Open
Close

Волжская Булгария: несостоявшийся центр Европы. Куда исчезла Волжская Булгария? Поволжская булгария

Волжская Булгария - это государство, располагавшееся на территории Среднего Поволжья и Прикамья в Х-ХІІІ вв. Занимало оно довольно большую территорию и было известно своими многочисленными городами. На сегодняшний день историки и археологи располагают сведениями о более чем 2 тысячах булгарских поселений, которые находятся в Пензенской, Ульяновской и Самарской областях России, в Татарстане и Чувашии.

Заселение Поволжья

История Волжской Булгарии насчитывает чуть более 300 лет, но заселение территории будущего государства тюркоязычными племенами началось намного раньше. Их миграция была вызвана разгромом хазарами Великой Болгарии, протянувшейся от Северного Кавказа до Черного моря. Одна часть переместилась на Балканы, где была создана Дунайская Болгария, а другая в VII в. заняла область среднего течения Волги. Спустя 100 лет на территории Среднего Поволжья появляется еще одна группа тюркоязычных племен. Последняя волна миграции датируется IX в. и связана с разгромом Хазарского каганата печенегами.

К приходу болгар Среднее Поволжье уже было заселено угро-финами, но первые смогли подчинить их своему влиянию.

Возникновение Волжской Булгарии

Первые шаги на пути к консолидации булгарских племен Поволжья были сделаны еще в средине ІХ в. Однако наиболее отчетливо политика централизации и объединения разобщенных групп в единое государство проявилась в деятельности эльтебера Алмуша, который пришел к власти в 895 г.

Алмушу удалось взять под контроль четырех правителей и создать боеспособную дружину. С начала Х в. эльтебер начинает чеканить собственную серебряную монету. Кроме того, он регулировал сбор дани, которая уплачивалась хазарам поволжскими племенами.

К Х в. относятся первые письменные упоминания о Волжской Булгарии как о едином государстве, но фактически вплоть до средины Х в. население Поволжья было зависимо от хазар.

Булгария и Хазарский каганат

До сих пор неизвестно, когда булгары попали под контроль хазар. Поволжье, расположенное на важных торговых путях, еще в VIII в. являлось важным пунктом в политике экспансии, которую проводил Хазарский каганат. Волжская Булгария, основанная на этих землях, также не могла не заинтересовать это государство.

С Х в. экономика Хазарского каганата опиралась только на торговлю и широкие связи с другими странами. В Х в. уровень Каспийского моря значительно повысился, и большая часть прилегающей территории оказалась затопленной. Во времена, когда на международной арене важную роль начинала играть Волжская Булгария, основные занятия хазар (ловля рыбы и земледелие) теряют актуальность. Современные исследователи видят причину заинтересованности Хазарского каганата поволжскими землями именно в высоком уровне развития производительных сил Булгарии, экономика которой основывалась не только на торговле, а и на земледелии, скотоводстве, ремеслах и охоте.

Религиозный вопрос

В вопросе создания и укрепления государства Волжская Булгария религия занимала важнейшее место. Тюркоязычные племена принесли в Поволжье основы самобытной языческой веры, истоки которой можно увидеть в зороастризме.

Алмуш, осознавая необходимость укрепления положения молодого государства, в начале Х в. устанавливает тесные связи с Багдадом. В 922 г. халиф Али аль-Муктадир направляет в Волжскую Булгарию посольство, в составе которого был известный арабский путешественник и писатель - Ибн Фадлан. В том же году официальной религией государства был провозглашен ислам.

Значение принятия булгарами ислама

Ислам в Волжской Булгарии явился консолидирующим элементом. Именно под покровительством этой религии первым правителям удалось объединить разобщенные ранее племена. Кроме того, принятие ислама в качестве государственной религии играло и важную политическую роль. Именно с этого момента Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, что позволило установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун.

Общественно-политический строй

Общество Волжской Булгарии по праву можно считать раннефеодальным. Но развитие феодальных отношений тормозилось пережитками родового строя. Ибн Фадлан в своих дневниках засвидетельствовал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Политическое устройство

Волжская Булгария - классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером, подчинявшимся хазарскому правителю. После разгрома тюркских войск киевским князем Святославом титул главы Волжской Булгарии был изменен на характерный для исламских стран. Эмир вел самостоятельную и внешнюю, и внутреннюю политику. Должность эта была наследственной и передавалась от отца к старшему сыну.

Экономическое развитие

Болгарские племена на своей родине активно занимались скотоводством. Система хозяйства этого народа изменилась после образования государства Волжская Булгария. Основные занятия местного населения Поволжья до прихода тюркоязычных племен включали в себя земледелие и охоту. Это обусловило синтез и заимствование основ ведения хозяйства и создало предпосылки для развития экономики молодого государства. Основной отраслью сельского производства было плужное земледелие. Главным орудием крестьянина являлся плуг, который носил название «ага». Также активно использовалась паровая обработка земли - двухполье и триполье. Для окраин страны характерной была традиционная переложная система, а для лесных районов - подсечная. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство, нередко представленное в кочевой форме. Булгары разводили коров, коз, овец, коней и т. д. Кроме того, в лесных районах была широко распространена охота.

Ремесла

В жизни местного населения важную роль играли ремесленные занятия. Волжской Булгарии в целом было присуще раннее отделение ремесла от сельского хозяйства. Значительная часть мастеров проживала в больших городах, которые уже Х в. становятся огромными центрами металлообработки, гончарного и ювелирного производства.

Как правило, ремесленники изготовляли сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, разнообразные украшения, керамику, обувь, одежду и т. д. Кожаные и ювелирные изделия из Волжской Булгарии пользовались широкой популярностью за границей.

Торговля

Развитие внутренней торговли тормозил натуральный характер сельского хозяйства, когда население было заинтересовано в производстве продуктов и изделий для себя, а не для продажи. С развитием товарно-денежных отношений роль обмена в жизни булгар значительно растет.

Волжская Булгария занимала выгодное географическое положение (центр Великого Волжского пути), поэтому в страну съезжались русские, хазарские, византийские и другие купцы. Они ввозили сырье (золото, серебро, железо, олово), изделия из металла, оружие, украшения, китайский шелк и зеркала, пряности и т. д. Главными экспортными товарами были меха, мед, воск, кожа, рыба, скот, а также пшеница.


Следует отметить, что при торговле использовался безденежный обмен, но с 903 г. в обиходе появляются металлические монеты - дирхемы, чеканить которые впервые начал Алмуш.

Города

Столица Волжской Булгарии находилась в городе Болгар. Его расцвет приходится на XI-XII вв., когда он был крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром государства. Город расположился в устье реки Кама - на перекрестке международных торговых путей. Благодаря этому Болгар стал важным купеческим центром.

Биляр - второй по значению город в Волжской Булгарии, который лежал на берегу р. Малый Черемшан. В связи с военной угрозой, исходившей от усилившегося Владимиро-Суздальского княжества, в ХІІ в. столица государства переносится в Биляр. С этого времени в письменных источниках он именуется как «Великий Город».

Развитие торговли способствовало усилению таких булгарских городов, как Сувар, Ошель, Балымер, Иски Казань, Кашан, Джукетау и проч., которые являлись не только экономическими центрами, но и стратегически важными крепостями.

Взаимоотношения с вятичами в Х в.

После удачного похода киевского князя Святослава на Хазарский каганат булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората.

После смерти великого князя Святослава Игоревича Русь вступает в полосу междоусобиц. Особенно активно велась борьба между его сыновьями - Ярополком и Владимиром. В это время вятичи при поддержке Волжской Булгарии отказываются платить дань киевскому князю и поднимают несколько мощных восстаний.

В Х в. правитель Булгарии женился на вятической княгине - дочери Ярополка. Такой династический союз позволил бы их сыну претендовать на киевский престол, но для поволжского государства он был выгоден только с точки зрения установления контроля над верхним течением р. Ока.

Взаимоотношения с Киевской Русью в Х в.

В 985 г. был заключен «Вечный мир» между булгарским правителем и Владимиром Великим. Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» - значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлась именно торговая деятельность.

После заключения договора к Владимиру прибыло посольство с предложением принять ислам и сделать его государственной религией. Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка.

Волжская Булгария и Киевская Русь в ХІ - ХІІІ в.

Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами.

Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах р. Ока и ее притоков. В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж. В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны - в город Биляр.


В 1220 г. был разрушен важнейший экономический центр Булгарии Ошель. После этого эльтебер несколько раз отправлял своих послов к Владимиро-Суздальским князьям, но только в 1224 г. удалось заключить мир.

Монгольское завоевание

Территория Волжской Булгарии неоднократно подвергалась набегам монголо-татарских орд. В 1223 г. монголам удалось разбить русско-половецкое войско в битве на р. Калка, но походы Чингисхана на поволжское население в 1229 и 1232 гг. были менее удачными.

В 1236 г. хан Батый собрал огромное боеспособное войско и двинулся на запад. В этом же году большая часть булгарских городов была разрушена. Пал и «Великий Город» Биляр.

Новый поход Батыя в 1240 г. окончательно подорвал экономическую жизнь Волжской Булгарии. В результате этих монгольских завоеваний все важные центры, включая столицу, были разрушены, а население Биляра практически полностью вырезано.

Под властью Золотой Орды

В 1243 г. Волжская Булгария становится одной из провинций могущественной Золотой Орды. С этих пор ее правители попадают под вассальную зависимость от хана и обязываются выплачивать ему дань.

В то же время период золотоордынского владычества ознаменовался новым культурным и экономическим расцветом Волжской Булгарии. В значительной степени этому способствовало провозглашение ислама государственной религией Золотой Орды. А бывший «Великий Город» Биляр становится временной резиденцией хана.

Упадок Волжской Булгарии

В результате внутренних междоусобиц в Золотой Орде территория Поволжья попала в 1361 г. под контроль Булат-Темира. С этих пор государство Волжская Булгария прекращает свое существование и распадается на два княжества. В XV в. южные булгарские районы переходят под контроль Москвы, а северные с центром в Казани становятся основой для формирования нового государства - Казанского ханства.

Хан (в русских летописях - царь) 1438-1445 Улу-Мухаммед (первый) 1553 Ядыгар-Мухаммед (последний) Преемственность ← Золотая Орда Казанское царство →

Каза́нское ха́нство (Каза́нское ца́рство , Булгарский вилаят ; тат. Казан ханлыгы , Qazan xanlığı , قزان خانلغی ‎) - татарское феодальное государство в Среднем Поволжье существовавшее с 1438 года по 1552 год .

Образовалось в процессе распада Золотой Орды на территории Булгарского улуса предположительно в результате захвата Казани в 1438 году золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом . В 1552 году после взятия Казани царём Иваном Грозным Казанское ханство прекратило существование, а его территории присоединили к Русскому царству .

История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
Татарстан (с 1990)
Портал «Татарстан»

Основание и территория ханства

Осенью 1437 года бывший золотоордынский хан Улуг-Мухаммед откочевал на Волгу , где в следующем году захватил город Казань , изгнав оттуда князя Али-бея. Взяв Казань, Улуг-Мухаммед провозгласил себя независимым ханом, основав тем самым новое военно-феодальное государство. Рядом со Старой Казанью, неблагоустроенной и плохо укреплённой, новый хан выстроил Новую Казань, ставшую столицей нового ханства (по другим данным, Новая Казань была основана ещё в 1402 году Алтын-беком, а при Улуг-Мухаммеде существенно расширена и укреплена).

Казанское ханство обособилось на территории Казанского улуса (бывшая территория Волжской Булгарии). В период своего расцвета (во второй половине XV в.) территория Казанского ханства существенно превышала размеры Волжской Булгарии и приблизительно достигала 700 тыс. квадратных километров.

Ханство занимало среднее течение Волги и почти весь бассейн Камы. На востоке ханство граничило с Ногайской Ордой так, что в состав последней входила почти вся Башкирия (в её современных границах) , на западе его границы доходили до бассейна реки Сура , на севере - до Вятки и Пермской земли , а на юго-западе - по мнению одних исследователей, почти до современного Саратова , по мнению же других (Похлёбкин В. В.), достигали современного Волгограда . Таким образом, Казанское ханство, помимо Волжской Булгарии, включало в себя земли вотяков , черемисов , частично башкир , мордвы и мещеры .

В «Казанском летописце» говорится о том, что, одержав победу над Казанью, царь Иван IV распорядился «взяти в свою ризницу сокровища же царьская [то есть ханские]… венец царьский, и жезл, и знамя казанских царей, и прочая царьская орудия» (ПСРЛ, т. 19, стлб. 467). Но из этой фразы летописца следует, что трофеи были символами ханской власти, и считать их символами государства неправомерно.

Достоверных сведений о судьбе названных атрибутов ханской власти не сохранилось, не дошли до наших дней и описания ханского знамени. Можно предполагать, что знамёна выполнялись из шёлковых тканей, тафты или камки, а края полотнища обшивались бахромой (чук). Вероятно, были и нашивки изображений, и надписи-изречения. Естественно, что при отсутствии достоверных свидетельств желание разгадать «тайну» ханского знамени и в целом атрибутики ханской власти вызывает и будет вызывать в последующем всевозможные предположения и споры .

Административное устройство

Казанское ханство состояло из четырёх даруг (округов) - Алатской , Арской , Галицкой , Зюрейской (Чувашской) . Позднее к ним добавилась пятая даруга - Ногайская . Даруги делились на улусы, объединявшие земли нескольких поселений.

Население

Этнический состав

Население ханства было полиэтничным, и состояло из следующих народов: татар («ка­зан­лы­лар», «ка­зан­стии та­та­ры»), чувашей (ок. 200 тыс. чел.) , марийцев (черемисы), мордвы , удмуртов (вотяки, ары) и башкир . В Казани со времен Золотой Орды и до завоевания Россией существовала заметная община армяно-кыпчак . Основное население чаще всего называло себя казанлы, либо по религиозному признаку - мусульмане. Общая численность населения - около 400 тысяч человек , в середине XVI века составляло около 450 тысяч человек

Основное население в связи с установлением на ханском престоле татарской династии ханов Золотой Орды постепенно приобретает название «татары » .

Управление

Взаимоотношения с Московским княжеством

Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки: первая выступала за сохранение вассальных отношений с соседним Московским княжеством , вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и стремилась к независимой от соседей политике. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования. [ ]

Московское княжество не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань , чтобы посадить на казанский престол царевича Касима . В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве хана Мухаммед-Эмина . Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата - Абдул-Латифа .

Завоевание Москвой

После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван ІV предпринял серию военных походов . Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году великий князь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. В память о взятии Казани и победе над Казанским ханством по приказу Ивана Грозного был построен Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

После взятия Казани и до территориально-государственной реформы Петра I 1713 года, завоёванное Казанское ханство стало вассальным государственным формированием. Казанское царство стало частью России и возглавлялось российским царём, получившим титул «Царь Казанский» . Административно управлялось т. н. приказом Казанского дворца в Москве. Также созданная Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Русской Православной Церкви .

Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII — IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.

Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII - IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.

Волжская Булгария

Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Первое независимое государство

Наиболее крупными городами Волжской Булгарии являлись столица государства город Булгар, крупный городской центр Биляр и такие крупные политические, экономические и культурные центры, как города Сувар, Ошель и Джукетау.

Расцветом города Булгар можно было бы назвать XI — XII вв. В это время он являлся крупнейшим купеческим центром Булгарии и столицей государства. Его выгодное расположение сделало город не только крупнейшим купеческим центром Волжской Булгарии, но и центром международной торговли. В городе проживали в основном торговцы и ремесленники. Городу Булгару противостоял другой крупный центр Волжской Булгарии и средневековой цивилизации в целом — город Биляр.

Долгое время эти два города находились в противостоянии, а в XII веке столицу Волжско-Камской Булгарии было решено перенести в город Биляр. Второй расцвет Булгара пришелся уже лишь на золотоордынское время (XII — XIV вв.). А с XII века Биляр стали именовать «Великим городом», то есть столицей всего Булгарского государства.

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.

Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым даёт сведения о её расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…» . Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, локализуя её в районе Яика . Некоторые мусульманские географы X-XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами . О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари , пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Большую работу в этом направлении проделал Р. Г. Фахрутдинов, который в 1960-70-е годы начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных , Ульяновской , Самарской , Пензенской областей и Чувашии .

Карта Царства Булгарского

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана [сколько? ] . В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. А. Х. Халиков и Е. П. Казаков считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы , западная - в районе бассейна реки Свияги , восточная по линии Чистополь -Билярск или рекой Шишма , южная в районе Самарской Луки . Ф. Ш. Хузин в качестве северной границы определяет реку Казанку , южной - Самарскую Луку , западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья реки Белая и реку Урал .

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев , придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы, в их представлении, совпадают с границами Древней Руси , восточные границы находятся в районе рек Иртыш , Обь , Енисей , южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом , а северные выходят к Карскому морю .

Видео по теме

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и, возможно, завышенным расчётам Алексеева, численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена . Первые сведения о таких племенах даёт Ибн Русте . Он сообщает, что «болгаре делятся на три отдела: один зовётся берсула, другой - эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама »: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана , сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары ». Помимо непосредственно булгар, имелись значительные поселения армян и русов .

В письменных источниках IX–X веков перечислены булгарские племена, которых объединил хан Альмас (Алмуш) - это болгары (племена берсула, есегель, болгар), эсегель, бажяняк, суваз, мадьяры-тюрки, баранжар, гузы, башхарт .

История

История Татарстана
Ранние культуры на территории Татарстана
Камская культура (V-IV тыс. до н. э.)
Балановская культура (II тыс. до н. э.)
Срубная культура (XVIII-XII века до н. э.)
Абашевская культура (втор. пол. II тыс. до н. э.)
Приказанская культура (XVI-IX века до н. э.)
Ананьинская культура (VIII-III века до н. э.)
Пьяноборская культура (II век до н. э. - IV век н. э.)
Азелинская культура (III-VII века н. э.)
Именьковская культура (IV-VII века н. э.)
Средневековые государства Волго-Камья
Империя гуннов (IV-V век)
Западно-тюркский каганат (VII век)
Хазарский каганат (VII-X века)
Волжская Булгария (VIII век - 1240)
Золотая Орда (1236-1438)
Казанское ханство (1438-1552)
Территория Татарстана в Российском государстве
Казанский и Свияжский уезды (1552-1708)
Казанский разряд (1680-1708)
Казанская губерния (1708-1781)
Казанское , Симбирское , Вятское и Уфимское наместничества (1780-1796)
Казанская , Вятская , Симбирская , Самарская и Уфимская губернии (1796-1920)
Татарская автономия (1920-1990)
(с 1990)
Портал «Татарстан»
История Чувашии
Территория Чувашии в Древнем мире
Балановская культура
Срубная культура
Абашевская культура
Ананьинская культура
Городецкая культура
Территория Чувашии в Средние века
Империя гуннов (434 - VI век)
Хазарский каганат (650-969)
Волжская Булгария (X век - 1240)
Золотая Орда (1240 - 1438)
Казанское ханство (1438 - 1552)
Территория Чувашии в Русском царстве
Казанское царство (1552 - 1708)
Территория Чувашии в Российской империи
Казанская губерния (1708 - 1920)
Симбирская губерния (1796 - 1924)
Чувашия в составе РСФСР (СССР)
Чувашская автономная область (1920 - 1925)
Чувашская АССР (1925 - 1990)
Чувашская ССР (1990 - 1992)
Чувашия в составе Российской Федерации
Чувашская Республика (С 1992)
Хронология истории Чувашии
Портал «Чувашия»

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён , под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён, где впоследствии образовалось государство Волжская Булгария.

Однако «люди» (подчинённое племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царём Вирагом » (видимо, это венгерское имя, означает «цветок», распространено в Венгрии), вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и одной из теорий образования имени «Булгары» - «пять частей» .

Волжская Булгария была многорелигиозным государством. Об этом говорят остатки так называемой Греческой палаты - православного храма, построенного в Армянской слободе около XIV в. в Булгарском городище (ныне Болгар).

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана .

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар , а затем внук Абдуллах ибн Микаил .

В 986 году из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением о принятии киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

Государство Булгар и сопредельные государства, 1025

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром .

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль .

Наконец в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию.

Тоє же осени придоша с восточнıх стран в Болгарьскую землю безбожнии Татари и взяша славнıи Великıи город Болгарьскıи и избиша оружьєм и старца и до юнаго и до сущаго младенца и взяша товара множество а город их пожгоша огнём и всю землю их плениша.

Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань . В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань , а новым названием прежнего государства стало Казанское ханство .

После образования Золотой Орды волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Письменных источников, относящихся к периоду существования самостоятельного государства, которые позволили бы напрямую идентифицировать волжско-булгарский язык, не сохранилось. До наших дней дошли только написанные арабской графикой эпитафии XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии, предположительно оставленные волжскими булгарами [ ] . Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно могли [обтекаемое выражение ] функционировать два разных тюркских языка («З-Ш» типа и «Р-Л» типа). Надгробия 1-го стиля написаны на тюркском языке «З-Ш» типа , близком, помимо других, и к старотатарскому языку . Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90 %) написаны на языке «Р-Л» типа , имеющем сходство с чувашским языком , - и именно он в научном мире сейчас называется, наряду с близкородственными, булгарским языком . Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля на языке «З-Ш» типа , а последнее (1358 год) к памятникам 2-го стиля на языке «Р-Л» типа .

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар .

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар стал Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии .

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «булгаризм », вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Аналогичные идеи возникли среди общественно-политических движений чувашского народа . В новейшее время высокую активность проявило Общество изучения местного края . Неоднократно как чувашскими, так и татарскими активистами выдвигались предложения о переименовании

Болгария Волжско-Камская, государство булгар волжско-камских, финно-угорских народов и др. в Среднем Поволжье и Прикамье в 10-14 вв. Столицы: г. Булгар, с 12 в. г. Биляр. До 965 зависела от Хазарского каганата. По берегам Волги и Камы строились города — центры ремесла и торговли. Основой хозяйства было плужное земледелие. В 10 в. принят ислам. Развивалась торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Соперничала с Древнерусским государством, Великим княжеством Владимирским. Покорена монголо-татарами к 1241. Во 2-й половине 13 в. образовались Булгарское и Жукотинское княжества, в 90-х гг. 14 в. разгромлены Тимуром, в 15 в. вошли в Казанское ханство.

Территория

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X-XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана,Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной - Самарскую Луку, западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья рек Белая и Урал.

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные - выходят к Карскому морю.

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и возможно завышенным расчетам Алексеева численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары».

История Волжской Булгарии

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Эта легенда не подтверждается археологическими данными. Булгары пришли на из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века..

В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханифидского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет исламханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.

Однако «люди» (подчиненное племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царем Вирагом» (видимо, это венгерское имя (как и Алмуш), означает «цветок», распространено в Венгрии) вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и имени Булгары — «пять племен».

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).

В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:

«Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».

В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе - ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками . Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её.

В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии привело разграбление города Булгар русскими ушкуйниками - новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами. Впоследствии единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань. Тем самым окончательно укрепилось новое название прежнего государства - Казанское ханство.

После образования Золотой Орды, волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Волжско-булгарский язык известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии. Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно функционировали два разных языка (з- и р-типа). Надгробия 1-го стиля написаны на з-диалекте, близком караханидскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90%) написаны на р-диалекте, имеющего сходство с чувашским языком. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля и написано на 3-диалекте.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города - Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок и др.

Экономика

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Сельское хозяйство

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

Наследие Волжской Булгарии

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Литература

  • Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. Том 35. 1950.

Ссылки

  • Болгар: зеленая альтернатива
  • Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Публикации о Суваре
  • Волжская Булгария
  • Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом
  • Давлетшин Г. Болгаро-татарские надгробные памятники
  • Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  • Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в.
  • Статья о Волжской Болгарии на сайте Казанского Государственного Университета
  • Хакимзянов Ф., Мустафина Д. Эпиграфические памятники города Булгар
  • Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику