Направление ткачева. Пётр Никитич Ткачёв: биография, литературная деятельность, псевдонимы, политические взгляды
Петр Никитич Ткачев
Один из теоретиков народничества
Ткачев Петр Никитич (1844- 1886) - один из теоретиков революционного народничества, публицист и литературный критик. С 1873 - в эмиграции, где издавал журнал и газету «Набат» (1875-1881). Взгляды Ткачева сложились под воздействием идей революционных демократов 60-х гг. Он полагал, в отличие, например, от Лаврова, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в стране не сложились буржуазные отношения, которые могут надолго отсрочить революционный переворот. Подобно Бакунину, Ткачев видел в русском народе, прежде всего в крестьянстве с его еще сохранившимся общинным землевладением, социалиста «по инстинкту, по традиции». Причем, с точки зрения Ткачева, революционность народа проявляется главным образом в разрушении старого, созидательные же задачи решает обладающее «силой, властью и авторитетом» «революционное меньшинство», государство. Поэтому необходимым условием осуществления общественно-экономических и духовных идеалов социализма Ткачев считал (и здесь он, расходясь с бакунистами, переходил на позиции бланкизма) «захват политической власти» группой хорошо организованных революционеров («партией действия») посредством заговора, предполагающего террор и дезорганизацию существующего государства, которое в России якобы не выражает интересов какого-либо класса и не имеет корней в экономике страны. Эти его идеи во многом были восприняты партией «Народная воля». Хотя Ткачев и признавал некоторые положения исторического материализма (например, говорил об определяющей роли «экономического быта» в общественных отношениях), преодолеть идеалистический, волюнтаристский взгляд на историю он не смог. Критику социально-политических идей Ткачева дал Энгельс в работе «Эмигрантская литература» (1874-1875). Отстаивая реализм, Ткачев боролся с консервативными литературно-эстетическими направлениями; с позиций механистического материализма и материалистически толкуемого позитивизма критиковал русских религиозных философов (неославянофилов, Соловьева и др.). Сочинения: «Закон общественного самосохранения» (1870), «Задачи революционной пропаганды в России» (1874), «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» (1874), «Набат» (1875) , «Революция и государство» (1876) и др.
В отличие от других народников Ткачев полагал, что крестьянство не может самостоятельно провести революцию. По его мнению, революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но эта организация должна была с помощью террора заранее «расшатать» существующую власть. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.
Биография Ткачева
Ткачев Петр Никитич (1844, д. Сивцево Псковской губ. - 1885, Париж) - идеолог рев. народничества. Род. в мелкопоместной дворянской семье, но по условиям жизни был типичным разночинцем. Учился дома и во 2-й Петербург. гимназии. В гимназические годы Ткачев познакомился с оказавшей на него большое влияние соц. лит-рой: сочинениями А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, П. Прудона и др. Его кумиром и духовным наставником стал французский теоретик и практик заговора Огюст Бланки. В 1861 Ткачев поступил на юридический ф-т Петербург, ун-та, но учиться ему не пришлось. Как активный участник студенческих волнений Ткачев был заключен в Петропавловскую крепость, откуда выпущен через мес. на поруки матери. В 1868 Ткачев сдал экстерном экзамены за полный университетский курс и получил степень кандидата права, к-рая ему не пригодилась. Выйдя из крепости, Ткачев сблизился с участниками рев. кружков и неоднократно подвергался арестам. Его публицистическая деятельность в журн. "Русское слово", "Дело" и др. носила оппозиционный, революционно-демократический характер, преследовалась цензурой. В 1869 был арестован, в 1871 осужден по делу С. Г. Нечаева. Сосланный в 1872 в Псковскую губ., в 1873 бежал за границу. Работал в журн. П.Л. Лаврова "Вперед!", затем разошелся с Лавровым, полемизировал с Ф. Энгельсом. Издавал журн. "Набат", сотрудничал в газ. О. Бланки. Считая, что "для обновления России необходимо уничтожить всех людей старше 25 лет", последовательно исповедовал радикализм, утверждая относительность морали и провозглашая возможность захвата власти заговорщической интеллигентной группой.
Ткачев считал возможной и близкой социальную рев. в России, т.к. самодержавное государство "не воплощает в себе интересов никакого сословия" и поэтому не имеет опоры. Рус. якобинство и бланкизм имели в России глубокую национальную почву в виде традиций бунтов и дворцовых переворотов, самодержавно-абсолютистского режима и появления широкого слоя разночинцев, что и отразилось в рев. борьбе народничества в последующем. В 1882 Ткачев заболел и умер в психиатрической больнице.