Open
Close

Басня «Мартышка и очки» (Крылов И.) - поучительная история для школьников. Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

Анализ басни Крылова И.А. «Мартышка и очки»

Басня – небольшой рассказ, имеющий чаще всего стихотворную форму, это произведение иронической направленности. Басня – это иносказание, хотя в ней обычно рассказывается о птицах и зверях, но на самом деле в ней поднимаются проблемы, которые волнуют общество. «Мартышка и очки» является ярким примером такого произведения.

В баснях часто используется такой приём, как аллегория. Птицы, насекомые, звери – это всего лишь «маска», за которой скрывается человеческая натура, негативные черты которой изобличает баснописец. В к басне обязательно должно быть небольшое заключение – мораль. По структуре каждая басня похожа на коротенькую пьесу, которая очень динамична и образна, с закадровым комментированием действий главных героев.

Басня «Мартышка и очки» была создана в 1812 году. Мартышка – главный герой – написана в басне с большой буквы, из чего можно сделать вывод, что автор имеет в виду вовсе не животное, а человека.

В басне рассказывается об обезьяне, у которой из-за возраста возникли проблемы с глазами – видеть стала плохо. Мартышка не могла скрывать свои проблемы и рассказала о них окружающим. Нашлись добрые люди, которые подсказали ей, что очки смогут помочь увидеть мир чётче, но, к сожалению, не пояснили бедной Мартышке, как же ими пользоваться. Добыть очки Мартышка сумела, а вот уж использовать их по назначению было ей не по плечу. Куда только Мартышка не пыталась их примерить – и на хвост, и к темени, попробовала их на вкус и на запах. Естественно, что все эти пробы не дали нужных результатов – не стало лучше зрение Мартышки. Обезьянка же после таких долгих «мучений» делает вывод: люди ей соврали, а от очков нет никакого толка. Досада Мартышки была так велика, что она разбивает добытые очки вдребезги, а осколки от них разлетаются во все стороны. Мораль, как и полагается в басне, находится в конце – хоть вещь, которую имеет Мартышка, и полезна, но, не зная, в чём именно её польза, невежда уничтожает её.

Данную мораль можно перевести и так: если человек, который не разбирается в своём деле, занимает высокое положение, то он может не пропустить те идеи, новинки, которые просто не сможет понять. История знает немало таких случаев. К примеру, в советской России гонениям подверглись генетики. Чиновники не поняли эту науку, не смогли в ней разобраться и бесповоротно решили, что она ложная. Очевидно, что «невежды оказались на троне». Как раз о таких людях и повествует Крылов, высмеивая в своих баснях человеческую глупость и недальновидность.

Произведение Крылова вышло весьма ироничным. Автор точно определил людские пороки и недостатки. Он не высмеивает конкретную Мартышку, он смеётся над каждым невеждой, не желающим увидеть очевидные вещи. Прибегая к аллегории, Крылов вдумчивому и внимательному читателю раскрывает тайны замысла басни, а читателю, которого можно назвать недальновидным, думается, что автор произведения решил потешить народ историей про глупую обезьяну. Ряды однородных членов, описывающие действия Мартышки, делают образ ещё более комичным. Использование диалоговых форм делает повествование легким и увлекательным. Мораль басни будет понятна только вдумчивому читателю.

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он открыто высмеивал людские пороки?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Цель: Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания

Людских пороков.

Задачи : 1. Учить видеть иносказательный смысл басен.

2.Развивать умение рассуждать, проявлять склонность к обмену

Впечатлениями, уверенность в своих силах.

3.Воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1.Актуализация знаний

1) Чтение стихов А.С. Пушкина и М.Ю Лермонтова.

(подведение итогов чтения)

Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этих великих русских поэтов? Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель – Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А.С Пушкин и М.Ю Лермонтов были наказаны: отправлены в ссылку.

Причём А.С. Пушкин не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей ).

Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что они писали не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность )

1) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность , верность.)

2) Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка )

ложь доброта

глупость правдивость

жадность храбрость

хитрость нежность

трусость верность

лесть

лень

Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3) - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Лермонтова и Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4) - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Так кто главные герои басен? (животные)

А это обидно для человека? (нет)

Ученики - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока ?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

3. Работа с учебником

1) басня «Мартышка и очки»

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (Обезьяна надевает очки .)

А зачем она это делает?

Сейчас я прочту вам эту басню, а вы сравните свои предположения с содержанием басен. (сравнивают)

Что вызвало у вас смех? Какой показалась вам мартышка?

Что она сделала с очками?

Найдите в тексте мораль этой басни (читают мораль ).

2) словарная работа

(на доске записано слово Невежда )

Вам встретилось слово Невежда, кто это такой?

Найдите в словаре значение этого слова.

Необразованный человек, неуч – Невежда.

3 ) работа над содержанием

Так какова же главная мысль басни?

Что высмеивает И.А. Крылов? (глупость необразованного человека).

Ребята, прочтите первые 4 строки. Какой вопрос бы вы задали классу?

Ученики: - Почему Мартышка решила завести очки?

Учитель: - Достала она очки или нет? Сколько?

А полдюжины это сколько?

С каким настроением она их надевала? (злилась )

Прочтите.

Попробуйте представить себе эту сердитую Мартышку, а теперь сами изобразите её мимикой, жестами.

Вот с таким выражением лица прочтите следующие 4 строки.

(читают несколько человек)

Учитель:- Как вы понимаете выражение: И проку на волос нет в них?

Ученики: - Значит, нет толку, пользы.

Учитель: - Покажите это голосом, читая следующие 3 строки (читают ).

Как вы думаете Крылов сожалеет, что есть такие неучи среди людей? Прочтите мораль басни, она поможет вам ответить на вопрос. (читают)

3 )Анализ басни « Зеркало и обезьяна»

Учитель:- Следующая басня И.А. Крылова называется «Зеркало и Обезьяна». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (высказывают предположения )

Давайте, сравним ваши предположения с текстом.

(дети читают )

Что вы хотите сказать?

Похожа эта Обезьяна на Мартышку из предыдущей басни? Чем?

Кого она увидела в зеркале? (себя)

Узнала она себя в зеркале? (нет )

Почему?

Какой она, наверное, себя считала?

Ребята, а какой совет дал ей Мишка?

Эти слова стали поговоркой, и я часто вам их напоминаю. Когда я это делаю?

(Когда хочу, чтобы вы не судили другого, а посмотрели, прежде всего, на себя ).

Так какова главная мысль, какие человеческие качества высмеивает Крылов?

Найдите и прочтите мораль этой басни.

Что значит « На руку нечист»?

4) Чтение по ролям

Давайте представим себя в роли Обезьяны с зеркалом.

Посмотрите в него, покривляйтесь.

А теперь найдите в тексте слова, которые произносит обезьяна, глядя в зеркало.

Итак, ребята, мы сегодня читали……. (басни), автора…….(И.А. Крылова). И напоследок я предлагаю вам поиграть в игру «Мораль сей басни такова». Ваша задача, определить к какой басне относится данная мораль.

5) Игра

Вперёд чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и голубь)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

(Лебедь, Щука и Рак)

Таких примеров много в мире, не любит узнавать никто себя в сатире. (Обезьяна и зеркало)

Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона.

(Слон и Моська)

Ты всё пела, это дело. Так пойди же, попляши!

(Стрекоза и муравей)

6 ) Итог урока

На этом наш урок заканчивается, а я прошу вас закончить предложения, опираясь на слова, Я знаю: (что Крылов писал басни, в каждой басне есть мораль, мораль это…..)

Я умею: (находить мораль в басне)

На доске появляется надпись

Знаю: Умею:

И.А.Крылов Мораль

Басни

Мораль

Поучение

Или главная мысль

(Отметка за урок)

Домашнее задание:

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 3 классе Синякова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов школы при ФБУ ИК – 7 п. Панковка Новгородской обл.

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Родился в 1769 в Москве, в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Отец, Андрей Прохорович, очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Ивану Андреевичу шел десятый год, когда умер отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Баснописец, драматург, журналист

Что такое басня?

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни - осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению. В конце басни обычно дается "мораль". Персонажи басни чаще всего - животные, птицы, рыбы, растения. Язык басни всегда простой. Мораль - название заключительных строк басни с нравоучительным выводом Из словаря литератора

А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ; В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера. БАСНЯ –

БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

А) высмеять пороки людей Б) научить правильному поведению В) показать пример для подражания Г) рассмешить Цель написания

Цель написания высмеять пороки людей

ФОРМА РЕЧИ БАСНИ А) прямое значение Б) иносказательное значение

ФОРМА РЕЧИ БАСНИ иносказательное значение

В БАСНЕ А) есть вывод - мораль Б) вывода нет, каждый придумывает его сам. В) вывод не нужен.

В БАСНЕ есть вывод - мораль

Отличительные особенности 1- краткий иносказательный рассказ поучительного характера. 2- высмеять пороки людей. 3- иносказательное значение. 4- есть вывод – мораль.

Цель урока Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль). Сравнить басни «Мартышка и очки» и «Зеркало и Обезьяна»

Словарная работа МАРТЫШКА - маленькая обезьянка ДЮЖИНА - 12 ПОЛДЮЖИНЫ - 6 ТЕМЯ - верхняя часть головы НАНИЖАЕТ - оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ - к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ - знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА - необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА - грубый невоспитанный человек

Зеркало и Обезьяна Какие недостатки высмеиваются в басне? Найти основную мысль басни (мораль).

Словарная работа Ужимки – неестественное телодвижение, гримаса Удавилась – повесилась Сатира – злой смех осмеяние. Образ – вид, облик. Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника или крестницы.

Сравнить обе басни Народная мудрость Других не суди, на себя погляди

Сходство басен Обе (Мартышка и Обезьяна) стараются кого – то обвинить, но только не в себе находят причину. Необразованность человека


Мартышка и очки рисунок

Басня Мартышка и очки читать текст

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.




А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Ивана Крылова - Мартышка и очки

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда - результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни

"Мартышка и очки" - произведение лёгкое, точное, а самое главное - это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

О басне

"Мартышка и очки" - басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век - век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни "Мартышка и очки " в школе - начальное руководство к действию - учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких "мартышек", то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Мартышка - главный герой

Главное действующее лицо басни - мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать - не уточнила. Про таких "товарищей" говорят: "тяп-ляп" или "слышал звон да не знает, где он". Понять мартышкину торопливость можно - она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

Крылатые выражения, которые пошли из басни Мартышка и очки

  • Тот дурак, кто слушает людских всех врак
  • Мартышка к старости слаба глазами стала

Слушать Басню Ивана Крылова Мартышка и очки

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. Басня Крылова "Мартышка и очки" как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение - это мораль. Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

Басня Крылова "Мартышка и очки". Содержание

В 1812 году Крыловым была создана басня "Мартышка и очки". Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Крылов. "Мартышка и очки". Анализ

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня "Мартышка и очки". Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

О пороках и недостатках

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова "Мартышка и очки" говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

О глупой Мартышке, разбившей из-за своего собственного невежества хорошие очки, расскажет басня «Мартышка и очки» Крылова.

Читать текст басни:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Мораль басни Мартышка и очки:

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.