Open
Close

Контрольные диктанты по русскому языку. Диктанты по русскому языку на тему зима (2 класс) Сентябрь - октябрь

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

ЗИМОЙ В ЛЕСУ

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула .

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

Вариант 2

ЗВЕРИ ЗИМОЙ

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

Грамматические задания

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

ЗИМА НАСТАЛА

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

СНЕГОВИК

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

    русский, хорош, зимой, лес

    деревьями, под, сугробы, глубокие

    в, шапках, снежных, пни, стоят

    следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

В ЛЕСУ ЗИМОЙ

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

ЗИМНИЙ ЛЕС

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Слова для справок: чудесен, смолистые .

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Вариант 2

КОРМУШКА

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматические задания


2. Разобрать по составу слова кормушка, хлебные.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Списать только ту часть текста, где есть описание моржонка.

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень привязалась к ней.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Толстая бурая кожа почти без шерсти. Во все стороны торчали жесткие, как щетина, усы. Эти усы и круглые влажные глаза придавали моржонку важное выражение. Нюрка была очень умна.
Зимой Нюрку перевели в закрытое помещение. Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка лежала в бассейне. Женщина тихонько ее окликнула.
Мигом очутилась Нюрка на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды. Шутка сказать – навалилась такая туша!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Коллективное составление рассказа на тему «Как школьники заботятся о птицах».

Примерный план

1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).

Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, пёрышки, грудка, хвостик.

2. Изложение текста по коллективно составленному плану.

ЧУДЕСНАЯ ЁЛКА

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты веселились два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.

Примерный план

1. Под Новый год.
2. Чудесная ёлка.
3. Праздничный завтрак.
4. Вкусное лакомство.

Слова для справок : лакомились, кочан .

3. Составить две загадки по данному образцу.

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
полянка , выделить окончания.

Вариант 2

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Слово для справки: корочки .

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка , выделить окончания.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.

Примечание: указать падежи существительного беляк .

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение.

СЕРЕБРЯНЫЙ ХВОСТ

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

Примерный план

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.

……………………………………

3. Работа с фразеологизмами.

К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.

1. Вставлять палки в колёса – ...
2. Обвести вокруг пальца – ...
3. Выбился из сил – ...
4. Клевать носом – ...
5. Гладить по головке – ...
6. Зарубить на носу – ...

Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.

В связи с тем, что подборки диктантов — самые востребованные разделы на данном , продолжаю публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальных классов.

Теперь займемся четвертым классом. Год выпускной, ответственный, в конце маячит экзамен, поэтому готовится будем тщательно. Представленные диктанты можно использовать в качестве заданий для самостоятельной работы

Диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме «Имя Прилагательное»

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

Грамматическое задание:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант «Зимний день» с заданиями

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

(102 слова)

Диктант для 4 класса по теме «Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол» 4 класс

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и «Однородные члены предложения»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную , только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд . Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательныхв предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов ни когда не видела. Зарычал он грозно , присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа . Так и не взял. Но сердиться уже ни как не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

Контрольный диктант по теме “Имя Прилагательное”

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты¹. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

¹Клесты́ - род птиц семейства вьюрковых, отряда воробьинообразных. Обитают в лесах Северного полушария, питаются главным образом семенами хвойных растений. Могут гнездоваться летом и зимой.

Грамматическое задание:

  1. указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;
  2. подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;
  3. разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);
  4. разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимняя ночь

На лес тихо опустилась ночь. По стволам и веткам деревьев чуть слышно постукивает мороз. Серебристый иней пушистыми хлопьями срывается с ветвей и долго кружит в воздухе прежде, чем упасть на землю.

В высоком зимнем небе загораются яркие звезды. Вот выглянул из-за одинокой тучки месяц. Светлые лучи выхватили из темноты чарующую картину зимнего леса: деревья, укутанные снежной пеленой, сугробы на тропинке и тонкую ленту реки, скованную льдом.

Но зимней ночью продолжается жизнь. Вот темной тенью пронеслась над опушкой сова. Где-то громко хрустнула замерзшая ветка. Это пробежал заяц-беляк. Завыли волки. Они грозной стаей вышли на охоту. Заухал, захохотал филин. По алмазной скатерти снега пробежала ласка.

Словно ночной сторож сидит на ветке совенок. Его серые перышки сливаются с ночной темнотой. Совенок наблюдает за ночным лесом.

(124 слова)

Пришла зима

В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение зимы.

Сегодня ночью выпал первый снег. Белоснежной пелериной укутаны деревья и кусты. Завывает ветер, в поле кружит поземка.

А в лесу тихо. Зайдешь в лесную чащу, и охватывает тебя чувство настоящего праздника. Природа погрузилась в долгий сон. Притихли деревья и кусты. В уютной берлоге спит медведь. Белка забилась в дупло дерева и пережидает морозную пору. Только длинноухий заяц выбрался из норки. Он ищет пропитание.

Речку сковал мороз. Прозрачный лед ярко искрится на солнце. Ребята вышли на улицу, катаются на коньках и лепят снеговика. Все рады зиме.

(96 слов)

Задания:

1. Найдите в тексте сложное предложение. Сделайте синтаксический разбор.

2. Найдите в тексте предложение с однородными членами. Нарисуйте схему.

На лесной поляне

Лесную поляну укутал пушистый снежок. Белые хлопья снега уютно устроились на ветвях деревьев и кустов, ровной скатертью снег растелился по земле.

Тихо в лесу. Но это впечатление обманчиво. Поляна живет своей жизнью. В уютной расщелине под корой могучего дуба спрятались мелкие букашки. В тесной норке между корней дерева лежит ящерица. Холод сковал ее движения. Ящерица крепко спит.

Жук устроился в крохотной спаленке. На краю полянки в неглубокой канавке заснули лягушки. Рядом в куче опавших листьев, укрытых снегом, заснул и их вечный враг - колючий ежик.

Вдруг на полянку выскочил заяц. Он давно сменил свой серый тулупчик на роскошную зимнюю шубу. Заяц замер и прислушался. В кустах хрустнула ветка. Это рыжая лиса внимательно наблюдает за зайцем.

(117 слов)

Задания:

1. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения. Нарисуйте схему.

2. Укажите в тексте глаголы несовершенного вида.

3. Выпишите предложения с однородными членами.

Следы на снегу

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом укутал землю. Мороз сковал речку, одел ее в ледяной наряд.

В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

Вот здесь пробежал заяц. Его следы тянутся неровной цепочкой по всей опушке и скрываются в кустах. Заяц хитрит, петляет, путает следы. Потому и цепочка следов ложится затейливыми зигзагами.

За зайцем наблюдала хитрая лиса. Ее следы едва заметны на снегу. Своим пушистым хвостом лиса заметает следы лапок. Эта хитрость не раз спасала ей жизнь.

По лесной пороше протоптала тропинку белочка. Маленькие лапки оставили в снегу узорчатую дорожку. Тропинка тянется от одного дерева к другому.

(115 слов)

Задания:

. Укажите падеж имен прилагательных.

. Найдите в тексте глаголы 1 спряжения. Выделите их окончания.

. Выпишите глаголы с приставкой.

Святки

Между Рождеством и праздником Крещения проходит двенадцать дней. Эти дни получили название Святок - святых дней.

Святки - самая веселая пора зимы. По традиции в эти дни все прекращают работать. Принято ходить в гости к знакомым, друзьям, родственникам и дарить подарки. Эти подарки - память о дарах волхов, которые они принесли родившемуся Иисусу.

Также в дни святок принято посещать больницы, детские дома, приюты. В старину даже цари во время Святок переодевались в простые платья и раздавали милостыню.

Центральная часть святочного торжества - семейный ужин. По традиции на Святки готовят нечетное количество блюд. На столе обязательно должна быть кутья - рисовая каша с медом и изюмом. Готовят и особые святочные кушанья: блины, овсяной кисели и сбитень.

Главное веселье начинается вечером. Молодежь собирается группами, и все отправляются колядовать.

Четвертый класс - рубеж начальной школы, и диктанты уже начинаются почти взрослые, доходят в конце года до 80 слов и более. Ребенку необходимо научиться не только писать грамотно, но и не терять внимательность на протяжении всего диктанта. Ребенок в четвертом классе уже должен уметь с легкостью разбирать слова по составу, делать фонетический и морфологический разбор. Мы постараемся охватить на этой страничке все темы по русскому языку за 4 класс и дать оптимальное количество диктантов по ним.

Объем диктанта:

1-й класс - 15 - 17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть – 25 - 35 слов.
2-й класс - 3-4 четверть – 35 - 52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть – 45 - 53 слова.
3-й класс - 3-4 четверть – 53 - 73 слова.
4-й класс - 1-2 четверть – 58 - 77 слов.
4-й класс - 3-4 четверть – 76 - 93 слова.

Проверочные диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме “Имя Прилагательное”

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

Грамматическое задание:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (56 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

(102 слова)

Диктант для 4 класса по теме “Местоимение”

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме “Глагол” 4 класс

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и “Однородные члены предложения”

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь – белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно.

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.

Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Они обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапами. Мальчики привели в порядок старую беличью клетку. Они сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки.
Ребята подумали, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Дети удивились.
Мальчики решили отнести белку снова в орешник. Там она жила. Зверёк легко и стремительно понёсся с ветки на ветку. (85 слов)

Быть честным – долг каждого

По улице бежали брат и сестра. Впереди них шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя увидел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой и взяла кошелёк.
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она ему не сказала спасибо.
Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным – долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь. (93 слова)

Почти в каждом уголке планеты появляются виды животных и растений, которых там никогда не было. Виноват в этом человек. Иногда сознательно, а иногда и нет, но он распространяет различные виды живых организмов по планете. Во время войны англичане для маскировки аэродромов в Индии использовали вьюнок из Южной Америки. Вражеские разведчики ничего не видели под сплошным пологом вьющегося растения, которое, к тому же, очень быстро растёт. Сейчас этим вьюнком покрыты тысячи квадратных километров. Другие растения там жить не могут. Люди уже десятилетия воюют с вьюнком, но победить его не получается. (95 слов)

Орёл свил гнездо на большой дороге и вывел детёнышей. Однажды около дерева работали люди. Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать. Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю.
Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей. (96 слов)

Маяк – это последнее, что видит моряк, отправляясь в море. Он же встречает его, когда моряк возвращается в порт. В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Это и был первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь на подводные камни. О первом построенном маяке написал греческий учёный седьмого века до нашей эры. Самый известный маяк, без сомнения, Александрийский. Его высота достигала сто тридцать метров, а свет был виден на шестьдесят километров. От названия острова Фарос, на котором стояло это чудо света, происходит слово фары. (96 слов)

Открыв пенал, ты достаёшь ручку. С чего началась её история? Наверное, с тростникового пера, которым писали в Древнем Египте. Позже, на протяжении полутора тысяч лет, люди писали перьями птиц: павлинов, лебедей, а чаще всего – гусей. Перьев нужно было много. Писатель не садился за стол, если перед ним не стояло пятнадцать – двадцать подготовленных перьев. Пишущих людей становилось всё больше, нужны были перья металлические. Они были созданы в Германии и Англии. Перо вставлялось в деревянную ручку. Такие ручки у нас дожили до шестидесятых годов прошлого века. Учителя считали, что такая ручка может выработать «правильный почерк». Но победил прогресс, и ученики начали писать шариковыми ручками. (102 слова)

На острове Ява много вулканов. На их склонах растёт необычный цветок – королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. (101 слово)

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)

Проверочные диктанты по программе "Планета знаний"

Сентябрь. Вводный (диагностический) диктант (проводится на материале итогового диктанта за 3 класс).

Сентябрь - октябрь. Диктант с творческим заданием.

Слова на неизученные правила выделены подчеркиванием.

Вариант 1

Учительница Алла Фёдоровна прочитала школьникам заметку из местной газеты. В ней детский врач давал интервью. Он объяснял причины частой болезни детей осенью. Лекарство от простуды и гриппа помогало лечить их. Но врач советовал укреплять здоровье. Человек должен сам оказать себе помощь. Чтобы не болеть, нужно делать зарядку, принимать душ, есть фрукты и овощи.
Друзья Стас и Гриша решили ходить в бассейн. А что сделал ты для своего здоровья? (68 слова)

Вариант 2

Настала ночь. Но город не спит. Вот засияло жёлтыми огнями здание. Это вокзал. Отсюда отъезжаю т поздние пассажирские поезда в Казань, Уфу и другие города.
Кипит работа в пекарнях. Здесь для горожан пекут вкусный ржаной и пшеничный хлеб. Завтра люди будут рады свежему хлебу.
С резким вое м пронеслись большие машины. На них толстые шланги, длинные лестницы. Это спешат пожарные. А вдруг ночью человеку стане т плохо? Кто придёт к нему на помощь? (70 слов)

Октябрь. Контрольный диктант за 1 четверть

Вариант 1

Картофель

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.
Свари картошку в солёной воде. Разомни её и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.
Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетито м!
Запомни! Зелёный клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая. (69 слов)

Вариант 2

Любишь ли ты цирк? В Москве есть замечательный цирк. Он носит имя Юрия Никулина. У главного подъезда стоит памятник знаменитому клоуну. Цирк Никулина знают во всём мире . Каждое представление - это праздник.
Гаснет свет. Яркий луч освещает купол. Высоко над головами зрителе й воздушные гимнасты. Сердце бьётся от страха за них!
А вот дрессировщик выводит большого медведя. Мишка в пышной жёлтой юбке . Он сделал поклон и стал танцевать.
Сколько радости дарит людям цирк! (71 слово)

Декабрь. Контрольный диктант за 2 четверть

Вариант 1

В зимнем лесу наступает ночь. По стволам, ветвям и сучьям толстых деревьев постукивает мороз. На низких кустиках искрятся серебром снег да иней. В тёмном небе вспыхивают яркие звёзды. Они освещают алмазную скатерть снегов. Ничто не нарушало ещё этой удивительной красоты.
Кто же первым проложит здесь дорожку своих следов? Как сказочный часовой, сидит на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один наблюдает, следит за скрытой от людей жизнью леса. (71 слово)

Вариант 2

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапка ми роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.
Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Ёж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.
Весной под крыльцом обнаружили только старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый ёж не захотел покинуть наш дом. (74 слова)

Февраль. 3 четверть.

Вариант 1

Это хвойное дерево часто можно встретить в лесах России. Его прямой ствол покрыт тонкой красноватой корой. Крепкие ветви с зелёной хвое й широко раскинуты. На них шишки разных размеров. Узнаёшь ли ты это дерево? Это сосна.
Сосну считают символом жизни. В сосновых лесах легко дышится. А как красив сосновый бор! Приятно пахнет смолой. Вершины сосен уходят в небо. Кроны деревьев пропускают свет солнца. Сосна не выносит тени. В травянистом ковре соснового бора ра стут брусника, черника. (74 слов)

Вариант 2

Иван Иванович Шишкин - известный русский художник. Всю свою жизнь он изучал русский лес, русскую глушь. Шишкин сумел удивительно точно изобразить природу России. В этом мастерстве он не имеет равных.
Посмотри на его картины. Перед нами встают раздольные поля, могучие леса. Там каждое дерево, куст, всю местность можно разглядеть в мельчайших деталях. Словно идёшь по сосновому бору и вдыхаешь его целебный воздух. С какой любовью художник изображает каждую травинку! По картина м можно объяснить
условия жизни растений. (75 слов)

Март. Контрольный диктант за 3 четверть

Вариант 1

Хвойный лес

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бес крайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них ра стут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.
Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки. Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике - тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки. (80 слов)

Вариант 2

У памятника Лермонтову

Вечер. Стихает городской шум в Пятигорске. У горы Машук особенно хорошо. Идёшь по дорожке и вдыхаешь запах осеннего леса. От ветки к ветке бежит свежий ветерок. Мы подходим к памятнику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он установлен на месте гибели великого русского поэта.
Люди чтут память о нём. У подножья памятника цветы. В день рождения поэта школьники устраивают праздничные чтения, выставки рисунков. Вот акварельные работы детей. На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. А здесь идёт бой с могучим барсом. (79 слов)

Апрель. 4 четверть.

Вариант 1

Летом сильно греет солнце. На сухом месте высыхают мхи, хвоя, трава. В это время в лесах России часто бывают пожары.
Страше н пожар в хвойном лесу. Легко вспыхивают хворост, молодые ёлочки и сосны. Огонь подкрадывается к старым деревьям. Он бежит от ветви к ветви. В огне гибнут растения и животные. Должны пройти долгие годы, чтобы на этом месте вырос новый лес.
Причиной пожаров бывают удары молний. Много бед при носит лесу и человек. Не разводите костры в лесу! Берегите лес! (78 слов)

Вариант 2

Над заливным лугом, где много весенних луж, летают чибисы. Они ныряют в воздухе, кувыркаются. Яркое солнце позолотило всю окрестность. Его лучи блестят в гладкой луже и на зелени трав.
От кочки к кочке прыгает чибис, помахивая лёгким хохолком из длинных перьев. Весело смотреть на него!
Чибисы умеют защищать свои гнёзда. Вот кружит ястреб. Чибис стремительно взлетает и переходит в атаку. Ястреб увёртывается, но не отступает. И тогда чибис издаёт про нзительный крик. Со всех сторон несутся птицы и гонят грозного врага. (80 слов)