Open
Close

Основные элементы техники вязания крючком. Необычные техники вязания для мастериц XXI века

Вязание крючком можно рассматривать как упрощенную альтернативу вязке спицами. Использование одного инструмента, несложные приемы вязания привлекают многих рукодельниц. Особенно, если учесть, что при всей простоте базовой техники, такое рукоделие открывает неограниченные возможности для фантазии, позволяет создавать уникальные вещи. В этой статье мы рассмотрим основные виды вязания крючком.

Какое бывает вязание крючком

Вязание коротким крючком

Это самый распространенный способ вязки. Различные узоры создаются комбинациями столбиков и петелек. В такой технике можно как связать полностью изделие, так и выполнить его отделку. Изучение приемов не требует длительного времени, доступно для вязальщиц без опыта.

Тунисское вязание

Для такой работы используют длинный крючок, на котором располагаются все петельки ряда. Поэтому длина крючка должна соответствовать ширине полотна, иначе нужно будет сшивать его из полос. Полотно, выполненное тунисским вязанием, получается плотным, не растягивается и не деформируется после стирки.

Ирландское кружево

Это самая сложная техника вязания крючком, требующая внимания, терпения и аккуратности. Но и изделия, выполненные таким способом, являются без преувеличения, произведениями искусства. Полотно создается из отдельных элементов, закрепленных на заранее вывязанной сетке или соединенных между собой с последующим заполнением промежутков нерегулярной сеткой.

А теперь поговорим подробнее про эти виды вязания крючком.

Вязание коротким крючком

Этот тип вязки можно условно разделить на две большие группы – круговое вязание от центра и плоскостное вязание прямыми рядами.

Плоскостное вязание

Сетка из столбиков с накидом

Кол-во петель должно быть кратно двум + 1в/п для симметрии + 2 крайние птл.

Для первого ряда нам нужно выполнить:

  • от последней птл цепочки провязываем 3 ВП подъема и 1 ВП ряда;
  • делаем накид, вводим крючок под заднюю дугу 2-ой птл цеп-ки, захватываем рабочую нить и провязываем накид с петлей;
  • еще раз захватываем нить и провязываем образовавшиеся две птл;
  • провязывать стлб с накидом через 1 ВП цепочки; между ними провязывать 1 ВП.

Второй ряд:

  • Начинаем его с 4 ВП, далее вяжем стлб с/н, прикрепляя их за каждую вершину стлб пред-щего р.;
  • последний стлб с/н провязываем за дуги 2-ой от стлб ВП пред-щего р.

На базе этой техники можно создать любой рисунок, заполняя ячейки сетки стлб с/н.

Сетка из столбиков с накидом: видео МК

Косое вязание

Кол-во птл кратно 17 + 9 птл для симметрии + 2 крайние птл. Повторяемые участки выделены звездочками *-*.

Описание:

  • 1р.: 1 в/п п., 8 СБН на 8 в/п цеп-ки, *пропускаем 2 в/п, 7 СБН на 7 в/п, 3 СБН из 1 в/п, 7 СБН на 7 в/п*, 2 в/п цеп-ки пропускаем, 9 СБН на 9 в/п;
  • 2р.:2 в/п п., 8 ССН на 8 СБН пред-щего р. (1-ый ССН прикр-ся в основание 2-х в/п п.), *2 СБН пропускаем, 7 ССН, (1 ССН, в/п, 1 ССН) – из 1 СБН пред-щего р., 7 ССН, *пропускаем 2 СБН, 7 ССН, 2 ССН из крайней птл пред-щего р.;
  • 3р.: 1 в/п п., 2 СБН на 1 ССН пред-щего р., 6 СБН на 6 ССН, *2 ССН пропускаем, 7 СБН на 7 ССН пред-щего р., 3 СБН из в/п пред-щего р., 7 СБН на 7 ССН*, 2 ССН пропускаем, 7 СБН на 7 ССН, 2 СБН из крайней птл пред-щего р.;
  • 4р.: 3 в/п п., 1 в/п, х2, 1 СС2Н, *пропуск 2 СтБН, х2, х2, х2, СтС2Н*, пропуск 2 СтБН, х2, СтС2Н, 1 в. п., 1 СтС2Н;
  • 5р.: 1 в. п. п. 2 СтБН из в. п. пред. р., 6 СтБН (по 1 стлб над каждой в. п. или СтС2Н пред. р.), *пропуск 2 СтС2Н, 17 СтБН*, пропуск 2 СтС2Н, 6 СтБН, 2 СтБН из в. п. пред-щего р., 1 СтБН;
  • 6р.: повторяем со 2 р.

Французская сетка

Порядок работы:

  • выполняем 1 в. п. п., за две дуги последней п. цеп-ки провязываем СтБН;
  • делаем 5 в. п., вводим крючок за две дуги 5-ой в. п. цеп-ки;
  • провязываем СтБН, повторяем прием до конца р.;
  • последний СтБН вывязываем в посл-ю птл цеп-ки;
  • 5 в. п., 1 СтБН вводя крючок под середину ячейки 1-го р.;
  • продолжить до конца р.;
  • 3 в. п., 1 СтСН за посл-ий стлб 1-го р.;
  • продолжить как 2-ой р.;
  • посл-юю цеп-ку из 5-ти птл провязать за середину посл-ей ячейки 2-го р.

Французская сетка: видео мастер-класс

Круговое вязание

Прямоугольник, вывязанный от середины

Начинаем с цепочки в. п. Набранное кол-во птл должно давать длину равную разнице длине задуманного прямоугольника минус его ширина.

При втором способе на исходной цеп-ке вывязывается только один ряд и затем вокруг него вяжем прямоугольник.

Овал, вывязанный от середины

Начинаем с цепочки в. п. Набранное кол-во птл должно давать длину равную разнице длине задуманного овала минус его ширина.

Дальнейшее вязание можно выполнять двумя способами.

При первом исходная цепочка обвязывается вкруговую с двух сторон и затем выполняем схему.

При втором способе на исходной цеп-ке вывязывается только один ряд и затем вокруг него вяжем овал.

Круговой элемент вывязанный на стягивающей петле

Порядок действий для 1-го р.:

  • вывязываем на стягивающей птл 3 в. п. п., делаем накид и вводим крючок в кольцо;
  • провязываем на кольце нужное число ст-ков с/н;
  • подтягиваем 1-ый виток кольца;
  • затем подтягиваем 2-ой виток;
  • затягиваем кольцо до конца, потянув за свободный конец нити;
  • замыкаем 1-ый р., вводя крючок под дуги 1-го ст-ка с/н;
  • провязываем все птл за один прием;
  • мы закончили 1-ый р.

Для 2-го р.:

  • 3 в. п. п., 1-ый ст-к с/н за дугу в. п. 1-го р.;
  • 2-ой ст-к с/н за дуги 1-го ст-ка 1-го р.;
  • 3-ий ст-к с/н за дуги 1-го ст-ка 1-го р.;
  • провязать рядок по 2 ст-ка с/н за вершину одного ст-ка 1-го р.;
  • замкнуть 2-ой р.

Круговое вязание на воздушной цепочке

Порядок работы:

  • связать цепочку из в. п. нужной длины;
  • ввести крючок за заднюю дугу 1-ой п. цеп-ки;
  • захватить нить и провязать все п. за один прием;
  • провязать ст-к б/н за заднюю дугу след-щей п. цеп-ки;
  • продолжить вязание таким способом на всех п.;
  • замкнуть р., вводя крючок под дуги 1-го ст-ка и провязать все пет. за один прием.

Круговое вязание крючком: видео МК

Тунисское вязание

Начинаем с цепочки из возд. пет. Их кол-во зависит от требуемой ширины полотна. Лицевая и изнаночная сторона цеп-ки отличаются: по первой четко видны петли, по второй – выпуклости.

Первый р. выполняем по изнанке, начав со 2-ой п. Вводим крючок в пет., и, захватив нить, вытягиваем петельку.

Оставляем ее без провязывания.

Приступаем к вязке обратного рядка. Провязав 1 возд. пет., захватываем нить и вывязываем обе пет. за один прием.

Повторяем действия, до последней пет.

На очереди – след-щий рядок. Учтите, что полотно не нужно переворачивать, всегда держим его одной стороной к себе. Продеваем крючок в вертикальные петельки, связанные в пред-щем р. Первые 2 пет. помечены сиреневым цветом на фото.

Заводим крючок с правой стороны через 1-ую вертикальную пет. Захватив нить, вытаскиваем пет. и оставляем ее на кр-ке.

Так делаем до конца р. В его завершение протягиваем нитку через крайнюю пет. пред-щего р. Она помечена на фото стрелкой.

У нас получается красивая и плотная фактура полотна.

Закрывать пет. будем по лицевому р., провязывая петельки справа налево.

Заводим крючок в верт. пет. и вытаскиваем нить через две петельки – вертикальную и находящуюся на кр-ке.

Так поступаем на всех пет. Готовое полотно выглядит очень аккуратно.

Тунисское вязание: видео мастер-класс

Ирландское вязание

Если вы решили связать изделие в этой технике, то первой и главной задачей будет выбор узора. Поскольку кружевное полотно формируется из отдельных элементов, то на первом этапе нужно выбрать тип, размеры мотивов, определится с их количеством и компоновкой на деталях изделия.

Предлагаем некоторые схемы мотивов.

Конечно же, с желания научиться это делать и создавать красивые душевные вещи своими руками. Вязание крючком, как говорит само название этого вида рукоделия, осуществляется с помощью инструмента — крючка.

Крючки бывают самые разные: металлические, деревянные, пластмассовые и даже из слоновой кости (У меня такой есть, подарок тетушки-вязальщицы. Честно сказать, для вязания инструмент не годится, но в качестве красивого сувенира очень даже, ну и еще как повод похвастаться перед подружками своими «сокровищами»).

А шапки и шарфы — номерами от 2,5 до 6-7 .

Для начала вязания и обучения подойдет крючок номеров 3-3,5. И любая пряжа средней толщины.

Как держать крючок.

Еще нужно сказать о положении крючка в руках. Здесь каждый выбирает вариант, самый удобный для него/нее)).

На рисунке ниже показан способ, который называется «карандаш». Просто возьмите крючок так, как вы берете карандаш для письма.

На следующем рисунке показан способ «ложка», при котором крючок держат как ложку во время еды.

Как видите, все очень просто.

Положение нити при вязании.

Где должна располагаться нить во время вязания, показано на рисунке ниже. Между указательным и большим пальцем образуется рабочая область для крючка. Нить, идущая к клубку находится под средним, безымянным пальцами и мизинцем. И мизинец слегка прижимает нить к ладони, чтоб она не болталась. Свободным конец нити составляет 4-5 см. Можно и больше. По окончании работы я продеваю этот конец в иглу с большим ушком и аккуратно заправляю его в работу.

Основные элементы вязания крючком -это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Давайте поочередно рассмотрим, как они выполняются.

Начало вязания. Воздушная петля.

Итак, крючок и клубок ниток у вас в руках. С чего же начать?) Любое изделие начинается с цепочки воздушных петель. А она начинается с первой воздушной петли. Перекрещиваем нить пальцами, чтоб получилась обыкновенная петелька и вводим в нее крючок, как показано на рисунке.

Захватываем крючком нить и протягиваем его в нашу обыкновенную петельку.

Поздравляю! Первую петлю вы научились делать, а это уже половина дела!)

По началу руки не буду вас слушаться, пальцы будут напряжены, но это нормальное явление для всех начинающих рукодельниц. С каждым новым подходом будет получаться все лучше и лучше.

Второй элемент — столбик без накида.

Как и в любой технике вязания, в начале каждого ряда делается прибавление петель. При вязании столбика без накида, делается одна воздушная петля прибавки. Поэтому крючок вводится во вторую воздушную петлю от крючка.

Вводим крючок, захватываем нить и протягиваем ее в петлю.

Поздравляю! Вы освоили вязание столбика без накида! Теперь то же самое нужно проделать в следующую петлю и все остальные петли воздушной цепочки.

Вот так выглядит ряд провязанных столбиков без накида:

И так выглядит образец, связанный столбиками без накида:

И третий важный элемент — это столбик с накидом.

Если ряд начинается со столбика с накидом, то нужно сделать четыре петли подъема. Потому как столбик с накидом выше столбика без накида. Чтобы сделать накид, просто накиньте нить на крючкок. И после этого введите крючок в 4-ую свободную петлю от крючка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История возникновения вязания крючком

Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотыми статуэтками и драгоценными шкатулками вязанный детский носок, на котором большой палец был вывязан отдельно. Возраст носка составляет примерно 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считались кочевники - бедуины.

Вязать их заставила жизнь. Днём в пустыне жара, а ночи выдаются настолько холодные, что без тёплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатков не было, надо было только найти способ превратить её в одежду. В начале бедуины вязали лишь простые вещи. Причём занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия - изобретали воздушные петли, способ вязания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы. Национальный головной убор шотландцев - вязанный берет -насчитывает много веков.

Во Франции ручное вязание с XIII века становиться весьма доходным занятием. Этим способом изготовляли шляпки, береты, фуфайки, перчатки. В XIV - XV веках научились вязать капюшоны, шапки, штаны.

Мы любим носить одежду, связанную своими руками, тем более, что вязание, как справедливо утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветного сочетания, отделки.

Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далёкое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная полоска.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества и использовались петли. Для простоты чтения узора при вязании крючком принято пользоваться следующими условными обозначениями:

Воздушная петля

Соединительная (вспомогательная) петля

Столбик без накида (плотная петля)

Полустолбик

Столбик с накидом

Столбик с двумя накидами

Все схемы можно расшифровать, пользуясь этими обозначениями.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимых занятий рукодельниц.

2. Основные элементы техники вязания крючком

Основные элементы вязания крючком -- это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы -- их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

При вязании Крючок необходимо держать в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед, и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей. Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины

1.Воздушная петля

Для образования первой петли необходимо:

А) Конец нити от клубка перекинуть через указательный палец левой руки к себе и прижать его большим пальцем.

Б) Нить от клубка пропустить между ладонью и остальными пальцами левой руки.

В) Повернуть крючок бородкой влево и движением от себя с левой стороны ввести под нить.

Г) Оттянуть нить вверх от указательного пальца левой руки и повернуть крючок с нитью вокруг нити против часовой стрелки.

Д) Прижать нить вместе, перекидывая большим пальцем левой руки.

Е) Крючок вести под нить с левой стороны.

Ж) Крючок поворачивают бородкой влево, захватывают нить и протягивают в петлю, которая находится на крючке (рис. 04а). Большой палец отнимают и, придерживая конец нитки.

З) Затягиваем узел придерживать конец нити.

Для образования 2-й воздушной петли (рис. 04б) крючок вводят под нитку и, захватив ее, протягивают через петлю, находящуюся на крючке.

Множество воздушных петель образуют цепочку из воздушных петель, которая служит начальным рядом почти всех изделий (рис. 05).

Во время вязания полотна по верхнему краю будет образовываться цепочка петель, под которые вводится крючок. При этом в каждой петле различают внешнюю полупетлю -- половинку петли, находящуюся с внешней стороны полотна, и внутреннюю полупетлю -- половинку петли, находящуюся с внутренней стороны полотна. От того, под какую полупетлю (или под всю петлю) вводится крючок, зависит рисунок вязки.

И еще одно понятие.

Накид -- это накидывание нити на крючок после того, как на нем уже имеется петля. Каждый накид после провязывания образует петлю. На крючок можно делать несколько накидов для получения столбиков разной высоты. Один накид удлиняет столбик на одну петлю, два -- на 2 петли и т. д.

Полустолбик или соединительный столбик.

Он провязывается в конце ряда, при вязании по кругу или, если требуется сместить начало ряда. Крючок вводят в петлю цепочки или петлю предыдущего ряда, захватывают рабочую нить и протягивают ее одновременно через петлю цепочки или петлю предыдущего ряда и петлю на крючке (рис. 06).

Столбик без накида.

Крючок вводится в петлю цепочки, захватывается рабочая нить и протягивается через петлю цепочки. На крючке образуются 2 петли. Снова захватывают рабочую нить и протягивают через 2 петли на крючке (рис. 07).

Столбик с накидом.

На крючке делают накид, вводят крючок в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают через петлю цепочки. Петли и накид, находящиеся на крючке, провязывают так. Накинув рабочую нитку на крючок, протягивают ее через петлю и накид (рис. 08а). Затем, поддев рабочую нить, протягивают ее через 2 петли на крючке (рис. 08б). Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.

Столбик с 2-мя накидами.

Делают один за другим 2 накида, на крючок и вводят его в петлю цепочки, захватывают рабочую нить и протягивают через эту петлю. На крючке находятся 2 петли и 2 накида. Их провязывают так: захватив крючком рабочую нить, протягивают ее через петлю и первый накид, еще раз захватывают рабочую нить и протягивают через петлю и второй накид, в последний раз захватывают нить и протягивают через оставшиеся 2 петли (рис. 09).

Столбик с 3-мя и более накидами

Выполняя столбик с 3-мя и более накидами, делают необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают по 2 вместе в несколько приемов.

Пышный столбик

Связать 2 или несколько столбиков с накидом в одну петлю предыдущего ряда, но выполнять их не до конца, оставляя от каждого столбика на крючке по петле. Затем сделать накид и провязать им все находящиеся на крючке петли.

Другой вариант выполнения пышного столбика: вытянуть из одной петли несколько петель (обычно 3-6) примерно до высоты столбика с накидом. Затем подхватить рабочую нить и провязать ею все вытянутые петли вместе, кроме последней. В конце провязать одним накидом эту последнюю петлю и предыдущую. (рис. 10).

Используют как украшения по краю и внутри вязаного изделия. Провязывают 3-4 воздушные петли и затем вводят крючок в 1-ю воздушную петлю или в последний столбик и вяжут столбик без накида (рис. 11).

3. Технологические основы вязания крючком

3.1 Особенности вязания крючком

Вязание крючком - одно из неповторимых явлений мирового декоротивно - прикладного творчества. Владение, ими дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и приобрести индивидуальный стиль в жизни. Оно характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия; салфетки и скатерти, шторы, одежды и элементы ее украшения. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Научиться вязать крючком не сложно, легче, чем спицами. Для вязания крючком пригодны все нити: катушечные, «ромашка», ирис, гарус, мулине, синтетические и шерстяные. Крючки бывают металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 1до 6 мм).

Использовали различные мотивы орнамента:

Геометрический орнамент может состоять из точек, из линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей, и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречаются в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. В начале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия- землю, квадрат или ромб- поле, волнистая линия- воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнаменты реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.

Растительный орнамент.

Составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни»-это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщено. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным орнаментом был орнамент «ислими»-спирально изогнутый вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент.

Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент.

В качестве мотивов используют женские и мужские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.

Крючки диаметром 3-6 мм применяются для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине, гарус, берут более тонкий крючок- 1,5-2,5 мм в диаметре. Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурным, с большими просветами.

Плотно вязаное полотно можно получить, если вязать толстыми нитками и тонким крючком, то тогда крючок подобран правильно.

Крючки бывают: большие и маленькие, толстые и тонкие.

Толстый теплый шарф, например, вяжут толстым крючком, кружево тонкими, которые чуть-чуть толще иголки. Учиться вязать лучше всего, средним крючком. Важно только, чтобы нитки тоже были средние- не толстые, не тонкие. Потому что толстую нитку таким крючком сложно захватить, а из очень тонких будут получаться слишком большие петли, и вязание будет неровным, некрасивым.

Современные технологии позволяют широко использовать при изготовлении трикотажных изделий вязальные машинные, автолаши и полуавтоматы. Но во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом.

3.2 Особенности построения композиции

Композиция как значимое соотношение частей художественного произведения в народном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет(тему) плоскостное или объемное пластическое решение.

Для достижения композиционных закономерностей обязательно восприятие образа художественной вещи или пространственно-объемной композиции в целом.

Цвет (из выразительных средств в народном искусстве) рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Он не ассоциируется с конкретными признака изображаемого предмета или явления. В центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с традиционной технологией, обработки материалов. Достижения выразительности в декоративной работе связано с тоном и цветовым контрастами.

В декоративной работе необходимо позаботиться о гармоничном соотношении цветов, причём реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех орнаментов достигается с помощью цветовых решений в декоративной работе.

3.3 Правила безопасности труда при вязании крючком

1. Крючок и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованы; хранить их надо в специальных пеналах.

2. Нельзя делать резких движений ручкой с крючком в направлении, рядом сидящего человека.

3. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.

4. Ножницы должны лежать сомкнутыми лезвьями, передавать их следует кольцами вперед.

5. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе, исправным утюгом.

3.4 Подбор материалов, инструментов и приспособлений для вязания крючком

вязание крючок столбик петля

Полотно, связанное крючком, отличается своеобразным переплетением нитей, плотностью и малым растяжением при вязании нити разного типа.

Для вязания тёплой зимней одежды используют шерстяные, полушерстяные, вигоневые и синтетические нити. Для летней одежды ирис, мулине и другие хлопчатобумажные нити.

Кружева и воротники вяжут из шерстяных, льняных, щелковых, катушечных нитей, мулине и тонкого ириса. Вышитые салфетки, фартуки, полотенце обвязывают нитками мулине или ириса, сочетающимися по цвету с вышивкой или тканью. В зависимости от толщены полотна и нити для вязания подбирают соответствующий крючок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение теоретических сведений об истории вязания на Руси. Схемы вязания, разделенные по уровню сложности. Основы техники безопасности при работе крючком. Технология выполнения индивидуального и самостоятельного задания по вязанию носового платка.

    конспект урока , добавлен 13.01.2011

    Краткая историческая справка о вязании крючком. Оборудование и средства, используемые при вязании. Обоснование выбора материала и цветовой гаммы. Технология изготовления изделия, схема вязания игрушки. Оценка материальных и технических затрат.

    презентация , добавлен 09.03.2011

    Теории возникновения вязания крючком. Появление ирландского кружева. Особенности выбора пряжи для вязания. Крючки и приспособления для вязания. Определение дизайнерской задачи. Технологическая карта выполнения изделия. Экономический расчет и реклама.

    творческая работа , добавлен 06.04.2011

    Краткая история вязания крючком. Схема вязания фигурной сетки без смещения. Убавление пустых клеток в начале и в конце ряда с образованием прямого края. Общие правила техники безопасности при вязании. Экономические расчеты, экологические проблемы.

    творческая работа , добавлен 11.11.2013

    Товароведная характеристика ниток для вязания. Потребительская оценка возможности использования природных красителей для их окраски. Комплексная переработка коры лиственницы. Разработка технологии крашения шерстяной пряжи. Оценка устойчивости ее окраски.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2015

    Анализ разновидностей технологии и их характеристика. Технологическая структура общественного производства. Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Описать на примерах использование роторной технологии.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2007

    Сущность и принцип работы мембранной технологии, материалы и сферы применения. Классификация мембран и их признаки. Использование мембран в технологических процессах и оценка их эффективности. Получение питьевой воды с помощью мембранной технологии.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2009

    Поровое пространство нефтесодержащих пород. Процесс образования менисков на разделах фаз. Условия перемещения столбика нефти в цилиндрическом капилляре, заполненном и смоченном водой. Общий вид схемы деформации капли нефти при её сдвиге в капилляре.

    презентация , добавлен 16.10.2013

    Обзор механических процессов химической технологии: сортирования, измельчения, прессования, дозирования. Особенности процесса и способов перемешивания. Виды смеси. Строение и использование лопастных, листовых, пропеллерных, турбинных, специальных мешалок.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2013

    Взаимодействие элементов производственной системы. Понятие технологии в современном обществе и производстве, характеристика разновидностей. Функции экономики в производственном процессе. Цель изучения технологии и ее связь с другими областями и науками.

    Методическое оснащение:

    Методы:

    Формы: фронтальная, индивидуальная.

    Тип урока: комбинированный

    Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

    Материалы и инструменты: крючок, пряжа

    Словарь:

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент 5 мин

  • приветствие,

Пословицы на доске

«

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь

Охрана труда

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Вязание - один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком - вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

нитки и крючок.

Инструменты:

Крючки бывают Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками - свитера и шапочки

- изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. -

1 - головка крючка;

2 - бородка;

3 -плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Основные виды петель

  • полустолбики; (полуст.-)

Начальная петля

Воздушная петля

Цепочка воздушных петель -

  1. Что такое начальная петля?
  2. Как нужно держать крючок?
  3. Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок»

Условие игры:

IV . Практическая, работа «Выполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель» (15-20 мин)

Задание:

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды - яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше - прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком". »

Дата: 30.01.2015 Класс : 7 кл.

Тема урока: « Вязание крючком». «Основные приёмы вязания крючком»

Цел ь урока : Ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями, научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Задачи урока :

    ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.

    научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;

    развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

    воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Методическое оснащение: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод развития познавательного интереса (метод «Ассоциации», игровой прием «Волшебный клубок», «Заколдованный цветок») репродуктивный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия : образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: крючок, пряжа

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 5 мин

    приветствие,

    проверка готовности учащихся к уроку.

Пословицы на доске

« Взялся за дело, выполняй его умело».

«Торопливый всегда дважды вяжет»

«Кто аккуратен, тот и людям приятен».

Вхождение в тему.

Метод «Ассоциации»: - Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «крючок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) написать на доске

К расота

Р уки, радость

Ю бка

Ч еловек

О тдых

К ружево

В течении урока я вас буду оценивать, за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)

8-9 стикеров «5»

6-7 стикеров «4»

5-4 стикера «3»

II. Основная часть 5 мин

    1. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы начинаем новый раздел нашей программы «Художественное оформление» «Вязание крючком», на изучение данного раздела выделяется 6 часов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Охрана труда

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками- они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Ученица: сообщение история вязания крючком.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

- Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.

- Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

- Как вы думаете как можно определить вид пряжи?

Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.

Инструменты:

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки

Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. - Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

2 – бородка;

3 –плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

    либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

    либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Основные виды петель

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

Записать на доске. запись в тетр.

    образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. -)

    полустолбики; (полуст.-)

    столбики без накида; (ст.б/н -)

    столбики с накидом. (ст с/н -)

- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?

Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

III. Закрепление знаний «Волшебный клубок» учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос, если он затрудняется ответить, перекидывает клубок другому однокласнику.

    От чего зависит качество вязанных изделий?

    Какое должно быть соотношение крючка и нити?

    Какие нити используют при вязании крючком?

    Что такое начальная петля?

    Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?

    Как нужно держать крючок?

    Что означает номер крючка?

«Заколдованный цветок» Для того чтобы проверить как вы запомнили условные обозначения основных петель, я предлагаю сыграть в игру, которая называется «Заколдованный цветок»

Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.

IV . Практическая, работа «В ыполнение начальной петли и цепочки из воздушных петель » (15-20 мин)

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Чему научились?

Были ли трудности?

Рефлексия

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

VI. Домашнее задание

Связать цепочку длиной 100 см.

Приложение 1

«Заколдованный цветок»

Приложение 2

Самоанализ открытого урока

Почти для каждой техники вязания существует отдельный тип крючка. Однако строение у них однотипное, разница только в длине ручки.

Любой крючок для вязания состоит из стрежня, за которые вы будете его держать, головки и бородки (загнутый край). На некоторых крючках, для удобства рукодельницы, имеются еще и «щечки», т.е. стержень в одном месте расплющен, чтобы пальцы не соскальзывали.

Крючки для вязания выпускаются из различного материала (металл, пластик или дерево) и имеют различную толщину. Они бывают пяти размеров - от 2-го до 6-го. Номер крючка показывает толщину и глубину его рабочей части. Выбор крючка зависит от того, что удобно вам, а так же от толщины пряжи и техники вязания.

Деревянные крючки следует хранить в сухом месте, чтобы они не впитывали влагу и не разбухали. После работы вытрите крючок сухой льняной или шерстяной тряпочкой, чтобы обезжирить поверхность инструмента. Следите за тем, чтобы ваши крючки не гнулись и не царапались, т.к. использование дефектного инструмента может испортить пряжу или деформировать полотно.

Выбирая крючок, не забывайте, что он должен быть в 1,5 – 2 раза толще используемой при вязании нитки. Для вязания из толстой или камвольный пряжи применяются толстые крючки. Изящные металлические крючки чаще всего употребляются при вязании ажурных и легких изделий.

Маленьким крючком разрешено вязать по-разному: в горизонтальной направленности, сообразно спирали и сообразно кружку из центра. При вязании в горизонтальной направленности право-влево сообразно цепочке легких петель, начиная любой свежий разряд, изделие поворачивают так, чтоб крайняя петля стала 1. При данном методе две стороны вязания однообразные. Таковая вязка именуется двусторонней. Данным методом вяжут одноцветные узоры, состоящие из композиции столбиков в отсутствии накидов, столбиков с 1-м, 2-мя, 3-мя накидами, с бугорками и скрещенными узорами.

Крючок для вязания держат в правой руке, как карандаш или ручку. Указательный палец немного выдвинут вперед и лежит на крючке. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают большим и средним пальцами.

Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами. Нитка от клубка называется рабочей.

Во время вязания следует придерживать петли на крючке, чтобы они не вытягивались и получались одинаковой длины.

Основные элементы вязания крючком - это воздушная петля , столбик без накида и столбик с накидом . Другие элементы - их производные. Узоры вязания состоят из разных сочетаний воздушных петель и столбиков.

Внизу показаны основные приемы вязания крючком с пояснениями, как вязать основные элементы. Эти схемы очень помогут начинающим.

Образование первой петли

Возьмите нить и перебросьте её через указательный палец левой руки, концы необходимо прижать к ладони средним и безымянным пальцами. Натяжение нити нужно регулировать безымянным пальцем. Возьмите крючок и введите его под нить на указательном пальце, поверните крючок влево и образуйте петлю, придерживая её пальцами. Удерживая петлю, захватите крючком нить и вытяните её через петлю.

Цепочка из воздушных петель

Не сбрасывая первую получившуюся петлю, захватите нить и протяните её через свою петлю, эта петля называется воздушной. Проделывая эту операцию несколько раз, у Вас получится цепочка из воздушных петель

Полустолбик без накида

Полустолбик часто применяется при вязании края изделия. Чтобы его связать крючок вводят в петлю предыдущего ряда или во вторую петлю цепочки, захватывают крючком нить и протягивают её через петлю ряда или цепочки и петлю, находящуюся на крючке.

Столбик без накида

Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают ее, образуя петлю. Не спуская предыдущих петель, захватите нить и протяните её через 2 имеющиеся петли.

Полустолбик с накидом

Сделайте накид своей рабочей нитью, введите крючок в петлю, захватите крючком нить и вытяните её образую новую петлю, захватите нить снова и протяните её через 3 имеющиеся на крючке петли.

Столбик с накидом

На крючок делают накид и вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке образуется три петли: петля, накид и петля. После этого снова захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли на крючке, получается 2 петли на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через эти 2 петли.

Столбик с двумя накидами

Делают два накида на крючок, вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке имеется 4 петли. Захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли лежащие на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через 2 петли, опять захватывают нить и протягивают её через 2 оставшиеся петли.

Пышный столбик

Делается накид, крючок вводится в петлю и вытягивается новая петля длиной 1-2 см. Опять делается накид и вытягивается ещё одна петля на том же месте. Это операция повторяется несколько раз. После этого все петли провязываются вместе захваченной нитью и закрепляются воздушной петлёй.

Лицевой рельефный столбик с накидом

Крючок вводится с правой стороны на левую обвивая столбик предыдущего ряда спереди. Вытяните новую петлю и провяжите столбик с накидом.

Изнаночный рельефный столбик с накидом

Введите крючок сзади с левой стороны на правую, обвивая столбик предыдущего ряда сзади, вытяните нить и провяжите столбик с накидом.

Столбик с тремя накидами

Нужно сделать три накида на крючок, ввести крючок в петлю, захватить нить и вытянуть новую петлю. Дальше нужно провязать все петли по 2, каждый раз захватывая нить в 4 приёма.
Столбик с четырьмя накидами

Вяжется также, как и столбик с тремя накидами, но изначально делается 4 накида.