Open
Close

Коль любить так без рассудка анализ. Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»

Тем, кто хочет читать стих “Коль любить, так без рассудку” Толстого Алексея Константиновича, будет интересно узнать историю произведения. Оно было написано в 50-е годы 19 века. Анализируя эти строки можно сказать, что лирический герой полностью является словесным автопортретом самого поэта. Он эмоционален, легко возбуждаем, но, тем не менее, справедлив и не чужд различным видам веселья. Друзья-поэты Толстого отмечали, что именно таким и был он сам до встречи с Софьей Андреевной Миллер, в которую хоть и был взаимно влюблен, но не мог вступить с ней в брак, так как женщина была замужем. Многие композиторы были вдохновлены этим стихотворением и оно было положено на музыку. Такая музыкальность помогает учить стихотворение наизусть.

Текст стихотворения Толстой “Коль любить, так без рассудку” вместе с описанием доступен только онлайн и может быть использован в средних и старших классах не только на уроке литературы как дополнение к нему, но и как материал при подготовке к экзаменам.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Стихотворение появилось в непростое для России время. 1854 год, идет печально известная Крымская война, еще не проигранная — но уже явно не победоносная. Россия, отстающая в вооружении и технике, сражается с куда более хорошо оснащенными державами силой смекалки, ума и отваги своего народа. Именно эти черты А.К. Толстой отразил в стихотворении.

Главная тема произведения

Центральная тема восьмистишия — русский характер, его особенности. На первый взгляд кажется, что некая бравурность, присущая стихотворению и особенно хорошо видная в строке «Коль рубнуть, так уж сплеча!», выглядит чужеродной и лишней на фоне войны и страданий, которые претерпевает страна.

Но в этом, на взгляд некоторых исследователей, есть замысел автора. Простое по форме, понятное по содержанию, стихотворение оказалось одинаково близко как высокородным полководцам-дворянам, так и обычным солдатам, вышедшим из крепостных крестьян. Бодрое, даже в какой-то степени озорное, оно поднимает боевой дух, вселяет храбрость и веселость, напоминает, что все преодолимо — если проявить тот самый русский характер.

Анализируя особенности русской нации, Толстой в данном стихотворении подчеркивает его максимализм, отсутствие компромиссности, стремление завершить начатое до конца, довести до крайней точки — во всяком случае, если уж принялся за дело.

Часть литературоведов выделяет в восьмистишии характеристику и самого Толстого, человека, категорически не любящего компромиссы, прямодушного и открытого. Во время Крымской войны он заболел тифом и не смог исполнить свою мечту — организовать партизанский отряд и помогать русскому войску, но его вдохновляющие стихи внесли иной, тоже очень важный вклад. В образе храброй и удалой души, складывающемся при прочтении стихотворения, ясно виден русский земледелец и солдат, купец и монах, интеллигент и чернорабочий — каждый человек из тех, кого называют солью земли.

Лирический герой произведения, хоть и обезличен, но вполне ясен — это весь русский народ, сведенный в одну личность, яркую и необычную, наделенную индивидуальными качествами.

Структурный анализ стихотворения

Короткое — всего 2 строфы, состоящие из 1-го четверостишия каждая — стихотворение написано 4-хстопным хореем. Рифма используется смежная в первой строфе, гиперхолостая — во 2-й.

Толстой использует разговорную лексику, благодаря чему произведение воспринимается просто и понятно абсолютно всеми, от крестьянина до дворянина. В стихотворении множество восклицаний — это позволяет создать бравурный, лихой тон повествования, построенного на анафоре.

«Коль любить, так без рассудку...» - одно из множества произведений, выражающих особенности русской души и мировоззрения русского человека.

«Коль любить, так без рассудку…» Алексей Толстой

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Анализ стихотворения Толстого «Коль любить, так без рассудку…»

1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста – сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них – Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер. Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство – замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной – все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество. Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста – анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.

Вселенское братство! Вечный мир! Отмена денег! Равенство, труд. Прекрасный, удивительный Интернационал! Весь мир - ваша Отчизна. Отныне нет никакой собственности. Если у тебя два плаща, один у тебя отнимут и отдадут неимущему. Тебе оставят одну пару обуви, и если тебе нужен коробок спичек, «Центрспички» его выдадут.

Первые серьезные приступы смертельной болезни появились в 1918 году. Он чувствует боли в спине; когда он таскает дрова, у него болит сердце. Начиная с 1919 года в письмах к близким он жалуется на цингу и фурункулез, потом на одышку, объясняя ее болезнью сердца, но причина не только в его физическом состоянии, она глубже. Он жалуется на глухоту, хотя хорошо слышит; он говорит о другой глухоте, той, что мешает ему слушать прежде никогда не стихавшую музыку: еще в 1918 году она звучала в стихах Блока.

В России век девятнадцатый стал веком трагических судеб, а двадцатый - веком самоубийств и преждевременных смертей. По словам Блока, «лицо Шиллера - последнее спокойное, уравновешенное лицо, какое мы вспоминаем в Европе». Но среди русских поэтов мы не встретим спокойных лиц. Прошлый век был к ним особенно жесток.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Алексей Толстой

1850-е годы - расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра «Коль любить, так без рассудку…» (1854), впервые опубликованная в журнале «Современник». Лирический герой текста - сильная личность. Перед читателями предстает человек эмоциональный, легко возбуждающийся, но отходчивый, справедливый, умеющий веселиться. Он не готов идти на компромиссы со своей совестью и другими людьми, не признает половинных мер. Его энергия переливается через край. Именно такие мужчины нередко становятся лидерами, способными вести за собой целые народы. Подобные персонажи привлекали Толстого. Натуры волевые, обладающие цельным характером, яркие личности появляются сразу в нескольких его произведениях, преимущественно в посвященных историческим событиям поэмах. Среди них - Роман Галицкий, Илья Муромец, Гакон Слепой.

Идеальный лирический герой Толстого похож на него самого. До 1850-х годов Алексей Константинович был человеком чрезвычайно жизнерадостным и позитивно смотрящим на окружающий мир. В его ранних произведениях преобладают мажорные настроения. Изменился поэт после того, как влюбился в Софью Андреевну Миллер.

Софья Миллер

Чувство Толстого было взаимно. Впрочем, браку препятствовало важное обстоятельство - замужество Миллер. Осуждение света, отказ супруга Софьи Андреевны оформить развод, возможность только тайных встреч с возлюбленной - все это сильно повлияло и на самого Алексея Константиновича, и на его творчество. Несмотря на невзгоды, до конца жизни поэт оставался человеком прямодушным и не любящим идти на компромиссы.

В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» явно видны мажорные настроения толстовской лирики 1840-х годов. В нем есть молодецкая удаль и широта истинно русской души. Бодрый и жизнерадостный ритм создается посредством четырехстопного ямба, перекрестной рифмовки. Работает на него и основное средство художественной выразительности текста - анафора. Музыкальность произведения привлекла к нему внимание многих русских композиторов. В числе тех, кто положил текст Толстого на музыку, — Антон Григорьевич Рубинштейн, Цезарь Антонович Кюи, Рейнгольд Морицевич Глиэр.