Open
Close

«Сочинение-размышление по повестям «Муму» и «Постоялый двор. Чему учит рассказ муму сочинение Размышления о прочитанном муму

Сочинение

С 1847 по 1850 год Тургенев жил в Париже и был свидетелем трагических июньских дней французской революции 1848 года. Разгром революционного движения рабочих изменившей делу революции буржуазией тяжело подействовал на Тургенева, переживался им как глубокое потрясение. Для бывшего рядом с Тургеневым Герцена июньские дни явились крахом буржуазных иллюзий в социализме, потерей веры в перспективы западно-европейского общественного движения. Для Тургенева они обернулись сомнениями в народе как творце истории. «Народ - то же, что земля. Хочу, пашу ее… и она меня кормит; хочу, оставляю ее под паром»,- говорит герой рассказа «Человек в серых очках», выражающий мысли самого автора.

Творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию, культурный слой общества. Поэтому в «Муму» усиливается контраст между богатырской мощью и трогательной беззащитностью Герасима, символический смысл приобретает его немота. В «Постоялом дворе» умный, рассудительный, хозяйственный мужик Аким в одночасье лишается всего состояния по капризной прихоти барыни. Подобно Герасиму, он уходит со двора, берет в руки посох странника, «божьего человека». На смену ему приходит цепкий деревенский хищник Наум. Такой «протест» нисколько не мешает грубой силе и далее творить свои неблаговидные дела.

Эти повести Тургенев создавал в драматических обстоятельствах. В 1852 году он был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя. Но это обвинение было использовано как удачный предлог. Истинной же причиной ареста были «Записки охотника» и связи писателя с прогрессивными кругами революционной Европы - Бакуниным, Герценом, Гервегом. Месяц Тургенев провел на съезжей адмиралтейской части в Петербурге, а потом, по высочайшему повелению, был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново под строгий надзор полиции и без права выезда за пределы Орловской губернии. В период Спасской ссылки, продолжавшейся до конца 1853 года, Тургенев пишет цикл повестей «Два приятеля», «Затишье», «Переписка», в которых с разных сторон исследует психологию культурного дворянина - «лишнего человека». Эти повести явились творческой лабораторией, в которой вызревали мотивы первого романа «Рудин».

В рассказе повествуется о двух помещиках, которые были холостяками и только этим, как будто, они сходились между собой. Первый из них – Вячеслав Иларионович Хвалынский – состоял в молодые годы адъютантом у какого-то значительного лица. «Представьте себе человека высокого и когда-то стройного, теперь же несколько обрюзглого, но вовсе не дряхлого, даже не устарелого, человека в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре». «…Вячеслав Иларионович выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы, наконец называет себя старым кавалеристом…» «Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными». С людьми небогатыми и незнатными общаться, как с равными себе, не может; глядит на них как-то сбоку, говорит скороговоркой в приказном, снисходительном тоне. «Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует». «…Удивительная происходит в нем перемена: и улыбается–то он, и головой кивает, и в глаза-то им глядит – медом так от него и несет…».

Особенно хорош генерал Хвалынский на больших званых обедах, на торжественных и публичных актах, экзаменах, собраниях и выставках. «…Тут он, можно сказать, совершенно в своей тарелке», исполнен покровительства и самостоятельности, полон чувства собственного достоинства и важности. Однако живет в небольшом домике, один, читает мало, дома никого не принимает, живет скрягой. «Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял к себе в управители … необыкновенно глупого человека».

Другой же помещик Мардарий Аполлоныч Стегунов был, на первый взгляд, противоположностью Вячеславу Иларионовичу. Он нигде не служил и никогда не почитался красавцем. «Мардарий Аполлоныч старичок низенький, пухленький, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и порядочным брюшком. Он большой хлебосол и балагур; живет, как говориться, в свое удовольствие…». «Живет Мардарий Аполлоныч совершенно на старый лад. И дом у него старинной постройки: в передней, как следует, пахнет квасом, сальными свечами и кожей; … в столовой фамильные портреты, мухи, большой горшок ерани и кислые фортопьяны; … в кабинете шкапы с вонючими книгами пауками и черной пылью… Словом, все, как водится». Мардарий Аполлоныч хозяйством занимается поверхностно, и только иногда выезжает в поле посмотреть на хлеба и васильков нарвать.

Молотильная машина заперта в сарай, хозяйством заведует бородатый мужик в тулупе, домом – сморщенная скупая старуха. Сам же помещик никогда ничем не занимается, и даже «Сонник» перестал читать. Однако гостей принимает очень радушно и угощает на славу, даже чересчур настойчиво и назойливо. Например, заставляет пить водку молодого священника, который не смеет отказать хозяину. Ради забавы устраивает настоящую травлю на трех кур в своем саду, а потом отбирает их. С удовольствием прислушивается к звукам порки Васи буфетчика. А вот судьбой собственных крестьян абсолютно не интересуется. Довод один и совершенно убедительный: «Коли барин – так барин, а коли мужик – так мужик».

Я думаю, что писатель насмехается над этими помещиками. Оба они не занимаются ни хозяйством, ни каким-либо другим делом. Оба ведут никчемную, пустую жизнь. Генерал Хвалынский напоминает мне важного, надутого и самодовольного индюка, а Мардарий Аполлоныч – глупого, ленивого поросенка, который любит развлекаться и объедаться.

Иван Сергеевич Аксаков, талантливый публицист, придерживавшийся славянофильских воззрений, увидел в «Записках охотника» И.С. Тургенева «стройный ряд нападений, целый батальный огонь против помещичьего быта России». Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности, хотя все рассказы сборника (кроме «Двух помещиков») прежде по отдельности прошли через цензурный комитет. Тургенев, давно уже досаждавший властям был сослан в Спасское – Лутовиново, что, впрочем, только прибавило ему популярности.

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он успел привязаться к собачонке. Но Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы своей госпожи.

Я задаю себе вопрос: «Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?» Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди. А барыня опять нашла виноватых, чтобы выгородить себя.

Крепостное право унижало не только крестьян, но губило и самих помещиков, приучало их к безнаказанности.

В рассказе Тургенева «Муму» мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей выступает писатель. Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.

С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева «Муму». Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним. Главным героем является глухонемой детина Герасим.

В рассказе повествуется о крепостном крестьянине и его сложной жизни и о том, как к нему относились окружающие люди. Мне кажется, что Герасим очень добрый и нежный человек, хоть на первый взгляд имеет вид грозного мужика. Он был очень привязан к Татьяне, которая служила вместе с ним, и был готов на многое ради нее. После того как барыня выдала замуж за алкоголика бедную барышню и выселила со двора.

Герасим нашел бедную, продрогшую собачку и увидел в ней отдушину после пережившего расставания с любимой. Но и тут барыня приняла решение, что Муму нужно утопить. Ей было все равно на его трепетную и нежную натуру и на мучения, которым она подвергала слугу своими приказами. Если ей что-то хотелось или мешало, она поступала, как ей было угодно, не считаясь с чувствами крестьян, которые работали на нее. Основная идея рассказа направлена против крепостного права. Герасим олицетворяет своей персоной весь русский народ.

Нужно поступать по совести, даже если обстоятельства против вас.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое преданность 15.3 9 класс рассуждение

    Преданность является одним из основных положительных человеческих качеств. Она характеризуется верностью, которая основана на любви и имеет свойство проявлять себя даже в сложных жизненных ситуациях.

  • Сочинение Образ Медного всадника в одноименной поэме Пушкина

    Произведение Пушкина «Медный всадник» было опубликовано во время Болдинской осени. Книга описывает размышления писателя касаемо правления Петра Первого.

  • Сочинение Человек в творчестве Горького 11 класс

    Человек в творчестве Горького - это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями

  • Сочинение по картине Щербакова Вода уходит (описание)

    Щербаков, один из великих художников, который умел писать пейзажи с точностью до мелочей. В своих произведениях он мог показать погоду, время года и саму природу так реалистично, что полотно можно с легкостью спутать с фотографией.

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 1

города Дятьково Брянской области

Сочинение – отзыв о рассказе

И. С. Тургенева «Муму»

Дымников Владислав

5 «Б» класс

МБОУ ДСОШ №1

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…

И.С. Тургенев х гер

Зачем Герасим решил сам убить Муму? Почему он не смог найти другой выход? И был ли он, этот выход? Это первые вопросы, которые возникли у меня после прочтения рассказа И. С. Тургенева «Муму». И мне кажется, что автор хотел, чтобы именно на эти вопросы нашёл ответы каждый его читатель. Это произведение произвело на меня очень сильное впечатление. Я читал рассказ дважды. В первый раз я едва сдерживал слёзы, жалея несчастную собачку. Мне было очень больно и обидно, во всём я обвинял Герасима, который не смог её защитить. Второй раз мне было так же тяжело читать, но неожиданно для себя я осознал, что такую же жалость у меня вызывает и сам главный герой. Герасим и Муму – они оказались одинаково бесправными и беззащитными.

Рассказ «Муму» был написан Тургеневым в 1852 году. В основе содержания рассказа лежала действительная история немого дворника Андрея, крепостного матери писателя Варвары Петровны Тургеневой. Тургенев всегда создавал свои произведения на материале реальной действительности. Белинский так определил творчество Тургенева: «...Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию». Но финал писатель изменил. В действительности немой дворник Андрей после гибели собаки продолжал служить своей барыне и исполнять его волю.

В произведении повествуется о жизни крепостного крестьянина Герасима – трудолюбивого, сильного и могучего дворника. В городе Герасим чувствовал себя одиноко, всё здесь было ему чужим и непонятным. Он, словно листок, сорвавшийся с дерева, искал родную душу. И лишь в собачке, спасённой им от смерти, он находит ту самую верность, благодарность и привязанность. Всю свою нежность и ласку отдает он собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но однажды барыня велит избавиться от собаки. Тяжело переживает Герасим, но верный своему долгу, он сам выполняет приказ барыни. После смерти Муму его уже ничто не может удержать в господском доме. Герасим возвращается в деревню.

Мне больше всех понравился Герасим – главный герой рассказа Тургенева. Он не похож на остальных. Очевидно, что автор тоже ему симпатизирует. Трудолюбивый русский богатырь с широкой душой и открытым сердцем, способный на искренние чувства и преданную дружбу. Мне кажется, что через образ Герасима он хотел показать жизнь всех крепостных крестьян на Руси. Единственное, что отличает Герасима от крепостных крестьян – это чувство собственного достоинства. Именно этим качеством Тургеневу хотелось бы наделить всех крепостных крестьян.

В своём произведении И. С. Тургенев высказывает своё негодование крепостным правом на Руси. Не в силах что-либо изменить, он протестовал на бумаге, создавая собирательный образ крепостного крестьянина в лице Герасима. Именно поэтому он изменил в рассказе финал истории из реальной жизни. Его герой не смог мириться с произволом барыни, которая распоряжалась своими крепостными как вещами, и нашёл в себе силы уйти, вернуться в деревню.

Почему писатель изобразил Герасима сильным, крепким богатырём, но глухонемым? Я думаю, что этим он хотел показать бесправность крестьянина. Зачем говорить, если никто не станет слушать его мнения? У него нет права голоса.

Солженицын писал: «… Вы сильны лишь постольку, поскольку отбираете у людей не всё. Но человек, у которого вы отобрали всё – уже не подвластен вам, он снова свободен». У Герасима отобрали всё, ему уже нечего было терять, и он смог уйти. Но уйти победителем, своим поступком вселяя надежду на лучшую жизнь.

Недавно я прочитал рассказ И.С. Тургенева . Меня очень впечатлил его главный герой, Герасим. Он доказал, что физические недостатки не говорят о внутренней пустоте человека. Думаю, образ Герасима может многому научить и не только маленьких, но и взрослых читателей.

Сначала меня поразила внешность мужчины – высокий, почти 2 метра рост, крепкое телосложение. В наше время такие люди ассоциируются с атлетами. Герасим же был простым выходцем из деревни. Его сила – результат неутомимого труда на поле. Автор очень интересно рассказывает, как мужчина работал за четверых, вытаскивал лошадь и груженую телегу из грязи.

Выражение лица глухонемого не выдавало никаких эмоций и это отталкивало окружающих, ведь мужчина казался им угрюмым. У меня тоже изначально сложилось такое впечатление, но оно развеялось, когда я узнал о характере и поступках дворника. Мне очень понравилась серьезность героя и его любовь к порядку. Этими качества он смог вызвать уважение у других челядинцев.

Оказалось, что замкнутый в себе Герасим умел любить. Ему приглянулась прачка Татьяна, и он начал осторожно ухаживать за ней. Герасим считал, что должен защищать дорогого человека от бед. Когда он заметил, что над его возлюбленной насмехаются, он пригрозил обидчикам так, что те боялись даже заговорить с Татьяной.

Не умел долго держать обиду или зло на других. Другой бы человек ответил местью, если бы у него увели любимую. Герой же рассказа почувствовал, что девушка не противилась замужеству, поэтому не стал мешать ее счастью. Он продолжил верно служить барыне и ни разу не упрекнул за то, что разрушили его судьбу.

Мне также понравилось то, что Герасим помогал тем, кто слабее. Он спас беззащитного щенка. При этом он не обращал внимания на то, что животное было некрасивое. Видимо, мужчина умел распознавать светлую душу, даже если она была прикрыта непривлекательной оболочкой. Грубый внешне деревенский богатырь оказался заботливым. Он смог выходить собачку.

Герасим был замкнутым человеком, наверное, из-за того, что не доверял окружающим. Он не любил, когда кто-то гладил его собаку. Тем не менее, мужчина никогда не приказывал Муму укусить кого-то или зарычать на другого человека. Это показывает, что глухонемой не обозлился на мир, хоть и стал жертвой интриг других людей.

Особенно меня поразила решительность и гордость Герасима. Я удивился, когда мужчина решил утопить собаку, но вскоре понял, что другого выхода у него не было. Герой смог пересилить себя и избавить друга от мучений, хоть и страшным способом. Больше Герасим не мог терпеть, что кто-то решает его судьбу за него. Он ушел со двора, где его жизнь была подвластна . Опять же, Герасим не стал никому мстить и это вызывает уважение.

Я считаю, что образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму» актуален не только для XIX века. Каждое поколение читателей находит в нем качества, которые следует воспитывать себе. Для меня – это сила, умение любить и прощать, а также гордость.

Иван Тургенев написал рассказ "Муму", отразив в нем свои переживания и беспокойства о российских судьбах и будущем страны. И это совершенно понятно, ведь чтобы написать произведение, его автор должен быть чем-то впечатлен и одухотворен, тогда эти чувства можно ясно выразить на бумаге. Известно, что Иван Тургенев , как истинный патриот, много размышлял, что ждет страну, а события в России в те времена были далеко не самыми радостными для народа.

Делая анализ "Муму" Тургенева и рассуждая об образе Герасима, мы ясно увидим, что автор построил сюжет вокруг проблемы крепостного права, что было весьма актуально в ту эпоху. Мы читаем о вызове Тургенева крепостному праву. Действительно, действие рассказа "Муму", анализ которого непременно нужно сделать, чтобы полнее понять идею Тургенева, происходит в деревне России, но всё это побуждает глубоко поразмышлять и сделать важные выводы о характере русского человека и его душе.

Образ Герасима в рассказе Тургенева "Муму"

Перед читателями рассказа "Муму" предстает образ Герасима. В этом образе раскрыты великолепные качества. Тургенев показывает доброту, силу, трудолюбие и сострадание. Герасим обладает всеми этими качествами, и на его примере видно, каким Тургенев хотел бы видеть русского человека. Например, Герасим обладает немалой физической силой, он хочет и может много трудиться, дело спорится в его руках.

Также Герасим аккуратный и чистоплотный. Он работает дворником, и с ответственностью подходит к своим обязанностям, потому что благодаря ему хозяйский двор всегда чист и прибран. Проводя анализ "Муму" Тургенева, невозможно обойти стороной образ Герасима. Автор показывает его несколько затворнический характер, поскольку Герасим нелюдимый, и даже на дверях его каморки всегда висит замок. Но этот грозный вид не соответствует доброте его сердца и великодушию, ведь Герасим открыт душой и умеет сочувствовать. Поэтому видно: нельзя по внешнему виду судить о внутренних качествах человека.

Что еще видно в образе Герасима при анализе "Муму"? Его уважала вся дворня, что было заслуженно - Герасим много трудился, точно исполнял приказания хозяйки, при этом не потеряв чувство самоуважения. Главный герой рассказа Герасим так и не стал счастливым, ведь он простой деревенский мужик, а жизнь городская строится совсем иначе и течет по своим законам. В городе не чувствуется единение с природой. Вот и Герасим, попав в город, понимает, что его обходят стороной. Полюбив Татьяну, он глубоко несчастлив оттого, что она становится женой другого.

Щенок в жизни главного героя "Муму"

В тяжелый момент жизни, когда главному герою особенно грустно и больно на душе, вдруг виден луч света. Образ Герасима продолжает раскрываться перед читателем, а анализ "Муму" дополняется важной деталью - вот она, надежда на счастливые минуты, маленький милый щеночек. Герасим спасает щенка, и они привязываются друг к другу. Щенка зовут Муму, и собака всегда со своим большим другом. По ночам Муму сторожит, а с утра будит хозяина.

Кажется, что жизнь наполняется смыслом и становится радостнее, но барыне становится известно о щенке. Решив подчинить себе Муму, она испытывает странное разочарование - щенок ее не слушается, но барыня не привыкла приказывать дважды. Можно ли приказать любить? Но это уже другой вопрос.

Барыне, привыкшей видеть, как ее указания исполняются в ту же минуту и безропотно, не перенести непослушания маленького существа, и она приказывает убрать с глаз долой собаку. Герасим, образ которого здесь хорошо раскрывается, решает, что Муму можно спрятать в своей каморке, тем более, что к нему никто не ходит, но своим лаем щенок обнаруживает себя. Тогда Герасим понимает, что ему ничего не остается, как только прибегнуть к решительным мерам, и он убивает щенка, который стал его единственным другом. На вопрос "Почему Герасим утопил Муму" мы ответим в другой статье, а пока в анализе "Муму" Тургенева подчеркнем, что в образе Герасима автор показал несчастного крепостного мужика. Крепостные "немые", они не могут заявить о своих правах, они просто подчиняются режиму, но в душе такого человека есть надежда, что когда-нибудь его угнетению придет конец.

Настоятельно рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения или хотя бы в ознакомительных целях краткое содержание рассказа . Надеемся, для вас оказалась полезной эта статья, в которой мы показали анализ "Муму" Тургенева и образ Герасима.