Open
Close

Влияние орды на развитие средневековой руси. Как Золотая Орда повлияла на русскую тактику ведения войн

Многие школьники и простые люди, далекие от глубокого изучения истории, путают Монгольское государство и Золотую Орду, отождествляя их. Несмотря на то, что Золотая Орда долго была частью Монгольского государства, хан Батый и его приемник хан Берке сделали все, чтобы обособить эту территорию, создав свое, уникальное государство. Именно стала могущественным государством, оказывающим огромное влияние на русских князей, и именно сюда они ездили за ярлыками. Как же произошло обособление Золотой Орды, и какое влияние государство оказало на Древнюю Русь?

Отделение Золотой Орды от монгольского государства

Как уже упоминалось выше, отделение началось еще в период правления хана Батыя. Он не был великим ханом Мнгольской империи, но занял один из лучших улусов, которые впоследствии и стал Золотой Ордой. После избрания хана Мункэ в 1251 году, Батый поддержал его, и получил массу привилегий для свой земли. Территории тогдашней Монгольской империи простирались на много километров, а воинам удалось захватить не только Китай, но и некоторые европейские территории, включая Польшу и Австрию. Именно поэтому укрепление небольшого улуса Батыя мало кого волновало.

Тенденцию к обособлению продолжил следующий хан Берке. Именно он сделал Золотую Орду независимой. Какие же шаги предпринял Берке, чтобы обособить свои территории?

  • Он продолжил улучшать градостроительный облик Сарай-Бату, сделав из города один из самых современных экономических и политических центров.
  • Сам Берке принял ислам еще до начала правления и постепенно насаждал эту веру всему своему улусу.
  • За счет приглашения из Ирана и Египта специалистов в области науки и искусства, Берке увеличивал долю образованных людей в своем улусе.
  • Он улучшал торговые и экономические связи, что заметно сказывалось на благосостоянии улуса.

В 1269 году, уже в период правления Менгу-Тимура, улус Джучи стал полностью независимым, а в народе, среди русского населения получил название Золотая Орда.

Расцвет Золотой Орды и ее влияние на Древнюю Русь

Многолетнее влияние Золотой Орды на Древнюю Русь нельзя игнорировать. Здесь дело не только в экономической зависимости двух государств друг от друга, но и в политических и социальных изменениях в жизни общества.

По сути, русские князья имели лишь подобие ограниченной монархии, а финальные решения в государстве всегда принимали ханы и их помощники. Чтобы получить ярлык на великое княжение, князьям необходимо было хорошо зарекомендовать себя перед ханом. Также нередки были случаи протежирования, когда ханы продвигали своих любимчиков, делая их наместниками в самых политически важных княжествах Руси.

Так, известен случай, когда в 1248 году, Золотая Орда самовольно посадила на киевский престол Александра Невского. По завещанию Ярослава Великого, киевский престол должен был отойти Андрею, но хан уже давно состоял в доверительных отношениях с Невским, в результате чего, именно ему отошел заветный престол.

В обиход русских князей вошли такие слова, как «ярлык» и «дань», а взаимодействие с Древней Русью составляло основу экономики Золотой Орды. За счет получения огромной дани, местные ханы считались самыми богатейшими представителями Монгольской империи, и поэтому им удалось добиться независимости.

За счет грамотно выстроенных политических и экономических отношений с Древней Русью, Золотая Орда переживала период расцвета до середины XIV века. В правление хана Узбека и его наследника Джанибека, Орда богатела на глазах, становясь все более и более могущественной.

И все же, в среде русских князей зрело недовольство. Несмотря на то, что монгольские ханы предоставляли русской земле защиту, государство тяготилось обязательствами перед Золотой Ордой. Именно поэтому восстание было лишь вопросом времени. 1380 год стал переломным в истории Золотой Орды. После Куликовской битвы и неожиданного разгрома монголов, русские князья поняли, что и с этим соперником можно успешно бороться.

Почему же русские князья осмелились на борьбу? Все дело в том, что «лакомый кусочек» под названием Золотая Орда становился все более привлекательным, и поэтому местные ханы и их наследники вели бесконечную борьбу за престол. Своеобразная аналогия со смутой помогла русским князьям застать местных воинов врасплох, разбив их основные силы. После такого поражения, монголам потребовалось много месяцев на восстановление своих сил.

Наблюдалось повсеместное объединение сил, князья сотрудничали друг с другом, лишь бы добиться освобождения от татаро-монгольского ига. Два года русские земли наслаждались свободой и не платили дань до тех пор, пока к власти не пришел Тохтамыш. Разгромив Москву, великий монгольский хан погрузил Русь в столетнее молчание и повиновение.

И все же, Куликовская битва стала прямым доказательством того, что Древняя Русь способна на борьбу. Теперь князьям оставалось лишь дождаться момента максимального ослабления Золотой Орды, чтобы добиться независимости.

Закономерным следствием ослабления политического единства и обороноспособности страны стала экспансия на русские земли.В середине XIII в. на Русь с Востока обрушились орды татаро-монгол, с Запада – немецкие, шведские, литовские, польские и венгерские феодалы, подстрекаемые католической церковью. В пределах трехвекового периода феодальной раздробленности необходимо выделять домонгольский этап, время расцвета русских земель, и период, характеризовавшийся ослаблением Руси в следствие политической и экономической зависимости от Золотой Орды.

Историки XIX века Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров осуждая ордынское насилие, считали, что именно монголы заложили основу русского единоначалия. Этой позиции противостоит иная историографическая линия, занимающая в современной научной полемике наиболее весомые позиции. Ее суть сводится к тому, что золотоордынское иго задержало не только экономическое, но и политическое развитие страны, отбросив формирование централизованной государственности, как минимум, на полвека. Этой точки зрения придерживаются такие ученые как В.В. Каргалов, В.Б. Кобрин, В.А. Кучкин, М.Д. Полубояринов, А.Л. Юрганов. Они указывали на то, что политика монгольских ханов была направлена на разжигание раздоров между русскими князьями, поэтому образование централизованного государства произошло не благодаря, а вопреки политике монголо-татар.

Историографическая палитра проблемы влияния монголо-татар на историческую судьбу России окажется неполной без упоминания евразийской концепции, возникшей в начале XX века. Основная идея евразийцев сводится к тому, что термин «иго» не отражает всей полноты отношений между Русью и Ордой. По мнению Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, истоки евразийского единства лежали не в Киевской Руси, а в империи Чингисхана, где евразийский культурный тип якобы предстал как целое. В определенном смысле идейным продолжателем евразийцев был Л.Н. Гумилев, утверждавший, что монголы искали в русских союзников, а не верных данников. Несмотря на то, что большинство современных историков не разделяют концепцию Л.Н. Гумилева, нельзя не признать вклада евразийцев в изучение самобытной истории монголо-татар и преодолении одностороннего европоцентризма в оценке русской истории в целом.



Империя Чингисхана на момент столкновения с древнерусской цивилизацией находилась на более ранней стадии развития феодальных отношений. Политическое единство монгольского государства, простиравшегося от Кореи до Египта, во многом основывалось на мощи его вооруженных сил. Обороноспособность Руси из-за постоянных конфликтов князей была ослаблена. Первое столкновение монголо-татар с объединенными русскими и половецкими войсками произошло в 1223 г. на р. Калка и закончилось разгромом русско-половецких отрядов. Время после поражения на Калке не было использовано русскими князьями для увеличения обороноспособности страны.

Широкомасштабное наступление на русские земли возглавил внук Чингисхана, хан Батый. В 1236 г. были разгромлены половцы и Волжская Булгария, а в 1237 г. монголо-татары подошли к границам Рязанского княжества. В течение двух лет Батый покорил всю северо-восточную Русь. В 1239-1240 гг. были разорены южно-русские земли. Особенно ожесточенное сопротивление оказал Козельск, жители которого после взятия были истреблены до последнего человека. В 1241-1242 гг. монголы совершили ряд набегов на Польшу, Венгрию, Моравию и Силезию, но силы их были на исходе, поэтому они повернули на восток и остановились в низовьях Волги, где образовали новое государство – Золотую Орду. А.С. Пушкин писал, что «России определено было высокое предназначение... Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Варвары, не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь, возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией, … но Европа, в отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна».

Несмотря на то, что на протяжении 250 лет русские земли находились в состоянии политической и экономической зависимости от Золотой Орды, они смогли, в конечно итоге, объединиться, сохранив свою государственность и национальную идентичность.

Каким образом складывались отношения между Русью и Золотой Ордой? Вошедшая после батыева погрома в состав подвластных Золотой Орде земель Русь не была оккупирована, на ее территории не было создано постоянной администрации. Тем не менее, русские князья не были самостоятельны в своих действиях. Они обязаны были ездить в Орду, чтобы получать там ярлыки на княжения, включая великое княжение. За 188 лет с 1242 по 1430 гг. русские князья приезжали 70 раз в Сарай – столицу Золотой Орды. Ярлык доставался тому князю, кто был способен обеспечить большую дань. Золотоордынские ханы периодически перекраивали карту Руси, отдавая пограничные города то одному, то другому княжеству. Они умело разжигали усобицы между князьями, что, несомненно, сдерживало процесс политической консолидации русских земель.

Экономическая зависимость проявлялась в обложении тяжелой данью (1257 г.). Ордынские чиновники провели перепись населения (число) для контроля над податным населением. Сбор дани был организован согласно древним китайским традициям, с дома-хозяйства. Первоначально сбором дани или ордынским выходом заведовали татарские чиновники – баскаки . Было установлено 14 видов дани. На все товары вводилась пошлина (тамга ). Порой дань отдавалась на откуп «бессерменским » купцам, которые, уплатив ее размер, потом с лихвой взыскивали её с населения. Население должно было выполнять ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную. Нужно было поставлять русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, платить торговые пошлины. Такое положение провоцировало народные выступления (1257, 1262 гг.). С начала XIV в. сбор дани был передан в руки русских князей, которые отвозили не только саму дань, но и подарки. Огромный размер дани (1-2 руб. с двора или «сохи» – семья, в которой минимум 2 мужчины-работника и 2 коня ) полностью обескровливал экономику русских земель.

Русская земля страдала от поборов и политической несвободы, но в религиозном отношении она представлял собой целостное образование. Монголо-татары проявляли лояльность не только по отношению к православию. В законе монголов «Великом Джасаке» были закреплена веротерпимость, почтение к духовным лицам, милосердие к нищим. От платежа дани было избавлено русское духовенство. В Сарае была организована своя митрополия, построен православный храм. Некоторые представителя монгольской знати приняли христианство. Церковь в дальнейшем оказала окрепшей политической власти существенную поддержку в деле освобождения от монголо-татарского владычества.

В это же время, в середине XIII в. Русь испытывала угрозу со стороны католического Запада. В 1204 г. крестоносцы взяли приступом Константинополь, оплот православия, а к 1240 годам католическая экспансия «докатилась» и до русских княжеств. Ослабленные политически, русские земли не могли одновременно оказывать сопротивление и Востоку, и Западу. Русские оказались перед важнейшим цивилизационным выбором. Г.А. Вернадский писал: «Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самою душу. Латинство было воинствующей религиозной системой, стремившейся подчинить себе и по своему образцу переделать православную веру русского народа. Монгольство не было вовсе религиозной системой, а лишь культурно-политической». Выбор был сделан. Благодаря усилиям князя Александра Невского (Невская битва (1240) , Ледовое побоище(1242), натиск немецко-шведской агрессии был остановлен. Русские земли сохранили национально-религиозную самостийность и, вместе с тем, оказались в политической зависимости от Золотой Орды.

В середине XIV в. в Орде начались усобицы, которые приостановил темник Мамай. Переломным этапом во взаимоотношениях русских и монголо-татар стала Куликовская битва. 8 сентября 1380 г. объединенные московским князем Дмитрием Ивановичем русские войска одержали победу на Куликовом поле. Несмотря на то, что уже через два года хан Тохтамыш в ходе карательного похода на Русь сжег Москву и восстановил права Орды, начало процессу освобождения от политической зависимости было положено. В 1476 г., Иван III перестал платить дань Орде, а в 1480 г . иго было окончательно ликвидировано в ходе «стояния на р. Угре» .

Влияние монголо-татар на развитие русских земель было колоссальным. Монголо-татарское нашествие привело к численному сокращению населения. До нашествия в русских землях проживало 12 млн человек. Эта цифра была превышена только к концу XVIII века. По подсчетам археологов, после батыева погрома 49 из 74 городов были разорены, а 14 из них вовсе прекратили свое существование. За первые 50 лет установления зависимости русских земель от Золотой Орды не было построено ни одного города. Северо-восточная Русь полностью была разорена, были заброшены земли, нарушены торговые связи. Замерло каменное строитель, приостановилось накапливание технических знаний. Многие виды ремесел, к примеру, стеклодельное производство появилось в России только в XVII в., при помощи иностранным мастеров.

Удар, нанесенный по экономике русских княжеств, сказался в дальнейшем на соотношении социально-экономических и политических факторов в исторической судьбе России. Зависимость от Орды привела к изменению всей политической системы, из которой практически полностью исчезает вечевое начало. Договорные отношения, наблюдаемые в древнерусском государстве, также не получили своего развития.

Сильнейшее воздействие монголо-татары оказали на правовой строй, язык, бытовой уклад средневекового русского общества. Русские переняли от ордынцев некоторые их порядки и административные обычаи – денежный счет, организацию почтовой службы (ямы, ямщики), более жестокую систему наказаний. Постоянная необходимость кланяться чужой власти развили не самые лучшие черты в характере русских людей. Опасность, угрожавшая женщинам со стороны иноземцев, породила такую отличительную черту домашнего быта русской знати как «женский терем» и предопределила отстранение женщин от общественных обязанностей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие социально-политические изменения в русских землях стали причиной феодальной раздробленности?

2. В чем заключалась взаимосвязь между экономическими и социальными причинами удельного состояния русских земель?

3. Перечислите аргументы в пользу тезиса о сохранении единства русской земли в эпоху политической раздробленности. Согласны ли Вы с этим утверждением?

4. Назовите положительные и отрицательные последствия удельного состояния русских земель.
5. В чем заключались особенности развития регионов в удельную эпоху?

6. Почему не состоялся политический союз между двумя наиболее талантливыми русскими политиками XIII в. Александром Невским и Даниилом Галицким?

7. Как оценивают различные школы в историографии влияние монголо-татарского фактора на русскую историю?

8. Какие формы зависимости русских земель от Золотой Орды необходимо учитывать, описывая характер отношений Руси и Великой степи?

9. Определите, в чем историческое значение Куликовской битвы?

10. Каково было цивилизационное воздействие монголо-татар на историческую судьбу России?

Монголо-татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. Необходимо отметить, что развитие культуры - органическая составная часть истории общества, поэтому детерминация движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего, в развитии всех сфер общественной жизни - социальной, социально-политической, экономической. Культура - это, прежде всего, отражение происходящих изменений в обществе. Именно с этих позиций мы считаем необходимым рассмотреть влияние монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры.

Кратко рассмотрим последствия татаро-монгольского вторжения. Воздействие на сферу экономики выражалось, во-первых, в непосредственном разорении территорий во время ордынских походов и набегов, которые были особенно частыми во второй половине XIII в. Наиболее тяжелый удар был нанесен по городам. Во-вторых, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде ордынского "выхода" и других поборов, что обескровливало страну.

Орда стремилась активно воздействовать на политическую жизнь Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы воспрепятствовать консолидации русских земель путем противопоставления одних княжеств другим и их взаимного ослабления. Иногда ханы шли в этих целях на изменение территориально-политической структуры Руси: по инициативе Орды формировались новые княжества (Нижегородское) или делились территории старых (Владимирское). Последствием нашествия XIII в. стало усиление обособленности русских земель, ослабление южных и западных княжеств. В результате они были включены в состав возникшего в XIII в. раннефеодального государства - Великого княжества Литовского: Полоцкое и Турово-Пинское княжества - к началу XIV в., Волынское - в середине XIV в., Киевское и Черниговское - в 60-е годы XIV в., Смоленское - в начале XV в. Русская государственность сохранилась в результате только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Именно Северо-Восточная Русь примерно со второй половины XIV в. стала ядром формирования Русского государства. В это же время окончательно определилась судьба западных и южных земель.

Таким образом, в XIV в. перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли, управляемые разными ветвями княжеского рода Рюриковичей, внутри которых существовали более мелкие вассальные княжества. Исчезновение этой политической структуры знаменовало собой и последующий распад сложившейся в IX - Х вв. древнерусской народности - предка трех ныне существующих восточнославянских народов. На территориях Северо-Восточной и Севере-Западной Руси начинает постепенно складываться русская (великорусская) народность, на землях же, вошедших в состав Литвы и Польши, - украинская и белорусская народности.

Помимо этих "зримых" последствий завоевания в социально-экономической и политической сферах древнерусского общества можно проследить и значительные структурные изменения. В домонгольский период феодальные отношения на Руси развивались в общем по схеме, свойственной всем европейским странам: от преобладания государственных форм феодализма на раннем этапе к постепенному усилению вотчинных форм, правда, более медленному, чем в Западной Европе. После нашествия этот процесс замедляется, происходит консервация государственных форм эксплуатации. Во многом это было связано с необходимостью изыскания средств для выплаты "выхода".

Так, рассредоточение русских мастеров-ремесленников в монгольском мире истощило на время источник опыта собственно Руси и не могло не прервать развития производственных традиций. Так, перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось, а затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось изготовление керамических амфор; резкий упадок испытало искусство перегородчатой эмали; сложная техника черни и зерни в ювелирных работах возродилось лишь в 16в.; было утрачено искусство резчиков по белому камню, творениями которых мы любуемся при осмотре домонгольских Дмитровского собора в Юрьеве Польском; на несколько столетий исчезла многоцветная строительная керамика. Производство скани остановилось почти на столетие, после чего возобновилось под влиянием центрально-азиатских образцов. Строительные ремесла в Восточной Руси претерпели значительный регресс. Каменных зданий в первое столетие монгольского владычества было возведено меньше, чем за предыдущий век, качество работ заметно ухудшилось.

Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т.д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени. В сравнении выявляется тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, что также можно считать как результат взаимопроникновения двух культур. В некоторых исследованиях указывается сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками (кроме специалистов в области лингвистики) не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма .

Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. По некоторым сведениям, самый значительный блок пословиц, касающихся пребывания иноземцев в Киевской Руси, посвящен монголо-татарам. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига. В качестве основного источника нами использована монография "Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах" (М. Художественная литература. 1984). Приведем ряд русских пословиц, отражающие монгольский период в истории Руси:

"Бей сполох, татарин идет" (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

"Это сущая татарщина" (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

"Рано татарам на Русь идти"

"Неволей только татары берут"

"Не пожелаю и злому татарину" (Так худо).

"Злее зла татарская честь" (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

"Незваный гость хуже татарина" (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

"Злее злого татарина" (Очень злой)

"Много нам бед наделали - хан крымский, да папа римский"

"Старших и в Орде почитают"

"Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться"

"Пусто, словно Мамай прошел" (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

"Настоящее мамаево побоище"

"Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве"

"Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить"

"И сидячего татары берут" (Бесчестность)

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Так, известные ученые С.Б. Веселовский и Н.А. Баскаков считают, что влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. В своих трудах ими приведены родословные известных русских фамилий, происходящие татаро-монгольскими корнями. Приведем ряд фамилий:

  • 1. Бунины (русский писатель, поэт - Бунин И. А.) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде
  • 2. Карамзины (писатель, поэт, историк Н.М. Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара "чёрный", мурза ~ мирза "господин, князь" .
  • 3. Рахманиновы (российский композитор С.В. Рахманинов). От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман "милостивый") из Орды.
  • 4. Скрябины (русский композитор и пианист - А.Н. Скрямбин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея - "слепой бей" .
  • 5. Тургеневы (русский писатель И.С. Тургенев) От мурзы Турген Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев может иметь монгольскую основу - качественное прилагательное turgen монгольск." быстрый", " скорый", " спешный", "вспыльчивый" .
  • 6. Языковы (известный поэт, друг Пушкина Н.М. Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV-XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода и многокомпонентно развилось на последующих этапах развития русской культуры.

Как видим, проблема монгольского влияния на Русь многомерна, в целом на развитие культуры можно выделить как:

Непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение городов и уничтожение населения . Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, были уничтожены или разорены многие очаги культуры. Все это вело к культурной изоляции.

Большинство исследователей исследователей древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня, общее огрубение нравов были непосредственными результатами нашествия.

Сложным является вопрос о влиянии монголов на становление будущей российской государственности , который выдвинули на передний план в XX столетии представители евразийского течения общественной мысли. Евразийцы считали, что на территории России благодаря привнесению туранского (тюркского) элемента в русскую культуру сложился новый этнотип, заложивший основы психологии русского человека. Многие положения евразийцев весьма спорны, но они в значительной степени стимулировали дальнейшие исследования.

Прямого воздействия монгольского права на русское не было, но в сфере уголовного права ужесточаются наказания : вводятся смертная казнь, наказания кнутом, пытки.

Заимствования у монголов сказались на военном деле , прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий.

В русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Какой-либо культурной налоговой политики у монголов не было, они всегда хотели ваять возможно больше самыми грубыми приемами и средствами.

Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров . Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Самая мрачная страница в истории Государства Российского – это 240 лет ордынского ига, страшное время опустошительных нашествий, унизительной и обременительной дани, полной политической зависимости от золотоордынских ханов. Понадобились столетия, чтобы русские князья осознали весь ужас рабского положения Руси под властью ордынцев, необходимость объединения перед общим врагом и решились дать отпор поработителям. Произошло это на Куликовом поле, на берегах Непрядвы и Дона. Здесь 8 (21) сентября 1380 года русское воинство под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича разгромило полчища Мамая, даровав стране надежду на скорое и долгожданное освобождение от монгольского ига.

Древняя Русь оказалась под властью монголо-татар в 1240 году после нашествия Батыя. Монголы в начале XIII века создали одну из крупнейших в мировой истории военных империй, которая опиралась на террор и насилие. Противостоять такой громаде могло только сильное и единое государство. Русь такой тогда не была. Страна с общей историей, культурой и традициями напоминала лоскутное одеяло из небольших княжеств, раздираемых междоусобными противоречиями. Первой под власть монголо-татар в 1237 году пала Рязань: рязанские князья тщетно просили о помощи Владимир и Чернигов, никто не пришлось на выручку осажденному городу. За три года армия Батыя огнем и мечом поработила все русские земли, встречая на пути лишь сопротивление малых княжеских дружин.

Батыево нашествие нанесло огромный ущерб Руси. Многие города и селения были стерты с лица земли. Яркий пример – Куликово поле: здесь не осталось ни одного сельского поселения домонгольской эпохи. Погибли десятки тысячи людей: горожан и крестьян, ратников и князей, пытавшихся защитить Русь. Тысячи были угнаны в рабство. Золотая Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей, ханы требовали, чтобы русские князья постоянно отправляли на службу Орде воинские отряды. Шансов вернуться на родину у них не было. Русские князья, чтобы взойти на престол, должны были приехать с поклоном в Золотую Орду и получить ярлык на великокняжеский стол. И править родной землей с оглядкой на ордынских баскаков – монгольских чиновников, которые контролировали деятельность князей, обеспечивали сбор дани и проводили набор воинов в монгольскую армию.

Пагубное влияние Золотой Орды привело к полной политической и экономической зависимости Руси. По подсчетам историков, общая дань с русских княжеств и Великого Новгорода составляла в год до 15 тысяч рублей! Выплата дани наносила колоссальный экономический урон русским землям. Если баскаки не получали желаемого, русским людям грозило рабство в Орде.

Бесцеремонные поборы сборщиков дани – отрядов баскаков – часто вызывали сопротивление отдельных русских князей, городов и территорий. С этого начиналась борьба Руси с ордынским игом. Но непокорных топили в собственной крови. Малейшее сопротивление баскакам заканчивалось введением ордынских карательных отрядов. От ордынских наместников Русь избавилась только в 20-е годы XIV века при великом князе московском и владимирском Иване Даниловиче Калите. Этому предшествовал разгром отряда баскака Чолхана (Щелкана) в Твери: в 1325 году местное население, поддержанное тверским князем, дало отпор сборщикам дани. Ликвидация баскачеств, наместников хана на покоренных землях, стало первым серьезным достижением в борьбе Руси с золотордынцами. Но дань – деньгами, мехами, хлебом и металлом - оставалась: ее теперь собирал великий князь владимирский и сам доставлял в Орду.

Лишь во второй половине XIV века русские княжества начали отказываться платить дань. Одним из первых на это решился великий князь московский Дмитрий Иванович: Золотая Орда ничего не получала от Москвы в 1361 – 1371 и в 1374 – 1380 годах. Это был серьезный вызов Орде. И он был услышан. Неуплата дани Москвой стала одним из предлогов для похода Мамая на Русь в 1380 году. Великому князю московскому Дмитрию Ивановичу с благословения Сергия Радонежского удалось собрать единое русское войско. На призыв выступить единым фронтом против общего врага откликнулось большинство русских княжеств. 8 (21) сентября 1380 года русская рать вступила в решительную схватку с полчищами Мамая на Куликовом поле и, разгромив ордынскую громаду, возвестила Руси о начало конца ига.

Одна из главных побед Куликовской битвы – это низвергнутый стереотип непобедимости ордынцев. Героизм русского воинства, единая Русь доказали, что освобождение от золотоордынского ига возможно, что с Ордой можно и нужно бороться.

Надежды на освобождение Руси от Орды не смог убить даже внезапный набег хана Синей и Золотой Орды Тохтамыша на Москву. Сожженная в сентябре 1382 года древняя столица, возобновление дани Орде не могли изменить ход истории. После смерти Тохтамыша начался процесс распада некогда великой золотоордынской империи и, напротив, небывалый подъем Древней Руси. О прежней системе господства над Русью уже не могло быть и речи.

Борьба Руси с золотоордынскими завоевателями продолжалась до конца XV века. В 1472 году великий князь московский Иван III отказался платить дань, чем вызвал поход хана Большой Орды Ахмата. Попытка Золотой Орды вновь поставить Русь на колени не увенчалась успехом: в 1480 году (стояние на р. Угре) с ордынским игом было покончено раз и навсегда.

17 . Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Московского княжества.

Создание Русского централизованного государства - важнейший этап исторического развития нашей страны. С ним связаны преодоление феодальной раздробленности, объединение русских земель под главенством Москвы и в результате этого ликвидация татаро-монгольского ига. Образование единого государства создало необходимые условия для дальнейшего экономического и политического развития России, развития отечественной государственности и российской правовой системы. Возросла роль России как в европейской, так и в мировой истории.
С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению. В его основе лежали экономические причины, в частности усиление экономических связей между русскими землями. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система постепенно вытесняет подсечную. Не меньшее значение имело постоянное расширение посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Растущая потребность в сельскохозяйственных орудиях влекла за собой развитие ремесла. Интенсивно идет процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Возникает потребность в обмене продуктами труда между ремесленником и крестьянином. На базе этого обмена создаются местные рынки. Установлению внутренних экономических связей способствовало развитие внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, создания единого государства. В его образовании были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купечество и ремесленники.
Другой предпосылкой объединения русских земель было обострение социально-классовых противоречий. Подъем сельского хозяйства побуждал феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Они стремились не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Такая политика, естественно, вызывала сопротивление крестьянских масс. Феодалам нужны были гарантии того, что процесс закрепощения будет доведен до конца. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.
Фактором, ускорившим централизацию, явилась внешняя опасность, которая заставляла русские земли сплачиваться перед лицом общего врага. Примечательно, что процесс государственной консолидации сделал возможным Куликовскую битву, с которой начинается освобождение Руси из-под татаро-монгольского ига. Когда же при Иване III удалось собрать почти все русские земли, это иго было окончательно свергнуто.
Русское централизованное государство сложилось вокруг Москвы, которая со временем стала его столицей. Центром объединения она стала потому, что в силу своего географического положения была лучше прикрыта от внешних врагов, находилась на перекрестке речных и сухопутных торговых путей.
Основанная в XII в., Москва поначалу была небольшим городом, который ростово-суздальские князья давали в удел своим младшим сыновьям. Только с конца XIII в. она стала стольным градом самостоятельного княжества с постоянным князем. Первым московским князем был сын Александра Невского - Даниил, при котором на рубеже XIII и XIV вв. начался процесс общерусской государственной консолидации. Его преемники, продолжая политику объединения русских земель, скупали или захватывали силой земли соседних княжеств, заключали договоры с ослабевшими удельными князьями, делая их своими вассалами. Территория Московского княжества расширялась также за счет заселения Верхнего Заволжья.
Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила -Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить у татар ярлык на великое княжение и таким образом приобрел право собирать дань в их пользу со всех русских земель. Это право в дальнейшем было использовано московскими князьями в целях объединения этих земель под своей властью. Когда в 1326 г. в Москву из Владимира была перенесена митрополичья кафедра, она стала центром и православной церкви. Расширяя территорию Московского государства, великие князья московские превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья, подпадая под их власть, становились боярами -подданными великого московского князя.
К концу XIV в. Московское княжество настолько усилилось, что смогло возглавить борьбу Руси за свержение татаро-монгольского гнета. Орде были нанесены первые чувствительные удары - самый значительный на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли на Десне. В 1480 г. после известного "стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.
Вместе с объединением русских земель, присоединением других территорий росла и власть великих московских князей. Московское княжество постепенно превращалось в могучее государственное образование, в котором прежнее деление на уделы было заменено делением на административно-территориальные единицы, возглавляемые присылаемыми из Москвы наместниками и волостелями.

В первой половине XIII века на Русь обрушиваются одновременно как сверкающие татарские сабли, так и тяжелые германские мечи. Русь оказывается зажатой между двумя фронтами - между Востоком и Западом, русский народ разорван по уделам. В нем царствует удельный патриотизм (к примеру, в битве на реке Липице новгородцы убили свыше 9 тыс. суздальцев). В этих условиях Русь не в состоянии спасти ни поражение на реке Сити, ни победа на Чудском озере – слишком организован и целеустремлен враг как на Западе, так и на Востоке.

Однако между Востоком и Западом, между монголо - татарами и крестоносцами есть различие не только в вооружении, тактике и внешнем обличии.

– крестоносцы искореняют православную веру, считая ее еретической, а монголы не трогают ни церквей, ни монастырей, ни священнослужителей;

– крестоносцы отбирают завоёванную землю, превращая её жителей в крепостных, а монголам нечего делать в залесских княжествах Северо-Восточной Руси;

Таким образом, откровенная цель крестоносцев - полная ликвидация православия как ереси и аннексия княжеств, исповедующих византийскую веру, монголы не ставили своей целью захват русских княжеств, их задача была – уничтожение половцев и захват земли Половецкой.

В создавшихся условиях оставался единственный выход, найденный князем Ярославом Всеволодовичем и гениально претворенный в жизнь сыном Александром Невским - избрание проордынской политики, военно-политического вассалитета от монголо-татар против Запада («Политика от беды на Востоке, за веру от Запади», - Соловьев С.М.)

А что этот выход означал для народа? Ломку вековых традиций и стереотипов, переориентация всего исторического наследия, отказ от европейских связей и изменение вектора культурного развития России на 180 градусов - с Запада на Восток. Поля сражений трансформировались в димломатические переговоры, на русскую землю приходит мир, но этот мир требовал принципиального изменения, обретенного народом смысла существования. Произошло крушение европейской ориентации русской культуры, и Александр Невский, блестящий полководец той эпохи, выступил реформатором векового, привычного общенародного смысла существования. Это был затяжной и мучительный процесс. Невскому пришлось стать побратимом старшего сына Батыя - хана Сартака, поддерживать самого Бату в его борьбе за ханский престол, выдать антитатарский заговор своего брата Андрея, обеспечить татарскую перепись населения на Руси, включая новгородские земли, не разоренные монголами, организовать вербовку добровольцев в монгольскую армию и т.п. Всё это размывало вековые традиции и привычки народа, готовило его к выработке новых культурных принципов и как результат - к обретению иного общенационального смысла существования.

За спасение русского народа Невский заплатил огромную цену: он заложил «железный занавес» между нами и нашим естественным, историческим и этнически обусловленным родительским гнездом, развернув наше культурное и экономическое развитие с Запада на Восток. Потом мы веками будем искать пути через русский Север, прорубать окна в Европу, вновь восстанавливать его, как в виде Берлинской стены, так и в себе самих, раскалываясь от двойственности и утопая в мутных глубинах национализма.

История - беспощадный кредитор: она требует плату за содеянное с далеких потомков и с большими процентами.

Ордынское иго без малого два с половиной столетия терзало Русскую землю. «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое ХIII столетие», – писал академик В. Янин.

Основными причинами поражения Руси от монголо-татар явились:

1. Гибельные последствия удельной раздробленности и разобщенности русских князей и земель. Страна, разделенная на многие самостоятельные, часто враждовавшие между собой княжества, не могла подготовиться к обороне.

2. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие монголо-татарам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника. Каждое княжество оказывало отчаянное сопротивление завоевателям самостоятельно и погибало по одиночке.

3. А также монголо-татарская армия обладала численным превосходством. Батый выставил от 140-150 тыс. воинов, а вся Русь в то время могла собрать не более 100 тысяч. Отсутствовало единое командование. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монголо-татарскую конницу, но по сравнению с ней были немногочисленными.

Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская Земля стала «улусом» татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой власти: оставшиеся в живых после татарского погрома русские князья должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него подтверждение своих владельческих прав. Власть русских князей над населением их земель не только сохранилась, но и усилилась, ибо теперь она опиралась на внешнюю огромную силу татарского хана. Князю, столкнувшемуся с народным недовольством, чтобы добиться повиновения, стоило только пригрозить позвать монголов, и такой подход с легкостью перешел в привычку.

Монгольский хан сделался первым бесспорным личным сувереном страны. В русских документах после 1240 г. он обычно именуется «царем» или «цезарем», ранее эти титулы предназначались императору Византии.

Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси, как это было в завоеванной ими Персии. Не имели они и постоянного наместника или наместников с определенными функциями. Баскаки назначались спорадически, в отдельные места, не имели функций управления, а главным образом наблюдали за сбором дани. Управление осталось в руках русских князей, но право наследования власти было утрачено. Ни один князь не мог вступить во власть, не заручившись предварительно его грамотой - «ярлыком». Чтобы получить ярлык, удельным князьям приходилось ездить в Сарай, а иногда даже в Каракорум-столицу Монголии. Там нужно было совершить особый ритуал - пройти в монгольских одеждах меж двух костров и коленопреклонно просить о грамоте на свой удел. Иногда они подвергались чудовищным издевательствам, и иные князья расставались в Сарае с жизнью. «Ярлыки» распределялись буквально с аукциона, где выигрывал тот, кто обещал больше денег и людей и лучше других гарантировал, что сможет удержать население в повиновении. Князья, под влиянием момента, выступавшие на стороне народа против сборщиков дани, немедленно навлекали на себя ханскую кару. В этих обстоятельствах начинал действовать некий процесс естественного отбора, при котором выживали самые беспринципные и безжалостные, прочие шли ко дну.

В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголо-татары отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани, которой было обложено все население покоренных русских земель (за исключением духовенства).

Сбор дани с русского населения был поручен татарским чиновникам – баскакам и данникам. Они приезжали на Русь в сопровождении вооруженной охраны. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения для раскладки дани. В города посылались бессемерские купцы, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Размер дани был очень велик, только одна «царева дань» в пользу хана составляла 1.300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась запросами единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налог" на содержание ханских чиновников. Всего было 14 видов дани в пользу татар.

От платежей тяжелой татарской дани и «выхода» было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Должно отметить, что татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, а, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые льготные «тарханные грамоты», которыми обеспечивались права и привилегий духовенства и неприкосновенность церковного имущества.

Ордынцы не без основания считали церковь своим союзником. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а Папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, ведущих проордынскую политику. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.

Следует отметить, что воздействие ига на самые различные стороны русской жизни оказались куда продолжительнее самого факта юридической зависимости от монголов. Накопленный к настоящему времени объем знаний о русско-ордынских отношениях в XIII-XV вв. позволяет дать следующую оценку влияния завоевателей на различные стороны древнерусской цивилизации.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ремесло и сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Значительное число городов оказалось уничтожено, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов Руси в XII-XIII вв. около 50 были разорены монголами, в 14 из них жизнь так и не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Из сельскохозяйственного оборота были выведены колоссальные площади пахотных черноземных земель, превратившиеся в безлюдное «дикое поле». Население, избежавшее истребления, пленения и рабства, устремились к северу, в более безопасные края. Произошло массовое перемещение земледельческой культуры из регионов с относительно благоприятным климатом и плодородной почвой на нечерноземные, менее удобные территории.

– Монгольское иго привело к фактическому разделению Северо-Восточной и Юго-Западной Руси. В XIV -начале XV вв. южные и западные русские земли были включены в состав Великого Литовского княжества и частично Польского королевства. Русская государственность сохранилась во Владимиро-Суздальской и Новгородской земле (под вассалитетом Орды). В результате прекратила существование единая древнерусская народность. На территории Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться русская народность, а на землях, вошедших в состав Литвы и Польши - украинская и белорусская народности.

– Иго способствовало резкому упадку объективной роли и политического авторитета Руси на международной арене. Географическое и политическое отделение Восточной Руси от Европы создало между ними стену взаимного отчуждения и непонимания, своего рода «железный занавес». Находившаяся под властью татар Восточная Русь сама превратилась в сознании неосведомленных европейцев в «Татарию». Был нанесен удар по торговым связям Руси с Западом: торговля с зарубежными странами сохранилась лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Внешние связи русских земель в значительной степени были переориентированы на Восток.

– Серьезнейшим последствием нашествия, наряду с утерей русскими землями суверенитета, стало, по оценке В.О. Ключевского, их «нравственное разорение» (осознание людьми собственного бессилия перед лицом военной мощи завоевателей).

– В результате нашествия замедляется развитие феодализма, и в том числе процесс формирования вотчинной земельной собственности. Происходит консервация государственных форм эксплуатации, во многом связанная с необходимостью изыскания средств для выплаты дани в Орду. Важнейшей обязанностью князей было обеспечение поступления дани и налогов. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем серебром, в среднем 15 тысяч рублей в год. Что стоит за этой цифрой? В те времена на рубль серебра можно было купить 20 овец. Крупное село с крестьянами и налаженным барским хозяйством стоило всего несколько десятков рублей.

– Влияние татар на внутренние политические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над населением и дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента в Северо-Восточной Руси, в росте деспотизма. Иго превратило князей в вассалов монгольских ханов. Нашествие татар впервые познакомило русских князей с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться, безусловно. Монгольские ханы не имели надобности входить в соглашение с народом. Они достаточно сильны, чтобы приказывать ему. Могли ли свободно развиваться дружинные отношения, если князья сами были «служебниками» монгольских ханов? В науке отмечено, что степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса, Эта закономерность помогает понять, почему русские князья- вассалы, обязанные в новых условиях беспрекословно исполнять волю хана, не могли уже примириться с независимостью старшей дружины, с ее былыми правами. Монгольское общество было пронизано отношениями жесткого подчинения. Власть верховного правителя была никем и ничем не ограниченной. Становясь служебниками хана, русские князья впитывали этот дух империи, беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей.

– Монгольское нашествие повлияло и на состав дружинников. Они гибли первыми. В ходе нашествия была физически истреблена основная масса феодалов-землевладельцев. Гибель господствующего класса сыграла колоссальную роль в выборе политического пути развития Руси. В рязанской земле погибло 9 из 12 князе, из трех ростовских князей - двое, из 9 суздальских было убито 5. Процент погибших дружинников не меньше. Об уничтожении большей части господствующего класса свидетельствует и наступивший в результате нашествия социальный регресс. После ордынского нашествия было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве отношений подданства. Новая знать возникает на княжеском дворе. Дворяне (дворовые, слуги князя) становятся феодальными собственниками, получая от князя земельные пожалования (поместья). Это люди двора и советоваться с ними нет нужды, им достаточно приказа.

– В домонгольский период древнерусские города обладали своими особыми правами и вольностями и в перспективе, должны были завоевать еще большую свободу. Вече в городах было обычное дело. Оно приглашало князей на княжение, а бывало и изгоняло, Вечевой институт опирался на традиции общины. Для его развития было нужно бороться с князьями, которым не нравилось такое ограничение их власти. Ордынцы практически периодически разрушали русские города. Вся последняя четверть ХIII века полна карательными экспедициями. По подсчетам В.Каргалова за последние 25 лет ХIII в. Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие города разрушались снова и снова. Переяславль-Залесский - 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань - 3 раза, Владимир - 2 раза. В этих условиях естественной оказывалась консолидация князей и горожан, а не противоборство с ними. Роль я значение князя в условиях постоянной внешней опасности неимоверно возросло, что повлекло за собой подавление городских вольностей. Горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защитить. Таким образом, ордынское иго в противоборстве вассально-дружинных и княжески - подданнических отношений способствовало победе последних.

– После золотоордынского нашествия на Руси установилось «монгольское право» на землю, по которому вся земля принадлежала хану, т.е. носителю высшей военно-государственной власти. Частных земельных собственников Золотая Орда не знала. Покоренные русские князья, не владели больше своими княжествами, которые перестали быть их собственностью, а каждый раз получали из Орды, привозя дань, «ярлыки» - право на княжение и управление. Именно этот принцип владения землей переняла у татар Московская Русь. Лишь с конца XVIII в, в России ненадолго установилась земельная частная собственность. Но большевики, по сути, восстановили «монгольское право» на землю: она снова стала собственностью государства, а не частных владельцев.

– Известные в историографии попытки проследить положительное влияние ордынского нашествия на Русь (в частности, денежный счет - само слово деньги - татарское, пошлины с товаров - тамга, организация таможенной и почтовой службы) в контексте его тяжелейших последствий для Руси, на наш взгляд не достойны пристального внимания.

– Влияние татар на русскую культуру вообще было не велико, поскольку покоренное русское население не входило в близкое общение со своими завоевателями.

– Татары привнесли и более жестокую, чем в Древней Руси, систему наказаний: смертную казнь, телесные увечья, клеймение людей, битье кнутом и т.п.

– Опасность, угрожавшая женщинам со стороны властных пришельцев заставила высшие классы русского общества спрятать своих женщин в теремах, а уход женщин с арены общественной жизни способствовал дальнейшему огрублению нравов.

Одно единственное полезное следствие ига - сплочение всей Русской земли в борьбе с угнетателями, ускорившее образование Российского централизованного государства.

ЛЕКЦИЯ № 3.
От Руси к России. Становление российского
централизованного государства (XIV-XV вв.)

1. На пути к русской государственности. Россия и Европа: общее и особенное.

2. Основные этапы формирования Московского государства.

3.Историческое значение образования централизованного государства.