Open
Close

Знание, переживание и опыт. Опыт и знание Никаких знаний и опыта

Я долго искала ответы на бесчисленные свои вопросы. Пожалуй, на это ушло около 30 лет сознательной жизни. Это были отдельные ответы, как кусочки мозаики. Они радовали, но не приносили удовлетворения. Поиск продолжался.

Когда я познакомилась с «Системой Знаний ЭКОЛОГИИ МЫСЛИ Л.П.Троян», меня захлестнуло чувство эйфории, сродни влюблённости. Я была счастлива тем, что нашла эти Знания. Счастье меня переполняло и выплёскивалось через край. При этом часто доставалось моего счастья тем, кто оказывался рядом, хотя они об этом не просили и в моём счастье не нуждались.

Потом это счастье успокоилось, улеглось внутри, перестало бить через край. Наступил период осознавания. Полученные знания пропускались через собственный опыт, раскладывались по полочкам, выстраивались в собственную целостную картину мира.

Если в ней были пробелы, пустые места, я искала ответы, и заполняла эту пустоту. Мудрый Мир ни один наш внутренний вопрос не оставляет без ответа. Через 3 года все паззлы сложились в целостную картинку, наступило время, когда возникло тихое счастье от мысли, что я понимаю мир. Произошли значительные изменения в моей жизни во всех сферах: здоровье, материальное благополучие, отношения.

Вот этой тихой радостью захотелось делиться. Тогда и возник первый курс, который захотелось провести. Я открыто делилась своим опытом, своими наблюдениями, озарениями, своим пониманием. Первый курс был благотворительный. Сложно вначале брать ответственность за результат, недостаточно уверенности. Курс прошёл замечательно. Я получила 14 благодарных отзывов, определённую степень уверенности в себе и желание продолжать.

Каждый новый курс дарит новый опыт, новые ответы, новые возможности, увеличивает профессионализм. Идёт совместное развитие. И процесс этот бесконечен. Это напоминает некий поток людей, которые увлечённые своим интересом, сначала объединяются, потом к ним присоединяются ещё и ещё, за каждым человеком идёт ещё несколько человек.

Когда человек вовремя не передаёт знание, этот поток прерывается. Те уходят вперёд, а новые не появляются. Кто-то, кто чувствует интуитивно свою потребность, может увидеть далеко «хвост» этих людей и не захотеть догонять. Знания – это беспрерывный поток.

Не желая передавать знания и опыт, человек сам прерывает этот поток, лишая других возможности, кто мог бы получить эти знания именно от него, тем самым лишая себя благодарности и чувства удовлетворения. Прервав цепочку передачи знаний, человек переходит в стадию, когда уходит новизна полученных знаний. Они приватизируются, возникает ощущение, что это знают все, что нечего сказать.

Эти люди сами лишают себя радости быть нужными и полезными другим, потому что в какой-то момент слишком думали о себе и забыли о других. Обычно это мысли: «А что я могу», «Я ещё ничего не знаю», «Я мало знаю», «Мне нечего сказать» и другие. Такое состояние называется гордыня.

В Знаниях и опыте нет конечного пункта, дойдя до которого, можно остановиться. Напротив, чем больше открывается информации, тем более приходит понимание, как много ещё предстоит узнать. Наша картина мира может расширяться до бесконечности.

Это как подъём в гору: чем выше поднимаешься, тем больше обзор. Очень важно не прерывать цепочку передачи знаний. Ведь, поднимаясь в гору, мы поддерживаем друг друга, иногда меняясь местами. Самое ценное качество – отдающая позиция на благо для других, когда в твоём поле зрения есть другие люди, можно видеть их потребности и свои возможности им помочь. Такое качество помогает быть нужным, востребованным, получать удовлетворение в жизни.

Много лет я наблюдала интересную закономерность. Обращаешься к профессионалу в какой-то области. Он начинает говорить со мной на своём профессиональном языке, которого я не понимаю. Если б я понимала этот язык, я бы не нуждалась в его помощи.

Своими простыми вопросами я старалась вернуть человека в то начальное состояние, когда он ещё не владел этими знаниями, и просто и доступно объяснить мне то, что мне нужно. Не каждому это удавалось. Обычно неуверенность в своих знаниях, своём профессионализме заставляла людей одевать маску профессионала, не желая помнить своё состояние неуверенности в начале профессионального пути. И в этом большая ошибка.

Человек, помнящий оба состояния: когда у него не было знаний и опыта, и когда они есть, сможет всегда просто и доступно донести информацию, удовлетворить потребность обратившегося максимально. Такой человек всегда будет иметь много благодарных клиентов в любой сфере деятельности. Такой человек и сам будет легко обучаем.

Передача знаний не делает нас беднее, напротив, постоянно приходят новые знания взамен переданных. Ничто не стоит на месте. Потребность получать знания открывает возможности. Человек всегда найдёт свои ответы: может через вас, а может через другие источники.

Тот, кто не готов отдавать свои знания, нарушает Закон благодарения и разрушает своё здоровье.

Всё знать в этом мире невозможно. Каждый может выбрать ту область деятельности, где сможет достигнуть максимума своих возможностей, а в остальных сферах он будет готов обращаться к профессионалам своего дела с благодарностью. Такая позиция делает нас уверенными в себе и благодарными людьми.

Теперь мне стала понятна фраза моего Учителя: «Рассказывайте о Знаниях». Делитесь своими знаниями и опытом, не ожидая мифического совершенства, и вы будете востребованными и удовлетворёнными людьми, будете двигаться по жизни в потоке знаний и единомышленников, не прерывая цепочки взаимосвязи.

Знания и опыт - понятия очень близкие. В чем заключаются особенности их интерпретации в науке?

В чем заключается специфика знаний?

В науке под знаниями принято понимать некоторую информацию, которую человек может применить в полезных целях - например, при изучении какого-либо объекта или при проведении исследования.

Основной критерий знания - передаваемость. Оно может быть зафиксировано в каком-то письменном источнике или же присутствовать в общественном сознании какой-либо социальной или этнической группы в качестве устного коммуникативного элемента. Но в обоих случаях возможна его передача от одного носителя к другому.

Один из аспектов передаваемости знаний заключается в том, что обмениваться ими могут носители разных языков и культур (при условии перевода, если это необходимо). Знания - универсальная категория человеческих коммуникаций, и их передача, как правило, возможна, даже если ценности и особенности мышления людей, передающих знания, отличаются от тех, что характеризуют людей, которые принимают знания.

Однажды полученные человеком знания могут периодически дополняться, совершенствоваться. Поэтому в науке принято считать, что они не имеют практических границ.

Еще один важнейший критерий знаний - их обоснованность. Дело в том, что во многих случаях представление человека о чем-либо выражается в теоретическом аспекте и отражает его догадки и предположения о том, как могут проходить те или иные процессы. В то время как на практике человек зачастую не имеет возможности проверить то, каким образом данные процессы могут проходить в реальности. Обоснованность знаний - главный фактор их достоверности с точки зрения возможности описать ход тех или иных процессов с высокой точностью.

Качество знаний, выражаемое, в частности, в их обоснованности, может быть чаще всего объективно (то есть при участии достаточно большого количества людей и высказывании ими своих мнений) оценено.

Таким образом, знания - это информация, которая:

  • может передаваться от одного человека к другому вне зависимости от того, на каких языках они говорят (при наличии возможности перевода - если это необходимо), а также от их принадлежности к какой-либо культуре;
  • как правило, постоянно дополняется, совершенствуется;
  • характеризуется во многих случаях теоретизированностью;
  • требует обоснованности.

В чем заключается специфика опыта?

Под опытом исследователи чаще всего понимают, прежде всего, совокупность ощущений человека - применительно к каким-либо воспоминаниям или, например, касательно поведения в какой-либо ситуации. В первом случае опыт может быть положительным или не очень. Во втором - большим или, наоборот, недостаточным.

Человек «опытный» - значит, имевший возможность испытать в прошлом определенные ощущения - на физическом или психологическом уровне, которые впоследствии могут быть применены им в тех или иных ситуациях.

Опыт - категория субъективная, поскольку отражает специфику ощущений конкретного человека. Частично он может передаваться от одних людей к другим, но полностью это возможно в очень редких случаях - попросту потому, что ощущения у каждого человека свои собственные.

Весьма затруднена передача опыта между людьми разных культур, ведь специфика отдельных культур зачастую предполагает формирование уникальных механизмов восприятия человеком окружающего мира. То же во многих случаях характеризует обмен опытом между носителями разных языков. Если, в принципе, современные лингвисты могут переводить практически любые слова с одного языка на другой, то «перевод» ощущений - крайне затруднен.

Важнейший критерий опыта - его высокая практическая эффективность. Он в меньшей степени теоретизирован в сравнении со знаниями, привязан к достижению реальных результатов. Обоснованный опыт, если проводить аналогию со знаниями, - тот, который позволяет человеку достичь чего-то полезного. Если, к примеру, говорить о спорте - стоящим будет тот опыт, который даст атлету возможность что-то выиграть. Если речь идет о предпринимательстве - важен будет опыт человека в принятии эффективных решений в бизнесе.

Способный принести реальную пользу опыт обычно не требует обоснования. Собственно, успешный результат его применения и заменяет соответствующее обоснование.

Стоит отметить, что, как и знания, опыт постоянно совершенствуется, дополняется новыми ощущениями.

Сравнение

Главное отличие знаний от опыта заключается в том, что первая категория представляет собой информацию, вторая - ощущения человека. Кроме того, разницу между знаниями и опытом можно проследить в аспекте:

  • передаваемости между людьми;
  • передаваемости между носителями разных культур, языков;
  • субъективности и объективности;
  • теоретической или практической направленности;
  • необходимости обоснования.

Знания и опыт объединяет тот факт, что они постоянно дополняются - соответственно, новой информацией и ощущениями, совершенствуются.

Определив,в чем разница между знаниями и опытом, отразим основные выводы в небольшой таблице.

Таблица

Знания Опыт
Что общего между ними?
Полученные человеком знания и опыт постоянно дополняются, совершенствуются
В чем разница между ними?
Представляют собой информацию, которой овладевает человек Представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек
Могут передаваться от одного человека к другому практически полностью Может передаваться от одного человека к другому, как правило, только частично
Могут, как правило, легко передаваться между носителями разных языков и культур Во многих случаях с трудом передается между носителями разных языков и культур
Объективны Субъективен
Имеют теоретическую направленность Имеет практическую направленность
Требуют обоснования Практически эффективный опыт не требует обоснования

Бытует мнение, что образование можно получить только в учебных заведениях, по окончанию которых, учеба и процесс обучения останавливается. Но это далеко не так и потребность в новых знаниях только увеличивается с возрастом. И вот почему...

Человек на протяжении всей своей жизни узнает что-то новое, приобретает новые навыки, чему-то учится. Иначе, ему не выжить в современном мире.

Стоит ли тратить время, средства и прикладывать усилия для получения этих знаний? Учиться никогда не поздно, это дает человеку дольше сохранять острую память, быстрее мыслить, принимать решения, обучаться быстрее. Сам процесс обучения помогает развить много полезных качеств, такие как собранность, самодисциплина, умение четко выражать свои мысли, повышается умственная концентрация.

Знания - это просто информация, которую вы добываете из разных источников. Но знания всегда должны быть подкреплены практикой. Старайтесь сразу внедрять их в жизнь, проверять их эффективность. Сегодняшний мир - это мир информации и, если вы владеете ею, успех в ваших руках, вы шагаете в ногу с миром.

Постоянно узнавать что-то новое, изучать, читать, исследовать, искать - это природа человека. Посмотрите на маленьких детей, они находятся в постоянном непрерывном процессе обучения и это им нравится. Скорость, с которой они изучают и усваивают всё новое, поражает. Что же случилось с взрослым человеком? Его способности только выросли, а желание узнавать что-то новое, учиться исчезло?

Тот, кто останавливается в развитии, не желая познавать новое, учиться снова и снова, постепенно начнет деградировать, тупеть и быстро стареть.

Это признанный и доказанный учеными факт, что чем больше человек обучается, читает, интересуется новыми знаниями, тем он дольше живет и болезни, характерные для старых людей, ему не страшны.

К тому же если человек постоянно повышает уровень своих знаний, он более интересен для современных компаний. Он более конкурентноспособен на рынке труда, соответственно оплата его труда вырастает в разы.

Знания расширяют человеческий кругозор, его мировоззрение меняется в процессе обучения. Это помогает воспринимать мир, людей, события с другой стороны, так как восприятие трансформируется с усвоением нового. В самом процессе человек начинает постепенно изменяться, а значит и его жизнь тоже. Поэтому если хотите перемен, начинайте снова учится.

Самообучение и саморазвитие стали ключевыми словами современного человека. Сейчас существует огромное количество разных источников, откуда можно почерпнуть новые знания: интернет, книжные магазины, библиотеки, всевозможные курсы, тренинги, семинары. Не бойтесь открывать новые горизонты и расширять свои границы.

Такой мини-опрос устроила для родителей ее детей (такой вот лингвистический казус) одна моя знакомая учительница.

Я решил ответить, хоть и не являюсь родителем никого из ее детей. Вопрос интересный и очень сложный. Как на самом деле повлияло школьное образование на жизнь, судить очень не просто. Но тут важно, как человек сам оценивает это влияние.

Я решил попробовать ответить на три вопроса
1. Какие знания и опыт, приобретенные в школе, Вы цените больше всего?
2. Какие знания и опыт, приобретенные в школе, Вам не представляются важными?
3. Какие знания и опыт, полученные в школе, имели негативное влияние на Вашу жизнь?

Какие знания и опыт, приобретенные в школе, Вы цените больше всего?
В советских школах, почти во всех, были очень хорошие учителя математики, с глубокими знаниями и пониманием предмета. То, чему они меня научили, позволило получить мне профессию вполне творческую, найти работу, в которой тоже большая доля творчества. Я благодарен им всем, включая учительницу начальных классов. В школе я получил опыт поиска и побед в первую очередь в решении математических задач. Это очень ценный опыт, который распространяется, в принципе, на решение сложных задач.

Очень хорошими были уроки труда. Сейчас я могу оценить, что кое-что из того, чему не научил меня отец, научили на уроках труда.

Детский сад и школа позволили мне получить опыт жизни в коллективе. Может быть это и не самый совершенный опыт, но это точно лучше, чем отсутствие такого опыта. Мне приходилось испытывать радость достижения чего-то совместными усилиями.

Главное видится на расстоянии. В школьном возрасте я это не осознавал и принимал как должное (а иначе и быть не должно) - учителя вкладывались в нас и заботились о нас. Сейчас видно, что учитель труда и физкультуры, наш классный руководитель, директор, учитель физики и не только они, пытались нас растить, а не просто чему-то научить. Это стало осознаваться мной значительно позже и может даже не перешло окончательно в разряд опыта. Но это то, что окружало меня в школе.

Какие знания и опыт, приобретенные в школе, Вам не представляются важными?
Знания такой груз, который не давит на плечи. Нас хорошо учили химии, которая не сильно пригодилась в моей профессиональной деятельности. Но я не огорчен, что химию преподавали на высоком уровне. Дело в том, что реальные знания важны для человека, даже если они не пригождаются на работе и в повседневном быту. Такие знания позволяют давать близкую к реальной оценку каким-то событиям и явлениям в жизни и, соответственно, влияют на принятие решений.

Какие знания и опыт, полученные в школе, имели негативное влияние на Вашу жизнь?
Это либо ложные знания, либо недостаток знаний. Тут хочется в первую очередь говорить о том, что недодали или что дали в очень искаженном виде. Я бы сказал, что преподавание гуманитарных наук в позднесоветской школе было на довольно низком уровне. Но этого мало. Они давали искаженное представление о реальности. Советский человек не формировался. Тут претензии огромного масштаба легко предъявить на примере всего моего поколения. Но если говорить только о себе, как предполагает поставленный вопрос, - у меня не было цельного представления о мире. То, что говорилось в школе, не соответствовало многим реалиям. Когда посылки противоречат друг другу, можно делать любой вывод. Ну я и делал. Не только я, но я тоже. Эту претензию нельзя предъявлять непосредственно школе. Существовавший культурно-исторический гуманитарный дискурс в стране целиком проявлялся в школе. А вот он был сильно искаженный.

Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока. Абу-ль-Фарадж

Душа, в которой отсутствует мудрость, - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Абу-ль-Фарадж

Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым. Д. Аддисон

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. В. Г. Белинский

Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. У. Блейк

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом. Г. Бокль

Мы часто встречаем людей, ученость которых служит орудием их невежеству, - людей, которые чем больше читают, тем меньше знают. Г. Бокль

Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. П. Бошен

Источник истинного знания - в фактах! П. Буаст

Образование - клад, труд - ключ к нему. П. Буаст

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. Ф. Бэкон

Знание есть сила, сила есть знание. Ф. Бэкон

Знание и могущество - одно и то же. Ф. Бэкон

Охотнее всего мы говорим о том, чего не знаем. Ибо об этом-то мы и думаем. Сюда направлена работа мысли, и направлена она может быть только сюда. П. Валери

Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий

Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения. Л. Вовенарг

Дух подвластен тому же закону, что и тело - невозможности существования без постоянного питания. Л. Вовенарг

Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний. Л. Вовенарг

Немалое достоинство состоит в том, чтобы признать невежеством то, что другие почитают знанием, и открыто признавать, что ты не знаешь того, чего действительно не знаешь. П. Гассенди

Повторное чтение уже прочитанных книг - самый надежный пробный камень образованности. К. Геббель

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет. Г. Гегель

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций

Всезнайство уму не научит. Гераклит

Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен

Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен

Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте

Опыт - вот учитель жизни вечной. И. Гёте

Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте

Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте

Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте

Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте

Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров

Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький

Знание - это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого - не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький

Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький

Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим. М. Горький

Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький

Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов

Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт

Знание - спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили

Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго

Обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. В. Гюго

Истинное лекарство от всех страданий - это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо

После хлеба самое важное для народа - школа. Ж. Дантон

Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт

Многие многознайки не имеют ума. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит

В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро

Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег

Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег

Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег

Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер

Образование - лицо разума. Кабус

Социализм - это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин

Ложная ученость хуже невежества. Невежество - это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость - это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту

Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль

Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан

Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская

То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Без знания рабочие - беззащитны, со знанием они - сила! В. И. Ленин

Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин

Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин

Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин

Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт

Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание - сила! Сила - знание! В. Либкнехт

Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг

Человек родился быть господином, повелителем, царем природы! Но мудрость, с которою он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением. Н. И. Лобачевский

Великое искусство научиться многому - это браться сразу за немногое. Д. Локк

Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко

Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев

Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников

Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер

Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье

Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен

Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский

Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев

Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев

Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев

Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев

Круглое невежество - не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон

Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор

Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников

Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир

Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев

К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин

Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, - главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан

Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан

Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин

Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек - это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин

Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин

Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин

Знания - броня от всех бед. А. Рудаки

Талант и знанья - яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки

Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов

Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло.