Open
Close

Племя херрера. Германия извинится за геноцид африканцев? Концлагеря и этнические чистки Берлин опробовал в Юго-Западной Африке ещё в начале ХХ века

В Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно гереро (в районе реки Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру - область Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) - на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тысяч человек, в Анголе - 126 тысяч человек (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тысяч человек). Говорят на языке гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), английском (Намибия, Ботсвана) и португальском языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе - христиане (протестанты, в Анголе - католики), остальные сохраняют традиционные верования.

Согласно историческим преданиям, около 16 века гереро под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию современной Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад современной Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке гереро (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» - «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание гереро). С конца 18 века торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х годов благодаря деятельности немецких миссионеров распространяется христианство. В середине 19 века появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863-70 годов были объединены под властью военного вождя Магареро. В 1885 году территория гереро вошла в состав Германской Юго-Западной Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904-07 привело к истреблению до 75% гереро. Утратив право владеть скотом, намибийские гереро стали пасти скот европейских поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европейской культуре и принимать христианство. С конца 1960-х годов, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Современные гереро в основном работают по найму в сельском хозяйстве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в основном сохраняют традиционный образ жизни.

Традиционная культура типична для кочевников-скотоводов Южной Африки. Основное традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тысяч, общее поголовье к концу 19 века - 90 тысяч голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиционное поселение - крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследственным вождём (омухона). Жилище - шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в основном женщинами), одежда - передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения - металлические бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Основная пища - молоко (омаере), сквашенное в деревянных сосудах или бурдюках, по праздникам - мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиционные верования - культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр гереро - город Окахандья (в 1880 отвоёванный гереро у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.

Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Botswana. Saint. Paul, 1977; Medeiros С.L. Va-Kwandu: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.

Сравнивая его с нацистским геноцидом евреев . В 2004 году Германия признала совершение геноцида в Намибии .

В 1884 году после того, как Британия дала понять, что не имеет заинтересованности в территориях Намибии, Германия объявила их протекторатом. Колонизаторы использовали рабский труд местных племён, захватив земли и ресурсы страны (алмазы) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ [русские субтитры] - О признании в Бундестаге геноцида армян

Субтитры

Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF) Со вчерашнего дня закреплено на бумаге: тот, кто убивает до полутора миллионов армян, тот совершает геноцид. Так со вчерашнего дня совершенно официально называет Бундестаг то, что сделали турки в 1915 году под надзором Германской Империи. Тут был большой вопрос, вы наверняка за ним следили: не захлопнем ли мы таким образом дверь в отношениях с Турцией? Но сегодня надо признать: вау, да мы смелые! Мы и правда назвали геноцид геноцидом! По-моему, мы были вообще первыми! После Франции, Швейцарии, Кипра, Словакии, Литвы, Нидерландов, Швеции, Италии, Бельгии, России, Ватикана, Канады, Чили, Аргентины, Венесуэлы и Уругвая. Да, и Уругвай тоже, понял я! Все, кроме Земли Така-Тука и Атлантиды! Кстати, канцлер, вице-канцлер и министр иностранных дел не смогли прийти вчера на это голосование по резолюции о геноциде. К сожалению, у них были запланированы другие дела. Штайнмайеру, например, срочно понадобилось лететь в Южную Америку. Хотя сбегать из-за геноцида в Южную Америку -- это тоже в некотором роде немецкая традиция. Да! А у Габриэля была встреча со строительной индустрией, тоже очень важно! Вообще это была бурная история. Турецкие объединения в преддверии голосования писали депутатам письма с угрозами. Там стояло нечто вроде: "Еще раз скажешь "геноцид", и я своих братанов позову!" Ну или сестёр. Мы требуем у всех депутатов парламента быть справедливыми и признать, что они не имеют права судить исторические события. Во-первых, эта штука перед тобой -- микрофон, и не надо так кричать! А во-вторых, ты сейчас случайно сами признала, что речь идёт об исторических событиях. Конечно, сегодняшняя Турция не виновна в убийствах более чем сто лет назад, но примирение и отрицание невозможно проводить одновременно. В турецких учебниках геноцид действительно до сих пор полностью отрицается. По-моему, для младших классов там пишут, что армяне -- это народ, который когда-то счастливо и довольно жил в Османской Империи, но в один прекрасный день все армяне заблудились в лесу и пропали с тех пор. Конец. Так ведь тоже не пойдёт, друзья! Единственное, что стоит критиковать -- это время, выбранное для этой резолюции. Почему так поздно? Теперь конечно, складывается впечатление, будто депутаты непременно хотели доказать, что они не семенят на полусогнутых перед этим Эрдоганом. Конечно, турки жутко недовольны! Они настаивают на том, что это никак не мог быть геноцид, ведь... Ведь до 1948 года не было юридического определения геноцида. Таким образом то, что случилось до этого -- не может быть геноцидом, потому что не было такого состава преступления. Что? Всё, что случилось до 1948 года, не было геноцидом? Вот так да! Будем знать! Вчера Турция перво-наперво отозвала своего посла из Берлина, вместо того, чтобы признать, что именно у нас, немцев, с исторической точки зрения можно очень многому поучиться. Добро пожаловать на дополнительный урок истории у доктора Бирте Шнайдер! Тихо! Итак, вопрос классу: Кто устроил первый геноцид в двадцатом столетии? Кто-нибудь ещё? Ну хорошо, тогда толстый гиперактивный мальчик в первом ряду. Я знаю! Это была Турция! Вчера по телеку видел в Бундестаге, но Фениксу! Ага, дурачок случайно переключился с "Дома 2" на "Феникс" и думает, что что-то узнал! Класс! Оливер, из-за того, что 1904 год по моему летоисчислению был раньше 1915-го, первый геноцид, разумеется, идёт в зачёт Германии. "Чё?! Это где ещё?! Не понимаю!" Мы тогда в колонии Германская Юго-Западная Африка практически полностью уничтожили племена гереро и нама. Всего три недели назад объедения жертв официально подали на нас в суд в Гааге. Чего?! Подали в суд на Германию? Я вообще ничего об этом не слышал! Да и не могли услышать. Почти никто никто об этом не сообщил. Немецкие СМИ, к сожалению, были заняты более важными темами, например, игрушечной железной дорогой Хорста Зеехофера или планирующейся свадьбой Даниэлы Катценбергер. Ужасно. Ужасно. Спрашиваешь себя, кто в здравом уме согласится жениться на Катценбергер? Так, дружок, слушай сюда: с 2007 года только в Бундестаге было 5 предложений наконец признать преступления над гереро геноцидом. И каждый раз их отметали, и с каким же аргументом? Ни за что не догадаетесь! Не догадаюсь! Судебная норма "геноцид" появилась только в 1948 году, и поэтому на более ранние события распространить её нельзя. И нельзя вывести из них правовых претензий. Постой-ка! Да это же в точности аргумент турок! Отлично! Оли, я тебе сейчас маленькое солнышко в дневник нарисую! Смотри, оно даже улыбается немного! "Оливер кое-что понял. Ура!" Единственная немецкая политик из правительства, которая когда-либо извинилась перед жертвами, была в 2004 году Вичорек-Цоль из СДПГ. Она даже заплакала! А потом ей от члена ХСС Рука пришлось выслушивать, что это, цитата: "...был недешёвый всплеск эмоций. Миллиардные иски против Германии не нужно снабжать лишними боеприпасами." И, по-моему, "боеприпасы" в этом контексте -- особенно удачно выбранная метафора. Вы понимаете? У турок, по крайней мере, речь идёт о чести, а Германия просто хочет сэкономить деньги. Нууу, так уж мы тоже не надо! Кроме того, президент Роман Херцог ещё раньше, кажется, в 1989 году, сказал, что то, что Германия сделала с гереро, цитата, -- "было нехорошо". Оливер, если меня после двух банок Редбула и сосисок вырвет в лифте -- вот это будет нехорошо. А изгнание целого народа в пустыню и оставление его там умирать -- это называется геноцидом. "Не хорошо" "Геноцид" Есть кто дома? Итак, теперь весь класс сто раз пишет предложение: "Я никогда больше не хочу объяснять другим, как правильно признавать геноцид, прежде чем я правильно не признаю все свои собственные геноциды. Вопросы есть? Есть! Я хотел еще раз вернуться к Катценбергер... Это была Бирте Шнайдер! Сатирическая программа "Шоу "Сегодня" (Heute Show), Второй канал немецкого телевидения (ZDF). Перевод -- YouTube.com/igakuz Не понимаю, у меня ведь по истории всегда пятёрка была!

Восстание

14 января 1904 года гереро и нама под предводительством Самуэля Магареро и Хендрика Витбоя начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. На этот момент небольшой (700 человек) немецкий военный корпус находился на юге колонии, подавляя другое мелкое восстание, оставив без защиты 4640 немецких мирных поселенцев; тогда как силы восставших составляли 6-8 тысяч человек. Общая численность этнического населения колонии оценивается по разным источникам от 35-40 до 100 тысяч человек (наиболее адекватной считается оценка 60-80 тысяч), из которых 80 % составляли гереро, а оставшуюся часть - нама или, как их называли немцы, готтентоты. В мае 1904 года командование немецкими силами в Юго-Восточной Африке перешло от губернатора колонии Теодора Леутвайна к генерал-лейтенанту Лотару фон Трота , и 14 июня немецкие войска (шутцтруппе) численностью 14 000 солдат под его командованием прибыли для подавления восстания. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн» . Фон Трота получил приказ «подавить восстание любой ценой», что было, однако, стандартной формулировкой и само по себе не подразумевало полного уничтожения племени. Тем не менее он был настроен более бескомпромиссно, нежели Леутвайн, в частности, был против переговоров с повстанцами, что совпадало с позицией кайзера Вильгельма и послужило одной из причин этого назначения фон Трота.

К началу августа оставшиеся гереро (порядка 60 тысяч человек) со своим скотом оказались оттеснены к Ватербергу, где фон Трота планировал нанести им поражение в решающей битве согласно привычным немецким военным канонам. шутцтруппе при этом, однако, испытывали большие трудности в условиях пустынной территории, удалённой от железной дороги. Было организовано окружение, причём на западе немецкие позиции были укреплены наиболее сильно, поскольку фон Трота считал отступление гереро именно в этом направлении наихудшим сценарием, которого старался всеми силами избежать. Юго-восточное направление же было самым слабым. 11 августа состоялась решающая битва , в ходе которой из-за несогласованных действий немецких подразделений практически всем гереро удалось бежать на юго-восток и далее на восток в пустыню Калахари . Фон Трота был крайне разочарован таким исходом, однако в своём отчёте написал, что «атака утром 11 августа завершилась полной победой». Можно говорить о том, что таким образом он выдавал желаемое за действительное, и на тот момент - перед битвой - не планировал массового истребления: есть свидетельства, что он готовил условия для содержания пленных.

Преследование и массовое истребление в пустыне

Поскольку полная победа в генеральном сражении (которым должна была стать битва при Ватерберге) не была достигнута, Трота приказал начать преследование повстанцев, ушедших в пустыню, с тем чтобы вынудить их дать бой и всё-таки осуществить разгром. Однако это было сопряжено с большими трудностями для шутцтруппе, а гереро уходили дальше и дальше, так что Трота принял решение оцепить границы пригодной для жизни территории, оставив африканцев погибать в пустыне от голода и жажды. Таким образом, именно на этом этапе произошёл переход от подавления восстания к геноциду. Причиной этого послужило опасение Трота, что восстание перетечёт в вялотекущую партизанскую войну, а любой исход, отличный от полного разгрома повстанцев, будет рассматриваться немецкими властями как поражение. То есть было два пути: либо шутцтруппе инициируют сражение и одерживают в нём окончательную победу, либо вытесняют восставших за пределы своей колонии. Поскольку первого достичь так и не удалось, был выбран второй путь; возможность переговоров и капитуляции Трота решительно отвергал. У гереро была возможность получить убежище в британской колонии Бечуаналенд на территории современной Ботсваны , но большинство при попытке попасть туда погибло в пустыне от голода и жажды или было убито немецкими солдатами.

Переходный момент ознаменовался знаменитой прокламацией Трота, опубликованной им 2 октября 1904 года:

Я, главнокомандующий немецких солдат, передаю это послание людям гереро. Гереро больше не принадлежат к Германии. Они совершали грабежи и убийства, отрезали носы, уши и другие части тела раненым солдатам, а теперь из трусости отказываются сражаться. Я объявляю: тот, кто доставит пленного командира на одну из моих станций, получит тысячу марок, а тот, кто доставит самого Самуэля Магереро, получит пять тысяч марок. Все люди гереро должны покинуть эту землю. Если они этого не сделают, я заставлю их своими большими пушками (артиллерией). Любой мужчина гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, со скотом или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин, а буду отправлять их обратно к своим соплеменникам или буду стрелять в них. И это моё слово людям гереро.

Эту прокламацию надлежит огласить нашим солдатам на перекличке, с дополнением, что подразделение, захватившее командира, получит надлежащее вознаграждение, а под «стрелять в женщин и детей» следует понимать стрельбу поверх их голов, чтобы заставить их бежать. Я уверен, что после этой прокламации мы больше не будем брать пленников-мужчин, но зверства в отношении женщин и детей недопустимы. Они убегают, если выстрелить несколько раз в их направлении. Мы не должны забывать о хорошей репутации немецкого солдата.

По факту на этот момент уже велись массовые убийства гереро, как правило, уже потерявших способность к активному сопротивлению. Об этом имеются многочисленные свидетельства, хотя большая часть их была использована Британией в конце Первой Мировой войны для дискредитации образа Германии, поэтому они не всегда полностью объективны.

Концентрационные лагеря

Губернатор Леутвайн активно возражал против линии фон Трота, и в декабре 1904 года он привёл в общении с вышестоящим руководством аргумент, что экономически более выгодно использовать рабский труд гереро, нежели полностью уничтожать их. Глава генштаба немецкой армии, граф Альфред фон Шлиффен и другие приближенные к Вильгельму II люди согласились с этим, и вскоре оставшиеся сдавшиеся или захваченные в плен были заключены в концлагеря , где их заставляли работать на немецких предпринимателей. Так, труд заключённых использовался частной алмазодобывающей компанией, а также для строительства железной дороги в районы добычи меди. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle , именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях.

Последствия и их оценка

В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения. Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией . Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев .

Германия потеряла в ходе действий по подавлению восстания около 1500 человек. В честь погибших немецких солдат и в ознаменование полной победы над гереро в 1912 году был установлен монумент в Виндхуке , столице Намибии.

Российский историк-африканист Аполлон Давидсон сравнивал уничтожение африканских плёмен с другими действиями немецких войск, когда кайзер Вильгельм II давал советы немецкому экспедиционному корпусу в Китае: «Пощады не давать! Пленных не брать. Убивайте, сколько сможете! <…> Вы должны действовать так, чтобы китаец уже никогда не посмел косо посмотреть на германца». Как писал Давидсон, "по приказу того же императора Вильгельма восставший против немецкого господства народ гереро огнём пулеметов загнали в пустыню Калахари и обрекли десятки тысяч людей на гибель от голода и жажды. Даже германский канцлер фон Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует» .

В мировой культуре

Сложные отношения Германии с племенем гереро метафорически описаны в романе Томаса Пинчона «Радуга тяготения ». В другом его романе, «

Намибия - страна поразительной красоты, разнообразных пейзажей, богатейшей флоры и фауны, многоликого мира удивительных культур. Некоторые из ее носителей словно заблудились во времени: народ сан все никак не распрощается с кочевой жизнью первобытных охотников-собирателей, а вот, к примеру, гереро - те еще крепко привязаны к истории XIX века… Туристу, что только приехал и гуляет по столичному Виндхуку, вглядываясь в славные улыбающиеся мордашки школьников в разноцветных формах или лица спешащих мимо молодых намибийцев, одетых, как и вся современная молодежь, в майки и джинсы, трудно определить к какому из дюжины проживающих здесь племен они относятся.

Вполне возможно, что каждый второй из встреченных местных жителей на поверку оказался бы гереро. Зато совсем не сложно отличить от прочих намибиек женщин этого племени.


О женской красоте и ее обладательницах

Мы, русские женщины, знаем абсолютно точно, где живут самые красивые представительницы прекрасного пола. Конечно, у нас в России. Вот и мой муж только что подтвердил мне это. От чистого сердца, а не потому, что иначе ужина не будет. Однако, сознавая свое превосходство, будем справедливы к менее удачливым этносам - славятся своей красотой тайки, стройностью эфиопки, изяществом японки, красочными нарядами индианки…

Что же касается женщин народа гереро… Вы никогда их не видели? О-о, это, скажу вам нечто. Их трудно пропустить, а уж увидев, особенно с непривычки, от них невозможно оторвать глаз. Красивая осанка, тонкая талия, высокая грудь, пышные бедра - все, что должно быть по определению у красавицы, все присутствует у женщин этого этноса.


Невинные тайны наряда

А если нескромный ветерок на улице приподнимет краешек подола гереро, то мелькнут оборки пышной нижней юбки. Но озорник-ветер явил миру не все тайны костюма леди, на ней подобных нижних юбок, надетых одна на другую, может быть и шесть, и восемь штук…

Плотный кокон из десятка метров ткани - от шеи до лодыжек - укрывает каждую из представительниц прекрасной половины племени гереро. И это в такую-то жару! Однако случаев тепловых ударов у особ, одетых по всем правилам, не зафиксировано по всей стране.

А когда случается двум сердечным приятельницам идти по улице рядышком, то больше тут уже никому не пройти - весь тротуар занят объемными юбками этих колоритных особ. На головах у нарядных дам уникальной формы головные уборы - своеобразные шляпы, одновременно похожие и на чалму, и на треуголку Наполеона. Да уж, скажем прямо – красивое зрелище, группа таких женщин!


Мужская часть этноса одевается не столь интересно, но тоже не без исторического шика - их сложный костюм весьма напоминает немецкие военные мундиры XIX века.

Тенденции моды гереро до эпохи колонизации

1882 год ознаменовался грандиозной аферой: Адольф Людериц за сущие гроши приобрел у вождя племени нама кусок земли. После хитрой комбинации, вошедшей в историю как «мошенничество с милями», размер покупки оказался чуть ли не в 20 раз больше того клочка побережья, который аборигены были намерены продать.

Правда, самому Адольфу это жульничество особых выгод не принесло, поскольку не успел он продать обманным образом приобретенную территорию германскому правительству, как утонул в Оранжевой реке. С этого времени начинается германская колонизация будущей Намибии.

Однако немцы появились здесь гораздо раньше. Еще в 1842 году сюда прибыли члены Рейнского миссионерского общества, штаб-квартира которого базировалась в немецком городе Бармен.

Надо заметить, что в эти времена на территории страны царил такой же тропический климат, как и сейчас, а народ гереро в точности, как сейчас , разгуливал едва прикрытым, не испытывая абсолютно никаких признаков дискомфорта. Вплоть до начала двадцатого века можно было встретить представителей племени, украшенных спереди и сзади куском овечьей или козьей кожи с резными роговыми манжетами на запястьях и лодыжках.


Африканская мода: платье в викторианском стиле

Но в дело вмешались миссионеры. Они обучали мужчин-гереро строительству, ведению сельского хозяйства, а женщин их супруги обучали основам домоводства. Из аборигенов получались толковые работники в домах и на землях немецких поселенцев.

Однако все портил внешний вид. Особенно почему-то не нравился миссионерским женам вид дам гереро, что наносили визиты в пасторский дом топлесс. И началась активная просветительская работа с целью прикрыть одеждой нагие тела простодушных детей природы. А что для этого могло быть лучше, чем собственный пример?

Сами фрау, без сомнения, выглядели самым достойным образом: правильно и скромно, но следуя стилю уважаемых дам Ганновера и Дрездена. Одежда покрывает все тело, кроме кистей рук. Длина в пол, чтобы закрывать ноги. Открытые лодыжки - на грани фола. Рукава-буф, пышно присобранные у плеча. Юбки - оборки, струящиеся силуэты.

Сначала они были объемные, на кринолинах, но концу века согласно моде, стали более узкими и с турнюрами. На голове шляпка, в руках зонтик, на шейке - платок из легкой ткани. Это фасоны той моды, которая получила название викторианской.

Жены колонистов, приехавших сюда позже - в начале 1900 годов также явили отличный пример для подражания. И - удалось! Сначала как белые леди оделись дамы нескольких видных семей гереро, а за ними медленно последовали и другие женщины племени. Вот только неизменный атрибут викторианской моды - корсет - у них не прижился.

Постепенно у женщин гереро сложился новый имидж, который так характерно выделяет их из толпы. Начавший свое существование в колониальные времена и основанный на викторианских женских модах, их наряд стал традиционным.


Легкий способ почувствовать себя женщиной

Традиционный наряд с одинаковой гордостью носят леди гереро как в отдаленных сельских районах, так и в городах страны. Со временем платья стали намного интереснее и красочнее: каждое - неповторимый микс старинного дизайна и индивидуального стиля хозяйки, помноженный на ее собственное чувство прекрасного.

Но что интересно: названия элементов, составляющих сложный дамский костюм, гереро не обозначают в европейских терминам, а именуют их так, как на родном языке племени оджигереро назывались схожие детали некогда носимых ими кожаных одежд скотоводов.

Европейские женщины на пути к свободе давным-давно отбросили моду на длинные платья и многочисленные юбки, а женщины-гереро на протяжении более чем ста лет, отчаянно защищали свое право носить традиционное платье, рассматривая его как важнейший элемент своей культурной самобытности.

«Ооооох, только в нем я чувствую себя настоящей женщиной!» - сказала одна современная двадцатилетняя намибийка, держащая мобильный телефон в руках и затянутая в джинсы и шелковистую блузку, когда ее спросили о традиционном платье. Ответ был ожидаемым, ведь она по происхождению гереро.


Милые сердцу коровки

Красочные платья женщин дополняют сложные головные уборы из согласующейся ткани. Посмотрите, эти толстые валики из ткани не напоминают вам впечатляющего размаха рога коровы? А должны!


Веками скотоводы - гереро процветали на пастбищах Намибии. Отношение к овечкам и буренкам у них было самое трепетное. «Наши коровы знают, что пожевать, что пощипать в буше. Их молоко - целебное, что лечит от всех болезней. Вот овамбо - они лечатся деревом , у которого листья похожи на бабочку, но наше молоко и масло куда лучше».

Для истинного гереро нет ничего более ценного, чем корова. Поэтому в глазах любящих мужчин-гереро женщины их народа предстают в максимально прекрасном виде драгоценных коров. Вот и постарались леди снабдить свой головной убор аксессуаром, что символизирует самое важнее и дорогое.

Выбранному образу как нельзя лучше соответствовало своими мягкими и закругленными формами платье и диктовавшийся им медленный стиль походки, вызывая в памяти образ хорошо откормленной коровы со свойственными ей неторопливыми движениями.

В любом другом месте назвать женщину коровой - означает нанести ей глубокую обиду. Везде, но только не в Намибии и не среди народа гереро.


О чем может рассказать платье

Количество нижних юбок говорит о количестве детей у ее обладательницы. Чем больше детишек, тем пышнее силуэт дамы, тем большим почтением к ней относятся. Иногда бывает, что весьма уважаемая особа своими завидными размерами просто не вписывается в магазинные двери.

Община гереро лояльно относится к появлению на свет внебрачных детей. Если матрона считает нужным поведать об этом пикантном моменте, то соответствующая юбочка делается чуть короче прочих.

Платье всегда длинное, но и тут возможны нюансы, характеризующие его хозяйку. Если оно длиннее некуда, что почти волочится по земле, это верный показатель исключительной серьезности дамы. Если на платье отсутствуют украшения - женщина сосредоточена на воспитании детей. Если украшения присутствуют, но при этом отличаются нестандартным характером, это знак женщины инициативной, стремящейся сделать свой дом особенно уютным и красивым.

Традиционное платье гереро символизирует место женщины в обществе. Такую одежду носят замужние женщины. Одевая этот наряд, новобрачная как бы говорит окружающим, что она с уважением относится к обычаям предков и что она готова принять на себя обязанности хозяйки дома и стать достойной матерью будущим детям.


Можно ли соврать одеждой

А может ли дама ввести в заблуждение общество шириной своих бедер, обманным образом надев больше юбок, чем ей полагается? Ответ: ни в коем случае. За достоверностью отображаемой информации бдительно следит свекровь, а также со всей ответственностью ее контролирует муж.

Что привело к восстанию племен

Уже несомненно, что история живет в платье женщин-гереро. Но это еще не все. Вряд ли кто полагает, что в Намибии взаимоотношения двух рас - белых пришельцев и черных аборигенов - складывались идиллически.

Когда сюда только пришли выходцы из Германии, местное население по своему составу было весьма пестрым, но точных данных о численности этносов нет. Только в 1907 году, когда и гереро было подавлено, немецкие власти провели перепись населения, ставшую первой в истории страны. Численность основных групп племен до восстания специалистами оценивается примерно такими цифрами:

Германские колонизаторы были не лучше и не хуже английских, голландских, французских и всех прочих. Они обманывали и грабили все племена без исключения, когда удавалось, ссорили их между собой, следуя правилу «разделяй и властвуй». Разумеется, речи не было ни о каком юридическом равноправии колонизаторов и чернокожих подданных Рейха.

Общепринятое отношение к темнокожему населению наглядно отражают слова одного из офицеров колониальных сил Германской империи: «Негры – ужасные существа. Хищные звери, добиться уважения которых можно только плеткой. Они предназначены служить европейцам».

Новый XX век принес племени гереро беду: из-за сильнейшей засухи они лишились своих стад, а, следовательно, средств к существованию. Это вынудило их массово идти батрачить на фермы немецких колонистов. Тем самым гордые и воинственные туземцы лишились былой кочевой свободы. Но их и без того нелегкую жизнь, белые поселенцы сумели сделать абсолютно невыносимой. Недовольство накапливалось. Скоро отношения в колонии накалились до крайности, так, что в воздухе буквально проскакивали электрические искры.


Восстание гереро

В январе 1904 года случилось неизбежное - началось большое восстание гереро, которое продолжалось до 1907 года. Одновременно, но отдельно от гереро, выступило против немцев племя нама. Кто вышел победителем в обоих противостояниях - очевидно.


Но победа далась колонизаторам непросто. Военная энциклопедия дореволюционного издания говорит о противостоящих Германии гереро как о храбром и искусном противнике, что обладает всеми отличными качествами, нужными для ведения войны. Вооруженное ружьями, с большим запасом патронов 20-тысячное их войско явилось для немцев серьезным противником.

С восставшим племенем жестоко расправились без различия пола и возраста. Погибло примерно 65 тысяч его членов. В 2004 году Германия принесла извинения народу гереро за совершенный геноцид. В Намибию в 2007 году приезжал потомок беспощадного генерала фон Трота, руководившего подавлением восстания, и он сказал, что современные члены семьи стыдятся поступков своего предка.

В восстании нама было уничтожено 10 тысяч человек. Впрочем, кроме этих двух племен, остальная часть африканского населения во время военных действий практически не пострадала. Немецкая сторона потеряла убитыми 1365 человек.


Шрамы истории на одежде

Во время боев мужчины-гереро забирали форму убитых германских солдат, охотно выкупали ее у торговцев. Как вы думаете зачем? В племени бытовало убеждение, если носить форму врага, то можно забрать его силу. Абсолютно дикарское убеждение явилось причиной появления специфического вида мужской традиционной одежды. Надеваемая в исключительно торжественных случаях, она повторяет форму немецкой армии времен подавления восстания.


Логика народа, что продолжает носить одежду угнетателей, лично мне не очень понятна. Но гереро говорят, что их национальная одежда служит им постоянным напоминанием о немецком колониализме, о трагическом периоде жизни народа и вместе с тем она дает им ощущение победы над историей. Ну, им виднее.

Каждый год в августе по улицам Окахандья парадом проходят кланы гереро в своей национальной одежде. Мужчины в армейской форме XIX века маршируют перед вождями, которых они называют капитанами, словно солдаты Рейха. Тут же дамы в пышных платьях викторианской эпохи и экстравагантных головных уборах.

Все в сочетании с африканскими традициями и ритуалами. Демонстрацией племенной солидарности и живого национального сознания они отмечают день памяти своего главного национального героя - Сэмюэля Магареро, возглавлявшего восстание.


Гереро в настоящее время

В настоящее время численность гереро составляет около 130 тысяч человек. Те, кто живут в городах - часто ремесленники и торговцы. Но в большинстве своем они сельские жители. Районами традиционного обитания племени считаются Каоколенд и Дамараленд, входящие в регион Кунене, названный по имени одной из не пересыхающих круглый год рек страны, область Омахеке, включающую в себя историческую область Герероленд, центральная часть Намибии с городами Окахандья и Отживаронго.

В деревнях гереро живут в бесхитростных мазанках, сделанных из имеющегося у них в достатке строительного материала - коровьего навоза. Перед входом - очаг, на котором готовят нехитрую еду - кукурузную или маисовую кашу, мясо. Внутри жилища все просто – земляной пол, сундуки с нажитым добром, кровать, стол и стул.

Гереро полигамны, у них может быть до четырех жен, каждая живет в своей хижине. Причем жены всегда живут дружно, серьезных конфликтов у них не бывает. Ларчик здесь открывается просто: всех последующих жен мужу выбирает первая. Для многих женщин-гереро почетный статус первой жены предел мечтаний, ведь он позволяет почти все работы по уборке, стирке, уходу за козами, овцами, коровами и заботу о детях переложить на плечи младших супруг.


Что такое свакара

Прирожденные скотоводы, гереро стали успешными фермерами-животноводами. Они занимаются производством каракуля и каракульчи, в том числе такой редкой ее разновидности, как свакара. Не знаете, что это такое? Ничего хитрого: слово свакара образовано от сокращения South West Africa Karakul - южноафриканский каракуль.

Каракуль представляет собой разновидность овечьего меха. Вся его красота в меховых завитках и образованных ими замысловатых линиях. Цвет – чёрный и серый, реже - коричневый, совсем редко бывает молочного цвета. Интересно заметить, что само слово каракуль происходит от названия города Каракуль в современном Узбекистане. Каракульча – мех, сделанный из шкурки ягнят. Он ценится дороже.

В 1907 году из Бухары в Намибию были отправлены десять овец и два барана особой каракулевых породы. Скрестив иммигрантов с местными породами, получили сорт пустынных овец, дающих мех уникального качества. Он не имеет длинных беспорядочных завитков, вместо этого короткий сильный ворс образует волнистую структуру с промежутками между волнами. Свакара - самый дорогой вид каракуля. В Копенгагене на пушном аукционе шкурки из Намибии прямо рвут из рук.

Дорогая, легкая, нежная, мягкая свакара - это не только шубка, из нее выходят умопомрачительные вечерние туалеты и даже шьются купальники. Модели из этого эксклюзивного материала в коллекциях всех крупных домов моды, в том числе таких супертяжеловесов, как Prada, Gucci, Cavalli и Dona Karen.


Сувенир на память

Красивые и разные люди живут в Намибии. Каждая народность производит неизгладимое впечатление, о каждой на память хочется привезти домой сувенир. С гереро проблема решается просто. Купите маленькую куклу, одетую в точную копию красочных нарядов, тех, что с таким достоинством носят женщины этого племени.

Смотрите, сколько их! Есть игрушки в платьях богатых и блестящих, расфуфыренные красотки в одеждах столь любимых африканками кислотных оттенков розового и фиолетового, или куколки в более скромных облачениях в традиционную полоску… Выбирайте!

RSS, Email ​

Это история путешествия Евгения Рафаловского в племя гереро. Он много путешествовал по Африке и однажды оказался в глухих краях, у масаев. Эти люди его настолько поразили, что он решил: все, в следующий раз нужно отправиться жить в другие племена Африки, для чего он выбрал удивительную страну Намибию. О ней вы можете прочитать в предыдущей экспедиции «Познавая Намибию».

Я искал в ней не цивилизацию, а исчезающие племена, отголоски старой Африки, и я их нашел. А это, поверьте, не так легко. Чтобы попасть к ним, нужно быть готовым по нескольку дней ждать машину, долго ходить пешком, экономить еду и воду, голодать. А главное - искать, ведь их селений не существует на карте. Меня спрашивают: И как, там тебя не съели? - Да не едят они нас, мы для них генномодифицированый продукт, а они - за здоровое питание!)

Мой путь в племена всегда начинается с самого бедного района столицы Намибии Виндхука, из африканских трущоб - Катутура. Название зловещее и переводится как: «место, где мы не хотим жить». Там стоит побывать, чтобы понять, что есть еще и другая Африка, где нет ни света, ни воды, ни канализации. Зато в округе - идеальнейшая чистота. Поверьте, у нас такую редко найдешь даже в центре Киева

В племя едешь не просто так, мол, привет братцы, я у вас поживу! Могут ведь раздеть, разуть и выпустить на природу - хочешь, - живи! Заранее оформляю в министерствах бумаги, разрешение на съемку и письма на языке тех племен, в которых решил пожить. Очень важно «взять языка» или первым делом найти, так сказать, «Пятницу», чтоб он смог рассказать, кто ты такой и что ты пришел вовсе не нефть искать и не алмазы! Но если на совете тебя приняли, то ты полноправный член племени.

Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, находящийся на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Здесь чувствуется близость Калахари и хотя это бушменские земли, хозяевами здесь давно стали гереро. Сюда их вытеснили немцы в период кровопролитной войны 1904-1907 годов. Тогда племя гереро немцы истребили на 80%, в живых осталось всего 15-16 тысяч. Но как говорят гереро: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня.»

Это племя скотоводов осело здесь лишь в 17 столетии, а пришли они сюда из Восточной Африки, района Великих озер. Часть гереро поселились на северо-западе страны, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. А часть отправилась аж за Оранжевую реку (ЮАР), где они столкнулись с бурами и миссионерами. Так гереро переняли европейскую одежду XIX век а . Сейчас она смотрится очень экзотично, тем более в Африке. Правда, они внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив более яркие цвета, зато гереро изменили головной убор - из треуголки сделали двухуголку: эти два угла напоминают рога коровы. Женщины гереро рогоносицы, чем длиннее и больше эти головные уборы в виде рогов, тем богаче муж. Кстати, мужчины гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

Но вернемся в Ошияра, где меня принял самый богатый род в деревне - Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. У многих это вызовет изумление, как он туда попал? Да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в роду Купангва, который насчитывает по всей Намибии, а теперь уже и Британии, 170 человек! В Ошияра теперь живет лишь 30 человек, хотя это их колыбель. Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и теперь может наслаждаться жизнью кулака-магната. Он очень большой, наверное, таким и должен быть глава рода, а лицо у него очень доброе, даже несмотря на то, что у него выбит один глаз, такой себе африканский гангстер - «Ганнибал».

Я поставил палатку у него на просторном дворе, вечером нас посетил деревенский староста, на нем красовалась военная форма времен первой мировой войны. Эта форма - наследие войны с немцами, и гереро ее надевают только в торжественных случаях. Разговор свелся к цели визита, хорошо, что какой-никакой переводчик нашелся - Шанана, племянник Агима. Так началось мое изучение деревни. С виду Ошияра незаметна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4 - 6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Для такого обилия скота нужно пространство для пастбища. Вот деревня и разделена на хутора по 10-15 километров, хотя это всего 47 дворов, зато животным не тесно. Здесь самый распространенный вид транспорта - осел. Хотя есть и лошади, мне показали одного молодого гереро, который прискакал в Ошияра на лошади, проехав больше 1500 километров.

Так как здесь очень чувствуется близость Калахари, то главная проблема - это вода. На все село 4 скважины, из них три частные, причем две в распоряжении у Агима и одна у председателя. Так что правильней сказать, что скважина всего одна, в центре села, общая. Оттуда и таскают воду, кто на осликах, а кто на горбу. Хотя Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается за счет дизеля. Коровы и козы имеют бесперебойный доступ к воде, сначала за счет пересыхающих речек после сезона дождей, а потом благодаря озеру, где эта вода накапливается. Если вдруг пересохнет озеро, то задействуют скважины. Но это бывает теперь редко, так как после пары серьезных засух, жители деревни собрались и углубили озеро.

Любое утро для гереро начинается на улице, у костра. Здесь встречают рассвет за чашкой чая с молоком, после чего женщины принимаются готовить еду. Затем в течение дня они трясут калебасы, делая из молока масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают, шьют и, в перерывах, готовят еду. Но это не значит, что они вкалывают как «кузины белошвейки» или как «золушки». Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет - дичь давно всю на своих землях выбили. А остальные земли частные, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Что касается ухода за коровами и козами, то тут нет разделения обязанностей по половому признаку, ими занимаются все. Даже мне довелось поучаствовать в выпасе и дойке коров, лечении коз и отбору козлят. За своим и даже чужим скотом гереро следят очень бережно. И цель тут не мясо и молоко, так заведено: коровы - это богатство, которое нужно приумножать, - живой капитал, с которого капают проценты в виде молока и телят. А еще - это деньги, на базаре корова стоит не меньше тысячи баксов!

В Ошияре царит преимущественно натуральный обмен. Так гереро своим соседям бушменам меняют молоко на орехи и разнообразные плоды. Если проходит хороший сезон дождей, то высаживают маис и кукурузу, хотя это бывает редко. Правда у Агима, благодаря собственной воде, есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего 2 початка кукурузы, одну поднесли мне, другую съел Монди. А еще староста села показал мне настоящую достопримечательность - гордость Ошияры. Это был его поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там было всего пару грядок моркови, пару - буряка, несколько кустов помидоров и чахлое дерево манго. Но здесь, в Ошияра, это настоящие сады Семирамиды.

Очень интересно посещать отдаленные роды гереро, которые живут на расстоянии 10-15 километров от односельчан. У них у всех под боком бушменские поселения, такие себе «спутники». В таких поселках всегда ярко выраженны традиции и даже свои таинства. Так, употреблять в пищу кислое молоко женщины не могут. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя. Во всех герерских мазанках стоят разные деревянные фетиши, которые отгоняют злых духов. Внутри находится и очаг, он обогревает, служит освещением и плитой, а его дым защищает от насекомых. Оригинален способ выпекания хлеба. Для этого используют железную бочку. В ней сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки. На них и пекут хлеб. Причем, подкладывая угли под дно бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно со всех сторон. У здешних гереро коровы пасутся в буше по нескольку дней, и даже не возвращаются. Я спросил, кто их выпасает? - Они у нас умные, прекрасно ориентируются на местности, поэтому пасутся сами. - А как же хищники? - Единственные для коров хищники у нас - бушмены. Только они могут охотиться на них, поэтому мы стараемся контролировать бушменов. Я заметил, что здесь слово бушмен и голод давно стали синонимами. Ведь у здешних бушменов вообще ничего нет - крупную дичь выбили, земли стали частными, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, то если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Гереро говорят, что если бы не они, то бушмены уже давно бы умерли с голоду. Может, это и так, поскольку им действительно есть нечего. Но и гереро немного лукавят, потому что они опасаются за своих коров и коз. Часто бывали случаи, что бушмены из-за голода просто идут в буш и убивают чью-то корову, терять им, кроме жизни, уже нечего. Съедят ее, а ты потом пойди найди, кто ее сел. Так что эти своего рода подкармливания - хоть какая-никакая гарантия, что коровы целы будут, а в доме чисто и убрано. Таким образом, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».

Я видел, как бушменские дети целыми днями коровий навоз месили, а гереро из него дом строили. В этом строительстве я тоже принял участие и даже руку приложил, учился производить отделочно-навозные работы под чутким руководством гереро. Гереро дом строят сами, бушменам не доверяют, опыта строительства у тех нет. А начинается все с вкапывания четырех небольших стволов деревьев - это стены, на них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху крепится соломенная или жестяная крыша, после чего строятся стены. Процесс трудоемкий, стройка продолжается ровно столько, на сколько хватает навоза. Навозно-земляные стены тщательно наносятся на деревянный каркас, снаружи, посередине и изнутри. Итого три слоя. Это надо видеть: работают профессионалы, без мастерка, одними руками, но получается так, словно дом штукатурили. Молодцы!

Кстати, в Ошияра появилось и очень модное строительное ноу-хау - дома из самодельного кирпича песчаника.

Я себя тоже успел испытать в этом процессе. А добывается он так: несколько людей, объединившись в коллектив, начали работать. Сняли слой дерна, оголили породу, потом тяжелым, заточенным ломом в виде долота, они начинают рубить камень. После чего, этим же ломом разбивают его на куски. Это предварительные заготовки кирпичей. Дальше натачивают мачете, и с его помощью обтесывают и выравнивают углы. Правда, стандарта нет - один кирпич больше, другой меньше. Три человека за день таким образом делают 120-160 кирпичей. И продают их по 1 намибийскому доллару. В день на человека это состовляет 5-8 долларов США. или 25-35 гр. При этом, для села это достаточно неплохие деньги. Теперь представьте, что таким бизнесом в селе занимаются всего 3 человека! Хотя в деревне 80% безработных. Я спрашивал у мужиков и здоровых парней: Что вы целыми днями делаете? - Спим, работы ведь нет! Понятно, откуда она возьмется? Лучше спать у печи, чем добывать кирпичи.

По воскресеньям много семей гереро собираются на службу. Служба проходит в центре деревни, под дереовм, а не в храме - его просто нет. Дерево и выложенный под ним круг из камней и есть церковь. Гереро говорят: Главное не стены, пусть лучше их не будет, зато сердце будет открытым. Даже некоторые бушмены приходят, ведь дерево и камни для них символ природы и поэтому вполне понятны, а что там читают Евангелие, так им до этого дела нет. Специально для нарядного председателя и «уважаемых» гереро, таких как Агим, приносятся стулья. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле. Гереро знали, что через пару дней я их покину, поэтому устроили мне незабываемый концерт народных песен и танцев. Песни, как у нас в деревне, как затянут! Только на языке ошигереро. Очень интересные танцы, они не быстрые - попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать. Зато ритмом служат не инструменты и не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны гереро привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Мне довелось пожить среди удивительного и гордого племени гереро, но впереди меня ждали химба и бушмены. Больше фотографий о жизни и экспедиции в племени гереро вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в моих экспедициях!

Карен Вртанесян, Арам Палян

5. Уничтожение коренных народов Намибии

Время осуществления: 1904 – 1907 гг.
Жертвы: племена хереро и нама
Место: Намибия
Характер: расово-этнический
Организаторы и исполнители: правительство кайзеровской Германии, немецкая армия

В 1884 г. Намибия стала колонией Германии. На тот момент население страны состояло из племен хереро, овамбо и нама. Постоянно усиливающееся давление со стороны колонизаторов привело к тому, что в 1904 г. хереро и нама подняли восстание против немецких колонизаторов. На помощь колониальным властям были посланы части регулярной армии под командованием генерала фон Тротта. 2 октября 1904 г. генерал предъявил следующий ультиматум восставшим хереро: “… Все хереро должны покинуть эту землю… Любой хереро обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них. Таково мое решение…”.

Генерал сдержал свое слово: восстание было потоплено в крови. Мирных жителей расстреливали из пулеметов, изгоняли в пустыни на востоке страны, отравляли используемые ими колодцы. Большинство депортированных погибли от голода и недостатка воды. Война продолжалась вплоть до 1907 г. В результате действий немцев были уничтожены 65 000 хереро (около 80% племени) и 10 000 нама (50% племени).

В 1985 г. ООН признала попытку уничтожения коренных жителей Намибии первым актом геноцида в XX веке. В 2004 г. власти Германии официально признались в совершении геноцида в Намибии и публично принесли извинения. Сегодня представители хереро безуспешно требуют от немецких властей компенсации. На данный момент в США поданы иски против правительства Германии и некоторых немецких компаний, однако предугадать исход судебных процессов пока не представляется возможным.