Open
Close

Основные черты эпохи возрождения и реформации. Философия эпохи ренессанса и реформации Философская мысль эпохи возрождения и реформации

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.

Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.

Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера, который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма.

Лекция 3. Философия эпохи Возрождения и Реформации

Отечественная философия.

Век просвещения в России (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

Прежде чем говорить о веке просвещения в России, вспомним основные этапы становления отечественной философской мысли.

Философия Древней Руси базируется на традициях античности и народной (национальной) культуре. Развитие философской мысли идет в русле религиозных институтов в частности, именно православие является ее основой и фундаментом.

Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, пословицах и поговорках в произведениях живописи, скульптуре, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарат древняя русская философия еще не имела.

Периоды становления русской философии:

1) IX – XII вв. – времена предыстории философии;

2) XIV – XVII вв. – время ее становления, возникновения теоретического мышления, начало формирования категориального аппарата;

3) XVIII в. – процессы обоснования философии от религии и утверждение ее как теоретической науки;

4) XIX в. и начало XX в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук.

Важными элементами ранней философской и общественно политической мысли были: взаимоотношения личности и государственных органов власти, патриотизм, сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств, нравственные заветы потомкам, вопросы познания как богопознания, но формирование подходов к познанию с позиции рационализма, размышления о душе и теле, о жизни и смерти и душе. Среди мыслителей: Илларион Киевский (XI в.).

Эпоха Возрождения для большинства стран Европы – это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с национальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, о космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, в том числе и в философии, в которой на смену средневековой схоластике и патристике пришли новые идеи. Среди философов эпохи Возрождения можно назвать: Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Никколо Макиавелли, Джордано Бруно и др.



Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия с 14 до 17 века. В ней можно выделить три периода:

1. Гуманистический или антропоцентрический (серед. 14 в – серед. 15 в.);

2. Неоплатонический (серед. 15 – перв. треть 16 в.);

3. Натурфилософский (втор. пол. 16 – нач. 17 в.).

Для первого периода характерно противопоставление человека, его внутреннего мира, духовных ценностей средневековому теоцентризму, когда в основе философских построений было понятие Бога и его сущности.

Второй период был связан с формированием гносеологических представлений.

Третий период был связан с созданием целостной картины бытия.

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. В своей главной тенденции она пантеистическая, т.е. Бог перестает быть главной творческой силой, как это было в ортодоксальной религии (т.е. изначальной) в схоластическом и догматическом теоретизировании. В философии эпохи Возрождения Бог растворяется в природе, отождествляется с природой. Философия перестает быть служанкой богословия, а становится выражением знания и мудрости.

Другой важной особенностью философии этого периода является ее антропоцентризм. Согласно этому подходу, именно человек становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее, одухотворенное начало.

В рамках эпохи Возрождения выделяют такое историческое явление как Реформация, наиболее ярко выявившее себя в 15 и 16 в. Как и Ренессанс, Реформация была направлена на преодоление отживших форм общественных отношений, свойственных средневековью, называемых феодальными. Но если Ренессанс выдвигает требо-вания преобразования общества путем расширения светского образования, что в первую очередь касалось верхних слоев общества, то Реформация, оставаясь в рамках средневекового религиозного понимания мира, предлагала новый упрощенный путь к богу через изменение церкви и ее учения и могла, в первую очередь найти отклик в средних и низших слоях общества, в силу их больших привязанностей к религиозным представлениям, обусловленным условиями существования.

Суть движения Реформации заключалась в критике и попытке изменить монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе европейского общества.

В 16 в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой протестантской церкви. Кое-где прошла только реформация католической церкви. 17 век уже не знает Реформации.

Для первых шагов европейского реформаторского движения большое значение имело учение английского реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса , в которых выражалась социальная и гуманистическая направленность.

Важнейшая роль в реформаторском движении принадлежит Мартину Лютеру (1483-1546) – выдающемуся представителю реформации, основателю немецкого протестантизма. Он не был философом и мыслителем, но испытав на себе влияние мистики (И. Таулер ) и учения Гуса, вдохновляется на такие серьезные поступки.

Лютер выступал против церкви как единственного посредника между богом и человеком, против права церкви давать отпущения грехов, способствовал обличению моральной нечистоплотности римской церкви и выступал против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Лютер выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Но возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии, поэтому его учение часто называют евангелическим .

В первой половине 16 в. лютеранство распространяется в другие страны (Австрию, частично Польшу, Венгрию и Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию. Здесь возникают новые направления Реформации – цвинглианство , в том числе кальвинизм , связанное с именем Жана Кальвина (1500-1594) – французского теолога, который большую часть жизни провел в Швейцарии, где написал главный трактат - «Наставления в христианской вере». Его основные идеи совпадают с идеями Лютера: земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т.д. Он считал - необходимо умеренное пользование богатством в согласии с Божьей волей. Кальвин, как и Лютер, придерживался учения о предопределении , согласно которому Бог предопределяет людей к вечному спасению, т.к. знает, что они уверуют в течение своей жизни.

Центральным явлением, свойственным эпохе Возрождения, стал гуманизм - воззрение, признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековья, но как широкое общественное явление он стал складываться именно в эпоху Возрождения. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, его представляли дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы, организовывались сообщества единомышленников, озабоченные возрождением античной культуры.

Принцип гуманизма знаменовал собой переворот в культуре и мировоззрении человечества. Одним из его проявлений было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию, а также формирование нового нравственного идеала и путей его воплощения в жизнь.

Если согласно традиционной христианской этике вершиной нравственного совершенства считалось сопричастность Богу, аскетический образ жизни, подавление каких-то чувственных желаний, то гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. И в этом они созвучали с идеалами античных эпикурейцев.

Ярким представителем гуманизма является Франческо Петрарка (1304-1374). Его называют отцом гуманизма. Он утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». В своем трактате «О собственном незнании и незнании других» подчеркиванием собственного незнания, он выражает идею независимости своего мышления от схоластической университетской учености. Христианство он принимает, но не в схоластической интерпретации. Петрарка склонен к идее активной самореализации человека, его воззрения антропоцентричны . Отличительным признаком Ренессанса был индивидуализм , свойственный и Петрарке. Его интересовали, прежде всего, внутренние этические проблемы человека. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Птрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека.

К выдающимся гуманистам 15 в. принадлежит Лоренцо Вала (1407-1457) - мыслитель, филолог, один из основателей метода сравнительного анализа, который он применял не только к философским работам (например, Тита Ливия), но и к Новому Завету, намереваясь вернуть его тексту первоначальную чистоту и ясность. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать.

В этике Вала близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он считает, что в человеке является добродетельным все, что имеет отношение к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Этика Валы, как и Петрарки, является индивидуалистической.

Многие гуманисты отстаивают идеи умеренного утилитаризма, т.е. учения согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Гуманисты считают, что люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба.

Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и, соответственно, справедливое устроение общественно-государственной жизни, достижимое на основах демократии, в рамках республиканского строя.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождение географически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).

Особенности философии Возрождения:

- антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой ;

- взаимодействие с художественной культурой .

Гуманизм как культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм , 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний» , 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое движение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства. Натурфилософы эпохи Возрождения :Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители :Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- пантеизм ;

- идея единства мироздания и его законов ;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров .

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;


- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма ;

- реабилитация телесного начала в человеке ;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

- макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую доктрину Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Государь», что политика и мораль несовместимы и для достижения политических целей возможно применение любых средств;

- утопия – в широком смысле: неосуществимый проект идеального общества; в узком смысле: название труда Т.Мора, в котором предлагался такой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

Философия истории:

- идея законов исторического развития , которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны .

Реформация – в широком смысле : социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле : пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма . Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную , обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Каль-вина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).

Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников. Принципы:

- «оправдание верой» - принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «добрые дела» - лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;

- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;

- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

  • · кризис феодализма;
  • · укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;
  • · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;
  • · распространение в Европе идей гуманизма;
  • · рост самосознания личности, индивидуализм;
  • · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин ) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггерыи др.).

Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.

Жан Кальвин (1509 - 1564) считал, что ключевая идея протестантизма - идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле - профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу - путь к спасению, успех в работе - признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным. Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) возглавил народное направление Реформации. Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, - неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу - "ремесленникам и пахарям". В 1524 - 1525 гг. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную Крестьянскую войну и погиб.

Эразм Роттердамский (1469-1536) -Среди произведений выделяется знаменитая "Похвала Глупости", где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами -- священнослужителями, кардиналами и даже папами.

Стоит отметить так называемый "Энхиридион, или Оружие христианского воина" и "Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли". Первая работа посвящена философии Христа.

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось -- распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности -- догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни -- именно этой теме посвящено основное произведение Эразма "Оружие христианского воина" (1501).

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

Цель лекции: изучить основные причины становления и развития философии эпохи Возрождения (Ренессанс), особо обратив внимание на такие факторы, как достижения в области естествознания, меры по возрождению античного философского наследия и утверждению гуманистической культуры. Понять объективный характер изменений, произошедших в предметной сфере философии эпохи Возрождения, трансформировавшегося от схоластической теологии к пантеизму, антропоцентризму и опытно-экспериментальной науке. Рассмотреть особенности натурфилософского истолкования мира и характерные особенности социально-политических учений эпохи Возрождения. Изучить факторы, ставшие причиной возникновения Реформации и роль ее в историческом прогрессе. Познать философские воззрения лидеров Реформации.

Основные вопросы

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

2. Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии к естественнонаучным проблемам.

  1. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.).
  2. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
  3. Социально-политические и духовные основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе.
  4. Философия Реформации и ее основные мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Ключевые слова и понятия: возрождение (ренесанс), гуманизм, разум, творчество, красота, свобода, опыт, эксперимент, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, натурфилософия, утопия, реформация, протестантизм,

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, возникновения европейских наций и национальных государств. Тенденция к разнообразию форм социальной жизни приводит к развитию культуры и естествонаучных дисциплин, усилению международных торгово-экономических отношений и великим географическим открытиям. Название Ренессанс говорит о возрождении интереса к философии и культуре Античной Греции, в которых начинают видеть образец для современности. Но процесс обновления культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиции, и только после 17-го века он выходит за ее рамки. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, за философией же утверждается опытный мир вещей. Философия утрачивает свой цеховой характер и все более становится продуктом свободного от влияния религии творчества, несущего на себе черты конкретной национальной культуры, где отражаются усилившиеся к тому времени глубокие социальные и религиозные конфликты. И хотя философы причудливо сочетали элементы различных концепций прошлого, натурфилософия и гуманистический индивидуализм оставались важнейшими чертами их учений. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе . Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви , проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия , в том числе место и положение человека в мире. В средневековье философская мысльбыла направлена исключительно в область трансцендентного, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, в сфере потусторонней жизни, священной истории. Человек рассматривается, прежде всего, с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем). В эпоху Возрождения делается акцент на посюстороннюю реальную жизнь человека, свобода и достоинство человеческой личности утверждается на основе его земного бытия. Религиозной идее извечной греховности человека, аскетизма средневековья – противопоставляется доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике – получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало господствовавшим тогда идеалам гуманизма и жажде земного счастья. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты в эпоху Возрождения уже приписываются непосредственно человеку. Они прорываются наружу, считавшиеся в средневековье отражением бога в нем. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, которая, как продолжатель тысячелетней эволюции религиозной философии человека, в значительной мере продолжает все находиться под влиянием схоластической философии. Но человек уже восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие антропологии Возрождения от средневековой антропологии. Меняется и понимание бога. На смену дуалистической, противопоставляющей бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа , а не бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение общества от церковного влияния, которая начала проявлять себя еще в средневековом номинализме. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки , дающие истинное знание о природе. В эпоху Возрождения выдвигались теории, как религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилей, Кеплер) . Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум , а не на интуицию и откровение

Философия эпохи Возрождения – это философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (14-начало 17 в. н. эр.). Официальной философией в эту эпоху ещё оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма на основе латинской и греческой, возрождение античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они появились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Философия эпохи Возрождения была представлена следующими направлениями : гуманистическое (Петрарка, Лоренцо Вала, Эразм Ротердамский), натурфилософское (Бруно, Николай Кузанский, Телезио, Парацельс и др.), социально-политическое (Макиавелли, Томас Мор, Кампанелла и др.).

В творчестве поэта Данте Алигьери (родился во Флоренции, 1265-1321 гг.) – «Божественная комедия», «Пир», «О монархии » - впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Отсюда и следует новая идея – о двоякой роли человека. Родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Главной задачей философии он считал разработку «искусства жизни» (восхищение природой, воспевание земной любви ). Петрарка считал, что теология и богопознание – вообще не дело людей. Схоластическую ученость считал «болтовней диалектиков» и совершенно бесполезной для людей. С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности , уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь, итальянский гуманист Джованни Бокаччо ). Лоренцо Вала (1407-1472) – один из основоположников научной критики текстов священных книг, посредством филологического метода . Создал этическое учение , одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека , духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения , который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. В книге «О наслаждении» он провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

К концу 15 в. гуманистическое движение стало общеевропейским . Во всей Европе был широко известен голландец Дезидерий – Эразм Ротердамский (1469-1536 гг.), ставший лидером гуманизма 16 в. и идейным предшественником Реформации. Свое учение он называл «философией Христа», где призывал вернуться к истокам Христианства, забытого и вытесненного католической церковью. Для этого нужно возродить античные науки и искусство, а каждый христианин должен полностью прочитать библию и понять его смысл, и потому перевел ее на латынь. Особой популярностью пользовалась его книга «Похвала глупости» , где он высмеивал фанатизм и насилие, национальную ограниченность и религиозную рознь, лицемерие и невежество феодалов и духовенства. Книга оказала большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Приверженцами гуманистических идей были также Франсуа Рабле во Франции, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии.

2.Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии кестественнонаучным проблемам

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с закатом схоластки, и не зависимо от ее традиций. И хотя нет полного разрыва с ней, ориентир уже нацелен к классической античной философии, к ее возрождению. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство : если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической;

2) Антропоцентризм. Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – человек изучается только в отношениях с богом, то для эпохи Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. И хотя в центре внимания формально находиться бог, но фактическое внимание уже уделяется человеку, его личность рассматривается как творческая – будь, то в искусстве, политике, технике и т. д. И потому философское мышление этого периода называют антропоцентрическим и гуманистическим . В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире;

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистический, т.е. философия отождествляла бога с природой, не отрицая его существования;

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования .

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV вв.) – Данте Алигьери, Лоренцо Вала, Франческа Петрарка и др.;

2) возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).