Open
Close

М.Булгаков «Белая гвардия» Рассмотрение изображения гражданской войны. Cочинение «Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия Гражданская война в изображении булгакова

Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья - Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры - пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом. А вместе с автором, героями верим в хорошее и мы: «Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни писатели считали, что большевики защищают свои идеалы и новую справедливую власть, и восхищались их подвигами и верностью идее (например, А. А. Фадеев в романе «Разгром»). Другие размышляли о братоубийственном характере гражданской войны и делали вывод, что война – это всегда кровь, смерть, несчастье и оправданиия ей быть не может (например, М. А. Шолохов в «Донских рассказах» и романе «Тихий Дон»). М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» (1925) посмотрел на происходящие события глазами других людей, тех, кто утратил все, попав под колеса истории.
Это произведение сам автор любил больше всех других вещей. В 1925 году роман воспринимался одновременно и как современный, злободневный (на страницах романа как бы завывала буря Гражданской войны, очевидцем или участником которой читатель был еще вчера), и как исторический. Такое положение дел обусловило эпохальную значимость книги.
Мы оказываемся свидетелями напряженных событий в Городе (именно так обозначено место действия в романе, хотя Булгаков дает много подсказок, позволяющих опознать в Городе Киев). Здесь сменяются правители (гетман, Петлюра), здесь грабят, убивают, здесь идет настоящая война, армии наступают и бегут. Важно обратить внимание на эпиграфы к частям романа. Словами о страшном буране из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина Булгаков указал, как сложно найти верную дорогу в буране, сколько мужества и выносливости нужно, чтобы не сбиться с пути и выбраться из снежного ада. Смысл второго эпиграфа абсолютно прозрачен: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…» Булгаков подчеркивает, что перед лицом истории все оказываются равны, независимо от убеждений и политических взглядов.
Нравственные, «вечные», ценности выходят на первый план. Эту философскую мысль автор раскрывает на примере семьи Турбиных.
Милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных внезапно оказывается в центре великих событий, становится свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. «Великий и страшный» 1918 год ознаменован несчастьем в семье Турбиных – смертью матери. Это несчастье сливается с другой страшной катастрофой, уже не семейной, – крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира.
В романе Булгакова два пространственных масштаба – малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти противопоставлены друг другу. Дом Турбиных, островок тепла и спокойствия в занесенном снегом пространстве, противостоит внешнему миру, где царят разрушение, ужас, смерть. Но Дом не может отделиться, он часть города, а город, в свою очередь, – часть огромной страны.
«Там», за окнами (а читатель как бы находится в доме Турбиных),беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. «Здесь», в доме, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. Здесь тепло, здесь уютно, одним словом, здесь – дом, наполненный воспоминаниями. Здесь время словно остановилось: «…Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».
А за окнами – «восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей». Но Алексей Турбин с тревогой думает не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи». Каждый член этой семьи думает не о себе, а о доме и о семье. Исключение составляет лишь капитан Тальберг, муж Елены. Он уезжает из Города, скрываясь от опасности. Но его предательство способствует сплочению остальных: большая семья включает не только самих Турбиных, но и Анюту, выросшую в их доме, и нескладного Лариосика, родственника Тальберга; к тому же, к Турбиным часто приходят гости, тоже почти родные люди.
Именно такая, дружная, сплоченная, семья может выжить в страшной мясорубке гражданской войны, которая в романе Булгакова приобретает апокалипсические черты. В Городе происходит постоянная смена власти, оборачивающаяся фактическим безвластием. Гетман, Петлюра, большевики – жители теряют ориентиры, они не знают, кто победит в этой бессмысленной и жестокой войне. Страшно выйти на улицу, так как там могут ранить и даже убить. Причем страшнее, если ранят, – это может подвергнуть опасности всю семью: раненого Алексея Турбина нельзя даже отправить в госпиталь, потому что, как говорит доктор, «черт знает что делается в городе».
В военное время забываются вековые традиции оказания последних почестей мертвым: когда Николка пытается разыскать убитого Най-Турса, ему приходится посетить помещение «за самыми ужасными дверьми», где стоит «страшный тяжелый запах» и человеческие тела, мужские и женские, без разбору, лежат, «как дрова в штабелях», а сторож грубо раскидывает их, стараясь вытащить нужное.
Гражданская война выпячивает в людях те черты, которые не проявляются во время мирной жизни: трусость Василисы («Ежели в случае чего, так он и ляпнет кому угодно, что Алексея ранили, лишь бы только себя выгородить»), храбрость Най-Турса (угрожая кольтом генералу, старшему по званию, требует выдать валенки солдатам, потому что они должны идти в наступление в сильнейший мороз).
Повсюду смерть, холод, страх. Страхом и растерянностью обывателей пользуются грабители, вроде тех двоих, которые ограбили Василису. Но, несмотря ни на какие невзгоды, в доме Турбиных горит свет и живут люди. Живут, пытаясь, не потеряв чести, достоинства и веры (вспомним, как молилась Елена о выздоровлении Алексея), выжить в это тяжелое время. Роман закачивается, когда гражданская война еще в самом разгаре, и мы не можем знать, доживут ли герои до ее окончания. Елена видит страшный сон о Николке и думает, что он умрет. Но в ту же ночь маленький мальчик Петька Щеглов, который «не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни демоном», видит другой сон, «простой и радостный, как солнечный шар», – это значит, что даже в тяжелое время возможно счастье.
В конце романа мы видим, как крест Владимира над Днепром «превратился в угрожающий острый меч», который нависает над Городом, над страной, над всем миром. Но «…он не страшен. Все пройдет». Пройдут страдания, кончится война, не будет ни Петлюры, ни большевиков. Если не верить в это, разве можно выжить в такое время!?

«Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918», - пишет он. События захлестнули своим водоворотом обыкновенных людей, простых смертных. Эти люди мечутся, проклинают, как Алексей Турбин, поневоле ставший участником творимого зла. Зараженный ненавистью толпы, он набрасывается на мальчика, разносчика газет: цепная реакция зла действует и на добрых людей. Непонимающе смотрит на жизнь Николка, ищет свои пути Елена. Но все они живут, страдают, любят.

Город, любовь, дом, война… Роман этот о судьбе русской интеллигенции в революции. М. Булгаков нарисовал быт русской интеллигенции. Здесь снисходительны к человеческим слабостям, внимательны, искренни. Здесь нет высокомерия, чванства, чопорности. В доме Турбиных непримиримы ко всему, что стоит за гранью человеческой порядочности. Но рядом с Турбиными живут Тальбер-ги, Лисовичи. Самые жестокие удары судьбы принимают на себя те, кто верен долгу, кто порядочен. А Тальберг и ему подобные умеют пристроиться, умеют выжить. Оставив жену Елену и ее братьев, он бежит из Киева с петлюровцами.

Идет война идей. Но идеи ли сражаются? Турбины - монархисты по своим взглядам, однако для них монархия - это не столько царь, сколько самые святые страницы русской истории, которые традиционно связывали с именами царей.
При всем неприятии идеологии революции М. Булгаков понимал главное: она - результат позорнейшего многовекового нравственного и физического угнетения народной массы. Ведя повествование, писатель сохраняет нейтралитет. Он с одинаковой объективностью отмечает смелость большевиков, честь белогвардейских офицеров.

Но М. Булгаков и ненавидит. Ненавидит Петлюру и петлюровцев, для которых человеческая жизнь ничего не стоит. Презирает политиков, разжигающих в сердцах людей ненависть и злобу, ибо ненависть правит их поступками. Высочайшими словами о городе, матери городов русских, они прикрывают свои трусливые деяния, а город залили кровью. Любовь и ненависть схлестнулись в романе, и побеждает любовь. Это любовь Елены и Шервинского прежде всего. Любовь выше всего на свете. Не может быть гуманнее вывода из той драмы, свидетелями которой мы становимся, читая роман.
Человек и человечность превыше всего. Это утверждает М. Булгаков своим романом. Турбины сумели сберечь честь смолоду и потому выстояли, многое потеряв и дорого заплатив за ошибки и наивность. Прозрение, пусть позднее, все же пришло. Таков главный смысл и урок исторического романа М. Булгакова «Белая гвардия», делающий эту книгу современной и своевременной.

    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Созданное восемь веков назад гением русского народа, «Слово» сохраняет значение немеркнущего образца для современности, для будущего – и своим мощным патриотическим звучанием, и неисчерпаемым богатством содержания, и неповторимой поэтичностью всех своих элементов. Для Древней Руси очень характерен динамический стиль. Он оказывается в архитектуре, в живописи и литературе. Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое и красивое представляется величественным. Летописцы, авторы житий, церковных слов […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества. Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Станислав Юлианович Жуковский - известный русский художник. Его картины известны во многих странах мира. Несмотря на то, что Станислав Юлианович имел польско-белорусское происхождение, своей Родиной он всегда считал Россию. Именно поэтому большинство его картин отображают русские пейзажи. Одна из самых известных его работ - "Осень. Веранда". Этот пейзаж отображает одно из самых замечательных времен года - осень. В этот период вся природа готовится к скорой зимней спячке, но прежде выплескивает всю свою […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при помощи которых писателю удалось запечатлеть разрущающее воздействие войны на мирное бытие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Революция и Гражданская война в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

    Оформление урока:

    • портрет М.Булгакова;
    • плакаты времен Гражданской войны;
    • кадры фотохроники;
    • романс Р.Глиэра «Жить, будем жить!»;
    • видеофрагмент из художественного фильма «Дни Турбиных»;
    • таблица «Венера или Марс?»

    Эпиграфы.

    Всех беломордых перебьём и останется одна пролетария.

    Артем Веселый, 1923г.

    Белая гвардия, путь твой высок...

    М. Цветаева, 1918г.

    Все мы в крови повинны.

    «Белая гвардия», 1923-1924гг.

    Прошло почти сто лет после Гражданской войны, мы начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Еще недавно на первый план выступала героика. Слава победителям, позор побежденным! За понятными, заманчивыми лозунгами большевиков - всенародная трагедия. «Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет». Нужно увидеть и понять правду о Гражданской. Понять и скорбно склонить головы перед погибшими в братоубийственной войне.

    Пора отрешиться от ненависти (ибо в трагедии всегда есть нечто, что превыше всяких пристрастий), избыть ее, чтобы никогда более не повторилось кровавое безумие розни.

    Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.

    Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.

    Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым виденьем тает, тает...

    Старого мира - последний сон: Молодость-Доблесть - Вандея - Дон.

    Нам необходимо заглянуть в страницы воскресающих книг, словно в разверстую бездну Гражданской войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы, поглотившей столько прекрасных сердец, заглянуть в эту бездну - ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю ее. Именно ради этого, мы вправе предположить, и писал М. Булгаков свой роман о Гражданской войне «Белая гвардия», делая «великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми». Прошлое ощущается в осмыслении - без этого не может совершаться и продолжаться жизнь.

    Запишите тему сегодняшнего разговора, эпиграфы к нему.

    Роману предпосланы две цитаты. Первая - из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Прочитайте.

    Что даёт символический образ бурана для понимания эпохи, отражённой в романе?

    (В романе отчётливо развивается пушкинская тема заблудившихся в буране людей. В «Белой гвардии» - буран истории. Главная тема - «сбились мы, что делать нам?». Родство идей, оценок, подхода Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

    Первый абзац написан в стиле летописи.

    Революция - рубеж нового, иного мира. Какими символами писатель обозначил главный конфликт эпохи?

    (Противоборство Венеры и Марса: жизни и смерти, любви и ненависти, хаоса и гармонии - испокон века сопровождают развитие человеческой цивилизации. В разгар Гражданской войны в России это противостояние обрело особенно зловещие формы).

    Здесь следует, однако, вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии». Он взят из Откровения святого Иоанна Богослова - книги, известной под названием Апокалипсис.

    Каков нравственный смысл второго эпиграфа?

    (По вечным законам справедливости в час неотвратимой расплаты судим будет каждый «сообразно с делами своими»; за выбор, который человек делает в жизни, за поступки, которые совершает, он несет моральную ответственность).

    Алексей Турбин приходит к священнику, отцу Александру, и ищет утешения после смерти матери. (гл. I)

    Чем наполнилась чаша ангела, чаша гнева Господнего?

    (Обоюдной ненавистью, которая ожесточила людей, дала выход накопившейся злобе: гл. IV, гл. V).

    Кажется, что автор всматривается в небо и задает себе, читателю задачу понять, какая же из двух звезд, Венера или Марс, засверкает ярче. Поиски на этот основополагающий для художественной концепции произведения вопрос осуществляли две группы. Каждая группа подбирала соответствующий текстуальный материал, продумывала аргументы в свою пользу. (В тетради - таблица, страницу - пополам).

    "Звезда пастушеская " Венера

    Красота, свет, вера, Дом, тепло, семья, любовь, покой, порядок

    1) Изумительная панорама Города (гл.1V)

    Как сон входит в текст романа?

    (Под утро Турбину стал сниться довоенный Город. Это просто город, но с прописной буквы как нечто обобщенное, вечное. Описание Города в композиционном отношении двояко: оно открывает главу и вместе с тем позволяют трактовать описание как сон, который переходит в явь.)

    Какое впечатление производит Город?

    (Образ Города излучает необыкновенный свет жизни. Это святая земля, райский уголок. Владимирский крест - духовный ориентир Города, который находится под покровительством Божьим).

    2) Дом Турбиных (гл. 1, 2)

    Что ценят, во что верят, чему поклоняются Турбины?

    (Дом Турбиных - это прежде всего люди, его населяющие. Братья, Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны.

    Великая русская литература заняла достойное место в этом доме, где звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Может быть, оттого так красиво в этом небогатом доме, что его атмосфера одухотворена вечно живым искусством.

    В доме Турбиных знают и любят музыку. Задумчиво глядя в окно, вспоминает Алексей Турбин оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», а тогда, когда его начинает тревожить мысль о Елене, вспоминается молитва Валентина («...я за сестру тебя молю») из оперы «Фауст» Гуно. Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью. Венера покровительствует героям. Турбины согреты любовью Всевышнего.)

    Что завещали старшие Турбины детям, что наказала мать? («Дружно... живите», т.е. сохраните Дом. В начале романа дом Турбиных - символ представлений о красоте, прочности жизни такой, какая звучит в знаменитом романсе Глиэра «Жить, будем жить!», словами которого Шервинский ободряет Елену.)

    Звучит романс Глиэра на слова Г. Галиной в исполнении Г. Нэлеппа.

    Что больше всего боятся в доме Турбиных?

    (гл.1. Больше всего в доме Турбиных боятся, что этот мир покоя, счастья будет разрушен. Турбины пытаются сохранить порядок, заведенный матерью. Братья становятся офицерами Белой армии, одна мысль - защитить.

    Мать сказала детям: «Живите». «Но как жить? Как же жить?» - это главный вопрос романа).

    3) Дом Юлии Рейсс (гл. 13,19)

    (Алексею Турбину спасение является в виде женщины «необычайной красоты» - Юлии Рейсс. Словно сама Венера спустилась с небес, чтобы защитить героя от гибели. Именно дом Юлии Рейсс по счастливой случайности становится для него тихой гаванью, где ему помогли не только выжить, но и принимали потом как близкого человека.)

    4)Дом Щегловых (гл. 11)

    (Щегловы - простая рабочая семья. Их домик-флигель был рядом со входом в дом Турбиных, и Николка иногда невольно заглядывал к ним в окно. Добравшись до дома и выждав некоторое время, Николка отправляется «на разведку». Ничего нового о происходящем в городе он не узнал, зато, возвращаясь, он увидел сквозь окошко примыкавшего к дому флигелька, как соседка Марья Петровна мыла Петьку. Продрогший на холоде Николка всем своим существом ощутил мирное тепло этого жилища.)

    5)Дом Най-Турсов (гл. 17)

    (Дом Най-Турсов изображен мельком, через восприятие Николки, как строгая семья, мужественно принявшая известие о гибели их любимого Феликса.)

    1. "Жаркая" молитва Елены перед иконой Божьей Матери (гл. 18)

    Как в тяжелых условиях Гражданской войны проявляется нравственная сущность человека?

    (Молодая женщина обнаруживает удивительную самоотверженность, сострадательную любовь сестры к брату. Елена готова поступиться личным счастьем, лишь бы только смертельно раненный старший брат был жив. И смерть от Алексея отступает, свершается чудо исцеления. Елена отмолила брата. Так в романе побеждает любовь и жизнь, а значит звезда Венера.)

    Однако «давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже, <...> ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год... глядит все грознее и щетинистей».

    "Красный, дрожащий" Марс

    Гибель красоты, разрушение, беспорядок, торжество бесовских сил, злоба, убийство, насилие, грабежи

    1) Город 1918 года (гл. 4,6)

    Найдите примеры гибели красоты в атмосфере Города, охваченного бураном революции. Обратите внимание на тон авторского повествования.

    (Город, отмеченный печатью небесной благодати, остался во сне. Теперь ему противостоит горд 18-го года. Переполненность Города агрессивной ненавистью противоречит красоте, свету и покою, символом которых был Владимирский крест.

    Глубокая скорбь звучит в голосе автора, повествующего о том, как рушится мирная жизнь, привычный порядок вещей. Бытовые зарисовки приобретают символический смысл. Салон мадам Анжу еще недавно был средоточием прекрасного. Теперь же на территорию Венеры со всей бесцеремонностью грубого вояки вторгся Марс, и то, что было красотой, обратилось в обрывки и лоскутки. С коробками из-под дамских шляпок соседствуют «ручные бомбы и пулеметные ленты». Рядом со швейной машинкой - пулемет. И то, и другое - творение рук человеческих, только первое олицетворяет созидание, а второе - разрушенue.)

    2) Неразбериха, быстрое наступление петлюровских войск (гл. 2,11)

    (Из холода, вьюги, метели, из мира, над которым властвует красный Марс, приходит Мышлаевский, принося с собой веяние хаоса. С одной стороны, самоотверженная защита Города юнкерами и офицерами, их гибель на посту при исполнении долга. С другой стороны - «кабак», «ничего не поймешь», беспорядок, нехватка вооружения и противоречивые приказы. Как следствие - падение духа защитников, слабость обороны.

    Через кровь и смерть пришло понимание обреченности Белого движения. Булгаков не рассматривал вопрос о нравственном превосходстве большевиков. Они для него - историческая сила.)

    3)Бесчинства и зверства гайдамацкой дивизии (гл. 6,8,20)

    Как в этих эпизодах отразилась жестокость войны?

    (Через все произведение проходит мотив конца света. «Мирный житель» Яков Фельдман торопился, чтобы помочь появлению на свет новой жизни, а обрел свою смерть.Человеческая жизнь предельно обесценена. Расправа с неизвестным прохожим ничего, кроме ужаса и содрогания, вызвать не может. Ничем не оправданная жестокость, изуверства ради изуверства.)

    Булгаков заставляет заглянуть в лицо самой смерти. И задуматься о цене жизни. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь?» - вопрошает автор. Вывод, который он делает, мало утешителен: «Нет. Никто... Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. » Поистине, осуществилось грозное апокалиптическое пророчество.

    4)Празднество в честь Петлюры (гл. 16 )

    Как реализуется мотив разгула нечистой силы в Городе? (Убийства, насилия, грабежи пришли в Город с петлюровскими войсками. Бог отвернулся от Города, и уже не Он, а сатана правит там бал. В Софийском соборе происходит невообразимая грешная кутерьма, не совместимая со святым местом. Колокольный звон воспринимается как богохульство, оскорбление священнодействия: как Божья милость провозглашается начало братоубийственной войны. Кровь жертв вопиет к небу, кровавый отсвет осеняет все вокруг.)

    5)Судьба Дома Турбиных в вихре войны (гл.2, 11, 12)

    (Война вторгается в мир Турбиных. Об этом говорят надписи на печке, проявляя позицию домочадцев, за которую им придется расплачиваться. Война властвует в Доме. Раненый Алексей Турбин мечется в лихорадке. Образ мортиры мерещится в бреду Алексею. Дом теперь лишь пристанище, постоялый двор.)

    6)Броненосец "Пролетарий" (гл.20 )

    Можно ли приход в Город большевиков считать победой Марса? (Марс торжествует, даже прекрасная Венера становится красноватой. "Живой, пятиконечный " Марс царствует на небосводе. Что это? Намек на большевистский террор?)

    Какие детали призваны подчеркнуть воинственную природу пролетарской власти?

    (У бронепоезда «Пролетарий» «зверски, не по-человечески» озябший часовой, который «неуклонно рвался взором к звездам». Силу часовому, очевидно, придавало поблескивавшая на его груди звезда и кровная связь с воинственной планетой: «Она [планета] была маленькая и тоже пятиконечная»).

    Кинофрагмент.

    Этим людям было уютно под новым, невиданным небосводом, одетым «Марсами в их живом сверкании», их души наполнены счастьем. И если Дом прежних времен - розы и белоснежная скатерть, то дом людей из бронепоезда - «тесная конура» и «узкая койка», но им хорошо в таком «доме». Победой какой из сторон завершилось символическое противостояние двух планет? (Победой Mapca).

    Вывод под таблицей: истоки Гражданской войны, по Булгакову, - психологические, морально-этические. Отказ людей от христианских нравственных законов, их ненависть и нетерпимость друг к другу приводят к духовному падению и к войне, а значит, к обильным жертвоприношениям богу Марсу, который торжествует.

    Как бы напоминая о своем замысле «стать бесстрастно над красными и белыми», автор вводит сон Алексея Турбина, в котором пророчески звучат слова о погибших большевиках, белогвардейцах и мысли апостола Петра: «Все вы у меня... одинаковые - в поле брани убиенные. Это понимать надо, и не всякий поймет». Для Господа Бога и красные, и белые - все одинаковы, все несчастны.

    Как оценил Булгаков свое время?

    (Для Булгакова, Россия, Отечество, народ - едины. Гражданская война - всегда поражение, гибель, нарушение национального уклада жизни. В представлении Булгакова, революция, Гражданская война - это трагедия, в результате которой разрушается то, что принадлежит миру вечности. В романе открытый финал (последний абзац).

    Как отвечает Булгаков на пушкинский вопрос: что делать нам? (Нужно чаще смотреть на далекие звезды и тогда придет ответ на вопрос, как жить)

    Автор утверждает ценность человеческой жизни, идеалы добра и гуманности, он скорбит о потерянном мире и видит новое небо. Писатель беспристрастен к белым и красным, он сожалеет, что люди не хотят взглянуть на звезды. Космический мотив заключительных строк романа все же обращен в будущее.

    Домашнее задание: найти в 11 главе «Белой гвардии» переклички с романом «Война и мир» (том 1, часть 3, гл.14-17) и выявить различия в изображении истории (войны) между Булгаковым и Толстым.


    Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие.

    Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

    Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества.

    Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

    Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

    Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно… ох, неприятно… напрасно я застрелил его… Я, конечно, беру вину на себя… я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные… Мысль остается незаконченной.

    Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»

    Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех - и белых и красных. «Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

      М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом...

      Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

      Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как...

      Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание...