Open
Close

Власть как категория политической науки. Основные категории и проблемные комплексы политической науки

Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому изучение содержания понятия власти в курсе политологии является актуальной задачей в системе гуманитарного образования. Цель главы - рассмотреть власть как первооснову политических отношений в обществе, осмыслить механизм функционирования власти в рамках общества, выявить роль государства в системе властной регуляции и увидеть проблемы, трудности реформирования российской государственности.

Сегодня такой анализ особенно необходим, так как эта проблема упрощалась в советское время и все сводилось к «классовому господству - подчинению» в рамках капиталистического общества. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично отражал реальные отношения в обществе XIX-XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и «господства-подчинения» во властных отношениях было бы не совсем корректно.

Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества.

Понятие власти носит междисциплинарный характер. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Древней Индии, Древнего Китая и античной Греции. Например, древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство », имело и другое значение. Его трактовали как первоначало или первопричина чего-либо. По - видимому, это было не случайным совпадением в античной мысли, скорее это смутная догадка о таинственной и неуловимой природе власти.

Над парадоксами власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, разрушающей человека и общество, задумывались во все времена философы, писатели: Аристотель и Гегель, Маркс и Маркузе, Шекспир и Достоевский, Фуко и Кафка, которые в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным феноменом жизни общества и человека.

Тем не менее рассуждающие и пишущие о власти пришли к заключению, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она была необходима в первобытном обществе. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти , которая отделилась от общества и встала над ним. Таким образом, появление публичной власти и ее относительная независимость от общества является исходным для всех современных социальных и политических теорий.

На вопрос, "По какому праву один человек властвует и подчиняет своей воле другого человека ?", по-разному пытались ответить мыслители разных эпох и народов. Поэтому с развитием общества происходило становление основных концептуальных подходов к анализу природы власти.

Патриархальная концепция власти является самой ранней. Появилась она благодаря идеям древнекитайских и древнеиндийских мыслителей. В Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора ».

В осмыслении сущности политической власти в античную эпоху Аристотель исходил в своей работе «Политика» из того, что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления». Аристотель отмечал, что политика - это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В «Политике» он писал об этом универсальном или тотальном механизме социального общения так: «И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевлённые существа». Но в отличие от достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа и жены, отца и детей) Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.

Однако тот же Аристотель (позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полнойликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).

Таким образом, мыслители прошлых времен уже тогда увидели обратную сторону феномена власти. Власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять людьми с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.Специфическим признаком власти является доминирование властной воли.Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью .

Среди подходов к интерпретации власти и причин её возникновения можно выделить биологической подход . С позиции этого подхода власть рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека, как биосоциального существа упор делается на иррациональных инстинктах индивида. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Ницше утверждал, что жизнь - это воля к власти и способность к самоутверждению.

С позиций биогенетического подхода в основе стремления к власти лежат антропологические свойства человека, его воля к власти. У психоанализа истоки власти находятся в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти – естественное состояние человека. Одни жаждут быть в услужении и присоединении к воле более сильного, другие же стремятся к лидерству, к навязыванию воли каким-либосубъектам.

Марксистский подход исходит из анализа социальных факторов экономического свойства, выявления основной причины, которая заложена в социально-экономическом неравенстве. Именно социальное неравенство обусловливает раскол общества на враждующие классы, и власть исходит из необходимости обеспечения управление системной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?».

Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, добиваться цели.

В современной западной политологии важное место занимают системные концепции власти. Ключевое понятие системной теории анализа власти - «по­литическая система общества». Власть в соответствии с данны­ми концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные эле­менты системы связаны с ней непосредственно или опосре­дованно. Назначение власти - регулировать отно­шения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты, разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интере­сов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача власти - строить свои отношения со всеми эле­ментами политической системы общества таким образом, что­бы это способствовало равновесному, сбалансированному со­стоянию данной системы. Другими словами, власть должна стремиться к достижению в обществе политической, так и экономической стабильности.

Релятивистские концепции власти (от англ. relation - отноше­ние). В соответствии с ними власть рассматривается как личнос­тное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. Реляти­вистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности: стимулирование активности трудовой деятельности, соблю­дение норм общественного поведения и др.

Бихевиористские концепции власти (англ. bihavior - пове­дение). Так же, как и в релятивистских концепциях власти, бихе­виористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, гос­подствуют, а другие подчиняются и выполняют решения пер­вых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заклю­чается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способ­ности властвовать (обладание «политической энергией»). С обретением власти свя­зано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является спосо­бом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки.

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со свои­ми менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспе­чивающими их победу на выборах. Очевидно, что борьба за власть - постоянное явление. Политическая власть рожда­ется, как правило, в противоборстве политических сил и от­дельных личностей.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. Социальная власть, по его мнению, это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая воля основана».М.Вебер утверждает, что власть возникает в силу асимметричности отношений между субъектами.

Для анализа власти в России особое значение имеет распространенная концепция харизматической власти социолога и правоведа М.Вебера. Понимание и толкование им ее сути, характерных черт, форм проявления и возможных вариантов эволюции остаются актуальными и в наши дни. Причин этому несколько. Прежде всего этот тип властво­вания, как свидетельствует политическая история, не только способен функциониро­вать в чрезвычайных и переходных усло­виях (например, в революционной ситуации), но и является прототипом для двух других - традиционного и легалистс­кого.

Харизматическая власть порождается иррациональными моментами и не нужда­ется в обязательной институализации. Она возникает из стихийного и смутного порыва, границы и цели четко не очерчены, кажущийся потенциал безграничен. Ее энергия отлична от количественно и рацио­нально исчисляемой энергетики иных ти­пов властвования, она не поддается схема­тизации, всегда загадочна и таинственна. Феномен харизмы не поддается рацио­нальному объяснению. Харизматический лидер - мессия и спаситель. Основатели религий, партий и культур часто относятся именно к данному типу вождей. Харизма как тип власти сплачивает вок­руг себя умы, охваченные воображением и энтузиазмом и погруженные в утопические мечтания. Необъяснимая с точки зрения рациональности вера заставляет их пере­носить свои ожидания на вождя, приписы­вая ему необычайные способности и пре­доставляя абсолютную власть над со­бой. Многие исследователи припи­сывают подобную способность к харизма­тическому властвованию экстраординар­ным качествам личности, действительным или предполагаемым.

Поскольку харизма приписывает свое­му носителю чрезвычайные качества, по­стольку же она обеспечивает ему и абсо­лютную власть. Любое уклонение от воз­действия этой власти преступно и должно караться: в налаженном механизме вла­ствования кара органически сливается с насилием. У харизматической власти есть и другая сторона: никакая власть не продержится долго, если будет себя все время демонст­рировать.

Власть нуждается в тайне, зак­рытости, секретность - дополнительный потенциал ее энергетики. Моменты откры­той демонстрации власти по продолжитель­ности значительно короче, чем ее скрытое существование и функционирование. Таинственные качества харизмы требуют тай­ны. Разумеется, в чистом видена­силие выступает крайне редко (и именно харизматический тип властвования созда­ет условия для подобной откровенной де­монстрации), чаще всего оно маскируется целым набором этических, правовых и ри­туальных форм. Пирамида институций, надстраиваемых над насилием и господ­ством, в известной мере может влиять на них, но все же существо властвования и его источник лежат в ином месте - власть существует только ради самой себя. Это ясно видно на примере государственной власти. В рамках гсударственной власти субъектами выступают государственные органы и учреждения, в качестве объекта власти - все население страны. Государственная власть – это стержень политических властеотношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, спсобные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на государственные органы.

Реализация государственной власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Самым важным атрибутом государственной власти является законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей. Задача правительства - обеспечение ценностей, необходимых подавляющей части общества: мира и порядка внутри страны, справедливости, стабильности, благоденствия, равенства. Тем самым она стимулирует поддержку себе и повиновение законам. Важным фактором для власти являетсядоверие , позволяющее фактически влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять. Невериев возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной политической власти.

Принятые на Западе современные социально- психологические и структурно-функциональные подходы в трактовке власти ориентируются на прагматические результаты обслуживания политической системы демократического типа, где имеют место политический и экономи­ческий плюрализм, а государство и гражданское общество взаимо­действуют на основе правовых норм и законов. Иначе говоря, за­падные исследователи имеют дело с иной социальной реальнос­тью, чем в современной России.

В теориивласти и властных отношений выделяют носителейи обладателей властной воли. Носителем властной воли могут быть правящие элиты, социальные общности людей, отдельные личности-лидеры, вся политическая система и ее институты, страна или группа двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные носители властной воли и подвластной, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.). Наличие этих элементов необходимо для возникно­вения общественного отношения власти. Итак, власть – это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индвида или группы (носитель властной воли) оказывать влияние на другого индивида или группу(носитель подвластной воли), изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Для осуществления властной воли субъектам необходимы механизмы принуждения (или угрозы принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. Отношения между властной волей (и соответственно ее носителем) и подвластными волями (и соответственно их носителями) детерминируется субъектом власти, который навязывает волю объекту власти.

Таким образом, власть в соответствии со своими намерениями можно воспринимать как способность субъекта обеспечить подчинение объекта. В данной интерпретации понятие власти обладает самостоятельным содержанием, поскольку отличается от других понятий (влияние, контроль, господство, детерминация, авторитет и др.), хотя и имеет с ними общие свойства. Власть - не просто способность влиять на что-то, она осуществляется над людьми, их поведением и сознанием.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества , со средствами и методами принуждения, насилия. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально. Существует поговорка: хочешь знать человека – дай ему власть. Э.Фромм считает, что жажда власти коренится не в силе, а в слабости индивида.

Итак, власть- это особая форма взаимодействия , отношения, характеризующаяся

Неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

Способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения в соответствии с этими целями (мотивация властного воздействия);

Готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

Наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos ) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведений с помощью раз­личных средств называлось «политика».

Так исторически и логи­чески между понятиями «власть» и «политика » возникла смысло­вая связь, отраженная в формуле «политическаявласть». Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании молодежи. Есть в обществе и особый вид власти - политическая власть.

Обобщая все вышесказанное, можно систематизировать различные концепции власти. В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти: (рис.1).

а) системная концепция: политическая власть - это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от англ. behavior – поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть - это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие – на подчинение;

в) реляционистская концепция (от англ. relation – отношение): политическая власть – это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. Определяющее влияние может опираться на дефицитные ресурсы, через которые добиваются лояльного (подчиненного) поведения; способы преодоления возможного сопротивления; наличие зон влияния на агента;

г) коммуникационная концепция , в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.

Американский политолог Р.Даль вывел формулу понимания публичной власти: субъект Х (группа, организация) обладает властью над неким субъектом Y постольку, поскольку Х тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, соответствующее интересам Х, что Y по своей воле не стал бы делать. Власть становится политической именно в свете ассоциаций (соединений) идиссоциаций (разъединений) социальных сил. Публичная власть включает в себя волевое явление, способность «навязать» волю определенного субъекта (субъектов) какому-либо другому субъекту (субъектам). Цель, которая при этом преследуется, – закрепить определенный порядок распределения социальных статусов с набором должностей, льгот, привилегий.

В качестве источника политической власти может выступать согласие ассоциации (объединения, общности) по поводу общего интереса , общих целей, превосходство данной ассоциации над другими в силе, в концентрации различных ресурсов на противостоянии другой ассоциации.

Поэтому политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Политическая власть присутствует практически во всех сферах общества, поскольку в ее орбиту вовлекаются все члены общества.Власть использует свою способность и возможность осуществлять волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия для реализации политических решений. Другие же виды власти распространяются лишь на отдельные группы. Свойство политической власти в ее публичности, т.е. всеобщность в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Поэтому политическая власть характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике.

Понятие" политическая власть" ширепонятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, общественных организаций, различных объединений, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения . Политическая власть прибегает к принуждению для достижения своих целей, однако для этого могут быть использованы меры идеологического воздействия на объект и экономическое стимулирование.

Вместе с тем именно государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает специальным аппаратом принуждения, монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения. Государственная власть в равной мере означает и определенную организацию, и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации.

Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между субъектами политики по поводу проведения воли через политические и правовые нормы. Как правило, политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Ее отличительными признаками являются верховенство и обязательность решений для всего общества. Политическая власть всегда действует на основе права от имени всего общества, а потому она может легально использовать силу для исполнения своих властных предначертаний другим субъектам общества.

Иначе говоря, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом, оказывать определяющее воздействие на поведение населения с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижения поставленных целей и программ большие массы людей. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов, в частности, от легитимности ее оснований в обществе на руководящую роль. Политичекая власть выполняет сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, внутренне противоречивой социально-территориальной общности. Для этого политическая власть опирается на механизмы властных органов.

Политическая власть определена территориальными границами. Именно на определенной территории власть обеспечивает порядок. Политическая власть осуществляется везде меньшинством (элитой). Концентрируя всю совокупность интересов общества, политическая власть выступает ядром, стержнем политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества.

Политической власти присущи суверенитет (независимость и неделимость власти), авторитетность (общепризнанность ее влияния во всех сферах жизнедеятельности общества), принудительный характер власти (негласное право на убеждение, подчинение, приказание, господство и даже насилие), всеобщность (публичность, функционирование власти во всех общественных отношениях и политических процессах), верховенство (обязанность ее решений для всех структур общества и других видов власти), легальность (признанность), моноцентричность (существование общегосударственного центра или системы властных органов), монополия на принятие решений.

Анализ политической власти указывает на сложность данного социального образования. До сих пор в политологии нет однозначных определений субъектов власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государтсвенные структуры деформируют картину политической власти как особой формы взаимодействия, где субъект, опираясь на определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, причем каждая его часть находится в зоне влияния различных сил, в том числе и тех, которые формально должны ему подчиняться. Поэтому необходимо рассмотреть основания, источники, ресурсы, механизмы и функции политической власти.


Похожая информация.


Существует несколько вариантов определения власти:

Власть как тип социального воздействия, в основе которого лежит возможность одних людей оказывать влияние на поведение других (бихевиористский);

Власть как достижение целей определённых групп интересов (телеологический);

Власть как средство управления обществом (инструменталистский);

Власть как возможность перераспределения ценностей в конфликтных ситуациях (конфликтологический).

В политологии различают два типа власти: власть-авторитет и власть-могущество. Власть-авторитет предполагает влияние, основанное на признании одними людьми права других отдавать распоряжения и требовать подчинения. Источниками авторитета, согласно типологии Вебера, являются традиции, закон и харизматические качества политического лидера. Власть-могущество означает способность воздействовать на поведение других желательным образом, что предполагает как идею управления государством, так и ее конкретное осуществление.

Власть имеет несколько целей: противостояние разрушению, кризису, упадку системы; нейтрализацию возникающих конфликтов; стабилизацию общества и его продвижение по пути прогресса.

Структура власти представляет собой совокупность институтов, посредством которых осуществляется процесс воздействия, реализуются властные отношения.

В рамках веберовской концепции можно выделить индивидуализированную, институциализированную и персонализированную власть. Индивидуализированная власть осуществляется одним человеком в различных формах. К её недостаткам относят прерывный характер (отсутствует разработанный механизм преемственности) и отсутствие правовых границ. Институциализированная власть характеризуется разделением власти и осуществляющих её лиц, фиксированным механизмом передачи власти. Персонализированная власть отличается усилением личных факторов, оказывающих влияние на внешние ее проявления, но чаще всего не меняющих её содержания.

Существуют и другие типологии власти: с институционально-правовой или функционально-юридической точки зрения выделяют законодательную, исполнительную, и судебную власть; согласно способам реализации - явную и тайную, легитимную и нелегитимную, формальную и неформальную, информационную власть.



В современной политологии отмечают два основных подхода к проблемам власти - реляционистский и системный. Реляционистский подход послужил основанием трём вариантам интерпретации власти: теории «сопротивления», рассматривающей властные отношения как подавление сопротивления объекта власти ее субъектом; теории «обмена ресурсами», подчёркивающей не отдельные ситуации, а совокупность социальных взаимодействий и изменяемость ролей их участников. Системная концепция также включает в себя три подхода к пониманию власти: власть как свойство и атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс, Д. Истон); власть как атрибут конкретных систем - семьи, организации, группы (М. Крозье); власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (Кларк, М. Роджерс).

Современная политическая наука выделяет три взгляда на процесс влияния субъекта власти на ее объект. Во-первых, власть как процесс принятия решений. Во- вторых, власть как определение повестки дня, что означает возможность избежать принятия тех или иных решений, «процесс непринятия решений. В- третьих, власть как контроль над мыслями, когда влияние осуществляется через формирование образа мыслей, желаний и потребностей, идеологический и психологический контроль.

6. Легитимность политической власти и типология оснований легитимности.
Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти. Легитимность означает не только законность происхож­дения и способа установления власти, но и такое состояние влас­ти, когда граждане государства признают право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существую­щие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно под­чиняться. Большой вклад в теорию легитимации господства внёс Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил 3 главных типа легитимности власти:



1. Традиционная легитимность . Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном подчинении старшим. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность. Основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя, которого иногда обожествляют, создают культ его личности. Этот способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т. е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют исполнители власти. Характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Легитимность власти не ограничивается её тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и соответственно типы легитимности. Один из них – идеологическая. Её суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, её право управлять.

Наряду с типологией обычно выделяются источни­ки легитимности власти. К ним относятся:

1) идеологические принципы и убеждения граждан в государ­ственной власти как самой справедливой и передовой;

2) привязанность к структурам и нормам госу­дарственной власти, которая базируется на доверии к традицион­ной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

3) преданность власти благодаря положительной оценке лич­ных качеств субъектов власти; в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кла­дется рациональный расчет граждан в их отношении к полити­ческому лидеру;

4) политическое принуждение; оно су­ществует при любом политическом режиме, но чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности а как фактор ее падения. Можно говорить о степени легитимности государственной власти. Чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Это означает необходимость разграничения понятий леги­тимности власти и доверия к политическим институтам или популярности их руководителей.

Объекты легитимации в обществе :

1) государственная власть как таковая.

2) конкретная форма и воплощающие ее институты вместе с процедурами их формирования.

3) конкретные субъекты, олицетворяющие эти институты вместе с процедурами возведения во власть в рамках данных институтов, а также политика конкретных субъектов, их программы и действия. Легитимность государственной власти оказывается, таким образом, трехуровневой. Ее фундамент образует легитимность государственности как таковой. Вторым уровнем является конкретная форма государственной жизни. Третьим уровнем легитимности являются конкретные личности и способы их вхождения во власть в рамках данных государственных институтов.

7. Принцип разделения властей: его сущность и особенности реализации в России .

Родоначальниками теории являются Локк и Монтескье . Дж. Локк . В работе "Два трактата о правлении" впервые аргументирует идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная является верховной. Кроме того, Локк утверждает, что для управления международными делами в обществе необходимо существование федеральной власти. Судебная власть не выделяется, а является составным элементом исполнительной власти. Монтескье впервые объявляет разделение властей высшим законом государственного устройства. Выделяет три рода власти: законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье также подчеркивает важность независимости властей и органов их осуществляющих, которые будучи разделенными, должны дополнять друг друга. Сложность этих взаимоотношений ставит задачу создания системы сдержек и противовесов.

Российскому государству на протяжении всей его истории принцип разделения властей был чужд. Он отвергался самодержавной природой власти монарха. Этот принцип не был воспринят в эпоху советской власти, поскольку она строилась как носительница формального полновластия Советов. К признанию идеи "разделения властей" привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов. Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России. Наконец, Конституция Российской Федерации установила, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником является многонациональный народ Российской Федерации. Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации. Участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства Российской Федерации является важнейшим проявлением взаимодействия законодательной и исполнительной властей на федеральном уровне. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства Российской Федерации является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование власти исполнительной. Предусмотренная в статье 117 Конституции Российской Федерации возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма "сдержек и противовесов" в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный процесс. Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина", а также того, что Президент устанавливает основные направления политики государства. Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Классики современной политологии Х.Д. Лассуэлл и А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием и объёмом власти. Когда мы говорим о науке в области политики, то имеем в виду науку о власти. Данный взгляд на политику исходит из того, что стремление к власти, борьба за власть и её удержание и есть, собственно говоря, политика.

Кто занимается политикой, тот стремится к власти ради определённых целей:  сделать жизнь людей, общества и страны в целом лучше;  ради корыстных целей (сделать свою жизнь и жизнь близких комфортной и процветающей);  ради самой власти, чтобы наслаждаться чувством престижа, который она даёт и пр. Общественная власть существовала задолго до возникновения классов и государства. В первобытном обществе она осуществлялась всеми членами рода или племени и избранным старейшиной. С возникновением государства на смену моральному авторитету старейшины пришёл авторитет публичной власти, сформировался её аппарат, органы управления и принуждения, которые в форме государства отделились от общества и стали над ним.

Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от её содержания трактуются сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику. Едва ли найдется какой-либо другой феномен в истории общественных отношений людей, который бы сравнялся с властью по своей неисчерпаемости постоянно порождать и воплощать в себе социальные противоречия. Власть  одно из фундаментальных начал общества и политики.

Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве-в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Будучи одной из главных понятий в политологии, власть даёт ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Основное содержание политики  это борьба за завоевание и осуществление государственной власти. Оно употребляется в самых различных смыслах. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты о власти экономической, психологи – о власти человека над самим собой, богословы – о власти Бога, политологи – о власти политической. Власть – это волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства. Власть  это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств как: воля, авторитет, право и насилие.

В политической науке можно выделить следующие определения власти: 1 Бихевиористское (поведение). В соответствии с ним власть  это особый тип поведения субъектов (людей или групп). 2 Телеологическое, согласно которому власть  это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти. 3 Инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия. 4 Структуралистское, представляющее власть как особого рода отношения между управляющим и управляемым. 5 Функционалистское, которое исходит из положения, что власть  это способность мобилизовать ресурсы общества для достижения признанных им целей. 6 Конфликтное.

Оно сводит власть к возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях. Власть  извечное «яблоко раздора» между людьми, социальными группами, классами, государствами. Но власть – это и непременное условие организованности и порядка в человеческих сообществах. Борьба за власть  самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их к взаимному уничтожению. Вместе с тем вопрос о власти всегда был важнейшим вопросом любой социальной революции и любой модернизации общества.

Политология: учеб. пособие / И.Ф. Денисенко. – Ростов н/Д, 2017. – 322 с. – Библиогр.: с. 310.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае не подчинения. Важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Политологию интересует политическая власть как ядро политической системы общества, ее организационное и регулятивно-контрольное начало. Она определяет все другие институты и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной и др.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

* верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

* всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего народа;

* легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

* моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

* широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.



Таким образом, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом (государством), оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами людей (в том числе ради стабильности и общественного согласия).

Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится основаниям политической власти, т.е. обоснованию ее законности, признанию обществом ее права на руководящую роль.

В политологии данная характеристика обозначается понятием “легитимность”. В данном случае речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.

В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.



Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современным условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для m`xhu дней. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества. Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Третья тенденция связана с разукрупнением политической власти, со становлением системы разделения властей.