Окончательная ликвидация удельных русских княжеств. Временное восстановление Киевского княжества и окончательная его ликвидация
КИЕВ, «мать городов русских». Первая столица Русского государства, его название связывают с именем Кия (см.: Кий, Щек и Хорив), легендарного основателя города. По археологическим данным, поселения на территории Киева существовали уже в позднепалеолитический период. Киев основан в VI-VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В «Повести временных лет» под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия «Киев» с именем Кия. Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути - «из варяг в греки», из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь), на Дон, на Муром, в Новгород. В IX - н. XII в. Киев - центр Киевской Руси, место, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосий и сонм других печерских подвижников. Высокого развития в Киеве достигли ремесло, письменность, архитектура, живопись. В сер. XI в. в Киеве построены выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Софийский собор, Киево-Печерская лавра. В 1037 при Софии Киевской основана первая на Руси библиотека; в X-XI вв. появились первые школы. В Киеве был создан первый древнерусский кодекс законов Русская Правда.
Софийский Собор, возведенный по приказу киевского князя Ярослава Мудрого константинопольскими мастерами в 1037-1045 гг.
С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В дек. 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Ок. 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV-XV в. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471. С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494-97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело городское магдебургское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. - до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI - 1-й пол. XVII в. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 янв. 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 - Киевской губернии, с 1781 - Киевского наместничества, с 1797 - Киевской губернии). «Мать городов русских» снова стала одним из главных духовных и культурных центров Русского государства, местом поклонения общероссийским святым - печерским чудотворцам.
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000-20 000 лет назад.
Вид на Софийскую площадь
Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 - 3 500), средний (3 500-2750) и поздний (2 750 - 2 000 гг. до н. э.).
Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. - первой половины I тыс. н. э.
Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II-III вв. - рубеже IV-V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.
Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Согласно археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. Согласно традиционной точке зрения, с 882 г. Киев являлся столицей Киевской Руси. Самые ранние упоминания города, в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного и в Киевском письме еврейской общины, свидетельствуют, что в начале X века Киев был пограничной крепостью Хазарии на границе с Леведией (протовенгерским образованием на территории Украины). Константин именует эту крепость «Самбат», что означает «верхние укрепления» на тюркских языках (вероятно, и хазарском). Результаты некоторых археологических раскопок дают основание считать, что уже в VI-VII вв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 г. 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII-Х веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера
Киевское метро, на станции «Почтовая площадь»
В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в Руси и после её распада на отдельные княжества. В 1240 г. разрушен монголо-татарами. С 1362 находится в составеВеликого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 Киевщина входила в состав не ВКЛ, а польских коронных земель.
С 1654 года (Переяславская рада) Киев в составе Российского государства; в отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно, затем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой - постоянно; с 1721 в составе Российской империи, центр Киевской губернии. С января 1918 до апреля 1919 г. - столица независимой Украины (Центральная Рада, Гетманщина Скоропадского,Директория Петлюры). В то же самое время, с 1918 г., столицей советской Украинской ССР являлся Харьков. В 1934 г. в Киев из Харькова по решению Совнаркома Украины перенесена столица Украинской ССР. Во времяВеликой Отечественной войны Киев был оккупирован немцами с 19 сентября 1941 по 6 ноября 1943. В августе - сентябре 1941 г. в районе Киева произошло одно из крупнейших сражений начального периода Великой Отечественной Войны, известное в мировой историографии как битва за Киев 1941.
За героизм, проявленый во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя (Указ Верховного Совета СССР от 21 июня 1961; утверждено Президиумом Верховного Совета СССР, 8 мая 1965). С декабря 1991Киев - столица независимого государства Украина.
Киев - центр воеводства. Против засилья на Украине, в том числе Киеве, литовских феодалов после смерти Витовта развернулось освободительное движение, в центре которого оказались киевляне. С целью подавления этого движения правительство великого княжества Литовского вынуждено было предпринять серьезные меры политического характера. Пытаясь успокоить общественное мнение, правительство законодательно восстановило на Украине удельные княжества. В конце 1440 г. статус удельного княжества с центром в Киеве получила Киевская земля. Князем здесь стал Олелько (Александр) Владимирович, сын Владимира Ольгердовича. некогда «выведенного» из Киева Витовтом.
Чтобы заручиться поддержкой господствующих классов в проведении своей политики, великокняжеская администрация вскоре пошла на дальнейшие уступки местной верхушке. Великокняжеский привилей 1447 г. расширял сословные права и свободы феодалов независимо от их вероисповедания. Великий князь Казимир обязался не раздавать земель и административных должностей в княжестве «чужеземцам», то есть польским феодалам. Привилей 1447 г. даровал некоторые экономические привилегии мещанам. Они освобождались от ряда государственных повинностей: стаций, поставок подвод, подвоза материалов для строительства замков (кроме участия в их строительстве и ремонте). Удовлетворив важнейшие классовые претензии православных феодалов и даровав льготы горожанам, великокняжеская власть сделала важный шаг к укреплению своего влияния на украинских землях, в частности в одном из центров освободительного движения - Киеве.
Возрождение Киевского княжества явилось временной уступкой, единственной целью которой было установление полного господства литовских и польских феодалов на украинских землях. Упрочив свои внутриполитические позиции, великокняжеская власть предприняла дальнейшие меры к централизации государственного управления. К этому побуждал и нежелательный для нее рост экономического и политического значения Киева. Киевские князья стремились к достижению политической консолидации княжества и восстановлению его суверенитета. Их политика отражала и настроения значительной прослойки украинских, белорусских и русских феодалов, которые ориентировались на единение с Московским великим княжеством. В 1451 г. активный сторонник объединения русских земель вокруг Москвы митрополит Иона с согласия киевского князя стал единственным митрополитом киевским и «всея Руси» с резиденцией в Москве. Эта единая митрополия просуществовала, правда, недолго - лишь до 1458 г., когда по инициативе великокняжеской власти в Киеве вновь была восстановлена отдельная митрополия. Киевский князь Олелько Владимирович противодействовал также новым униатским поползновениям католической церкви, неизменно поощряемым литовской и польской правящей верхушкой.
Особенно польско-литовские власти опасались лишиться своих привилегий в государственном управлении. В годы правления Казимира, великого князя литовского и польского короля, поглощенного польскими делами и почти постоянно пребывавшего в Кракове, в Литве неоднократно возникал вопрос о необходимости избрания отдельного великого князя. Одним из основных кандидатов в великие князья считался киевский князь Семен Олелькович, унаследовавший Киевское княжество после смерти своего отца Олелько Владимировича (1455). Между тем в памяти стоявших у власти в Великом княжестве Литовском магнатов были еще свежи воспоминания о великом княжении Свидригайла (1430-1432), окружившего себя «схизматиками-русинами» и практически исключившего из великокняжеской рады литовцев-католиков.
Обеспокоенное перспективой избрания Семена Олельковича великим князем, литовское правительство попыталось низвести его до положения великокняжеского наместника в Киеве. Однако этот политический маневр не имел успеха и решение вопроса о ликвидации последнего на украинских землях крупного удельного княжества - Киевского - отодвинулось. В 1470 г., после кончины Семена Олельковича, удельно-княжеская власть в Киеве навсегда прекратила свое существование.
После ликвидации Киевского княжества местные феодалы получили великокняжеские грамоты, подтверждавшие их социальные, классовые права и привилегии, фиксировавшие нормы местной жизни в соответствии со «стариной», то есть местными традициями. Несмотря на неизменно декларировавшееся великокняжеским правительством его намерение сохранить «старину», позиции литовской власти в Киеве неуклонно укреплялись. Со времени ликвидации княжества Киев стал центром Киевского воеводства Великого княжества Литовского, резиденцией киевского воеводы. Воевода, бывший в Киеве великокняжеским наместником, зачастую получал свою должность от великого князя в качестве служебной награды, имевшей характер обычного феодального кормления. Это подтверждается, например, тем фактом, что королевские грамоты адресовались обычно «воеводе киевскому... и иным воеводам нашим, хто потом от нас будет Киев держати».
Воеводами в Киев назначались преимущественно крупные феодалы - магнаты, зачастую литовские паны-католики, нередко княжеского происхождения. Так, выходцем из среды крупнейших литовских панов был первый киевский воевода Мартин Гаштовт. Великий князь литовский за «верную службу» жаловал киевских воевод землями вдали от Киевщины, нередко в собственно литовских землях, чтобы прочнее связать их с литовским государственным центром и предупредить возникновение у них сепаратистских устремлений. Так, киевский воевода князь Дмитрий Путятич в 1499 г. получил в пожизненное владение имение вблизи Новгородка-Литовского с правом передачи его сыну.
Деятельности киевского воеводы великокняжеское правительство придавало большое значение. Он должен был содействовать укреплению литовской власти на территории бывшего княжества, которое в прошлом неоднократно готово было отложиться от Великого княжества и в котором и после учреждения воеводств продолжал тлеть огонь освободительного движения. Воеводская служба имела также внешнеполитическое значение: воевода руководил охраной южных рубежей Великого княжества Литовского, что было особенно важно в условиях возросшей в конце XV в. угрозы нападений крымских феодалов. Он играл также роль связующего звена в дипломатических сношениях Великого княжества Литовского с Крымским ханством. Киевский воевода возглавлял городское войско, состоявшее из наемной «роты», которой непосредственно командовал ротмистр, ополчения киевских бояр, а также городского и воеводского ополчения, куда собирались и киевляне. «коли служба наша земская бывает, ... с паном воеводою... на конях у зброях».
Церковь в Киеве великокняжескими грамотами провозглашалась независимой от светской власти, «в моцы митрополита киевского и всея Руси». Однако в связи с принятой в то время системой дарования церковных должностей и земель и подтверждения прав на них пожалованием великого князя или воеводы, она оказалась в полной зависимости от них, в их «подаваньи». Так, в Киеве под властью воевод фактически пребывали, кроме многих церквей, монастыри Флоровский, Межигорский и Михайловский Златоверхий.
Воеводы постоянно «вступовалися» даже и в жизнь Киево-Печерской лавры. Как свидетельствует грамота 1550 г. короля Сигизмунда Августа, «воеводове киевские ку своим рукам тот манастыр брали и держивали».
От удельного времени воеводская власть в значительной мере унаследовала автономию от власти великокняжеской в сфере местного управления. Для киевлян это зачастую оборачивалось безудержным произволом со стороны не только воевод, но и подчиненных им гражданских «служебников» и военачальников - хорунжих, маршалков, каштелянов, ротмистров и др.
Вновь литовским князем после смерти Сигизмунда в 1440 году становится Казимир IV Ягайлович. Вместе с литовскими феодалами, он прибегает к уступкам местным князьям и боярам чтобы предотвратить новые социально-политическим выступлениям и восстанавливает Киевское и Волынское удельные княжества, предоставив им автономию. Волынское княжество было отдано Свидригайлу, а в Киевском княжестве был посажен Александр (Олелько) Владимирович (1441-1454 гг.) Из династии Ольгердовичей (сын Владимира Ольгердовича). Свидригайло управлял княжеством до конца своей жизни, а после его смерти по приказу Казимира, Волынское удельное княжество в 1452 году ликвидируется.
О деятельности Олелька и его сына Семена (1455-1470 гг.), То их княжения Киевской характеризовалось восстановлением и усилением социально-экономического потенциала княжества, развитием города Киева и культурно-просветительской деятельностью. Кроме этого, по Олельковичей расширяются территориальные владения, в результате чего под их властью оказывается Киевщина, часть Черниговщины, Переяславщина и Брацлавщина (Восточное Подолье) ведется активная борьба с татарами на пограничных полосах, что способствовало освоению степи (Дикого Поля) на юге владений. Довольно важным событием стало создание Киевской православной митрополии в 1458 году при содействии Семен Олельковича, что значительно ослабило московский влияние на русское население.
После смерти князя Семена, в 1471 году, Киевское удельное княжество ликвидируется в связи с беспокойством Казимира в росте могущества Киева и прилегающих к нему территорий. Волынь и Киевщина после окончательной ликвидации остатков самостоятельности превращаются в воеводства, возглавляемые наместниками (воеводами) с подчинением великому князю.
С ликвидацией удельных княжеств значительно усиливается влияние литовско-польской элиты на социально-политические процессы внутри страны, что не могло не задевать интересов православной русской знати. Одной из попыток вернуть свое влиятельное положение была организована в 1481 году заговор со стороны потомков Олельковичей цель которой заключалась в восстановлении власти над своими бывшими владениями, с последующим их отделением от Литовского государства и присоединением к Москве. Однако, заговор был раскрыт, а его участников подвергли казни.
Еще одной попыткой, и собственно последней, стало выступление князя Михаила Глинского в 1508 году. Восстание охватило Киевскую и Туровской земли, однако незначительная поддержка со стороны остальных князей, и неудачи на поле боя привели к подавлению мятежа польско-литовским войском.
Витовт в своей церковной политике пошел еще дальше, намереваясь переместить центр православия восточнославянских земель на территорию Великого княжества Литовского: в 1407 г. он добивался в Константинополе посвящения в митрополиты всея Руси своего ставленника полоцкого владыки Феодосия. Однако константинопольский патриарх по согласованию с московским князем Василием Дмитриевичем поставил митрополитом всея Руси грека Фотия, который стал активно сотрудничать с князем Василием.
После Городельской унии литовские феодалы вновь попытались создать в Великом княжестве Литовском автономную православную церковь. На занятие киевской митрополии была выдвинута кандидатура иерарха болгарского происхождения Григория Цамблака. Однако митрополит Фотий воспротивился этому. Не дал на то своего благословения и константинопольский патриарх, поскольку за спиной Цамблака стояли склонный к церковной унии Витовт и рьяный католик Ягайло. Тем не менее осенью 1415 г. на церковном соборе в Новгородке-Литовском (Новогрудке) по требованию Витовта православные епископы Великого княжества Литовского и Польши провозгласили Цамблака киевским митрополитом. При этом предполагалось, что сфера влияния новой митрополии не ограничится пределами Великого княжества Литовского. Витовт рассчитывал привести к послушанию новому митрополиту москвичей, новгородцев, псковичей, словом, население всех русских земель, а польский король прямо называл Цамблака «митрополитом всея Руси».
Государственная власть предполагала также использовать вновь созданную митрополию для оформления унии православной церкви с католической с целью, как выразился Ягайло, «окончания схизмы». В 1418 г. Цамблак был отправлен на Констанцский церковный собор для переговоров об унии. Переговоры окончились безрезультатно. Объясняется это исключительной непопулярностью в Юго-Западной Руси идеи заключения церковной унии. Униатская миссия Цамблака окончательно скомпрометировала киевскую митрополию в глазах православного населения Великого княжества Литовского. Отдельная киевская митрополия в 1420 г. прекратила свое существование.
К княжению Витовта относится начало открытой экспансии католической церкви на украинские земли. Она рассматривалась великокняжеской властью как действенное средство подчинения украинских земель. В Киеве, Каменце-Подольском и Луцке были открыты католические епископские кафедры.
Наступление литовских феодалов на украинские земли в княжение Витовта стало главной причиной освободительного движения, развернувшегося здесь после его смерти. Это движение совпало с феодальной войной за великокняжеский стол, на который претендовал известный противник польско-литовской унии южнорусский князь Свидригайло Оль-гердович. Став в 1430 г. великим князем, Свидригайло опирался в своей деятельности главным образом на украинских князей и бояр, враждебно настроенных как против польских, так и против литовских господствующих слоев. Крупное литовское боярство организовало против Свидригайла заговор, и в 1432 г. великим князем стал брат Витовта Сигизмунд Кейстутович. Однако белорусские, а также украинские земли (Киевская, Северская, Волынь и Восточная По-долия) остались под властью Свид-ригайла. Об этих событиях литовско-русская летопись пишет: «Князи руськыи и бояре посадиша князя Швитригайла на великое княжение на Руское». Великое княжество Литовское фактически распалось на две части: на украинских и белорусских его землях образовалось отдельное Русское княжество.
Чтобы ослабить освободительное движение на украинских и белорусских землях и вернуть их в состав Великого княжества Литовского, правящие круги Литвы и Польши пошли на некоторые уступки русским феодалам. При вступлении Сигизмунда на великокняжеский престол 15 октября 1432 г. был издан привилей, в котором речь шла о правах русских феодалов. Он как бы толковал старые акты, даровавшие князьям, шляхте и боярам Великого княжества Литовского права и привилегии, подобные тем, какими пользовались польские феодалы, в гом смысле, что они должны распространяться и на русских князей и бояр.
Те же политические цели преследовал и королевский привилей Луцкой земле от 30 октября 1432 г. Луцкая земля должна была входить в состав Великого княжества Литовского, что подтверждалось и последним актом польско-литовской унии 1432 г. Однако польское правительство издавна претендовало на эту землю и, участвуя в борьбе за великокняжеский стол, вспыхнувшей в Великом княжестве Литовском после смерти Витовта, стремилось ее захватить. Этим привилеем местные князья, бояре, духовенство, иноземные колонисты, независимо от их вероисповедания, уравнивались в правах и вольностях с соответствующими категориями населения Польского королевства. Привилей содержал также обещание не принуждать православное население Луцкой земли к переходу в католичество, не разрушать православных церквей.
6 мая 1434 г. великий князь Сигизмунд подтвердил права и привилегии православных феодалов, о которых шла речь в привилее от 15 октября 1432 г. Были подтверждены их имущественные права, для своих крестьян они получили освобождение от ряда государственных повинностей и податей. Великий князь обещал не карать никого из феодалов по доносу без суда. Они могли быть наказаны только после предварительного следствия.
Привилей 1432 и 1434 гг., в отличие от предыдущих, распространялись не только на шляхту, но и на князей. После ликвидации удельных княжеств и особенно после Городельского привилея, лишившего православных феодалов права занятия государственных должностей, крупные украинские князья стали все более оттесняться на второстепенные экономические и политические позиции не только в общегосударственном масштабе, но зачастую и в собственных владениях. Руководящую роль в жизни Великого княжества Литовского захватила литовско-католическая боярская знать, и богатые украинские князья активно выступали против нее, стремясь восстановить свое прежнее положение. Привилей 1432 и 1434 гг. были встречены ими с недовольством - ведь о главном, что их волновало,- о праве занятия государственных должностей - эти при-вилеи умалчивали. Однако большую часть мелких и средних князей расширение их прав и вольностей при-вилеями 1432 и 1434 гг. удовлетворило. Поэтому так же, как рядовые бояре и шляхта, они стали постепенно отходить от освободительного движения. В 1438 г. Киевщина, Чернигово-Северщина, Брацлавщина и Волынь снова признали власть великого князя литовского.
Восстановление украинских удельных княжеств и окончательная их ликвидация. В марте 1440 г. великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович пал жертвой заговора. Правление Сигизмунда вызывало широкое недовольство. Не угоден он был крупным феодалам Великого княжества Литовского, стремившимся к укреплению господства над украинскими землями, так как согласился на превращение Западной Подолии в польскую провинцию. Но особенно активно против Сигизмунда выступали украинские князья и бояре: в его княжение в 1439 г. была предпринята новая попытка унии православной церкви с католической. Уния не состоялась из-за противодействия московского правительства, а также сопротивления украинских и белорусских феодалов Великого княжества Литовского.
Православным феодалам уния принесла бы новое ущемление их прав в сравнении с католиками или униатами. Для украинского и белорусского народов она означала дальнейшее наступление католицизма, усиление социального и национального гнета.
Кандидатом в великие князья от украинских и белорусских феодалов снова был выдвинут Свидригайло. Однако под давлением крупных литовских феодалов-панов, вопреки условиям унии 1432 г., без согласия польской стороны великим князем литовским был избран тринадцатилетний сын Ягайла Казимир. Король Владислав III не признал Казимира великим князем, а видел в нем лишь наместника королевской власти в Великом княжестве. Польско-литовская уния фактически была разорвана. Украинские земли продолжали оставаться в составе Великого княжества Литовского.
В начале княжения Казимира его власть была непрочна. Даже в собственно литовских землях ее приходилось утверждать, преодолевая значительное сопротивление недовольных его вокняжением феодалов. На Украине же возобновилась феодальная раздробленность. От Литвы отложилась часть Киевской земли. Власть здесь на непродолжительное, правда, время захватил один из претендентов на великокняжеский престол - Михаил, сын убитого великого князя литовского Сигизмунда. На Волыни снова появился Свидригайло, завязавший сношения с галицкой правящей верхушкой. Оживились захватнические устремления польских феодалов в отношении украинских земель. Малопольское панство стремилось к разделу украинских земель и включению их в состав Польши по частям, а не к инкорпорации их в Польшу в составе Великого княжества Литовского.
В это напряженное время целостность Великого княжества Литовского, на первых порах вообще эфемерную, великокняжеская власть сохранила лишь благодаря значительным уступкам сепаратистски настроенным украинским феодалам.
Статус удельного княжества в конце 1440 г. получила Киевская земля. Князем здесь стал Олелько (Александр) Владимирович - сын Владимира Ольгердовича, «выведенного» из Киева великим князем Витовтом. В состав Киевского княжества вошла также Переяславщина и южные волости Чернигово-Северщины - Остерская и Путивльская.
Волынь вместе с Брацлавщиной была признана пожизненно за Свид-ригайлом на правах удельного княжества. К возрожденному Волынскому княжеству были присоединены также Гомель и Туров. В результате в конце 1445 - начале 1446 г. Свидригайло признал Казимира великим князем литовским, продолжая, правда, так титуловать и себя.
Таким образом, возрождение Киевского и Волынского княжеств и признание Олелька и Свидригайла удельными князьями должно было восстановить пошатнувшиеся государственные устои Великого княжества Литовского и обеспечить господство литовских феодалов на украинских землях.
После того как в битве с турками под Варной в 1444 г. без вести пропал польский король Владислав, польские феодалы, стремившиеся восстановить польско-литовскую унию, предложили корону Казимиру. Последовали продолжительные переговоры по поводу характера польско-литовской унии. Польские послы на переговорах настаивали на восстановлении законной силы Кревского акта, предусматривавшего инкорпорацию всех земель Великого княжества Литовского Польшей. Литовские же феодалы, нуждавшиеся в поддержке Польши для укрепления своего господствующего положения в Великом княжестве Литовском, в частности на украинских землях, и потому также заинтересованные в унии, предлагали понимать ее как свободный союз равноправных государств. Литовские феодалы потребовали также от Казимира присяжную запись, гарантировавшую пребывание Волыни и Подолии в составе Великого княжества Литовского.
В 1447 г. Казимир стал польским королем, одновременно оставаясь великим князем литовским. Вопрос об унии не был решен, но фактически Великое княжество Литовское и Польша оказались связанными персональной унией. Стремясь удержать за собой Великое княжество Литовское после столь трудного утверждения там своей власти, склонив на свою сторону феодалов Великого княжества Литовского, в том числе украинских земель, перед отъездом из Литвы на коронацию Казимир даровал феодалам всех земель Великого княжества Литовского привилей, расширявший их сословные права и свободы. Привилей распространялся и на православных феодалов украинских земель и сыграл известную роль в укреплении здесь литовской власти.
Привилей освободил подданных феодалов и мещан от ряда государственных повинностей. Великий князь обязался не принимать в свои имения принадлежавших феодалам крестьян и потребовал того же от них относительно великокняжеских крестьян. За феодалами закреплялось право вотчинного суда. Великий князь обязался также не раздавать земель и административных должностей в Великом княжестве «чужеземцам», т. е. польским феодалам. Наконец, Казимир обязался не допускать уменьшения территории Великого княжества Литовского. Волынь и Восточная Подолия, на которую претендовали польские феодалы, таким образом, должны были оставаться в составе Великого княжества Литовского.
Привилей 1447 г. сыграл заметную роль в социально-политической истории Великого княжества Литовского. Он способствовал закрепощению крестьянских масс и положил начало законодательному закреплению этого процесса; значительно расширив права и привилегии феодалов, он тем самым ослабил великокняжескую власть. Освободив шляхетских подданных и мещан от поставки подвод, от подвоза материалов для строительства замков и, главное, от выплаты в казну постоянной денежной подати - серебщины, привилей значительно сократил доходы великого князя и увеличил доходы феодалов, особенно крупных. Это вело к возрождению политической роли феодальной знати и ее влияния на великокняжескую власть. Расширение прав и привилегий феодалов Великого княжества Литовского способствовало сглаживанию различий в социальном строе княжества и Польского королевства и сближало их политически значительно сильнее, чем подписание каких бы то ни было актов унии.
В интересах феодалов в 1468 г. был издан новый судебник. Особое внимание в нем обращалось на защиту феодальной частной собственности.
Поддержка великокняжеской властью стремления украинских феодалов к упрочению своего классового господства над трудящимися массами, расширение их прав и привилегий вело к отходу украинских феодалов от освободительного движения, способствовало укреплению великокняжеской власти на Украине, подготовило политические условия для окончательной ликвидации удельных княжеств на украинской земле.
Когда в сентябре 1451 г. распространилась весть о тяжелой болезни Свидригайла, польский сенат потребовал от Казимира, чтобы он предпринял меры к включению Волыни и Восточной Подолии в состав Польши. В противном случае сенаторы угрожали создать конфедерацию польской шляхты для захвата этих территорий.
Давнишние претензии польских феодалов па Волынь и Восточную Подолию особенно усилились с восшествием на польский престол Казимира. Именно в это время они захватили часть Восточной Подолии с Меджибожем и Хмельником. В течение всего великого княжения Казимира они настойчиво добивались захвата Волыни и Восточной Подолии, а также инкорпорации в Польшу вообще всех земель Великого княжества Литовского. Они рассчитывали, что, будучи одновременно великим князем литовским, Казимир поможет им осуществить эти их планы. Однако, опасаясь разрыва с Литвой, Казимир уклонился от поддержки захватнических устремлений польских феодалов.
Литовское же правительство во главе с бывшим регентом при Казимире на великокняжеском престоле Яном Гаштовтом, выражая интересы литовских феодалов, стремившихся к безраздельному господству на захваченных ими украинских землях, ие только защищало их от посягательств со стороны Польши, но и требовало возврата ранее завоеванных Польшей украинских земель, прежде всего Подолии, а также пограничных волынских территорий и даже земли Белзской. В конце 1451 г., еще при жизни Свидригайла, на Волынь вступили литовские войска во главе с паном Радзивиллом, пинским князем Юрием и воеводой Юршей. К моменту смерти Свидригайла в феврале 1452 г. Волынь была занята ими полностью. Это вызвало возмущение в среде польских феодалов. Вопрос обсуждался на нескольких сеймах. Было принято решение о создании шляхетской конфедерации для захвата Волыни. Однако конфликт между Польшей и Литвой был улажен путем взаимных уступок. Литовская сторона перестала настаивать на возвращении Западной Подолии; Волынь осталась в составе Великого княжества Литовского и была превращена в его провинцию, управляемую великокняжеским наместником. Восточная же Подолия была присоединена к Киевскому княжеству.
На Киевском столе после смерти Олелька Владимировича с 1455 г. сидел его сын Семен Олелькович. В годы правления Казимира, поглощенного польскими делами и почти постоянно пребывавшего в Кракове, литовские паны неоднократно ставили вопрос об избрании для Великого княжества Литовского отдельного великого князя. Семен Олелькович выдвигался ими в качестве одного из кандидатов. Однако решение этого вопроса постоянно откладывалось королевской властью, не заинтересованной в нарушении персональной государственной польско-литовской унии и в продлении литовско-русской княжеской традиции.
Семен Олелькович умер в 1470 г. Его правление стало последней страницей истории крупных украинских удельных княжеств. Киевская земля была превращена в провинцию Великого княжества Литовского. Воеводой в Киев назначили литовского пана Мартина Гаштовта, силой оружия заставившего киевлян признать свою власть. «И оттоле на Киеве князи пересташа быти, а вместо князей воеводы насташа».
Восточная Подолия была отделена от Киевщины и перешла под управление великокняжеских наместников, назначавшихся главным образом из числа волынских князей - Острожских, Чарторыйских, Збаражских и др.
После ликвидации Волынского и Киевского княжеств местные феодалы получили великокняжеские привилеи, подтверждавшие их права и привилегии. Эта мера должна была стать средством укрепления позиций центральной власти Великого княжества Литовского на украинских землях. Однако она лишь отчасти достигла цели. Украинские князья, терявшие свои уделы вследствие централизаторских мероприятий великокняжеской власти, проявляли недовольство. Господство литовских панов ущемляло и классовые интересы украинского боярства.
В связи с государственным сращением Литвы и Польши украинский народ превращался в объект все более интенсивного ополячивания и окатоличивания. В конце XV - начале XVI в. литовское правительство возобновило попытки осуществления унии православной церкви с католической. Киевская митрополия в это время окончательно отделилась от московской. Недовольство укрепившимся господством литовских феодалов и наступлением католицизма охватывало все более широкие слои Украинского народа.
Административное устройство. Изменения в структуре феодального общества. Ликвидация удельных княжеств повлекла за собой введение нового административно - территориального деления и создание новой администрации. Эти мероприятия должны были служить укреплению центральной великокняжеской власти - власти литовских феодалов.
После ликвидации удельных княжеств основными административно-территориальными единицами на Украине стали земли (воеводства). Из-за недостаточного развития внутригосударственных связей каждая из них сохраняла в значительной мере феодальную автономию и получала от великих князей земские привилеи, подтверждавшие обычаи ее внутренней жизни.
Земли делились на поветы с центрами в городах. Деление это, однако, не было постоянным: с течением времени количество поветов уменьшалось или увеличивалось, изменялись и их границы.
Киевщина делилась на Киевский, Чернобыльский, Житомирский, Овручский, Черкасский, Каневский и другие поветы. В состав ее входила и Переяславщина.
Чернигово-Северщина делилась на Черниговский, Новгород-Северский, Остерский, Стародубский и другие поветы. Здесь сохранялось также значительное количество мелких удельных княжеств. Центром всего Поднепровья оставался Киев - резиденция удельных князей, великокняжеских наместников и киевских воевод.
Волынь с центром в Луцке делилась на Луцкий, Владимирский и Кременецкий поветы.
Входившая в состав Великого княжества Литовского Восточная Подолия (Брацлавщина) делилась на Брацлавский и Винницкий поветы.
Административно-судебная и военная власть на землях Украины, бывших прежде удельными княжествами, и в поветах принадлежала великокняжеским наместникам - воеводам и старостам. Должности эти нередко давались как награда за службу и имели характер обыкновенных кормлений. Довольно часто одно и то же лицо получало несколько административных должностей в разных поветах и даже разных землях. По своему правовому положению воеводы и старосты были не столько государственными административными лицами, сколько вассалами великого князя. Так же, как некогда с удельных князей, с них брали присяжные грамоты на верность великому князю. От старого удельного времени наместническое правление в значительной степени унаследовало независимость от центральной власти.
Воеводам и старостам подчинялись хорунжие, маршалки и каштеляны, руководившие шляхетскими войсками, а также городничие и мостовни-чие, ответственные за строительство и ремонт оборонительных сооружений, крепостей, замков, мостов. Заместителями воевод в судебных делах были подстаросты.
Своеобразными административно-территориальными единицами на украинских землях являлись владения князей, сохранявшие в значительной мере феодальный иммунитет. В поветовую систему не входили также «державы», раздававшиеся феодалам во временное пользование из великокняжеского земельного фонда. Очень распространены были держания на так называемом заставном праве, получаемые феодалами в качестве залога за предоставленную великому князю денежную ссуду. Державец при этом получал почти неограниченные права в заложенной великокняжеской волости на все доходы, которые шли, как считалось, на погашение процентов за ссуду, и полную власть над населением. Он распоряжался «державой» вплоть до передачи ее другому лицу.
На должности воевод и старост на Украине назначались, в основном, крупные литовские феодалы. Однако местная знать тоже играла значительную роль в административном управлении украинскими землями. Это соответствовало изменениям в общественно-политическом строе украинских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, которые происходили в течение XV-первой половины XVI в. Боярство и князья образовали единое привилегированное феодальное сословие - шляхетство. Проведенная в 1528 г. перепись зафиксировала наличный состав шляхетства Великого княжества Литовского. Во время ревизии замков и староств в украинских землях в 1545 и 1552 гг. также проверялась принадлежность к шляхетству. Выделению шляхетского сословия способствовала и волочная помера 1557 г., которой подлежали все земли, кроме шляхетских. Чтобы земли не попали в померу, их собственники должны были документально доказать права на них, а также свое шляхетство.
Одновременно происходило законодательное закрепление шляхетских прав. В 1529 г. был утвержден кодекс прав Литовского государства, так называемый первый Литовский статут, подтверждавший старые права, дарованные шляхте предыдущими великокняжескими привилеями, и новые, которыми она стала фактически пользоваться в последнее время, Верхушку шляхетства составляли всесильные магнаты (от лат. magnus-великий) - крупнейшие земельные собственники, захватившие ключевые позиции в политической жизни страны. Неравенство между основной массой шляхты, с одной стороны, и верхушкой шляхетства - магнатами - с другой, узаконивалось и статутом: законодательство в нем делилось на два вида - общешляхетское и «по сословиям», т. е. отдельно для магнатов и остальной шляхты. Магнаты все более сосредоточивали в своих руках высшие государственные должности. Нередко они передавали их по наследству. Магнаты располагали собственными вооруженными силами, которые они выводили не под общей хоругвью своего округа, а отдельно, под фамильными хоругвями, почему и назывались «князьями и панами хоруговными».
Под давлением литовских магнатов в подтвердительные земские привилеи 1529, 1547 и 1551 гг. была внесена не упраздненная привилеями 1447, 1492, 1506 гг. статья Городельского акта, лишавшая феодалов православного вероисповедания права на занятие государственных административных должностей. Однако крупнейшие украинские магнаты, православные по вероисповеданию, не только управляли украинскими землями, но нередко становились влиятельнейшими вельможами Великого княжества Литовского. Например, волынский князь Константин Иванович Острожский, выдвинувшийся в войнах конца XV - начала XVI в., особенно в борьбе с крымской агрессией, как талантливый военачальник, несмотря на протесты литовского панства, занимал ряд ответственных государственных постов. Он был старостой брацлавским, звенигородским и луцким, маршалком Волынской земли, а также литовским гетманом, виленским каштеляном и трокским воеводой. Покровительствуя православной церкви, К. И. Острожский стремился использовать ее Для укрепления своих позиций в противовес литовским магнатам, опиравшимся, в основном, на католическую Церковь.
Из магнатов (панов) преимущественно состояла великокняжеская Рада. Со второй половины XV в. наметилась тенденция превращения ее в главный политический орган государства. В привилеях великого князя Александра от 6 августа 1492 г. и великого князя Сигизмунда от 7 декабря 1506 г. подтверждались сословные привилегии шляхетства и прямо указывалось, что великий князь имеет право издавать законы не иначе, как после обсуждения с панами - радой ис их согласия. Таким образом, рада должна была превратиться в самостоятельный орган государственной власти, ограничивающий власть великого князя. Этому способствовало и продолжительное отсутствие в Литве великих князей, которые, начиная с Казимира, были одновременно и польскими королями. Однако во второй половине XV в. и особенно в первой половине XVI в. рада выявила полное бессилие как высшая административная инстанция. В этих условиях возрастало политическое влияние магнатов на местах, в частности на Украине.
Со второй половины XV в. начинают собираться шляхетские сеймы (съезды). Состав их и компетенция в XV в. еще четко не определились, они не являлись регулярно действующими органами. Созывались не только сеймы отдельных земель с участием местной администрации, магнатов, духовенства и шляхты, но и общие - «вальные», на которых присутствовали князья, паны и крупные бояре всего княжества.
Рядовая шляхта в XV в. участия в сеймах не принимала. В это время сеймы созывались преимущественно для избрания великого князя и заключения унии с Польшей. Позже они стали решать и разные вопросы местной и общегосударственной жизни. Поэтому после 1512 г. оформилось шляхетское представительство на сейме: от каждого повета избирались два шляхетских делегата.
В течение первой половины XVI в. компетенция сейма все более расширялась, и он превратился в постоянно действующий верховный орган, отодвинувший на задний план раду. В частности, сейм имел законодательные функции, решал вопрос о принятии статутов.
Выступая на сеймах, литовская и украинская шляхта пыталась добиться уравнения в правах с магнатами. Одним из главных ее требований было учреждение выборных земских судов, юрисдикции которых подлежало бы все шляхетство, в том числе и магнаты. Несмотря на сопротивление магнатов и великокняжеской власти, решением Бельского сейма 1564 г. выборные земские суды были учреждены. К компетенции этих судов относились гражданские дела всей шляхты.
Уголовными делами ведал замковый (гродский) суд. Его возглавлял судебный староста, которым являлся наместник замка или крупнейшего в повете поместья. Межевые и поземельные дела решал подкоморский суд.
Шляхта литовских земель требовала также учреждения по польскому образцу поветовых шляхетских сеймиков, в которых принимали бы участие все феодалы повета - магнаты и шляхта. Эти сеймики были учреждены Виленским привилеем 1565 г. На них выбирали земские суды, предварительно обсуждали вопросы, выносившиеся на рассмотрение ближайших сеймов, выбирали делегатов (послов) на вальный сейм.
В 1565 г. литовско-русская шляхта добилась проведения административной п военной реформ, в результате которых она стала играть более значительную роль в административном аппарате и была уравнена в военных правах с магнатами. Каждая земля представляла с этого времени отдельный административный и военный округ - воеводство. На украинских землях Великого княжества Литовского было образовано три воеводства: Киевское, Волынское и Брацлавское. Военачальникам-воеводам подчинялись поветовые командиры: в важнейших поветах воеводств - каштеляны, в остальных - маршалки. Под команду каштелянов и маршалков собирались со своими отрядами как шляхта, так и князья и паны хоруговные. При этом шляхта собиралась под команду каштелянов и маршалков во главе с хорунжими (по одному на судебный повет). Новые воеводы и каштеляны, которыми могли назначаться и крупнейшие шляхтичи, получали места в великокняжеской раде.
Названные реформы повысили политическую роль шляхты и содействовали установлению в стране шляхетской «демократии», органом которой был вальный сейм. Второй Литовский статут 1566 г. узаконил политическое значение вального сейма: он лишал великого князя права без участия сейма издавать государственные законы. Литовское государство (и Украина в его составе), как и Польша, превращалось в шляхетскую республику. Но, несмотря на уравнение в правах с магнатами и на расширение общешляхетских прав, шляхта была недовольна своим положением, так как реальная власть в государстве сосредоточилась в руках магнатской верхушки как в государственном центре - Литве, так и в отдельных землях, в том числе и на Украине.
Главной чертой общественно-административной жизни украинских земель после ликвидации удельных княжеств было постепенное утверждение всевластия крупнейших феодалов - магнатов, которые занимали вершину общественной пирамиды и стремились подчинить себе всю социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь. В неограниченную зависимость от них попадали массы крестьянства и городских низов Украины, а также мелкая шляхта и средние слои мещанства. Меры по централизации государственного управления, проводимые великокняжеской властью, пытавшейся упрочить свое положение на украинских землях, встречали противодействие укреплявшейся здесь магнатской верхушки. В этом заключалось одно из противоречий общественно-политической жизни на Украине в XV - первой половине XVI в. Политической децентрализации способствовала также шляхетская демократия, развившаяся в литовско-русском государстве, в частности на украинских землях, к середине XVI в.
Таким образом, для политической истории украинских земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского, второй половины XIV- первой половины XVI в. прежде всего характерно значительное укрепление власти литовских феодалов. Еще до ликвидации удельных княжеств в конце XIV в. великокняжеское правительство предпринимало меры к подрыву роли и значения древнерусской княжеской династии, расширению литовского феодального землевладения и созданию послушного ему военно-служилого сословия - боярства.
Стремление польских и литовских феодалов к утверждению на огромной территории захваченных Великим княжеством Литовским украинских и белорусских земель было одной из главных причин польско-литовской унии 1385 г., положившей начало польско-католической экспансии на Украину, направленной на порабощение украинского народа польскими феодалами и захват его земель. Этой цели служила и начавшаяся непосредственно после Кревской унии ликвидация украинских удельных княжеств, результаты которой великокняжеская власть сумела использовать для политической консолидации Великого княжества Литовского и укрепления господства литовских феодалов на Украине.
Проникновение католицизма на украинские земли, неравноправное положение православных украинских феодалов по сравнению с католиками не только в религиозном, но и в сословно-правовом отношении, закрепленное Городельским актом 1413 г., стало почвой для распространения в среде украинских феодалов недовольства унией и поддерживающей ее великокняжеской и королевской властью. Частичное удовлетворение классовых интересов местных феодалов ослабляло, но не могло погасить развертывавшегося на украинских землях освободительного движения. Результатом его стало воссоединение в начале XVI в. Чернигово-Северщины с Россией.
Восстановление и окончательная ликвидация Киевского и Волынского удельных княжеств
Гипермаркет знаний >>История >>История 7 класс >>Восстановление и окончательная ликвидация Киевского и Волынского удельных княжеств
Русские князья не смирились с поражением. Они организовали заговор и в 1440 г. убили Сигизмунда. Литовские магнаты во главе с новоизбранным Великим князем Казимиром IV Ягайловичем (1440-1492), для того чтобы восстановить внутренний мир в государстве, были вынуждены пойти на уступки местным князьям и боярам. Были восстановлены в своих правах Киевское и Волынское удельные княжества с предоставлением им автономии. Так, потомки Владимира Ольгердовича вернулись в Киевское княжество, откуда их в своё время изгнал Витовт. Киевским князем стал Александр (Олелько) Владимирович (1440-1470). Свидригайло получил пожизненный титул Великого князя с уделом на Волыни, где, окружённый своими верными союзниками-русинами, и княжил в Луцке до самой смерти.
Однако уступки православным князьям и боярам Волыни и Киевщины были временными. Опираясь на поддержку польских феодалов, литовское правительство уже в начале 50-х годов XV в. взяло курс на окончательную ликвидацию остатков автономии украинских земель. В 1452 г. после смерти Свидригайла, Волынское княжество прекратило своё существование.
В 1471 г. после смерти князя Семёна Олельковича, Киевское княжество также было ликвидировано. Великий князь литовский и король Польши Казимир IV назначил воеводой в Киев знатного литовца-католика
Гаштольда. Киевляне были возмущены тем, что сердцем Руси будет править католик, да ещё и из некняжеского рода, поэтому отказались впустить его в город. Гаштольд захватил Киев лишь с помощью войска. «На Киеве князи пересташа быть, - отмечал летописец, - а вместо князей воеводы насташа».
После отмены местной автономии Волынь и Киевщина были преобразованы в воеводства, возглавляемые наместниками-воеводами, зависимыми непосредственно от власти Великого князя. Автономия украинских княжеств была окончательно ликвидирована.
Исторические источники
Выдающийся украинский историк Михаил Грушевский (1866-1934) о князьях Олельковичах
Самым известным трудом академика М. Грушевского является десятитомная «История Украины-Руси», в которой описаны события в Украине с древнейших времён до 1658 г. «. Казимир самостоятельно великого князя поставить не позволял, но всё управление предоставил литовским правителям. Литовские паны были довольны такими отношениями, что сами правят землёй по всей своей воле. Не имея над собой никакой власти, они теперь уже и не думали считаться с украинскими и белорусскими правителями, не оставляя им ничего. На Волынь давали наместниками иногда украинцев, иногда литвинов, а после того как умер Семён Олелькович киевский, не захотели отдать Киевского княжества его семье. Зря Семён напоминал перед смертью о своей верной службе Казимиру, отослал ему в подарок свой лук и своего коня, на котором ездил на войну, прося, чтобы за эту службу был ласков к его семье. Зря и киевляне просили, чтобы дали им князем младшего брата Семёнового Михаила, который тогда был литовским наместником в Новгороде. Литовские князья во что бы то ни стало решили не давать Киев Олельковичам, а превратить его в обычную провинцию, поэтому послали туда воеводой литвина, Мартына Гаштовта. Казимир выполнил их волю, дал Семёновой семье княжество Слуцкое в Белоруссии, а Киев дал Гаштовту. Киевляне, узнав об этом, послали сказать, что Гаштовта не примут никак, потому что он не княжеского рода, да ещё и католик. Дважды не пускали Гаштовта к себе, когда он приезжал к ним на воеводство. Умоляли Казимира, чтобы дал им князя православной веры, а как не хочет - то хоть католика, но княжеского рода. Но литовские правители не отступили, и киевляне, в конце концов, поддались, приняли Гаштовта.
Это событие потрясло всех на Украине и в Белой Руси. С сожалением вспоминали, как когда-то Литва киевским князьям давала дань лыком и вениками по причине своей бедности, потому что ничего стоящего не имела, а теперь приходится ей повиноваться во всём».
1. О каких исторических личностях вспоминает М. Грушевский?
2. О каких событиях идёт речь в источнике?
1. Какой титул получил Витовт в 1392 г.?
2. Когда были восстановлены Киевское и Волынское удельные княжества?
3. Кто был последним киевским князем в XV в.?
4. Почему киевляне были возмущены направлением к ним воеводы Гаштольда?
5. Обозначьте на контурной карте границы Литовско-Русского государства времён Витовта и места, где он построил укрепления от внешних врагов.
6. Можно ли назвать централизаторскую политику князя Витовта прогрессивной, отвечавшей интересам большинства населения? Ответы обсудите в группах.
7. Охарактеризуйте князя Свидригайла как политического и государственного деятеля.
8. Как использовался религиозный фактор в борьбе за власть в Польше и Литовском княжестве?
9. Представьте, что вы журналист и вам нужно написать статью на тему: «Постепенная ликвидация автономии украинских княжеств в XIV-XV вв.». В первую очередь следует составить план статьи. Сделайте это в своих тетрадях.
10. Составьте в тетради схему, где покажите удельные княжества, которыми правили родственники князя Ольгерда.
Свидерский Ю. Ю. Ладыченко Т. В. Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К. Грамота, 2007. 272 с. ил.
Прислано читателями из интернет-сайта
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.