Open
Close

Внутренняя политика Николая I. Николай I: апогей самодержавия Почему правление николая 1 называют апогеем самодержавия

Николай I Павлович (1825 – 1855 гг.) – император России. (См. схему «Романовы на русском престоле 1613 – 1917 гг.» и статью «Романовы»)

Личность Николая I неоднозначно оценивалась современниками и потомками. Приближенные восхищались его необыкновенной работоспособностью, скромностью в быту. Радикальные общественные деятели XIX в. оставили весьма резкие отзывы, называя его тираном и деспотом с кругозором «ротного командира».

Николая не готовили к управлению Россией. В молодости он пренебрегал получением серьезного образования. Его интересовали лишь военное дело, особенно внешняя сторона – парады, маневры и муштра. А.И. Герцен назвал его солдатом «по призванию, по образованию по наружности и по внутренности». Однако природный ум и железная воля, умение подбирать способных исполнителей его предначертаний, дали Николаю I возможность достаточно эффективно управлять государством. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». Методом решения этих задач должны были стать реформы, проводимые «сверху», правительством.

Внутренняя политика. При Николае I уменьшается роль Государственного совета как законосовещательного органа. Система министерств, созданная при Александре I, была подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Особое место занимает III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами.

В 70-ти тысячной армии чиновников половину составляли военные. Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к пробуксовыванию государственного механизма, к волоките, коррупции, казнокрадству и взяточничеству.

Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех граждан букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства. Эту работу выполнил М.М. Сперанский. Это способствовало усилению бюрократического аппарата. В целом реформы государственного управления Николая I способствовали укреплению личной власти царя и усилению централизации и военизации государства. (См. схему «Система государственного управления России при Николае I»).

При Николае I на некоторое время удалось укрепить финансовую систему России. В 1839 – 1844 гг. по инициативе министра финансов графа Е.Ф. Канкрина была проведена финансовая реформа. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль. С 1843 г. ассигнации стали постепенно изыматься у населения путем обмена по обязательному курсу (3,5 рубля ассигнациями приравнивались к 1 рублю серебром) на кредитные билеты, которые, в свою очередь, свободно обменивались на серебро. Реформа способствовала оздоровлению финансов, но неурожаи 1830-1840-х гг. и Крымская война 1853-1856 гг. вызвали новые финансовые трудности. Внутренний и внешний долг государства увеличился в несколько раз.

Крестьянский вопрос при Николае I обострился еще больше. Крестьяне и передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Поэтому правительство вынуждено было принимать меры, направленные на смягчение крепостного права. Было запрещено отдавать крепостных на заводы и ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был принят закон, запрещавший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права приобретать крестьян.

Так было покончено с сами уродливыми формами крепостничества, когда разрушались крестьянские семьи, а их члены использовались как домашние рабы. В 1842 г. был издан указ «Об обязательных крестьянах». Он продолжил линию, намеченную указом 1803 г. о свободных хлебопашцах. Он не обязывал помещиков предоставлять землю крестьянам, получавшим личную свободу без выкупа. За данный в пользование надел крестьянин обязан был отработать определенные повинности. Регламентация взаимоотношений между помещиками и крестьянами западных губерний выразилась во введении инвентарей, которые определяли размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян. Однако все это были частичные меры, не менявшие сути крепостнических отношений в деревне.

В 1837 – 1841 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Реформа улучшала материальное и правовое положение государственных крестьян, ввела принцип крестьянского местного самоуправления. Однако реформа продолжалась недолго. В целом крестьянский вопрос решен не был, хотя и появился определенный опыт, на который могли опереться последователи хотя и появился определенный опыт. В целом крестьянский вопрос решен не был.вела принцип крестьянского местного самоуправления..

Внутренняя политика Николая I, особенно в последние годы (1848 – 1855 гг.) была реакционно-репрессивной. В «мрачное семилетие» Россия была образцом бюрократически-полицейского государства. Свирепствовала цензура, деятельность жандармов и III-го отделения устрашала всю страну. Реакционной была политика правительства в области образования. Еще в конце 1820-х гг. законодательно были закреплены сословность, замкнутость образования, ограничение в получении образования представителями низших сословий. Устав 1855 г. фактически ликвидировал автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Программы университетов пересматривались, из них изымалась философия и другие «отвлеченные» науки, не имевшие прикладного значения. Подавлялись инициатива и творчество, не согласованные с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила не только развитие образования и науки, но и всей культуры России. К середине века явственно проявилась назревшая необходимость реформирования сложившейся системы образования.

Николай основной целью своего царствования считал борьбу с повсеместно распространившимся революционном духом, и всю свою жизнь подчинил этой цели. Иногда эта борьба выражалась в открытых жестких столкновениях, таких, как подавление Польского восстания 1830-1831 или отправка в 1848 войск за границу - в Венгрию для разгрома национально-освободительного движения против австрийского господства. Россия становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай приобретал репутацию жандарма Европы. Однако значительно чаще Николай действовал мирными методами. Император сознательно трудился над упорядочением социальной организации общества, видя в этом гарантию его стабильности. Так, исключительное значение имела проведенная по его инициативе под руководством М. М. Сперанского кодификация российского законодательства. Однако в отношении проблемы крепостного права дальше полумер, которые не затрагивали основ общественного устройства, дело не пошло. Идеальное общество представлялось Николаю построенным по модели патриархальной семьи, где младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим, и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял самодержавного государя. Идеологическим оформлением этого идеала стала так называемая теория официальной народности, провозгласившая вечными и непоколебимыми основами бытия России три священных начала: православие, самодержавие и народность. Свое служение отечеству Николай воспринимал как высокую религиозную миссию и, руководствуясь этим убеждением, старался лично вникать во все детали государственного управления. Он ценил исполнительность выше компетентности и предпочитал назначать на руководящие должности военных, привыкших к строгой дисциплине и беспрекословному подчинению. В его царствование ряд гражданских ведомств получил военную организацию. Введение военного принципа в государственное управление свидетельствовало о недоверии царя к управленческому аппарату. Тем не менее стремление максимально подчинить общество государственной опеке, свойственное идеологии николаевской эпохи, фактически неизбежно вело к бюрократизации управления.

Это же стремление лежало в основе настойчивых попыток властей поставить под свой тотальный контроль идеологическую и духовную жизнь общества. Крайне подозрительное отношение самого императора к независимому общественному мнению вызвало к жизни такое учреждение, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, игравшее роль тайной полиции, а также определило правительственные меры по ограничению периодической печати и тяжелый цензурный гнет, под который попадали литература и искусство того времени. Те же корни имело и двойственное отношение Николая к просвещению. Вдохновляемая им политика министерства народного просвещения (особенно под руководством С. С. Уварова) была направлена на преимущественное развитие специальных технических учебных заведений; именно при Николае I были заложены основы современного инженерного образования в России. В то же время университеты были поставлены под строгий административный контроль, количество студентов в них было ограниченным. Активное насаждение сословного принципа в системе образования консервировало и укрепляло существующую иерархическую структуру общества.

Царствование Николая I закончилось крупнейшим внешнеполитическим крахом. Крымская война 1853-56 продемонстрировала организационную и техническую отсталость России от западных держав, привела к ее политической изоляции. Тяжелое психологическое потрясение от военных неудач подорвало здоровье Николая, и случайная простуда весной 1855 стала для него роковой.

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая недоверие к нему (вызванное восстанием декабристов). Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём: 1. Создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура). 2. Ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений. 3. Реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян, уездные училища – для купцов и мещан, приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины. 4. Создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С. С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел так же и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономическую ситуацию в империи: 1. Кодификацию законодательства, проведённую М. М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов вышедших с 1649 по 1825 годы - Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. – на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг). 2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П. Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд. 3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.) реализованную Е. Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого - в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и привели, в конце концов, к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Конспект по истории России

Николай I (1825-1855 годы) , который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат . В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения . Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами . Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение . Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) явилась развитием тенденций, обозначившихся в последнее десятилетие царствования его старшего брата Александра I. Участие в процессе над декабристами стало для нового царя первым опытом государственного управления. Николай был убежден, что только крепкая самодержавная власть может навести порядок в стране, и в основном полагался на силовой способ управления. Идеалом организации управления Николая I был отлаженный механизм армии. Многие важные административные должности были заняты генералами. Николай нередко сводил государственную власть к личному вмешательству на манер военного командования. Время правления Николая I в отечественной историографии называют «апогеем самодержавия».

Образцом правителя Николай считал Петра I. Подражая Петру, он всем свои образом жизни стремился показать образец добросовестного несения службы. Как и Петра I, Николая I отличала глубокая вера в силу административного решения. С его точки зрения, главной причиной основной массы проблем в России была неэффективная работа государственного аппарата, отсутствие должного порядка. Но в отличие от Петра I, Николай был убежденным антизападником, противником проникновения в Россию европейских идей. Программным заявлением можно считать слова императора: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни».

Принцип режима личной власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию . Уже в первый год своего правления Николай расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив канцелярию на отделения (департаменты), он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно ограничивало компетенцию Сената, Кабинета министров и Государственного Совета.

В обязанности I отделения императорской канцелярии входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений, через это отделение император контролировал работу министерств.



II отделение было создано для работы по систематизации и кодификации законов. Николай твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране и придавал важное значение наведению порядка в законодательной деятельности. Душой всего дела стал М. М. Сперанский. К 1830 г. была завершена работа по составлению «Полного собрания законов Российской империи» . Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. (К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное Уложение 1649 г.). К 1833 г. был подготовлен «Свод действующих законов Российской империи» из 15 томов, признанный единственным основанием для решения всех дел в государстве.

Одной из первоочередных задач Николай полагал организацию заслона на пути распространения «разрушительных» революционных идей в России. Ее осуществление было возложено на III отделение канцелярии императора, выполнявшее функции политической полиции, и подчиненный ему корпус жандармов. Главой отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом .

Укрепление полицейско-бюрократического аппарата, последовательная централизация управления рассматривалась как средство укрепления самодержавия. Предпринимались попытки поставить под контроль государственного аппарата все сферы общественной жизни. Следствием этого был значительный рост численности чиновников. Произвол бюрократии приобрел невиданный размах. От него страдали не только простолюдины, но и дворянство. Подлинным бедствием для страны стали коррупция и казнокрадство. Деятельность специально созданного для борьбы с этими явлениями Главного управления государственных ревизий была малоэффективной. Вопиющая некомпетентность бесконтрольного чиновничества сводила подчас на нет даже те робкие попытки преобразований, которые решался провести Николай I .

Во второй четверти XIX в. происходил процесс дальнейшего развития нового, капиталистического уклада в экономике страны, приобретавшего ярко выраженный характер. В 30–40-х гг. начался промышленный переворот . Развитие промышленности привело к изменению социального состава российского общества. В районах, свободных от крепостного права (юг Украины, Предкавказье, Заволжье и Сибирь), зарождаются капиталистические отношения в сельском хозяйстве. В богатых имениях расширяется использование машин, удобрений, передовых приемов агротехники, внедряются более продуктивные сорта культур и пород скота, осваиваются новые виды сельскохозяйственных культур. Но развитие капитализма в стране сдерживали феодально-крепостнические порядки: крепостная зависимость крестьян мешала формированию рынка свободной рабочей силы. Мелочная бюрократическая регламентация предпринимательской деятельности сковывала деловую активность, инициативу промышленной буржуазии. Нарастали кризисные явления во всех сферах экономики. Для передовой общественности все очевиднее становилась необходимость преобразований в стране.

Необходимость перемен осознавал и сам Николай I. Но он полагал, что характер, последовательность и темпы преобразований должно определять только государство и отрицательно относился к либеральным, революционным идеям российской интеллигенции, полагая их несовместимыми с условиями страны.

Самой острой внутриполитической проблемой был крестьянский вопрос . Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убежден в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому вопросу. В 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы. В 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В 1827–28 гг. помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. был запрещен публичный торг людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги. Все эти положения носили характер полумер.

Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепост­ничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни (1837–1841 гг.), население которой составляло более 40 % всех крестьян России. С этой целью было создано V отделение Собственной императорской канцелярии, позже преобразованное в Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев. Государственные крестьяне стали юридически свободными землевладельцами. Крестьянским общинам придавался статус органов местного самоуправления. Министерство должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права. Власти занимались увеличением крестьянских наделов, переселением крестьян из центра на окраины, где еще хватало свободных земель. Строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства. Государство стремилось показать пример помещикам «правильных» взаимоотношений с крестьянами.

По отношению к помещичьим крестьянам в 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах» , согласно которому крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела .

Все эти меры смягчали крепостнические порядки. На полную же отмену крепостного права Николай I так и не решился.