Open
Close

Рекомендации для родителей как повысить самооценку ребенка. Повышаем самооценку ребёнку: эффективные советы для родителей

Памятка для родителей «Как повысить самооценку ребёнка»

Уважаемые родители!

Вы согласитесь с утверждением, что для благопо­лучной жизни вашему ребенку, прежде всего, необхо­димо быть здоровым. Хорошее здоровье во все времена явля­лось величайшей ценностью, но только в последние годы было установлено, насколько тесно оно связано со здоровым образом жизни. Что могут сделать родители для того, чтобы их сын или дочь выбрали здоровый образ жизни?

Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

Может показаться странным, что самооценка человека прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую са­мооценку. Так и у ребенка, который относится к самому себе хорошо, имеет положительную, высокую самооценку, скорее всего, хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению ок­ружающих более активно, чем тот, который считает себя «хуже других». Пять правил повышения самооценки позволят Вам по­высить ее у вашего сына или дочери.

5 правил повышения самооценки:

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по срав­нению с другими, достижения вызовут вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, Ваш ребенок полез на высо­кий забор. Для того, чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание зву­чит так: «Куда ты полез? У тебя что, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, счита­ют себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5 . Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

Будьте более внимательными к своим детям! Старайтесь вникать в их проблемы, находить с ними духовный контакт, проводить больше времени вмес­те, знать их друзей, быть в курсе увлечений. Тогда многих опасностей, связан­ных с наиболее сложным для вас и ребенка подростковым периодом, можно будет избежать.

1. Ребенок должен выполнять посильные и доступные для его возраста поручения. Нельзя перегружать его тем, что ему пока еще сложно. Но также не стоит излишне оберегать его от сложностей и делать за него все дела и решать все проблемы. Ребенок должен сам учиться справляться со сложностями, чтобы оценить свои силы в борьбе с различными проблемами. Давая ему посильные задания, вы будете способствовать тому, что у него закрепится мысль, что ему многое по плечу, главное только начать. Слишком трудные задания могут развить комплекс неполноценности и утвердить в голове малыша мысль, что он неумеха и неудачник. Чересчур легкие задания могут сформировать у малыша завышенное самомнение.

2. Ставьте перед сыном или дочерью реально достижимые цели и задачи. Тогда, при достижении их, у него будет повышаться уверенность в своих силах и желание ставить новые цели и продвигаться на пути к их реализации. Недостижимые цели могут сформировать ребенка-неудачника.

3. Похвалы должны соответствовать выполненному заданию. Нельзя чересчур перехваливать, либо, наоборот, недооценивать работу ребенка. Излишние похвалы и поощрения могут способствовать воспитанию эгоиста с чувством собственного превосходства над другими людьми. Недостаток поощрений приведет к превращению вашего чада в зажатого и неуверенного в себе ребенка.

4. Поощряйте в ребенке инициативу, учите его брать на себя ответственность и становиться лидером в тех делах, где он дока. Но в то же время учите его уступать там, где он не может похватать большими успехами. Малыш должен знать, что есть дети, которые тоже могут быть лидерами и что-то делать лучше, чем он.

5. Учите ребенка замечать в других положительное и оценивать это по достоинству. Хвалите при нем других малышей, учите и его самого говорить сверстникам комплименты.

6. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, ваш малыш уникален и не нужно ставить ему в пример соседа или одноклассника. Сравнивать ребенка можно только с ним же самим: «вчерашним» или «завтрашним». Например, «Еще неделю назад ты этого не умел, а сегодня справляешься с этим без моей помощи». Или «Ничего страшного, что сейчас у тебя это не получается. Вот увидишь, через некоторое время ты научишься это делать с легкостью».

7. Чаще говорите ребенку, что вы его любите, цените и верите в него. Положительное отношение окружающих поможет ребенку осознать собственную ценность и сформирует установку на позитивное восприятие самого себя и других людей.



Памятка для родителей «Как повысить самооценку»

· Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.

· Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.

· Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.

· И конечно, все напутствия, и советы хороши, но рекомендуем вам не заниматься "самоисправлением".

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний детей и подростков. Но так же известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье.

Родители должны помнить основные правила воспитания:

1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.



3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, упрямство, зависть.

5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

7. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Анастасия Тырина
Консультация для родителей «Самооценка ребёнка дошкольного возраста»

Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки , которая начинает формироваться в дошкольном периоде . Становится устойчивой и меняется с большим трудом.

Поэтому важно огромное внимание уделять развитию самооценки ребенка дошкольного возраста (3-6 лет) .

Самооценка дошкольника и ее компоненты

Самооценка имеет два основных компонента.

Интеллектуальный – это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный компонент – это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?» . Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный )

Уверен в себе, активен, уравновешен;

Часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

Любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

Не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

Является творческим и верит в собственные способности;

Не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

Умеет анализировать результаты своей деятельности;

Может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

Достаточно общителен и дружелюбен;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой

Настойчив в достижении цели;

Стремится сотрудничать, помогать другим;

Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

Способен принимать решения.

Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой .

Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

Быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

В большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

Чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

Такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

Ребенок с завышенной самооценкой может считать , что он во всем прав;

Часто перебивает, относится к другим свысока;

При завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать :

"Я самый лучший!".

Ребенок с заниженной самооценкой

Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

Стремится к уединению, обидчивы;

Очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

Не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

Ребенок с заниженной самооценкой тревожный , не уверен в себе;

Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

Он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

Такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

Такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

«Не умею» , «Не знаю» и «Не могу» . Если ребенок так реагирует на новые задания, даже не ознакомившись с ними и не предприняв попытку выполнить их, то это знак, что его самооценка не является нормальной. Он недооценивает собственные способности и возможности.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка , а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни.

ВЫВОД : С раннего детства надо заботиться о том, чтобы самооценка у детей была не заниженной, а адекватной.

Кто влияет на формирование самооценки ребенка :

взрослые (родители ) и сверстники

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого.

1. Родителям необходимо помнить всегда, что катанию на лыжах, плаванию, игре в шахматы, чтению – всему этому вашего малыша могут научить другие люди, но прежде всего от вас, родителей , зависит формирование его самооценки . В этой области вас никто не заменит.

Ребенок живет с убеждением : «Как меня видят родители , так видит и целый мир. Если я важен для них, то я так же важен для всех».

Чувство собственного достоинства малыша формируется под влиянием отношения к нему родителей .

Если оцениваете его критически, считаете, что он недостаточно умный или способный, то он это чувствует.

Со стороны родителей важно мягкое , грамотное оценивание ребенка. Образ, который создают родители , причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Например, при постоянном отрицательном оценивании «Опять плохо» , «Лучше бы ты не брался» самооценка становится низкой . Если у ребенка не все получается, целесообразнее ему помочь справиться с трудностями, чем упрекать.

2. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка . Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто. Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку , но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

3. Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка . В разных видах деятельности самооценка разная . (В игре, в трудовой деятельности, в изо)

В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

1. Оцените свой уровень самооценки . (завышенная или заниженная) Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы : любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Во-вторых, больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. В-третьих, относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала , так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п. (если недостаточно уверен в себе ребенок)

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы : "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т. д.

Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за помощь вам, за красивый рисунок.

Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

За один раз - одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

Наказание - не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

Наказан - прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

7. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните : "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или : "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!". Энциклопедические знания.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

8. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра) .

8. ПРИЕМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЗАВЫШЕННОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

9. ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА :

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

10. Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите : "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т. д.) " - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Наоборот.

Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка . Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Адекватный уровень самооценки – это важнейшая составляющая развития каждого человека. Благодаря самооценке каждый день преодолеваются трудности и препятствия. Особенно актуальна проблема самооценки для детей школьного возраста. Но что делать, если у ребенка имеется некий недостаток (замедленное умственное развитие, косоглазие, эпилепсия, малый рост, уродливое родимое пятно или деформация какой-либо части тела), который почти всегда формирует у ребенка комплекс неполноценности и заниженную самооценку? «Я-родитель» попытался составить поведенческую памятку для родителей, которые столкнулись с этой проблемой.

Главное - отношение родителей

Чтобы ребенок с дефектом рос общительным и счастливым, родители должны радоваться ребенку и гордиться им. Возможность общаться с другими детьми с ранних летобязательное условие! Маленькие дети не обращают внимания на внешние дефекты, поэтому ребенок с каким-либо недостатком не будет чувствовать себя «чужим» в обществе других детей, а в дальнейшем сложившаяся манера поведения естественным образом перенесется и в другие коллективы.

Если с самого начала родители стыдятся внешности своего ребенка, не позволяют ему общаться с другими детьми, он вырастет замкнутым, недовольным и будет считать себя неполноценным. Но если они будут считать его недостаток чем-то незначительным, будут себя вести с ним, как с нормальным ребенком, позволят ему ходить повсюду, как другим детям, не будут волноваться из-за чужих взглядов и «тихих» замечаний, то ребенок будет считать себя самым обычным ребенком.

А что касается любопытных взглядов, указующих пальцев и шепотков, ребенку все равно придется к ним привыкать, и чем раньше, тем лучше. И если ребенок постоянно сидит дома и лишь иногда выходит на улицу, он будет особенно чувствителен к такому проявлению внимания со стороны незнакомых людей.

Как определить низкую самооценку у ребенка?

Первые признаки низкой самооценки у ребенка – это чрезмерная обидчивость, застенчивость, замкнутость. Понаблюдайте за поведением ребенка в его привычной среде обитания – в детском саду или в школе. Если ребенок играет, смеется вместе со всеми, он достаточно уверен в себе. Есть и простое упражнение для определения самооценки. Напишите на маленьких листочках различные прилагательные – умный, глупый, злой, хороший и так далее. Попросите ребенка нарисовать себя и своих друзей, а затем распределить листочки между ними. Если ребенок забрал для себя отрицательные качества – это повод задуматься. Эксперты утверждают, что у детей дошкольного возраста самооценка, как правило, завышена. Но физические или умственные недостатки могут лишить его веры в себя и свои силы.

Определите возможности

Ребенок с проблемами в развитии, по возможности, должен находиться рядом с детьми, похожими на него. Родителям будет сложно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, если он учится хуже всех в классе по независящим от него причинам. Если устроить ребенка в специализированное учреждение или коррекционный класс не представляется возможным, нужно предъявлять к нему посильные требования. Родители должны поговорить с классным руководителем, психологом и другими специалистами, чтобы определить возможности ребенка. Даже для ребенка с обычным заиканием план обучения должен быть индивидуальным. Логично, что при нарушениях речи, школьник не сможет рассказать устный материал наравне с другими.

Домашняя работа

Самооценку ребенка нужно начинать формировать внутри семьи, чтобы потом результаты этой работы (а это именно работа) сказывались на поведении ребенка при общении со сверстниками. Фразы, вроде «Что мне с тобой делать; у всех дети, как дети, а ты мое наказание», необходимо раз и навсегда исключить из употребления. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Любые успехи должны поощряться. Тем не менее, нельзя «принижать» ребенка. Требования к выполнению заданий, физических упражнений должны соответствовать его состоянию. Если родители будут оправдывать неудачи даже в тех делах, где ребенок мог добиться успеха, в нем сформируется чувство жалости к самому себе. Это не повысит самооценку. Родители могут придумать список домашних обязанностей, выполняя которые ребенок сможет продемонстрировать свои положительные качества и умения. Секции, кружки, любые внешкольные занятия, интересные ребенку, также помогут ему реализоваться. Главное, чтобы он понимал: в чем-то он тоже может быть лучшим.

Помогите завоевать авторитет

Для ребенка любого возраста важно отношение к нему сверстников. У родителей есть возможность помочь завоевать ребенку авторитет. Для детей большую роль играют обычные вещи – одежда, игрушки. Если у семьи есть материальные возможности, модный костюм или новая кукла могут помочь «стать своим», но здесь очень важно не переусердствовать и не воспитать хвастунишку. Важно, чтобы у ребенка была не самая дорогая кукла, но кукла, которая будет не хуже, чем у других.

Ну а что делать, если возможности покупать малышу модную одежду и самые современные гаджеты, нет? Проявлять фантазию!

Еще один способ стать своим в компании, не требующий больших материальных затрат - организация праздника. Попробуйте вместе с ребенком придумать программу, конкурсы, которые понравятся его друзьям. Это поможет родителям понаблюдать за отношениями, которые складываются между ребенком и его друзьями. Так станет яснее, с какими проблемами нужно работать. Часто хорошие отношения со сверстниками не получаются вовсе не потому, что у ребенка некрасивая родинка на лице или плохое произношение согласных, а из-за особенностей его характера. Грубость, заносчивость и другие отрицательные качества можно скорректировать.

Мотивируйте

Ребенок также должен знать, что отвечать сверстникам, если они будут высмеивать его недостатки. Он должен уметь адекватно воспринимать насмешки, не принимать их близко к сердцу и не зацикливаться на них. Определите сильные стороны и качества малыша и постоянно напоминайте ему о них. Рассказывайте как можно чаще об исторических личностях, для которых недуги не стали помехой. Например, о Стивене Хокинге, известном физике, которому болезнь не позволяет ни ходить, ни говорить.

В современном мире место найдется каждому. Люди с умственными и физическими недостатками находят работу, реализуют себя в творчестве и спорте. Часто их подстегивает мысль: «Природа дала мне меньше, чем остальным, но я смогу сделать больше!» Именно поэтому родители должны своевременно задуматься о формировании правильной самооценки у ребенка. И тогда шансы на то, что из него вырастет целеустремленный и талантливый человек, увеличиваются многократно.

Елена Кононова