Open
Close

Стили управления коллективом учреждения. Сплоченный коллектив — что под этим понимается

Стиль руководства - способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

  • Директивный стиль (авторитарный);
  • Демократический стиль (коллегиальный);
  • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики.

Успешные топ-менеджеры - и мужчины, и женщины - не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Ни одно общее дело не обходится без служебной лестницы. Всегда у коллектива должен быть руководитель, способный принимать решения, задавать курс развития, оценивать результат. От того, какие отношения построит руководитель с подчиненными, во многом зависит успех любой организации.

Что такое стиль руководства

Методы управления персоналом объединяются в группы и называются стилем руководства. Очень важно выстроить такие отношения с сотрудниками, при которых коллектив:

  • не допустит фамильярности;
  • будет уважать требование руководителя;
  • не будет испытывать чувство страха при появлении начальства;
  • будет уверен в справедливом к себе отношении.

Главная задача главы организации – обеспечить комфортное пребывание подчиненных на рабочем месте, что позволит стабильно удерживать высокий уровень производительности. В состоянии стресса любой работник неизбежно будет совершать ошибки, через силу выполнять работу, что обязательно станет причинной низкого результата. В то же время не стоит ровнять себя по статусу со всем коллективом. Руководитель, дружащий с подчиненными, перестает быть лидером в глазах окружения. К требованиям такого начальника работники относятся не как к обязательным задачам, а как к несрочным просьбам.

Внимание! Если руководитель не может держать дистанцию в коллективе, его предприятие обречено на низкие результаты, так же, как и в случае тирании на рабочем месте.

Основные типы, их характеристика

Взаимоотношения с подчиненными можно выстраивать по нескольким принципам. От того, как будет вести себя руководитель, и какими будут отношения в коллективе, зависит настрой на рабочий лад всех без исключения.

Коллегиальный

Коллегиальный стиль, выбранный руководством, – это ключ к успеху компании. Этот тип управления еще называют демократическим. Он обеспечивает вовлеченность в процесс всего коллектива. Каждое направление, от администрирования до микроменеджмента, получает область ответственности и прав одновременно, позволяющую проявлять инициативу, вносить изменения в рабочий процесс. Это наделяет каждого своей, пусть и небольшой, властью, повышая эффективность трудовой деятельности. Специалист определенного профиля является профессионалом на своем поле деятельности, ему одному понятно все до мелочей, и он сам лучше других способен предложить некоторые изменения в регламент работы, облегчающие выполнение своих задач.

Мудрый управленец позволяет специалистам предлагать нововведения относительно своего профиля. Отношение к любой профессии он проявляет исключительно уважительное, даже к уборщице – в кабинетах без нее станет грязно и некомфортно. В коллективе с коллегиальным стилем управления нет направлений, уступающих друг другу по степени важности. Все люди на таком предприятии выполняют одинаково важную работу – каждый в соответствии со своими навыками.

Авторитарный

Стили руководства, подавляющие инициативу сотрудников, загоняют в тупик любое предприятие. При авторитарном стиле управленец не доверяет своему коллективу, строит свои отношения с ним так, будто в подчинении преобладают неспособные к мыслительным процессам и профессионализму люди. Деятельность каждого сотрудника постоянно критикуется, преобладает метод наказаний, полностью исключающий всяческие поощрения.

Такой стиль имеет право на существование, потому как его эффективность проявляется в военном деле, на службе. Он необходим в армии и военных училищах, на боевых заданиях. Солдат должен подчиняться приказам старшего по званию, что позволяет добиваться поставленных стратегических целей.

Административный

При административном стиле управления персоналом руководитель строго придерживается регламента, плана действий. Однако все распоряжения о работе поступают коллективу из вышестоящей организации. Руководитель сам лишен какой-либо свободы действий и обязан лишь подчиняться указаниям, распределяя нагрузку на подчиненных, постоянно контролируя ход работы. Такой тип управления преобладает в государственных учреждениях, таких как Пенсионный Фонд или Налоговая служба.

Наказания и поощрения сотрудников происходят также в соответствии с установленным административным регламентом:

  • допустимый размер премий;
  • благодарность;
  • лишение какого-то одного вида премии (месячной или квартальной);
  • выговор.

Руководитель в такой обстановке часто не склонен повышать голос, потому как весь ход управления корректируется не авторитетом и давлением личности, а навязанными правилами.

Современные стили руководства

Разработанные и изученные современные стили лидерства и руководства позволяют выделить пять наиболее успешных и популярных:

  • Харизматический. Он основан на лидерских качествах руководителя. Группы людей готовы следовать по выбранному пути, вслед за главой, безоговорочно доверяя его мнению;
  • Трансанкционный. Такой вид управления характеризуется короткими дистанциями – заданиями для персонала. Эффективным он становится тогда, когда в работе на пути к отдаленной во времени цели специалисты могут утратить энтузиазм, деятельность превращается в рутину. Трансанкционный стиль разделяет процесс на наиболее короткие отрезки, которые в совокупности с оптимальными сроками исполнения вносят разнообразие в рутину. Чем ближе цель, тем проще ее достичь.
  • Сервисный. Организация деятельности, основанная на этом стиле, позволяет персоналу чувствовать себя значимыми для руководителя, а также является основой комфорта на рабочем месте. Крупные современные компании действуют на западный манер: создают комнаты отдыха, иногда с тренажерами, игровыми автоматами и легкими угощениями. В перерывах между продуктивными рабочими часами персонал с удовольствием отвлекается, разминается, отдыхает, что позволяет качественно повысить трудовую деятельность в течение всего рабочего дня.

  • Командный. Психология стиля заключается в самом названии – не существует организационной иерархии. Есть команда, каждый член которой – незаменимый профессионал, имеющий свою область ответственности. Деятельность компаний, основывающих свой менеджмент на командном стиле управления, определяют как наиболее успешную, способную оказывать влияние на конкурентов, вытесняя их с рынка.
  • Интерактивный. Это стиль, означающий интерактивную вовлеченность руководителя в рабочий процесс и эмоциональный контакт с сотрудниками. Умение сблизиться с каждым, беседуя не только на общественные, организационные темы, но и на личные – залог повышения уровня доверия.

Роль методов управления в организации

Методы управления, применяемые к коллективу, значительно влияют на ежедневный рабочий процесс. В зависимости от ситуации, должно меняться поведение руководителя. К примеру, в авральных случаях предпочтение отдается командному или авторитарному стилю, когда нет времени на нововведения, рассуждения и обкатывание новшеств. Правильно выбранная методология в разы повышает эффективность работы всего предприятия.

Интересно. Не вовремя выбранная авторитарная форма управления может раз и навсегда изменить отношение персонала ко всей работе. Постоянное давление и критика со стороны начальства, с педагогической точки зрения, оказывают негативное воздействие на микроклимат в коллективе.

Для вживления коллектива в работу важно создать комфортные условия, необходимо обеспечить его материалами, техникой, ресурсами – всем, что влияет на сущность ведения дел. Когда сотрудник чувствует свою нужность, профессиональную пригодность, он готов трудиться на благо дела. Но, если руководство не обращает внимания на то, что половина персонала сидит на сломанных и скрипучих стульях, и сотрудники сами себе покупают канцелярию, такое предприятие становится совершенно не конкурентноспособным. Бывает даже так, что увольняющиеся специалисты не упускают шанса нанести скрытый ущерб деятельности, что характеризует их поведение как способ компенсации за доставленные неудобства.

Как подобрать наиболее эффективный

Прежде всего, любой руководитель обязан владеть хотя бы кратким обзором всех существующих управленческих типов, для того чтобы выбрать для себя наиболее подходящий. Все остальные критерии лежат в основе возможностей предприятия и особенностей его существования.

Внимание! Важно оценить потребности всей компании. Если это производство, основанное на автоматизме, достаточно ограничиться контролем качества и организацией досуга в перерывах. Если речь идет об обществе с интеллектуальным уклоном, хорошим мотиватором к продуктивному труду станет командный тип руководства.

  • Обязательно следует оценивать качество профессионализма специалистов. Чем выше его уровень, тем больше прав ему можно дать, показав свое доверие и простимулировав на новые подвиги.
  • Размер компании имеет значение. В больших коллективах имеет смысл разделить обязанности между сотрудниками, делегировать им некоторые права. Один руководитель не в состоянии качественно контролировать работу каждого, рискует упустить важные моменты, пойти по ложному пути развития. Только организации с малой численностью могут быть под началом одного лидера, когда он физически может уделить достаточно времени работе каждого специалиста.

  • Даже выбрав авторитарный стиль управления, нельзя забывать об уважении к служащим. Если работа подразумевает наличие приказного тона, это не значит, что допустимо опускаться до оскорблений и переходить на личности. Выбирая авторитарный стиль, стоит оценить свои лидерские способности и умение самостоятельно принимать самые глобальные решения, без помощи команды.

Таблица стилей

Сравнительная таблица стилей руководства

Параметры к сравнению Стиль руководства
Коллегиальный Авторитарный Административный
Инициатива специалистов Поощряется, приветствуется Исключается Допускается, если не противоречит регламенту
Способ принятия решений На общем собрании, в результате обсуждений Единолично В соответствии с указаниями, после обсуждения со специалистами
Способ внедрения плана работы Предлагаются варианты Поступает в виде приказа Сообщается как заданная цель
Способ распределения ответственности Коллективный, разделена на группы Несет самостоятельно, иногда перекладывает на подчиненных Полностью возлагается на руководителя
Тип взаимоотношений с подчиненными Общение на равных, без значительного иерархического превосходства Зависит от сиюминутного настроения Мягкий, допускающий личные темы

Все эти стили руководства могут быть эффективными только тогда, когда деятельность организации соответствует выбранному варианту. Грамотный руководитель, владеющий азами психологии, знает, что даже авторитарный стиль не должен исключать уважение к сотрудникам. Можно быть жестким в своих решениях, но нельзя допускать унижений подчиненных. Работоспособность коллектива всегда выше, если люди в нем чувствуют свою значимость для руководства.

Видео

В европейских, американских компаниях системы управления персоналом существуют давно. Количество сотрудников кадровых служб достигает 1-1,5%. Тенденция обретает популярность в Украине. О том, что такое HR-менеджмент, читайте прямо сейчас.

Что такое управление персоналом?

Управление персоналом (HRM, HR-менеджмент) - знания, методы, направленные на поиск, обучение, администрирование кадровых потоков . Главная задача - организация рабочих процессов так, чтобы каждый участник в полной мере выполнял возложенные на него обязанности. HRM условно можно разделить на 3 группы по типу решаемых проблем:

  • полноценное взаимодействие, подразумевающее обучение, оценку, правильную организацию труда, мониторинг окладов, мотивацию, системы штрафов за ошибки;
  • стратегическая работа, направленная на подготовку конкурентоспособного, высококвалифицированного персонала.

HR-менеджмент - сложное направление. Люди, что отличает их от материальных, нематериальных потоков, ошибаются, принимают личные решения, необъективно оценивают свои силы.

Основные цели HR-менеджмента

К основном целям HRM стоит отнести:

  • подбор менеджеров для полноценной комплектации штата компании;
  • использование инструментов, помогающих повысить эффективность деятельности, снизить процентное количество ошибок;
  • поиск, увольнение кадров, не справляющихся с обязанностями, возложенными на них;
  • ориентация трудовых кадров на коллективную деятельность, новые достижения;
  • принятие мер, необходимых для системного развития: повышение квалификации, курсы, семинары;
  • выявление перспективных сотрудников.

HRM подразумевает полный контроль всех рабочих процессов. Внедрение основ HR-менеджмента в работу интернет-магазина позволяет избежать халатного отношения к обязанностям, конфликты, оплату работы неквалифицированных менеджеров.

Методы HRM

Если руководитель хочет, чтобы его слушались, то важно использовать основные методы воздействия HR-менеджмента:

  • экономическое воздействие. Речь идет о премиях, других видах материального поощрения, кредитовании, проценте от продаж. Наравне с «добрыми» поощрениями внедряются противоположные: санкции, штрафные баллы, лишение все той же премии. Трудишься упорно - получаешь бонус, трудишься плохо - получаешь финансовые санкции;
  • организационно-распорядительные (административные). Это директивы, внутренние приказы, закрепленный свод правил. Внедряются для поддержания дисциплины, повышения репутации лидера;
  • социально-психологические. Формируют благоприятный микроклимат в коллективе: единство, схожие цели, инициативность.

Социально-психологические методы идут рука об руку с экономическими. Рекомендуется внедрять не один из них, а несколько, оценивая трудовую обстановку на местах.

На что оказывает влияние правильно выбранный стиль управления персоналом в интернет-магазине?

Профессиональный лидер использует разные способы воздействия. Такая политика позволяет качественно организовывать работу, достигать следующих целей:

  • воспитание молодых кадров, что помогает вырастить квалифицированный персонал, ориентированный на успешную работу в компании;
  • уважение, безусловная дисциплина;
  • выявление неэффективных сотрудников, что предупреждает нецелесообразное расходование средств на оплату их услуг;
  • продвижение по карьерной лестнице достойных членов коллектива;
  • организация благоприятных условий;
  • привлечение узких, ценных специалистов;
  • формирование дружной, ответственной, целеустремленной команды.

В , профессиональном трудовом коллективе неответственный сотрудник просто не сможет находиться. Правильно руководя ресурсами, владелец интернет-магазина инвестирует свое время, силы в будущую стабильность, развитие .

5 стилей управления. Плюсы, минусы каждого

HR-менеджмент включает в себя несколько стилей. Существуют их вариации, но базовыми считаются следующие:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • коучинговый;
  • либеральный;
  • задающий ритм.

Рассмотрим советы для каждого из них, плюсы, минусы.

Авторитарный

В его основе беспрекословное подчинение, руководитель не расположен к ведению диалога с кадрами, методы поощрения практически не используются . Бонусы заменяют не радужные перспективы, их рисует перед своими подчиненными лидер. Распоряжения должны быть четкими, емкими, деловыми.

Жесткий контроль показывает высокую эффективность в нестандартных случаях:

  • выполнение срочных заказов, проектов;
  • периоды кризиса, когда нет широких возможностей для поиска новой работы;
  • мотивация конфликтных, слишком исполнительных работников.

Для внедрения такой политики необходимо одно - высокий авторитет руководителя среди подчиненных. Применять ее постоянно не рекомендуется, это чревато протестами, массовыми увольнениями. От авторитарной политики стоит отказаться в случае форс-мажоров, слишком сложных заданий, он может дестабилизировать коллектив.

Плюсы:

  • высокая эффективность при нерегулярном использовании;
  • повышение финансово-экономических показателей компании;
  • ускорение деятельности коллектива;
  • высокая скорость реагирования на указания;
  • 100% контроль выполнения поставленных заданий.

Минусы:

  • краткосрочная перспектива;
  • авторитарное руководство может не мотивировать, а угнетать;
  • психологические, вмененные затраты со стороны лидера;
  • сотрудники не развиваются, не обучаются, в случае отсутствия четко поставленной задачи теряются.

Демократический

Он дает служащим возможность развиваться, самостоятельно принимать решение в вопросах, касающихся их обязанностей. В этом стиле руководитель - наставник, коллега, член команды, предпочитающий поощрительные способы мотивации. Высокую эффективность показывает на фоне нормального функционирования компании, не омраченной форс-мажорами, «горящими» сроками.

Плюсы:

  • внедрение основ коллективного администрирования;
  • поощрение инициативности;
  • благоприятный микроклимат в коллективе;
  • выявление активных, честных, целеустремленных кадров;
  • служащие чувствуют свою ответственность, не перекладывают вину за ошибки на коллег;
  • эффективен в любых сферах деятельности;
  • поиск нестандартных методов для решения непростых вопросов;
  • подходит для управления коллективами как из 2, так и из 1000 персон. В последнем случае самопроизвольно формируются инициативные группы, возглавляемые микролидерами.

Минусы:

  • не всегда демонстрирует желаемый результат в кризисных ситуациях;
  • неправильный подход приводит к снижению авторитета владельца интернет-магазина в глазах трудовых кадров;
  • велик риск снижения уровня дисциплинированности;
  • обсуждение деловых моментов занимает слишком много времени;
  • неполный контроль выполнения обязанностей.

Коучинговый

Коучинговый стиль отдаленно напоминает демократический, он базируется на ряде принципов:

  • партнерские взаимоотношения;
  • перспективы долгосрочного сотрудничества;
  • стабильное обучение рабочих;
  • мотивация, направленная на постоянное развитие.

Лидер в этой модели - творец, эксперт, мотивирующий на новые победы. Он раскрывает таланты, обладая необходимым багажом знаний, опытом. Практикуется техника разделения на группы: одна половина - сильные менеджеры, вторая - слабые, в результате происходит взаимное обучение.

Плюсы:

  • корпоративное единство;
  • отсутствие конфликтных ситуаций;
  • свобода действий, принятия решений;
  • обучение непосредственно на местах.

Минусы

Коучинг редко выбирают в качество основного инструмента. Для взаимодействия с ним необходимо обладать компетентностью в любом вопросе, большим количеством свободного времени. Целесообразное его использовать в следующих ситуациях:

  • потеря цели;
  • необходимость обучения на местах, в этом случае привлекаются успешные менеджеры, берущие учеников;
  • снижение мотивации.

Либеральный

Либеральный стиль еще называют попустительским. Таким он является. Принцип базируется на отсутствии простейшего контроля действий сотрудников. Руководитель выдает задание, после чего пускает дело на самотек. Он не участвует в обсуждениях, решении различных вопросов даже в том случае, если видит явные ошибки в действиях подчиненных.

Сотрудники выполняют задачи самостоятельно, но не всегда верно. Конфликтные ситуации, спорные моменты они решают между собой, что не способствует формированию благоприятной обстановки. Все это может негативно сказаться на эффективности выработки. Либеральную технику управления можно внедрять только в том случае, если штат компании состоит из экспертных менеджеров, не нуждающихся в точных инструкциях.

Минусы:

  • потеря авторитета;
  • анархия в команде;
  • конфликтные ситуации;
  • неравномерное ;
  • хаотичное выполнение поставленных задач, что приводит к снижению экономических показателей;
  • невозможность выполнять срочные заказы.

Стиль, задающий ритм

Мотивация, привлечение трудовых кадров базируется на принципе личного примера . Руководитель принимает участие во всех процессах, трудится плечом к плечу со штатными сотрудниками, давая им позитивный пример.

Плюсы:

  • отличная мотивация;
  • высокий авторитет руководителя в команде онлайн-магазина;
  • стихийное обучение;
  • ускоренное выполнение всех поставленных задач;
  • управление всеми процессами, что позволяет держать руку на пульсе событий;
  • возможность использовать при выполнении экстренных задач.

Минусы:

  • технику нецелесообразно применять в период кризиса;
  • неправильный подход влечет за собой снижение самооценки персонала.

Какой из стилей выбрать владельцу онлайн-магазина?

Комбинирование вышеприведенных техник - идеальная формула, вызволяющая сохранить авторитет, правильно организовать трудовые процессы. Единой формулы нет, важно ориентироваться по обстоятельствам:

  • уровень стрессовой ситуации;
  • сложность поставленной задачи;
  • особенности трудовой команды: процент новичков, опытных менеджеров, исполнителей;
  • направление деятельности компании.

В сложных ситуациях стоит делать выбор в пользу авторитарности, демократии. В периоды покоя подойдет коучинг, либеральность, собственный пример.

Выводы

Чувствуйте свой коллектив, адекватно оценивайте ситуацию, что поможет задать правильный тон общению с подчиненными. Помните, что лидер должен управлять, обучать сотрудников, недопустим переход на личности. Не увлекайтесь длительными обсуждениями, четко выставляйте сроки, старайтесь лично контролировать выполнение. Грамотный руководитель должен быть в курсе всех текущих процессов, в противном случае будет царить анархия, неуважение.

Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем, как посредником между социальной властью и членами группы на основе правовых полномочий и норм,

Различают три стиля руководства:

- Демократический – привлечение большинства членов группы к обсуждению основных вопросов.

- Либеральный – руководитель не вмешивается в деятельность группы.

Проблема изучения стиля лидерства в традиции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руково­дства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство» - тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожалению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержа­тельное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Авторитет - это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие ожидания окружающих. От авторитета ожидают, например, что благодаря большим знаниям, а часто и высоким умственным способностям, он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать. Причем правильность его советов подтвердится на практике.

Таким образом, именно авторитет руководителя является основным инструментом его психологического влияния на группу. Он всегда поддерживается с помощью многочисленных мероприятий и своеобразных «общественных ритуалов»: выражения ува­жения, представителя первенства, выделения в группе и т.д. Его поддерживает и информация о хороших результатах работы. По­дорвать же его можно самыми различными способами.

Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести:

1) личностные особенности руководителя;

2) организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора);

3) ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы);

4) стиль управления, реализуемый руководителем (в качестве основных стилей управления обычно выделяют авторитарный, демократический и либеральный).

Особо надо отметить: употребленные термины «авторитарный», «демократический», «либеральный» никакого политическо­го значения не имеют. Это своего рода метафоры, описывающие психологический рисунок типа принятия решения. Однако при­нятая терминология вносит ряд трудностей в исследования именно в силу возможных ассоциаций. Всякий раз нужно очень точно обозначать, что имеется в виду, когда речь идет о перечисленных стилях руководства.


Поначалу считалось, что наилучшим стилем лидерства является демократический, так как в нем больше привлекательных черт. В группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы: этот стиль способствует решению группой наи­более сложных задач.

Но нередко предпочтительнее оказывается авторитарный стиль лидерства (например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий) или даже либеральный стиль (когда необходимо принимать решение, затрагивающее интересы всех членов группы).

Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей, а комбинированный стиль лидерства, при котором лидер, умея по-разному вести себя, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от обстановки, сложившейся в группе.

Групповые роли (по Столяренко):

I - председатель . Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II - формирователь . Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

III - генератор идей . Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV - оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V - организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях иидеях группы.

VI - организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

VII - исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII - завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная пет дантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей.)

92. Основные признаки группы.

Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти.

Структура предпочтений представляет собой строение группы по предпочтениям, то есть по таким ценностям и идеалам характеризующих данную группу.

Структура коммуникаций раскрывает основные особенности существующих процессов общения в группе.

Структура власти отражает роль каждого члена в группе и позволяет выявить лидеров и подчиняющихся в группе

В социально-психологических исследованиях группа не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности.

Каждый из параметров группы может приобретать совершенно различное значение, зависящее от типа изучаемой группы.

Композиция группы (или ее состав) может быть описана по-разному, в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

В структуре группы существует несколько достаточно формальных признаков, которые выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

Групповые процессы зависят как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследовате­лем. К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятель­ность группы, причем рассмотреть их следует в контексте развития группы.

«Статус» или «позиция» определяется как место индивида в системе групповой жизни.

«Роль» определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, моде­ли, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае уже трудно говорить о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений.

Санкции - механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Сис­тема санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить их соблюдение.

93. Классификация групп.

Для социальной психологии, прежде всего, значимо следующее разделение групп:

Условные группы - объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных кон­тактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), националь­ному, половому и иному признаку.

Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности: группа студентов, воинское подразделение. Социальные исследования преимущественно сосредоточены на реальных группах. Реальные группы делятся на малые и большие, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

Лабораторные группы преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях и представляют собой моделирование той или иной деятельности человека - испытуемого.

Естественные группы - сложно организованная общность людей, включенных в совместную целенаправленную деятель­ ность.

Большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. Большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию ис­ следования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значи­тельно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальны­ми требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уров­ня развития, уже сложившиеся .

Первичные группы - те группы, где непосредственно присутствует контакт.

Вторичные группы - те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «по­средники».

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпа­дать с группой членства.

Группа членства - это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.

Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк выделил семь различных принципов , на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе . Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Классификация Л. И. Уманского является наиболее разработанной и проверенной на практике, и уровни развития группы можно описать опираясь на 3 критерия:

Общность целей совместной деятельности;

Четкость структуры группы;

Динамика групповых процессов.

На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы.

Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Номинальная группа может остаться конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор, который собрал бы людей вместе и предложил бы им цели совместной деятельности. Основная деятельность такой группы - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Характерной особенностью группы - ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. На этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация - это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали то есть сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы.

Автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа - автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой.

Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями:

1) обособленностью, закрытостью от других групп.

2) внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу;

3) внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы

С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле).

Корпорация - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов.

Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.

94. Динамика развития малой группы.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов .

Определение границ малой группы является наиболее дискуссионным вопросом. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случа­ев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая диада. Существует другая точка зрения относительно нижнего предела малой груп­пы согласно которой наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Тогда в основе всех разно­видностей малых групп лежат так называемые триады.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой груп­пы. Были предложены различные решения этого вопроса. Наиболее принятыми являются числа, определяющие верхней предел – это 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Дж. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек.

Социометрия.

Термин «социометрия» происходит от латинских слов socius – окружающие люди и metrum - измерение, мера.

Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского исследователя Джекоба Леви Морено (1892 – 1974) – автора психодрамы, социометрии. Термин “социатрия” – представление о неправильной организации группы, как контролировать отклоняющееся групповое поведение.

Социометрическая методика является методом опроса, классического социально – психологического теста в котором спрашивают респондентов и измеряют индивидуальные особенности, свойства, качества личности, статус, лидерские качества социометрических звёзд и отверженных. Развитие социометрического метода по Дж. Морено характеризует всякое сойиальное объединение как систему притяжений и антипатий, что подчёркивает избирательный, порядковых характер и несёт предпочтение в зависимости от ситуации.

Социометрия – метод для измерения связей, предпочтения, возникающих в ситуации выбора партнёра в той или иной деятельности. Социометрия позволяет выделить популярность и лидерство, групповую сплочённость, внутригрупповой конфликт, харизматическое и ситуационное лидерство, инстументальное и эмоциональное лидерство, позицию интегратора группы, стиль лидерства (авторитарный, демократический, невмешательский), социально – психологический климат в группе, компетентность в общении (точность восприятия своих межличностных отношений).

Социограммы: коллективная, индивидуальная, социограмма лидера.

Назначение. Метод социометрии инструмент социально – психологического исследования структуры малых групп и коллективов, личности индивида, как элемента группы, а так же методом выявления неформальных лидеров в группе. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии , где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Схема действий при социометрическом исследовании. Постановка задач исследования и выбор объектов формируются на основе гипотезы и предположений. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Есть два варианта социометрической процедуры. Первый вариант – непараметрическая процедура: предлагается ответить на вопросы, без ограничения числа выборов. Второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов.

Рекомендуется не загромождать социометрическую карточку большим числом критериев, но выбрать такие, которые были бы логически связаны между собой и вызывали бы активный интерес у большинства испытуемых индивидов.

Когда социометрия является предметом самостоятельного исследования, то порядок составления социометрической карточки состоит из списка социометрических групп, с номером каждого участника, его шифром. Составляется карточка с учётом размера изучаемой группы и инструкция. После каждого критерия должна быть выделена графа для ответа (при опросе без ограничений); при опросе с ограничением после критериев чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предлагаем.

При проведении межгрупповой социометрии участникам предлагаются списки всех членов групп, межличностные коммуникации между которыми требуется установить.

Когда социометрические карточки заполнены, начинается этап их математической обработки: табличный, графический и индексологический.

Прикладная ценность социометрической техники состоит в возможности проникнуть в групповые структуры межличностных взаимоотношений с целью их выявления (социометрические «звёзды», отверженные, микрогруппы в группе) или перестройки.

Социограмма - графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Образование и развитие малой группы состоит из несколько стадий.

На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы. На третьей стадии отношения между членами малой группы при­нимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функ­ционировать общее мнение. Групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, в действиях ее членов проявляются сплоченность и слаженность. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общ­ностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на кон­кретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Лидерство - это процесс межличност­ного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.

Сплочение малой группы - это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позво­ляют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфлик­тов и конфронтации.

Групповая сплоченность - в процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к следующим результатам: 1) сохранению группового членства; 2) усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения); 3) возрастанию участия в жизни группы, т.е. большая включенность индивидов в групповую деятельность; 4) росту индивидуальной адаптации к группе и переживанию чувства личной безопасности.

Принятие решений . В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных пу­тей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз: 1) установление фактов (групповое интервью); 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); 3) поиск решений (брейнсторминг); 4) принятие решений.

Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не про­исходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое про­является как групповое давление.

Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами.

Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.

Групповая дискуссия - метод, применяемый в практике руководства коллективами, имеющий целью интенсивное обсуж­дение и продуктивное решение групповой задачи. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопро­тивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, поддержано всеми присутствующими, его значение воз­растает, так как оно превращается в групповую норму.

Каждый участник в процессе группового решения сталкивается не только с необходимостью решить проблему (содержательный контекст), но и сопоставляет свои и чужие интересы (контекст интересов и мотивов).

Этапы группового решения :

1) Ознакомление с проблемной ситуацией

2) Создание групповой базы решения

3) Формирование групповой модели ситуации

4) Поиск группового консенсуса

5) Принятие группового решения .

Совокупность этих перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции :

- информационную, показывающую на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

- функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

- оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

- сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

- оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

- способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа :

На первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему;

На втором - члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувства­ми, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, постепенно превращаясь в общую точку зрения;

На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сход­ные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, оказывая влияние на их жизнь и дея­тельность.

В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от сум­мы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой.

Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема - способствуют совместным усилиям и успеху группы.

Другие - состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство - напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствую­щих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эс­тетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств.

Однако (в отличие от чувств) групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны гораздо быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Существует специфический фактор , который присущ функционированию группы. Этим фактором является групповая динамика. Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Групповая динамика отражается в самосохранении и самовоспроизведении группой своей структуры и целостности, несмотря на возможные изменения, в ней происходящие. Это способность группы к развитию, которое на разных стадиях существования группы, имеет ряд своих особенностей и проблем.

Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шеппарда , определяет две фазы развития малой группы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем, связанных с достижением своей основной цели. Путь достижения этой цели и есть развитие группы.

Первая фаза: группа решает вопрос о лидере и анализирует отношения между каждым членом группы и лидером.

Вторая фаза: рассмотрение отношений между рядовыми членами группы.

Втеории «социализации группы» Р.Морленда и Дж.Ливайна процесс развития группы рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида. Каждая стадия в развитии группы характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь вступающим в нее членом. Критерии развития группы:

· оценивание целей группы, ее положения среди групп, значения целей группы для каждого из ее членов);

· обязательства группы по отношению к членам и каждого члена по отношению к группе;

· преобразование ролей членов группы.

На основании этих критериев выделяются стадии в жизни группы, соответствующие различным ролям членов. Сочетания стадий и ролей отражены в «системно-процессуальной модели» М.Чемерса. Стадии развития групп:

1. Исследовани е, изучение членом группы. Роль – потенциальный член.

2. Социализация члена в группе. Роль – новый член .

3. Поддержка члена группой. Роль – полный член .

4. Ресоциализаци я, где возможен уход члена. Роль – маргинальный член .

5. Воспоминания члена о группе, уже вне нее. Роль – экс - член .

95. Виды больших групп.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы». Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива.

Построение коллектива - это создание, использование и развитие механизма коллективной деятельности, определенной философии и отличительного стиля совместной работы, вовлекающих талант и энергию людей в достижение как общих, так и личных целей.

Какие сотрудники должны составлять коллектив? Возникает проблема критериев оценки персонала. В традиционном подходе к подбору кадров их не так много: стаж работы, квалификация, опыт работы. Наряду с ними можно выделить основные и дополнительные качества работников, важные для коллективной деятельности.

Основные качества:

  • ответственность;
  • качественное выполнение работы;
  • стремление к сотрудничеству;
  • доверие;
  • интерес к новинкам и способность к внедрению нового;
  • аккуратность;
  • способность воспринимать критику;
  • способность к риску;
  • готовность к компромиссу коммуникабельность.

Дополнительные качества:

  • знания и профессиональные умения;
  • умение сосуществовать и работать в коллективе;
  • ответственность за всю группу;
  • имидж;
  • способность что-то продвинуть, «пробить»;
  • организационный талант.

Личностные качества, значимые для коллективной работы

Данные качества были выявлены в ходе целого ряда «круглых столов» и «мозговых атак» с руководителями самых разных коллективов. Эти качества одновременно являются требованиями к сотрудникам как к членам коллектива. Критерии оценки персонала могут использоваться как для отбора новых сотрудников, так и для самооценки и корректировки качеств в уже работающих группах, поставивших перед собой общую цель - выработать стиль коллективной работы.

В процессе построения коллектива необходимо выделить два аспекта. Первый из них связан с мобилизацией объединенных усилий на решении стоящей перед коллективом задачи, а второй - с созданием духа коллектива, развитием чувства «мы», т.е. с поддержанием личностного начала и внимания к людям. Такое деление является ключевым в формировании основных подходов к построению коллектива, и в дальнейшем мы будем называть его дихотомией построения коллектива.

Ориентация на решение задач организации (упор на выполнение работы группой):

  1. Групповая оценка задачи
  2. Планирование и принятие решения
  3. Достижение консенсуса
  4. Организация и сроки

Ориентация на поддержку личностей (упор на работу с персоналом):

  1. Участие и включение
  2. Поддержка, поощрение
  3. Обучение коллективности
  4. Стиль коллективной работы

Рассмотрим составляющие этой дихотомической связки.

Построение коллектива с акцентом на решение задачи

1. Групповая оценка задачи . Коллектив нуждается в том, чтобы поставленную перед ним цель понимали и считали значимой все его члены. Проблема состоит в том, чтобы каждый работник четко представлял задачи, стоящие перед коллективом, принимал участие в их анализе и поиске путей реализации. Социологическое исследование позволило установить, например, что почти 40% опрошенных государственных служащих работают над задачами, сформулированными неточно, непонятно.

2. Планирование и принятие решения - это выбор и генерирование содержательной идеи выполнения задачи. Вовлечение каждого работника в процесс принятия решения представляет собой поиск и оценку имеющихся альтернатив достижению конечной цели. Чтобы этот поиск был успешным, руководителю следует предоставить коллективу всестороннюю информацию по проблеме; создать обстановку свободного обсуждения и высказывания любых идей по решаемой проблеме с последующим их детальным разбором; установить или выработать критерии для выбора оптимального решения; совместно выбрать решение в соответствии с установленными критериями.

Всегда ли нужно вовлекать коллектив в принятие решений? Многие проблемы имеют простые решения, стандартны и известны из предыдущего опыта. В то же время в жизни коллективов часто возникают новые проблемы или острые ситуации, когда требуется творческий подход, вот тогда и необходимо вовлечение всего персонала в разработку идей и принятие основных решений.

3. Достижение консенсуса (соглашения) по поводу принятия решения, организации и сроков выполнения задачи - важнейший элемент коллективной деятельности. Консенсус характеризуется участием всех членов коллектива, оптимальным использованием имеющихся ресурсов, творческим разрешением конфликтов и достижением согласия с принятыми решениями.

Руководителю для достижения консенсуса необходимо, во-первых, не считать, что кто-то должен выиграть, а кто-то проиграть, если дискуссия заходит в тупик. Вместо этого нужно искать другую, более приемлемую для всех альтернативу. Во-вторых, избегать конфликта можно при помощи таких мер, как голосование, усреднение мнений, подбрасывание монеты или заключение сделок. В-третьих, не допускать перебранок, не сталкивать в ходе дискуссии людей, а «сталкивать» идеи. Не следует допускать ни своих, ни чьих-либо заявлений, негативно влияющих на коллективную работу.

4. Организация . Одним из условий укрепления организационного единства является оптимизация численности коллектива. Большинство исследователей сходятся во мнении, что она не должна превышать 10-12 человек. Дело в том, что массовое проявление таких качеств коллектива, как дружба, открытость, честность, взаимная поддержка и т.п., практически невозможно в слишком больших группах.

Важным условием построения коллектива является четкая координация взаимоотношений между работниками, предполагающая систему норм коллективной деятельности:

  1. Каждый считает задачу, стоящую перед коллективом, приоритетной.
  2. Каждый стремится быть информирован наилучшим образом.
  3. Каждый используется на рабочем месте оптимально, обучается и контролируется.
  4. Каждый ежедневно принимает участие в планерках, беседах в группе.
  5. Каждый чувствует личную ответственность на своем рабочем месте.
  6. Каждый откровенен и честен.
  7. Каждый сразу же сообщает об обнаруженных недостатках в качестве продукции коллектива.
  8. Каждый соблюдает оговоренные сроки исполнения работы.
  9. Каждый понимает и соблюдает (поддерживает) организационное единство коллектива.
  10. Коллектив не принимает никаких отговорок.

Еще одно условие коллективной деятельности - предоставление возможности группе самой решать острые, конфликтные вопросы управления и самоуправления. Управление и самоуправление должны опираться не на знания и волю одного (руководителя), а на совокупность знаний и волю всех. Процесс управления здесь выступает в новом качестве - как деятельностное управление, присущее каждому члену коллектива. В первую очередь это касается распределения ролей и выработки системы координации действий в коллективе.

Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем

1. Участие и включение. Построение коллектива во многом определяется тем, насколько каждый человек включен в коллективные действия. Отсюда задача руководителя - дать возможность каждому работнику в силу личных способностей принимать участие в жизни коллектива. Для этого руководитель должен создать обстановку для самораспределения ролей между людьми в соответствии с их квалификацией, специализацией, опытом и согласием.

2. Поддержка, поощрение предусматривают помощь каждому члену коллектива в решении задач личности путем признания и оценки ее успехов. Признание дает человеку ощущение, что его труд необходим. Оценка - это показатель эффективности его труда.

Проведенные социологические исследования показывают, что ни тот, ни другой фактор не используются в должной мере. Например, 70% опрошенных указали, что в беседах с руководством вопросы признания деятельности или успехов работников никогда не обсуждались, 60% - что вопросы эффективности их личной работы начальством не рассматривались.

Если вы - руководитель, старайтесь выражать признание деятельности своих подчиненных:

    даже если вы не полностью удовлетворены;

    даже при получении частичных или неполных результатов;

    даже при получении обычных, а не только исключительно хороших результатов.

Формой публичной оценки работников является аттестация, которая проводится каждые 3-5 лет. Основными задачами аттестации являются, с одной стороны, получение информации, позволяющей оценить работника по итогам работы и его потенциалу, а с другой - информирование человека о том, как его деятельность оценивается руководством.

Однако аттестации проводятся довольно редко, а оценивать деятельность работника, корректировать его усилия порой необходимо ежедневно. Для этого используются беседы между руководителем и подчиненным. Они проводятся преимущественно по конкретным вопросам: поручение задания, его проверка, конфликтная ситуация, наличие проблемы. Каждую из этих ситуаций можно использовать для оценки и развития потенциала сотрудника.

3. Обучение коллективности заслуживает особого внимания в контексте построения коллектива. Основным учебным процессом для выработки механизма коллективности является рабочий процесс, а в качестве учителя выступает руководитель, который должен все видеть и соответствующим образом реагировать, исходя из принятых коллективом норм. Кроме того, дискуссии, совместные обсуждения, беседы, всесторонний анализ (без жесткой критики) коллективной работы - все это может служить закреплению новых правил и норм поведения.

4. Стиль коллективной работы . В дружных, работоспособных коллективах создается особый стиль работы. Его характеризуют:

    открытость и честность в общении друг с другом;

    способность конструктивно критиковать и выслушивать критику;

    способность войти в положение других коллег, или эмпатия;

    желание измениться самому в соответствии с выработанными группой правилами;

    признание и принятие предложений по улучшению работы;

    готовность идти на компромиссы.

Деятельность коллектива тормозят:

Руководителю, решившему сформировать коллектив, следует использовать разные стили в зависимости от ситуации, причем стиль руководства должен соответствовать тем общепризнанным нормам и межличностным отношениям, которые были выработаны коллективом. Но в любом случае более успешным лидером будет тот, в чьем стиле проявляются как забота о производстве, о решении задач коллектива, так и (не в меньшей степени) тенденция на поддержание отношений, забота о нуждах человека.

Выводы

Постоянный поиск оптимального сосуществования коллективного и личного, целого и частного, общественного и индивидуального лежит в основе формирования любого коллектива.

Приступая к построению коллектива, руководитель должен учитывать, что группу людей, из которой предстоит создать коллектив, следует рассматривать не столько как объект управления (кто-то кем-то управляет), сколько как социальную общность, в недрах которой развивается механизм самоорганизации за счет самосоздания, саморазвития и самоупорядочения. Связано это с тем, что источник коллективности находится не вне коллектива, а внутри его, среди людей, его составляющих.

Построение коллектива - это длительный процесс, состоящий из целого ряда изменений, а его этапы отчетливо не разграничены. Причем они происходят не вне, а внутри процесса управления и самоуправления. Иначе говоря, смена правил игры происходит во время самой игры, и коллектив - не что-то, данное сверху, а итог, к которому ведет длительный путь трансформаций, оценок, корректировок и новых трансформаций, происходящих частично под влиянием руководителя, частично - по внутреннему убеждению.

Александр Гапоненко, доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФ.