовлетворять свои потребности в любви. Дети не могут получить помощь от терапевта, который нуждается в них для поддержки собственного Эго;
  • не должен принимать роль любящего родителя. Излишнее "приближение" может увеличить тревогу у ребенка, особенно у привыкшего к отвержению. Излишняя вовлеченность терапевта в терапевтический процесс может подавить инициативу ребенка;
  • должен активно прорабатывать собственную личность, чтобы свести к минимуму возможные проекции на ребенка своих эмоциональных реакций и потребностей. Психотерапевт должен сам обладать душевным здоровьем.

Для того, чтобы выстроить с ребенком хорошие отношения, родителям необходимо знать и понимать детскую психологию. Однако иногда появляются моменты, когда без помощи специалиста не обойтись. В таких случаях следует обращаться к специалисту за профессиональной помощью.

Детская психотерапия

Определение 1

Детская психотерапия – это тип психологической помощи, оказываемой детям и подросткам, направленный на решение различных проблем, беспокоящих как самого ребенка, так и его родителей.

Наиболее частыми причинами обращения к детскому психотерапевту являются:

  • проблемы, связанные с процессом обучения;
  • трудности в коммуникации со сверстниками;
  • нарушения эмоционального состояния ребенка – регулярные перепады настроения, повышенная тревожность, страхи, энурез, заикания, нервные тики, нарушения сна;
  • конфликтные взаимоотношения в семье, развод, потеря близких родственников;
  • нарушения поведения – агрессивность, непослушание, истерики.

Во время первых встреч маленького пациента с детским психологом специалист проводит диагностику. Встреча обычно проводится в присутствии родителей, после этого с ними определяется форма будущей работы с ребенком. К ним могут относиться индивидуальные занятия с ребенком, совместные встречи с родителями, семейная психотерапия.

Замечание 1

Вне зависимости от предложенной формы работы, фокус в детской психотерапии всегда направлен на ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей его психики.

Особенностью детской психотерапии является то, что здесь важно сотрудничество и параллельная консультативная работа с родителями.

Целью детской психотерапии является оказание помощи ребенку в том, чтобы справиться с эмоциональными перепадами, овладеть чувством контроля, стать уверенным в себе и своих силах, стать более ответственным, доверять себе, научиться понимать себя и других, а также помощи родителям в том, чтобы научиться лучше понимать своего ребенка, знать его потребности, нужды и желания.

Условия начала детской психотерапии

Перед тем, как назначать какое-либо лечение, необходимо проведение определенных действий и наличие некоторых условий:

  1. Сначала детский психотерапевт или детский психолог определяет проблему и разрабатывает план ее решения.
  2. Затем он согласовывает программу лечения как с родителями, так и с ребенком. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  3. Психотерапия одного из членов семьи влияет на каждого, кто проживает в этой семье. Для того, чтобы улучшить межличностные отношения в семье, необходимо принятие факта лечения, а также доброжелательные намерения, без оценок или критики. Не только психотерапевт, но и родственники должны стараться принимать друг друга.
  4. Обозначение графика сеансов также играет большую роль.
  5. Необходимо поддерживать атмосферу, в которой ребенку будет комфортно. Например, если ребенок маленький, нужно, чтобы в открытом доступе были игрушки, раскраски, карандаши.
  6. Выявление последствий, которые спровоцировали такое состояние ребенка необходимо для того, чтобы в будущем не допускать возвращения этого состояния в будущем после завершения психотерапии.

Методы детской психотерапии

Существует огромное множество методов детской психотерапии, которые помогают ребенку и его родителям решить проблему, с которой они обратились к специалисту.

Одной из самых эффективных практик детской психотерапии является игровая техника. Она комфортна для детей, помогает им снять напряжение, избавиться от агрессии и переживаний. Во время игры психотерапевт не только узнает о скрытых источниках появления проблем, но и может избавить ребенка от них без сильного давления на его психику.

Игровая техника на семейной психотерапии поможет родителям ребенка научиться играть с ним и понимать его желания.

Во время сеанса психотерапии используются игрушки, с которыми ребенок уже знаком. Это солдатики, машинки, кубики, куклы, конструкторы.

Но каждая игрушка предназначена для коррекции отдельной проблемы. Например, военные игрушки предназначены для коррекции агрессии, фигурки монстров – для коррекции фобий и страхов.

Существует несколько видов игровой терапии. Это структурированная методика, освобождающая методика и поведенческая методика.

Структурированная методика используется, если маленький ребенок часто конфликтует со своими ровесниками, проявляет агрессию, или напротив, закрывается в себе, отказывается от любого общения. Специалист задает разные ситуации, чтобы наблюдать за тем, как себя ведет ребенок, а затем скорректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.

Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и отрицательных эмоций. Во время игры ребенку предлагается испытать запугивающие ситуации в комфортных условиях и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи и фобии.

Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных жизненных моментах. Это методика направлена на решение конфликтов с родителями, избавление от недопонимания.

К игровым техникам также можно отнести и сказкотерапию. Они помогает сформировать этические и моральные нормы, а также способствует развитию воображения у ребенка. Особенно действенны сказки с добрым концом. Они помогают настроить ребенка на то, что у него все будет хорошо. А высмеивание отрицательных героев помогает избавиться от дисгармонии и страхов.

Коррекция в игровой форме разнообразна и эффективна. Каждый психотерапевт применяет свои инструменты, которые, по его мнению, могут показать наилучший результат. У каждого специалиста есть свой ряд разработок, которые направлены на достижение главной цели – решение проблемы, с которой к нему обратились родители ребенка. К ним относится лепка из глины и пластилина, арттерапия, занятия с песком и многое другое.