Open
Close

Владимир Русанов: уплыть из мира в историю. Три капитана, или Где искать следы затерянной экспедиции? Гибель экспедиции русанова

Северные русские экспедиции 1912 года под руководством В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова, Г. Я. Седова, несмотря на всю свою трагичность и незавершенность, внесли значительный научный вклад в изучение Арктики. Но в отличие от частных экспедиций Г. Я. Седова и Г. Л. Брусилова экспедиция Владимира Александровича Русанова на Шпицберген была официальной, организованной с одобрения правительства и на казенные средства. Основной целью ее было исследование угольных богатств Шпицбергена и подготовка там русского предприятия…

Загадки истории России / Николай Непомнящий. — М.: Вече, 2012.

Владимир Александрович Русанов. Фото 1900-х гг.

Русанов родился в 1875 году в городе Орле в купеческой семье. Отец его умер, когда Русанов был еще ребенком. Мать Русанова, несмотря на материальные затруднения, решила дать сыну хорошее образование и устроила его в лучшее в городе учебное заведение - классическую гимназию. Однако учился он плохо.

Живой ум и непосредственность Русанова были не в ладах с сухими и догматическими методами преподавания казенной школы. Он увлекался чтением книг, описывающих приключения и путешествия, загородными прогулками, с которых возвращался с карманами, полными всевозможных камней - его первыми «геологическими коллекциями».

Весной 1897 года Русанов поступил вольнослушателем на естественный факультет Киевского университета. Учеба его продолжалась недолго: замеченный в студенческих беспорядках, он был лишен права посещать лекции и выслан в Орел. С того времени полиция постоянно преследовала Русанова. 4 сентября его арестовали по делу «Рабочего Союза».

В мае 1901 года на основании «высочайшего постановления» его высылают на два года в город Усть-Усольск Вологодской губернии. В Усть-Усольске Русанов поступил статистиком в земскую управу. Эта работа, помимо средств к существованию, позволила ему исследовать огромный и почти неизученный Печорский край.

Стремясь закончить свое образование, Русанов настойчиво хлопотал о разрешении выехать за границу. Осенью 1903 года он уехал в Париж, где поступил в Сорбоннский университет на естественное отделение.

Блестящее окончание теоретического курса в 1907 году дало ему право на защиту докторской диссертации. Стремясь принести пользу своей родине, Русанов решил собрать материал для диссертации на Новой Земле, геология которой была почти не изучена, а полезные ископаемые не разведаны.

Весной 1907 года В. А. Русанов возвратился в Россию. Когда Русанов прибыл в Архангельск, он, к своему удивлению, встретил со стороны местных властей всяческое содействие в подготовке экспедиции на Новую Землю. Объяснялось это тем, что на Новой Земле безнаказанно хозяйничали норвежцы, и архангельский губернатор видел в экспедиции Русанова одну из мер, направленных против браконьерства.

В Архангельске к Русанову присоединился студент-зоолог Харьковского университета Л. А. Молчанов, с которым он в середине июля и прибыл на рейсовом пароходе к западному устью пролива Маточкин Шар. Отсюда в сопровождении проводника-ненца они на обычном ненецком карбасе совершили плавание по проливу до Карского моря и обратно.

Исследования Русанова на Новой Земле, проведенные им самостоятельно и по собственной инициативе, получили высокую оценку профессоров Сорбонны. Поэтому, когда весной 1908 года для французской экспедиции на Новую Землю потребовался геолог, из многих кандидатов единодушно был избран Русанов. Он с радостью принял это предложение, позволявшее ему продолжить свои исследования по геологии Новой Земли. Русанов с тремя участниками экспедиции направился на пароходе в становище Маточкин Шар, затем на ненецком карбасе прошел проливом в Карское море и поднялся вдоль берега к северу до залива Незнаемого. Обследуя этот залив, Русанов сделал интересное открытие: на небольшом полуострове он обнаружил неизвестные до этого ископаемые организмы.

Продолжая свое путешествие, Русанов совершил первый в истории сухопутный поход по Новой Земле, он пересек ее от залива Незнаемого до бухты Крестовой на западной стороне острова. Следует отметить, что Баренцева моря достиг лишь один Русанов, остальные путешественники, не выдержав трудностей пути, отстали.

В сентябре экспедиция закончила работы, и Русанов прибыл в Архангельск, написав затем научный отчет о своих исследованиях в 1907 и 1908 годах.

Эта экспедиция принесла Русанову славу талантливого геолога и смелого исследователя. Поэтому, когда архангельские власти стали готовить экспедицию на Новую Землю, они пригласили Русанова принять в ней участие в качестве геолога. Официально возглавлял ее Ю. В. Крамер, фактически же экспедиция работала по программе, составленной Русановым, и под его руководством. 9 июля пароход высадил Русанова и его спутников в Крестовой губе, где была организована главная база экспедиции.

Погода не благоприятствовала исследованиям. Кроме того, при разгрузке парохода Русанов сильно повредил ногу. Однако, невзирая на все это, он ежедневно уходил в глубь острова. На острове было обнаружено много полезных ископаемых, в числе их такие, как каменный уголь, мрамор, диабаз и аспидный камень.

Русанов, справедливо предполагая, что Новая Земля должна со временем стать одной из узловых баз, обслуживающих Северный морской путь, считал необходимым выяснить условия плавания вдоль западного побережья острова, которое, по его мнению, явится составной частью трансарктической трассы. С этой целью вместе с двумя проводниками он совершил смелый переход по морю на утлой шлюпке от губы Крестовой до полуострова Адмиралтейства. Осенью, вернувшись в Архангельск, он выступил с рядом лекций, докладов и статей, привлекших внимание общественности к Арктике. Особенно его беспокоила судьба Новой Земли. «Печальная картина на русской земле, - писал Русанов. - Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Весной 1910 года его опять пригласили в Новоземельскую экспедицию, но на этот раз уже в качестве ее начальника. Поглощенный проблемами Северного морского пути, Русанов в статье «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?» изложил план сквозного плавания. «До сих пор, - писал он, - с непоколебимым и непонятным упорством стараются пройти в Сибирь… возможно южнее: через Югорский Шар, через Карские Ворота, в более редких случаях через Маточкин Шар. Я предлагаю как раз обратное. Я предлагаю огибать Новую Землю как можно севернее…».

Ниже он продолжает: «Нужно иметь в виду, что направление течений северной части Новой Земли до сих пор остается необследованным и что мои предположения на этот счет являются гипотетическими. Вот почему выяснение этого капитального вопроса, по моему мнению, должно составить самую главную задачу Новоземельской экспедиции в 1910 году. Эта экспедиция должна будет окончательно выяснить вопрос о том, насколько удобен предлагаемый мною торговый путь в Сибирь».

Судно экспедиции «Дмитрий Солунский» под командой известного полярного капитана Г. И. Поспелова 12 июля покинуло Архангельск, имея на борту пять научных работников и десять человек экипажа.

20 июля «Дмитрий Солунский» благополучно достиг западного устья Маточкина Шара, где на судно был взят ненец Илья Вылка, прекрасный знаток полярных льдов, оказавший Русанову неоценимую помощь в предыдущей экспедиции. 16 августа судно достигло крайней северной точки Новой Земли - мыса Желания, обогнув который встретило плавучий лед.

По мере продвижения «Дмитрия Солунского» на юг кромка сплошных льдов, вытянутая с северо-востока на юго-запад, все больше приближалась к берегу и у Ледяной гавани сомкнулась с ним, преградив дальнейший путь. Попытки обогнуть лед с северо-востока окончились безуспешно, и вечером 19 августа судно вернулось к мысу Желания, где встали на якорь и решили выждать изменения ледовой обстановки.

Разыгравшийся ночью шторм пригнал массы льда из Баренцева моря, и к утру «Дмитрий Солунский» оказался в ледяном плену. Ледяные поля, непрерывно торосясь, наступали на судно и ежеминутно грозили раздавить его. Используя небольшие то открывавшиеся, то закрывавшиеся разводья, тянувшиеся под берегом, «Дмитрий Солунский» стал пробиваться на восток. Вскоре разводья стали увеличиваться и превратились в широкий прибрежный канал, открывавший путь на юг. Через двенадцать дней судно подошло к восточному входу в Маточкин Шар, а 31 августа вошло в Баренцево море, совершив таким образом обход всего северного острова Новой Земли.

Это выдающееся плавание принесло Русанову заслуженную славу.

Произведенные экспедицией исследования намного превосходили все сделанное в этом районе до нее, значительно расширили познания Новой Земли и гидрологического режима омывающих ее вод.

К этому времени относится публикация одного из наиболее значительных трудов Русанова, скромно озаглавленного «К вопросу о Северном морском пути».

Зиму Русанов опять проводит в Париже, усиленно работая над докторской диссертацией, а летом 1911 года в четвертый раз отправляется на Новую Землю. В этой экспедиции на парусно-моторной яхте «Полярная», водоизмещением всего пять тонн, он наконец совершает плавание вокруг южного острова Новой Земли. Экспедиция на «Полярной» главное внимание уделила гидрографическим и метеорологическим исследованиям. Особенно много было сделано для изучения поверхностных течений Баренцева и Карского морей.

Затем Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген. Его путешествия, не знавшие неудач, и всевозраставший авторитет служили лучшей гарантией успеха экспедиции.

Эта экспедиция была, по сравнению с двумя другими, хорошо оснащена, в Норвегии для нее закупили парусно-моторное судно «Геркулес», в Париже - приборы и инструменты. Капитаном «Геркулеса» стал 24-летний А. С. Кучин, потомственный помор, окончивший в 1909 году с отличием и золотой медалью Архангельское торгово-мореходное училище, участник экспедиции в Антарктику Амундсена в 1910—1911 годах, проявивший большие способности в науке - он был ассистентом известного норвежского океанографа Хелланд-Хансена.

9 июля 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане, имея на борту четырнадцать участников экспедиции.

16 июля «Геркулес» благополучно достиг острова Западный Шпицберген и вошел в залив Белзунд, находящийся на западной стороне острова. Отсюда Русанов вместе с двумя матросами пешком прошел до восточного берега Западного Шпицбергена и обратно. Этот переход, совершенный в условиях горной местности, покрытой ледником, едва не закончился гибелью Русанова: на обратном пути он провалился в ледниковую трещину и только каким-то чудом задержался на небольшом выступе на краю глубокой пропасти.

Из Бедзунда «Геркулес» перешел в Айсфиорд, а затем в Адвентбай. Обследовав все западное побережье острова, Русанов открыл богатые месторождения угля.

К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных Русановым, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене.

Помимо того, были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, а во время плавания на Шпицберген и в его прибрежных водах проведены океанографические исследования.

Отправив с попутным норвежским пароходом трех человек со Шпицбергена в Россию, Русанов пошел на Новую Землю. 18 августа в Маточкином Шаре он оставил для отправки на материк телеграмму следующего содержания: «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». По-видимому, в телеграмме была пропущена частица не. Следует читать «Если не погибнет», что по существу и вытекает из дальнейшего текста.

Эта телеграмма, раскрывавшая план Русанова, была последним известием, полученным с «Геркулеса».

Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось. Поиски ее, проведенные в 1914 и 1915 годы по инициативе Русского Географического общества, ничего не дали. Только в 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чукчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе».

После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А. С. Чукчина и серебряные часы с инициалами В. Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.

Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли. В пользу такого предположения говорят также следы чьей-то стоянки, обнаруженные в 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Большевик (Северная Земля). По всей вероятности, это следы экспедиции Русанова.

Безвременно погибший Владимир Александрович Русанов оставил неизгладимый след в истории исследования Арктики.

Его именем названы залив на восточном побережье Новой Земли, полуостров на южном побережье, пролив между островом и этим побережьем, бухта на том же побережье, промысловое становище в этой бухте и гора на побережье залива.

ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ РУСАНОВА

Николай Непомнящий - 100 великих загадок XX века...

В 1912 году уже известный в ту пору полярный исследователь Владимир Русанов решился предпринять дерзкую попытку пройти на небольшом суденышке по Северному морскому пути из Атлантического в Тихий океан. Экспедиция Русанова исчезла, и только в 1934 году у западного побережья Таймыра были обнаружены первые ее следы. В 1970-х годах удалось найти еще одну стоянку русановцев, однако обстоятельства трагической гибели экспедиции до сих пор остаются тайной.

Летом 1912 года исследовать просторы Арктики отправились сразу три русские экспедиции: Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Я. Седова. Никто из полярников тогда еще не знал, что зима 1912/13 года окажется очень суровой и вернуться удастся только группе Седова и двум членам команды Брусилова…

Родился Владимир Русанов в 1875 году в городе Орле, в семье купца II гильдии. С 1908 года по 1911 год он принимал участие в экспедициях на Новую Землю, прошел сотни километров по неизведанным землям, открывая новые заливы, бухты, ледники, озера и острова, которые до сих пор носят данные им названия.

В феврале 1912 году Владимиру Русанову было поручено возглавить экспедицию к островам Шпицбергенского архипелага. В Норвегии для нее было приобретено моторно-парусное судно «Геркулес». Этот корабль уже был проверен во льдах, хорошо шел под парусами, обладал неплохой маневренностью.

Русанов предложил принять участие в плавании капитану Александру Кучину, с которым познакомился в свое время в Архангельске. Тот ответил согласием. Кучин был потомственным помором, участвовал в антарктической экспедиции Амундсена к Южному полюсу и, несмотря на свою молодость, считался опытным мореходом. Врачом в экспедицию Русанов взял свою невесту — француженку Жюльетту Жан, с которой был знаком уже 5 лет.

3 июля путешественники увидели берега Шпицбергена. Исследовательские работы прошли успешно. Были открыты месторождения угля, составлена карта полезных ископаемых, собран богатый научный материал. В начале августа Русанов отправил на одном из встреченных пароходов трех участников экспедиции — Самойловича, Сватоша и Попова. С ними он передал в Русское географическое общество отчет о проделанной работе, зоологические и геологические коллекции.

Как вспоминал Самойлович, он плохо понимал дальнейшие намерения Русанова. Ему показалось, что тот собирается идти к Новой Земле, а далее действовать по обстоятельствам. Из письма матроса Василия Черемхина и воспоминаний отца Кучина становится очевидным, что Русанов еще до начала экспедиции после обследования Шпицбергена намеревался идти на восток, в Карское море. Именно поэтому на судно было загружено максимальное количество продовольствия и топлива.

18 августа «Геркулес» добрался до Маточкина Шара, где Русанов оставил свое последнее сообщение: «Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Наступил 1913 год. От всех трех ушедших в Арктику экспедиций — Русанова, Брусилова и Седова — не было никаких известий. Общественность и Русское географическое общество начали бить тревогу. Но лишь в 1914 году было принято решение об организации спасательных экспедиций, причем на поиски Седова отправились три судна и самолет, а на розыски Брусилова и Русанова ушел только барк «Эклипс» под командованием норвежского полярного исследователя Отто Свердрупа. Однако «Эклипс» попал в ледяную ловушку и зазимовал, так и не достигнув острова Уединения. Безрезультатно окончились и поиски экспедиции Седова. Но неожиданно «Св. Фока» вернулся на родину, правда, без своего руководителя. На его борту оказались подобранные по пути штурман Альбанов и матрос Конрад с яхты Брусилова. 6 марта 1915 года было принято решение об оказании помощи экспедиции Брусилова («Св. Анну» найти так и не удалось), а поиски русановцев 7 мая, наоборот, прекратили. Только благодаря протестам общественности Свердрупу было поручено продолжить поиски летом 1915 года. На этот раз «Эклипс» добрался до острова Уединения, но никаких следов Русанова там не нашли…

Только 9 сентября 1934 года у западного побережья Таймыра на одном из островков в шхерах Минина топограф М. И. Цыганюк обнаружил следы русановцев: обрывки одежды и рюкзака, патроны разных калибров, фотоаппарат «Кодак», именные часы Попова и документы матросов Попова и Чухчина из экспедиции Русанова.

После этой находки другой топограф — А. И. Гусев — сообщил, что за месяц до этого на одном из островов в архипелаге Мона он видел столб, обложенный камнями, с вырезанной на нем надписью «Геркулесъ, 1913 г.». К сожалению, никаких попыток выяснить судьбу русановцев тогда предпринято не было. На карте появились только новые названия безымянных ранее островов: один — Геркулес, другой — остров Попова—Чухчина.

В 1935 году на острове Попова—Чухчина были сделаны новые находки: маникюрные ножницы, гребенка, перочинный нож, железные ложки, патроны, медные монеты, буссоль, обрывок рукописи «В. А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море». Многие предметы были найдены в двух экземплярах, например, две кружки, две ложки… В совокупности с документами двух матросов это наводило на мысль, что здесь погибли два члена команды «Геркулеса», возможно, отправленные Русановым на материк с донесением о зимовке или с просьбой о помощи. Однако когда исследовали патроны, выяснилось: они были 10 различных типов, что предполагало наличие как минимум шести видов оружия. Стало ясно — на острове побывали не только двое матросов, но и, возможно, вся команда «Геркулеса».

В 1970-х годах экспедиции «Комсомольской правды» под руководством Дмитрия Шпаро и Александра Шумилова на протяжении 8 лет исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа. На острове Геркулес удалось найти багор и обломки нарт. На острове Попова—Чухчина — патроны, пуговицы, полоску кожи с надписью «Страховое общество “Россия”» (в нем был застрахован «Геркулес») и небольшую эмблему-якорек, возможно, с погона Кучина.

Немало интересного удалось обнаружить и в архивах. Известно, что в 1918 году Руаль Амундсен пытался пересечь на дрейфующем судне Северный Ледовитый океан. В 1919 году он послал двух моряков на Диксон, чтобы они доставили собранные за год материалы. Оба погибли. Один из них не дошел до Диксона всего 3 км, его останки были найдены в 1922 году. Долгое время считалось, что второй моряк погиб у мыса Приметного — в 400 км к востоку. Там спасательная экспедиция, отправленная в 1921 году на поиски исчезнувших норвежцев, обнаружила остатки большого костра, обгоревшие кости, иностранные патроны, монеты и множество других предметов. Однако в 1973 году полярник Н. Я. Болотников предположил, что у мыса Приметного располагался лагерь русановцев. Теперь его гипотеза считается доказанной: на этом месте были найдены французская монета, пуговица, изготовленная в Париже, оправа очков (их норвежцы не носили, зато подобные очки были у механика «Геркулеса» Семенова).

Анализируя находки и имеющиеся сведения об экспедиции Русанова, Шпаро и Шумилов предположили, что «Геркулес» в 1912 году прошел в Карское море и в конце сентября встал на зимовку. Весной 1913 года во время короткого санного похода русановцы посетили остров Геркулес, где установили столб с надписью. Впереди было лето и предполагаемое освобождение судна из ледяной ловушки, поэтому никакого донесения в пирамиде у основания столба они не оставили. Однако летом судну освободиться не удалось, а на вторую зимовку уже не хватало продовольствия и топлива. Вероятно, в августе русановцы оставили судно и направились к мысу Стерлегова. Именно здесь в 1921 году были обнаружены нарты, явно изготовленные на каком-то судне, о чем свидетельствовали крепления из медных корабельных трубок. Часть команды, по-видимому, двигалась по воде, а часть — по суше. Об этом говорит костер на стоянке у полуострова Михайлова. Его разожгли на высоком месте, для чего приходилось таскать плавник с косы, хотя там гораздо проще было остановиться на привал. Вероятно, костер играл роль маяка — сигнала для тех, кто двигался по воде. В тот момент положение русановцев, видимо, еще не было трагическим: из снаряжения здесь оставлены не самые важные вещи.

На острове Попова—Чухчина произошло что-то непоправимое — трудно представить, чтобы люди могли выбросить собственные документы без веских на то оснований. Что же случилось с командой «Геркулеса»? В 1988 году в журнале «Вокруг света» В. Троицкий сообщил о двух любопытных письмах, возможно, связанных с трагедией русановцев. В одном из них говорилось о двух загадочных могилах в районе реки Авам на Пясине, которые видела медсестра Корчагина в 1952 году. Ей удалось выяснить, что еще при царе кочевники-оленеводы нашли на побережье лодку, рядом с которой находились мертвые люди. Оленеводы похоронили трупы под камнями, а потом нашли еще двух или трех человек из этой группы, которым удалось дойти до Тагенарского волока, где они и замерзли. Погибших похоронили вместе с документами и рукописями.

В другом письме — Л. Н. Абрамовой — сообщалось, что в 1975 году старая долганка показала ей в пос. Новорыбное на берегу Хатанги две просевшие могилы, где, по ее словам, были похоронены русские — беременная женщина и ее муж, которых родители долганки очень давно привезли еще живыми откуда-то из тундры. Они умерли, а в могилы вместе с ними положили рукописные книги, которыми погибшие очень дорожили.

В. Троицкий сообщал, что для проверки этих писем готовится экспедиция. Увы, эта экспедиция не состоялась. Все было бы гораздо проще, если бы при обнаружении в 1934 году следов экспедиции Русанова сразу были бы проведены широкомасштабные поиски. Возможно, тогда было бы достаточно опросить местных охотников и оленеводов, чтобы узнать о судьбе пропавших полярников.

Материал Ф. Перфилова

Голубев Антон

Скачать:

Предварительный просмотр:

По следам В.А. Русанова…

В 2012 году отмечается юбилей экспедиции В.А.Русанова, которая на парусно-моторной шхуне «Геркулес» отправилась покорять Северный Морской путь и её следы затерялись…

В.А.Русанов родился в семье купца в г. Орле в 1875 году. После окончания семинарии поступает вольнослушателем в Киевский политех. Увлекшись революцией был сослан в Усть-Сысольск. Именно там начинается карьера Русанова, как ученого-полярника. После ссылки уезжает в Париж, где блестяще оканчивает Сорбонский университет и получает право на защиту докторской диссертации, материал для которой он решил собрать в Арктике. Очень много времени Русанов проводил в библиотеках и архивах, изучая карты и труды таких известных исследователей Арктики, как Э.Толль, Ф.Нансен.

Давней мечтой В.А.Русанова было прохождение Северного Морского пути(С.М.П.). Россия в то время воевала с Японией и терпела бедственное положение. Русанов в своем докладе министру обороны, высказал свою точку зрения о необходимости переправки части судов из Балтийского моря в Порт-Артур Северным Морским путем. Им было предложено ряд мероприятий по освоению полярных областей (связь, метеостанции)

К 1912 году Русанов уже успел пять раз побывать на Новой Земле, написал много трудов, главным из которых является представление Русанова о законах генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне. До этого видные полярные исследователи, такие как Шакальский, А.И.Варнек, Ф.Нансен, считали, что дрейф определяют постоянные ветра, а Русанов доказал, используя обломки судна «Фрам», что дрейф подчинен только постоянным течениям.

1.2 Правительство России в срочном порядке решило заявить свои права на освоение месторождений каменного угля на Шпицбергене, именно это стало основной задачей экспедиции, руководителем которой был назначен В.А.Русанов.

Русанов набирает опытную, проверенную команду, капитаном берет своего друга А.С.Кучина, который несмотря на свой молодой возраст(ему было всего 25 лет), имел достаточный опыт участия в полярных экспедициях. Команда «Геркулеса» состояла из 14 человек. Русанов не скрывал своих намерений пройти С.М.П.

Экспедиция на Шпицберген прошла успешно, были составлены карты залежей полезных ископаемых и вбиты 28 заявочных столбов. По окончании работу Русанов отправил на «большую» землю трех членов экипажа с отчетом и телеграммой, текст которой выглядел так: «Иду к серо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, отправлюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год…».Эта записка стала последним известием об исчезнувшей экспедиции.

2.1. В 1913 году правительство России не видела серьезного повода для поисков экспедиции, считая Русанова опытным полярником.

В 1914 году под давлением общества(статьи в газетах, письма министрам и т.п.) на поиски было отправлено норвежское судно «Эклипс» (капитан – Отто Свердруп), но льды не пустили судно осмотреть побережье. Весной 1915 года они прошли от мыса Вильда до мыса Челюскин, в вот участок м.Вильда- м.Диксон осмотрен не был., но именно там в 1934 году были найдены места стоянок русановцев.

В 1934 году гидрограф Гусев А.И., обследуя западное побережье Таймыра на парусном боте «Сталинец» находит столб, обложенный камнями с надписью: «Геркулес 1913».Около камней также найден ржавый ящик от патронов и нарты. Это являлось первой находкой. Но экипаж «Сталинца» остров не обследовал, а о своей находке сообщил лишь через месяц.. Столб поставлен на высшей точке острова, надпись сделана по линейке, основание обложено камнями, следовательно команда не чувствовала опасности(не было оставлено записок), дело происходило зимой, так как столб не был врыт в землю. Остров получил название Геркулес.

2.2 В том же 1934 году гидрограф Циганюк на одном из островов в шхерах Минина находит вещи, принадлежащие матросам Попову и Чухчину. Были найдены часы с гравировкой «Попов»(в команде два Попова: Александр Попов и Василий Попов), ложки, гильзы, фотоаппарат «Кодак», документы на имя Попова и Чухчина. Остров назвали о. Попова-Чухчина. Долгое время считалось, что здесь погибли 2 моряка и лишь в 1976 году, проведя повторную экспертизу найденных костей и гильз Шпаро и гидрограф Троицкий пришли к выводу, что именно здесь был лагерь Русанова, а вот Попова и Чухчина уже не было в живых, а это лишь их вещи, которые несли другие члены экспедиции. Судя по количеству и маркировке патронов, их там находилось не меньше шести человек.

2.3. В 1973 году была организована экспедиция «Комсомольской правды» под руководством Т.Шпаро и А.Шумилова. Они исследовали побережье Северного Ледовитого океана от Диксона до залива Миддендорфа, пытаясь пройти маршрут Русанова. На острове Геркулес был найден багор, обломки нарт с куском кожи, на котором было выбито: «Страховое общество «Россия»» (Им был застрахован Геркулес)..было проведено много архивных исследований, подтверждающих гипотезу Троицкого и Шпаро, что норвежская экспедиция в 1921 году у мыса Приметный нашла следы русановцев. В 1921 году Амудсен также пытался пересечь на дрейфующем судне Северный Ледовитый океан. Он отправил двух моряков с докладом, которые пропали. В том же году Амудсен с проводником Бекетовым пытаются исследовать северное побережье Таймыра и находят на м.Приметном костровище, обгоревшие кости, французские монеты, пуговицы и очки. (Одна из пуговиц имела маркировку «Кодак») Сопоставив все эти факты, исследовав фотографии норвежцев и сохранившиеся фотографии русановцев, русские ученые-полярники пришли к выводу, что в 1921 году был найден лагерь русановцев:

Так как никто из норвежцев не носил очков, их носил лишь механик Семенов со шхуны «Геркулес».

Пуговица с клеймом «Кодак» - кнопка от чехла фотоаппарата, найденного Циганюком на о.Попова- Чухчина.

2.4. Таким образом русские ученые предположили, что выполнив задание на Шпицбергене, Русанов отправился на восток. В конце сентября «Геркулес» встал на зимовку. Русановцы посетили о.Геркулес, никакой опасности не ожидали, иначе оставили бы записки в каменном основании столба. Они ждали лета, чтобы продолжить свой путь. По всей видимости они не могут выбраться из ледяного плена, команда покидает судно и отправляется к мысу Стерлигова и здесь следы теряются.

2.5. Дальше все собирается по крупицам. В 1988 году В.Троицкий в журнале «Вокруг света» публикует письма Л.Н.Абрамовой и Корчагиной, которые в разное время, работая на Таймыре, видели две могилы. По словам местных жителей, там похоронены беременная женщина и её муж(На судне врачом работала невеста Русанова француженка), вместе с вещами, которые были при них. Троицкий пытался организовать экспедицию по изучению могил, но страна переживала не лучшие времена и экспедиция не состоялась. На этом месте след оборван…

«Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год…» – это сообщение было оставлено полярным исследователем Владимиром Русановым в зимовье Маточкин Шар на Новой Земле летом 1912 года. Такой была последняя телеграмма с борта экспедиционной шхуны «Геркулес».

Известнейший русский ученый, геолог, исследователь Владимир Александрович Русанов (1875-1913(?)) внес большой вклад в изучение Севера России. Печора, Новая Земля, Шпицберген – редкий научный труд об этих краях обходится без ссылок на работы Русанова. Карьера его была столь же блестящей, сколь и короткой. Гибель – столь же преждевременной, сколь и загадочной.

В 1912 году Русанов был послан российским правительством на Шпицберген для оформления заявок на добычу каменного угля. Двадцать восемь заявочных столбов Русанова до сих пор дают нам право на разработку там полезных ископаемых. Закончив работу, Русанов направил «Геркулес» на восток. Его целью было прохождение трассы Северного морского пути. Последней вестью, дошедшей до Родины, была телеграмма, оставленная в Маточкином Шаре. «Геркулес» ушел к Тихому океану и исчез где-то в Карском море на просторах между Новой Землей и Северной Землей. Любопытно, что тогда о существовании Северной Земли люди еще не знали. Архипелаг открыла экспедиция Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в следующем, 1913 году. Эта интрига стала одной из коллизий романа «Два капитана» Вениамина Каверина: кто открыл Северную Землю – Вилькицкий или капитан Татаринов, придуманный писателем? На месте Татаринова вполне мог быть реальный Русанов.

Следы русановцев в разное время были найдены у западного побережья Таймыра. Однако, судьба «Геркулеса» до сих пор остается неизвестной. Экипаж шхуны погиб либо на льду, либо на островах, либо на побережье или даже к югу от берега, в тщетных попытках найти местное население.

В июле-августе 2012 года яхта «Апостол Андрей» отправилась по маршруту Санкт-Петербург – Шпицберген (Баренцбург, Лонгйир) – Новая Земля – Архангельск. Экипаж планировал посетить места, связанные с именем Владимира Русанова, и провести яхту по проливу Маточкин Шар, разделяющему Южный и Северный острова Новой Земли, и до сих пор закрытому для мореплавания. К сожалению, получить разрешение Министерства обороны на проход между новоземельскими островами не удалось. Коснувшись архипелага, «Апостол Андрей» повернул на запад и 22 августа прибыл в Архангельск.

«Апостол Андрей» не впервые вспоминает историю освоения русской Арктики начала прошлого века. Летом 2011 года экипаж яхты, пытаясь разгадать тайну гибели Г.Я. Седова, . Два года назад яхта , изучению которой Русанов посвятил несколько экспедиций в 1907-1911 годах.

∨ ∧

Июль, 2012 Август, 2012
пн вт ср чт пт сб вс пн вт ср чт пт сб вс
2 3 5 6 7 8 1 2 3 4 5
9 10 11 12 13 15 6 7 8 9 10
16 17 18 19 20 21 13 16 18
23 24 25
Поделиться с друзьями: Говорят, что женщина на корабле приносит несчастье, В экспедиции русского полярного исследователя Владимира Александровича Русакова женщина была - его невеста, француженка Жюльетта Жан, выполнявшая на судне роли натуралиста и врача. Увы, судьба экспедиции подтвердила справедливость старинного поверья.
Новоземельские странствия
Владимир Русанов познакомился с Жюльеттой Жан в Париже, куда был вынужден уехать в 1903 году, пережив ссылку за свои "крамольные" взгляды. Возвратился он в Россию только четыре года спустя, завершив образование в знаменитой Сорбонне.
Севером Русанов "заболел" еще в ссылке и тогда же совершил свои первые путешествия - пока сухопутные. Во Франции же у него созрело решение отправиться в Арктику и организовать большую экспедицию через весь Северный Ледовитый океан!
И он, действительно, вскоре снаряжает экспедицию, правда, не столь далекую, на Новую Землю, тогда мало изученную. Затем одна за другой следуют еще две новоземельские экспедиции. За одну навигацию Русанов обошел северную часть Новой Земли, а затем и южную, что никому другому до него не удавалось. Важность этих походов была официально признана ученым миром. На карте Новой Земли появились названия рек, заливов и бухт, изученных неутомимыми путешественниками.
Однако Русанов не собирался ограничиваться исследованиями Новой Земли. Поход по Северному морскому пути вдоль Евразии по-прежнему оставался его мечтой. Русанов был убежден, что этот путь для России имеет первостепенное значение. Между тем, на страницах газет и журналов появились статьи, ратовавшие за строительство железной дороги, которая связала бы Белое море с Обью.
Путь на Шпицберген
Русанов, теперь уже опытный полярный путешественник, был противником этого фантастического проекта. В одной из своих статей Владимир Александрович писал: «Никакой другой путь не может быть выгоднее Северного морского. Никакой другой путь нельзя создать скорее». А заканчивалась эта статья такими замечательными словами: "Я считал бы цель достигнутой, если бы в моем призыве к завоеванию льдов послышалось нечто большее - призыв к могуществу, величию и славе России".
Владимир Александрович предвидел появление мощных грузовых пароходов-ледоколов. "На этих могучих судах, - пророчески писал Русанов, - осведомляемые телеграфными волнами, люди сумеют проходить через льды. Они также победят полярные льды, как победили морские волны".
Весной 1912 года Русанов согласился возглавить экспедицию на Шпицберген, в то время считавшийся «ничейной землей». Целью экспедиции было изучение каменноугольных
месторождений и постановка там заявочных знаков.
На организацию экспедиции правительство ассигновало 54 тысячи рублей (сумму в те годы немалую). Из них 20 тысяч ушло на приобретение в Норвегии зверобойного судна "Геркулес". Несмотря на громкое название, эта небольшая моторно-парусная шхуна имела водоизмещение всего 63 тонны. Запасы провизии брались в расчете на полтора года.
«Будьте покойны за нас»
В качестве капитана "Геркулеса" Русанов пригласил 25-летнего Александра Степановича Кучина - участника похода Руаля Амундсена в Антарктиду. Правда, в полярную партию, открывшую Южный полюс, Кучину попасть не удалось (в нее вошли только норвежцы), но его роль как океанографа оказалась весьма значительной.
В состав русановской экспедиции на Шпицберген вошел также горный инженер Рудольф Лазаревич Самойлович - в недалеком будущем известный ученый и полярный исследователь.
Сегодня я пересяду на свое судно "Геркулес", - писал Владимир Александрович Русанов матери. - Все готово к отъезду, все хорошо подготовлено, нас - четырнадцать. Если до ноября не возвращусь, значит, мы зимуем во льдах. Будьте покойны за нас!" 26 июня (по старому стилю) 1912 года шхуна "Геркулес" покинула Александровск-на-Мурмане и через неделю подошла к Шпицбергену к западной стороны.
Отсюда был осуществлен переход через южные районы архипелага. Здесь удалось обнаружить богатые залежи каменного угля. Было установлено без малого 30 заявочных столбов, закреплявших за Россией право на добычу угля.
Работы на Шпицбергене продолжались шесть недель. Экспедиция завершилась успешно. Можно было возвращаться к родным берегам. Но оказалось, что руководитель экспедиции имел совсем другие намерения.
Рискованный план
Еще до плавания на Шпицберген в своей статье "План шпицбергенской экспедиции" Владимир Александрович писал, что рассматривает ее как "небольшую первую пробу". А говоря о "Геркулесе", утверждал, что "с таким судном можно будет широко осветить и быстро двинуть вперед вопрос о Великом северном морском пути - пройти Сибирским морем из Арктического в Тихий океан".
Одним словом, уже тогда у Русанова зрел план после завершения работ на Шпицбергене отправиться к Новой Земли и далее - на восток. Всего на "Геркулесе", как уже говорилось, было 14 человек. Трое из них, а именно: геолог Самойлович, зоолог Сватош и заболевший боцман сошли на берег. Все они с материалами экспедиции на попутном норвежском судне возвратились на Большую землю.
План Русанова пройти Северным морским путем на небольшом суденышке, с недостаточным запасом провианта выглядел, конечно, сомнительно. Поход предстоял слишком рискованный, но даже уговоры Самойловича отказаться от него не смогли изменить решения Русанова. 10 августа 1912 года "Геркулес" поднял якорь и направился в свое опасное плавание.
Последняя телеграмма, отправленная Русановым в Петербург, гласила: "Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если не погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов продовольствия имеем на год. Все здоровы. Русанов." Больше никаких известий с "Геркулеса" не поступало...


Моторно-парусная шхуна "Геркулес"

Находки на безымянных островах
Шло время, и все меньше оставалось надежд на благополучный исход последней экспедиции Русанова. Ничего не дали и поиски, предпринятые в 1914 - 1915 годах по инициативе Русского географического общества.
Более двадцати лет ничего не было известно о пропавшей экспедиции. Но вот летом 1934 года на одном из островов у западного Таймыра, в восточной части Карского моря топограф А.И. Гусев заметил обложенный камнями двухметровый столб с вырезанной на нем надписью: "Геркулес 1913 г." Рядом валялись поломанные нарты и металлическая крышка от патронного ящика.
Миновало около месяца, и на другом острове, в ста километрах от первого, были найдены смерзшиеся клочки одежды, испорченный непогодой фотоаппарат, компас, часть дробового ружья и патроны к нему. Кроме того, удалось найти серебряные часы с инициалами одного из членов русановской экспедиции В.Г. Попова, а главное, нашлись документы двух матросов из состава злополучной экспедиции. Среди них была мореходная книжка матроса "Геркулеса" А. С. Чукчина. Безымянные, безлюдные острова, на которых были обнаружены эти вещи, получили названия Геркулеса и Попова-Чукчина.
Поиски русановской экспедиции продолжались и позже. В 1936 году в этих же местах гидрологом с судна "Торос" был обнаружен блокнот с несколькими листками и надписью: "В.А. Русанов. К вопросу о северном пути через Сибирское море". К найденным предметам добавились новые - кружки, ложки, серебряные часы, перочинные ножи, латунный якорек, явно с форменной куртки Кучина, обойма от пистолета системы "браунинг". Более того, на острове Песцовом и рядом с ним, под водой, были обнаружены части небольшого судна, которые по всем признакам могли принадлежать "Геркулесу".
Увы, эти находки лишь позволяли строить разные гипотезы и догадки, но тайна гибели экспедиции Русанова так и не раскрыта до сих пор.

«Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

По-видимому, в телеграмме была пропущена частица «не». Следует читать «Если не погибнет», что по существу и вытекает из дальнейшего текста.

Телеграмма, раскрывавшая план Русанова, была последним известием, полученным с «Геркулеса».

Поиск экспедиции Русанова

К 1914 году сразу три русские арктические экспедиции (В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова) считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски. Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций.

В западной спасательной экспедиции под руководством капитана 1-го ранга Исхака Ислямова участвовали четыре судна: барк «Эклипс», пароход «Печора», паровые шхуны «Герта» и «Андромеда». «Эклипс» под командованием Свердрупа должен был пройти на восток Северо-Восточным проходом, а остальные суда - осмотреть район Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.

Для поисков впервые в мировой истории использовалась полярная авиация: лётчик Ян Нагурский на гидросамолёте «Фарман МФ-11» исследовал с воздуха льды и побережье Новой Земли на протяжении около 1060 километров.

«Эклипсу», в свою очередь, потребовалась помощь по время зимовки 1914-1915 годов у северо-западного побережья полуострова Таймыр. Эвакуацию части моряков с «Эклипса» произвела сухопутная экспедиция на оленях под руководством Н. А. Бегичева.

Освободившись от льдов, «Эклипс» достиг острова Уединения и осенью 1915 года поднял на нём российский флаг.

С восточной стороны поиск был поручен судам гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством капитана 2-го ранга Б. А. Вилькицкого. Восточная экспедиция также пыталась задействовать воздушную разведку, однако гидросамолёт «Генри-Фарман» лётчика Д. Н. Александрова потерпел аварию в первом же пробном полете в бухте Эмма (Провидения) на Чукотке и далее не использовался.

В течение 1914-1915 годов экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» (командир П. А. Новопашенный) преодолели весь Северо-Восточный проход, впервые сделав это в направлении с востока на запад.

Тем не менее, поиски 1914-1915 годов не принесли результата. Где и при каких обстоятельствах погибла экспедиция Русанова, выяснить не удалось.

Надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913»

В 1934 году на безымянном островке (сейчас остров Геркулес), находящемся близ берега Харитона Лаптева, был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чухчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе».

После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А. С. Чухчина и серебряные часы с инициалами В. Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.

Судя по этим находкам, можно предполагать, что крайне неблагоприятные ледовые условия в 1912 году принудили «Геркулес» к зимовке где-то в районе северной части Новой Земли, а в следующем году Русанов, видимо, достиг Северной Земли. В пользу этого предположения говорят также следы чьей-то стоянки, обнаруженные в 1947 году в заливе Ахматова на северо-восточном побережье острова Большевик. Возможно, это следы экспедиции Русанова (в публикации исследователей Д. И. Шпаро и А. В. Шумилова поддерживается иная гипотеза). В 2000 году в районе горы Минина на полуострове Таймыр экспедицией Орловской гостелерадиокомпании были обнаружены следы стоянки и останки людей. Предполагается, что они также могут принадлежать членам Русановской экспедиции, в частности, капитану Кучину.