Open
Close

Учебно-методическое пособие по биологии на тему: Лабораторные работы по биологии. Лабораторная работа по биологии «Определение состава семян пшеницы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Заполярного района

«Средняя общеобразовательная школа с. Несь»

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

Н.И. Сонин

Урок 5. Химический состав клетки

Лабораторная работа № 1

«Определение состава семян пшеницы»

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: стеклянные стаканчики с водой, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетки, немного пшеничной муки.

Ход работы


  1. Возьмите немного муки, добавьте в нее капельку воды пипеткой и сделайте комочек теста.

  2. Полученный комочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек. Промойте тесто в стакане с водой.

  3. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле,- это клейковина или белок.

  4. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-4 капли раствора йода.

  5. Сделайте выводы.
Урок 7. Строение растительной клетки

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток живых организмов»

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток живых организмов.

Оборудование: микроскопы, марлевые салфетки, пипетки, стаканчики с водой, препаровальные иглы, покровные и предметные стекла, чешуйки репчатого лука, раствор йода.

Ход работы


  1. Возьмите предметное стекло, тщательно протрите его марлей.

  2. С помощью пипетки нанесите 1-2 капли раствора йода на середину предметного стекла.

  3. Осторожно снимите кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. При помощи препаровальной или непосредственно руками. Положите кусочек кожицы в каплю водного раствора йода и аккуратно расправьте кончиком иглы.

  4. Накройте препарат покровным стеклом.

  5. Поместите препарат под объектив микроскопа и рассмотрите его.

  6. Сделайте схематический рисунок клеток кожицы лука в тетради.

  7. Укажите на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Урок 9. Строение животной клетки

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах)

Цель: познакомиться с особенностями строения клеток разных живых организмов.

Оборудование:

Ход работы


  1. Протрите готовый микропрепарат тканей животных марлей.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом.

  3. Найдите клетки и их структуры.

  4. Отметьте особенности строения клеток животных.

  5. Запишите в тетради отличия клеток животных от клеток растений.
Урок 13. Ткани растений

Лабораторная работа № 4

«Ткани растительных организмов»

Цель: показать особенности строения и функции образовательной, основной, механической и проводящей тканей. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты «поперечный срез листа», «строение корня», «строение ветки липы». Найдите участки листа, стебля и корня, образованные разными тканями. Как вы определили тип ткани?

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике, рельефными и простыми таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Нарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 16. Нервная ткань

Лабораторная работа № 5

«Ткани животных организмов»

Цель: раскрыть особенности строения и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканях. Продолжать формировать умение работать с микроскопами, рисунками и текстами как источником информации. Сравнить ткани между собой.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход работы


  1. Рассмотреть под микроскопом препараты разных типов тканей животных: эпителиальную, мышечную, соединительную и нервную.

  2. Сравните микропрепараты с рисунками в учебнике и таблицами. Помните, что ткани имеют трехмерное строение.

  3. Зарисуйте по 2-3 клетки каждого типа тканей.

  4. Заполните таблицу.

  1. Сделайте вывод.
Урок 19. Цветок и плод

Лабораторная работа № 6

«Изучение органов цветкового растения»

Цель: определить типы корневых систем; сформировать представление о почке как о зачаточном побеге.

Оборудование: гербарии.

Ход работы


  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких корней они состоят?

  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте её.

  3. Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте ее, подпишите части.

  4. Рассмотрите побеги смородины. Найдите на них боковые и верхушечные почки. Сделайте схематичные рисунки расположения почек на стебле.

  5. Запишите выводы.
Урок 22. Органы и системы органов животных.

Лабораторная работа № 7

«Распознавание органов у животных»

Цель: рассмотреть органы позвоночных животных

Оборудование: муляжи животных.

Ход работы


  1. На препарате (муляже) рассмотрите органы.

  2. Рассмотренные органы соотнеси с системами органов.

  3. Заполните таблицу

Система органов

Особенности строения (органы)

Урок 33. Передвижение органических веществ в растении

Лабораторная работа № 8

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: познакомиться с особенностями передвижения минеральных веществ и воды по стеблю растения.

Оборудование: ветки древесных растений (береза, рябина) с подкрашенной древесиной, скальпель, лупы, таблицы строения стебля.

Ход работы


  1. Рассмотрите поперечный срез ветки березы или другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной чернилами воде. Установите, какой слой стебля окрасился?

  2. Сделайте скальпелем продольный срез ветки. Рассмотрите его и укажите, какой слой стебля окрасился?

  3. Сделайте рисунки и запишите выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю. Вспомни, как называется ткань, проводящая минеральные вещества.
Урок 41. Опорные системы растений и позвоночных животных

Лабораторная работа № 9

«Разнообразие опорных систем животных»

Цель: изучить и сравнить опорные образования у различных животных.

Оборудование: раковины моллюсков, покровы ракообразных, кости позвоночных животных.

Ход работы


  1. Рассмотрите предложенный материал, изучите текст и рисунки учебника на с. 97- 101.

  2. Заполните таблицу

    Признаки

    Раковины моллюсков

    Панцирь рака

    Кости позвоночных

    Тип скелета

    Типы тканей

    Вещества

    Свойства

    Могут ли расти?

  3. Выводы.
Урок 42. Движение

Лабораторная работа № 10

«Движение инфузории туфельки»

Цель: сформулировать представление о движении, как одном из свойств жизни. Иметь представление о приспособлениях животных к разным способам движения.

Оборудование: микроскопы, вата, стаканчики с водой и культурой простейших, пипетки, препаровальные иглы, предметные и покрывные стекла, фильтровальная бумага, готовая культура инфузории туфельки.

Ход работы


  1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

  2. Накройте каплю покровным стеклом.

  3. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

  4. Рассмотрите препарат при малом и большом движении.

  5. Запишите наблюдения в тетрадь.
Урок 44. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах

Лабораторная работа № 11

«Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Ход работы


  1. Рассмотрите дождевого червя.

  2. Понаблюдайте за движением червя.

  3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

  4. После работы не забудьте вымыть руки!!!

  5. Сделайте вывод.
Урок 52. Вегетативное размножение растений

Практическая работа № 1

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: стакан с водой, комнатное растение.

Ход работы


  1. Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить.

  2. Осторожно срежьте лист с черешком.

  3. Поместите его в стакан с водой, так чтобы только черешок был в воде.

  4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.

  5. Меняйте воду каждые 3 – 4 дня.

  6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

  7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.

  8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

  9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.
Дневник для наблюдений

Этапы

Рисунок

Дата

Начало опыта

«_____» ________ 20 __г.

Появление корня

«_____» ________ 20 __г.

Образование корневой системы (4 – 5 корней длиной до 1 см)

«_____» ________ 20 __г.

Высадка в почву

«_____» ________ 20 __г.

Появление первого нового листа

«_____» ________ 20 __г.

Прирост побега составил 1 см

«_____» ________ 20 __г.

Урок 58. Рост и развитие животных

Лабораторная работа № 12

«Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале)

Цель: познакомиться с особенностями прямого и непрямого развития насекомых.

Оборудование: коллекции насекомых с разным типом развития: бабочки, майского жука, медоносной пчелы, саранчи или кузнечика, стрекозы. Таблицы «Развитие насекомых».

Ход работы


  1. Непрямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с полным превращением (майский жук, бабочка белянка, пчела медоносная).

  2. Выделите этапы развития: яйца - личинка >куколка >имаго (взрослое насекомое).

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину возникновения стадии куколки.
II . Прямое развитие насекомых

  1. Рассмотрите коллекцию насекомых, развивающихся с неполным превращением (кузнечик, клоп, стрекоза).

  2. Выделите этапы развития: яйцо личинка – имаго.

  3. Сравните личинку и имаго.

  4. Объясните причину отсутствия стадии куколки.

  5. Сделайте вывод о значении стадии личинки в развитии насекомых.

Практическая часть по итоговой аттестации учащихся 9 классов

по курсу «Биология»

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: микроскоп, кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, чайная ложечка, покровное и предметное стекла,синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка

Гипотеза: я предполагаю, что в строении растительных и животных клеток есть черты сходства, но будут и отличия в строении, т.к. растения и животные отличаются по типу питания.

Ход работы:

1. Я отделил от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместил его на предметное стекло.

2. Нанёс капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накрыл препарат покровным стеклом.

3. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрел оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Особенности строения клетки Растительная клетка Животная клетка
Рисунок 1.Мембрана(регулирует поступление и выделение веществ) 2.Цитоплазма(проц жизнед) 3.Ядро(регулирует функции клетки) 4.Вакуоль 5. Митохондрии(производят энергию из Б,Ж, УВ) 6.Ядрышко 7. Ядерный сок(кариоплазма) 8 Хромосомы(палочковид, наследственная информация) 9.Белки, жиры, углеводы.
Черты сходства Клеточная оболочка Цитоплазма Ядро
Черты отличия 1.Плотная клеточная стенка(целлюлоза, клетчатка), мембрана. 2.Есть пластиды(хлоро-, хромо-, лейкопласты) 3.Есть настоящая вакуоль 1.Тонкая клеточная мембрана 2.Есть митохондрии – образуется АТФ(универсальный источник энергии) 3.Нет настоящих вакуолей

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Что брали? Что делали? Что наблюдали? Объяснения
1. Кусочек кожицы луковицы, предметное стекло, йодная вода. 2. Чайная ложечка, слизь(клетки эпителия) с внутренней стороны щеки Сняли кожицу с луковицы, поместили на предметное стекло, накрыли покровным стеклом, рассмотрели в микроскоп. Снял чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместил слизь на предметное стекло и подкрасил разбавленными в воде синими чернилами. Накрыл препарат покровным стеклом Округлые плотно прилегающие друг к другу клетки с плотной клеточной стенкой, ядром, вакуолью и внутренним содержимым с органоидами. Клетки разной формы, с тонкой мембраной, внутри ядро и органоиды – нет вакуоли, нет пластид. Растительная клетка имеет плотную клеточную стенку, ядро, цитоплазму с пластидами, вакуоль, т.к. растения – автотрофы, они синтезируют органические вещества (глюкозу) из неорганических(СО2 и Н2О Животная клетка имеет тонкую мембрану(обмен веществ), непостоянную форму, содержит митохондрии – образуют АТФ при расщеплении питательных веществ, нет настоящих вакуолей, т.к. интенсивен обмен веществ, продукты обмена выводятся, а не скапливаются в клетке, как у растений..

4. Сформулируйте вывод.



Вывод: действительно, клетки растений и животных имеют черты сходства - наличие клеточной оболочки(мембраны), внутреннего содержимого(цитоплазмы) и ядра, что объясняется единым происхождением живых организмов(вспомнить теорию Опарина, эволюцию неорганических веществ, коацерватную теорию). Но есть также черты отличия, которые объясняются различными эволюционными путями организмов, разными типами питания(автотрофы, гетеротрофы), различным способам извлечения энергии из питательных веществ, а также приспособлениями к разным условиям существования. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Лабораторная работа № 2

Тема: Свойства цитоплазматической мембраны.Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза.

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Гипотеза: я предполагаю, что в растворе поваренной соли с клеткой будут происходить изменения, связанные с разной концентрацией веществ раствора и внутреннего содержимого клетки.

Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 2»
Предмет биология
Класс 6 класс
Тема урока Строение растительной клетки. ЛР.№2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Тип урока: Комбинированный урок, лабораторная работа
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник Биология 6 класс Сонин, микроскопы, микропрепараты
Цель: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.

1. Организационный момент, включающий:
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
Сформировать знания об особенностях строения разных органов растений.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Здравствуйте.
Проверка рабочего места
Здравствуйте
Ребята давайте проверим свои рабочие места.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Выполнение самостоятельной работы.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Сам. Работа по теме «Клетка»

Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
4.Общее название солей, содержащихся в клетке.
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Контроль знаний.
1) Сам. работа
Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
А теперь давайте проверим как вы выполнили работу.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Умение работать с учебником
Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о разнообразии клеток и выполняемых ими функций и строении разных органов растений

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Ответ учащихся: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

Отвечают на поставленный вопрос пытаются сформулировать правильный ответ.

Открывают тетради записывают число и тему урока.
Выполните задание в учебнике стр.18-19
Ответьте на следующие вопросы:
Из чего состоят клетки?
Как устроена отдельная клетка?

Все клетки имеют общее строение, но клетки растений и животных различные по строению.
В чем же разница между растительной и животной клеткой кто может сказать?
(клетка растений содержит пигмент Хлорофилл который отвечает за зеленый цвет клетки).
А теперь давайте выполним лабораторную работу.
Откройте свои тетради для лабораторных работ запишите сегодняшнее число и тему работы:
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
Выполнение лабораторной работы.
Подведение под понятие
Построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Выполняют лабораторную работу в тетрадях выделяют особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.

Подготавливают микроскоп. Проговаривают правила работы с микроскопом и соблюдают их при подготовке к работе.

Рассматривают микропрепарат и зарисовывают в тетрадь изображение полученного изображения под микроскопом.

Пытаются сформулировать вывод

Обмениваются тетрадями, проверяют работу и оценивают ее
Для закрепления изученного материала давайте выполним Лабораторная работа
по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

У вас на партах лежат готовые микропрепараты кожицы чешуи лука и листа элодеи. Давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Подготовьте микроскоп к работе. Вспомните правила работы с микроскопом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

· Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

· Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

· Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.
4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

· В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

· Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________
Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Молодцы вы сегодня хорошо поработали поменяйтесь с товарищем по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.
Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях карандашом ту оценку на которую вы работали на уроке.

5. Задание на дом, включающее:
учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Параграф 3, рисунок записывают в дневник
Домашнее задание (комментирование учителем), параграф 3

1. Какие главные части можно выделить в клетке?

В клетке можно выделить оболочку, ядро, цитоплазму, которая включает основное вещество и различные органоиды.

2. Что такое органоиды?

Органоиды - это небольшие тельца разнообразной формы, которые выполняют различные функции.

3. Чем можно объяснить оранжевую окраску корнеплодов моркови?

Клетки корнеплода моркови содержат пластиды, которые несут в себе оранжевый пигмент, что и придает моркови такую окраску.

4. Что представляет собой ядро? Какие функции оно выполняет?

Ядро - небольшое плотное тельце, чаще всего округлой или овальной формы. Оно отделено от цитоплазмы тонкой ядерной оболочкой. В ядре хранится наследственная информация (т. е. информация обо всех признаках и свойствах данного организма.

5. Как вы думаете, почему одни сорта яблок сладкие, а другие - кислые?

В цитоплазме растительных клеток имеются вакуоли - прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. Клеточный сок и вещества растворенные в нем определяют вкус плодов и других частей растений.

Лабораторная работа 3. Строение клеток кожицы чешуи лука

Цель: закрепить знания о строении растительной клетки; продолжить формировать умения изготавливать простейшие микропрепараты и работать с микроскопом.

Лабораторная работа 4. Строение клеток листа элодеи

Цель: расширить представление о строении растительной клетки; продолжать формировать умения изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом.

1. Дадим определение понятиям.

Клетка – это единица строения всего живого.
Органоид – это специализированные структуры клетки, выполняющие определённые функции.

2. Опровергнем утверждение о том, что ядро – обязательная составляющая всех клеток организмов.
Ядро является центром всех ядерных клеток. Тем не менее, существуют организмы, которые не имеют ядра – бактерии. Такие организмы называют прокариотами.

3. Заполним таблицу.

4. Дополним предложения.
Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она соединяет органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придаёт ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.

5. Подпишем органоиды клетки, обозначенные на рисунке цифрами.

1 – хлоропласт
2 – клеточная стенка
3 – цитоплазматическая мембрана
4 – лизосома
5 – вакуоль
6 – аппарат Гольджи
7 – ЭПС
8 – ядро

6. Заполним таблицу.


7. Обозначим органоиды в контуре животной клетки.

8. Выполним задания.
1) Обозначим органоиды цитоплазмы:
а) ядро
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) митохондрии
е) вакуоли

2) Обозначим структуры, находящиеся в ядре:
б) ядрышко

9. Выясним роль хромосом в клетке.
Хранят наследственную информацию.

10. Вставим пропущенные буквы.
ЭндОплазмАтическая сеть, цИтоплазма, мИтОхондрия, рИбОсома, хлорОпласт, вАкуОль, хлорОфилЛ, пИноцИтоз, фаОцИтоз.

Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»

4. Зарисуем группу растительных клеток.

5. Зарисуем одну клетку листа элодеи и подпишем ее части.

Лабораторная работа
«Строение животной клетки»

2. Зарисуем группу клеток животной ткани.

3. Зарисуем одну клетку и подпишем ее части.


4. Обозначим отличительные и общие черты животной клетки с клеткой листа элодеи.
Сходство в том, что есть цитоплазматическая мембрана, цитоплазма и ядро.

Различия: у клетки элодеи есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоль, а у животной – лизосомы и митохондрии.