Open
Close

Модернизация крейсера громобой. Крейсер "громобой" и мой дед степан

Победоносный великолепный и величественный крейсер "Громобой" некогда покачивался на волнах Тихого океана и охранял рубежи имперской России. Даже имя ему досталось особенное, мощь и сила будто заложены были в этом изумительном судне.

Общие сведения

По первоочередной задумке этот корабль должен был стать достойным последователем На тот момент никто еще не мог предположить, что именно "Громобой" - это самый последний броненосный крейсер в стране. Судно получилось мощным и соответствовало всем требованиям своего времени. После урегулирования всех документационных нюансов, а также после того как корабль прошел все запланированные испытания, его направили на Дальний Восток, для того чтобы оно дополнило Российскую тихоокеанскую эскадру. Только вот крейсер "Громобой" словно преследовали неурядицы и неудачи.

История создания

На тот момент, когда "Громобой" был только еще в проекте, главным военно-морским конкурентом России была Великобритания с ее сильнейшими кораблями. Ровно семь лет император Николай Второй решил потратить на постройку совершенно новых крейсеров, которые смогли бы соперничать с любой державой на море. За основу проекта в 1895 году решено было взять чертежи крейсера "Россия", который уже бороздил морские просторы и весьма успешно.

К. Я. Аверин и Ф. Х. Оффенберг - судостроители, которым было поручено создание "Громобоя". Утвердил их на эту должность лично император, а также одобрил каждый из чертежей. По ним на крейсере должно было быть установлено несколько паровых машин, а еще броня, превышающая в толще двадцать сантиметров. Местом, откуда должен был выйти гигант, выбрали Балтийский завод. При этом в постройке использовалась только сталь высшего качества. И с весом пятнадцать тысяч тонн этот гигант должен был быть еще и быстроходным.

Постройку судна решили начать в 1897 году. Для реализации такого масштабного проекта необходимы были годы, самой большой сложностью были поставки на Балтийский завод дорогой и качественной стали. Возникли большие проблемы, связанные со стачками рабочих и реконструкцией предприятий. Это тормозило спуск корабля на воду. И все-таки через несколько лет крейсер "Громобой" вышел в свой первый рейс.

Особенности постройки

К несчастью, неурядицы с "Громобоем" начались еще со строительных доков. Дело в том, что строители вынужденно изменили длину и толщину брони корабля. По проекту она должна была быть толщиной в двадцать, а стала всего в пять сантиметров, что, как считали многие, никуда не годится. Также брони не досталось и орудиям, для защиты которых лишь приготовили металлические щиты. Все это, конечно, прискорбно, хотя был и положительный момент. Корабль в итоге оказался легче, нежели планировалось. Это позволило ему добиваться большей скорости на воде.

Вооружение

Данный крейсер мог развивать максимальную скорость до девятнадцати узлов в час, из вооружения можно назвать пару пушек Барановского, несколько подводных торпедных аппаратов, агрегаты противоминной артиллерии, более пятисот разнокалиберных орудий.

Крейсер "Громобой", вооружение которого слабым не назовешь, "съедал" очень много угля, потому все трюмы были доверху наполнены именно им и боеприпасами. Если говорить о конкретике, то хоть крейсер и стал весить двенадцать тонн вместо запланированных пятнадцати, ему для поддержания полного хода необходимо было в каждый рейс брать не менее 1700 тонн угля.

Пробные испытания

Первый запуск на воду абсолютно успешным не назовешь. Он был осуществлен в 1900 году и выявил все дефекты и недостатки постройки, главным из которых было то, что корабль просто не мог плыть, при движении он сразу же начинал сильно крениться вперед, даже зарывался носовой частью в грунт, из-за чего заливались водой все трюмы и нижние палубы. К этому еще добавлялось и то, что на ходу он очень сильно вибрировал, что было проблемой для прицельной стрельбы с крейсера. Матросам трудно было передвигаться по палубам. Над всеми неполадками велась неустанная работа, и к концу года каждая из них была успешно устранена. Даже можно сказать, что последнее испытание оправдало все ожидания, ведь крейсер "Громобой" обогнал сам себя. Он сумел развить скорость свыше двадцати узлов в час.

Первый свой рейс "Громобой", как и планировалось, должен был осуществить на Дальний Восток, дело было уже практически зимой. Только вот снова всплыли неполадки в конструкции. Капитан сразу же обратил внимание на то, что корабль кренится носом вниз, при этом значительно. Вместо того чтобы вновь сесть за расчеты и поправить дело как следует, инженеры просто решили переместить тяжеловесный якорь и частично груз в заднюю часть корабля, чем и поправили дело. Наконец, корабль пошел по курсу.

"Громобой" в деле

Те матросы, кому довелось служить на "Громобое", позже вспоминали, что корабль был вполне удобным и пригодным для дальних плаваний. И что капитан, да и вся команда, очень гордились скоростью, которую умел развить крейсер. В 1901 году команде даже довелось принимать участие в празднествах по поводу того, что в Австралии была принята Конституция.

На корабле имелся запас пресной воды более чем в тысячу тонн, экипаж имел возможность вообще не заходить в порт и продолжать путь без остановок более чем сто дней кряду. Это, безусловно, большой плюс, но только вот наличествовал и огромный минус у судна. Матросам приходилось жить в ужасных условиях на корабле, ведь свободного места на судне практически не было. Это было трудно и физически, и морально.

Именно это судно когда-то переполошило всю Великобританию, так как, в отличие от остальных единиц русского флота, могло составить достойную конкуренцию любому английскому кораблю. В Англии наладили модернизацию флотилии, как только "Громобой" вышел из доков, и к началу русско-японской войны Великобритания вновь была впереди России в кораблестроении.

Да и во время войны крейсеру пришлось очень туго. Японцы нанесли кораблю очень много повреждений, потому пришлось "Громобою" снова претерпевать долгосрочные ремонтные работы, которые длились аж до 1906 года. Потом крейсер проявлял себя и во время тренировочных выходов, и в Первую мировую войну он снова бился с врагом. Но вот в начале революции его приказано было поставить на ремонт в док, откуда в море он больше не вышел. Его продали на лом.

Таким образом, замечательный крейсер который, по описаниям современников, мог бы служить еще многие годы, просто-напросто был утилизирован. А ведь очень жаль! В памяти потомков крейсер "Громобой" - настоящий герой.

1897 – 1922

Броненосный крейсер Громобой был заложен 14 июля 1897 года на заводе в Санкт-Петербурге. 26 апреля 1889 года крейсер Громобой был спущен на воду, а в октябре 1900 года вступил в строй.

Крейсер Громобой входил в состав Владивостокского отряда крейсеров во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В этот отряд входили еще 2 крейсера «Россия» и «Рюрик ». Так получилось, что все три крейсера приняли участие в первом крупном сражении с японской эскадрой неподалеку от берегов Японии, у острова Ульсан. 14 августа 1904 года в результате столкновения с японцами крейсер Громобой получил значительные повреждения, одно из которых – пробоина немного ниже ватерлинии и понес потери в личном составе. Из Команды 870 человек в битве погибли 91 и были ранены 185 человек. Эта битва описана в романе Валентина Саввича Пикуля «Крейсера ».

На этом участие крейсера Громобой в Русско-Японской войне закончилось.

В 1907-1911 годах на Кронштадтском пароходном заводе Громобой прошел капитальный ремонт. Помимо ремонта крейсер модернизировали:

  • На крейсер были установлены новые контлы;
  • Установлены казематы для восьми 152-мм и 203-мм орудий;
  • Установили 2 подводных торпедных аппарата;
  • 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы «Виккерс»;
  • На корме и в носу были установлены бронированные рубки для дальномеров;
  • Усилена защита дополнительных казематов на верхней палубе;
  • Перенесли грот-мачту ближе к корме;
  • На место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту;
  • На каждой мачте разместили прожектора и наблюдательные площадки.

Во время первой мировой войны броненосный крейсер Громобой вел дозорную службу в устье Финского залива. Летом 1916 года совершал набеговые операции на коммуникации противника. Так же занимался прикрытием минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота.


Броненосный крейсер "Громобой" во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

После Первой мировой войны крейсер Громобой учавствовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. После чего началась медленная гибель крейсера. Он больше не учавствовал в сражениях. Постепенно был разоружен.


Броненосный крейсер "Громобой", аванпорт Лиепаи (Литва), ноябрь 1922 года

При буксировке в Германию(30 октября 1922 года), в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен на ограждение аванпорта и разбит прибоем.

Описание старой фотографии: Заложен 14 июля 1897 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Спущен на воду 26 апреля 1889 года. Вступил в строй в октябре 1900 года
Во время русско-японской войны входил в состав Владивостокского отряда крейсеров.
Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 июня 1904 года потопил японский транспорты
"Идзумо-Мару" и "Хитачи-Мару" и совместно с другими крейсерами 25 апреля 1904 года
транспорт "Хагинура-Мару", 26 апреля - "Кинсю-Мару".
В период с 17 июля по 2 августа 1904 года уничтожил 6 японских шхун, британский пароход "Найт Коммандер"
и германский пароход "Теа". С 8 по 11 мая 1905 года - еще 4 японских судна.
14 августа 1904 года вел бой с японскими крейсерами в Корейском проливе.
Прошел капитальный ремонт в 1907-1911 гг. на Кронштадтском пароходном заводе.
Были установлены новые котлы, казематы для 8 152-мм и носовых 203-мм орудий,
2 подводных 457-мм торпедных аппарата Металлического завода и все 203-мм орудия оснастили новыми затворами фирмы "Виккерс".
Кормовые 203-мм орудия защитили общим казематом, 2 152-мм орудия с оконечностей перенесли в адмиральский салон.
В носу и корме установили бронированные рубки для дальномеров, усилили защиту дополнительных казематов на верхней палубе.
Грот-мачту перенесли ближе к корме, а на место фок-мачты установили отремонтированную бизань-мачту, разместив на каждой
из них прожектора и наблюдательные площадки. По механизмам работы выполнял Франко-Русский завод.
Участвовал в первой мировой войне (дозорная служба в устье Финского залива, летом 1916 года набеговые операции
на коммуникации противника, прикрытие минно-заградительных, разведывательных и набеговых операций легких сил флота).
В июне 1915 года крейсер довооружили, позднее установили новые элеваторы и по две 63-мм и 47-мм зенитки.
Участвовал в Февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.
С 9 по 10 декабря 1917 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
С мая 1918 года находился в Кронштадтском военном порту на долговременном хранении.
В 1919 году 152-мм орудия крейсера были сняты и переданы флоту Советской Латвии для обороны Риги.
1 июля 1922 года продан совместному советско-германскому предприятию "Деруметалл" и 12 октября 1922 года сдан "Рудметаллторгу" для разборки.
30 октября 1922 года при буксировке в Германию, в районе Лиепаи (Латвия) попал в сильный шторм и накатом волн был выброшен
на ограждение аванпорта и разбит прибоем. Впоследствии по частям был поднят частными фирмами и разобран на металл.

Водоизмещение 12455 т. Размерения 146.6/144.2/140.6x20.9x7.9 м
Воружение первоначальное - 4 - 203/45, 16 - 152/45, 24 - 75/50, 12 - 47 мм, 18 - 37 мм, 2 - 64 мм дес., 4 ПТА
Бронирование: гарвеевская броня - борт 152 мм, траверзы 152/102 мм, казематы 51-121 мм, палуба 37-64 мм, рубка 305 мм
Механизмы 3 вертикальные машины тройного расширения мощностью 15496 и.л.с. 32 водотрубных котла Бельвиля, 3 винта
Скорость 20.1 узла Дальность плавания 8100 миль. Экипаж 28 офицеров и 846 матросов

"Громобой" стал последним в истории Российского флота крейсером, построенным в соответствии с идеями крейсерской доктрины. Это звучное имя полностью соответствовало внешнему виду корабля: че-тырёхтрубный высокобортный гигант в 140 метров длины с сильной артиллерией и бронированием. Он был третьим и самым совершенным в серии высокоавтономных рейдеров.

Родоначальник серии своим появлением вызвал переполох в военно-морских кругах Англии - давнего врага Российской империи. В ответ "владычица морей" вынуждена была начать постройку чудовищно дорогих крейсеров "Powerfull" и "Terrible" водоизмещением более 14000 тонн (в самом британском флоте их назовут "белыми слонами"). На торжествах, посвященных открытию Кильского канала в 1895 году "Рюрик" будет в центре внимания, журналисты назовут его "жемчужиной кильской эскадры" 1. За "Рюриком" будет построен второй подобный, но гораздо более совершенный крейсер "Россия", вслед за которым последует постройка "Громобоя" - лучшего корабля серии. "Громобой" будет находиться в составе российского военно-морского флота более 20 лет и достойно выдиржет испытания этих двух войн.Остаётся только сожалеть, что до настоящего времени история создания и долгой службы этого замечательного корабля не стала темой отдельного исторического исследования. Правда, нельзя сказать, чтобы "Громобой" был совсем уж обделён вниманием историков. В.Е. Егорьев в своей монографии, посвященной действиям Владивостокского отряда крейсеров, много внимания уделяет "Громобою"2. До настоящего времени эта работа является лучшим исследованием операций отдельного отряда крейсеров ("Рюрик", "Россия", "Громобой" и ) в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Причём ценность труда В.Е. Егорьева обусловлена также и тем, что сам автор, будучи в период описываемых событий мичманом Российского военно-морского флота, лично участвовал во всех боевых выходах Владивостокского отряда крейсеров и поэтому их действия описывает не только как исследователь, но и как очевидец. Однако работа В.Е. Егорьева давно стала библиографической редкостью.
Достаточно подробно о постройке и службе "Громобоя" написал выдающийся отечественный историк военно-морского флота P.M. Мельников в своей книге
Этот же автор вкратце описывает постройку "Громобоя" в своей .
Следует также отметить прекрасную статью, посвященную этому крейсеру, написанную Л.А. Кузнецовым и опубликованную в журнале "Судостроение" №12 за 1989 год.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПОСТРОЙКА (1895-1900 гг)

ЭВОЛЮЦИЯ БРОНЕНОСНОГО КРЕЙСЕРА В РОССИЙСКОМ ФЛОТЕ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

"РЮРИК" - "РОССИЯ" - "КРЕЙСЕР № 3"

НА СТАПЕЛЕ

СПУСК НА ВОДУ, ДОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

Глава II. НА ТИХОМ ОКЕАНЕ (1900-1905 гг)

ПЕРЕХОД НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

СЛУЖБА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В ВОЙНЕ С ЯПОНИЕЙ

Глава III. НА БАЛТИКЕ (1905-1922 гг)

ВОЗВРАЩЕНИЕ

РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАК БЫЛ УСТРОЕН "ГРОМОБОЙ"

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Или Ильин день день народного календаря. «Громобой» броненосный крейсер Российского флота. Громобой (фильм, 1995) Громобой (фильм, 2006) … Википедия

Громобой (фильм) - «Громобой» броненосный крейсер Российского флота. Громобой (фильм, 1995) Громобой (фильм, 2006) … Википедия

Крейсер первого ранга Тип «Россия» - Крейсер первого ранга Тип «Россия» (2 единицы) Россия Развитие проекта крейсера «Рюрик». Заложен 20.05.1895 г. Спущен 30.04.1896 г. Вступил в строй 13.09.1897 г. (СПб/Балтийский завод; кор. инж. А.П. Титов). Входил в состав 1… … Военная энциклопедия

"Громобой" - ГРОМОБОЙ, брон. крейс. 1 р., 13.220 тн. водоизм., постр. 1899 г. на Балт. заводѣ, ск сть 20 узл., арт рія: IV 8″, XXII 6″, XXV скоростр. и IV пулемета; минное: 4 подвод. аппарата. Съ начала рус. яп. войны 1904 05 гг. находился въ составѣ отряда… … Военная энциклопедия

Крейсер "Аврора"

Крейсер «Аврора» - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

Крейсер Аврора - «Аврора» Современный вид крейсера «Аврора» ночью Основная информация Тип Крейсер I ранга … Википедия

«ГРОМОБОЙ» - броненосный крейсер рус. ВМФ, участник рус. япон. и 1 й мир. войн. Вступил в строй в 1900. Водоизм. 12 359 т, скорость хода 20,1 уз (37 км/ч): вооружение: 4 203 мм, 22 152 мм ор., до 30 скоро стрельных ор. меньшего калибра, 2 подвод. мин.… … Военный энциклопедический словарь

Броненосный крейсер - класс крейсеров, существовавший во второй половине XIX начале XX веков. Являлись вторым по силе классом военных кораблей ведущих флотов после броненосцев. Наиболее характерной чертой броненосных крейсеров был броневой пояс по ватерлинии. Как… … Википедия

Gromoboi (Громобой) - «Gromoboi» («Громобой») крейсер (Россия) Тип: крейсер (Россия). Водоизмещение: 12564 тонны. Размеры: 144 м х 20,7 м х 8,8 м. Силовая установка: трехвальная, паровые машины трехкратного расширения. Максимальная скорость: 20 узлов. Вооружение:… … Энциклопедия кораблей

Книги

  • Океанский крейсер «Рюрикъ». Подвиг выше варяжского , Николай Пахомов. Легендарный крейсер «Рюрик»… Его жизнь началась необычно, и служба, от первого, кильского, парада, до последнего, в Японском море, проходила как один сплошной праздник под звуки гимна, маршей…