Open
Close

Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства. Буддизм в искусстве Иконография буддизма

Буддийская средневековая икона - «тханка» или «хирук» - обязана своим возникновением религии, возникшей в Индии в V веке до нашей эры. Распространившись сначала среди народов стран Южной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, в первых веках нашей эры буддизм проник в Центральную Азию. С началом XIII века с ним познакомились правители монголов-кочевников - Чингисхан и его преемники, а с начала XVI века начинается интенсивное приобщение к этой религии широких народных масс монголов, бурят и калмыков.

Значительная роль в этом процессе принадлежала буддийской иконе, которая переводила сложнейшие метафизические построения на язык образа, доступного пониманию как монаха, принявшего высший сан посвящения, так и простолюдина. К тому же до начала XX века существовала древняя традиция устного рассказа, объяснявшего то или иное изображение. Когда в буддийские монастыри на религиозные праздники со всех концов страны собирались паломники, перед ними на стенах домов, заборах, специально сооруженных конструкциях или на отвесных склонах гор и холмов растягивали рисованные на ткани изображения святых и будд, окруженных сценами из их жизни.

Монахи в течение многих часов объясняли и показывали изображения божеств и сюжеты из их жизни, собирая вокруг себя большие толпы людей. Этих монахов узнавали по изображениям солнца и луны, укрепленным на их головных уборах, и по указке-стреле, которую они держали в руках во время рассказа. Излюбленными героями таких рассказов были Будда Шакьямуни, известный проповедник буддизма Падмасамбхава, знаменитый поэт-мистик Миларепа.

Следуя наставлениям великого индийского проповедника Атиши (982-1064 гг.), буддисты особое внимание уделяли психофизическим особенностям восприятия их учения. Предполагалось, что его осознание проходит как бы на двух уровнях. Первый охватывал лишь небольшую часть духовенства, занимавшегося разработкой теории и практики буддизма. Для них создавалась репрезентативная храмовая икона, мало доступная пониманию большинства верующих. Она служила наглядной иллюстрацией таких разделов теории буддизма, как космология, учение о преемственности, использовалась для передачи тайных разделов буддийских знаний «из уст учителя в ухо ученика», а также при медитации. Второй уровень предполагал знание буддизма, доступное широким массам, принявшем буддизм, а также тем, кто только приобщался к этому учению.

ИКОНЫ В ХРАМ

Репрезентативные иконы обычно были большого размера. Для их создания привлекались художники-ламы, имевшие профессиональную подготовку и определенную известность. Исполнение и освящение таких икон проходило по строгому ритуалу, их размещение в интерьере храма было четко расписано. По сторонам от входа находились две композиции: слева от входа - мандала вместе с календарем, справа - композиция «Колесо Сансары», являвшаяся образным выражением основ учения буддизма - воздаяния за совершенные дела.

В центре северной стены, напротив входа и в длинных плоских шкафах-витринах вдоль восточной и западной стен храма помещались скульптурные изображения будд и бодхисаттв. Иконы подвешивались к потолку вдоль восточной, северной и западной стен, свисая на длинных шнурах над центральным пространством храма, как своеобразный балдахин. Часть из них в специальных киотах располагается в алтарной части, между скульптурными образами. Наконец, они полностью занимают северную стену специальной надстройки второго этажа, так называемого «гонхона», составляя своеобразный иконный ряд.

На них представлены будды, бодхисаттвы, охранители буддийского учения, сюжеты из жизни Будды Шакьямуни, серия пятнадцати чудес, совершенных им в Шравасти, популярные джатаки (рассказы про прошлые реинкарнации Будды Шакьямуни). Они выполняли функцию назидательного рассказа, образного изложения истории буддизма.

В главной части храма, расположенной у северной стены - «местопребывания Будды Шакьямуни», - висели иконы, представляющие персонажи, связанные с патроном храма и его окружением. Оформление их напоминает иконостас. Иногда для них возводятся специальные павильоны, например, в саду для диспута. Эти легкие павильоны состоят из центральной части и двух меньших боковых, отделенных от центральной небольшими колоннами. Здесь размещаются скульптурные или живописные изображения Будды Шакьямуни в окружении бодхисаттв Авалокитешвары и Манчжушри.

Иконы могут играть роль сакральных вложений внутрь больших и малых статуй, закладываться в основание субурганов (ступ) и других мемориальных сооружений. Их заказывают как посвятительные дары в благодарность за излечение от болезни, рождение ребенка, благополучное завершение трудного путешествия и так далее. Они могут служить к исправлению характера или улучшению прежней кармы, тогда их заказывают в монастыре, согласно указанию ламы-наставника.

Живописное изображение божества, как временное отражение вечной сути, зафиксированное во время акта самооткрытия, использовалось для медитации. Причем медитирующий принимал такую позу, повторял такие жесты-мудры и брал в руки такие предметы, которые были подобны объекту его созерцания, представленному на иконе, настраивая, таким образом, свою психику на определенный лад. Во время медитации он должен представить себе, что его тело по отношению к божественному «патрону» то же, что отражение в зеркале: не одинаково и не различно, созерцая при этом не только изображение божества, но и знаки, буквы, являющиеся выражением его сущности.

Существовали личностные иконы, которых было несопоставимо больше репрезентативных и которые предназначались в первую очередь для контакта с божеством. Всем своим содержанием такая икона стремилась установить духовную связь с молящимся, ответить на его обращение. Было множество легенд о самоявленных изображениях на скалах, стенах монастырей и храмов. Существовало представление о самостоятельных чувствах изображения. Считалось, что чем древнее оно, тем большей силой обладает. Благополучие, умножение семьи, приплод скота - все зависело в этом мире от благосклонности божеств. Они получили в народном буддизме вполне реальные земные места своего обитания. Так, например, бодхисаттва Манчжушри обретается в горах Утая на севере Китая, а резиденция Тары была на острове Путо против приморского города Нинпо.

Среди личностных икон получают преимущество те сюжеты, персонажи, которые оказывали воздействие на конкретные дела и события. Этим объясняется распространение изображений Тары, культ которой вобрал в себя почитание древнего божества земли и буддийское представление о ней как о воплощении нравственного символа милосердия и сострадания. Столь же популярным стал образ Белого Старца - подателя плодородия.

Надписи на иконах - краткие, обычно односложные - служили своеобразными подсказками, как воспринимать тот или иной образ. На лицевой стороне иконы надписи очень кратки. Исполненные тонкой золотой линией они вынесены на свободный участок фона или «спрятаны» - вписаны в лепестки лотоса, на котором стоит или сидит персонаж. Надписи практически можно прочесть лишь с очень близкого расстояния. Они совершенно теряются, когда свиток повешен в интерьер храма. Подобные надписи призваны были уточнить имя главного персонажа и его окружения. Существовали надписи другого рода. Они наносились на бумажные ярлыки или кусочки шелка, пришитые к верхней штанге иконы, на них указывался порядок расположения образа в интерьере храма. Эти надписи были очень кратки и состояли всего из двух слов: «второй слева», «третий справа» и так далее.

По своему функциональному назначению иконы подразделялись на две группы. К первой относились созданные во время созерцания в течение одних суток - «однодневные изображения», исполненные в традициях передачи учения от учителя к ученику. Эти «медитативные» образы часто исполнялись на черном фоне и назывались «черное письмо» - «нагтан», или написанные на красном фоне: «красное письмо» - «мартан». При этом само изображение наносилось художником контурной линией белой или золотой краской.

Другую группу икон составляли исполненные на заказ, по какому-либо случаю: рождению ребенка, юбилею, смерти близкого человека, началу или окончании: важного предприятия. Они никогда не продавались и не покупались, а передавались из рук в руки с целью приобрести «благие заслуги» для будущего лучшего рождения, как самого заказчика, так и исполнителя. Заказывая какой-либо образ, человек обычно старался «улучшить» себя: поправить здоровье, усовершенствовать духовные качества. Так, гневному, легко возбудимому человеку предлагалось изображение «спокойного» божества, болезненному стоило иметь постоянно при себе образ будды врачевания или будды бесконечной жизни Амитаюса.

Сюжеты тханок были многообразны. Их разделяли на несколько групп. К первой относятся изображение будд и бодхисаттв. В изображении будд выделялись три категории. Первая - будды прошедшего времен, нынешнего периода и будущего. Им полагалось быть в монашеском платье, символизировавшем полное постижение дисциплины, медитации и мудрости в состоянии глубокого самоуглубления.

Вторая категория изображений - идамы - персональные божества, представленные в спокойных или гневных обличьях, мужского или женского облика. Гневные идамы изображались в стремительном движении ритуального танца, украшенными коронами из черепов, гирляндами и ожерельями из отрубленных голов демонов, попирающими трупы. Их одежду составляют шкуры животных, еще сочившиеся свежей кровью. Такая одежда - символ бесстрашия, силы ее владельца. Спокойные идамы изображались в облике царственных существ: в благородных позах, в коронах из драгоценностей, украшенными ожерельями и браслетами, облаченными в царские одежды. Третья категория изображений - дхармакайя-будды - раскрывала буддийское понимание «абсолютной реальности».

Следующую группу составляли изображения дхармапал - «защитников учения». Они являли себя в образах могучих богатырей, нередко облаченных в воинские доспехи и вооруженных мечами, копьями и другим оружием. Отдельную сюжетную группу составляли символические изображения буддийской Вселенной - «Колеса Бытия». К этой же сюжетной группе относились изображения приношений пяти органам чувств и уму, существовавшие в двух интерпретациях: в гневном, когда это приношения изображались в виде сердца, глаз, внутренностей, и спокойном - в виде плодов, благовоний, музыкальных инструментов. Были известны и другие композиции: восемь эмблем счастья, три драгоценности - в виде разноцветных жемчужин, символизировавших Будду, его учение и монашескую общину.

К последней группе могут быть отнесены ритуальные диаграммы - янтры, представленные в виде концентрических кругов, квадратов, поля которых заполнены текстами-заклинаниями. Их складывали определенным образом в виде ромба, квадрата, круга, вкладывая внутрь какой-нибудь небольшой предмет - зерно, нить, крупинку металла или лекарственного растения. Символика янтры определялась связью с определенным божеством, дарующим владельцу янтры свою защиту от конкретной опасности.

Продолжение следует.

  • 108 образов Будды . Иванова Е.В., Дубровин А.Ф.

    Настоящее издание представляет собой иллюстрированный каталог металлических изображений богов из пантеона северного буддизма, входящих в коллекцию № 5942 предметов буддийского культа, хранящуюся с 1950 г. в фондах МАЭ РАН. Впервые публикуемая коллекция объединяет металлическую буддийскую скульптуру различных регионов Восточной Азии от Афганистана до Китая - всего более 600 единиц хранения, из которых в настоящем издании детально представлено 108 предметов, а остальные даны в общем перечне

  • A History of Tibetan Painting . David Jackson

    The present book is a first attempt at exploring the sacred painting traditions of Tibet from the mid-15th through 20th centuries on the basis of both the surviving pictorial remains and the extensive written sources that survive in the Tibetan language.

  • Art and Devotion at a Buddhist Temple in the Indian Himalaya . Melissa R. Kerin

    В центре внимания этого инновационного и богато иллюстрированного исследования находятся настенные росписи шестнадцатого века в буддийских храмах тибетской культурной зоны на северо-западе Индии.

  • Buddhist Art in India . Grunvedel A.

    Книга эта уже в первом издании обратила на себя внимание специалистов, и второе, несколько дополненное и исправленное издание, ещё больше укрепило за проф. Грюнведелем право считаться одним из лучших знатоков искусства Индии.

  • Handbook of Tibetan Iconometry: A Guide to the Arts of the 17th Century . Christoph Cuppers, Dobis Tsering Gyal

    The Handbook of Iconometry (Tibetan title: Cha tshad kyi dpe ris Dpyod ldan yid gsos) constitutes a lavishly illustrated treatise laying down the iconometic principles and measurements at the heart of the 17th-century art of Tibet.

  • Les Grottes de Touen-houang (1920-1924) / Пещерные храмы Дуньхуана (1920-1924) . Pelliot P.

    Данное издание, представляет собой собрание фотографических снимков, сделанных в 1908 г. в Mогао, во время экспедиции 1906-1908 годов в Дуньхуан, знаменитого французского исследователя, ориенталиста П. Пеллио. Все чёрно-белые фотографии были отсняты сотрудником экспедиции. Собрание фотографий чрезвычайно ценно, поскольку оно включает фотографии памятников искусства, которые были позже утрачены из-за стихийных бедствий и преднамеренной человеческой деятельности. Многие из фресок сохранившихся по сей день, представлены на фотографиях в своём более сохранном виде.

  • The Bon religion of Tibet: the iconography of a living tradition . Per Kvaerne

    Иконография бон представлена как серия тханок, миниатюр, и бронзы из публичных и частных коллекция стран Запада, а также общин выходцев из Тибета. Мирные, хранители, защитники, и местные божества, также как бонские сиддхи, ламы, и дакини, были идентифицированы и снабжены описаниями взятыми из ритуальных и биографических текстов.

  • The Gods of Northern Buddhism: Their History and Iconography . Alice Getty

    Издание содержит подробную информацию об именах, атрибутах, символике, правилах изображения, практически, всех важных божеств из пантеона Махаяны, которым поклоняются в Непале, Тибете, Китае, Корее, Монголии и Японии. В книге 175 фотоиллюстраций.

  • The Iconography of Nepalese Buddhism . Min Bahadur Shakya

    Книга посвящена иконографии непальского буддизма. С цветными фотографиями.

  • The Nyingma Icons: A collection of line drawings of 94 deities and divinities of Tibet . Khempo Sangyay and Gomchen Oleshey

    Коллекция икон тибетской школы Ньингма, первоначально включенных в «History of the Nyingma Dharma» Дунжома Ринпоче. Коллекция состоит из 94 изображений буддийских божеств с подписями на тибетском языке.

  • The Weel of Time sand mandala . Barry Bryant

    Книга содержит подробное описание подготовки ритуала Калачакры, включая точные разметки для рисования мандалы Калачакры. описание сопровождает большое количество изображений. Contains a detailed description of the preparation rituals before an initiation and exact measurements to draw the outlines of the Kalachakra mandala.

  • Tibetan murals (Тибетские фрески) . Chen Dan

    Книга рассказывает о тибетских фресках, которые украшают стены всех монастырей и храмов Тибета. В ней классифицируются виды фресок, основные школы, рассказывается о процессе создания фресок, о проблемах консервации и реставрации. Состоит из следующих разделов: фрески древнего государства Гугэ, монастыря Шалу, монастыря Дратанг, монастыря Палкор Чодэ, дворца Потала, других монастырей. Основную ценность книги представляют приведённые в ней иллюстрации.

  • Tibetan Thangka Painting. Methods & Materials . David P. & Janice A. Jackson

    This book presents, step-by-step, the techniques used to make a thangka, from the preparation of the canvas to the final application of the sacred syllables behind each completed figure.

  • Божества-защитники Тибета . Ладранг Келсанг

    Книга содержит истории и иконографические изображения наиболее известных дхармапал Тибета, а также корректное тибетское написание полных имён божеств, лам линий передачи и связанных с этими историями мест.

  • Буддийская иконография: Будды, Божества, Учителя . А. Рябоволова

    Цель нашей новой книги - не изложение буддийских доктрин, а попытка разобраться в их символике - в иерархии трансцендентных существ и их атрибутов - и проникнуть глубже в суть Учения через символы, которые оно использует.

  • Буддийское искусство Средней Азии (I - X вв.) . Т. К. Мкртычев

    Буддийское искусство, существовавшее в Средней Азии почти тысячу лет, впервые рассматривается как единый культурный феномен. На основе анализа археологических памятников показаны механизмы влияния главных буддийских цивилизаций - Индии и Китая - и формирование самостоятельных художественных школ, выделение которых позволяет расширить привычное восприятие среднеазиатского региона только как «ретранслятора» буддизма из Индии в Китай.

  • Иконография Ваджраяны. Альбом (под общей редакцией Г.М.Бонгард-Левина) . Бадмажапов Ц.-Б.

    Альбом «Иконография Ваджраяны» - богато иллюстрированное издание, посвященное тантрическому искусству Ваджраяны. Впервые публикуются танки и серии из 156 цакли (миниатюрных изображений божеств) из фондов музеев Бурятии. Анализируется стиль, иконография, символика искусства Ваджраяны,или «Алмазной Колесницы». Живописные свитки-танка, миниатюры-цакли и скульптура отображают великолепие и утонченность искусства Индии, Китая, Монголии и Тибета.

  • Искусство буддизма . Роберт Фишер

    В книге рассказывается о культуре буддизма, одной из мировых религий, объединяющей большую часть азиатского мира. Объясняется значение и происхождение символов и образов буддизма, на которых основано его искусство.

  • Китайские рукописи из Дуньхуана. Памятники буддийской литературы сувэньсюэ . Меньшиков Л.Н.

    В нашей публикации объединены рукописи, включающие образцы сувэньсюэ - так называемой «простонародной» буддийской литературы: стихотворные гимны-славословия цзань, тексты устной проповеди и произведения, содержащие тексты коротких притч.

  • Львы Будды. Жизнеописания 84 сиддхов . Тартанг Тулку

    Махасиддхи относятся к разряду наиболее почитаемых учителей буддизма ваджраяны. Отсутствие канонов в изображении махасиддхов затрудняет строгое описание их иконографии. Длинные волосы, связанные в пучок, да еще с черепом вместо украшения - характерная черта многих изображений буддийских йогинов. Кроме черепов, эти прически могут иметь и другие украшения. Обычно за спиной, справа от них, изображается самотог, тело в аурах, фон состоит из гор и облаков. Архив содержит более двухсот иконографических изображений махасиддхов и их жизнеописания.

  • Материалы по буддийской иконографии Хара-Хото . Ольденбург С. Ф.

    Предварительное описание буддийских образов и других предметов культа из Хара-Хото, добытых Монголо-Сычуанской экспедицией Императорского Русского Географического Общества, под начальством П.К.Козлова. Книга содержит краткое описание открытия «мертвого города» Хара-Хото, а также подробные описания и хорошие «серые» фотографии упомянутых образов (рисунки на шелке).

  • Обзор собрания предметов ламайского культа кн. Э. Э. Ухтомского . Грюнведель А.

    Коллекция буддийских древностей, собранная Э. Э. Ухтомским, считалась до Революции 1917 наиболее полным собранием предметов буддизма Восточной Сибири. В 1900 эта коллекция выставлялась на Всемирной выставке в Париже, где получила золотую медаль, и послужила основным материалом для классического исследования А. Грюнведеля по буддийской мифологии. После реквизирования советским правительством она составила важную часть восточной коллекции Эрмитажа и других музеев Санкт-Петербурга.

  • Определитель буддийских изображений . Терентьев А.

    Данное справочное пособие по буддийской иконографии является расширенным переизданием работ автора, опубликованных в 1981-1995 гг. В книге охватывается вся система иконографии северного буддизма: приводятся таблицы иконографических элементов с их санскритскими, тибетскими, русскими и английскими названиями, предлагается стандарт описания буддийских изображений, на основе которого создан определитель с базой данных, включающей около 5000 образов и 7000 имён. Публикуемая здесь первая часть этого определителя позволяет идентифицировать 1052 образа или, наоборот, - узнать по имени, как выглядят примерно 1500 буддийских персонажей.

  • Сборник изображений 300 бурханов (по альбому Азиатского музея) . С.Ф.Ольденбург

    Бурхaн - это буддийский идол, изображение святого у монголов - общее название высших богов ламаистского пантеона (в переводе с монгольского - «боги»). В 30-е годы XIX века барон Шиллинг фон Канштадт передал в Азиатский Музей Кунсткамеры (ныне входит в Этнографический музей) ряд ксилографов. Среди них находился очень важный для буддийских художников сборник иконографических прорисовок, известный как «Древо собрания трехсот изображений» или «Сборник изображений трёхсот бурханов».

  • Современное буддийское искусство . Клещиной А. В., Степанчук Ю. А.

    В сборнике представлены доклады, посвященные актуальным вопросам буддийского искусства, новым художественным формам архитектуры и традиционной живописи - тханки, а также проблеме сосуществования традиции и новации внутри сакрального буддийского искусства в современном глобальном мире.

  • Старобурятская живопись: Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана . Л.Н. Гумилёв

    Агинский дацан, подобно северным русским монастырям, имел богатую коллекцию произведений старобурятской живописи. В процессе изучения этого материала автор устанавливает определенные связи между изображенными персонажами и подлинными лицами тибетской истории. Таким образом, произведения старобурятской живописи становятся в интерпретации автора ценным историческим источником. Вместе с тем автор подчеркивает роль этого материала в качестве этнографического памятника, в котором воспроизведены реальные элементы старотибетской материальной культуры. Оригиналы публикуемых изображений хранятся в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде (МАЭ).

  • Тайные храмы Тибета. Каталог тибетской настенной живописи . Ян Бэйкер,Томас Лэйрид

    Настенная роспись в древнем тибетском монастыре сохранила до наших дней изображения индийских махасиддхов, буддийских йогинов и их тайные практики.

  • Тибетская живопись . Ю.Н. Рерих

    Впервые на русском языке публикуется уникальная работа Ю.Н. Рериха «Тибетская живопись», изданная в 1925 г.В книге точно воспроизведены черно-белые иллюстрации изданий 1925 и 1930 гг., дополненные некоторыми цветными, сохранен авторский стиль Ю.Н. Рериха в прочтении тибетских имен.

  • Тибетская танка-живопись в стиле гадри

    Конспекты учеников Марианны ван дер Хорст

  • Тибетские буддийские символы . Роберт Бир

    Автор и художник Роберт Бир предлагает заинтересованному читателю совершить увлекательное путешествие в сложный мир символов и атрибутов, встречающихся в изобразительной традиции тибетской буддийской тханка-живописи.

  • Тибетские песочные мандалы . Ю. Жиронкина

    В книге описывается процесс построения, символика и история мандал с иллюстрациями построения мандалы монахами древнейшего тибетского тантрического монастыря Гьюмед.

  • Энциклопедия тибетских символов и орнаментов . Роберт Бир

    В данной энциклопедии охвачен весь спектр символики и атрибутики тибетского буддизма. Материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя собой оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные им в ходе многолетнего исследования искусства Тибета. Книга воспринимается читателем как увлекательное путешествие по различным уровням и категориям глубочайшего символизма тибетского буддизма.


Лудуп Долума

Существует определенные каноны изображения божеств буддийского пантеона. Обучающаяся интерпретировала каждый элемент образа Будды Шакьямуни в соответсвии с буддийскими канонами

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»г.Кызыла РТ

Буддийская иконография на примере образа Будды Шакьямуни

Выполнила: Лудуп Долума

учащаяся 8 «д» класса

МБОУ « СОШ №3»

г.Кызыла РТ

Руководитель: Комбу Ч.А

учитель географии

МБОУ « СОШ №3»

г.Кызыла РТ

Кызыл 2014

Введение ____________________________________________________ 3

1.1 Каноны буддийской иконографии_____________________________5

1.2 О Будде Шакьямуни_______________________________________13

Глава II. Буддийская иконография на примере светлого образа Будды Шакьямуни

2.1 Основные элементы, атрибутика образа Будды Шакьямуни и их значение_____________________________________________________15

2.2 Способы изображения Будды Шакьямуни______________________18

Заключение__________________________________________________ 21

Список литературы___________________________________________ 22

Приложения_________________________________________________ 23

Введение

Во всех мировых религиях имеются свои культовые объекты и они представлены в виде икон, образов, ступы, пагод, храмов и др. Существуют определенные правила, каноны изображения божеств, строительства их, значение многих которых обычным мирянам не известны.

Цель: изучение основных канонов буддийской иконографии, интерпретация символов и атрибутики на примере образа Будды Шакьямуни

Достижение поставленной цели стало возможным в результате решения следующих задач :

  • изучение литературных источников по данной теме
  • опрос информаторов
  • анализ результатов

Актуальность выбранной темы заключается в том, что буддизм является важной составной частью нашей культуры. Под влиянием процессов, происходящих в современном обществе, мы не обращаем внимания на многие вещи, традиции, обычаи и т.д., Я хочу, чтобы наше поколение помнило и берегло историю и культуру своего родного края. Если мы не будем изучать ее, то не сохраним и можем потерять навсегда. Изучение традиций, истории не только родного края, но и других регионов и стран мира повышает общий уровень культуры человека, расширяет кругозор, особенно, у подрастающего поколения.

Гипотеза: Иконография является одним из важнейших аспектов в буддизме. Буддийские божества изображаются согласно основным канонам буддийской иконографии, где каждый атрибут и элемент имеет глубокий смысл и значение.

Методы исследования: литературный, метод опроса , метод анализа и обработка данных.

Объектом исследования является образ Будды Шакьямуни . Предметом исследования элементы и атрибутика и их значение.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал можно использовать в качестве дополнительной информации на уроках по основам религиозной культуры и светской этики в 4 классе, географии Тувы (тема «Национальный и религиозный состав населения Тувы»), географии России (тема «Национальный и религиозный состав населения России», экономической и социальной географии мира 10 класс(тема « Этнолингвистический и религиозный состав населения мира»).

Глава I. Буддийская иконография

1.1 Каноны буддийской иконографии

Образы буддийских божеств были введены лишь с развитием и распространением учением Махаяны. В Непале, например, буддийские боги и богини появились благодаря двум важным школам:1)Махаяне и 2)Ваджраяне, видоизмененным воздействием и усвоением тибетской религии Бон. Махаяна процветала В Северо −Западной Индии в 6 и 7 столетиях. Позже она пришла из Индии в Непал и Тибет. Вторая школа, Ваджраяна, развилась под влиянием ламаизма. В результате восприятие Махаяны, Ваджраяны и ламаизма появилось большое число богов, богинь, полубогов и огромное множество религиозных символов. В этих образах развились уникальные иконографические особенности.

Божества пантеона Махаяны, в особенности фигуры Будды, пяти Дхьяни Будд и Бодхисаттв, появились между I и IV столетиями. Начиная с VIII и IX веков несколько иконографических представлений развились в результате влияние Тантры. Начиная с 13 века благодаря влиянию ламаистского буддизма и тибетской демонологии широко распространялись все новые боги.

При изображении буддийских божеств учитывались множество моментов, например: асан (поза),мудры (жесты), характер, одеяние, цвет кожи и одеяния, окружающая атрибутика.

«Сидящие» позы - самый распространенный вид асан , имеющий несколько типов поз, самостоятельных по терминологии и символике: «поза лотоса», «неполная поза лотоса», «скрытая поза», «поза отдохновения», «поза отдыхающего царя», «поза Майтрейи» и «поза задумчивости». Первой по значению в буддийской иконографии считается «алмазная поза» или ваджра-асана - «поза лотоса». «Поза лотоса» (приложение1 рис1)передает состояние созерцания (санскр. дхьяна ) , доведенное до предельной формы медитативного сосредоточения (санскр. самадхи,). Результатами самадхи полагаются полное успокоение сознания, снятие противоречий между внутренним и внешним миром. Как таковое оно выступает заключительной ступенью Пути, подводящей личность к вступлению в нирвану . Кроме Будды, в этой позе могут быть показаны любые персонажи буддийского пантеона, за исключением Небесных царей и божеств, связанных с адом.

«Неполная поза лотоса» («поза бодхисаттвы», «поза совершенного мудреца», сидеть с полускрещенными ногами подошвами вверх») ноги скрещены, правая нога плотно прижата к левому бедру, но левая нога расположена более свободно и даже может перекрывать правую. (приложение1 рис3) Это соответствует ее символическому значению: правая ступня - знак истинного, левая - заблуждений, а вся поза в целом символизирует истинный Путь и представляет бодхисаттв в их ипостаси победителей зла и невежества путем передачи Учения всем живым существам.
«Поза отдохновения» («приятная поза», «счастливая поза») и «поза отдыхающего царя» используются, как правило, в изображениях бодхисаттв. (приложение1 рис 2)Первая из них исполняется в двух основных вариантах, при которых ноги персонажа согнуты в коленях и скрещены, но колени свободно лежат на сидении, либо одна нога (обычно ― левая) согнута и, находясь в перпендикулярной позиции по отношению к телу, поддерживает колено другой ноги, свешивающейся с сидения и нередко опирающейся на дополнительнуюподставку.
«Поза Майтрейи» («благая поза») предназначена для изображений Будды будущего - Майтрейи (приложение1 рис5).Будучи единственной асаной, в которой обе ноги персонажа спущены с сидения - трона. В любом случае спущенные ноги символизируют готовность Будды Майтрейи снизойти в мир людей.

Впоследствии в китайско-буддийском искусстве для иконографии Майтрейи был разработан другой вариант «сидящей» позы, копирующий «классический» тип «позы царского отдохновения»(приложение1 рис4) с той только разницей, что ступня правой ноги чуть свешивалась с сидения Правая рука согнута в локте, опираясь на приподнятое колено, а ладонь с вытянутым указательным пальцем касается лица или доходит до прически. Левая рука, чуть согнутая в локте, свободно лежит на лодыжке правой ноги- поза задумчивости (приложение1 рис6).

Органичным дополнением асан служат троны , набор которых также достаточно разнообразен. Древнейшим по происхождению является трон в виде квадратной или прямоугольной платформы, обозначающий сидение, на котором, по легендам, восседал исторический Будда (Сиддхарта Гаутама) под Древом Бодхи («древо просветления»,) в момент достижения им просветления. Основное место занимает «лотосовый трон» (приложение1 рис1), появление которого в культовом изобразительном искусстве связано с эволюцией представлений о Будде. Обожествление образа Будды в махаяне и превращение его в высший принцип единства всего сущего и персонификацию мироздания повлекло за собой соответствующие изменения в иконографии: его изображения стали помещать на «космический» цветок лотоса. В дальнейшем в китайско-буддийском искусстве утвердилось несколько стилистических вариантов «лотосового трона»: в виде близкого к реальности или, напротив, предельно стилизованного цветка, состоящего из одного, двух, трех и восьми рядов лепестков, а также «тысячелепестковый трон». Сидящими на «лотосовом троне» изображаются не только Будда Шакьямуни, другие Будды и бодхисаттвы Фигуры в «стоящих позах» тоже почти всегда имеют подставки в виде цветка лотоса. Зооморфные троны получили наибольшее распространение в японской и тибетской иконографии, а в китайско-буддийском искусстве утвердились только два их варианта - в виде фигур льва (симхасана) и слона, являющиеся специфической принадлежностью иконографии соответственно бодхисаттв Манджушри, защитника буддийского вероучения, воплощающего мудрость, и Самантабхадры, олицетворяющего первоосновы и истинность Учения.


Первоначально предназначенные для придания изображениям более строгих иконографические черт и соотнесения их с определенными житийными эпизодами (что касается, в первую очередь, самого Будды), мудры (жесты) далеко не сразу приобрели глубинную символику. Только под влиянием ваджраяны жесты наполнились особым смыслом, невероятно тонкой и в то же время абстрактной мудростью.

Выделяются множество типов мудр, ведущими из которых буддийской иконографии являются: «жест созерцания», «жест дарования защиты», «жест бесстрашия», «жест прикосновения к земле», «жест проповеди». «Жест созерцания» восходит к техникам медитативного сосредоточения и служит органическим элементом «сидящих» поз, прежде всего, «позы лотоса». Он может исполняться одной (чаще всего левой) и двумя руками, и в нескольких вариантах.
«Жест дарования защиты»(приложение2 рис9) выполняется одной (как правило, правой) ладонью, которая открыта и обращена к зрителю лицевой стороной, пальцами вниз. Открытая ладонь - знак расцвета и торжества Учения, а вся эта мудра - символ милосердия Будды и его готовности взять под покровительство все живые существа.
«Жест бесстрашия» , или «жест дарования безопасности» (приложение2 рис8) исполняется одной (правой) рукой, согнутой в локте и поднятой вверх, с открытой ладонью, которая обращена к зрителю лицевой стороной пальцами вверх.

«Жест бесстрашия» символизирует внутреннюю силу Будды и способность Учения защитить все живое на земле и, кроме того, призывает живые существа преодолеть врожденное чувство страха, порождаемого внутренними сомнениями и противоречиями, а также угрозами, проистекающими из внешнего мира.

«Жест прикосновения к земле» (санскр. Бхумиспарша мудра) прикосновение к земле, или жест свидетельствующего(приложение2 рис12).

«Жест обсуждения» (санскр. витарка мудра,) считается воплощением мудрости Будды. Он может исполняться правой или левой рукой и состоит из поднятой вверх открытой ладони, пальцы которой образуют определенные фигуры, чаще всего круг, составленный указательным или средним и большим пальцами.

Иконографические стандарты распространяются на все детали внешнего облика персонажей, включая отдельные части тела, лицо, прическу и одеяние. Принципы передачи внешнего облика наиболее тщательно разработаны для иконографии Будды. Они опираются на особую систему примет, так называемые тридцать два иконических признака великой личности (санскр. дватримша-махапуруша-лакшана), изложенных в канонической «Сутре о признаках» (санскр . «Лакшана-суттра»), которая входит в высший подраздел (Диргха-агамы) первого раздела (Сутра-питака) буддийского канона Трипитака («Три сокровищницы»). Из ее текста и последующих комментариев явствует, что изначально данные признаки прилагались к облику «великой личности» (санскр . маха-пуруша) Так в индо-буддийской терминологии обозначались существа высшей степени духовности: не только Будда, но и правитель особого ранга - Чакравартин (санскр «Царь, вращающий чакру»),способный управлять всем миром. Литературные формулировки признаков, данные в оригинальной и переводной версиях сутры, туманны по смыслу и содержат в себе рудименты зооморфных характеристик. Например, говорится, что у «великой личности» рот с сорока зубами, выступающими клыками, широким и длинным языком; что между пальцев рук и ног у него имеются перепонки, как у водоплавающих птиц, а бедра - словно у оленя и т.д Очевидно, что эти характеристики восходят к значительно более древним, чем буддизм, религиозным представлениям и, видимо, связаны, с архаическим образом правителя. Впоследствии «тридцать два иконических признака» относили исключительно к облику Будды и истолковывали в метафорическом, психотехническом и эстетическом смыслах, определяя художественные трактовки основных черт внешности Учителя и объясняя их символические значения.
Непременными элементами буддийской иконографии являются также атрибуты число которых в буддийском искусстве огромно. Они группируются в несколько тематических разделов, включающих опорные буддийские символы, музыкальные инструменты, оружие, предметы ритуально-церемониального и бытового происхождения, строения, животных и растения. В первый раздел входят
чакра «колесо», палица -ваджра (приложение3 рис13), драгоценность-мани- «жемчужина исполнения желаний»(приложение3 рис14), чаша-патра и четки- "жемчужины для памятования».

Чакра. В буддийской иконографии главенствующее положение занимает изображение чакры с восемью спицами - символа этапов «восьмеричного пути», из которых и состоит путь к нирване.
Ваджра, В буддийской традиции ваджра олицетворяет «алмазный ум» всех будд, разрушая, подобно молнии, твердыни невежества.

Драгоценность-мани - образ неясного происхождения. В буддийской традиции мани преобразовалась в жемчужину, олицетворяя истинность Учения, искренность Будды и его готовность внимать мольбам.
Чаша(Патра)- полукруглая или любая другая чаша, которую носят с собой буддийские монахи. Говорят, что когда Будда провел четыре недели поста, два купца из Ориссы, которых звали Тапусса и Бхаллика, предложили ему пищу. Будда не смог съесть ее из своих рук, и тогда боги четырех сторон света принесли ему каменную чащу, из которой он и ел.

Четки - непременная принадлежность монашествующего. Предназначенные в утилитарном смысле для счета молитв, они представляют собой «ожерелье», состоящее из нанизанных на шнур «зерен» - бусин из металла, камня, кости, стекла, дерева или просто плодовых косточек. Из музыкальных инструментов самое значительное место в буддийской образной системе занимают раковина и колокол (колокольчик).

Иконография раковины (санскр. дхарма-шанкха - «раковина Закона») происходит от одностворчатой спиральной раковины морского моллюска, которая в древней Индии (и в других частях древнего мира) использовалась поначалу в качестве трубы для передачи армейских сигналов и приказов. В буддизме раковина - символ «громогласности» Учения, распространяющегося подобно трубному звуку, и метафора «голоса Будды», созывающего паству.

Колокол (санскр . гханта,) -в буддийской традиции колокол имеет два основных символических значения, в первом из которых он, подобно раковине, олицетворяет раздающийся в мире «голос» Учения; во втором случае воплощает идею непостоянства: порождаемый им звук вскоре утихает, его можно услышать, но нельзя удержать (приложение 3 рис.15)
Буддийская иконография оперирует практически всеми основными видами древнего колюще-рубящего и стрелкового вооружения, включая
меч, пику, боевой топор и лук со стрелами. Кажущееся противоречие с самой религиозно-философской системой, отрицающей насилие, объясняется тем, что оружие в этом контексте связано в основном с идей победы Учения над злом в любых его проявлениях. Меч , подобно ваджре, является знаком мудрости Будд и Знания, предметом, способным отсекать сомнения и разрубать узлы ложных противоречий, символом торжества Учения над невежеством. Трезубец (в силу его архаических ассоциаций с огнем), зубцы воплощают «силу», «власть» и «защиту» (как буддийские категориальные понятия) и/или «три драгоценности» (Будду, Учение и монашескую общину). Топор) в буддийской иконографии совмещает в себе оружие и орудие труда,. Как боевой топор этот атрибут служит оружием, способным «вырубить под корень» все зло, угрожающее затмить свет Истины; в качестве орудия труда он - символ созидательной природы Учения. Лук и стрелы - оружие, прогоняющее как злые силы, так и человеческие заблуждения и пороки: забывчивость, невнимательность в постижении Учения, пренебрежение к его этическим регламентациям. В культовых изображениях лук и стрела наиболее характерны для иконографии «многоруких» божеств.

Предметы ритуально-церемониального и бытового предназначения образуют зеркало, светильник, ваза, веревка и мухогонка . Зеркало (санскр. адарша,) В буддийской литературе с зеркалом часто сравниваются глаза Будды. Вместе с тем, оно наглядно иллюстрирует иллюзорность феноменального мира и ложность восприятия, так как лишь отражает внешние реалии, не улавливая их субстанциональности . Светильник (санскр . дипа) - в переносном смысле «светильник мудрости», озаряющий мир, и «лампада Закона», метафорическое обозначение Учения как маяка, указующего путь к спасению в «море страстей» Ваза (санскр . калаша,) - условный термин, прилагаемый к сосудам различных категорий.Она служила символическим вместилищем в прямом смысле (например, емкостью для подношения Будде) или в образном выражении («вместилищем» Закона, Истины)., Мухогонка (санскр . чамара) - предмет, имеющий принципиально важное значение для буддийской традиции, причем, не только в иконографии, но и в религиозном ритуале, символизируя послушание, готовность следовать Закону и устранять все препоны на Пути, избегая при этом насилия (мухогонка отгоняет насекомых, не причиняя им вреда) .

Свастика - один из древнейших индийских символов благоденствия.

Шестиугольная звезда -«источник дхарм»- древний мистический символ.

Солнце и луна - важный буддийский символ, Атрибут нескольких персонажей пантеона.

1.2 О Будде Шакьямуни

В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадежным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописание Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов.

Царица Махамайя(мать Будды) до родов увидела сон, что в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями(в буддизме, видение белого слона -лишь знак зачатие великого личности),и она поняла, что зачала великого человека. Сразу же после родов младенец тут же встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей и богов.Эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. После своего Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение.

Царь(отец Будды) призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека. На основании этих признаков Ашита объявил,что новорожденный станет или великим государем или властителем всего мира или святым познавшим истину - Буддой. Тогда мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой.

Принца поселили в великолепном дворце,отгороженном от внешнего мира,и растили в роскоши и неге. Мальчик обгонял всех своих сверстников в науках и воинском искусстве. Он с детства проявлял склонность к размышлениям и,однажды, сидя под розовым кустом,он погрузился в состояние йогического транса такой интенсивной, что его сила остановила одно из божеств,пролетавший неподалеку.Нрава принц был кроткого, что по началу даже восстановило против него его невесту –принцессу Яходхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и не совместила с воинской доблестью. И только после того как Сиддхарттха продемонстрировала Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой, и у них родился сын Рахула.

Принцу исполнилось 29 лет и он однажды отправился на охоту, что изменило всю его жизнь. На охоте он видит птиц которые выклевывают червей из комьев земли, и поражается, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других. Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность от смерти защитить не могут. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания-- единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. После охоты царевич не мог уже спокойно жить в своем дворце. Однажды он ночью покинул свой дворец и ушел в лес.

Будда старел, и близился день его отхода в окончательную нирвану. Это произошло в местечке Кушинагара на берегу реки Найранджани. Простившись с учениками и дав им последнее напутствие -надеяться только на собственные силы и усердно трудиться во имя освобождении, Будда лег возле льва и погрузился в созерцании. Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для него. Можно лишь сказать, что в нем не было места страданию – его заменила высшее блаженство.

Ученики Будды в соответствии с обычаем кремировали тело Учителя.

Глава II. Буддийская иконография на примере образа Будды Шакьямуни

2.1 Основные элементы, атрибутика образа Будды Шакьямуни и их значение

Концепция пяти смертных Будд развивалась в традиции Махаяна-Ваджраяна. Эти пять Будд являются историческими фигурами, руководящими миром в свое время и находящимися в медитации. Внутреннее развитие Будд отражается в некоторых внешних знаках, названных характерами (лакшаны ). Они указывают на духовное развитие. Гаутама Шакьямуни считается четвертым смертным Буддой. Скульптуры всех пяти смертных Будд похожи. Четвертый смертный Будда, или Гаутама Шакьямуни, изображается сидящим со скрещенными ногами в медитации, или стоящим.

В ходе работы над этой данной темой, используя теоретический материал, результаты опроса консультантов (приложение 8 Рис21,22), я попыталась интерпретировать, что означает каждый элемент образа Будды Шакьямуни.

«Поза лотоса» Будды Шакьямуни (приложение5 рис17) предполагает согнутое в коленях положение ног, плотно скрещенных в области голени или лодыжек, при этом колени слегка приподняты, и образованная скрещенными ногами линия почти параллельна поверхности земли. Обе ступни повернуты подошвами вверх, левая - прижата к правому бедру, правая ― к левому. Правая нога должна проходить над левой, так как она является символом Будды и Учения (санскр. дхарма), тогда как левая нога - символ мира смертных. Поэтому скрещивание ног есть знак единства Будды со всеми живыми существами, а возложение правой ноги на левую - отражение путеводной роли Учения.

«Жест прикосновения к земле»- Будхасрама мудра исполняется правой рукой в трех основных положениях: ладонь обращена к зрителю тыльной стороной и опущена вытянутыми пальцами вниз; ладонь с вытянутым указательным пальцем; кисть руки с пальцами, обращенными вправо, расположена перпендикулярно земной поверхности. Таким жестом, по преданию, Будда вызвал из земных недр духов земли, уничтоживших злых демонов, посланных против него Марой ― царем демонов )[ 5 ] .Также, со слов Сундуй башкы, Будда указывает на землю как свидетеля достижения им состояния просветления.

Существует около 32 двух высших физических знаков Будды. Согласно установившейся интерпретации, голову Будды венчает мясистый нарост, покрытый завивающимися в кольца волосами синего цвета, что и передается посредством усниши ,представляющей собой подобие высокой прически. В завитках волос, образующих уснишу, интерпретируются спирали раковины. Она считается вместилищем божественного ума (манас )[ 5 ]. Будда Шакьямуни, подобно другим смертным Буддам, сидит в монашеском одеянии, на нем нет украшений и короны. Правые плечо и грудь обнажены. Выше носовой перегородки находится маленькая круглая выпуклость, называемся урна . Между бровей Будды растет белый, завивающийся вправо волос, от которого исходят лучи света, окружающие голову, - такова семантика буддийского нимба. Лоб Будды широкий, нос удлиненный, рот с ярко-красными губами слегка полуоткрыт в знак неустанности его наставлений живым существам, или рот расплывается в улыбке, что означает улыбку видящего «удивительную игру невежества и знания», ее универсальную основу и глубинный смысл (Сундуй башкы). Массивная нижняя часть лица, широкие плечи Учителя придают ему сходство с обликом льва - царя зверей, символа силы и бесстрашия, а удлиненные руки, ноги и пальцы подчеркивают изящество его фигуры. От его тела исходит сияние, чем и объясняется практика золочения скульптурных изображений, а свастика на груди есть символическое воспроизведение буддийского канона (Свастика- один из древнейших индийских символов благоденствия) (Сундуй башкы). Вне разбираемых признаков в иконографии Будды утвердились и такие детали его внешности, как брови в форме лунного серпа, глаза, подобные бутонам лотоса, руки - хоботу слона, и уши с удлиненными мочками, которые, скорее всего, являются отражением индийских этнографических реалий (обычая знатных мужчин носить серьги с тяжелыми подвесками).

Чаша на левой руке Будды - Патра ― специальная чаша полусферической формы для сбора еды - подаяния, практика использования которой установилась уже в монашеской общине хинаяны. Будучи принятым символом аскезы и верности Учению, патра олицетворяет и добродетели мирянина, так как подача милостыни монаху считалась благим поступком, улучшающий карму человека в последующем рождении (Сундуй башкы). В более глубинном значении патра служит, подобно другие типам сосудов, «вместилищем» Учения, выступая заместителем образа самого Будды.

Со слов Амгаа башкы, большая аура - показывает на просветленность (совершенство), а облака над Учителем - указывает чистоту земли, где находится Будда. Цветы на большой ауре - это цветы которые принесли другие боги Будде. Утпала- Нилотпала - цветок лотоса, который раскрыт наполовину. Он изображается с вытянутыми лепестками. Лотос превратился в буддизме в эмблему внутренней чистоты и совершенства божеств, так как этот прекрасный цветок, произрастая из затянутой ряской мутной воды, сохраняет чистоту лепестков, поднимаясь со дна водоема к солнечному свету. Одновременно, будучи летним цветком, он олицетворяет плодородие, плодоносность природы, Учения и духовных усилий личности . Не случайно именно лотосы считаются главными цветами, украшающими «райские земли». В буддийской иконографии лотос может выступать атрибутом любого из персонажей высших рангов. Обычно он изображается в виде полураспустившегося бутона с восемью лепестками, выступая как аналог чакры; в виде собранных вместе трех цветков на трех стеблях - символизирует «три драгоценности», а в качестве пяти цветков на пяти стеблях воплощает образы пяти Будд - татхагат. В живописных композициях встречаются лотосы трех цветов: красного цвета (и со скругленными лепестками) ― символизируют способности и совершенства Будд и бодхисаттв; синего (с заостренными лепестками) ― выступают эмблемой Будды; белого ― означают чистоту и добродетели живых существ . .

2.2 Способы изображения Будды Шакьямуни

Светлый образ Будды Шакьямуни представлен в виде статуй, танка, изображений на камне. При изготовлении статуэток чаще всего используется бронза, есть и серебряные и золоченые изображения. При изготовлении статуэток чаще всего используется бронза, есть и серебряные и позолоченные изображения. Например В Эрзинском храме Ташипандэлин установлена позолоченная статуя Будды Шакьямуни (приложение 6 рис18). В Чаа-Хольском районе в скале высечен образ Будды Шакьямуни так называемая Буддийская нища. Буддийский барельеф в виде ниши высечен в скале Суме у устья реки Чаа-Холь в Чаа-Хольском районе (приложение 6 рис19).Ниша всегда была местом поклонения местных жителей, паломничества туристов. В 90-х годах этот район попал в зону затопления Саяно-Шушенской ГЭС и ниша ушла под воду. Сейчас в связи с ремонтными работами на СШГЭС уровень воды снизился и достопримечательность снова открылась для обозрения. Памятник расположен на левом берегу реки Чаа-Холь, на высоте 4 м от подножия горы Суме. Ниша относится к Юаньскому периоду (1260-1368), имеет высоту 1 м, ширину 60 см, а глубину 86 см. На сером камне задней стенки ниши выбито барельефное изображение Будды и двух бодхисатв в устрашающих позах. Слева и справа видны силуэты верных стражей. В 1717 году нишу посетили участники Красноярской военно-топографической экспедиции возглавляемой Андреем Еремеевым и Иваном Нашивошниковым. Они обнаружили в нише луки со стрелами, зерна ячменя, полоски синей и черной бумаги, расписанные загадочными золотыми серебряными знаками. Позже выяснилось, что это тибетские молитвы.

Танка или свиток - особое религиозное искусство Тибетского Буддизма. В древней Индии существовал особый вид Буддистской портретной живописи, именуемый Пата ( Pata ), которая выполнялась на особой ткани ( kasaya , внешняя одежда монаха). Материал, используемый для танка - это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк для особо важных изображений (приложение 7 рис 20). Прежде всего материал натягивается на деревянный подрамник (тиб. Tang-shin ). Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Используемые пигменты в живописи танка - это непрозрачные минералы, как например, малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Последней, и пожалуй самой важной частью работы над танка, является живописание золотом. После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения (тиб. ram-ne ) танка, который проводит опытный Лам. На танка обычно изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей. Размеры танка изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие танка часто исполняют большие группы художников, а на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы [ 1].

По мнению Сундуй башкы, создание образа Будды в любом виде это очень тонкая кропотливая работа. Искусству иконографии учатся 6-8 лет. В настоящее время этому искусству обучается один послушник в Иволгинском Дацане Бурятии, а также в Индии, Тибете. Тувинский художник-скульптор Александр Насович Барынмаа является автором скульптуры Будды Медицины. Монах Леонид Хайынович Уржук занимается изготовлением буддийской танки. После завершения работы обязательном порядке проводится ритуал освящения.

Заключение

Таким образом, в ходе работы над данной темой выяснилось следующее:

Буддийская иконография один из важнейших аспектов буддийской религии;

Каждый элемент, атрибутика, символ образов буддийских божеств (в т.ч Будды Шакьямуни) имеет глубокий смысл, и существуют определенные каноны изображения буддийских божеств;

Существуют разные способы изображения – статуи, танка. Образы буддийских божеств не изготовляют в Туве, их заказывают в основном Тибете. Искусству иконографии обучают в крупных буддийских монастырях МНР, Тибета, Индии, где обучаются послушники из Тувы.

Выражаем глубокую благодарность консультантам:

Сундуй башкы – Эрзинский хурээ Ташипандэлинг

Амгаа башкы – из Улан-Батора, служитель Эрзинского хурээ Ташипандэдинг

Список литературы

1. Дудко Н. " Буддийское искусство танка" Альбом –Улан-Удэ,2011.-84с

2. Монгуш М.В "История буддизма в Туве(вторая половинаVI - конец XXв). - Новосибирск: Наука, 2001. -200с.

3.Торчинов Е. "Краткая история буддизма". - СПб:Амфоба. ТИВАмфоба, 2008-430с.

4. "Символы буддизма, индуизма, тантризма".- М., Изд.АДЕ " Золотой Век",1999.- 232с. Составитель Царева Г.И.

5. Кравцова М.Е "Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства"

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит.,2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2010. - 1031 с. С. 183 - 200.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашего сегодняшнего разговора будет интересной и необычной. Мы поговоримпро танка. Никакой политики и военных действий, друзья, – лишь только искусство, а именно искусство танки в буддизме.

В статье мы расскажем, что это такое, для чего предназначено, как изготавливается, какой смысл несет в себе танка для буддийской культуры, а еще расскажет об истории возникновения такого непривычного вида творчества. Впереди нас ждет много любопытных фактов.

Что такое танка

Понятие «танка», или, как его еще называют, «тханка», восходит к тибетскому языку и в переводе означает «свиток», «письмо», «икона».

Такие разнообразные толкования не противоречат друг другу: танка – это живопись с религиозным мотивом на ткани, своеобразная икона. Выполненные на холсте небольшой толщины, они легко сворачиваются в свиток.

Существует мнение, что они в первую очередь создавались для кочевников-буддистов, которым при перемещениях с места на место нужно было упаковать свои вещи как можно более компактно. Так кочевые народы могли без проблем совершать буддийские обряды даже при частых переездах.

На танках обычно изображается , великие учителя, бодхисаттвы, божества. Иногда мотивом для создания изображения становятся писания из сферы астрологии или медицины, фигуры, символизирующие счастье, благополучие, а реже – просто фрагменты из жизни обычных людей.

Тханки имеют квадратную либо прямоугольную форму и могут быть самых разных размеров: как маленькие, всего в несколько квадратных сантиметров, так и огромные, многометровые. Последние часто создаются несколькими живописцами одновременно, а их создание может длиться не просто месяцами, а годами.

Как зародилось

Существует несколько взглядов на то, откуда берет свое начало искусство танка. Одни считают, якобы оно зародилось в Древней Индии, имея там название «пата». Другие относят его к так называемой «прабхе» – изобразительному творчеству родом из Непала времен расцвета линии Пала – 7-10 столетия нашей эры.

Так или иначе, оба мнения сходятся в одном: танка зародился благодаря практике монахов, во время которой они наносили священные изображения на подол своей одежды.

Считается, что первое полотно тханка – в том виде, в котором мы его знаем – содержало изображение колеса сансары.

Особое значение традиция живописи танка имела в районе Тибета. Здесь было невероятное сосредоточение искусных танкописцев, каждый из которых имел свой стиль, обучал желающих азам художества.


Но с наступлением событий, потрясших тибетцев в 1959 году, когда Китай ввел свои войска, многие тибетские монахи вынуждены были отправиться в изгнание, и танкописцы в том числе. Сегодня художники-буддисты в изгнании обитают в основном в северной части Индии, в Дхарамсале.

Кроме того, такой необычный вид живописи распространен на китайских, монгольских, бутанских, бурятских просторах. Тханка применяют во многих буддийских , а особенно в направлении .

Какое значение имеет в буддизме

Живопись танка невероятно символична. Пожалуй, мало какая из религий мира может «похвастать» такой яркой и разнообразной иконописью, как буддизм, а именно его направление.

Иконы изображают Учителей, будд, бодхисаттв, наставников, духов – пантеон разнообразен, строго иерархичен. Изображения на холсте подчиняются особым правилам, нормам живописи, законам учения. Так, например, каждое божество имеет определенный внешний вид, позу, жесты, мимику.

Кроме Великого Учителя Будды Шакьямуни на холстах нередко можно увидеть лики разных будд, например Будды Медицины. В северной Индии часто на полотно помещают Белую или Зеленую Тару – бодхисаттву в женском обличии.

Зеленая Тара

Танка – предмет для созерцания, медитативных практик. Его также используют во время проведения особых буддистских обрядов, торжеств, церемоний, праздников.

Танка помогает верующим совершенствоваться и познавать себя на тропе духовности. Творения вешаются в святынях, в храмах, монастырях, домах, используются в храмовых и домашних алтарях.

Как делают

Недаром танка называют искусством: чтобы им овладеть, живописцам нужно долго учиться, изучать иконометрию, основы живописи, перенимать знания у более опытных художников. Существуют специальные труды, которые содержат правила учения по иконографии. А некоторые секреты передаются из уст в уста через поколения.

Изготовление тханка – дело непростое. По всем правилам оно состояло из нескольких этапов, подробней о которых мы поговорим ниже.

Основа

Основа буддийской иконы — это ткань: хлопок, лен, парча, конопля, джут. Реже использовали шелк, который можно было найти только в Китае за немалые деньги.


Из материалов ткали квадратный холст шириной около 50 сантиметров. Если требовалось основание побольше, материал сшивали до нужных размеров.

Грунт

Тканевую основу с лицевой стороны покрывали грунтовкой – смесью мела, известки, сажи, красной и черной глины, клея из шкур животных.

Более дорогие иконы грунтовались с обеих сторон. Грунтовку тщательно полировали раковиной или зубами животных, при этом с особым усердием затирая швы на месте сшива двух квадратных лоскутов.

Зарисовка

Для начала угольным карандашом или мелом наносился эскиз будущего рисунка. Чуть позже появились специальные трафареты, которые ценились очень высоко. Бывали случаи, когда трафареты иконописи вручались как трофей доблестным воинам.

Раскрашивание

Готовый эскиз раскрашивали красками натурального происхождения. Для их изготовления использовался малахит, мрамор, гипс, охра, лазурит, сажа, индиго, сандал и много других растений вместе с минералами. Большую стойкость краске придавал известный уже нам клей из шкур животных в смеси с желчью.


При изготовлении более дорогих экземпляровприменяли серебро, золото. Любопытно, что детали рисунка, позолота, напыление, контуры очерчивались в последнюю очередь. Особым обрядом была прорисовка глаз, которые как бы «открывались», завершая картину.

Обшивание

Окончательный вид танки зависел от того, как обшить его. Готовое произведение искусства снималось с каркаса, а затем обшивалось вокруг парчой. В завершение почетный лама освящал полотно, после чего его можно было использовать по назначению.

На сегодняшний день сложный ручной процесс изготовления отчасти вытеснен простой печатью на холсте. Однако картины, выполненные по всем каноничным предписаниям, ценятся гораздо больше.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть красота и искусство всегда сопровождают вас.

Сутра в переводе с санскрита означает «нить». Подобно тому, как жемчужины нанизаны на нить, так и знания в сутрах нанизаны на «нить» повествования. Сутры зародились в Индии, там они коротко и ёмко выражали суть учения в удобной для устной передачи форме.

В отличие от них сутры буддизма имеют повествовательный характер и содержат в себе скрытый смысл, уловки, позволяющие каждому живому существу объяснить истину на понятном ему языке. Поучительные истории о простых людях, о великих царях, мудрых учителях, о существах всех миров скрывают в себе бескрайнюю мудрость и Учение Будды.

Сутра в буддизме является одним из двенадцати классов священных текстов: сутры, гейа, вьякарана, гатха, удана, нидана, авадана, итивриттака, джатака, вайпулья, юдбхутадхарма и упадеша.

Буддийские сутры были созданы для того, чтобы искоренять все сомнения относительно Трёх Драгоценностей и Абсолютной Истины и вести живых существ по пути избавления от страданий.

Происхождение буддийских сутр

Впервые сутры были записаны на первом буддийском соборе в составе Трипитаки – трёх корзин: Сутра-питака, Виная и Абхидхарма. Это название закрепилось вследствие того, что записи были начертаны на пальмовых листьях и складывались в большие корзины. При жизни Будды Шакьямуни не было необходимости систематизировать Учение или предписания, поскольку всегда можно было обратиться к «первоисточнику». Однако после ухода Будды в паринирвану, его учения стали трактовать по-разному, а правила поведения в монашеской общине упразднять по своему усмотрению. Поэтому, для сохранения Дхармы и Винаи – свода предписаний для монахов, был созван совет мудрейших учителей, достигших архатства – полного освобождения от омрачений, достигших просветления.

На этом собрании все, когда-либо услышанные учения Победоносного, его разговоры с учениками изложил Ананда – один из главных учеников Будды. Ананда был личным помощником Будды и почти всегда находился рядом с ним, к тому же он обладал феноменальной памятью, позволившей ему досконально изложить учение. Поэтому все сутры начинаются со слов: «Так я слышал».

Часть буддийских сутр была сокрыта для того, чтобы в нужное время тертоны – открыватели кладов – смогли их обнаружить и записать в доступном для людей виде. Так праджня-парамита была найдена во дворце царя нагов (чудесные змеи) великим философом Нагарджуной.

Основные буддийские сутры

Сутр насчитывается огромное число, поскольку Учение не было единым для всех, а давалось в зависимости от качеств ума каждого живого существа.

Наиболее известны такие буддийские сутры, как Ланкаватара сутра, Сандхинирмочана сутра, Махапаринирвана сутра, Вималакирти нирдеша сутра и другие, многие из которых изложены в данном разделе.

Однако квинтэссенция Учения Будды содержится в одной сутре – Саддхармапундарика-сутре, или Сутре о Цветка Лотоса Чудесной Дхармы. Это учение было произнесено Победоносным над горой Гридхракутой (гора Священного орла). В этой сутре указан путь к просветлению, доступный для всех живых существ, «хранилище самых глубоких тайн».

Для чего изучать сутры?

Ещё во времена первого древнейшего университета Наланды поступавшие на обучение первым делом заучивали наизусть учения и лишь потом постигали их глубинную суть. Очень часто «тело» сутры находится между строк и почерпнуть мудрость, скрытую в простых словах, можно лишь посредством своего жизненного опыта.

Тяга к учению и духовному саморазвитию переходит из жизни в жизнь, и, обращаясь к великим древним учениям, можно почувствовать отклик, словно вы уже их изучали. Так, многие тулку (сознательно перерождающиеся реализованные души) Тибета ещё в юном возрасте заучивали тексты сутр с поразительной лёгкостью, словно вспоминая их из прошлых воплощений.

То, чем вы заполняете свой внутренний мир, будет оказывать на вас непосредственное влияние. Возможность соприкоснуться с Учением Будды – просветлённого существа, достигшего освобождения – поможет посеять необходимые «семена» на будущее для духовного самосовершенствования и позволит следовать Дхарме.

Перечитывая сутры, каждый раз вы сможете находить в них новые, необходимые в данный период, знания и мудрость, ранее не замеченные.