Open
Close

Образование боспорского царства. Город с двойным дном (о Боспорском царстве)

Полисный период в истории боспорских городов продлился сравнительно недолго. Уже в 480 г. до н. э. города, расположенные на берегах Боспорского пролива, объединились в одно государство. Полагают, что это объединение было вызвано угрозой со стороны скифов. Правителями нового государства стали загадочные , как полагают - представители знатного рода, в котором власть передавалась по наследству. Столицей Археанактидов был Пантикапей - крупнейший город Европейского Боспора. На его акрополе построили огромный храм бога Аполлона, который стал религиозным центром Боспорского царства.

В 438-437 гг. до н. э. (Во многих античных государствах, в том числе и Боспорском царстве, календарный год начинался осенью. Таким образом, начало года по боспорской эре соответствовало одному году нашего (григорианского) календаря, а окончание - следующему.) на Боспоре произошел государственный переворот, в результате которого Археанактиды были свергнуты неким , ставшим основателем новой династии. Потомки Спартока управляли Боспором в течение более чем 300 лет. Династия Спартокидов взяла курс на централизацию власти, объединение в рамках Боспорского царства всех греческих городов, расположенных по берегам пролива, и окрестных земель, населенных варварами.

В полном соответствии с этой доктриной действовал сын Спартока (433/32 - 393/92 гг. до н. э.). В те время два города, находившиеся в европейской части Боспора, сохраняли свою независимость. Этими городами были Нимфей и Феодосия. Нимфей заключил союз с Афинами - наиболее крупным и могущественным центром материковой Греции. Военный конфликт с Афинами не входил в планы Сатира, поэтому он решил прибегнуть к хитрости. Интересы Афин в Нимфее тогда представлял некий Гилон. За большую взятку он передал город Сатиру и, по понятным причинам не рискнув вернуться в Афины, остался жить на Боспоре. Вероятно, не без помощи своего царственного покровителя, Гилону удалось жениться на скифянке знатного рода, имевшего влияние на Боспоре.

Внуком Гилона был знаменитый греческий оратор Демосфен, живший, кстати, в Афинах. Демосфен любил произносить в народном собрании речи патриотического содержания, поэтому ему пришлось в свое время вытерпеть немало неприятных минут, когда некрасивая история с участием его деда вышла наружу…

Несмотря на инцидент с Нимфеем, Сатиру удалось наладить связи с Афинами. Крупнейший город Греции испытывал необходимость в хлебе, который в изобилии выращивался на Боспоре, а боспоряне охотно покупали изделия афинских ремесленников. Для того, чтобы стимулировать торговлю, Сатир даровал значительные льготы афинским купцам. Кстати, возможно благодаря именно этому обстоятельству предательство Гилона было предано забвению.

Вслед за Нимфеем была присоединена Феодосия - город, имевший важное стратегическое и экономическое значение. Здесь находилась крупная гавань, способная принять сотню кораблей. С присоединением Феодосии боспорские правители получали возможность контролировать территорию восточного Крыма. Феодосийские купцы успешно конкурировали с боспорскими. Таким образом, причин для начала войны с Феодосией у Сатира было предостаточно, но над решением этой задачи пришлось потрудиться.

Еще до начала военных столкновений в отношениях между государствами возникла некоторая напряженность. Так, феодосийцы принимали у себя беглецов с Боспора - очевидно это были люди недовольные политикой Сатира. Боспорский правитель не нашел ничего лучшего, как начать войну сразу на два фронта - и против Феодосии, и против синдов, обитавших на черноморском побережье северного Кавказа. Синды упорно сопротивлялись, феодосийцы также не думали сдаваться и даже нашли себе сильного союзника - Гераклею Понтийскую. Предпринятая Сатиром осада Феодосии не принесла ожидаемого результата. Корабли гераклеотов снабжали феодо-сийцев продовольствием и высаживали десанты, затруднявшие действия боспорских войск.

Боспорский правитель умер под стенами Феодосии, и стоявшие перед государством проблемы пришлось разрешать его сыну и наследнику (393/92 - 353 гг. до н. э.).

Левкон быстро победил Феодосию, взяв в союзники или просто завербовав отряды скифов. Во время решающего сражения варвары заняли позицию позади боспорского войска и принялись расстреливать из луков тех, кто пытался отступать. Феодосия капитулировала и была присоединена к Боспорскому царству. Интересно, что Левкои и его потомки опасались принимать ненавистный всем грекам царский титул. Несмотря на то, что Спартокиды по существу были монархами, они носили титул «архонтов Боспора и Феодосии» (в греческих полисах «архонтами» называли выборных должностных лиц, осуществлявших исполнительную власть). Но по отношению к зависимым варварским народам Спартокиды без обиняков называли себя «царями».

Левкон значительно расширил восточные пределы Боспорского царства. Была, наконец, присоединена Синдика, под власть царя попали племена торетов, дандариев и псессов. Невиданных ранее масштабов достигла хлебная торговля с Афинами. Доходы, получаемые от торговых операций, были столь велики, что Левкои мог себе позволить отменить вывозные пошлины на зерно. Эта мера еще более укрепила связи Боспора и Афин.

Политику Левкона I продолжили его сыновья (353-348 гг. до н. э.) и (348 - 310 гг. до н. э.). Они подтвердили льготы, дарованные афинским купцам их отцом. В благодарность за это афиняне приняли специальный декрет в честь боспорских правителей, наградили их золотыми венками и воздвигли у себя в городе бронзовую статую Перисада. Перисаду удалось также подчинить жившие у восточных границ его царства племена фатеев и досхов. Теперь территория Боспора на востоке доходила до р. Гипанис (Кубань), а на юго-востоке - приблизительно до того места, где сейчас находится г. Новороссийск.

Период расцвета Боспорского царства завершился в конце IV в. до н. э., когда там произошел кровавый междоусобный конфликт. У Перисада I было трое сыновей: , и Притан. После смерти отца в 310 г. до н. э. власть перешла к старшему - Сатиру II. Евмел не признал верховенства брата, удалился в азиатскую часть Боспора и заключил союз с правителем племени сираков, Арифарном. Сатир не стал вступать с Евмелом в переговоры и решил подавить мятеж силой. Ему удалось заручиться поддержкой скифов, составивших основу его войска. В сражении на реке Фат Сатир наголову разбил армию брата. Евмел был вынужден бежать в отдаленную крепость, которую вскоре осадили войска Сатира. Ситуация, казавшаяся Евмелу критической, внезапно изменилась. Сатир попытался организовать штурм крепости, но был ранен и вскоре умер. Против Евмела попытался выступить третий брат, Притан, но он, по-видимому, не был искушен в военном деле. Во всяком случае, сражение между братьями окончилось победой Евмела, Притан бежал. Через некоторое время его настигли подосланные Евмелом убийцы.

Захватив власть, Евмел быстро подавил сопротивление недовольных. Друзья и родственники Сатира и Притана были перебиты, а жители столицы получили различные льготы. Затем он победил пиратов, причинявших множество неприятностей греческим купцам. Евмел покровительствовал городам Южного и Западного Причерноморья и даже вынашивал проект объединения всех земель, окружавших Понт, под своей властью. Смерть разрушила эти планы. Однажды, когда Евмел ехал на запряженной четверкой колеснице, лошади понесли. Царь попытался выпрыгнуть, но его меч зацепился за колесо. Евмел погиб в 304/303 г. до н. э.

Боспорский престол перешел к его сыну (304/303 - 284/283 гг. до н. э.). Он был первым правителем, не побоявшимся назвать себя царем боспорских городов. В это время экономическое положение Боспора начинает ухудшаться. Афины, основной импортер поступавшего с Боспора хлеба, постепенно приходят в упадок. Именно к правлению Спартока III относятся последние сведения о поставках боспорского зерна в Афины. Боспорские купцы были вынуждены переориентироваться на торговлю скотом, рыбой и рабами. Вероятно, потребности торговли побудили Спартока III организовать экспедицию в устье Дона. Здесь был основан город Танаис, ставший центром обмена с племенами, обитавшими в Подонье и Приазовье.

После Спартока III трон унаследовал , правивший более 30 лет. В его правление кризисные явления в экономике продолжались. Постепенно обесценивается монета - вместо золотых и серебряных денег государство было вынуждено чеканить медь. Перисад попытался найти выход из кризиса, договорившись о совместных действиях на международном рынке хлеба с царем Египта Птолемеем. В это время Египет стал крупнейшим конкурентом Боспора в торговле зерном. Между государствами состоялся обмен посольствами, но его результаты остаются неясными.

Из политической истории Боспорского царства во второй половине III - II вв. до н. э. известны лишь отдельные эпизоды. В это время власть на Боспоре оставалась в руках династии Спартокидов, но большинство царей мы знаем лишь постольку, потому, что их имена ставились на монетах. Царь во второй половине III века снова воевал с Феодосией. Вероятно, город попытался добиться самостоятельности, воспользовавшись слабостью правившей династии. На стороне феодосийцев опять выступили жители Гераклеи Понтийской. Тяготы войны вызывали недовольство подданных Левкона: против него составляли заговоры, войска отказывались повиноваться царю. Усиливается давление скифов на Боспор. Спартокиды были вынуждены выплачивать варварам дань и заключать с ними династические браки.

К концу II в. до н. э. боспорские цари уже не могли самостоятельно справиться со скифской опасностью. Поэтому, когда в Пантикапее появился знаменитый полководец Диофант и предложил царю отречься от престола в пользу правителя Понтийского государства , Перисаду оставалось только согласиться. Известие об отречении царя вызвало восстание живших на Боспорё скифов. Был составлен заговор, в результате которого Перисада убили, а Диофант бежал в Херсонес. Примерно через год он вернулся с большой армией, победил восставших и пленил их вождя, Савмака. Боспор утратил политическую самостоятельность и вошел в состав державы Митридата VI Евпатора.

Целью политики Митридата было создание могучего государства, которое могло бы бросить вызов Риму. Для этого он, в частности, пытался заручиться поддержкой жителей греческих, в том числе боспорских городов. Многим из них было даровано самоуправление и право чеканить собственную монету. Чтобы поощрить торговлю, Митридат снизил существовавшие налоги и очистил море от пиратов. Понтийский царь неоднократно пытался воевать с Римом, но каждый раз неудачно. Первая война шла в 89 - 85 гг. до н. э. Хотя основные сражения между противоборствующими сторонами и в этой, и в последующих войнах происходили на территории Малой Азии, римляне прекрасно понимали значение Боспора, бывшего для Митридата источником живой силы и продовольствия. Они разработали тактику борьбы с Митридатом, решив вызвать недовольство боспорских городов и таким образом нанести понтийскому царю удар с тыла. С этой целью римляне ввели в Черное море свой флот и начали блокаду Боспора, в результате которой боспорские купцы несли огромные убытки. Неудачные действия Митридата в Азии против римских войск вынуждали его увеличивать государственные налоги и непрерывно пополнять свою армию за счет жителей греческих городов. Упадок торговли и непомерные поборы вызвали вполне понятное недовольство жителей Боспора. В 86 г. до н. э. они отложились от державы Митридата. Вскоре Понтийский царь заключил мир с Римом и занялся наведением порядка в собственном государстве. Привести Боспор к повиновению помешала вторая война с Римом (83 - 81 гг. до н. э.). Только в 80 или 79 г. до н. э. Митридат вновь утвердился на берегах Керченского пролива. Понимая важное стратегическое значение этих территорий, он отдает их в управление своему сыну Махару.

В 74 г. до н. э. начинается последняя, третья война между правителем Понта и римским государством. Вскоре римлянам удалось одержать ряд важных побед. Они захватили крупные торговые города на южном берегу Черного моря, лишив тем самым флот Митридата основных баз и снова поставив под угрозу боспорскую торговлю. Понтийский царь находился в это время в Малой Азии. Чтобы нанести ему удар с тыла, римляне вступили в переговоры с Махаром и склонили того к измене. Махара поддержали Боспор и Херсонес, прекрасно понимавшие, что продолжение военных действий приведет к окончательному прекращению торговых операций в бассейне Черного моря. В 70 г. до н. э. Махар открыто перешел на сторону противников своего отца, но Митридат не был сломлен и продолжал войну.

В 65 г. до н. э. Митридат потерпел поражение в борьбе с римским полководцем Помпеем и утратил все свои владения в Малой Азии. Понтийский царь с остатками верных ему армий бежал на Боспор, убил Махара и вновь подчинил местных жителей своей власти. Понимая ненадежность своих позиций и рассчитывая продолжать борьбу с Римом, Митридат попытался заручиться поддержкой живших по соседству варваров. С этой целью он взял в жены нескольких скифских «принцесс». В ответ Помпеи установил морскую блокаду Боспора, объявив, что владельцы и капитаны кораблей, попытавшиеся достичь владений Митридата, будут без промедления казнены. Перспектива продолжения бессмысленных военных действий, упадок торговли, чрезмерные поборы, злоупотребления администрации Митридата вынудило боспорцев поступить так, как и рассчитывал Помпеи. Первой восстала Фанагория, крупнейший город на азиатском берегу Боспора. Его примеру последовали Херсонес, Феодосия и Нимфей. Сын Митридата Фарнак решил договориться с Римом и вступил в переговоры с Помпеем, одновременно подбивая армию Митридата восстать против царя. Интриги Фарнака привели к тому, что солдаты взбунтовались и провозгласили его царем. Преданный детьми, друзьями и войском Митридат покончил жизнь самоубийством на акрополе Пантикапея в 63 г. до н. э.

Боспор оказался в руках у Фарнака, которому вскоре удалось заключить выгодный договор с Римом. Во владение Фарнака отошли Херсонес и почти вся территория Боспорского царства, за исключением Фанагории, которой, по настоянию римлян, предоставили автономию за то, что ее жители первыми восстали против Митридата. За заслуги в борьбе против своего отца Фарнак получил титул «друга и союзника римлян».

Утвердившись на Боспоре, Фарнак стал подумывать о восстановлении державы отца. Удобный момент скоро настал - в Риме началась гражданская война между победителем Митридата Евпатора, Помпеем, и другим прославленным полководцем - Юлием Цезарем. Тем временем Фарнак захватил и разрушил Фанагорию, во главе большого войска прошел через Кавказ и вторгся в Малую Азию. К осени 48 г. до н. э. в руках Фарнака оказались практически все владения, некогда принадлежавшие его отцу, но в это время неожиданно восстал оставленный на Боспоре наместником некий Асандр.

Между тем, гражданская война в Риме закончилась победой Цезаря. Он отправился в Малую Азию и в августе 47 г. до н. э. наголову разбил Фарнака в битве при Зеле. Фарнак бежал, собрал войско из скифов и сарматов, захватил Понтикапей и Феодосию, но внезапно умер, и власть над Боспором осталась в руках у Асандра. Такое положение дел не устраивало Юлия Цезаря, желавшего видеть во главе Боспорского царства одного из своих друзей. Выбор пал на незаконнорожденного сына Митридата VI Евпатора, также Митридата, правителя государства Пергам в Азии. Однако начавшиеся вскоре в других владениях Рима восстания помешали Цезарю оказать реальную помощь своему ставленнику. Митридат Пергамский попытался захватить Боспор своими силами, но вскоре погиб в борьбе с Асандром.

Асандр оказался незаурядным правителем. Для укрепления своей власти он женился на Динамии, дочери Митридата VI Евпатора и сестре Митридата Пергамского, а вскоре добился от римлян признания своих прав на Боспор. Он укрепил западные границы своих владений, построив там мощный оборонительный вал. Нестабильная ситуация в бассейне Черного моря в середине I в. до н. э. способствовала расцвету пиратства, доставлявшего значительные убытки боспорской торговле. Асандру удалось уничтожить пиратов, в честь чего была выпущена серия монет с изображением богини победы, Ники, стоящей на носу корабля.

В 20 г. до н. э. Асандр умер; власть перешла к Динамии. Вскоре после этого на Боспоре настало смутное время. Начинается ожесточенная борьба за власть, в которой участвовали авантюристы всех мастей. Немалую роль в усобицах сыграл Рим, правители которого не оставляли попыток утвердить на престоле Боспорского царства одного из своих ставленником.

Первым претендентом на трон был Скрибоний, выдававший себя за внука Митридата VI Евпатора, и утверждавший, что именно ему римский император Август поручил управлять Боспором. Возможно, мятеж Скрибония начался еще при жизни Асандра. Авантюристу удалось захватить власть и жениться на Динамии, но эта ситуация не устроила Августа, желавшего видеть царем Боспора верного себе человека. Римляне предложили боспорский трон царю Понта, Полемону I. Жители Пантикапея, не хотевшие ссориться с Римом, убили Скрибония, но отказались признать царем Полемона и стали чинить ему всяческие препятствия. В ответ Полемон начал войну, победил боспорцев в битве, а римляне объявили о начале подготовки похода на Боспор. В результате боспорцам не оставалось иного выхода, кроме как признать власть Полемона. Последний, по решению Августа, женился на Динамии. Это случилось в 14 г. до н. э.

Ход дальнейших событий очень плохо освещен в источниках. Известно, что через несколько лет Полемон женился на родственнице императора Августа - следовательно, к тому времени Динамия уже умерла. Сопротивление Полемону продолжалось. Пытаясь его подавить, царь разрушил несколько крепостей, в том числе Танаис. Затем Полемон ввязался в борьбу с жившим на азиатской стороне Боспора племенем аспургиан и в 8 г. до н. э. погиб. О том, кто стал его наследником, в науке существуют разные мнения.

В 14 г. н. э. правителем Боспора оказывается Аспург, который, возможно, был как-то связан с аспургианами. Предполагают, что он происходил из знатной сарматской семьи. Не исключено, что он был сыном Асандра и Динамии. В 15 г. Аспург побывал в Риме и убедил нового императора, Тиберия, даровать ему царский титул. В честь этого события один из сыновей Аспурга был назван Тиберием Юлием Котисом. Впоследствии имя Тиберий Юлий стало династическим для боспорских царей - потомков Аспурга. Аспургу удалось победить скифов и тавров и, тем самым, обезопасить границы своего государства от варварской угрозы. Заслуги Аспурга перед государством были так велики, что его еще при жизни обожествили. В Пантикапее выстроили соответствующий храм.

После смерти Аспурга в 37/38 г. власть перешла к его жене Гипепирии. Вероятно, это произошло потому, что наследник престола, Митридат, был еще очень молодым человеком. Вскоре начинается очередная смута - римский император Калигула поддержал претензии на Боспорский трон Полемона, вероятно, сына того Полемона, который был некоторое время боспорским царем, а затем погиб в сражении с аспургианами. Полемону, однако, не удалось даже побывать на Боспоре. Гипепирия, а затем и Митридат II прочно удерживали власть в своих руках, а Калигула почему-то позабыл оказать своему ставленнику реальную помощь и вскоре умер. Новый император, Клавдий, сохранил Боспор за Митридатом, отдав Полемону в управление небольшую область в Малой Азии.

Во время этого конфликта в Рим отправился Котис, брат Митридата. Вероятно, его задачей было убедить императора Клавдия в лояльности боспорского царя. Котис, однако, сам хотел быть царем. Он рассказал Клавдию о том, что его брат якобы вынашивает честолюбивые планы и готовится к войне против Рима. В результате Клавдий объявил Митридата низложенным, назвал Котиса царем и отправил его на Боспор в сопровождении большой армии. Митридату удалось привлечь на свою сторону коалицию варварских племен, обитавших на азиатской стороне Боспора. Римляне победили армию Митридата, и тому пришлось бежать к союзникам. Котис занял престол, а римские войска, посчитав задачу выполненной, покинули пределы Боспора. Через некоторое время, решив, что ситуация ему благоприятствует, Митридат вновь выступил против Котиса. На этом этапе войны на стороне обоих братьев сражались сарматы. В конце концов, Котис одержал победу, пленил Митридата и отправил его в Рим.

Митридат долго жил в «вечном городе» на положении частного лица, затем ввязался в политические интриги и был казнен за участие в заговоре против императора. Война за боспорский трон завершилась в 49 г. После ее окончания римские солдаты отплыли домой. Где-то, вероятно, у Южного берега Крыма, корабли попали в бурю; многие из них были выброшены на берег и стали добычей тавров.

Об истории Боспорского царства во второй половине I - середине III в. сохранилось очень мало сведений. Власть оставалась в руках династии, представители которой носили имя Тибериев Юлиев. Годы правления царей обычно определяют по датам на чеканенных ими монетах. Несмотря на то, что правители Боспора носили пышные титулы и нередко обожествлялись, им приходилось во всем подчиняться интересам Рима. Был учрежден культ римских императоров, высшими жрецами которого были сами цари. Портреты императоров чеканились на боспорских монетах. Правители Боспора в официальных документах именовались «друзьями цезаря и римлян». Существует предположение, что на Боспоре постоянно находились отряды римских войск. В любой момент боспорский царь мог быть вызван в империю для дачи объяснений по интересующим римскую администрацию вопросам.

Управление государством правители Боспора осуществляли опираясь на обширный бюрократический аппарат. При дворе существовали должности управляющего, секретаря царя, постельничего, конюшего, казначея и другие. В города и зависимые варварские племена назначали наместников. В некоторых городах функционировали и выборные чиновники. Очень важной была должность наместника европейской части Боспора. Армией руководили военачальники разных рангов, флотом - навархи. Особую роль в жизни Боспора играли религиозные союзы (фиасы), занимавшиеся воспитанием молодежи, проводившие собрания, на которых решали различные вопросы, и просто помогавшие своим членам.

Боспорским царям периодически приходилось конфликтовать со скифами. Тиберий Юлий Савромат I (93/94 - 123/124 гг.) дважды воевал с ними, и оба раза - успешно. Возможно, именно в благодарность за эти его победы Савромат был обожествлен. Тиберий Юлий Савромат II (174/175 - 210/211 гг.) совершил поход вглубь Крымского полуострова, разгромил позднескифское царство и овладел его территорией. Возможно, в этой войне на стороне боспорцев участвовали римские войска. Савромату II удалось также победить сарматское племя сираков и нанести серьезный урон пиратам, нападавшим на корабли боспорских купцов. Его сын, Тиберий Юлий Рескупорид II (211/212 - 228/229 гг.), называл себя «царем всего Боспора и тавроскифов».

В середине III в. на Боспоре появляются племена готов. Им удалось дестабилизировать обстановку в государстве, захватить несколько городов и даже свергнуть правящую династию. Нашествие готов стало началом конца Боспорского царства.

И.Н.Храпунов, Н.И.Храпунов


Боспо́рское ца́рство (или Боспор) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей . Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики . Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Меотидского болота, Меотидского озера, совр. Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства . С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в.

Боспорское царство - известно от греко-римских историков.

Летоисчисление. На боспорских монетах можно увидеть даты особой Боспорской системы летоисчисления, по которой точкой отсчёта т. н. Боспорской эры был 297/6 г. до н. э. - это время совпадает со временем правления сыновей Евмела. Но события, которые послужили причиной введения новой системы летоисчисления, едва ли были связаны с самим Боспором. Они, как и сама система (которую мы, таким образом, лишь условно можем называть Боспорской ) были, видимо, отражением нововведений Понтийского царства.

На Боспоре систему ввёл, вероятно, Митридат VI Евпатор , при котором Боспор стал частью всепонтийского государства . Т. о., эта (скорее, Понтийская) эра летоисчисления была создана по образцу (в свою очередь) эры соседнего с Понтом государства Селевкидов, но за начало отсчёта в Понте (и, т. о., на Боспоре) была взята дата на 15 лет позже: Селевкиды считали первым годом - 312 г. до н. э. (по Бикерману).

Такое заимствование, вероятно, отражает интенсивность связей державы Селевкидов с Понтийским царством для IV-III в.в. до н. э., косвенным результатом которого, т. о., и стало впоследствии введение на Боспоре своей системы летоисчисления.

История

Согласно указанию древнего историка Диодора Сицилийского , около 480 г. до н. э. , в Пантикапее к власти пришла династия Археанактидов , видимо, во главе с неким Археанактом. Характер её правления не совсем ясен. Раньше предполагалось, что она могла возглавлять широкий оборонительный союз полисов - симмахию , в который входили все города по обоим берегам Керченского пролива , включая Феодосию . Сейчас учёные склоняются к тому, что власть Археанактидов была тиранической. Во главе объединения стояли тираны Пантикапея из греческого, скорее всего, милетского рода Археанактидов . В состав союза точно входили такие города и поселения, как Мирмекий , Порфмий и Тиритака. Вхождение в него других греческих поселений на Таманском и Керченском полуостровах под вопросом.

После недолгого правления Спартока, и, возможно, узурпации власти неким Селевком (возможно, его имя возникло в результате порчи текста Диодора Сицилийского), к власти пришёл царь Сатир I (433-389 гг. до н. э.), энергично взявшийся за увеличение территории своего государства. Его дело продолжили Левкон I и Перисад I (348-311 гг. до н. э.) - правители IV века до н. э., с именами которых связан период наивысшего расцвета Боспора.

Расширение владений Спартокиды начали, видимо, с присоединения Нимфея, по некоторым данным, входившего в Афинский морской союз . В городе находился представитель Афин , которого, по данным оратора Эсхина звали Гелон. По утверхдению Эсхина , последний передал власть над городом Боспорским тиранам, а сам получил за это в управление городок Кепы . Последнее может косвенно указывать на то, что Таманский полуостров в это время уже входил в состав Боспорского государства. Впрочем, учитывая, что целью Эсхина было опорочить своего политического противника Демосфена , данные здесь могут быть не слишком точными. В любом случае, Нимфей вошёл в состав государства без боя.

Драматичнее сложилась борьба за Феодосию , метрополией которой, как и Пантикапея, был Милет. Феодосийский крупный порт находился относительно далеко от основных центров государства и пользовался поддержкой Гераклеи Понтийской - города на южном побережье Чёрного моря. Боспорское войско потерпело поражение, в немалой мере - из-за военных хитростей, применённых гераклейским стратегом. В результате гераклейские войска высаживали десанты непосредственно на территории Боспорского царства. Судя по огромному импорту амфор с вином из Гераклеи Понтийской в первой половине IV в. до н. э., отношения нормализовались довольно быстро. Видимо, в середине 80-х годов IV в. до н. э. Феодосия вынуждена была покориться, и Спартокиды стали именовать себя «архонтами Боспора и Феодосии». Победа над Феодосией означала присоединение территории всего Керченского полуострова. Затем Спартокиды обратили взоры на восточное побережье Керченского пролива. Левкон сразу после победоносной Феодосийской кампании, разгромив стремительным броском из-под Феодосии Октамасада, сына синдского царя Гекатея, стал обладателем во второй половине 80-х гг. IV в. до н. э. новых земель с синдским населением и Фанагории. Результатом всех этих завоеваний было приобретение Спартокидами новых портов и торговой монополии, обширных плодородных земель и права хлебного экспорта. Олицетворением мощи государства, его политической зрелости и международного признания стало появление царского культа , связанного с именем Перисада I.

После смерти Перисада разгорелась борьба между его сыновьями Сатиром, Пританом и Евмелом. Она продемонстрировала, с одной стороны, нарушение традиции престолонаследия Спартокидов, которая заключалась в участии двух старших сыновей в управлении государством сначала совместно с отцом, а после смерти его в соправительстве двух братьев до смерти одного из них, с другой - необходимость для боспорских династов в своей политике учитывать ситуацию, сложившуюся в племенном мире Северного Понта и Приазовья . Евмел, младший из братьев, претендуя на престол, выступил против двух старших. Военные действия разгорелись, вероятно, в районе Прикубанья. В армии Сатира, а после его гибели - Притана, помимо наёмников, важной силой были союзники - скифы. Евмел опирался на превосходившее численно противника войско местного племени фатеев , обитавших на азиатском Боспоре. Победивший Евмел жестоко расправился с противником. Во время своего короткого правления (309- гг. до н. э.) он боролся с пиратством и поддерживал дружественные отношения с причерноморскими греческими городами. Особое внимание боспорских царей к понтийским делам было отнюдь не случайным. Оно отвечало изменившейся ситуации в этом регионе в связи с начавшимися передвижениями скифов и теснивших их с востока сарматов .

Но связи с Афинами не прерывались: за хлебный дар в 77 тыс. литров афиняне дважды отправляли на Боспор посольство с благодарностью. Источники свидетельствуют о политических связях Спартокидов с Афинами, Дельфами , Делосом , Милетом , Египтом . Ещё более тесными стали контакты с Южным Понтом .

Римляне вручили власть над Боспором Фарнаку, назвали его своим «другом и союзником», но просчитались: Фарнак объявляет себя «царём царей» и желает расширить свои владения за счёт самого Рима. В качестве наместника на Боспоре он с 48 г. до н. э. оставляет Асандра. Но тот успешно отвоевал престол, разгромив в 47 г. до н. э. сначала Фарнака, а затем Митридата II, после чего женился на дочери Фарнака Динамии и с 46 г. до н. э. единолично стал править на Боспоре. С его деятельностью до 20 г. до н. э. связывают постройку оборонительных укреплений (так называемый Асандров вал, видимо, отделивший Керченский полуостров от остальной части Крыма) для защиты от соседних племён, большие восстановительные работы, активизацию морских сил, успешную борьбу с пиратами.

После длительных войн, разорений и опустошений при Асандре, но особенно при сыне его Аспурге положение на Боспоре стабилизируется. Начался период нового, вторичного расцвета, охвативший I - начало III в. н. э. При Аспурге возросла территория государства за счёт временного присоединения Херсонеса . Царь вёл успешные войны со скифами и таврами. В г. он получил звание «друга римлян» и добился у римлян права на боспорский престол. На его монетах были портреты римских правителей. Боспор в глазах римлян был источником хлеба, сырья и важным стратегическим пунктом. Рим стремился поставить на его престоле своих приверженцев, держал там свои войска. И всё же степень зависимости не была всегда одинаковой и такой, какой желали этого в Риме. Уже сын Аспурга Митридат вёл войны с римлянами. Но в годы правления его брата Котиса I ( - гг.) окрепла связь с Римом. С конца I в. Рим всё больше видит в Боспоре важный форпост на северо-востоке, способный сдерживать натиск варваров. При Рескупориде I и Савромате I строятся оборонительные сооружения, укрепляются границы, усиливается армия и флот. Савромат I и Котис II одерживают победы над скифами. При Савромате II ( - гг.) боспорский флот очищает от пиратов южные берега Чёрного моря. Совместные военные действия с соседями должны были усилить независимость Боспора от Рима.

При Спартокидах в городах Боспора расцветает и ремесленное производство. В Фанагории, Горгиппии и других городах существуют небольшое мастерские и крупные эргастирии , где применяется труд рабов.

См. также

Примечания

Литература

  • Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М., 1984
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство, М. - Л., 1949
  • Гайдукевич В. Ф. Боспорские города. Л., 1981
  • Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л., 1925
  • Сапрыкин С. Ю. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М.: Наука, 2002 (ISBN 5-02-008806-4).
  • Зубарь В. М., Русяева А. С. Боспор Киммерийский. Киев, 2004
  • Молев Е. А. Эллины и варвары на северной окраине античного мира. М., 2003
  • Молев Е. А. Политическая история Боспора VI-IV вв. до н. э. Н. Новгород, 1998
  • Молев Е. А. Боспор в эпоху эллинизма. Н. Новгород, 1995
  • Болгов Н. Н. Закат античного Боспора. Белгород, 1996
  • Боспорские исследования. Симферополь-Керчь, 2004-… (тт. I-XXI)
  • Фролова Н. А. Монетное дело Боспора. Тт. 1-2. - М., 1997
  • Алексеева Е. М. Античный город Горгиппия. М., 1997
  • Блаватский В. Д. Пантикапей. М., 1964
  • Голенко В. К. Древний Киммерик и его округа. Симферополь, 2007
  • Кобылина М. М. Фанагория. М., 1956
  • Коровина А. К. Гермонасса. Античный город на Таманском полуострове. М., 2002
  • Масленников А. А. Эллинская хора на краю Ойкумены. М., 1998
  • Яйленко В. П. Тысячелетний Боспорский рейх. История и эпиграфика Боcпора VI в. до н. э. – V в. н. э. (М., 2010)
  • Парфенов В.Н. 2007: Флавии и Боспор. К вопросу о римском «либерализме» // Из истории античного общества. Сб. науч. тр. к 60-летию проф. Е. А. Молева. Вып. 9-10, 166-181.
  • Соколов Г. И. Искусство Боспорского царства. М., 1999
  • Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, 1961
  • Цветаева Г. И. Боспор и Рим. М., 1979
  • Кругликова И. Т. Сельское хозяйство Боспора. М., 1975
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в VI-II вв. до н. э. М., 1981
  • Масленников А. А. Население Боспорского государства в первые века н. э. М., 1990
  • Зеест И. Б. Керамическая тара Боспора. М., 1960
  • Борисова В. С. 2006: Становление государственности Боспора в VI-IV вв. до н. э. Авт. дисс… к.и.н. Нижний Новгород.
  • Завойкин А. А. 2007: Образование Боспорского государства: археология и хронология становления территориальной державы. Авт. дисс… д.и.н. Москва.
  • Шевченко О. К. (Симферополь) Сакрализация Перисада I - коллизии историографии // Сакральное и власть в античности. - 2010-2011.- №.1
  • Шевченко О. К. Герои. Цари. Боги. (Античный Крым в контексте Евразийской цивилизации) / монография из Серии «История и Философия власти».- Симферополь: Электронное издание К. О. Ш., . - Симферополь, 2011. - 122 с
  • Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис . - Одесса: Ярослав, 2006. - 206 с. - ISBN 966-8057-73-2

Ссылки

Люди заселяли Тавриду с древнейших времен. Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности. На Крымском полуострове она тоже возникла рано, но была привнесена колонистами-греками. Сильнейшим из греческих государств выступило в Крыму Боспорское царство. Рассмотрим причины его возникновения, историю во время существования, население и территорию.

Причины возникновения Боспорского царства

Боспор Киммерийский (не путать с Босфором, что в Турции) – . Древние греки были хорошими моряками и не могли не понимать его значения. Положение тут во многом способствовало могуществу царства.

Причины возникновения Боспора – те же, что и других колоний Греции в Причерноморье. Эллада невелика, поэтому была нужда в импорте продовольствия. Для этого они искали новые земли (свободные или населенные слабейшими, отсталыми народами, которые легко было «подвинуть), плодородные, желательно похожие на Грецию и в «транспортной доступности», то есть у моря. Крым в целом и Керченский полуостров в частности вполне подходили под эти условия.

Источник — Википедия

Колонизация района современной началась в VI столетия до нашей эры. Но тогда вопрос о возникновении какого-то «царства» еще вовсе не ставился. Монархия как таковая народности этой была мало свойственна. И колонии напоминали свои метрополии-полисы – были рабовладельческими городами-государствами с более или менее коллективным правлением. Иногда они враждовали между собой, особенно если враждовали их метрополии, иногда заключали союзы.

Но колонии имели беспокойных соседей – тавров, меотов и особенно скифов. Против них удобнее было действовать вместе. На Боспоре Киммерийском объединение произошло вокруг Пантикапея – крупной колонии, удобно расположенной на самом проливе. Поначалу к нему присоединились такие города, как , Порфмий. Позже в союз добровольно вступили другие полисы, а некоторые, такие как Феодосия, были принуждены к этому силой. Официальной датой возникновения Боспорского царства считается 480 год до н.э.

Но «царством» Боспор можно считать только с натяжкой. Формально главами его считались архонты (старейшины) . Изначально это была выборная должность. Постепенно (вероятно, с 480 г. до н.э.) она стала наследственной, но названия не поменяла. Получилась такая себе неофициальная монархия. Мера была вынужденной – враждебность греков и персов, достигшая в ту пору пика, вызывала у эллинов сильную аллергию на само монархическое понятие.

Сохранились и другие признаки традиционного полисного устройства. Так, отдельные царства имели широкие права по организации внутренней жизни, избирали свое руководство, чеканили свои монеты.

Правителей Боспора называют «царями» с подачи византийских историков. Среди них попадались действительно выдающиеся деятели. Первым был представитель рода Ареанактидов (личное имя неизвестно). Затем власть перешла к некоему Спартоку, которого многие считают варваром и даже фракийцем (но это, вероятно, из-за сходства его имени с именем знаменитого предводителя восстания). Но этот предводитель стал основателем династии, правившей царством с 430 до 108 г. до н.э. Спартокиды заметно увеличили территорию Боспора, на период правления ближайших наследников Спартока Сатира I, Левкона I и Перисада I приходится расцвет страны.

Самыми известными в персонажами во главе Боспора были понтийский царь Митридат VI Евпатор и его сын-заговорщик Фарнак II (тот самый, которого Юлий Цезарь «пришел, увидел, победил»).

Два берега крымского Боспора

В лучшие дни Боспорское царство занимало значительные территории – весь Восточный Крым и все восточное побережье . По представлениям того времени оно было крупным и сильным. Даже покоривший Боспор Митридат VI не присоединил его полностью к своему Понтийскому императорству, а лишь сделал подвластным себе лично как правителю периметру.

Население было пестрым – греки-колонисты смешались с местными варварами, крестьянское население вообще было почти полностью местным. По данным реконструкций внешности, большинство боспорцев походили скорее на меотов (варварская народность азовского побережья), чем на греков. Было также множество рабов самого разного происхождения.

Основным занятием боспорцев было земледелие. Зерновые (ячмень, просо, пшеница) целенаправленно производились на продажу. Зерно отправляли в Грецию (это была существенная составляющая всех подобных поступлений в Элладу). В метрополии везли рыбу, кожи, рабов. Последние «товарные пункты» зачастую приобретались у соседей – те же скифы вели активную торговлю продуктами скотоводства и пленными, захваченными во время постоянных набегов (сами скифы мало применяли рабский труд, но торговали рабами массово). Скифам боспорцы предлагали в обмен местное вино, ремесленные изделия. В Понтийское царство вывозилось серебро. Боспорские купцы добирались до Египта и Италии. На крымском побережье, кроме Пантикапея, важным торговым центром была ; на таманском – Горгиппия и Фанагория.

В лучшие свои дни государство было весьма богатым. Жители жили обеспеченно (по понятиям того времени) – об этом свидетельствуют многочисленные шикарные надгробия, обнаруженные археологами, а также особенности застройки боспорских городов.

Экономический упадок Боспора начался после конфликта Фарнака II с Римом и его разгрома Цезарем, а затем политическими противниками. Столкновение спровоцировало и внутренние войны. Подчиненное положение не способствовало хозяйственному подъему. Затем последовало Великое переселение.

Высокая культура населения

При этом долгие века Боспор был эталоном не только богатства, но и культуры. Огромное количество найденных археологами надписей (поминального, религиозного и другого содержания) свидетельствуют о широком распространении грамотности. Предположительно, боспорские школы устраивались по греческому образцу.

Известными среди греков были работы боспорских философов Смикра, Стильпона, Сфера. Часто боспорцы приезжали в Грецию и добивались там высокого положения. Здесь почиталось также музыкальное и театральное искусство. Первый факт подтвержден находками музыкальных инструментов, их многочисленными изображениями. Второй – строительством театров и упоминаниями в письменных источниках «гастролей» в Боспоре знаменитых актеров-греков. В римское время вошли в моду и гладиаторские бои.

Говорили в Боспоре на греческом, но «варваризированном». Если сравнивать примерно, боспорский вариант был схож с афинским, как белорусский или украинский языки с русским. Здесь почитали древнегреческих богов, но тоже «с нюансами». Вместо Зевса и Афины «любимчиками» боспорцев были Деметра (богиня земледелия и плодородия), Афродита (рожденная из моря), Геракл (по слухам, он бывал в ). Столица Пантикапей особо почитала Аполлона Врача – на главной площади был возведен его храм.

Боспорцы переняли и некоторые «варварские» обычаи. Так, тут была более модной роскошь, считающаяся в Греции признаком отсутствия вкуса. Цари Боспора и знатные граждане сооружали себе роскошные гробницы (некоторые из них исследованы).

Мирный путь в Византию

История Боспорского царства продолжилась до VI века н.э. и закончилась мирно. Оно избежало разрушительного нашествия гуннов, хотя подверглось нападению готов во время Великого переселения народов. Варварский «протекторат» над ним был чисто номинальным.

В начале VI ст. н.э. протекторат над Боспором получила Восточная Римская империя – Византия. Произошло это мирным путем. К этому времени греческую религию в стране уже сменило христианство и противоречий с новой метрополией было немного.

История Боспора доказывает – исчезновение государства с карты мира не всегда бывает трагедией. Боспорское царство знало много бедствий, но исчезло в результате полюбовного соглашения. Возможно, присоединение к Византии стало для него лучшим из возможных вариантов. В заключение – тематическое видео, приятного просмотра!

Всемирная история. Том 4. Эллинистический период Бадак Александр Николаевич

Боспорское царство в III–I вв. до н. э

Сходные черты с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом - обнаруживает Боспорское государство, в состав которого входили как эллинские полисы, так и территории, населенные местными племенами. Количество полисов в центральной части Боспора было довольно велико: не только такие крупные города, как Пантикапей, Фанагория и Феодосия, но и менее значительные - Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Гермонасса - имели полисное устройство. Часть эллинского населения полисов составляли землевладельцы, однако население боспорских городов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Ведущую роль играли купцы и владельцы ремесленных мастерских. Население, жившее за пределами полисных территорий, - скифы, синды и меоты, - занималось земледелием.

Наибольшего политического могущества Боспорское царство достигло во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (334/43-310/09). Владения Боспора охватывали в это время Керченский полуостров до Феодосии включительно, Таманский полуостров с прилегающей к нему береговой полосой, нижнее течение Кубани и ее ближайших к устью притоков. В устьях Дона Боспору принадлежал Танаис. Племена, жившие по северному и восточному берегам Азовского моря, признавали гегемонию Боспора. С этого же времени на долгие годы прекращаются войны между Боспором и скифами.

Боспор этого времени становится центром местного ремесла. В скифских курганах конца IV в. до н. э. найдены художественно выполненные сосуды, пластинки, нашивавшиеся на одежду, части сбруи. Все это из золота и серебра с орнаментом, свидетельствующим о местном происхождении этих предметов.

Тесные связи с окружающими племенами, торговля со скифами служили мощным стимулом для развития ремесленного производства. В обмен на изделия боспорского ремесла скифы, синды, меоты и сарматы везли на Боспор хлеб, пригоняли скот, приводили рабов. Продукты скотоводства потреблялись главным образом на месте, хлеб вывозился в Средиземноморье.

Развитие торговли способствовало повышению международного значения Боспора в IV–I вв. до н. э. Поэтому боспорские династы старались всячески покровительствовать торговле и увеличивать вывоз хлеба. Их мощный флот охранял торговые пути на Черном море от тавров и народов западного берега Кавказа, занимавшихся пиратством.

Особой статьей боспорского экспорта в Средиземноморье были рабы. Вывоз рабов значительно увеличился по сравнению с предшествующим периодом. Постоянные войны между кочевниками способствовали притоку рабов на Боспор, главным образом из числа военнопленных, которых кочевники охотно продавали эллинским купцам. Известную роль в увеличении численности рабов на Боспоре и соответственном росте работорговли могли играть и победоносные войны боспорских Спартокидов, которые велись на протяжении IV и первой половины III в. до н. э.

В первой половине III в. до н. э. начинаются междоусобные войны за власть между сыновьями Перисада I.

Один из них, Эвмел, вышедший победителем из этой борьбы, вынужден был пойти на соглашение с пантикапейской аристократией. Он созвал народное собрание и провозгласил восстановление «отеческой политии», т. е. древнего полисного устройства. Вместе с тем жители Пантикапея получили ателию (свободу от пошлин), которой они некогда пользовались, и освобождение от налогов.

Спарток III - преемник Эвмела (304/03-284/83) - стал уже именоваться царем не только по отношению к покоренным племенам. Это произошло под влиянием соответствующих актов со стороны диадохов, которые в 306–305 гт. объявили себя царями. Внешнее положение Боспора при Спартоке III продолжает укрепляться. Важнейшим доказательством этого является договор с Афинами. Декрет, который был результатом этих переговоров, значительно отличается от предыдущих афинских декретов, касающихся правителей Боспора. Если раньше представители династии Спартокидов рассматривались как частные лица, то теперь Спарток именуется царем; если раньше речь шла исключительно о торговле, то теперь заключается формальный союз: Афины обязуются помогать Спартоку и на суше и на море, если кто-либо нападет на его державу. Договор, однако, был нужнее Афинам, чем Боспору: если до сих пор афинянам гарантировались торговые привилегии, то теперь Спарток отделался неопределенным обещанием «делать им все наилучшее».

Связи Боспора с Египтом, Родосом и Делосом укрепляются при Перисаде II (284/83-после 252). В одном египетском папирусе сохранилось известие о прибытии послов Перисада в Египет (254/53 г.). Укреплению политических связей способствовала высокоразвитая торговля между эллинистическими государствами и побережьем Понта.

Упадок Боспора начинается со второй половины III в. По монетам, клеймам на черепицах, изготовленных в царских мастерских, отрывочным литературным упоминаниям и случайным надписям известны имена отдельных правителей, но установить их хронологическую последовательность не представляется возможным.

Династия Спартокидов правила на Боспоре до конца II в. до н. э., возможно, с некоторыми перерывами, но царский дом раздирался междоусобицами.

Фигурный полихромный сосуд в виде сфинкса. Из погребения в Фанагории. Аттическая работа конца V в. - начала IV в. до н. э.

С этого времени начинается упадок Боспорского царства.

Борьба со скифами и сарматами затруднялась сокращением боспорской торговли в конце II в. Уменьшение доходов боспорских правителей не позволило им держать большую наемную армию. К тому же нужны были средства, чтобы откупаться от соседей и даже временами платить им дань. Все это сказывалось на внутреннем положении царства.

К концу II в. положение настолько обострилось, что можно было ожидать совместного выступления рабов и зависимого крестьянства против правящей знати боспорских городов. Изменение политической обстановки вынудило правящие круги Боспора обратиться к понтийскому царю Митридату VI Эвпатору. В результате переговоров между обеими сторонами было заключено соглашение, по которому боспорский царь Перисад V «добровольно» передал свою власть Митридату.

Это соглашение вызвало восстание, во главе которого стояла группа рабов-скифов, принадлежащих царю Перисаду. Руководителем восстания был скиф Савмак.

Одним из первых действий восставших было провозглашение царем Савмака. Таким образом, ими было организовано собственное царство.

Восстание Савмака угрожало Митридату потерей его владений и влияния в Северном Причерноморье. В течение нескольких месяцев Митридат подготовил флот и сухопутное войско и, весной 107 или 106 г. до н. э. отправил его под командованием Диофанта в Крым.

Восставшие не обладали достаточной военной силой, чтобы отразить нападение Диофанта. Об их ожесточенной борьбе свидетельствуют следы больших разрушений в конце II в. до н. э.: борьба происходила на улицах города даже и после того, как городские укрепления были захвачены Диофантом. Многих участников восстания Диофант казнил. Савмак был захвачен живым и отослан к Митридату в Синопу, где тоже был казнен.

Значительная часть побережья Черного моря после подавления восстания Савмака оказалась под властью Митридата. Подчинение Боспора и других государств Причерноморья Митридату вовлекло их в орбиту крупнейших событий, происходивших на Понте в первой трети I в. до н. э.

Значительно укрепились экономические связи с Понтийским царством. Это привело к тому, что прежние связи с торговыми центрами Эгейского бассейна значительно сократились. Известную роль в усилении вывоза из Северного Причерноморья в Южное играли поставки хлеба и других предметов питания в разоряемое войнами Понтийское царство. Однако этот интенсивный вывоз не столько способствовал развитию производительных сил Северного Причерноморья, сколько вел к истощению его экономики. К тому же результату приводили многочисленные налоги, которые население Причерноморья должно было платить царю.

Все это было причиной роста антипонтийских настроений среди боспорского населения. Уже в конце первой войны Митридата с Римом, в 83 г. Боспор восстановил свою независимость.

Митридату удалось подчинить себе Боспор только в 80 г. до н. э.

В 63 г. до н. э., после гибели Митридата, к власти пришел Фарнак. Недовольство боспорской знати войнами с Римом, которые Фарнак вел за отцовское наследство, привели к тому, что местная знать выдвинула в противовес Фарнаку знатного боспорца Асандра, провозгласив его царем. Однако правление Асандра не ослабило политического напряжения и не приостановило хозяйственного упадка, который переживал Боспор. Вместе с тем с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают все более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Переплетение эллинских и местных элементов в материальной и духовной культуре Боспора особенно ярко сказалось в художественных ремеслах.

На изделиях из металла наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов.

Наиболее знаменитые и богатые курганы скифских степей полны памятников этого рода. Таковы Куль-Оба и курган Патиониоти около Пантикапея, Чертомлык и Солоха на Нижнем Днепре, курганы на Среднем Дону. Они в основном совпадают во времени с расцветом Боспорского царства.

Специальная школа художников, существовавшая в Пантикапее и в других городах Боспора в IV–III вв. до н. э., изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие ее вкусам и воспроизводившие привычный для нее быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

Высокого уровня достигли боспорские мастера в производстве керамики, которая свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV–III вв. до н. э.

Симбиоз различных этнических элементов влиял и на религиозные представления. Ионийские поселенцы принесли с собой в Пантикапей и Фанагорию свои древние культы, среди которых особенно выделялся культ Аполлона. Однако наряду с этим они восприняли культы местного значения, которые подверглись лишь поверхностной эллинизации и которые по мере усиления роли местных элементов на Боспоре становятся преобладающими.

Среди местных культов особо важную роль играл культ верховного женского божества, которое соответствовало малоазийской великой матери богов, «владычице животных». По всей Синдике были разбросаны богатые и почитаемые святилища этой богини. Она именовалась то Афродитой Апатурой (в Фанагории), то Артемидой Агротерой (на Цукурском лимане).

Известное развитие на Боспоре получила поэзия, о чем свидетельствуют стихи, попадающиеся на боспорских надгробных плитах. Боспорское происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу.

На Боспоре существовала собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

В IV–III вв. Боспорское государство переживает расцвет. Это отразилось и на территории подвластных племен. Значительное число поселений, остатки которых обнаружены на Таманском полуострове и по нижнему течению Кубани, возникает именно в это время.

Та немаловажная роль, которую играл Боспор в жизни эллинистического мира, связана не только с эллинскими колонистами, обосновавшимися на берегах пролива, соединявшего Понт и Меотиду, но в такой же мере и с коренными жителями ближайших областей.

История Передней Азии и Восточного Средиземноморья со времени завоеваний Александра Македонского начинает все теснее и теснее сплетаться с историей народов Закавказья, которое стало сильнее втягиваться в международную торговлю. Связь с внешним миром осуществлялась через порты Колхиды, в частности через Фасис. К этому же времени относится и расцвет Диоскуриады. Тимосфен, наварх Птолемея Филадельфа, говорит о Диоскуриаде как о цветущем торговом городе, куда для торговли сходилось до 300 племен. Цифра эта явно преувеличена, но даже если ее уменьшить до 70, как это делает Страбон, она все же останется достаточно значительной и показывает, что Диоскуриада была крупным торговым центром. В этих городах сильно возрастает роль местных элементов, в результате чего греческие колонии на протяжении III–II вв. постепенно меняют свой характер, превращаясь в значительной мере в местные городские центры. На протяжении III–II вв. продолжается деятельная чеканка колхидок, которые получают широкое распространение по всей Западной Грузии.

О значительных политических изменениях в Колхиде в III в. до н. э. свидетельствуют изменения в характере денежного обращения. Наряду с прежними колхидками появляются золотые монеты, представляющие собой подражания монетам эллинистических царей. Эти изменения в чеканке толкуются по-разному. Сторонники теории раннего образования государства в Колхиде полагают, что в это время начинается распад относительно единого до того Колхидского царства и правители отдельных областей переходят к новым формам чеканки. Противники этой точки зрения, считающие, что колхидки ранее чеканились Фасисом, думают, что появление новых форм чеканки указывает на возникновение в этот период в Колхиде ряда примитивных государств. К III в. относятся золотые статеры, представляющие собой подражания статерам Лисимаха и чеканившиеся царем Акой, который был правителем одного из государств, существовавших на территории Колхиды. Царство Аки находилось в районе Диоскуриады и включало области, расположенные к северу от нее, где жили племена, говорившие уже не на картвельских диалектах, а на языках другой ветви кавказской семьи.

Во II в. Колхида была разделена на ряд скептухий (т. е. владений скептухов, «скиптроносцев»). Исследователи полагают, что скептухи представляли собой вождей отдельных племён Колхиды. Однако значение термина «скептух» не вполне ясно, так как он прилагается у греческих авторов и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам (в частности, при ахеменидском дворе). Это дает основание другим исследователям считать, что скептухи первоначально представляли собой местных династов - правителей отдельных областей Колхиды или наместников колхидского царя, добившихся со временем почти полной самостоятельности.

В I в. до н. э. царь Понта Митридат VI Эвпатор присоединяет Колхиду к своим владениям. Для Понтийского царства Колхида была важна своим корабельным лесом; кроме того, Колхида славилась льном, здесь же добывали воск, смолу; сами колхи были искусными моряками. В 83 г. до н. э. колхи вместе с боспорцами попытались сбросить понтийское владычество, но эта попытка успеха не имела.

Образование самостоятельного Иберийского государства в начале III в. до н. э. приписывается Фарнабазу, о котором говорят грузинская хроника «Обращение Грузии» и известный свод древнегрузинских летописей «История Грузии».

Результаты изучения погребений в глиняных кувшинах в расположенном к северу от Мцхеты Самтаврском некрополе свидетельствуют о том, что население постепенно переходило от скотоводства к земледелию. Одновременно развивались ремесла и торговля.

У Страбона сохранились сведения о социальном строе Иберии применительно к I в. до н. э… Согласно Страбону, все население Иберии делилось на четыре «рода людей», т. е. четыре социальные группы. Первый «род людей» - тот, из которого избирают царей. В его состав наряду с членами царского дома входили и царские приближенные, называвшиеся, как и в ахеменидской Персии и во многих эллинистических государствах, «сородичами» царя, т. е. светская знать - эриставы. Второй «род людей» составляли жрецы, сосредоточившие в своих руках, согласно Страбону, внешние сношения. Третий «род людей» состоял из воинов и земледельцев; это были свободные иберы, занимавшиеся земледелием и скотоводством и по призыву царя выходившие на войну. Четвертый «род людей», который Страбон определяет термином «лаой», составляли зависимые земледельцы, сидевшие на царской земле. Страбон называет их «царскими рабами», но в данном случае термин «рабы» не следует понимать в буквальном значении этого слова; эти лаой жили большими семьями, а может быть, и родами, причем родственники сообща владели землей. Возглавлял такую семью старейший, который и распоряжался общим имуществом. Положение лаой в Иберии напоминало положение лаой в соседней Малой Азии, а также соответствующих категорий крестьянства в других эллинистических странах.

Изменения сложившихся условий жизни диктуются развившейся торговлей. На наиболее значительных реках возникает судоходство, страна покрывается сетью дорог и мостов, появляются города с мощными крепостными стенами, домами с черепичными кровлями, рынками, общественными зданиями и водопроводами; эти города становятся центрами ремесла и торговли. Такими городами в Иберии были ее столица Армази и Мцхета, Севсамора и др.

Племена, жившие в горах Кавказа, частью находились в зависимости от иберийских царей, частью сохраняли свою независимость. Высокогорные племена, типичными представителями которых были сваны (сохранившие свое имя и до настоящего времени), продолжали жить первобытнообщинным строем. Во главе сванов стоял военный предводитель и совет из 300 человек. Постоянное войско отсутствовало, в случае необходимости все сваны выходили на войну.

Еще одно независимое царство возникает в III в. до н. э. на территории Южного Азербайджана. Основателем его считается персидский сатрап Атропат, один из немногих наместников азиатского происхождения, сохранивших власть ко времени смерти Александра. От имени Атропата, ставшего родоначальником местной династии, эта область и получила название Мидии Атропатены. Название «Атропатена», искаженное арабами, легло в основу современного названия «Азербайджан».

Албанские племена, населявшие эту землю, по своему происхождению принадлежали, так же как и иберы, к кавказской группе народов и позднее имели немало сходных черт с иберами в культуре и общественном строе.

Часть населения Албании занималась земледелием - хлебопашеством, садоводством и особенно виноградарством. Но земледелие стояло на низком уровне, земля возделывалась грубым деревянным плугом. Большая часть албанов занималась скотоводством и вела кочевой образ жизни в обширных степях по нижнему течению Куры. Страбон сообщает, что албаны вели только меновую торговлю, почти не пользовались монетой, не знали ни точных мер, ни весов, ни чисел более ста. 26 албанских племен были слабо связаны между собой и имели каждое особый диалект.

Однако на основании результатов археологических раскопок в сообщения Страбона о примитивности земледелия и всего образа жизни албанов следует внести значительные поправки. Так, в местности Ялойлу-Тапа обнаружены древние погребения, датируемые IV–I вв. до н. э., инвентарь которых говорит уже об оседлом образе жизни населения, занимавшегося земледелием и овцеводством.

Многочисленные городища и каналы, найденные в Муганской степи, в районе селения Джафархон, указывают на то, что в последние века нашей эры в безводной Муганской степи были проведены значительные ирригационные работы. Керамика, встречающаяся в так называемых кувшинных погребениях Мингечаура и Мильской степи (II в. до н. э.-II в. н. э.) сделана на гончарном круге и имеет хороший обжиг. Обнаружены остатки нескольких керамических печей довольно сложной конструкции. Встречаются стеклянные сосуды. Жители этих районов занимались земледелием и скотоводством. Они культивировали лен и изготовляли из него тонкое полотно. Из домашних животных помимо коз, овец и коров разводились также свиньи - животное, для кочевого скотоводства непригодное. Высокое качество ремесленных изделий указывает не только на то, что ремесло уже в значительной мере отделилось от сельского хозяйства, но и на известную дифференциацию ремесленного производства.

Находимые на территории Албании монеты Лисимаха, наличие гончарного круга, относительно раннее применение железа в Албании - все это также свидетельствует о том, что в целом Албания не очень значительно отставала от Иберии.

Албанский племенной союз был основой возникновения в середине I в. до н. э. государства в Албании. В это время у албанов уже появляется отделенное от народа войско. Наличие тяжелой конницы указывает на значительное социальное расслоение. В источниках I в. н. э. албанские цари упоминаются наряду с царями мидян и иберов. Албанский царь жил в укреплении Кабалаке (не территории позднейшего Ширвана). На рубеже нашей эры в стране появляются города, развитие которых падает в основном уже на следующий период.

Верховный жрец, считавшийся вторым лицом в Албании после царя, был главой храмового княжества, которое образовалось в экономически наиболее развитой земледельческой части Албании. Священная земля, находившаяся под управлением верховного жреца, была густо заселена. Здесь жили храмовые служители (гиеродулы), работавшие на храм. Религия албанов представляла собой сочетание местных культов (главным образом культа природы и небесных светил, из которых особенно почиталась Луна) с проникшим из Атропатены зороастризмом.

Усиление Парфии, упадок эллинистических государств, передвижение сарматских и скифских племен - все это не могло не отразиться на положении Восточного Причерноморья и Кавказа. На Северном Кавказе происходит усиление сарматского элемента. Эллинистические города по восточному берегу Понта с I в. до н. э. начинают приходить в упадок, что было связано отчасти с внешнеполитическими обстоятельствами, отчасти со сложившимися в Колхиде внутренними социально-политическими условиями, которые отражались и на положении этих городов.

Соприкосновение государств Закавказья с Римом сыграло значительную роль в их внешнем положении. Народы Закавказья впервые непосредственно столкнулись с римлянами в период третьей Митридатовой войны. После победы над царем Армении Тиграном II Помпей в 65-г. до н. э. двинулся против албанов. Албаны и иберы отличались высокой боеспособностью. Они сражались и в пешем бою, и на конях, в панцирях и легковооруженными. Оружием им служили копья и луки, кроме панцирей они имели щиты и шлемы из звериной кожи. Римлянам, вторгшимся на их территорию, они оказывали упорное сопротивление. Но превосходство в военной технике обеспечило победу войскам Помпея. Албаны, потерпев поражение, заключили мир. Из Албании Помпей двинулся в Иберию, где в это время правил царь Артаг. Римляне захватили Армази и, сломив сопротивление иберов, принудили Артага заключить мир. После этого римляне подчинили Колхиду.

Установление римского владычества в западных частях Передней Азии стало оказывать значительное влияние - прямое или косвенное - на положение народов Закавказья.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

4. Боспорское царство и греческие города на северном побережье Черного моря 206 Беспокойный период борьбы между скифами и сарматами (третье и второе столетия до н.э.) болезненно задел жизнь греческих городов Тавриды. Медленно сдавая позиции под напором сарматов, часть

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Боспорское царство Меотиды Города в Восточном Крыму образовались еще в VII в. до н. э. (в период пика могущества скифской цивилизации). Около 480 г. до н. э. здесь возникло самостоятельное Боспорское царство, столицей которого стал Пантикапей (совр. Керчь). Само название

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

12. ПОНТИЙСКОЕ И БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВА Во II в. до н. э. на роль мирового лидера стал выдвигаться новый претендент - Рим. Его железные легионы маршировали по Северной Африке, Македонии, ему покорились Греция и часть Малой Азии. Но повелевать народами хотелось не только

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Египет – «царство мертвых» или «царство живых»? Каждый имеет отведенный ему срок жизни… Когда простой египтянин умирал, его тело вначале просто закапывали в яму. Тело укладывали на бок в полусогнутом положении, как в утробе матери, чтобы ему легче было вновь появиться

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 2 Империя: Новое царство и Позднее царство XV династия завоевателей Египта гиксосов многое дала стране Кемет именно в области развития военного искусства. Я без всякого страха могу ответственно заявить, что именно благодаря этому бедствию царство египетское сумело

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Боспорское царство в III–I вв. до н. э Сходные черты с эллинистическими государствами Малой Азии - Пергамом, Вифинией, Каппадокией, Понтом - обнаруживает Боспорское государство, в состав которого входили как эллинские полисы, так и территории, населенные местными

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.