Open
Close

Пещеры киево-печерской лавры. Мощи Киево-Печерской Лавры

БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Киево-Печерский сразу выделился из современных ему монастырей как место «святое, блаженное, честное и спасительное». Многие почитали великим благом для себя, если по кончине удостоятся быть погребенными в обители Киево-Печерской.

Местность, на которой находится обитель, издавна изобиловала пещерами, располагавшимися на широкой нижней террасе крутого Днепровского берега. По их образцу стали устраивать себе пещеры и киевские христианские подвижники. Когда число братьев увеличилось, преподобный Антоний назначил одного из них, Варлаама, игуменом пещерной обители, а сам удалился на ближайшую гору, выкопал себе новую пещеру и прожил в ней с 40 лет безвыходно - до самой смерти.

По его преставлении пещера была превращена в жилище для некоторых затворников, желавших подражать житию великого старца, и в кладбище для усопших братии, которых клали внутри пещеры по сторонам подземного хода. Впоследствии около этой пещеры были возведены небольшая деревянная церковь и несколько келий для братии, размещенной здесь для погребения и поминовения усопших. В настоящее время здесь находятся две каменные церкви: одна - Во имя всех преподобных чудотворцев Печерских, вторая - Во имя Воздвижения Креста Господнего.

Святыню самой пещеры составляют святые мощи угодников Божьих, 30 мироточивых глав неизвестных по имени святых и три малые церкви, устроенные в разных местах пещеры. В церкви преподобного Антония почивает сам первона-чальник русских иноков, скончавшийся в 1073 году. Любя на земле жизнь сокровенную, святой Антоний и после кончины явил свое смирение сокрытием в земле мощей своих. Гробница преподобного Антония представляет собой раку из кованого серебра, на которой изображен лик святого угодника Божьего. Предание рассказывает, что многие покушались открыть мощи преподобного, но каждый раз их останавливал исходящий из гроба огонь. Рядом с гробницей - темная и тесная келья с каменным ложем, указывающая на место подвигов при жизни и покое после смерти великого старца.

Многие из пустынножителей, желая, как и преподобный Антоний, совершенного уединения, заключали себя в подземелья и пещеры. В них они по несколько лет пребывали в безмолвии, посте и молитвах, стараясь заглушить в себе все земные помыслы. В этих пещера. х и погребались. Размером пещеры были немаленькие: длина их равнялась 2–3, ширина - 1,5–2, а высота- 1,5 метрам. Рыть такие помещения приходилось долго, поэтому в дальнейшем их размеры уменьшились, а позже иноков стали хоронить в нишах, которые устраивались перпендикулярно к входу в 2–3 яруса. Тело усопшего клали на доску и задвигали в нишу, которую потом тоже заделывали доской; в нижней части доски изображался лик покойного, а в верхней указывались имя почившего и краткое жизнеописание его.

Со временем было замечено, что тела в пещерах не истлевают, а мумифицируются, и тогда в середине доски стали прорезать небольшое окошечко, через которое можно было приложиться к мощам. До настоящего времени уцелело всего несколько таких досок - чудотворца Агафона, воина Тита, священномученика Лукиана и других.

Впоследствии останки усопших иноков стали укладывать в специальные гробницы, которые устанавливали вдоль пещерных лабиринтов. Во время притеснений, которые претерпевали православные от поляков-католиков в 1638–1686 годах, мощи многих святых угодников были сокрыты, поэтому места, где они находятся, ныне неизвестны.

Некрополь Ближних пещер расположен вокруг церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь нетленно почивают моши 81 печерского угодника, в том числе и мощи девяти затворников. В Ближних пещерах погребен преподобный Прохор, чудотворец из Смоленска, скончавшийся в 1103 году. Современники прозвали его Лебедником - от названия травы-лебеды, которой он сам питался и кормил народ во время голода. Преподобный Прохор прославился и чудесным добыванием соли из золы, и, когда в Киеве стала ощущаться нехватка ее и бедные жители приходили в Печерскую обитель, преподобный Прохор давал им ее даром. Соляные откупщики пожаловались на него великому князю Святополку, но при обыске вместо соли нашли только кучу золы. С тех пор великий князь стал еще больше уважать преподобного и при всяком важном случае приходил к нему за благословением.

Неподалеку от церкви находится рака с мощами святой Иулиании, княгини Ольшанской - дочери набожного князя Георгия Ольшанского, благотворителя лавры. Княгиня Иули-ания скончалась на 16-м году жизни (1550), а святые мощи ее были обретены в начале XVII века под Успенской церковью лавры, когда копали могилу для одной киевской девицы. Тогда же мощи княгини были поставлены в Великой церкви, но после пожара 1718 года уцелевшие останки княгини перенесли в Ближние пещеры, а на их место в 1730 году в Великую церковь перенесли мощи святителя Михаила.

Далее следует могила преподобномучеников Феодора и Василия, связанных союзом любви при жизни и почивающих в одном гробе и после смерти. Оба они были замучены в 1091 году в темнице корыстолюбивым князем Мстиславом - сыном князя Святополока, требовавшим сокровищ, якобы найденных ими в одной из варяжских пещер.

В Ближних пещерах погребены:

Преподобный Поликарп - второй архимандрит Печерский, скончавшийся в 1182 году. Добродетели его так уважались всеми, что великий князь Ростислав-Михаил часто приглашал преподобного к столу, беседовал с ним и нередко говорил о своем желании удалиться от мира в монастырь. На что преподобный Поликарп всегда отвечал: «Князь, небо требует от тебя другой жертвы: делай правду и блюди русскую землю».

Готовы были сложить с себя княжеское достоинство и стать одним из братьев Печерских и некоторые другие князья. Так еще в 1106 году поступил Святоша Давыдович - князь черниговский, правнук великого князя Ярослава Мудрого. Он был женат, воевал с соседями и другими князьями, но вдруг презрел и славу мирскую, и власть державную, постригся в Печерской обители с именем Николай. Несмотря на свое знатное происхождение и слабость здоровья, принимал на себя в обители самые строгие послушания. Сначала он подвизался в монастыре в качестве повара, носил на своих плечах воду из Днепра по крутой горе; потом 3 года простоял сторожем при вратах, ни на шаг не отходя никуда, кроме церкви. После этого прислуживал братии в трапезной, а потом 30 лет провел в уединенной келье, вокруг которой развел огород. Преподобный Николай Святоша никогда не оставался праздным, даже одежду шил себе сам, с уст его никогда не сходила Иисусова молитва. Он создал Троицкую церковь, устроил при ней больницу и содержал врача; собрал много книг, которые перед кончиной своей пожертвовал обители. После смерти власяница его чудесным образом исцеляла больных и служила воинской броней для родственных ему князей.

В церкви преподобного Варлаама, устроенной в 1691 году, почивает сам первый игумен Киево-Печерской обители, скончавшийся в 1062 году. Он был сыном знаменитого киевского боярина Яна и внук славного воеводы Вышаты. Варлаам приехал к преподобному Антонию со многими отроками, которые вели навьюченных лошадей. Сойдя с коня, он бросил свою боярскую одежду под ноги преподобному и сказал: «Отче, употреби эту прелесть мира, как тебе угодно; хочу жить в уединении и бедности».

Разгневанный боярин хотел возвратить сына домой, и тот на некоторое время было вернулся. Но ни угрозы и просьбы отца, ни ласки молодой жены, ни забота домашних не могли поколебать решимость Варлаама, и он вновь возвратился в Печерскую обитель. Через некоторое время преподобный Антоний поставил его во игумена для братии.

Великий князь киевский Изяслав, желая возвысить вновь устроенный монастырь Святого Димитрия, взял игуменом в него Варлаама, и тот ревностно трудился в новой обители, но всю любовь свою сохранял к обители преподобных Антония и Феодосия. Здесь он завещал и похоронить себя. Скончался преподобный Варлаам на пути из Иерусалима и Царьграда, куда ходил на поклонение святым местам.

Преподобный Дамиан, пресвитер Печерский, скончавшийся в 1071 году. Врачуя больных молитвой и святым елеем, он получил прозвище Целебника. Был известен также своей особой любовью к преподобному Феодосию, постригшему его в монашество, и только одного просил у Бога - чтобы не разлучаться с преподобным и в будущей жизни. В час смерти ангел Господень, явившийся в образе преподобного Феодосия, уверил преподобного Дамиана, что желание его исполнится.

Преподобный Лаврентий, затворник. Отцы Печерские не позволяли ему идти в затвор, боясь трудности для него этого подвига. Тогда Лаврентий затворился в монастыре Святого Димитрия, прославился здесь благодатью исцеления, но провидел еще большую благодать в обители Печерской. И послал туда не исцеленного им бесноватого, заставив его объявить, что там из 180 иноков есть 30 чудотворцев.

Со временем преподобный Лаврентий и сам возвратился в Печерскую обитель, откуда в 1182 году был поставлен на кафедру в город Туров. Отсюда святые мощи были перенесены в лавру - в прежнюю пещеру его.

Преподобный Афанасий, затворник. Когда после святой жизни своей и долгой болезни он скончался, два инока обмыли его, одели тело для погребения, но о самом погребении никто не позаботился. А ночью игумену обители был голос: «Человек Божий два дня лежит непогребенный, а ты веселишься». Поутру игумен с братией пришли к умершему и, к ужасу своему, увидели, что он сидит и плачет. На все их вопросы он только отвечал: «Спасайтесь!» Все умоляли преподобного Афанасия сказать что-нибудь им в назидание, и он ответил: «Имейте послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой матери Его и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать здесь живот свой. Более не спрашивайте».

После этого преподобный вошел в пещеру, закрыл в нее дверь и пробыл здесь еще 12 лет. В продолжение этого времени он не сказал ни с кем ни одного слова, плакал день и ночь, мало вкушал хлеба и только через день пил немного воды. Перед кончиной в 1176 году преподобный Афанасий повторил свои наставления братии, а после кончины явил дар чудесного врачевания.

Преподобный Эразм, черноризец Печерский, жил в XII веке. Все свое имущество он отдал церкви Божьей Матери, за что был вознагражден дивными знамениями небесной милости. В чудесном видении Матерь Божья сказала ему: «Ты украсил церковь Мою, Я украшу тебя в царствии Сына Моего».

Преподобный Агапит, первый врач Печерский, скончался в 1195 году. Подавая помощь больным, не спрашивал с них никакой платы, за что его прозвали безвозмездным. Когда кто-нибудь из братии тяжело болел, он переселялся в келью больного, служил ему, поил зельем, которое сам приготовлял, обмывал и перевязывал раны. А если нужно было, носил больного на руках.

Самым чудесным образом исцелил он князя черниговского Владимира Мономаха (будущего великого князя киевского), страдавшего тяжелым недугом. Послали в Печерский монастырь, прося прислать в Чернигов инока Агапита, но тот отвечал: «Если идти к князю, то и ко всем надо идти. Упаси меня Бог ради славы человеческой выйти за монастырские врата». Однако вручил княжескому посланцу самое простое зелье, но с молитвой. Князь начал употреблять его и вскоре почувствовал облегчение.

Будучи в Киеве, князь пришел в Печерский монастырь и пожелал отблагодарить Агапита, но тот скрылся так, что его не могли найти. Когда же княжеский боярин все же обнаружил Агапита в келье, то положил перед ним принесенные дары. Агапит же сказал ему: «Никогда ничего не брал я у кого бы то ни было. Стану ли теперь терять настоящую награду свою из-за золота? Поезжай и скажи князю: пусть отдаст нуждающимся. Я же, Агапит, ничего не мог сделать без воли Божьей».

Преподобные Иоанн и Феофил - родные братья, подвизавшиеся в Печерской обители в XI веке и после смерти почивающие в одном гробе. Преподобный Иоанн, уже будучи мертвым, по гласу святого гробокопателя Марка подвинулся на могильном одре своем, чтобы уступить место старшему брату, для которого святой Марк хотел заранее приготовить могилу А последний, тронутый таким послушанием, провел остаток дней своих в непрерывных слезах.

Преподобный Марк, пещерник. В обители он копал могилы для усопших братьев, поэтому его еще называли гробокопателем. При его мощах прежде находился небольшой медный крест, который внутри был пустым. Как рассказывает предание, крест этот служил преподобному Марку мерой питья на каждый день. Но так как паломники тоже хотели пить святую воду из этого креста, а место здесь было тесным, то крест впоследствии перенесли во Введенскую церковь, расположенную при выходе из Ближних пещер.

Священномученик Кукша с 1215 года проповедовал веру Христову в земле вятичей, живших на берегах Оки. Осеняемый благодатью свыше, он творил многие чудеса и успел окрестить многих язычников, но упорнейшие из них вооружились против него и отсекли голову и ему, и его ученику.

Преподобный Пимен, многоболезный, скончавшийся в 1139 году. Слабый здоровьем с самого рождения, он был крепок своими упованиями на Бога Родители привели его в Печерский монастырь для исцеления, но вместо этого он стал просить себе продолжения болезни. В одну из ночей пришли к нему ангелы небесные в виде игумена с братией, постригли его в иноческий образ и предсказали ему болезнь до самого смертного часа. Зато вместо здоровья преподобный Пимен получил дар исцелять других. Двадцать лет пролежал он на смертном одре и только перед последним часом встал здоровым и обошел все кельи, прощаясь с братией.

Преподобный Нестор-летописец, иеродиакон Печерский, скончавшийся в 1111 году. Посвятив себя Богу с детского возраста и исполняя все заповеди Христовы, он со вниманием слушал устные предания древности, посещал памятники и могилы князей, беседовал со старцами киевскими и путешественниками, читал византийские летописи и церковные записки. И сделался отцом отечественной истории. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского; первой редакции «Повести временных лет». Мощи его покоятся нетленными в серебряной раке, над которой укреплена медная вызолоченная доска с именем летописца. Ее в 1826 году прислало Общество истории и древностей российских.

Преподобный Евстратий, скончавшийся в XII веке. В 1096 году он был уведен в плен половцами, потом продан в Кор-сунь одному еврею, который за непреклонность Евстратия к иудейской вере мучил его, морил голодом и, наконец, в праздник Пасхи распял на кресте, а потом бросил в море. Тело преподобного чудесным образом было отыскано верующими и привезено в Печерский монастырь.

Преподобный Моисей Угрин (венгр) - один из телохранителей князя Бориса. После смерти князя некоторое время служил его сестре Предиславе, а потом, как и многие киевляне, был уведен в плен польским королем Болеславом. Преподобный был известен своим целомудрием, которое не захотел променять на любовь одной знатной полячки Тогда его посадили в яму, морили голодом, ежедневно секли, но он оставался непреклонен Пылая злобой и местью, полячка приказала оскопить его и с позором изгнала из своего дома. Больной, добрался он до. Киева и укрылся в пещере преподобного Антония, до смерти сохранив благодатный дар укреплять всех в целомудрии.

Преподобный Иоанн Многострадальный тоже был известен своим целомудрием. Он по шесть дней не принимал пищи, носил тяжелые вериги, закапывал себя в землю по плечи и в таком житии провел целых 30 лет. Перед кончиной вкопал себя в землю по грудь и в таком положении оставался долгое время. Только голова его, покрытая пеленами и скуфьей, выглядывала из земли.

Много паломников стекается и в трапезную, где святые отшельники при жизни своей собирались по субботам вкусить скудной пищи и где ныне находятся 6 гробниц с их мощами. Трапезная церковь прославилась чудом, которое произошло в ней в день Пасхи 1453 года.

Священник Дионисий, по прозванию Щепа, войдя окадитъ усопшую братию, встал посреди церкви и с живейшим чувством любви к воскресшему Господу воскликнул: «Святые отцы и братья: сегодня великий день - Христос Воскресе!» И усопшие иноки единогласно ответили ему из своих гробов: «Воистину воскресе!» Пораженный свершившимся чудом, отец Дионисий после этого провел последние дни своей жизни затворником в тесной пещере.

Преподобный Алиппий - древнейший из всех известных иконописцев русских. Он изучал это искусство у греков, украшавших Великую церковь Киево-Печерской лавры. Часто просил друзей своих, если увидят в какой-нибудь церкви иконы обветшалые, то чтобы приносили ему. Он их подновлял, любил свое искусство и работал целыми днями, а все заработанные деньги употреблял на святые иконы, на краски и милостыню. В «Житии» его говорится, что все жаждали благословения от дела рук его. Иконы, которые он начинал писать, дописывали ангелы, поэтому они оставались целыми даже среди пламени и разрушения.

Преподобный Симон, епископ Суздальский с 1215 года.

Перед Богом тебе молвлю: всю мою славу и власть я вменил бы в прах, если бы мне щепкою торчать за вратами или валяться сметьем в монастыре Печерском и попираему быть людьми, ибо лучше день в дому Божьей матери, чем тысяча лет временной чести.

Так писал он к иноку Киево-Печерской лавры Поликарпу в первой половине XIII века в великой своей набожной любви к этой обители, в которой сам прежде был иноком. Преподобный Симон заботливо собирал все сведения и поедания об обители, составил жития некоторых угодников Печерских и написал сказание о создании, украшении и освящении Великой церкви. По смерти завещал перевезти тело свое в Киево-Печерскую лавру.

Святой мученик отрок Иоанн, сын варяга Федора. В 983 году (еще до Крещения Руси) языческие жрецы убили их обоих за преданность вере Христовой. Ему молятся супруги, не имеющие детей, прося дать им желанное дитя.

Преподобный Никон Сухой, родом из киевлян. При нашествии на Киев половцев был взят в плен и отведен в половецкую землю. Хозяин, которому он был отдан, боялся с его стороны побега и подрезал ему жилы под коленями. Но узник исчез с глаз стражи и чудесным образом возвратился в Печерский монастырь. Спустя некоторое время прежний хозяин его пришел в обитель и увидел там своего бывшего пленника - высохшего от ран, но живого и бодрого. Пораженный половец принял святое крещение, постригся в монашество и служил своему бывшему невольнику до самой кончины его.

В 1700 году у Ближних пещер полтавским полковником Павлом Герциком была возведена каменная Крестовоздвиженская церковь. С XIX века она служит усыпальницей киевских митрополитов, в частности здесь погребен Филарет Амфитеатров, которого желчный писатель Н.С. Лесков в своих «Мелочах архиерейской жизни» характеризует весьма положительно, называя его «младенцем в митре».

В некрополе Ближних пещер находятся могилы П.С. Кайсарова - адъютанта М.И. Кутузова, Е.В. Путятина - государственного деятеля, дипломата, участника Наваринского сражения.

На территории Ближних пещер сохраняется плита над могилой видного представителя Православной церкви, схимо-архиепископа Антония (в миру князя Давида Абашидзе). В бытность свою инспектором Тифлисской духовной семинарии он исключил из нее студента Иосифа Джугашвили - будущего Сталина.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Киево-Печерская Лавра Киево-Печерская Лавра – находится на южной оконечности Киева, на правом, высоком берегу Днепра, и занимает два холма, разделенные глубокой, спускающиейся до Днепра ложбиной. В XI в. эта местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ Киево-Печерская лавра начала устраиваться при Ярославе Мудром, а окончательно сложилась при сыне его Изяславе. Первым киевским иноком-отшельником был священник церкви в пригородном селе Берестово по имени Иларион - «муж благ,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Л Лавры Герострата см. Слава Герострата

автора Холл Аллан

Лавры Мильтиада не дают мне спать Автор выражения - афинский государственный деятель и полководец Фемистокл (527-460 до н. э.). Он участвовал в битве при Марафоне в 490 до н.э. (см. Марафон) под командованием Мильтиада, который одержал блестящую победу над войском персидского

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

Иннокентий Гизель (1600–1683) историк, философ, богослов, архимандрит Киево-Печерской лавры Упорный и самоотверженный труд Иннокентия Гизеля на ниве православного просвещения при всех неблагоприятных внешних обстоятельствах - войнах и разорениях, которые переживала

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

МАРК ЧАПМЕН: Лавры Герострата Марк Чапмен был одержим манией величия. Он возомнил себя Джоном Ленноном и застрелил знаменитого музыканта, чтобы избавиться от "двойника".В семидесятые годы знаменитый и обожаемый всеми Джон Леннон жил почти отшельником в одном из

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Киево-Печерская лавра Во времена княжения Ярослава Мудрого на правом высоком берегу Днепра священник клира княжеской церкви на Берестове Илларион «ископа печерку малу двусажену», где в уединении проводил время в благодатных молитвах. Князь Ярослав, желая отстоять свою

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена

Из книги автора

Киево-Могилянская академия История Киево-Могилянской академии, одного из старейших учебных заведений на территории Украины, богата событиями. Множество знаменитых выпускников вышло из ее стен: великий философ Григорий Сковорода, ученый и просветитель Симеон Полоцкий,

Из книги автора

Киево-Печерская лавра Князи и бояре прихожаху и тако пакы приношаху от имений своих на утешение братии и устроение Печерскаго монастырю… Из Киево-Печерского патерика В глубокой древности два холма, расположенные на правом берегу Днепра недалеко от Киева, были покрыты

Из книги автора

Живописная школа лавры Начало нового этапа в древнерусском искусстве связано с иноком Киево-Печерского монастыря Алимпием. Имя этого гениального художника еще при жизни было окружено легендами. «Алимпий безвозмездно писал иконы для церквей и был чудотворный врач

Киево-Печерская Лавра - это, пожалуй, одна из самых известных и популярных достопримечательностей Киева. Сюда идут как жители столицы, так и ее гости, как паломники и верующие, так и обычные туристы. Она привлекает мужчин, женщин, стариков и детей. Это место интересно древнейшей историей, интересными артефактами, красотой церквей и чудотворными иконами, загадочными пещерами и удивительными легендами.

История Киево-Печерской Лавры начинается в 1051 году, во времена князя Ярослава Мудрого. Ища уединения, монахи организовали здесь пещерный город. Первую пещеру обжил здесь Илларион, позже ставший Митрополитом Киевским. После него здесь поселился Антоний, ставший основателем Печерского монастыря. Вместе с ним к созданию известнейшей святыни приложил руку его ученик - Феодосий.

История святыни

В 1073 году Антоний возвел здесь . Само же слово «лавра» с греческого обозначает застроенный квартал или церковный приход.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям, разрушался и сжигался. в 1096 году на город напали половцы, затронув и святыню. В 1151 году здесь побывали турки, в 1169 - берендеи. В 1240 году на город напал Батый. А в 1718 году в Лавре случился пожар.

В XI веке Киево-Печерской Лавре, как крупному феодалу, подчинялись целых три города, 7 маленьких городков, около 200 сел и хуторов, 70 тысяч крестьян, заводы, кабаки, винокурни и мельницы, пустыни. Кроме того, Лавра была центром книгописания. Одна из самых известных книг - Киево-Печерский патерик.

В советские времена, а именно с 1917 года, Лавра снова подвергалась разрушениям. Тогда власть СССР стремилась истребить духовенство, досталось и этой киевской святыне.

В 1941 году подорвали . Кто это сделал - спорный вопрос. Есть мнение, что советская сторона, а есть другая точка зрения. Это могли сделать немцы под началом Эрика Коха. Восстановлен Собор был аж в 1995 году указом президента Леонида Кучмы.

Духовная жизнь вернулась в Лавру в 1988 году. В 1990-м ее включили в списки ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. В 1999 здесь открылась Духовная Семинария - теперь Киевская Духовная Академия и Семинария.

Объекты Киево-Печерской обители

Киево-Печерская Лавра, как известно - это целый комплекс различных сооружений. Кроме уже упоминаемого , здесь также есть колокольня на Ближних пещерах, колокольня на Дальних пещерах, Онуфриевская башня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия, Крестовоздвиженская церковь, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божьей Матери, Церковь Всех святых, Троицкая надвратная церковь, Церковь Спаса на Берестове, Церковь «Живоносный источник», Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря, Аннозачатиевская церковь, галереи, бывшие кельи и многое другое.

Конечно же, Киево-Печерская лавра известна своими пещерами. Ближние пещеры, также известные, как Антониевы пещеры, хранят несколько старинных захоронений. В том числе - и мощи самого Антония. Здесь есть три улицы, трапезная, где собирались монахи, подземная пещерная церковь. Общая протяжность - 383 м.Здесь покоятся 79 святых: мощи Нестора Летописца, Ильи Муромца, Альпия Печерского.

Дальние Пещеры в Киево-Печерской Лавре хранят мощи 49 святых. Здесь похоронен Феодосий, есть Феодосийская церковь, старинная келья святого и еще два подземных храма. Здесь хранятся мироточивые главы, тридцать святых, похороненных тут, считаются неизвестными.

Чудеса и легенды Киево-Печерской Лавры

Как и любая святая обитель, Киево-Печерская лавра полна загадок и тайн.

Конечно же, она славится своими чудесами. Здесь хранится несколько чудотворных икон, необычное действие которых замечают уже на протяжении нескольких столетий. К примеру, «Успение Божией Матери» - эта икона была утеряна многие годы назад, но ее копия, которая все таки есть в Лавре, также творит чудеса. Образ Божьей Матери «Печерская Похвала» же исцеляет от недугов и прогоняет невезение.

Мироточивые главы - еще одна из реликвий Киево-Печерской лавры. Это главы святых, которые лаврские монахи тщательно хранят уже много столетий в специальных сосудах. Будучи сухими, останки мироточат, от чего и имеют славу чудес. Считается, что здесь до сих пор хранится глава четвертого папы римского - Климентия. Он ровесник Христовых апостолов.

Нельзя не упомянуть и о чудесных возможностях святых мощей, которые покоятся в пещерах Лавры. Прикоснувшись к останкам преподобных и мучеников, можно излечиться от болезней и бесплодия, избавиться от неудач по жизни, обрести покой и счастье.

К слову, есть еще одна, не доказанная до сих пор легенда, связанная с Киево-Печерской Лаврой. Поговаривают, что святой Феодосий, тот самый ученик Антония, внесший свою лепту в строительство монастыря, на самом деле был женщиной. Переодевшись, он пришел в пещерный городок, где вырыл себе келью и стал жить в уединении. Из-за просторных одежд с капюшонами в фигуре и лице Феодосия было трудно распознать женские черты. Когда монах почувствовал свою скорую кончину, он озвучил предсмертную просьбу. Завещал не омывать после смерти его тело, похоронить в тех же одеждах, в которые был облачен, в своей же келье.

Подобная история с женщиной-монахом имеет место и в истории Китаевской пустыни в Киеве. Там есть могила старца Досифея, который, согласно легендам, на самом деле был женщиной по имени Дарья. Она предалась служениям Господу и всю жизнь посвятила уединению в пещерных кельях, постигая высшую мудрость под видом мужчины.

Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда братия и перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних - преподобного Феодосия в 1074 г.

Сейчас древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера для всех желающих поклониться святым нетленным мощам преподобных отцов Печерских.

Глубина залегания - 15-20 метров.

Длина лабиринта без примыкающих с юга Варяжских пещер - 293 метра.

На юго-западе пещер устроен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, на северо-востоке - храмы Рождества Христова и прп. Феодосия Печерского, первый южнее второго.

А. Подземная церковь Рождества Христова

Б. Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В. Подземная церковь преп. Феодосия, игумена Печерского

Г. Место, обозначенное как келья преп. Феодосия на карте 1638 г.

Д. Место, обозначаемое как келья преп. Феодосия с XIX в.

Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками с именами и, в большинстве своем, иконами, почивают в 34 деревянных и 2 металлических раках, а также в 13 "затворах" - древних погребальных нишах. Большинство икон - середины XIX в. Мощи в раках покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.

Некоторые уже исследованы специалистами и приспособлены для наплыва людей.

А некоторые еще только предстоит открыть и изучить…

В мае 2005 года в одном из коридоров Ближних пещер случился обвал, часть лабиринта оказалась засыпанной. За те четыре года, пока ученые ликвидировали последствия этого происшествия, были найдены обломки керамики, относящиеся еще к XV веку. В те далекие времена здесь располагалось разветвление двух подземных галерей, но в какой-то момент оказалось заваленным. Один из проходов со временем расчистили и укрепили, а вот второй так и остался засыпанным.

И теперь, спустя столетия, ученые обнаружили эту развилку и вход во всеми забытое продолжение лабиринтов, которое еще предстоит расчистить и исследовать. Это - не единственное открытие, которое было сделано в Лаврском подземелье за последние годы. О том, какие еще тайны хранят древние пещеры, мы побеседовали с археологом Тимуром Бобровским.

- В советские времена экскурсоводы часто рассказывали посетителям Лавры, что пещеры полностью изучены, но обвал в 2005 году показал, что это не так. Скажите, что принципиально нового обнаружили в ходе последних исследований Ближних пещер?

Прежде всего, мы поняли, что нам еще очень многое предстоит узнать. Были найдены два ответвления, которые заканчиваются обвалами. Что за этими обвалами - сказать сложно. Но, возможно, именно здесь находится место, где был погребен преподобный Антоний Печерский, основатель пещер.

Нет сомнения в том, что этот участок очень древний. Мы нашли надпись, которая датируется 1150 годом, а также остатки фресковой живописи. Это орнаментальные мотивы, в которые включены разнообразной формы кресты. Минеральные краски нанесены прямо на песчаную стену, без раствора.

Сенсационность находки в том, что вся живопись Ближних и Дальних пещер датируется периодом XVIII–XIX веков. А здесь мы имеем дело с уникальной живописью, относящейся к древней истории. Возможно, орнаменты появились в XIII–XIV веках, а возможно, что и раньше - в столетии XI-XII.

Есть предположение, что росписью была украшена поминальная часовня или даже полноценный храм. Судя по всему, это место очень почитали, и существует свидетельство о том, что именно в Ближних пещерах закончил свой подвиг и был похоронен преподобный Антоний Печерский, чьи мощи никогда так и не были обретены. Вероятно, именно данное помещение связано с местом погребения преподобного старца. Так это или нет - покажут дальнейшие раскопки и исследования.

Помимо Ближних, Вы исследовали и Варяжские пещеры. Об этом подземном лабиринте мало что известно. Далеко не все паломники знают о его существовании. Что это за место?

Варяжские пещеры иногда рассматривают как часть Дальних пещер, хотя, по большому счету, это два возникших независимо друг от друга лабиринта, которые только в XVIII веке были соединены между собой проходом.

Издавна паломники посещают Ближние и Дальние пещеры и думают, что видят именно ту обстановку, которая окружала преподобных подвижников. Но на самом деле галереи, которые посещают паломники, являются остатками большого монашеского кладбища, сформировавшегося в XII веке. Кроме того, эти коридоры многократно перестраивались и ремонтировались, поэтому их первоначальный облик изменился.

А вот с Варяжскими лабиринтами дело обстоит иначе. Вполне возможно, это самая древняя часть Лаврского комплекса. И хотя пока что мы находили в них материал достаточно поздний, относящийся к XV–XVI векам, но нам кажется, что по своей планировке Варяжские пещеры гораздо ближе к древним образцам пещерного строительства, чем Ближние и Дальние лабиринты.

- Что собой представляют Варяжские пещеры сегодня?

Это подземный лабиринт длиной около 200 метров с коридорами и монашескими кельями. На стенах пещер сохранились надписи, относящиеся к XVII–XIX столетиям. Есть еще письменное упоминание о том, что в Варяжских пещерах находится захоронение, но оно пока что не раскапывалось.

Самое ценное в этих подземельях - то, что они остались нетронутыми, в первозданном виде, в то время как Ближние и Дальние пещеры неоднократно укреплялись и украшались с XVI века. Очутившись в этом лабиринте, мы словно оказываемся в той обстановке, в которой жили когда-то преподобные отцы Печерские. На сегодняшний день Варяжские пещеры находятся в аварийном состоянии и нуждаются в реставрации и укреплении. Возможно, после этих работ они станут доступны для посещения.

Монах Киево-Печерского монастыря копает пещеру. Иоганн Гербиний, 1675 год.

- Вернемся теперь к обвалу 2005 годаьв Ближних пещерах. Что вы находили при расчистке засыпанных коридоров?

Обломки керамики, кирпичи, множество настенных надписей разных периодов - в основном XVII века. Также мы исследовали архитектуру. После окончания раскопок работа продолжается. Имеющийся материал нужно обработать, систематизировать и издать…

- А в чем историческая ценность этих находок?

Эти находки - свидетельства о той эпохе, о которой нам мало что известно. Из немногочисленных письменных источников мы знаем только общую канву истории. Чтобы понять быт пещерного монастыря, представить трудности подвига, нужно своими глазами увидеть пещеры, ощутить крохотные размеры келий. Именно материальные свидетельства дают возможность воссоздать жизнь затворников.

Однажды во время раскопок мы провели в Гнилецких пещерах двое суток без выхода на поверхность. Было тяжело физически находиться так много времени в холодном, влажном помещении. Одежда не спасала от сырости. Тяжело переживалось отсутствие света. Это действительно подвиг - годами жить в пещерах, проводя все время в посте и молитве.

- Во время раскопок Вы много времени проводили в святом месте. Ощущали ли благодать?

Несмотря на то, что в пещерах холодно, сыро, темно, отсутствует звук, мне очень комфортно там работать, есть ощущение полной безопасности, уверенность, что со мной ничего не произойдет. Даже когда я вижу опасные места, угрожающие обвалом или осыпью. Возможно, именно так действует святость этого места.

Уникальные нетронутые лабиринты Варяжских пещер

- Правда ли, что пещеры Киево-Печерской Лавры ведут до Чернигова?

Нет, это миф. Я с уверенностью могу сказать, что Лаврские лабиринты не идут под Днепром, не соединяются с пещерами Чернигова и даже не связаны между собой. Подобных мифов о киевских подземельях предостаточно. Их еще в XVII веке собрал и описал в своей книге Иоанн Гербиний.

Но мы не ставим перед собой задачу доказывать или опровергать какие-то легенды. Цель нашей работы - изучить памятник, получить о нем научную информацию и попытаться вернуть его людям в качестве святыни. Так случилось со Зверинецкими и Гнилецкими подземными комплексами, которые мы расчищали и исследовали и которые сейчас можно посетить.

Надеюсь, нечто подобное произойдет и с Варяжской пещерой, и с другими подземельями Лавры. Также надеюсь, что в будущем нам удастся раскопать те пещерные участки, которые сейчас никому неизвестны. А я уверен, что такие подземелья существуют! И возможно, они хранят в себе материальные свидетельства жизни монахов от самого основания монастыря.

Фото иеромонаха Симеона (Новикова)

Продолжаю изучение Лавры. Более всего меня всегда интересовали лаврские пещеры, поэтому собираю информацию с особым энтузиазмом:)
Ближние (Антониевы) пещеры
Протяженность Ближних пещер составляет около 400 метров. На территории Ближних пещер находится подземный храм Введения Пресвятой Богородицы, подземный храм прп. Антония Печерского, подземный храм прп. Варлаама, игумена Печерского.
В Ближних пещерах почивает 73 канонизированных святых.
Вход в Ближние пещеры до середины XVII века осуществлялся через деревянные сени с решетчатыми дверями. Между 1638 и 1651 годом над пещерным входом была построена церковь в честь Воздвижения Честнаго Креста. На ее месте в 1700 году воздвигнут каменный храм Воздвижения Животворящего Креста Господня, сохранившийся до наших дней.
Из Крестовоздвиженского храма прорублено три входа в Ближние пещеры: из притвора, бывшей трапезной и ризницы. Самый древний из них, вероятно, западный, ведущий из трапезной. В 1749 году к храму была пристроена галерея, в которой сделан еще один вход в пещеры (сегодня он преимущественно используется для паломников).
Ближние пещеры изначально состояли из трех основных коридоров, или улиц, связанных между собою переходами и имеющих боковые ответвления. Главной является Пещерная улица, по обе стороны которой расположены келии. К ней примыкает церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм - древнейшая в Ближних пещерах. Поворачивая налево, улица ведет к трапезной, где при преподобном Антонии братия собирались на совместную трапезу.
Третий коридор ведет к церкви преподобного Антония Печерского, построенной в конце XVI или в начале XVII века.
В 1691 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский), бывший до этого года лаврским архимандритом, построил третью церковь в Ближних пещерах - в честь преподобного Варлаама. Храм был устроен в бывшей келии, но также не сохранил свой первоначальный вид. После пожара 1718 года из поврежденного Успенского собора в пещерные церкви перенесли древние мраморные фрагменты иконостаса и портала.
Все храмы Ближних пещер после реконструкции были расширены и перестроены. Царские врата иконостасов Введенской и Антониевой церкви утрачены. Рядом с храмами находятся келии, в которых жили подвижники. Все они были выкопаны в XII веке, но на планах 1638 и 1661 годов некоторые из них не указываются. Возможно, в тот период они были засыпаны или замурованы. Справа и слева от входа в пещерную келию делалось два земляных уступа, один из которых служил иноку ложем, а противоположный - столом. В стенах находились ниши для иконы, свечи или лучины.
В 1830 году полы пещер были выложены чугунными плитами, изготовленными в Туле.
Во время археологических исследований 1977-1979 годах за аркосолиями преподобных Нестора и Меркурия были исследованы ходы, заваленные вследствие землетрясения 1620 года. В частности, здесь обнаружены остатки еще одной, до стх пор неизвестной, древнерусской церкви и вырезанная на стене надпись с датой - 1150 год.
Гроб преподобного Антония
Захоронение основателя Печерской обители, преподобного Антония, находится в перекрытом завалом ответвлении пещеры. В этом месте, называемом "гробом преподобного Антония", стоит гробница, на верхней крышке которой святой изображен иконописно. Прямо над гробницей икона преподобного Антония, рядом с ней на стене, справа и слева, изображения его сподвижников. Слева от "гроба" вход в келию, где многие годы провел в непрестанной молитве первоначальник русского монашества, напротив которой устроена церковь в его честь. Дальние (Феодосиевы) пещеры
Протяженность Дальних пещер (без Варяжских) составляет около 300 метров. На территории Дальних пещер находится подземный храм Рождества Христова, подземный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, подземный храм преподобного Феодосия, игумена Печерского.
В Дальних пещерах почивают мощи 49 канонизированных святых. О большинстве из них сведения крайне скудны, иногда известны только имена, писавшиеся на досках, которыми закрывали погребальные локулы. Мощи некоторых преподобных в разное время были перенесены в Ближние пещеры и другие места. Так, в 1730 году в Успенский собор были перенесены мощи первого киевского митрополита Михаила; мощи преподобной Евфросинии Полоцкой 737 лет пролежавшие в Дальних пещерах, в 1910 году были перенесены в Полоцк. В1992 году из Крестовоздвиженского храма в Благовещенский перенесены мощи священномученика Владимира (Богоявленского), расстрелянного в 1918 году у стен Лавры. В этом же храме с 2000 года почивают мощи святителя Павла, митрополита Тобольского, обретенные при восстановлении Успенского собора.
В настоящее время Дальние пещеры имеют два входа. Один из них был прорублен около 1762 году из Аннозачатьевского храма: длинная и крутая лестница из притвора спускается к развилке подземной галереи. Налево от нее идет так называемая улица Затворников, а справа расположен вход в Варяжскую пещеру.
Подземный Благовещенский храм
Архитектура Благовещенской церкви, основанной около 1058 года, в течение последующих столетий неоднократно претерпевала изменения. В первой половине XVIII в. все пещерные храмы были реконструированы. Существующий ныне иконостас византийского стиля с мозаичными иконами сооружен в начале 1990-х годов.
Подземный Рождественский храм
От входа, на север от центральной улицы, идет коридор к другой древней церкви - Рождества Христова, основанной между 1058 и 1062 годами. Когда увеличилось число братии древнего пещерного монастыря и иноки стали селиться на холме над пещерами, в этой церкви, находящейся ближе к входу, совершалась братская служба. Тогда же более глубокая часть пещер с Благовещенской церковью стала местом захоронения усопших. До наших дней в храме Рождества Христова сохранился чеканный медный иконостас в стиле позднего барокко (конец XIX в).
В 1988 году рядом с Рождественской церковью была обнаружена келия преподобного Феодосия Печерского, выкопанная им не позднее 1058 года. Указанная на плане 1638 года, позже она была окончательно засыпана и замурована.
Напротив входа в храм, с другой стороны коридора, находится глубокая ниша, где хранятся мироточивые главы.
Главы находятся в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы, "о которых нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром" (Сказание о мироточивых главах. Патерик Печерский).
Еще в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно по времени, и состав их мира неодинаков.
Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому.
Подземный храм преподобного Феодосия
В том же участке пещер, несколько далее церкви Рождества Христова, находится храм преподобного Феодосия Печерского. После реконструкции, проведенной в начале XVII века, он стал самым просторным из пещерных храмов Лавры (высота ок. 3 м). в церкви преподобного Феодосия сохранился барочный иконостас из чеканной меди.
Реставрация
Первая существенная реставрация Дальних пещер была проведена, вероятно, после землетрясения 1620 года. Ходы были расширены так, чтобы два человека беспрепятственно мог ли разминуться. Тогда же в стенах пещер начали делать аркосолии, в которых устанавливались раки со святыми мощами.
В конце XVII века. Дальние пещеры были соединены с Варяжскими, прокопаны новые ходы, реконструированы храмы.
В 1826 году пол в пещерах был вымощен чугунными плитами, изготовленными в Туле.
Последний большой ремонт производился в 1913 году под наблюдением Императорской археологической комиссии. Тогда стены Дальних пещер были выложены кирпичом, оштукатурены и окрашены под цвет грунта. Реставрационные работы велись и в советское время.