Open
Close

Определить по типу культуры славян краткое сообщение. Древняя культура восточных славян

Древние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, мифы, сказания, хотя большинство ученых считают, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось - Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой.

История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или Волосу, загадочна и трагична. В 1919 г., во время гражданской войны, она была найдена офицером белой армии Ф.А. Изенбеком недалеко от станции Великий Бурлук, близ Харькова, в имении князей Куракиных. В 1924 г. в Брюсселе книга попала в руки писателя Миролюбова. Пятнадцать лет он переписывал и расшифровывал древние записи, скопировав около 75% текста. В 1943 г. в оккупированном немцами Брюсселе после смерти Изенбека пропал весь его архив, том числе и подлинник Велесовой книги. Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее высказано мнение, что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский же фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Сокровища славянского фольклора - народные песни, сказки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в.

Велесова книга - памятник сложный и емкий. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создать Ригведу, «Авесту» или Библию. Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян и описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие, представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья, области близ озера Балхаш, и сегодня носящей такое же название из-за семи рек, впадающих в него. По данным археологов, миграция индоевропейских племен из Средней Азии происходила в последней трети II тыс. до н.э. на обширнейшей территории от Балкан до Енисея и Северного Китая. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тыс. до н.э.- коща I тыс. н.э.

По Велесовой книге, у древних славян архаическая Троица - Триглава: Сварог - небесный бог, Перун - громовержец, Белее (Волос) - бог - разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.

С широким распространением материнских, культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории, страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские культы, в какой бы модификации они ни встречались, всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Леле), либо земной (славянская Мать Сыра Земля).

Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно реконструировать по их космогоническим, мифам. Термин «космогония» происходит от греческих слов «космос» - мир, Вселенная; «генез» - рождение. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.

Сотворив Землю-матушку, Сварог учредил в ней три подземных царства.

«А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему годы и века Землю-матушку.

Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на змее она успокоилась. Если Юша-змей пошевелится - Мать Сыра Земля поворотится».

В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействует.

Сын Сварога - Перун - второе лицо славянской Троицы-Триглавы, бог войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое кольцо. После христианизации Руси культ Перуна был заменен культом Ильи Пророка, а в фольклорной традиции - культом Ильи Муромца и Егория Храброго. Третья ипостась - Белее (позже Свентовит) - первоначально был богом света у западных славян.

Велесова книга говорит о великой тайне триединства Сварога - Перуна - Свентовита, сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры богов и людей властью любви. Священное знание древних славян обладало, таким образом, некоторыми чертами монотеизма, но при этом имело много общего и с первобытными формами религии: тотемизмом, фетишизмом, анимизмом и магией.

Ведическое мировоззрение славян обнаруживает в себе черты древнего диалектического натурфилософского учения. Чернобог и Белобог - два славянских божества-антагониста, олицетворявшие в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Явь - «белый свет» - это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правды и что, в свою очередь, творит человеческую жизнь силою любви. Все, что до нее, после нее и отход от нее, - это Навь, сила темная, пассивная, нетворческая, сохраняющая и прячущая достигнутое, символ «того света».

Согласно Велесовой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива - внуков Перуна - правомерно считать не только основателями Киева, каковыми они представляются по более поздним письменным источникам, но и мифическими прародителями русского народа, обучившими его кузнечному мастерству. Кий - древнерусское «молот». Древние славяне, как и многие другие народа.!, своими родоначальниками считали кузнецов. Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного, мира - как вечно живого огня, мерно потухающего и мерно загорающегося.

Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлены в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян греко-римское название - «коляда».

Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заклинателъными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так, существовал обычай в Ильин день закалывать выкормленного всем селом быка в честь могучего Перуна. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев.

При раскопках найдены и идентифицированы сосуды, использовавшиеся для обрядов сева-жатвы, весенне-летних водшлх обрядов, проводившихся в священных рощах у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей плодородия.1

Аналогично существующей в современном экономическом пространстве проблеме реализации совмещения открытости и закрытости российской экономической системы в курсе культурологии рассматривается проблема «открытости» или «закрытости» русской культуры и ее «имперского характера», позволяющая экономисту раскрыть менталитет русской культуры. Освещение данной проблематизации через поиски культурного синтеза в теософических концепциях XIX--XX вв. обеспечивает объяснение особенностей экономического мышления, бытующего в России.

К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа и жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами Земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились «вольнопрактикующие» волхвы. Место жертвоприношения - капище - не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богов - идолов.

При воцарении в Киеве Владимира Красное Солнышко (? - 1015) была проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами на холме князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Согласно древним легендам, Владимир установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. Культ главного бога дружинной знати - Перуна - был введен в Новгороде Добрыней (воспитателем Владимира). Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранилась у местного населения вплоть до XVII в.

К концу языческого периода в связи с развитием дружинного войска погребальные обряды славян стали сложнее. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.

Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла (ок. 827-869) и Мефодия (ок. 815-885) не знали письменности. По мнению же некоторых современных лингвистов и историков, Кирилл и Мефодий были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Кроме того, высказано мнение, что, помимо греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа (1895-1970), баба Яга - это типичная языческая жрица, хранительница «библиотеки клубков» в берестяных коробках. (Не отсюда ли выражение «наврать с три короба»?)

В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко, Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Письмо «цзе-шен» было известно в Древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются несимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.

Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие узоры, следовали существовавшему в то время правилу - наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следа узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами.

Если узелково-языческая письменность у древних славян существовала, то она была очень сложна. Доступная лишь избранным жрецам и высшей знати, она являлась священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибали и эти знания, завязанные узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность не могла соперничать с более простой и логически совершенной системой письма, основанной на кириллице.

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. - много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысячи лет. Ее принято возводить к культуре скифов-сколотов - высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI-IV вв. до н.э. Культура праславян-сколотов пришла в упадок во время сарматского нашествия в III в. до н.э. Дальнейшее ее развитие - в течение ряда веков поступательное - было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов IV-VII вв. н.э. Тем не менее, от легендарного славяно-антского князя Буса (он упоминается в «Слове о полку Игореве» и готским историком Иорданом) и до Владимира славянская культура развивалась почти полтысячелетия.

Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики заявляло, продолжает заявлять о себе, со всей очевидностью, исподволь: в образе мышления, стиле и фразеологии речи, мимике.

Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями - ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и Северного Кавказа.4

Различение формирования экономического мышления в России невозможно без рассмотрения основных этапов развития русской культуры, которые привели к возникновению такой характерной особенности развития русской культуры, нашедшей воплощение и в экономической сфере, как дискретность. Необходимо также подчеркнуть, что этапы развития русской культуры свидетельствуют о динамике приоритетов и культурных ценностей в социальном контексте.

Появление на мировой арене древних славян стало важным событием, которое определило судьбу многих современных государств. Ни для кого не секрет, что все существовавшие тогда взгляды на жизнь, на мир были достаточно примитивны. Это легко объяснить. Ведь древние славяне только начинали свое развитие (примерно на рубеже прошлой и новой эры), у них не было достаточных знаний и опыта. Но, в любом случае, они смогли с течением времени стать цивилизованными и дать начало нескольким десяткам народов.

Основным мировоззрением славян, как и у других древних народов, вплоть до девятого века было язычество. Его, наверное, нельзя назвать религией. Оно нечто большее, оно более глобальное, более всеобъемлющее. Язычество, словно вода или лучик солнца, проникало в каждую сферу жизни людей. Оно нашло свое отражение и в верованиях, и в культуре, и в быту. Оно отвечало людям на их вопросы, полностью определяло их образ жизни. И нам сегодня очень интересно, какой же было языческая культура древних славян?

Начнем с того, что язычество появилось намного раньше, чем сами славяне. Ведь язычниками были и члены индоевропейской общности, откуда и вышли предки славян – праславяне. Поэтому, мы говорим о передаче языческой культуры из поколения в поколение. Почему ее называют примитивной? Потому что люди все природные и другие (например, физиологические) явления объясняли не так, как это общепринято сегодня. Ведь мы живем в такое время, когда наука достигла своего апогея. Мы еще со школьной скамьи получаем простейшие знания по географии, биологии, физике и другим естественным наукам. А наши предки не могли всего этого знать, они видели причины всевозможных явлений в чем-то магическом, божественном.

Языческая культура древних славян в своем развитии прошла несколько этапов:

В основном, у богов просили хорошей погоды, плодородной земли и богатого урожая. Не забывали и о здоровье скотины. Просили и за себя: за свое здоровье, за безопасность. Мы видим, что наиболее важными аспектами являлось то, что давало людям возможность выжить. И это понятно, это неразумно осуждать. Однако не стоит думать, что древним славянам были чужды духовные ценности. Нет, как раз наоборот. Их негласным моральным принципам мы сегодня можем только позавидовать.

А теперь перейдем к тому, как языческая культура отражалась в повседневной и праздничной жизни славян.

Наверное, все видели славянские костюмы, славянские украшения. Сразу обращает на себя внимание изобилие разных причудливых узоров и орнаментов, вышивки на одежде. Все это славяне делали не просто так. Дело в том, что еще одной важной чертой язычества была вера в магию, в невидимые силы. Последние могли быть не только добрыми, но и злыми. Славяне верили в порчу, сглазы, проклятия. Поэтому от них нужно было как-то защищаться. Для этого и использовалась символика.

Что касается жилища, то и в нем находилось место для защитных символов и знаков. Они были и на кухонной утвари, предметах домашнего обихода, инструментах для земледельческих работ.

Особый интерес представляет собой народное творчество (фольклор) славян. Ах, сколько у наших предков было обрядов, традиций, заговоров, заклинаний! И все они были плодами языческой культуры. Разного рода обряды сопутствовали человеку, начиная с его рождения: обряд имянаречения, свадебный обряд, погребальный обряд; также были земледельческие обряды, но они по большей своей части были сопряжены с праздниками. Заговоры и заклинания были средством для лечения болезней, для защиты от негативной энергии, для удачи в делах, для благоприятной дороги, для победы на войне и так далее. Они часто были направлены к природе и ее стихиям, а также к богам. В своих обрядах и заклинаниях славяне часто использовали разные травы, ветви деревьев. Во-первых, они считались «божественными», живительными. Во-вторых, мы знаем это и сегодня, некоторые растения обладают целебными свойствами и используются в медицине.

Языческая культура – это еще и воспитание, моральные принципы. У древних славян в семье на первом месте всегда стояло взаимное уважение, почтительное отношение к старшим. Муж с женой делали все, чтобы в семье царили спокойствие и мир. И детей воспитывали согласно традициям предков, традициям Рода.

Досуг и праздники

Говоря о языческой культуре, мы не можем не упомянуть о праздниках, которые существовали у славян. Это поистине очень яркие явления, не все из которых, кстати, полностью ушли в историю. Как уже было сказано, многие из них были связаны с земледельческими работами. А еще одной очень важной причиной и поводом были смены природных сезонов (дни солнцестояний и равноденствий – это самые масштабные праздники у славян). И третья «категория» праздников – это вохсваление и славление богов. У каждого из них существовал свой определенный день или даже несколько дней в году, когда его славили, поклонялись ему, благодарили.

Праздники в славянской традиции никогда не были просто отдыхом. В них был заключен глубокий смысл. В эти дни веселились, шутили, пели песни и играли в игры, пили и ели. Но была и другая сторона праздника – обрядовая. И обряды эти преследовали основную цель – сбор богатого и добротного урожая, а также жизнь без горя и бед.

На многих празднествах можно было встретить такие действия, как:

  • Разжигание костров. Огонь, по мнению наших предков, обладал очистительными свойствами, защитными свойствами (от злых сил и духов). Именно поэтому популярно было, например, в Купальскую ночь прыгать через костер.
  • Сжигание или закапывание чучела. Эта процедура совершалась для того, чтобы земля была плодородной. То есть эти чучела были некими преподношениями земле. Даже, если его сжигали, то пепел обязательно рассеивали по полю.
  • Купание в водоемах. Вода – одна из важнейших природных стихий. Она тоже очищала не только тело, но и душу человека.
  • Веселые и звонкие песни, частушки, игры, представления. Чем грандиознее и громче был праздник, тем удачнее он считался. Ведь шум людской радости, согласно славянским поверяьм, отпугивает все негативное.
  • Богатые угощения и шикарные столы. Традиция накрывать праздничный стол своими корнями уходит на много сотен лет назад. Так много еды готовили, чтобы часть ее преподнести богам, часть – усопшим родственникам. Остатки ее закапывали в землю (опять же, в качестве дара земле), иногда отдавали скотине.

Самый яркий языческий праздник, по который знают все, — это Масленица. Она включает в свое все перечисленные действия. Он отмечается по поводу прихода весны – дня весеннего равноденствия.

О языческой культуре и ее проявлениях в жизни славян можно говорить бесконечно. Мы лишь хотели показать, насколько всесторонне это явление охватывало все сферы жизнедеятельности человека, начиная с его рождения и заканчивая «загробной жизнью».

Из учебников по истории мы знаем, что славяне - это одна из самых больших этнических общин в Старом мире. Однако до конца не понятно, ни кем они были, ни откуда пришли. Попробуем изучить по крохам эти скудные сведения, а также остановимся на более достоверных фактах о жизни, быте, культуре и верованиях этих племен.

Кто они?

Попробуем выяснить, славяне - это кто, откуда пришли в Европу и зачем покинули свою родину. Есть несколько версий по этому вопросу. Одни историки считают, что ниоткуда не приходили, а обитали здесь с момента сотворения мира. Другие ученые считают их потомками скифов или сарматов, третьи - относят к другим народностям, вышедшим из глубин Азии, в том числе и к ариям. Но точно сделать выводы нереально, каждая гипотеза имеет свои недостатки и белые пятна.

Общепринято считать славян индоевропейским народом, который оказался в Старом мире в ходе Великого переселения. Он утратил связь с родственными из-за большого расстояния и пошел своим путем развития. Но много приверженцев имеет теория, что эта этническая община пришла из Азии после Потопа, по пути ассимилируясь с местными жителями и основывая очаги цивилизаций - этрусков, греков и римлян, а далее заселили Балканы, берега Вислы, Днестра и Днепра. считает, что славяне пришли в Русь после

Не меньше споров вызывает и название этноса. Некоторые исследователи убеждены, что славяне - это значит «люди грамотные, владеющие словом», другие переводят название как «славные» либо ищут его истоки в имени Днепра - Славутич.

Основные занятия наших предков

Итак, мы выяснили, что славяне - это кочевые племена, которые осели. Их объединял общий язык, верования, традиции. А какими были занятия славян? Тут нет вариантов, конечно же, это земледелие. В лесных зонах сначала нужно было подготовить участок, вырубив деревья и выкорчевав пни. В лесостепных районах сначала выжигалась трава, а затем землю удобряли пеплом, рыхлили и сажали семена. Из орудий использовался плуг, соха, борона. Из сельскохозяйственных культур они выращивали просо, рожь, пшеницу, ячмень, горох, коноплю, лен.

Остальные занятия славян были направлены на производство орудий труда для земледелия (кузнечное дело), а также для обеспечения бытовых нужд (гончарство). Было высоко развито животноводство: наши предки разводили овец, лошадей, коз, свиней. Кроме того, они пользовались дарами леса: собирали грибы, ягоды, мед лесных пчел, охотились на дикую птицу и зверей. Этим и торговали с соседями, а первыми деньгами принято считать шкурки куниц.

Культура

Спокойная жизнь славян благоприятствовала развитию культуры. Земледелие оставалось главным занятием общины, но развивались и декоративно-прикладные ремесла (ткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву, кости и металлу, бондарство, кожевенное дело). Были у них и зачатки письменности.

Жили наши предки общинами, важные решения принимали на общем собрании. Во владении общины находились луга, пахотная земля, пастбища. Но каждый человек мог иметь собственное имущество и скот. Во главе племенного союза стоял князь, который опирался на бояр-вотчинников. Это были уважаемые люди, которых выбирали во время народного собрания, потом они превратились в местную знать.

В быту славяне были неприхотливыми, легко переносили капризы погоды, голод. Но оставались гордыми, свободолюбивыми, храбрыми и верными своей общине, своему роду. Гостя всегда встречали хлебом и солью, предлагая самое лучшее, что имелось в доме.

Беспокойные соседи

Славяне поселились между Европой и Азией, в землях с уникальным запасом ресурсов и плодородной почвой. Заняли они обширную территорию практически безболезненно, так как места хватало всем. Но богатства земли привлекали грабителей. Беспокойные соседи славян - кочевники авары, хазары, печенеги и половцы - постоянно совершали набеги на деревни. Нашим предкам приходилось объединяться против них и сообща бить незваных гостей. Это научило их военному делу, постоянной готовности к опасности, частой смене мест обитания, выносливости. Но сами по себе славяне были невоинственными, дружелюбными, они уважали права других, никогда не имели рабов.

Вместо заключения

До того, как князь Владимир крестил Русь, славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы, строили капища и создавали кумиров, приносили им жертвы (не человеческие). Особенно был развит культ предков, в том числе и умерших. Христианство позволило древнерусскому государству стать ближе к Европе, но в то же время украло многое. Были уничтожены объекты материальной, духовной и культурной ценности, утратилось то, что выделяло славян среди других народов. Появился некий симбиоз, который хоть и имел элементы прежней культуры, формировался под влиянием Византии. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Происхождение и культура древних славян
Содержание:

Введение 3

Происхождение славян

Религия древних славян

Социальный строй

5. Введение

“История исследований происхождения и религии славян – это история разочарований” – так сказал видный славяновед Станислав Урбанчик, и у него были основания заявить это. Можно сказать, что от культуры славян не осталось ничего, так как почти все было уничтожено христианством. 70 лет назад Ватрослав Ягич, один из творцов исторической и лингвистической славистики, говорил, что согласился бы отдать всю накопившуюся научную литературу по данному вопросу за несколько древних текстов славянской культуры. С тех пор крупных находок подобных текстов не отмечалось, хотя археология добилась успехов, обнаружив и исследовав ряд неизвестных ранее древнеславянских поселений и культовых сооружений.

Происхождение славян

“- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, о рождении русского рода,

о законах, Сварогом данных!

  • Ничего не скрою, что ведаю...”

    “И пошли у Живы Cвароговны с молодым Дажьбогом Пepуновичем.

    скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей - Кия, Щека и Хорива младшего.

    Их поила Земун молоком своим, колыбель качал бог ветров Стрибог, их Семаргл согревал, Хоpс им мир озарял.

    Появились у них и внуки, а потом появились правнуки - то потомки Дажьбога и Живы и Роси - русалки прекрасной, то народ великий и славный, племя то по имени - Русь”

    Песни птицы Гамаюн

    Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

    Рыбаков в своей книге "Мир истории" пишет, что славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, балтийские ("литовско-латышские"), романские, греческие, индийские ("арийские") и др., раскинувшиеся еще в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще не всю Европу и не заселили еще Индостан.

    Предполагаемая максимальная территория расселения предков наших славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке - до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

    Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое. Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Проблему составляет не только определить прародину славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

    В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Приднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.

    Многие славяне, обитавшие на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу. Лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских. Северяне, соседи полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною. Дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги. Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане, на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, основавшие Новгород.

    Наиболее развитыми и культурными среди славянских объединений были поляне. По данным летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

    Религия древних славян

    Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило - бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун -бог грома и молнии. Перун был также богом войны и оружия, а потому его культ впоследствии был особенно значителен в дружинной среде. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Известны также «скотий бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл, Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы - волхвы и кудесники. Язычество сохранялось до 988 года, до вторжения христианской веры

    В договоре Олега с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися росичи в верности, имея к нему особенное уважение, так как он считался покровителем скота, главного их богатства. Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался Ладо; ему жертвовали вступающие в брачный союз. Купалу, богу земных плодов, почитали перед собиранием хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались венками, раскладывали ввечеру огонь, плясали около его и воспевали Купала. 24 декабря славим Коляду, бога торжеств и мира.

    У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота.

    Социальный строй

    Тогдашний уровень развития производительных сил требовал значительных затрат труда для ведения хозяйства. Трудоемкие работы, которые нужно было выполнять в ограниченные и строго определенные сроки, мог выполнить только коллектив. С этим связана большая роль общины в жизни славянских племен.

    Обработка земли стала возможна силами одной семьи. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делала излишним существование прочных родовых коллективов. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, т.к. могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизация) и включения в состав общины рабов.

    Каждая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь были личной собственностью каждого общинника. Общую собственность составляли пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы могли периодически делиться между общинниками.

    Распаду первобытно-общинных отношений способствовали военные походы славян и, прежде всего, походы на Византию.

    Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей - князей и родоплеменной знати - лучших мужей. Постепенно вокруг князя складывается особая организация профессиональных воинов - дружина, члены которой и по экономическому, и по социальному положению отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.

    Важнейшие вопросы в жизни общины решались на народных собраниях -вечевых сходах. Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

    Культура славян

    О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей.

    До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени.

    В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Памятником каменотесного искусства древних славян остались большие гладко обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч.

    Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Вплоть до наших дней на высоких берегах рек и озер сохранились остатки древних славянских поселений, которые теперь изучаются археологами. В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.

    Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.

    Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на

    современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу.

    Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от

    Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Но они также разводили домашний скот, били зверя и ловили рыбу, занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде. Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых изготовляли

    украшения. За все это расплачивались ходкими и ценными товарами, которые играли роль денег: пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

    Около древних славянских городищ нередко можно встретить круглые или удлиненные земляные насыпи - курганы. При раскопках в них находят остатки сожженных человеческих костей и обгоревшую в огне утварь. Древние славяне сжигали покойников на погребальном костре и останки хоронили в курганах.

    Сначала в Древней Руси было несколько отдельных племенных княжений, на месте которых в IX в. возникла могучая русская держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья.

    В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси». М., «Наука» 1988.
    2. Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян». М., «Наука» 1986.
    3. Велесова книга
    4. Песни птицы Гамаюн
    5. Иванов В. “Повести Древних Лет”
    6. Забылин М. “Русский народ его обычаи, предания и суеверия” 1880.
    7. Снисаренко “Третий пояс мудрости”
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http :// www . allbest . ru /

    Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

    Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

    на тему « Культура древних славян »

    Выполнил:

    Якимова А. Г.

    Тамбов 2014

    • Введение
    • Глава 1. Происхождение славян
    • Глава 2. Культура древних славян
    • Глава 3. Представление устройства мира
    • Глава 4. Гостеприимство
    • Глава 5. Жилые дома
    • Глава 6. Прядение и ткачество
    • Глава 7. Оружие
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Хотя славяне вступили в раннее Средневековье уже не монолитным народом, а разделённым на три основные племенные образования (венедов, склавин и антов, согласно византийским источникам), в рассматриваемый период происходит раннесредневековое географическое и связанное с этим частично культурное обособление друг от друга западных, восточных и южных славян. Тогда же начинается становление славянских народностей и государств с их участием.

    В современной России наша жизнь постоянно перекликается с православной культурой. Часто можно слышать, что религия, достойная называться религией, появилась у нас только тысячу лет назад - после принятия христианства. А до этого события были разве что варварские, примитивные культы, духовная первобытность.

    Справедливо ли это?

    О славянском язычестве известно очень много. Учёные-археологи, этнографы, историки, - не первое столетие расшифровывают старинные рукописи, истолковывают обряды, объясняют археологические находки.

    Учёные не сомневаются: в эпоху, когда складывались мифы, люди умели думать нисколько не хуже, чем теперь. Просто они думали и выражали свои познания на другом языке - на языке мифа.

    Древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

    Например, нельзя передавать предмет через порог, на свадьбе нужно разбить тарелку и т.д. Почти все наши обычаи пришли к нам из языческих племён. В этих корнях таится наше мировоззрение. Если мы изучаем греческих, римских Богов, мы обязаны знать наших. Человеку необходимо помнить, откуда он родом. Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связаны с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

    Глава 1. Происхождение славян

    Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

    Религия - одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (духов и богов).

    В одной из книг Валентина Седова «Славяне. Историко-археологическое исследование» написано, что «Славяне впервые упоминаются в исторических произведениях начала нашей эры. Европа в то время членилась на два различных мира. Её южная часть, примыкающая к Средиземноморью на юге и достигающая Дуная и Эльбы на севере, была территорией Римской империи, знала городскую жизнь и характеризовалась высокой культурой и экономикой, развитыми ремеслами, строительством и военным делом».

    Эти же источники ретроспективно упоминают о славянских племенах в VI веке. Археологами, как однозначно славянские, определяются следующие археологические культуры V-VI веков:

    Пражско-корчакская (полоса от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы), Пеньковская (от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона)), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра), Колочинская (ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России).

    Киевская археологическая культура II-IV веков большинством археологов сейчас считается предшественников вышеперечисленных культур.

    Славянские племена издавна занимались земледелием, охотой, рыболовством и скотоводством. Кроме того, во многих поселениях славян, возникавших в долинах Днепра, Донца и Волхова, налаживались примитивные ремесла, включая гончарное и ткацкое. На значимость сельского хозяйства для раннего племенного общества славян указывает преобладание соответствующих культов и природных богов восточнославянского языческого пантеона.

    В.В. Седов в своей статье «Анты», считает, что принадлежность антов к славянскому этносу несомненна - «Прокопий прямо сообщает, что анты и славяне пользуются общим языком, у них одинаковый быт, общие обычаи и верования, а некогда и имя было одним и тем же. В сочинении «Стратегикон» Маврикия, относящемся к концу VI в., описание жизни и нравов славян и антов дается нерасчлененно.

    Однако из сведений византийских историков VI в. видно, что различия между антами и славянами не сводились к чисто территориальным. Анты неоднократно называются в источниках, наравне с такими этносами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы по каким-то признакам различали славян и антов и тогда, когда они служили наемниками войска империи. Очевидно, анты и славяне были отдельными племенными образованиями, различия между ними носили этнографический характер, а в языковом отношении не выходили за рамки диалектной дифференциации».

    По мнению археолога В.В. Седова, 5 племенных союзов антов положили начало славянским племенам -- хорватам, сербам, уличам, тиверцам и полянам.

    Также интересна и генетическая схема С.Ф. Платонова. Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, ещё в VII веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и Верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы и дужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Продвигаясь вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в непосредственную близость с финскими племенами, оттесняли их всё дальше на север и северо-восток. Литовские племена понемногу отступали к Балтийскому морю под напором славянской колонизации.

    Глава 2. Культура древних славян

    Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом.

    Ведическая культура существовала на славянских землях еще до того, как Русь прошла крещение. Местные жители называли себя ариями, что переводится, как несущие благо. Каждый должен был нести добро не только себе, но и окружающим и быть полезным для всех. Любое добро и благо связывалось с понятием коллектива и соборности. Все решения принимались исключительно на общих советах. Высказаться мог каждый желающий.

    Антон Маншин в статье «Ведическая культура древних славян» писал, что «только таким образом могло быть принято верное решение».

    Основной идеей культуры ведов было понятие об общности духа людей, которые говорят на одном языке и придерживаются одной цели - сохранение и умножение богатств, как материальных, так и духовных.

    Общая идейная основа этой культуры - вера в существование духовного мира и разумного начала в живой окружающей среде. Эта вера всегда подкреплялась духовной практикой. Ведизм был основой язычества.

    Ведическая культура у древних славян основывалась на учениях о вере во Всевышнего, а народные традиции и устные предания дошли и до нашего времени. Русский ведизм отличается от других ведических вер. Он интернационален в своем содержании, но национален в образе, языке и истоках.

    Основным отличием основ ведической культуры была ценность жизни человека. На сегодняшний день моральных устоев в обществе осталось достаточно мало, а человеческая жизнь ценится все меньше и меньше.

    Центральное место в религии того времени занимал Бог. Религия была монотеистической. Поэтому все кто причислялся к числу правителей, автоматически считались святыми и преследовали лишь цель всеобщего благополучия. Торговцы тоже стремились к общим благам, мотивы личного обогащения отсутствовали. Все служили лишь единому Господу. Люди были уверены в строении этого мира и его законах.

    На первом этапе языческой культуры славяне «клали требы упырям и берегыням», т. е. приносили жертвы злым и добрым духам, действовавшим по их представлениям в окружающем мире. К злым духам относились упыри - вампиры, оживающие мертвецы, оборотни. Упырям противостояли добрые духи - берегыни, и люди старались им помочь путем заклинаний и ношения амулетов - оберег. Злым духам славяне также ставили подношения с тем, чтобы умилостивить их.

    На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам». Род и рожаницы представлялись в виде божеств плодородия. Род был творцом вселенной. Он вдувал в людей жизнь, повелевал небом и стихиями. Рожаницы - богини плодородия. У Рода были «помощники» - Ярило и Купала. Ярило олицетворял собой весну и представлялся в виде красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне.

    На третьем этапе языческой культуры славяне стали поклоняться многим богам. Небом стал «владеть» Сварог, которого считали верховным властителем вселенной. Сыном его считался Сварожич - бог огня и покровитель кузнечного дела. Почитался славянами бог Волос, или Велес, - покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что Велес способствует обогащению людей. Эта его функция позднее выдвигается на первое место. Покровителем воинов был Перун. В эпоху военной демократии Перун «захватывает» верховную власть над языческими богами, вытесняя Сварога. Прежде Перун считался покровителем грома и молний.

    Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов культуры. Поклонение языческим идолам сопровождалось ритуалами, которые не уступали в пышности, торжественности и воздействии на психику христианским обрядам. Культовым действом руководили жрецы - волхвы. Эти обряды и языческие празднества способствовали развитию основных форм народного творчества - фольклора, зачатков музыкального, драматического и танцевального искусства. В ходе обрядовых празднеств пелись песни, произносились заговоры и заклинания, устраивались массовые пляски и хороводы, совершались драматические действия с участием ряженых, пение и танцы сопровождались игрой на несложных музыкальных инструментах - гуслях, дудках, рожках и бубнах.

    У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом. К числу таких преданий восточных славян можно отнести легенду о Кие, Щеке, Хориве и основании ими Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи и многие другие.

    Глава 3. Представление устройства мира

    Учёные говорят, что мир казался древним славянам похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов существовали сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери - родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей.

    Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, располагалась сама Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний Мир, Мир Мёртвых, Ночная Страна. Когда там был день, у нас наступала ночь.

    Чтобы попасть туда, нужно было пересечь Океан-море, окружившее Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.

    Вокруг Земли, подобно яичным плёнкам и скорлупе, расположены девять разных небес.

    Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно - для Солнца и звёзд, другое - для Месяца, ещё одно - для туч и ветров и т.д.

    Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо всего больше похоже на громадный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни жёлуди, но также семена всех других деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров, и на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший» олень, «старший» волк и так далее. Их называли ещё «старыми». В прежние времена смыслом слово «старый» было «крепкий», «зрелый», «матёрый».

    Славяне полагали, что именно на небесный остров улетают осенью перелётные птицы. Туда же возносятся души зверей, добытых охотниками, и держат ответ перед «старшими» - рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним, не причинять лишних мучений. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился - не оберётся беды.

    Язычники жили в природе и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека.

    Чудесный остров на седьмом небе славяне называли «ирием», или «вирием». Некоторые учёные полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашем понятии с христианством. А ещё ирий называли островом Буяном.

    Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, супружеской парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Бога Неба называли Сварогом. Это имя восходит к незапамятно древнему слову, означающему «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Советский учёный, переводчик и историк называет другое имя Неба - Стрибог - в переводе на современный язык «Отец-Бог». Сварог установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа.

    В «Слове о полку Игореве» - знаменитом памятнике словесности, созданном в конце XII века, - среди языческой символики можно найти иносказательное название ветров: «Стрибожьи внуки». Это говорит о том, что ветры считались внуками Неба.

    Десятого мая справлялись «именины Земли»: в этот день её нельзя было беспокоить - пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом её касались ладонью, вынимали кусок дёрна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. Богиню земли звали Макошь - Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая. Одним словом - Земля.

    У западных славян воплощением зла был Чернобог: это имя говорит само за себя. Веровали в него или нет восточные славяне, определённо сказать нельзя.

    А вот злая Богиня Морана (Морена, Марана) совершенно точно была известна и на Западе, и на славянском Востоке. Её связывают с темнотой, морозом и смертью. Мария Семёнова в книге «Мы - славяне» пишет: «… её имя родственно таким словам, как «мор», «мрак», «марево», «морок», «морочить», «смерть» и ещё многим столь же недобрым. От Индии до Исландии известны мифические персонажи, причиняющие всяческое зло: буддийский Мара, искушавший праведных отшельников, скандинавская «мара» - злой дух, способный замучить спящего, «затоптать» его насмерть, Морриган, Богиня древних ирландцев, связанная с разрушениями и войной; наконец, французское слово «кошмар»«.

    Язычество на Руси отличалось терпимым отношением к иным религиям, в том числе христианской.

    религия язычество ведический славянский

    Глава 4. Гостеприимство

    Всем доводилось слышать о нашем гостеприимстве. Многие восторгаются самоотверженным благородством хозяев.

    Дело заключалось в «своём» и «чужом», в пересечении границы между мирами. Гость является с «чужой» стороны и хозяин не знал, кто он таков, доброжелателен ли или вообще человек ли он. Известно, как хорошо умеют притворяться людьми разные мифические существа, зачастую опасные. И хозяева попросту не хотели их гневить.

    Но даже если на пороге стоял самый обычный человек, и притом не имеющий ни малейшего отношения к чародейству, всё равно ссориться, обижать его было опасно. Мария Семёнова, автор книги «Мы - славяне», утверждала, что «древние верили: обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетического заряда. Куда, в кого «выстрелит» этот заряд - предугадать невозможно».

    У многих народов подобные верования со временем позабылись, превратившись из религиозных запретов и норм в нравственные.

    Глава 5. Жилые дома

    В древности каждый человек строил жильё для себя и своей семьи сам, - если требовалось, на помощь звали родственников, соседей, друзей.

    Жилища древних славян имели несколько особенностей, которые отличали их от построек иноплеменных современников - германцев, тюрков, греков и других народов.

    Чаще всего наши предки выбирали для строительства именно дерево - материал, который не теряет популярности и в наши дни.

    Славяне строили свои дома в виде землянок или полуземлянок, а глиняную печь располагали в дальнем углу помещения. Особенностью славянского жилья также является использование обереговой символики и орнаментов, которые наносились на стены. Что касается выбора строительных материалов, славяне были крайне категоричны. Они верили, что некоторые породы дерева смогут уберечь дом от беды, в то время как другая древесина принесет несчастье. Как правило, славянские дома строились из сосны, лиственницы и дуба. Любопытно, что осину славяне считали деревом нечистой силы.

    При выборе древесины значение имела каждая мелочь - местность, где росло дерево, форма, сторона, в которую упало при рубке. Славяне не использовали деревья, которые росли на кладбищах и в священных местах, также отказывались от рубки молодого или старого дерева. Если дерево имело дупло, нарост или просто необычную форму, наши предки считали его жилищем злого духа.

    Нельзя было строить дом там, где проходила дорога, на месте бани, на месте, где были обнаружены кости, на месте, где была пролита кровь, опрокинут воз, там, куда ударила молния и т.д.

    Счастливыми местами считались места обжитые и те, где скотина отдохнуть приляжет.

    Чтобы определить пригодность места для строительства, люди чаще всего гадали.

    Уже само начало строительства славянского дома было отмечено определенным обрядом, так называемая строительная жертва (закладывание (заклятие) на чью-либо голову). Это, скорее всего, связано с тем, что по древним верованиям все Мироздание было сотворено из жертвы, одним словом, чтобы построить что-то одно, нужно пожертвовать чем-то другим.

    Так вот и появилось поверье, что первый, вошедший в дом человек, станет этой жертвой, и обязательно умрет (именно отсюда пошел обычай запускать первую в дом кошку/петуха/собаку).

    Говорят, что и без крови не обходилось в самые-самые древние времена. Так при постройке каких-либо очень значимых сооружений и человеческая жертва имела место быть.

    Наши предки понимали, что приносить в жертву людей не очень хорошо и у восточнославянских племен в этом качестве чаще всего выступали кони, петухи и курицы.

    В качестве строительной жертвы так же могло выступать и какое-нибудь молодое деревце, например березка.

    Глава 6. Прядение и ткачество

    В эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

    К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Мария Семёнова писала, что «наши прапрабабушки трудились, буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…».

    Конечно, хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Воспитание девочек было направлено практически в первую очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях».

    Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке.

    В статье Антона Голубцова «Одежда древних славян, автор указывает на то, что «Славяне обладали в конце первого тысячелетия, довольно богатым гардеробом, несомненно, более богатым и нарядным, чем в период их первоначального единства. Однако в этом гардеробе, было уже, разумеется, много заимствованного, особенно в гардеробе свободных и имущих классов».

    Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и т.д.

    Одежда никогда не была для древних людей просто «совокупностью предметов, которыми покрывают, облекают тело», как можно прочитать на страницах современного словаря. Она значила для них гораздо больше. Наши далёкие предки скорее согласились бы с нынешними экстрасенсами, которые утверждают: человеческое биополе «впитывается» в одежду и задерживается на ней. Поэтому им иногда удаётся найти пропавшего человека, подержав в руках что-то из его одежды (или какую-нибудь личную вещь). Они остаются некоторым образом связанными со своим хозяином, где бы он ни был.

    Глава 7. Оружие

    На «славянской равнине» обитали не дикари, а талантливый и гордый народ, обладатель мощной культуры, за которой, как и у всех соседних племён, стояли века традиций - воинских и ремесленных.

    Время и научные исследования, к счастью, расставили всё по местам. Выяснилось, что и викинги нас не завоёвывали, и наши кузнецы-оружейники в своих мастерских создавали не жалкие подражания, а настоящие шедевры.

    Чтобы получить металл с неравномерным содержанием углерода, западноевропейские и славянские кузнецы брали прутья или полосы железа и стали, складывали или скручивали их вместе через один и затем множество раз проковывали, вновь складывали в несколько раз, перекручивали, собирали «гармошкой», резали вдоль, проковывали ещё раз и так далее. Получались полосы красивой и очень прочной узорчатой стали, которую травили для выявления характерного рисунка «ёлочкой». Эта сталь и позволяла делать мечи достаточно тонкими без потери прочности, это благодаря ей клинки распрямлялись, будучи согнуты вдвое.

    Рукояти древних мечей были богато и разнообразно отделаны. Мастера умело и с большим вкусом сочетали благородные и цветные металлы - бронзу, медь, латунь, золото и серебро - с рельефным узором, эмалью и чернью. Особенно любили наши предки замысловатый растительный узор. Носили мечи в ножнах, которые делались из кожи и дерева.

    Любопытно, что славяне, сами воспринявшие саблю у соседей, до некоторой степени способствовали её проникновению в Западную Европу. По мнению специалистов, именно славянские и венгерские мастера в конце Х - начале ХI века изготовили шедевр оружейного искусства - так называемую саблю Карла Великого, ставшую позднее церемониальным символом Священной Римской империи. Вообще же в европейском воинском обиходе сабля появилась позже, чем на Руси.

    В глубочайшей древности человечество не знало защитных доспехов: первые воины шли в бой нагими. Однако история никогда не стояла на месте, технический прогресс двигался своим чередом. Со временем воины надели одежду и начали употреблять всевозможные защитные приспособления. При этом праотеческий закон, предписывающий в сражении наготу, отнюдь не был забыт. Уйдя из повседневной воинской жизни, он остался «на крайний случай», для последнего смертного боя, когда наш далёкий предок уже не заботился о сбережении жизни и помышлял лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Перуну, покровителю воинов.

    Заключение

    В ходе работы были сделаны следующие выводы:

    Культура древних славян - тема многослойная, сложная: с одной стороны, она уводит нас в глубину отдаленных тысячелетий первобытности, а с другой - явно и полнокровно проявляется в обиходе русской пореформенной деревни.

    С течением веков славянское язычество все более становилось.

    Язычество надолго удержалось, и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

    Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса.

    С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры утвари и одежды.

    Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды. Торжественными праздниками, всеобщими «событиями» были такие древние обряды, как встреча весны, масленица и Купала, с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья.

    Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы.

    Культура древних славян - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии, как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Она неразрывно связана с нашим временем. Культура, существовавшая больше тысячи лет назад, находит своё место и в нашем времени.

    Список литературы

    1. Мария Семёнова «Мы - славяне» (Энциклопедия 1997 год)

    2. Мария Семёнова «Мы - славяне» (Справочник 1997 год)

    3. Валентин Седов «Славяне» (Статья 2003 год)

    4. Валентин Седов «Славяне. Историко-археологическое исследование» (Статья 2006 год)

    5. В.Н. Засухина «Идея соборности как органичный элемент русской духовной культуры» (Диссертация 2008 год)

    6. Антон Маншин «Ведическая культура древних славян» (Статья 2009 год)

    7. Антон Голубцов «Одежда древних славян» (Справочник 2009 год)

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      История формирования верования древних славян: источники сведений в данной сфере, этапы и направления их становления и развития, религия, идолы капища, жречество. Общая характеристика главных праздников и обрядов древних славян: свадебных и погребальных.

      курсовая работа , добавлен 15.10.2013

      Изучение основных факторов, повлиявших на развитие древнерусской культуры. Мир в представлении древних славян. Крещение Руси и изменения, последовавшие вслед за этим. Возникновение письменности. Летописи, литература, фольклор, искусство древних славян.

      реферат , добавлен 02.12.2011

      Языческая религия древних славян. Стадии развития язычества. Особенности мифологического мировоззрения наших предков. Религиозно-мистические обряды и праздники, приуроченные к важнейшим моментам сельскохозяйственного календаря. Семейно-родовые культы.

      реферат , добавлен 01.12.2013

      Культура древних славян. Велесова книга. Мир в представлении древних славян. Боги и обряды. Пантеон богов. Племенные группы восточных славян. Годичный цикл древнерусских празднеств. Живопись, скульптура, музыка, ремёсла.

      реферат , добавлен 18.11.2006

      Хронологические рамки существования славянского язычества; его символика. Описание защитно-заклинательной внешней орнаментации русской избы и внутреннего убранства ее различными оберегами, амулетами и жезлами. Традиционные одежды и украшения язычников.

      реферат , добавлен 23.04.2011

      Верования древних, их представления о мире и месте в нем человека. Фетишизм и тотемизм туземцев, возникновение зоолатрии и анимистических культов. Религия древних египтян, их вера в бессмертие души. Своеобразие духовной культуры Древней Греции и Рима.

      курсовая работа , добавлен 10.02.2010

      Cтановление государства у древних восточных славян и зарождения русской культуры. Образ жизни народов Древней Руси, фольклор, литература и письменность, зодчество, искусство и живопись (иконопись), одежда. Постороннее влияние на культуру Древней Руси.

      курсовая работа , добавлен 16.10.2012

      Бог коляда как Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни людей, его значение в мифологии и религии древних славян. Принципы составления древнеславянского календаря, источники формирования названий времен года, их одушевление и значение.

      презентация , добавлен 05.01.2014

      Культура восточных славян как слой отечественной культуры. Связь искусства и фольклора древних славян с язычеством. Славянская мифология, художественное ремесло. Византийское культурное наследие. Средневековая русская литература, образование и религия.

      реферат , добавлен 12.06.2010

      Источники реконструкции мифологических и религиозных представлений древних славян, характеристика фундаментальных исследований. Мифология древних славян как отражение их культурных представлений о мире. Пантеон богов и главные причины его варьирования.