Open
Close

О концепции философии истории ибн халдуна. Ибн Халдун

Ибн Хальдун (1332-1406), арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель. Родился в Тунисе в 1332. Выходец из знатного тунисского рода, Ибн Халдун, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение. Враждебное отношение к нему тунисских богословов вынудило Ибн Халдуна бежать в Каир, где он был назначен на пост верховного кади маликитов. В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись в Каир, умер 17 марта 1406 Обширная Автобиография, которую Ибн Халдун писал в течение всей жизни, а также его труды свидетельствуют о его знакомстве с основными научными знаниями своей эпохи. Свидетель упадка блестящей арабской цивилизации, Ибн Халдун попытался не просто описать происходившие события, а представить их в системе, фиксирующей причинную связь событий. Новое видение истории изложено Ибн Халдуном в его труде Книга поучительных примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов (имеются и другие варианты перевода). Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особый интерес представляет написанное в 1375-1378 введение к труду - Мукаддима (Пролегомены), содержащее изложение взглядов Ибн Халдуна на природу общества и государства. Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны». Человек - существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза - это «бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием.

Вторая, более поздняя фаза - «хадара», жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства - торгово-ремесленному и, соответственно, к городской жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения. Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) - группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией, находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме.

Его идеи формировались под влиянием трудов Аристотеля и его среднеазиатских последователей Виз знания ученому принесла работа «Большая история» «Книга поучительных примеров» Согласно концепции Ибн Хальдуна, люди сформировали общество для совместного добывания средств к существованию Важнейшими факторами их объединения является разделение труда и внешняя опасность и агрессивная природ да человек объединились в такие же сообщества Влияние на общество также имеют климат и формы хозяйствования Развитие общества предполагает эволюцию устройства и задач государственной власти Первый этап раз развития и утверждения власти - это организация на основе равенства, второй - появление "господство", то есть верховенства, и осуществления власти с помощью принуждения Один человек это сделать не в состоянии, поэтому, у Ибн Хальдуна появляется сильная группа в обществе, опираясь на которую, лицо, имеющее власть, обеспечивает покорность подданных Так государство отходит от основ, на которых возникла, правители удаляются я от народа, что приводит к упадку государства Причем Ибн Хальдун отмечал, что любое государство в процессе эволюции и развития в конце концов упадок Она существует примерно 120 лет Это период изменения трех поколений правящей династии: первому присуща простота и относительное равенство в обществе, второе поколение живет в условиях взаимной враждебности, самозащиты, неровности, третье - переживает деградацию.

В период жизни трех поколений государство проходит четыре этапа: 1) появление новой принудительной власти, 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти; сосредоточение власти в одних руках, 3) переход к принудительным и деспотических методов подавления оппозиции 4) упадок государств. Анализируя отношения между правящими и подчиненными, учитывая религию и политику в государстве, Ибн Хальдун выделил три типа государств: 1)"естественная монархия" - деспотическое государство, представляющее интересы л только правителя, опираясь на силу 2) "политическая монархия" - государство, осуществляет разумную политику, защищает интересы подданных, но не связана с ними общей религией 3) "халифат" - государство, за веру, воплощение "мусульманской общины" и действует по установленным религиозными и этико-нравственных принципов Религию Ибн Хальдун рассматривал как реально существующую связь мусульманских общин, социальную и духовную основу права, государства, политики Его мысли о влиянии на общество политики и религии послужили основой их влияния на государство. Организация и деятельность мусульманского государства, политики и права породили соответствующие теоретические подходы и сформировали мусульманское право, в пределах плюралистического понимания которого выделились религиозно--этические и юридические подходы Доктринальное разработки мусульманского права предоставило ему гибкости и возможности дальнейшего развития.

ИБН ХАЛДУН, ВАЛИ АД-ДИН АБД АР-РАХМАН ИБН МУХАММАД (1332–1406), арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель. Родился в Тунисе в 1332. Выходец из знатного тунисского рода, Ибн Халдун, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение. Враждебное отношение к нему тунисских богословов вынудило Ибн Халдуна бежать в Каир, где он был назначен на пост верховного кади маликитов. В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись в Каир, умер 17 марта 1406.

Обширная Автобиография , которую Ибн Халдун писал в течение всей жизни, а также его труды свидетельствуют о его знакомстве с основными научными знаниями своей эпохи. Свидетель упадка блестящей арабской цивилизации, Ибн Халдун попытался не просто описать происходившие события, а представить их в системе, фиксирующей причинную связь событий. Новое видение истории изложено Ибн Халдуном в его труде Книга поучительных примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов (имеются и другие варианты перевода). Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особый интерес представляет написанное в 1375–1378 введение к труду – Мукаддима (Пролегомены ), содержащее изложение взглядов Ибн Халдуна на природу общества и государства.

Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны». Человек – существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза – это «бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием. Вторая, более поздняя фаза – «хадара», жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства – торгово-ремесленному и, соответственно, к городской жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения.

Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) – группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией, находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме .

Ибн Хальдун Лбд-ар Рахман Абу Зейд (1332-1406) - арабский государственный и общественный деятель, философ, историк, политолог. Родился в Тунисе в знатной семье, однако после смерти родителей от чумы был вынужден устроиться простым придворным писцом. Впоследствии делает политическую карьеру, занимая различные посты при дворах. Играл ведущую роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки (Магриба). Был воспитателем, советником, канцлером, послом, судьей у ряда правителей. Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении, во время которого создал литературный шедевр - «Большую историю», или «Книгу поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, овладевших властью великих размеров». По значимости этот шедевр сравним с трудами Фукидида или Макиавелли.

Ибн Хальдун - гений арабского мира, «единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края...» . Он родился и творил, когда арабская цивилизация упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия (975-1275). Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом.

В своей политической философии Ибн Хальдун изучал не идеальное, а реально существующее государство, когда правители в своей политике далеко отступали от принципов мусульманского права. Он отстаивал рациональный и объективный характер истины, противопоставляя ложной мудрости и схоластике практические и политические знания, опыт. В истории социально-политической мысли он сделал первую попытку создания науки об обществе, служащей руководством для политической деятельности.

Высокая образованность, обширные знания экономической и политической жизни многих племен и народов, огромный личный опыт активного участия в политической жизни были использованы им при написании своего основного труда, принесшего ему славу. Введение к «Большой истории» получило название «Пролегомены (Мукаддима)».

«Пролегомены» - энциклопедическое произведение. В нем нашла свое отражение вся культурная жизнь арабского Средневековья, сведения о Земле и ее климатических зонах, о населяющих землю народах, об их истории, о возникновении государств, о сельском хозяйстве и ремеслах, о финансах и налогах, о науках и искусствах и т. д. Однако «Пролегомены» - это, в первую очередь, энциклопедия социально-экономической и политической жизни эпохи Ибн Хальдуна, где он излагает свои представления об обществе, о государстве, о формах правления, циклах подъема и упадка цивилизаций в процессе смены поколений.

В «Пролегоменах» Ибн Хальдун четко различает общество и государство. По его мнению, первоначально государство представляло собой изменившуюся примитивную группировку, где государь осуществлял свою деятельность, опираясь на родственную группировку (асабийю), соединяющую се членов друг другом в единый организм. Хальдун называет асабийю обязательной основой государства, необходимой для подавлений иноплеменных подданных. Уничтожение асабийи государством означает и самоуничтожение последнего, поэтому «порча асабийи» - это «сигнал кризиса государства и симптом хронической болезни».

Таким образом, переход от примитивности к цивилизации затрагивает не только общественные процессы, но и политические, связанные с переходом от первобытной демократии к отношениям господства и неравенства, подавления и подчинения, осуществляемым государством. Отсюда главный вывод и идея «Пролегомен» - основной причиной упадка общества является государство.

Важным аспектом в теории эволюции власти Ибн Хальдуна является исследование им пяти основных фаз и этапов развития государства: первая фаза - победы , лидер движения вместе с народом и своими кровниками ломает сопротивление врага и захватывает власть у предшествующей династии; вторая фаза - правитель становится владыкой над своими людьми , он подавляет стремление своих сподвижников заставить его делиться властью, наступает этап отделения от группировки родственных племен, помогавших привести правителя к власти; третья фаза - досуга и спокойствия - этап расцвета государства, утверждение порядка, спокойствия и уверенности; четвертая фаза - моральной деградации и неудовлетворенности властью у ведущей роскошный образ жизни, - этап перехода к насилию и деспотическим методам подавления оппозиции; пятая фаза - расстройства и посягательств - этап упадка и гибели государства. Эти ступени государственной эволюции аналогичны для любого человеческого объединения.

Ибн Хальдун разрабатывает оригинальную классификацию форм правления. Он выделяет три формы правления: естественную монархию, политическую монархию и халифат. Первая выражает корыстную цель правителя, деспотизм его власти, вторая основывается на рациональных, разумных критериях, на политике защиты «земных» интересов подданных; третья - опираясь на мусульманские основы, принципы священного мусульманского нрава, удовлетворяет запросам верующих.

Халифат, по мысли Ибн Хальдуна, - оптимальная форма правления, олицетворяющая высшую справедливость, ибо «халиф, опирающийся в своей политике на всеобщее убеждение верующих в справедливости мусульманского права, обязательно будет уважаем народом».

Политическая теория Ибн Хальдуна явилась вершиной, достигнув которой арабская политическая мысль остановилась в своем развитии. Ибн Хальдун был первым мыслителем, который создал теорию о социальных и политических изменениях в обществе, об эволюции политической власти, которая давала ответы на вопросы, поставленные эпохой.

  • Тойнби А. Постижение истории. М., 1990. С. 237-238.

ИБН ХАЛЬДУН (Ибн Халдун) Абу Зейд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (27.5.1332, Тунис - 17.3.1406, Каир), арабский историк, философ, государственный и общественный деятель. Из знатной высокообразованной семьи, игравшей в 9-13 веках важную роль в политической и культурной жизни мусульманской Испании, а с 13 века - Туниса. В 1349-75 занимал различные посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатические поручения в христианской и мусульманской Испании и Северной Африке. В 1375 Ибн Хальдун отошёл от политической деятельности и поселился в крепости Калаат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на исторический процесс. В 1379 Ибн Хальдун вернулся в Тунис, однако в 1382 был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политических и философских взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-литературную деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульманского судьи (кади) и преподавал в университете аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В 1400 году, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.

В своём главном сочинении «Книга поучительных примеров...» («Китаб аль-ибар...») Ибн Хальдун сформулировал учение о развитии общества. В теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульманской философии обосновал необходимость самостоятельной науки об обществе (арабский - ильм аль-умран), которая служила бы методологической основой для осознания сущности исторической и политической деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы исторического исследования. Будучи последователем и комментатором Ибн Рушда, Ибн Хальдун применил принципы арабского перипатетизма (аверроизма) к изучению общественной эволюции. Основой жизнедеятельности общества Ибн Хальдун считал совместный труд его членов для обеспечения средств к существованию. Главной формой трудовой взаимосвязи людей, по Ибн Хальдуну, является товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. Уровень развития культуры и характер правления Ибн Хальдун связывал с разделением труда в государстве и хозяйственной деятельностью подданных. В объяснении социально-исторических процессов Ибн Хальдун уделял особое внимание природно-географическим условиям развития человеческого общества. В последующих частях своего труда он изложил событийную историю народов мусульманского Востока (наиболее детально Магриба), что сделало его сочинение ценным историческим источником. Не менее значительна в качестве источника его автобиография «Ознакомление с Ибн Хальдуном...» («Аттариф би Ибн Хальдун...») - образец средневековой арабской мемуарной литературы.

Оценивая литературное и научное творчество Ибн Хальдуна, современные историки, философы и социологи видят в нём гениального мыслителя, одним из первых попытавшегося создать научную философию истории. Его предположения и теории, сформулированные в условиях арабо-мусульманского Средневековья, предвосхитили идеи общественного договора, трудовой природы стоимости, социологии знания, которые в 15-18 веках активно разрабатывались европейскими мыслителями (Дж. Вико, Т. Гоббсом, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескьё, А. Смитом и др.).

Соч.: Ознакомление с Ибн Хальдуном и его путешествия по странам Запада и Востока / Публ. Мухаммада ат-Танджи. Каир, 1951 (на араб. яз.); Книга поучительных примеров и собрание сообщений о деяниях арабов, персов и берберов, а также их современников, обладавших властью великих размеров. Бейрут, 1959. Т. 1-7 (на араб. яз.); Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 559-628.

Лит.: Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965; Fischei W.J. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research (1382-1406); а study in Islamic historiography. Berk., 1967; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Раби М. М. Система политических взглядов Ибн Хальдуна. Каир, 1981 (на араб. яз.); Simon R. Ibn Khaldun: History as science and the patrimonial empire / Translated by К. Pogâtsa. Bdpst, 2002; Baali F. The science of human social organization: Conflicting views on Ibn Khaldun’s Ilm al-umran. Lewiston; N. Y., 2005.

Ибн-Халдун впервые в истории науки создал теорию поступательного развития общества от низшей ступени (варварства) к высшей (цивилизации) через развитие форм производительной деятельности людей, объясняя развитие форм общественной жизни развитием производства.

Ибн-Халдуна можно считать отцом современной исторической науки, основателем политической теории. Философско-социологическое учение Ибн-Халдуна являлось в действительности продолжением высокого духа рационализма восточных перипатетиков.

Ибн-Халдун (1332 - 1406) родился в Тунисе в арабской семье. Получил традиционное религиозное образование, изучал философию. В 20 лет он приобщился к политической деятельности. Был сначала секретарем у тунисского султана Абу Исхака, затем в течение почти 10 лет у его противников Мери-нидов. Был замешан в политических интригах членов семьи этой династии, в результате чего провел два года в тюрьме. Служил при дворе султана Гренады Мухаммеда в Испании, выполняя различные дипломатические миссии, а затем у султана Бужи (Алжир) Абу Абдаллаха. В 1383 г. переехал в Каир и находился при дворе султана Баркука, где вскоре был назначен великим кадием маликитского права. Совершил хадж в Мекку в 1387 г. Несколько лет провел на службе у монгольского полководца Тимура (Тамерлана). Умер в Каире.

Основной труд Ибн-Халдуна "Книга назидательных примеров из истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть" (Китаб ал-Ибар) состоит из двух частей. Первая, известная как "Мукаддима" ("Пролегомены"), является теоретическим изложением наиболее важных проблем социальной философии и философии истории: исторического знания, человеческого общества, стадиях его развития и местах обитания, происхождения, сущности и структуры государства, способов добывания жизненных средств, потребления и прибыли, экономической обусловленности исторического процесса, значения политики и экономики в развитии человеческой цивилизации и т.д. Вторая часть служит как бы историческим приложением к первой, и посвящена она истории отдельных народов и государств.

"Мукаддима" была написана в 1375 - 1378 гг. Она начинается общим введением о предмете истории, который определяется так: "Это есть самостоятельная наука, ибо она имеет специальную тему исследования социальную жизнь людей и человеческое общество; она занимается также последовательным разъяснением фактов, связанных с сущностью темы. Она является достоянием всякой науки, будь то традиционные или рациональные".

Критику традиционной историографии, тесно связанной с религиозными преданиями, Ибн-Халдун вел с теоретической точки зрения. Причинами заблуждений и исторических небылиц, считал он, является неспособность постичь соотношение между видимостью и действительностью, стремление приблизиться к власти сильных мира сего, снискать их милости восхвалением и лестью. Коренной недостаток традиционной историографии он видел в незнании естественных законов общественного бытия: ведь всякое явление, по его мнению, имеет собственную природу, заключенную в нем самом и в связанных с ним обстоятельствах. Ибн-Халдун пытался выработать философский взгляд на историю человечества как на историко-социальное бытие и специально рассматривал вопрос о "природе социальной жизни", всеобщих закономерностях движения социального бытия (умран), изменения его содержания и формы. "Поэтому история - одна из важнейших основ философии и может быть достойной причисления к философским наукам". Ибн-Халдун хотел поднять историю до уровня философской науки, теоретической дисциплины, стремясь выявить единую основу исторического процесса. Более того, история у него не только теоретический компонент цивилизации (умран), но и методология ее исследования. Недаром многие исследователи называли его "отцом современной истории и философии истории".

Ибн-Халдун хотел поднять историю с уровня искусства (сынаа) до уровня науки. Он рассматривал "Мукаддиму" как работу, которая должна была обосновать методологические принципы новой истории. Эти принципы "науки о цивилизации" (ильм умран) относятся к истории так же, как логика к философии или как фикх - к шариату.

Учение Ибн-Халдуна о государстве по своей значимости вышло далеко за рамки исторической эпохи, в коей он жил и творил. Государство, по Ибн-Халдуну, является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует закон причинности, но той политической и социальной единицей, которая только и делает возможной существование человеческой цивилизации. Именно эта человеческая цивилизация и являлась предметом его исследования, предметом "новой науки".

В "Мукаддиме" Ибн-Халдун предстает не просто как знаток "теологического" учения об арабском обществе, но и как мыслитель, глубоко постигший достижения мусульманской культуры и философии и воплотивший их в теории цивилизации. Его социально-философское учение основано на исследовании цивилизации. Ибн-Халдун полагал, что существует тесная связь цивилизации и политики как искусства управления, и это отражалось в употребляемых им понятиях. "Умран" является синонимом слова "маданийа" город, город-государство, гражданское общество, а также - синонимом слова "хадара" - оседлая городская жизнь. "Хадара" в свою очередь весьма близко по значению слову "та-маддун" - жить или стать организованным в городе (мадина).

Ибн-Халдун сумел в противовес господствующей религиозной идеологии и традиции утвердить идею о развитии государства, зависящем не от воли Бога или халифов, и не просто от законов природы, а от объективных естественных законов развития самого общества. Он увидел основу общественного развития в ее материальной базе и показал неизбежность возникновения, развития, а позже спада и заката общества и культуры в соответствии с законом причинности, иначе говоря, сформулировал идею объективного исторического развития.

Ибн-Халдун различал три вида государства в зависимости от цели и способа управления:

  1. "сияса динния" - способ правления, основанный на шариате (идеал исламской теократии - халифат)
  2. "сияса аклийа" - способ правления, основанный на праве, установленном человеческим разумом (султанат)
  3. "сияса маданийа" - способ правления в идеальном государстве арабо-мусульманских философов

Переход к цивилизации, по Ибн-Халдуну , обусловлен материальными причинами. У людей появляется "излишек" (заида), борьба за который ведет к разрушению примитивного равенства и соперничеству. При этом и "бадава" примитивная, бедуинская, сельская жизнь, ассоциировавшаяся в основном с земледелием и скотоводством, и "хадара" - городская жизнь, связанная, кроме того, с ремеслами, торговлей, наукой и искусствами, рассматривались им как естественные этапы в развитии человечества, отличавшиеся "способом снискания жизненных средств". Ибн-Халдун четко зафиксировал идею закономерного перехода общества от низшей к высшей ступени своего развития, связанного с развитием форм производительной деятельности. Кроме того, идея избыточного продукта (заида) лежала в основе перехода к высшей ступени развития общества (хадара). Источник развития общества находился для Ибн-Халдуна в самом обществе. Он первым из средневековых мыслителей понял значимость экономики для политики, важность ее для развития государства. Именно от стабильного экономического развития, считал он, зависит благополучие государства.

По мнению магрибского мыслителя, каждое новое государство не только преодолевает негативные последствия предшествующего, разрушившегося государства, но и способствует дальнейшему развитию высшей формы социальной жизни - городской цивилизации.

Говоря о социально-философских взглядах Ибн-Халдуна в целом, следует отметить, что они отражают прежде всего его эпоху - эпоху заката последних Арабских халифатов. В его философии истории есть размышления и анализ главных тенденций развития государства и попытка определить дальнейшие пути его развития. Ибн-Халдун крайне обостренно чувствовал необходимость изменения традиционной политической доктрины. Не мог он и удовлетворяться социальными утопиями восточных перипатетиков. Ибн-Халдун сам прекрасно понимал независимый от традиции характер своей теории, поэтому считал, что его взгляды, изложенные в "Мукаддиме", являются единственно правильными и с гордостью объявлял себя создателем новой науки.