Open
Close

Третьяковская галерея иконы и суздальского покровского монастыря. Свято-покровский суздальский женский монастырь епархиальный женский монастырь

| Монастыри

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Места для строительства монастырей в Суздале выбирались как правило в непосредственной близости от реки Каменки. Раньше всех, в XI веке, возник Дмитриевский монастырь. В XIII веке известно уже 8 монастырей, а в XIV веке к ним прибавилось еще два. Со временем одни монастыри исчезли, другие превратились в приходские церкви. В настоящее время в Суздале сохранилось пять монастырских ансамблей: Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризположенский, Александровский и Васильевский.

Суздальские монастыри повлияли на планировку города, расширив его на север, юг и восток. Монастырская архитектура мощно звучит в городской панораме Суздаля, придавая реальные черты «Небесному Граду». В монастырском зодчестве тонко отразились перемены в государственной и церковной жизни, в истолковании вопросов веры, в эстетических представлениях. В суздальских монастырях сохранились редкие образцы русского зодчества XVI-XVII веков: трехглавые соборы, трапезные церкви, столпообразные церкви под колокольнями, двухшатровые ворота, больничные покои, внутристенные лестницы, двухстолпная конструкция свода, приказная изба. Монастыри Суздаля, основанные и поддерживаемые патрициями общества, становились средоточием православной культуры, художественных и духовных сокровищ.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2016 год.

Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.

Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Покровский монастырь расположен в северо-западной части Суздаля, в низине правого берега реки Каменки. Его церковные здания и деревянные кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Основание монастыря относится к 1364 году и приписывается Суздальско-Нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Покровский монастырь в Суздале знаменит тем, что на протяжении многих лет являлся местом ссылки многих знатных женщин. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2006 год.

Самый древний монастырь из сохранившихся в Суздале. Ансамбль его расположен на самой высокой точке города. Настоятельницей этой обители была Евфросинья Суздальская причисленная к лику местных святых. В Ризоположенском монастыре находится самая высокая в Суздале Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.) – высота со шпилем 72 метра. Уникальные Святые ворота (1688 г.) украшают южный фасад монастырской ограды. В 1999 году монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии.

Александровский монастырь

Александровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2010 год.

Александровский монастырь расположен за Покровским мостом, на левом высоком берегу реки Каменки, над оврагом. По преданию, был основан местным князем Александром Невским в 1240 году. От монастырских построек остались лишь Вознесенский собор с колокольней и Святые ворота. Монастырь был передан епархии в 2006 году.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2014 год.

Ансамбль памятников Васильевского монастыря находится в восточной части Суздаля, на высоком берегу реки Каменки, по дороге в село Кидекша. На территории монастыря находятся Васильевский собор 1669 года с колокольней и теплая Сретенская церковь конца XVII века. Существующие каменные стены относятся ко второй половине XVII века. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной церкви и с тех пор вновь является действующим.

Хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс , плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония - жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии - Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители - это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Покровская
Дата основания: 1364 год
Основные достопримечательности: Покровский собор, Шатровая колокольня, Святые ворота и надвратная Благовещенская церковь, Зачатьевская трапезная церковь, Приказная изба
Координаты: 56°25"45.9"N 40°26"13.7"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Своему появлению Покровский монастырь обязан чудом. По преданию, суздальско-нижегородский князь Андрей Константинович плыл из Нижнего Новгорода в Суздаль, и на его ладью обрушилась страшная буря.

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь . Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь. Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя. Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку .

Покровский женский монастырь

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Архитектурный ансамбль Покровского монастыря

1. Покровский собор

Панорама главного храма Покровского монастыря предстаёт перед зрителем во всей красе с противоположного левого берега реки Каменки. Сооружение каменного собора в честь Покрова Богоматери началось в 1510 году по велению Василия III на месте более древнего деревянного храма.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор)

К 1518 году среди низких монастырских келий вознёсся новый собор, стоящий на высоком подклетном этаже. Монументальный, четырёхстолпный храм с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую с северо-запада и юго-запада ведут два крыльца. С востока к зданию примыкает трёхапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами-прорезями. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и опоясаны резным карнизом с мелким рисунком. Стены собора, украшенные аркатурно-колончатым поясом, завершены килевидными закомарами, из которых вырастают три мощных барабана, увенчанных шлемовидными позолоченными главками. Внутреннее убранство Покровского собора изначально отличалось аскетизмом отделки: белые стены, не имевшие росписей, создавали поразительный контраст с полом, вымощенным чёрными керамическими плитками.

Украшением интерьера служили иконы и произведения художественного шитья, выполненные монахинями. Внизу стен оборудованы небольшие ниши, предназначенные для складирования церковных книг, икон и прочих предметов церковного культа. В настоящее время особо ценные иконы Покровского собора хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

2. Шатровая колокольня

Шатровая колокольня

Шатровая колокольня, примыкающая с юго-запада к Покровскому собору, соединена с ним крытой галереей. Нижняя пластичная, мощная часть колокольни с широкими угловыми лопатками построена в 1515 году. Этот широкий восьмигранный столб, некогда увенчанный главкой, использовался в качестве церкви во имя «Происхождения честных древ креста». В XVII веке над храмом были надстроены арочный ярус звона и стройный шатёр, завершённый тремя рядами слуховых отверстий. Крытая галерея, связывающая звонницу и собор, пышно декорирована рустом и окнами с изящными наличниками. В звоннице сохранился колокол 1589 года, пожалованный дворянином Демидом Черемисиным Покровскому монастырю .

3. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью

В южной стене ограды располагался парадный вход в Покровский монастырь - Святые ворота с Благовещенской церковью над ними, построенные около 1515 года по приказу Василия III. Святые ворота сочетают в себе элементы крепостного и культового зодчества. Нижняя часть строения, выполненная в виде башни, имеет проездную арку. Верхнюю часть массивного четверика занимает трёхглавая церковь, по декору напоминающая Покровский собор.

Надвратная Благовещенская церковь

Её фасады покрыты узором, состоящим из валиков, поребриков и ширинок разных размеров. Центральная глава церкви опирается на массивный барабан, поднятый на ярусе кокошников. По углам храма помещены два миниатюрных придела, увенчанных барабанами со шлемовидными куполами. По преданию, в юго-восточном приделе находилась молельня великой княгини Сабуровой. Своим главным фасадом церковь обращена на «Стромынку» - главную московскую дорогу. По этой дороге в Суздальский Покровский монастырь приезжали высокопоставленные гости из Москвы, в том числе Иван Грозный, привозивший в обитель ценные дары.

4. Зачатьевская трапезная церковь

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь, первоначально освящённая во имя зачатия святой Анны. В 1551 году на месте деревянной церкви Иван Грозный воздвиг каменный храм в память о своей умершей дочери Анне .

Зачатьевская трапезная церковь

Зачатьевская церковь напоминает гражданское здание: её основу составляет прямоугольный трапезный зал, перекрытый двускатной кровлей. С юго-запада к трапезным палатам примыкает шестигранная часовая звонница, а с востока - собственно объём церкви, обозначенный небольшой главкой. Здание украшено ромбовидным орнаментом из мелкого кирпича, характерного скорее для польской, чем для русской архитектуры. Возможно, зодчим Зачатьевской церкви был польский мастер, приглашённый Еленой Глинской. На втором этаже здания размещается просторный трапезный зал с мощными сводами, опирающимися на единый столп. Нижний этаж занимают хлебопекарня, поварня и другие подсобные помещения.

5. Приказная изба, или судный дом

Приказная изба, или судный дом

В юго-западной части Суздальского Покровского монастыря находится приказная изба. Вытянутое прямоугольное здание состояло из трёх помещений: северное занимал архив, центральное - вотчинная канцелярия, а в крайнем южном помещении проводились допросы провинившихся монахинь и крестьян, привезенных сюда за недоимки. Вотчинную канцелярию возглавлял дьяк, управляющий монастырским хозяйством. Сегодня в здании открыта экспозиция, воссоздающая интерьер приказной избы конца XVII века . Под приказной избой располагается подвал - тюремный «мешок» размером 2х4 метра, где содержались узницы.


Всего 44 фото

В Суздале за всю его историю было основано 15 монастырей. Для такого небольшого нынешнего городка в 10 000 жителей это довольно значительное количество. Однако, вспомним, что именно Суздаль являлся с XII в. столицей Ростово-Суздальского, с XIII - Суздальского, а с первой половины XIV в. - Суздальско-Новгородского княжеств, а в конце XIV века вошел в состав Великого Княжества Московского и стал одним из основных религиозных центров на Руси. С XVI в. в Суздале велось масштабное строительство монастырей, расширялись старые, возводились новые. К XVI -му веку в Суздале уже действовало 11 монастырей. Однако с 1796 г. Суздаль становится уездным городом Владимирской области и со второй половины 19-го века - провинциальным, что, и явилось главной причиной сохранности здесь значительного количества замечательных памятников древнего русского зодчества.

Свято-Покровский женский монастырь, куда мы с Вами направляемся, является одним из самых интересных архитектурных ансамблей Суздаля. Основанный в 1364 году при суздальском князе Дмитрии Константиновиче он был одним из наиболее крупнейших и известных на Руси в 16-х-17-х веках, ведь именно сюда ссылали опальных и неугодных цариц, княгинь и прочих особ знатного происхождения. Далее под катом, любопытная история монастыря, рассказ о его пленницах, чудесах и моих ощущениях, которые резко отличаются от других подобных мест Суздаля и мест силы вообще.

02.

Основан этот монастырь в 1365 году, но от его деревянных построек совершенно ничего не сохранилось. В 1510 году Иван III инициировал масштабное каменное строительство Покровского монастыря. Существует легенда о появлении этого монастыря в Суздале. Великий нижегородско-суздальский князь Андрей Константинович в 1365 году, за год до своей смерти, изъявил желание основать и построить монастырь для инокинь в связи со своим обетом данным Богу построить храм имени Пресвятой Богородицы, при страшном шторме на Волге в который он попал по пути в Великий Новгород. Жизнь его была спасена, так как сразу же после данного им обета великое волнение как по мановению руки стихло. Место для монастыря, на правом берегу реки Каменки, указал и выделил землю местный святой, сподвижник Сергия Радонежского блаженный Ефимий Суздальский.
03.

XVI век стал для монастыря временем великого духовного процветания, так как именно в это время здесь становится святой Софией Соломония Сабурова, жена Великого Московского князя Василия III , которая после двадцатилетнего супружества была пострижена в черные монахини под именем София в Московском Рождественском монастыре и сослана сюда, в Свято-Покровский монастырь, возможно, под надуманным предлогом «ее бесплодия». Василий III же впоследствии женился на Елене Глинской, будущей матери Ивана Грозного.
04.

София отличалась глубокой набожностью и святостью еще при жизни. В 1542 году она умерла и была погребена в усыпальнице Покровского собора. Практически сразу же на ее могиле в некрополе Покровского собора начались многочисленные чудеса и исцеления и в середине XVII века она была причислена к лику святых. Житие святой Софии привлекло в монастырь многих представительниц княжеских и боярских родов. Тогда же на обитель обратили особое внимание представители и царских фамилий. И, так, до XVIII века монастырь стал местом пострига в монахини значительного количества женских царственных особ, таких как супруга Ивана Грозного - царица Анна, супруга Василия Шуйского - царица Екатерина, супруга Петра I - Евдокия Федоровна Лопухина и многих, многих других.
05.

Кстати, существует легенда, что у Софии был сын Георгий, родившийся сразу после пострига, и чтобы скрыть его существование и избежать преследования, София, якобы инсценировала смерть сына во младенчестве и его захоронение в соборном некрополе. Этот слух частично подтвердился, когда в 1935 году А.Д. Варганов, занимавшийся историческими исследованиями и восстановлением Покровского монастыря, обнаружил, вскрыв детскую могилу в усыпальнице Покровского собора, под могильной белокаменной плитой, детский долбленый деревянный гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Однако, ничего более доказать не удалось и судьба сына Софьи до сих пор является нераскрытой тайной. Иван Грозный впоследствии сильно интересовался судьбой своего сводного брата и неоднократно приезжал в Покровский монастырь расследовать это дело, но ему также ничего не удалось найти…
06.

Ну, а теперь, отправимся исследовать Свято-Покровский монастырь. Туристов сюда водят не часто, поэтому монастырь не сильно людный, что уже здОрово. Кроме того, монастырь действующий, и нам категорически запретили фотографировать монахинь, снимать в храме и не ходить по монастырю кроме как по главной дорожке от Святых врат до Зачатьевской церкви, погрозив в противном случае о досрочном удалении с территории обители. Ограничения, конечно, обескуражили, но мне все же удалось сделать некоторые кадры из «запретных» мест монастыря)
07.

Пройдя через святые врата с надвратной церковью Благовещения, к истории создания которой мы еще вернемся, я оказался на территории Свято-Покровского женского монастыря. Во всем ощущалось необычайное спокойствие и умиротворение, как будто ты окунулся в благостное гармоничное расслабленное состояние. И это не описать словами…

Прямо передо мной правее возвышалась громада Покровского собора, первого каменного храма на территории монастыря, построенного в 1510-1518 гг. на месте древнего деревянного собора.
08.

Архитектура храма очень необычна. Собор Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой величественный двухэтажный храм-усыпальницу, увенчанный тремя главами и окруженный с трех сторон открытой галереей. С востока к нему примыкают три полукруглых апсиды, украшенных в верхней части скромным резным пояском. Свет в алтарную часть проникал через довольно узкие вытянутые окна (три на центральной апсиде и по одному на боковых) с полукруглым завершением и «глубоким» обрамлением. Декоративное убранство самого собора довольно сдержано. Стены, разделенные лопатками на три части, завершаются килевидными закомарами. Им отвечают кокошники той же формы в основании барабана чуть приподнятой центральной главы. Такие же кокошники завершают и арочные проемы галереи. Сквозь эти проемы видны резные порталы, обрамляющие входы. Гладь стен нарушает только вытянутый аркатурно-колончатый пояс, напоминающий владимиро-суздальскую архитектуру эпохи домонгольской Руси. Храм был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться только внешним обликом древней святыни.
09.

Покровский собор кажется величественным и строгим, и это не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь...
10.

И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном «подцерковье», за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и многие другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.
11.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако, в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым - дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».
12.


13.

В 1922 году монастырь был разорен, здесь размещалась в то время биохимическая лаборатория. В 1950-х - 60-х годах монастырь реставрировался, а в 1980-е здесь открыли туристический гостиничный комплекс на 90 мест с бассейном и баром, ну а в соборе был концертный зал. Ну, надо же!?!(

Именно тогда построили эти любопытные избы-кельи, которые служили туристическими гостиничными номерами. В 1992 году монастырь вернули церкви и в этих кельях, наконец, стали селиться реальные монахини Свято-Покровского монастыря. Эти кельи располагаются практически по всей территории монастыря тяготея к его крепостным стенам.
14.


15.


16.


17.

Шатровая башня монастырской ограды. Первая каменная ограда монастыря появилась ещё в XVI веке, но позднее была перестроена, а в XX веке отреставрирована А. Д. Варгановым. Наиболее старая часть ограды с лишёнными декора шатровыми башнями XVII века находится в северной части монастыря и образует небольшой замкнутый дворик. Восьмигранные башни XVIII века с полусферическими куполами значительно живописнее и, возможно, первоначально также имели шатровое завершение.
18.


Осмотрев Покровский собор я отправился к Зачатьевской трапезной церкви.
20.

Зачатьевская церковь, построенная в 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного, заменила старую деревянную церковь XIV века. К трапезной примыкает построенная в XV -м веке оригинальная звонница. Церковь совершенно необычна по своей архитектуре, и больше напоминает в основном своем объеме польский костел, чем православный храм.
21.

К двухэтажному зданию трапезной палаты примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь небольшой главкой. Мощные своды расположенного на втором этаже трапезного зала поддерживает стоящий в центре столб. Нижний этаж был предназначен для вспомогательных хозяйственных помещений. В качестве почти единственного украшения здания использован необычный орнамент из красного кирпича в виде ромбов, огибающий строение по всему периметру. С западной стороны пристроена шестигранная часовая звонница, шатёр которой опирается на арочный ярус и украшен одним рядом слуховых окон.
22.

Одну фотку внутри Зачатьевской церкви, все же, удалось сделать)
23.


24.


25.


26.

Вокруг Трапезной церкви когда-то находился ряд подсобных помещений. Одно из них - использовавшаяся для приготовления пищи - одноэтажная поварня конца XVII века было восстановлено и являет редкий образец монастырской архитектуры.
27.

Раз уж мы упомянули поляков, то есть одно чудное предание о святой Софии. При нашествии польских интервентов в 1609 году Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, и он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя». И факт остается фактом - только Покровский монастырь в Суздале уцелел тогда от полного разорения.
28.

Одна из любопытных страниц истории монастыря связана с многолетним пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, в иночестве Елены. Она прибыла в Покровскую обитель в 1698 году. С западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои. Напротив Святых врат обители в 1712 году она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея. Мы еще вернемся к истории этой любопытной церкви.
29.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре ее сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая «исследовать дело». «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, - пишет историк М.И. Семевский, - все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок…, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумению Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамну, монахиню Капитолину и несколько других монахинь невинно осудили и казнили на Красной площади в Москве в марте 1718 года.

Это вид на территорию монастыря от называемой Поварни. Заходить с этой стороны не разрешали, но я воспользовался отсутствием соглядатаев и постарался разнообразить ракурсы. Как я уже и упоминал, обойти монастырь вокруг не удалось.
30.

Монастырь выглядит живым и наполнен тихой радостью, это чувствуется. Жаль, конечно, что не удалось побывать в усыпальнице под Покровским собором, но стояла ранняя весна и он был еще закрыт для посещения.
31.

Еще несколько ракурсов величественного и строгого Покровского собора.
32.


33.


34.

В юго-западной части монастыря сохранился ещё один памятник русской гражданской архитектуры — Приказная изба с воссозданным в 1970 году интерьером начала XVIII века. В подземелье здания находится каменный мешок, где содержались узницы монастыря.
37.

Приказная изба - центр управления монастырским хозяйством. В ведении приказной избы находились также судные дела. В здании три помещения с отдельными входами: архив, канцелярия и «каменный мешок». В помещении канцелярии воссоздана обстановка конца XVII - начала XVIII века. В красном углу - иконы. На стене - портрет Петра I. На столе, покрытом сукном,- книги и папки для бумаг, грамоты и столбцы, чернильницы и гусиные перья. Конец XVII - начало XVIII века. Здание реставрировалось в 1950 - 1970-е, 2001 - 2002-е годы.
38.


Немного о надвратной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые ворота уникальны - они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью. Трёхглавый храм располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проёмами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
39.

Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула этому замечательному памятнику его первоначальный вид.
40.

Последний взгляд на эту величественную и одновременно необычайно кроткую обитель.
41.

Петропавловская церковь, построенная в 1694 году относится к слободскому типу. Она находится около Покровского монастыря и построена на Никольской слободе, принадлежавшей Покровскому монастырю. Здание весьма обширное, двусветное, просторное. Большой массив основного клуба имеет с западной стороны паперть, а с северной — придел. Фасады декорированы оконными наличниками с арочками, заостренными в центре, красивыми перспективными порталами и карнизом, состоящим, из полукруглых кокошников с поребриком. Кровельное покрытие церкви на четыре ската. Она завершена пятью главами с куполами луковичной формы. Внутреннее помещение имело лепные барочные рамы, как на стенах, так и на сводах, с расписанными внутри них картинами из священного сюжета. Часть этих украшений сохраняется в настоящее время.

К северо-западному углу основного здания церкви когда то примыкала колокольня. Нижняя ее часть имела в основании куб, с большим круглым столбом в углу, от которого на стены паперти были перекинуты арки. На них находился четверик — куб и восьмигранник со звонами вверху. Восьмерик завершался прямолинейным широким шатром. Эта монументальная и грузная форма колокольни несколько отходит от тех изящных и стройных колоколенок, которые мы видим сейчас на посаде. Колокольня была разрушена в лихие годы советской власти.
42.

С южной стороны Петропавловской церкви (правее от нее) находится небольшая каменная церковь - Никольская, с престолом Алексия, Человека божия. Это зимняя церковь. Основная ее клеть несколько подвышена против западной и алтарной. Покрытие четырехскатное, завершенное одной небольшой главкой. Здание построено в 1712 году ссыльной царицей Евдокией Лопухиной, матерью Алексея Петровича, сына Петра I. Один из приделов Никольской церкви как раз и освящен в честь Святого Алексия. Этот факт связан с пребыванием в монастыре Евдокии Лопухиной, бывшей жены Петра I и памятью о казненном царевиче Алексее. Храм имел пристроенную к паперти колокольню, которая также не сохранилась. Церковь эта была значительно перестроена и искажена. В 1954 году она восстановлена в своем начальном виде.
43.


44.


Покровский монастырь вызвал очень теплые и тонкие трогательные чувства. Ощущается тихое возрождение обители как шепот и журчание ручейка неуклонно пробивающегося к полноводной реке. Несмотря на ограниченное время пребывания, мне удалось почувствовать тихую скорбь и принятое смирение, что явно чувствуется на этой святой и многострадальной земле. Специфика этих ощущений в этой практически женской тюрьме и скорбном престижном женском некрополе была особой и позволяла прочувствовать страдания и примирение все новых верениц именитых монахинь со своей незавидной судьбиной. Недаром же бывшая опальная жена Петра I Евдокия Лопухина, умирая в Новодевичьем монастыре, сказала, что «…Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Эти слова удивляют и как нельзя лучше говорят о примирении, принятии своей судьбы, обретении душевного покоя мятежными и неугодными царственными женскими особами, что прошли через свое былое величие приняв венец страдания, стяжая бесконечное терпение, находясь в этом символичном месте упокоения монахинь с такой же похожей и тяжелой судьбой.

Источники и дополнительная информация:

Путеводитель по Суздалю. http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html
Интернет-портал об истории и генеалогии - о Покровском монастыре: http://family-history.ru/temples/temples_6.html
Покровский женский монастырь в Суздале со схемой монастыря: http://nataturka.ru/usadiba/pokrov_mon_suzdal.html
Достопримечательности Суздаля - Никольская церковь