Open
Close

Еврейские погромы в польше после вов. Погромы польских националистов: о чем Варшава приказывает всем забыть Геноцид евреев в польше после войны

Во время второй мировой войны от рук нацистов погибло не менее 2,8 миллионов польских евреев.Нацистами именно в Польше были созданы фабрики смерти: Треблинка-2, Аушвиц-Биркенау (Освенцим-2), Собибор, Белжец.

После того, как в лагерях смерти были убиты практически все польские евреи, туда стали прибывать эшелоны из других стран, захваченных гитлеровцами. Однако польские евреи во время войны гибли не только от внешнего врага, но и от своих соседей поляков.


Во время второй мировой войны поляки совершили военные преступления против евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.Доклад комиссии занимает 1500 страниц и называется «Вокруг Едвабно». Едвабно - это небольшой польский город, ставший символом уничтожения евреев поляками ещё до начала массового уничтожения евреев фашистским режимом Германии. Долгое время убийства евреев во время войны на территории Польши считались делом рук исключительно нацистов, но правительственное расследование, проводившееся в течение двух лет, доказало, что за этнической резней стояли именно поляки. Согласно расследованию Института Национальной Памяти, число убитых поляками евреев только в Едвабно — не менее 1 тыс. человек. Точное число евреев, убитых поляками во время войны, невозможно установить, однако известно, что по результатам 60 расследований обвинения в преступлениях против евреев были предъявлены 93 полякам в 23 регионах страны. Об этом в Польше сегодня предпочитают не говорить.

Погром в Едвабне.

М ассовое убийство евреев в деревне Едвабне в Белостокской области БССР (теперь Польша) во время Второй мировой войны, в июле 1941 г. Долгое время считалось, что погром совершили немецкие каратели, однако теперь известно, что основную массу погромщиков составляли поляки, проживавшие в окрестных районах.10 июля 1941 г. толпа разъярённых поляков напала на евреев, включая местного раввина. Большинство евреев были заживо сожжены в овине.


Г руппа еврейских детей с учителями, Едвабне, 1938.

До 2000 года считалось, что это массовое убийство было осуществлено немцами. Однако в 2001 году американский историк Ян Томаш Гросс опубликовал книгу «Sąsiedzi: Historia zagłady zydowskiego miasteczka», в которой показал, что погром был совершён местными жителями без немецкой помощи. Основные факты выглядят бесспорно. В июле 1941 года большая группа живших в Едвабне поляков приняла участие в жестоком уничтожении почти всех тамошних евреев, которые, кстати сказать, составляли подавляющее большинство жителей местечка. Сначала их убивали поодиночке — палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом, 10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены живьём.Некоторые поляки не согласились с такой оценкой событий. Расследование, проведённое с 2000 по 2004 г. польским «Институтом народной памяти» (Instytut Pamięci Narodowej, IPN) закончилось выводами, в основном подтверждающими версию Гросса, кроме числа евреев, погибших от рук поляков. Число 1600 погибших IPN счёл завышенным и опубликовал цифру 340—350 человек. По утверждению прокурора Радослава Игнатьева, не исключено, что «убийства были инспирированы немцами, а сам факт присутствия немецких солдат на месте следует считать равнозначным данному ими согласию на убийство».

Некоторые польские историки и общественность до сих пор спорят о числе жертв. Они утверждают, что не во всех жертвах повинны поляки, а мол на них сейчас навешивают вину немецких нацистов. Можно, конечно разбираться по поводу точности цифр. Но факт остаётся фактом-поляки немало поспособствовали геноциду. Причём на добровольной основе. И тому есть множество свидетельств от самих поляков.Оправдывают польские власти, историки и журналисты тем, что мол еврейское население "восточных кресов" с радостью встречало РККА и советские власти в 1939 г. Хорошо оправдание, нечего сказать. На этом основании выходит можно убивать людей-потому как сотрудничали или радовались приходу советской власти...

Проф. Томаш Стшембош, историк:

Прежде чем оценивать позиции и поведение различных социальных и национальных групп на территориях, занятых Рабоче-крестьянской Красной армией (РККА), следует вспомнить основополагающие факты, ибо, не зная тогдашней действительности, нельзя понять людей, живших там постоянно или занесенных туда военной бурей. (...)

Еврейское же население, особенно молодежь, массово приветствовало вторгающуюся армию и введение новых порядков, в том числе и с оружием в руках. (...)

Второй вопрос — это сотрудничество с репрессивными органами, прежде всего с НКВД. Сначала этим занимались всяческие «милиции», «красные гвардии» и «революционные комитеты», позднее — «рабочая гвардия» и «гражданская милиция». В городах они почти полностью состояли из польских евреев. Позже, когда РКМ [«рабоче-крестьянская милиция»] взяла положение в руки, евреи все еще были представлены в ней чрезмерно. Польские евреи в гражданской одежде, с красными нарукавными повязками, вооруженные винтовками, широко принимали участие также в арестах и депортациях. Это было страшнее всего, но польскому обществу бросалось в глаза и чрезмерное число евреев во всех советских учреждениях. Тем более что до войны тут доминировали поляки!

Кардинал Юзеф Глемп, примас Польши:

"...У меня до войны не было контактов с евреями: там, где я жил, их почти не было. Польско-еврейский антагонизм иногда встречался, но на экономическом фоне. Евреи были ловчее и умели эксплуатировать поляков — так, по крайней мере, их воспринимали. Другой причиной неприязни к евреям были их симпатии к большевикам. Это была одна из главных причин, но она не вытекала из религиозного контекста. Вероисповедание в довоенной Польше не играло особой роли в неприязни к евреям. Евреев не любили еще за их странный фольклор. (...)".."...Мы задумываемся: не должны ли евреи признать свою вину перед поляками, особенно за период сотрудничества с большевиками, за соучастие в депортациях, за отправку поляков в тюрьмы, за унижения многих своих сограждан и т.п. (...)"..."...Я думаю, что президент Квасневский не имеет формальных оснований просить прощения от имени народа, но предпочел бы этого не комментировать ."

Осенью 1941 года, после первых акций массового уничтожения поляками евреев, генерал Грот-Ровецкий, руководитель подпольной Армии Крайовой, писал в Лондон польскому правительству в эмиграции:

«Проеврейские симпатии, выражаемые в заявлениях членов лондонского правительства, производят весьма неблагоприятное впечатление в стране и весьма способствуют успеху нацистской пропаганды. Прошу принять во внимание, что подавляющая часть населения настроена антисемитски. Даже социалисты не составляют в этом исключения, отличие только в тактике. Необходимость эмиграции как способа решения еврейского вопроса так же очевидна для всех, как и необходимость изгнания немцев. Антисемитизм стал широко распространённым явлением ».

В 1944 году комиссар лондонского правительства Кельт сообщал в своём отчете о поездке в Польшу: «Согласно мнению на местах, лондонское правительство перебарщивает в выражении своих симпатий к евреям. Учитывая, что в стране евреев не любят, высказывания членов правительства воспринимаются как слишком филосемитские».

Поразительно и то, что даже те, кто реально помогали евреям, оставались активными их ненавистниками. В августе 1942 года писательница Зофья Коссак, руководитель влиятельной подпольной католической организации «Фронт возрождения Польши», опубликовала листовку следующего содержания:

«Мы говорим от имени поляков. Наше отношение к евреям не изменилось. Мы по-прежнему считаем их политическими, экономическими и идейными врагами Польши. Более того, мы знаем, что они ненавидят нас больше, чем немцев, и считают нас виновными в своих бедах. Но даже это не освобождает нас от обязанности осудить совершающееся преступление».

Во время восстания в Варшавском гетто участники польского Сопротивления старались оказывать повстанцам помощь по возможности скрытно, чтобы не подорвать уважения польского общества к своему делу. Такое отношение к полякам, помогающим спастись евреям, было повсеместным. Так жительнице Евдабно Антонине Выжиковской, которая спрятала семерых евреев от польской расправы, пришлось самой скрываться от своих земляков после того, как они избили её за сострадание к евреям.

С 1973 по 1985 годы французский документалист Клод Ланцман снимал девятичасовой документальный фильм «Шоа», полностью составленный из интервью выживших евреев, бывших охранников концлагерей и поляков, видевших Холокост своими глазами. Самое сильное впечатление производят не рассказы очевидцев, видевших смерть сотен тысяч евреев, а ухмылки поляков, с которыми они вспоминали о железнодорожных составах, перевозивших тысячи людей. Поляки, рассказывая об обречённых на смерть евреях, привычно ухмылялись и выразительно проводили ребром ладони по горлу.

Они делали этот жест и тогда, когда вагоны, набитые обречёнными людьми, проезжали мимо них, направляясь в лагерь смерти. В фильме они объясняли свой жест желанием сообщить идущим на смерть о ждущей их участи, но по радостной ухмылке этих польских крестьян видно, что участь евреев их вполне устраивает, как их устраивает то, что уже во время войны они заняли опустевшие дома своих еврейских соседей.

В Польше, в отличие от всех других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызвало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызвал только довольные ухмылки поляков. А после войны в Польше начались еврейские погромы...

11 августа 1945 года случился крупный погром в Кракове. Вмешавшиеся части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому, но среди евреев были убитые и раненые. В докладной записке польских властей говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей.

В 1946 году жертв было уже больше. Самый известный , где до начала второй мировой войны проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце вернулось всего лишь 200 выживших евреев, главным образом — бывших узников нацистских концентрационных лагерей. Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика, который, после возвращения рассказал, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен был рассказывать.

Утром 4 июля 1946 года начался погром, к полудню возле здания еврейского комитета в Кельце собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом польской милиции, которая присоединилась к погромщикам. Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать укрывшихся там людей поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них были дети и беременные женщины. Также больше 50 человек было ранено. В ходе погрома были убиты двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам.

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек, а 11 июля к смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному — к пожизненному заключению, к десяти годам и к семи годам тюрьмы.

Несмотря на суровые приговоры, погром в Кельце положил начало массовой эмиграции евреев из Польши.

Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в Кельце в течение июля уехало 19 000 человек, в августе — уже 35 000.

Советское посольство в Варшаве 24 сентября 1946 года сообщало в МИД СССР, что за несколько месяцев, начиная с июня этого года, страну покинуло более 70 — 80 тысяч евреев. В официальном документе так оценивались причины исхода евреев из Польши:

«Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, т.к. имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия. Для предприятий же, где работало значительное количество евреев, нередко чинились препятствия в предоставлении сырья, вспомогательных материалов, транспорта.

Мыслью покинуть Польшу и найти себе другое местожительство, приобрести себе родину проникалось все большее и большее количество евреев. ... После же событий в Келецком воеводстве началась паника и массовое движение на запад».

После драмы в Кельце евреям стало небезопасно ездит поездами, нередко евреев стали выбрасывать из вагонов на ходу поезда.

Армия Крайова и евреи во время войны .

Формально Армия Крайова была вооружёнными силами правительства Польши, которое стремилось помогать евреям. В штабе Армии Крайовой существовал еврейский отдел. Это было декларировано перед "цивилизованным миром" польским правительством, в Лондоне. Но, как говорится Лондон далеко...И как АК "помогала" евреям в Польше и какими были "братьями по оружию" в борьбе с немецкими нацистами.

В большинстве случаев отряды Армии Крайовой занимались убийством евреев, которым удалось не попасться немецким нацистам. С еврейскими партизанами они воевали. В грубом приближении, от рук АК и подчиненных ей сил погибло столько же евреев, скрывавшихся в лесах, сколько и от рук нацистов. Изредка, однако, еврейским партизанам удавалось сотрудничество и с АК. Например, еврейский отряд в Стажевском лесу под Миньском-Мазовецким пользовался поддержкой местного отряда АК. По некоторым свидетельствам, командир этого отряда Возняк попросту не выполнил приказа сверху об уничтожении еврейского отряда. В 1941-1942 гг. командование АК призывало население не помогать евреям, пытавшимся спастись от нацистов.

Приказ № 116 нового командующего АК генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года был истолкован местными командирами как приказ подавлять еврейские отряды:

Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки. <...> Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов .

Хотя в период подготовки восстания в Варшавском гетто между руководством АК и боевой организацией евреев было заключено соглашение о сотрудничестве, которое как будто должно было оградить отряды ЕБО от нападений АК, оно сплошь и рядом нарушалось.Сотрудничество Армии Крайовой с остатками варшавской ЕБО стало менее тесным после ареста командующего АК Стефана Ровецкого. Его преемником стал генерал Комаровский ("Бур") - антисемит. «По окончании боев в гетто, — писал командующий ЕБО Ицхак Цукерман Комаровскому — мы бесчисленное количество раз обращались за помощью ради спасения уцелевших бойцов. Нам не дали проводников по каналам, отказали в квартирах в Варшаве, не дали автомашин для вывоза бойцов за город".

Когда в 1944 г. вспыхнуло Варшавское восстание, уцелевшие евреи повсеместно приняли в нем участие. Это неоднократно отмечают авторы воспоминаний о восстании — солдаты и офицеры АК и ГЛ. 3 августа 1944 г. Цукерман отдал приказ всем членам ЕБО (в живых осталось всего десять человек) немедленно примкнуть к польским повстанцам. Однако через сутки выяснилось, что АК не допускает их в свои ряды, и бойцы ЕБО присоединились к отрядам Гвардии Людовой (ГЛ).

Партизанский отряд евреев, бежавших из ченстоховского гетто под командой Ханыза и Гевирцмана, подвергался постоянным нападениям АК. В сентябре командир послал группу - четырех евреев, русского и двух поляков - отбить у немцев скот, сданный крестьянами. На группу напали члены АК и всю расстреляли. Инцидент положил начало войне АК против отряда Ханыза и Гевирцмана. В конце 1943 года, когда часть группы Гевирцмана находилась в доме крестьянина, дружественного отряду, дом окружили солдаты АК. Они избили евреев и сдали их немцам.

В рабочем лагере для евреев в городе Островец Свентокшиски, на востоке Келецкого воеводства, также была организация Сопротивления. Раздобыв 12 пистолетов, организация устроила побег группе из 17 человек с заданием вступить в АК. Поляки дали беглецам землянку и обучали их обращаться с оружием. Однако в феврале 1943 года, когда эти семнадцать должны были принести присягу, поляки, подчиняясь приказу свыше, открыли по ним огонь. Только двое из евреев спаслись бегством, остальные были убиты.

В Варшавском воеводстве, в лесах в районе Вышкува возникли еврейские партизанские отряды. Наиболее значителен был отряд им. Мордехая Анелевича, состоявший из бывших участников восстания в Варшавском гетто.

Вышкувские леса были давнишней базой АК. И хотя между руководством АК и руководством ЕБО в Варшаве было заключено соглашение о сотрудничестве, оно мало повлияло на поведение отрядов АК по отношению к еврейским партизанам. Прежде всего, АК вела антиеврейскую пропаганду среди крестьян, и это сразу отразилось на снабжении отряда им. Мордехая Анелевича продовольствием. Фактически, для отряда началась война на два фронта - против немцев и против польских партизан правого лагеря.

Под Вышкувом отряд им. Мордехая Анелевича был поделен на три команды. Вскоре в бою с отрядом АК одна команда была истреблена. Жалоба в Варшаву штабу АК оказалась безрезультатной. Вторая команда отряда успешно пустила под откос немецкий воинский состав. Немцы устроили карательную операцию, в которой и вторая команда была разбита, а уцелевшие примкнули к третьей - команде Подольского. Значительная часть команды Подольского погибла в боях с НСЗ, другая часть вернулась в Варшаву, третья примкнула к советским партизанам.

В 1943 году в Ивенецком районе отряд подхорунжего 27-го уланского полка Столбцовского соединения АК Здислава Нуркевича (псевдоним «Ночь»), который насчитывал 250 чел., терроризировал мирных жителей и нападал на партизан.

В ноябре 1943 г. жертвами конфликта между советскими партизанами и уланами Нуркевича стали 10 партизан-евреев из отряда Шолома Зорина. В ночь на 18 ноября они заготавливали продукты для партизан в деревне Совковщизна Ивенецкого района. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят».

Бойцы АК окружили партизан и открыли огонь, после чего увели 6 лошадей и 4 повозки партизан. Партизан, которые пытались вернуть имущество крестьянам, разоружили и после издевательств расстреляли. В ответ 1 декабря 1943 г. партизаны разоружили отряд Нуркевича.

После войны .

К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны...После ухудшения отношений с Израилем, антесемитизм в Польше вспыхнул с новой силой.Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности. В 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея... В то же время, во время войны множество поляков готовы были жертвовать своей жизнью ради спасения евреев. В войну фашистами в Польше было казнено свыше 2 тысяч человек, спасавших евреев или помогавших им.

Оригинал взят у

Президент Польши Анджей Дуда подписал поправки в закон об Институте национальной памяти, которые ввели наказание до 3-х лет тюрьмы за распространение сведений о причастности поляков к Холокосту. Даже намек на соучастие в преступлениях нацистов власти заранее объявили клеветой на польский народ, который, по словам Дуды, убивали "коммунисты и немецкие оккупанты". Так шаг за шагом поляки переписывают историю, вымарывая факты организации массовых убийств польских граждан еврейского происхождения. Видимо, будет запрещено вспоминать и о покаянии польских президентов, и о трудах историков, по крупицам собиравших доказательства участия польских националистов в геноциде сограждан. Владимир Тихомиров приводит несколько самых известных событий войны, о которых так стремятся ныне забыть в Варшаве.

Первые жертвы

Преследования еврейского населения Польши начались вскоре после вторжения нацистов. В восточных районах страны деморализованная польская армия еще продолжала сопротивляться, а в Кракове уже было создано еврейское гетто. Впрочем, тогда оно еще так не называлось. Просто район Казимеж – это старинный краковский еврейский квартал - был обнесен забором, колючей проволокой и военными постами. За пределами Казимежа (да и внутри тоже) все евреи с 12 лет были обязаны носить нарукавные повязки со звездой Давида. Вся полнота власти в гетто была передана "Еврейскому комитету" из 12 человек. Его председателем был назначен доктор Марек Биберштейн, его заместителем стал Вильгельм Гольдблат. Они должны были организовать еврейские рабочие отряды в помощь оккупационной администрации.

Краковское геттоВскоре нацисты устроили в Кракове и первый погром - хотели закрыть городскую синагогу на ул. Старой Божницы. Эсэсовцы вскрыли Ковчег Завета и, вытащив пергаментный свиток Торы, заставили евреев под страхом смерти оплевать свою святыню. После этого храм был закрыт и сожжен.

Погром в Кракове стал сигналом для погромов в других городах, в которых местные польские чиновники хотели выслужиться перед немецкими господами. По сведениям историков, сразу после нацистского вторжения погромы произошли в 128 населенных пунктах Польши. Характерный пример – городок Щучин, в котором польские активисты сожгли синагогу и еврейскую школу. Местный ксендз отказался остановить бойню, потому что считал всех евреев коммунистами.

Но подлинный террор против евреев развернулся летом 1941 года, когда нацистский режим приготовился раз и навсегда перекроить мир.

Дело было в Едвабне

До войны город Едвабне был типичным еврейским местечком: по данным переписи 1931 года, из 4 тысяч жителей примерно половина горожан были евреями, а в центре городка по соседству со старинным костелом красовалась деревянная синагога начала XVIII века. Так же спокойно уживались друг с другом жители разных национальностей города, который в 30-е годы стал одним из лидеров текстильной промышленности Польши – там работало два десятка ткацких фабрик. Экономический фактор и стал главной причиной еврейского погрома, начавшегося 25 июня 1941 года – как только город под натиском вермахта оставили подразделения Красной армии.

Современные польские историки в объяснение (если не в оправдание) еврейского погрома сочинили версию о том, что польское население было склонно обвинять евреев в сотрудничестве с советскими оккупантами, которые заняли этот район Белостокской области Польши еще в 1939 году. Дескать, органы НКВД по наводке евреев провели массовую депортацию поляков в Сибирь, а поэтому поляки и перенесли на евреев гнев на чекистов. Однако архивные данные никак не подтверждают этой гипотезы. Польский режиссер-документалист Агнешка Арнольд установила, что во время советской оккупации 1939–1941 годов органы НКВД арестовали в районе Едвабне и двух соседних городов всего 250 человек. Это были зажиточные предприниматели, а также польские офицеры. Причем списки на арест "классовых врагов" составляли не в синагоге, а местные коммунисты-подпольщики – все как один чистопородные поляки.

Еврейские школьники из Едвабне, 1938Как только советские войска оставили Едвабне, в городе начались антиеврейские выступления. Чудом выживший во время погрома житель Шмуль Васерштейн вспоминал:

Одни бандиты шли от одного еврейского жилья к другому, пока другие бандиты играли на аккордеоне и флейте, чтобы заглушить крики еврейских женщин и детей... Якуба Каца они забросали насмерть кирпичами, Кравецкого они пырнули ножом, а затем выкололи ему глаза и отрезали язык. Он ужасно страдал на протяжении 12 часов, пока не испустил дух... В тот же день я видел жуткую сцену. Чая Кубжаньская, 28 лет, и Бася Бинштейн, 26 лет, обе с новорожденными детьми на руках, когда увидели, что происходит, они побежали к пруду, чтобы утопиться и не попасть в руки бандитов...Погром остановило лишь вмешательство местного священника, заявившего, что с этим вопросом в скором времени разберутся сами немецкие власти.

Что ж, немцы вскоре действительно заинтересовались местными евреями. Новые городские власти, по словам Васерштейна, заявили, что всех евреев следует убить, а их имущество конфисковать и поделить.

10 июля 1941 года погром повторился. По свидетельству очевидцев, группа польских националистов, вооруженных топорами и дубинками, принялась выгонять евреев из домов и сгонять на площадь. Затем, отобрав 75 человек, они заставили их свалить памятник Ленину, который успели установить советские власти. Под градом побоев евреи отнесли памятник на окраину городка, где им приказали вырыть яму и свалить туда обломки статуи. Затем их забили до смерти и бросили в ту же яму.

Остальных же евреев заставили идти к большому амбару на окраине городка. По пути поляки поджигали бороды и пейсы стариков, а бежавших добровольцы ловили с собаками и избивали до полусмерти. Некоторые пытались обороняться, но усталым и израненным это было уже не под силу. В амбаре всех евреев подожгли.

Погром в ЕдвабнеИнтересно, что за убийством евреев наблюдало несколько гестаповцев, которые утром приехали в Едвабне. Красноречивая деталь: свидетели настаивают, что гестаповцы не принимали участия в операции, они просто все фотографировали.

Именно на немцев в послевоенной Польше возлагали ответственность за эти убийства. Но в 2001 году известный американский историк польского происхождения Ян Томаш Гросс опубликовал книгу "Соседи", в которой собрал свидетельские показания выживших евреев, доказав, что погром был совершен местными жителями без немецкой помощи.

Впрочем, Ян Гросс не снимает ответственности с немецких нацистов:

Очевидно, что, если бы Едвабне не был оккупирован немцами, евреи не были бы убиты своими соседями... Бесспорными повелителями жизни и смерти в Едвабне были немцы. Никакая серьезная организованная акция не могла быть предпринята без их согласия. Они и только они могли решить судьбу евреев. Они имели возможность остановить погром в любой момент, но они не сочли нужным вмешиваться...Книга Гросса, а также кинофильм Агнешки Арнольд "Где мой старший сын Каин?" произвели в Польше эффект разорвавшейся бомбы. Была даже создана специальная правительственная комиссия для расследования обстоятельств преступления. И в 2001 году президент Александр Квасьневский официально принес извинения еврейскому народу за это преступление.

Интересно, что свое расследование провел и польский "Институт народной памяти" (IPN). В итоге IPN снизил число жертв убийства до 340-350 человек, в остальном же согласившись с выводами Гросса.

После того как официозные польские историки не смогли опровергнуть неудобные факты в книге Гросса, в Польше стал насаждаться другой миф: мол, поляки принимали участие в Холокосте, но погром в Едвабне был спонтанным взрывом агрессии обезумевшей толпы, которая стремилась выместить на несчастных людях свой гнев за советскую оккупацию. Утверждали, что погром был организован криминальными элементами под надзором немецких солдат.

Но польский историк Мирослав Трычик, автор книги "Города смерти: соседские еврейские погромы", развенчал и эту мифологию, убедительно доказав, что все еврейские погромы тщательно готовились местными полицейскими и подпольными военизированными организациями "патриотов".

Все началось 5 июля 1941 года в городке Вонсош, где жило 1700 человек. 700 из них были евреи. В ночь на 6 июля деревню окружили специально отобранные для акции поляки.

Один из участников погрома показал, что у акции "стихийного террора" были организаторы, которые отдавали приказы и расставляли патрули добровольцев на окраинах городка и в полях - всюду, где могли спрятаться евреи.

Юзеф Л. велел мне идти за сараи в Вонсоше, на ржаное поле, и следить там, куда будут прятаться евреи, потому что они будут бежать той дорогой, - вспоминал один из поляков. - Ты будешь их возвращать, а мы с ними разберемся. Одни добровольцы должны были убивать евреев, другие - засыпать пятна крови на улицах песком, третьи - на телегах вывозить тела в условленное место. Братской могилой евреев Вонсоша стал глубокий противотанковый ров, вырытый еще бойцами Красной армии.

Потом эта схема действий повторялась в Радзилове, Едвабне, Щучине, Граево, Райгруде, Гонендзе и других населенных пунктах региона.

В других местах польские националисты, почувствовав свою безнаказанность, еще и издевались над своими жертвами.

В городе Кольно еврейских женщин заставили раздетыми бегать по улице, а затем выгнали "пастись на луг", заставив есть траву.

В городке Райгруде один поляк "бил стекло, а потом гнал по нему босых евреев купаться в озере, подгоняя их ударами веревки". И весь город "сбежался посмотреть, как топят этих евреев". Убийство воспринималось как спектакль.

Сначала милиция или народные патрули арестовывали евреев, которые сотрудничали с советскими силами. Это был сигнал, что убивать евреев можно быстро, без процессов и безнаказанно. Кого-то расстреливали за городом, кого-то топили в колодце, пруду или в дренажных рвах. На детей пули жалели, их убивали ударами о мостовую.

Потом полякам стало понятно, что убивать людей на улицах и вывозить тела за город неудобно. Начали копать ямы в окрестных лесах и полях и отводить туда жертв, потом оказалось, что эффективнее и дешевле всего сжигать людей в сараях...

Польские дружинники задерживают евреяВ немецких архивах сохранились и документы о том, как солдаты вермахта вставали на защиту евреев от местных жителей. Показательна история погрома в городке Гонендз близ знаменитой крепости Осовец. По свидетельствам чудом выживших очевидцев, евреев убивали металлическими прутьями и полуживыми сбрасывали в яму. В итоге представители местной еврейской общины бежали за помощью в немецкую комендатуру, умоляя спасти их.

В итоге вмешательства немцев "еврейский вопрос" был решен кардинально - немцы задержали 70 погромщиков, из которых 17 было расстреляно - не за убийства евреев, а за грабеж их имущества, которое формально считалось собственностью Третьего рейха.

Все выжившие евреи были заперты в импровизированной тюрьме в подвале местного магазина. Еврейских мужчин разделили на "рабочие бригады" - одни из них стали похоронной командой, другие же определены в обслугу для немцев. В итоге все они стали строителями немецкого концлагеря Майданек – первого "лагеря смерти", открытого после нападения фашистов на СССР.

Послевоенный погром в Кельце, когда поляки линчевали десятки евреев якобы за пропажу мальчикаИсторик Мирослав Трычик развенчал и другой миф о том, что за истреблением евреев будто бы стояли какие-то темные и необразованные крестьяне, неграмотный народ, который попался на удочку гитлеровской пропаганды. Нет, опубликованные документы ясно свидетельствуют, что организацией геноцида занимались представители местных элит - польские полицейские, предприниматели и даже врачи. Так, например, в городке Гонендз именно довоенные полицейские составили списки евреев. В Браньске акции по уничтожению евреев возглавлял довоенный лидер местного отделения Польской крестьянской партии. Немецкая комендатура состояла из 3-4 немецких офицеров, остальные же были поляками. В городке Щучин убийства евреев организовал директор местной школы, а в городке Райгруд главарем банды националистов стал учитель латыни и древнегреческого из местной католической семинарии.

Эти образованные люди практически ничего не знали о своих еврейских соседях. Когда их просили перечислить фамилии убитых, они чаще всего называли клички: "Сапожник", "Портной", "Морковка".

* * *
С новой силой террор против еврейского населения вспыхнул в 1945 году, когда польские националисты, рассчитывавшие после падения Берлина на начало новой войны между СССР и США, решили заранее "зачистить" польские города от евреев, считавшихся "пособниками большевиков". Но это уже другая история.

Пожилого еврея заставили стоять возле кладбища, надев ему на шею «еврейскую звезду». Люблин, Польша

Наверное, единственное, в чем поляки охотно и в массовом порядке сотрудничали с гитлеровцами, так это в уничтожении евреев. Случаи помощи евреям были настолько редки, что об этом пишут книги и снимают фильмы. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
После войны в живых оставалось всего 380 000 польских евреев. Сегодня в Польше их менее тысячи.
Из еврейских погромов, учиненных поляками во время гитлеровской оккупации наиболее известен пожалуй погром в Едбавне. Сначала поляки убивали евреев в Едбавне и его окрестностях по одиночке — били палками, забивали камнями, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля 1941 г. поляки собрали около 40 человек из числа оставшихся в живых евреев на центральной площади города. Им было приказано разбить установленный там памятник В.И. Ленину. Затем их заставили под пение советских песен вынести за город обломки этого памятника, которые были затем захоронены на еврейском кладбище. Во главе этой траурной колонны шел местный раввин. После этого всех евреев, в том числе женщин и детей, завели в пустой амбар, хладнокровно расстреляли, а тела закопали там же. Однако этим дело не ограничилось. К вечеру в этот амбар согнали остальных евреев из числа жителей Едбавне, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Общее количество жертв составило не менее 1600 человек.
Несколько немецких шуцманов, присутствовавших при этом, не вмешивались.
Лет десять назад мне пришлось стать свидетелем страшного разговора. Корреспондентка (американка, как помнится) задала вопрос пожилой польке, свидетельнице произошедшего, рассказывавшей о погроме: "Как Вы относитесь к этим событиям сегодня, почти 60 лет спустя?" Ответ меня потряс до глубины души: "Я сама сегодня сделала бы тоже самое". Может я и усомнился бы в ее ответе, если бы на вопрос "А что стало с домами и имуществом?" она не ответила совершенно равнодушно "Забрали себе, конечно".
Произошедшее тщательно скрывалось после войны и только в конце мая 2001 года польский католический епископат принес покаяние за истребление евреев в Едвабне. А в июле 2002 и польское правительство официально признало, что преступление было совершено не немецкими солдатами.
Еврея заставляют брить бороду Аврааму Ишаяху Апельштейну, городскому шойхету (квалифицированному резнику). Олькуш, Польша
Стоит ли тогда удивляться, что в докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось: с ноября 1944 года, по декабрь 1945 года (то естб после уъхода гитлеровцев) был убит по доступным сведениям 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:
- нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин , Жешув , Тарнов , Сосновичи).
- шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности.
- убийства с целью грабежа.
- убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большистве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища .
Немецкие солдаты в поезде по дороге в Польшу; на поезде надпись: «Мы едем в Польшу стегать евреев». Германия, 1939
Наиболее известен погром в Кракове 11 августа 1945 года. Начавшись с бросания камней в синагогу он завершился нападением на евреев и их жилье и был прекращен только силами Войск Польского и Советской армии.
Главного раввина города провозят по улицам верхом на мусорном баке с надписью: «Евреи - наше несчастье»; в его руках плакат на немецком языке: «Мы хотели развязать войну». Лодзь, Польша

Второй - 4 июля 1946 года в Кельце. До войны половина населения была евреями. К погрому из 20 тысяч уцелело 200. В основном бывшие узники концлагерей.
Поводом послужил рассказ 8-летнего пацана, исчезнувшего из дома 1 и вернувшегося 3 числа. Его мол похитили евреи и хотели убить. Позже выяснилось, что отец услал его в деревню, где ему и объяснили, что надо говорить.
В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.
В ходе погрома были убиты также двое пытавшихся противостоять погромщикам поляков.

Финалом этого погрома стали 9 расстрелянных и трое посаженных поляков. Но цель была достигнута. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек.

Размышления о е врейском погроме 1946 года в Кельце

Ежи Дабровски

Четвертого июля 1946 года произошло одно из самых страшных событий нашего времени - погром в Кельце. Погром последовал примерно через год после Холокоста, жертвами которого были миллионы евреев.

Похороны погибших.

Немногие из оставшихся в живых пали жертвами кровавой резни.

Кельце – административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. Несколько сотен евреев, избежавших уничтожения, жили в 1946 году в этом городе, большинство из них на улице Планты в доме № 7, принадлежащем еврейской общине.

Несколько часов по городу распространялся слух, что пропавший девятилетний польский мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями из дома на улице Планты. Вскоре перед этим домом собралась толпа жителей Кельце. То, что пропавший мальчик уже вернулся домой, в этот момент никого не интересовало. Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон. Лежавших с повреждениями на улице добивали железными прутьями, дубинами, молотками. К концу дня улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Зверски были убиты 42 человека.

Ицхак Цукерман – “Антек”, один из руководителей восстания в варшавском гетто, после войны оставался в Польше. Когда до него дошла весть о погроме, он поспешил в Кельце. Там он увидел ужасающую картину. Изуродованные трупы, убитые беременные женщины с распоротыми животами. Об этом он позднее напишет в своей автобиографии. Среди живших в Польше евреев воцарился страх. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну.

Еще до драмы в Кельце пассажиров-евреев выбрасывали из вагонов на ходу поезда. После погрома такие убийства участились. Юлиан Тувим, известный польский поэт, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: “...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время...”

После погрома среди потрясенных людей циркулировали самые разные догадки о том, какие политические круги инспирировали это преступление. Станислав Радкевич, министр безопасности Польши, во время встречи с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавших от правительства энергичных шагов, сказал: “Вы, может быть хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков?”

Глава польской католической церкви кардинал Хлонд в привлекшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками “...в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа”.

Общественное мнение Польши десятилетиями замалчивало эту трагедию. И только в 1996 году министр иностранных дел Дариуш Росати в письме Всемирному Еврейскому конгрессу в 50-ю годовщину погрома заявил: “Мы будем оплакивать жертвы погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма следует рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно, что Польша совершила такое преступление. Мы просим у вас прощения”.

Впервые подобные слова произнес польский политик. За кого он просил прощения?

Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который с сотнями других рабочих штурмовал дом на Планте, чтобы убивать евреев.

Он просил прощения за пани Чезию, которая, возвращаясь с базара, подняла палку, чтобы размозжить лицо выброшенной из окна 2-го этажа еврейской девушке, еще показывающей признаки жизни.

Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших у него в починке ботинок, поспешно закрыл мастерскую и разбивал этим молотком головы жертв.

Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрика, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей.

Он просил прощения за зеленщика Януша, покинувшего свою лавку, прихватив железный прут, и вернувшегося туда через 3 часа, облитым кровью жертв.

Он просил прощения за миллионы поляков, которые равнодушно молчали.

Конечно, это преступление, если сравнить его с тем, что творили немцы с евреями, только строчка в истории этого столетия, и все же... Просто невозможно было себе представить, чтобы через год после величайшей трагедии еврейского народа в центре одного из городов так зверски убивали людей.

Но разве не многое, что случилось в этом столетии, казалось невозможным - и все-таки произошло?..

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.