Open
Close

Социальная структура государств европы и азии. Европа и Восток: две структуры, два пути развития

По своему географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Одни историки видят в России часть Европы, хотя отмечают, что по сравнению с ней она развивается более медленно. Другие утверждают, что у России свой самобытный путь развития и своя цивилизация.Вся история России это непрерывный процесс расширения территорий. Огромные пространства давали России большие экономические и торговые преимущества, но они были сопряжены и с трудностями развития цивилизации – ведь территорию нужно освоить и защищать, а это всегда требовало больших ресурсов и времени. В вопросах выбора религии, вмесите с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которое быстро вошло в политическое самосознание. Единодержавную власть поддерживала церковная группировка. Особенно это проявилось во времена Ивана Грозного. Он придерживался принципа, что вся страна для него – это собственность и он там полновластный хозяин. В поведении и поступках Ивана Грозного явно прослеживается склонность к восточной деспотии. В противовес царю новое дворянство выдвигает идею, что царь должен править со своими советниками и думой и всенародно. Это уже уклон в сторону Европы. Именно с этого времени начинает развиваться русская политическая мысль, по своим идеалам близкая к западной теории. Особенностью русского общества являлась община. Она же существовала и в Западной Европе в эпоху феодализма. Однако западная община более динамична, чем русская. Древняя Русь дала вариант бессинтезного и уже по этому замедленного развития феодализма. Подобно некоторым странам Западной Европы, восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытообщинного строя. История средневековой России показывает, что в этот период общественные процессы проходили все же по пути близкому к западноевропейскому, чем к восточному, хотя и не так ярко как в Европе. Выбрав христианский путь развития и усвоения накопленных Византией религиозно-нравственных ценностей позволило России сразу определить свое положение в христианском мире. Различия в вероисповидании были настолько серьезны, что Европа воспринималась как центр «латинства». Поэтому интерес к плодам западной цивилизации проявлялся очень медленно. Таким образом, в то самое время, когда Европа уже рассталась со средневековой системой ценностей и утвердила идеалы гуманизма и рационализма, Россия получила от Византии идеи мистико-аскетического направления. Вопросы ориентирования в политике, экономике и культуры, бесповоротно повернулись в сторону Запада только в период правления Петра1 и в последующие.

14. Европа: переход к Новому времени. Последствия великих географических открытий.

Даже в настоящее время историки продолжают спорить когда в Европе средние века сменились Новым временем. Для многих историков границей считается английская буржуазная революция, во время которой произошел слом старой политической системы и открылся путь для развития капиталистических отношений. Другие считают, что закат средневековья начался гораздо раньше – еще в XV в. Не случайно эту эпоху называют – эпохой великого прорыва. В XVв. Кардинальные изменения охватывают все области западной цивилизации. Иным стал и темп жизни: патриархальная Европа, со своим медлительным стилем жизни отступала в прошлое. Эту эпоху истерики единодушно называют переходным этапом к Новому времени, или ранним этапом Нового времени. Уже тогда были заложены основы нынешних западных цивилизаций. XVв. стал переломным моментом в отношениях Европы с другими странами. Процветание торговли вызвало необходимость в поиске источников драгоценных металлов и камней. Купцов и путешественников манили рассказы о сокровищах Востока. Первыми на поиск сокровищ Востока отправились португальцы, а несколько позже – испанцы. Экспедиции шли вдоль берега Африки и наконец в 1456г. португальцы достигли побережье Зеленого мыса, а в 1486г. испанцы обогнули Африканский континент обогнув мыс Доброй надежды. В результате плавания в открытом океане португальцы открыли Азорские острова и остров Мадейра. Географические открытия следовали одно за другим. В 1498г. Васко да Гамма привел свои корабли к берегам Индии. В 1492г. Х.Колумб в поисках пути в Индию, пересек Атлантический океан и открыл Америку. С XVI в европейцы проникают в Китай и Японию, о которых вообще имели лишь смутное представление. С 1510 г. начинается покорение и завоевание Америки (Конкиста). Фернан Магеллан в своем кругосветном путешествии (1519-1522гг.) подтвердил, что земля имеет форму шара. В XVII в. Англичанами была открыта Австралия. Эпоха Великих географических открытий создала основу для формирования глобальной цивилизации. Но не только положительные результаты характеризуют этот период. Сталкиваясь с иными цивилизациями европейцы руководствовались принципами: «Бог, слава и золото». Многие древние цивилизации в процессе колонизации (до середины XVII в.) просто погибли (майи, ацтеки, инки). Начиная с 1501г. Португалия, Англия, Голландия и Франция реанимировали работорговлю. Китай и Япония не желая связывать себя с Европой просто закрыли свои страны для посещения европейцев. Для самой Европу развернувшаяся экспансия имела также свои последствия. Сместились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение. Приток золота вызвал революцию цен. Усложнилось финансовое и банковское дело. Новые рынки сбыта подтолкнули развитие промышленности и торговли, приведшее в итоге к складыванию капиталистических отношений.

15. Российское государство в XVI веке. Избранная рада и опричнина Ивана Грозного: два варианта централизации страны.

В XVI веке территория России расширилась почти в двое по сравнению с XV веком. Основными направлениями в области внешней политики являлось: на западе выход к Балтийскому морю, на востоке и юго-востоке борьба с Казанским и Астраханским ханствами, а также освоение Сибири. На юге – защита рубежей от набегов крымского хана. Общее число населения приближалось к 7 млн. чел. Основная масса населения была сосредоточена в Новгородско-Псковской земле и центральной части страны. Страной управлял вступивший на престол в декабре 1533года великий князь Иван IV Васильевич, который с 16.01.1547года принял царский титул. По государственному укладу Российское государство считалось феодально-крепостнической монархией.Московское восстание 1547года вызванное длительной нестабильностью верховной власти в стране, обусловили проведение глубоких государственных преобразований. Вокруг молодого царя Ивана Васильевича (Грозного) образовался небольшой круг приближенных ему лиц. Этот круг получил в последствии название «Избранной рады» по польскому аналогу и образцу. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была фактическим правительством страны на протяжении 13 лет, последовательно осуществляя политику крупных реформ. По своим содержаниям они провозглашали укрепление основ Российского государства в интересах сплоченного служивого дворянства. Важным этапом в эволюции государственно-политического развития России стал созданный в Москве в 1549г. первый сословно-представительный законосовещательный институт – Земский Собор. Он состоял из Боярской Думы, «Освященного собора» из числа высших иерархов Русской православной церкви и представителей различных слоев земледельцев (помещиков). В русле централизации государства Избранная Рада принимает в 1550 году новый свод законов – Судебник, в который были внесены изменения и дополнения связанные с усилением центральной власти. Он также упорядочил статьи о правилах перехода крестьян и разрешал обращение холопов в крестьян. В целях укрепления вооруженных сил Избранная Рада в 1550г. начала осуществлять военную реформу в результате которой было сформировано стрелецкое войско и принято «Уложение о службе» - первый воинский устав. В мае 1551г. Избранная Рада провела церковную реформу. Для этого в январе – мае 1551г. собрался Собор русской церкви, названный Стоглавым, по числу глав в сборнике, который закрепил унификацию общерусского пантеона святых, единый культ обрядов, и каноны – правила для церковной живописи. В 1552г. была проведена реформа государственного управления. В результате реформы была создана приказная система – система «приказов» центральных органов Государственной Власти. Сама Избранная Рада просуществовала до 1560г. и закончилась в связи с разногласиями в выборе главного направления внешней политики. Лидеры Избранной Рады были сторонниками борьбы с Крымским ханом, а царь Иван настаивал на движении к Балтике. Кроме этого лидеры рады были сторонниками постепенных реформ в решении проблем политического курса и развития России. Царь был сторонником быстрого укрепления его самовластия путем террора. 03.12.1564г. Иван IV неожиданно уезжает из Москвы с группой сторонников и через некоторое время присылает две грамоты. В одной он называет имена изменников, в другой обещает не трогать мирное население. Все государство царь разделил на две части – земщину и опричнину, в которую включил наиболее важные экономические районы, торговые города, промысловые районы и т.д. Было сформировано особое дворянское войско из дворян-помещиков которые селились на указанных в опричнине землях. Содержание войска собиралось с земской части государства. От опричников требовалось только одно – полное подчинение и преданность царю. Взамен опричники получали право неограниченного произвола, поборов и обогащения. Фактически это был карательный механизм призванный укреплять самодержавную власть царя. Стремясь уничтожить сепаратизм боярской знати, Иван IV не останавливается не перед какими жестокостями. Разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь, Новгород. Развернулись массовые репрессии в Москве. Конец опричнине положил разгром Москвы ханом Довлат-Гиреем в 1571г., когда опричное войско не оказало ему сопротивления. Город не был взят, но был полностью сожжен. Опричнина была отменена в 1572г. после чего земли вновь объединили. Само упоминание слова – опричнина, было запрещено. Итогом опричнины стало ухудшение политического и экономического положения страны.

16. Россия на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время: причины, сущность, последствия.

Общая характеристика периода - сложный комплекс внутренних и внешних противоречий потряс Россию на рубеже XVI-XVII вв. Итогом правления Ивана Грозного в области внутренний и внешней политики стало укрепление царской власти и самого Российского централизованного государства. Оно приобрело широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат. Продолжалось закрепощение крестьян, которое привело к тому, что именно в XVI веке в России сложилась система крепостничества. Ситуацию усугубил и страшный голод, который в 1601-1603г.г. поразил Россию. Люди умирали десятками тысяч. По лесам и дорогам бродили разбойники. В результате недовольства правительством в 1603г. произошло восстание под предводительством Хлопко. Хотя с восстанием удалось справиться, но авторитет царя резко падал. К внутренним противоречиям добавляются международные проблемы, которые стали следствием укрепления врагов России – Речи Посполитой (Польши), Турции и Швеции, которые стремились за счет России расширить свои территории. Смутное Время (или смута), термин, обозначающий события, произошедшие в России в конце XVI - начале XVII вв. Это время кризиса государственности в России, которое также трактуется рядом историков как гражданская война. Сопровождалась народными выступлениями и мятежами; правлениями самозванцев (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II), польскими и шведскими интервенциями, разрушением государственной власти и разорением страны. Термин введен русскими историками в конце XVIIв. Причины Смутного времени: 1. Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей. 2. Были утрачены важные западные земли. 3. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества (царская власть и боярская аристократия, бояре и дворяне, феодалы и крестьянство, церковь и светские феодалы, родовая аристократия и служилая аристократия и т.д.) 4. Вмешательство иностранных государств (Польша, Швеция, Англия и др. по поводу земельных вопросов, территории и т.д.) 5. Династический кризис: - 1584. После смерти Ивана грозного престол занял сын Федор. - 1591. При загадочных обстоятельствах в Угличе скончался младший сын Грозного, Дмитрий. - 1598. Федор умирает. Этапы и сущность: 1 этап . 1598-1605. Ключевая фигура - Борис Годунов. Он, по решению земского собора, был избран на царский престол в 1598г. Он слыл жестоким политиком, был опричником, обладал незаурядным умом. При активном его участии в 1598 в Москве учреждено патриаршество. Он резко изменил характер внутренней и внешней политики государства (освоение южных окраин, освоение Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Следовательно, происходит подъем экономики и обострение политической борьбы. В 1601-1603 неурожай, начинается голод и голодные бунты. В этот период на территории Польши объявился первый Лжедмитрий, получил поддержку польской шляхты и вступил на землю русскую в 1604 г. В апреле 1605 Годунов скончался неожиданно. В июне в Москву вступил Лжедмитрий 1. Через 11 месяцев, в 1606 он был убит в результате заговора. 2 этап . 1606-1610. Этот этап связан с Василием Шуйским - первым "боярским царем". Взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия 1 по решению красной площади, дав крестоцеловальную запись о хорошем отношении к боярам. На престоле столкнулся с множеством проблем (восстание Болотникова, Лжедмитрий 2, Польские войска, голод). Шуйскому удалось решить только часть проблем. В 1610 польские войска разбили отряды Шуйского и он был свергнут с престола и утвердился режим семибоярщины, бояре хотели пригласить на престол польского королевича Владислава при гарантии неприкосновенности веры и бояр, а также чтобы он сам поменял веру. Этому протестовала церковь, да и ответа не было от Польши. 3 этап . 1611-1613. Патриарх Гермоген в 1611 инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву и потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К.Минин и Д.Пожарский. Деньги собрали недостаточные для содержания ополчения, но и не малые. Ополченцы называли себя свободными людьми, во главе стоял земский совет и временные приказы. 26 октября 1612 ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено. Последствия: 1. Общее число погибших равно одной трети населения. 2. Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из сельхоз. оборота. 3. Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории). 4. Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов. 5. Появление новой царской династии 7 февраля 1613 земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова. Первые представители династии (М.Ф.Романов - 1613-1645, А.М.Романов - 1645-1676, Ф.А.Романов - 1676-1682). Они должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление государственного механизма и экономики.

17. Европа и мир в XVIII веке: ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм. Великая французская революция. Война за независимость в английских колониях Северной Америки.

В конце 17 начале 18 веков в Европе и мире началось формирование индустриальной цивилизации которая стоит на принципиально иных основах чем предшествующая традиционная цивилизация. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации. В этом смысле 18век стал переходной эпохой подготовившей Западную Европу к переходу в индустриальную эру. Процесс модернизации довольно сложный и длительный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Он включает в себя: урбанизацию (рост городов); индустриализацию (постоянное наращивание машинного производства в промышленности); демократизацию политических структур (закладываются основы гражданского общества и правового государства); секуляризацию (освобождение духовной и социальной жизни от влияния человека).В этот период принципиально новым становится отношение человека к власти. Она как бы лишилась божественного санкционирования, ее стали воспринимать рационально, о ней судят по результатам деятельности тех, кому вручены бразды правления. Иным становится и массовое сознание. Благодаря наукам сужается пропасть отделяющая простого гражданина от научной элиты. Процесс вхождения той или иной страны в капитализм, зависело от того как быстра шла модернизация. Капитализм и модернизация провели четкую грань в 18 в. между Западом и Востоком. В этот период окончательно определилось превосходство западных стран над Россией. На уровень передовых стран вышли Англия, Голландия Франция, где сложились благоприятные условия для успехов в развитии капитализма и модернизации. Еще один центр капитализма и модернизации образовался в северо-американских английских колониях. В этих колониях капитализм едва ли не с самого начала получил большие возможности. Первые поселения англичан в Северной Америке появились в начале 17в., но их численность росла быстрыми темпами. Американская революция, устранившая слабые ростки феодализма в колониях и порвавшая с диктатурой метрополии, открыла в конце 18в. путь для быстрого наращивания потенциала модернизации. Новое государство обладало хорошей основой для развития капитализма. Этому способствовали демократические традиции привозимые колонистами, передовые методы ведения хозяйства, быстрое развитие промышленности. В России процесс развития капитализма и модернизации во многом определялся политикой которую проводил царский абсолютизм. Комплекс реформ Петра1 нанес сокрушительный удар по традиционализму в России и этот период стал основой зарождения капитализма и модернизации страны. Но реформы проводились поистине варварскими методами. Борясь с традиционализмов, русский абсолютизм укреплял его основу – крепостную зависимость крестьян. Это порождало противоречия. Развитие промышленности шло за счет увеличения труда крепостных. Отставание России от США и других Западноевропейских стран в первую очередь объяснялось тем, что там не было трудностей с развитием капиталистических отношений в виде феодальных пережитков таких как крепостное право в России. Временем «просвещенного абсолютизма» в Европе называют обычно несколько десятилетий перед Французской революцией 1789 года. Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. 18 век не случайно называют эпохой Просвещения. Научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых вышли в широкий свет и заполнили светские салоны Парижа и Лондона. В это время наиболее прогрессивные и образованные писатели, художники, философы выступили с критикой всего, что угнетало человека, ограничивало его способности. Они вступили в борьбу со всеми феодальными пережитками. Мыслителей 18в. Отличала великая вера в неисчерпаемые силы и возможности человека, понимание необходимости просвещения широких масс народа. Среди великих людей эпохи просвещения выделяются имена: Вольтера, Монтескье, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Адам Смит (философы и ученые), Даниель Дефо, Боморше, Шиллер и Гете (писатели), Бах, Моцарт (музыканты). Борьба за независимость США. Английский король и парламент в середине 18 в. ввели в английских колониях множество налогов и запретов. Налоги необходимо было платить за приобретение самого малого товара, даже газет. Это породило множество недовольных колонистов. Вводится бойкот ввозимых английских товаров. Это привело к закрытию Бостонского порта. В 1774г. в Филадельфии проводится 1-й Континентальный конгресс который определил политику колонистов в отношении Англии. Вооруженная борьба началась 10.04.1775г. когда английские войска двинулись на Бостон с заданием захватить бунтавщиков. Там произошли первые столкновения добровольцев с войсками. Так началась война за независемость Америки. Создание регулярной армии было поручено плантатору Джорджу Вашингтону. 04.04.1776г. была принята декларация о независимости и отделение от Англии. Провозглашалось создание независимого государства – США. Лидерами революции были буржуазия и плантаторы, движущая сила - народные массы. Военные действия развернулись в основном на севере. Несмотря на трудности, перелом в войне наступил в октябре 1777г. когда английская армия была окружена и капитулировала. Война закончилась подписанием мирного договора в 1783г., по которому Англия признавала независимость США и расширение ее территорий на запад до реки Миссисипи. Великая французская произошла 14.07.1789г. Ее начало положил штурм Бастилии, мрачной крепости-тюрьмы. Гарнизону предложили капитулировать но, войска ответили оружейными залпами. Король Людовик 16-й признал законность Учредительного собрания. Власть перешла в руки Городского совета (коммуне Парижа). После победы в Париже революционное движение развернулось по всей Франции. В течении 2-3 недель везде королевская администрация была смещена. Однако с падением абсолютизма спокойнее не стало. Крестьяне начали восстания, отказывались выполнять повинности, жгли замки и грабили продовольственные склады. Из-за погромов и нестабильной обстановки в начале октября в Париже начался голод. Толпа в 6-7 тыс. чел. в основном женщины двинулись на Версаль где находился король. Положение было спасено обещанием короля исправить ситуацию. В начале 1791г. Законодательное собрание принимает первую в истории Франции Конституцию. Революция закончилась в результате государственного переворота произошедшего 09.11.1799г. и приведшего к власти Бонапарта (Наполеона). Итогом революции стало уничтожение старого порядка (разрушен феодальный уклад и абсолютизм, власть перешла к буржуазии, заложены начала формирования правового государства и общества). Революция явилась поворотным событием для всей мировой истории. Идеи, которые она несла, повлияли на ход событий не только в Европе, но и в мире.

18. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII в. в. Петровские преобразования. Дискуссии о Петре I .

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы жизни государства и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века. Именно в конце XVII столетии начался новый период русской истории. Это было переходное время, характеризуемое прежде всего постепенным формированием нового общественного познания, время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы. В этот период предпринимались попытки перехода государственной системы России от самодержавия с Боярской думой к чиновновничье-дворянской (или сословно-представительной) монархии. Предпринимались попытки реорганизации армии и создания флота. Начала развиваться система центральных учреждений – приказов, ведомств отвечавших за то или иное направление в управлении страной. Было отменено местничество, что означало определенное отступление от принципа родовитости, что определяло положение человека при его назначении. Был создан, возглавляемый самим царем, Тайный приказ, сосредоточивший контроль за всеми важными государственными делами. Взойдя на престол, после продолжительной борьбы различных боярских группировок, Петр I правильно понял и оценил сложившиеся условия, и осознал назревшие задачи своего времени. Его политическая программа в основном сложилась за границей, где Петр находился в составе «Великого посольства» в 1697г. Ее конечной целью стало создание регулярного полицейского государства, основанного на всеобщем ему служении, государство понималось как «общее благо». Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой - вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе своего врага, т.е. врага старых устоев. Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Свои реформы он направил на решение следующих, по его мнению главных вопросов: - меры относительно сословий; - меры относительно управления; - военное устройство; - меры для развития экономики; - меры относительно церковного управления; При Петре была создана регулярная армия нового типа, с единой системой комплектования, вооружения и формы. С 1705г. в стране была введена рекрутская повинность. Сначала с 20 дворов стали брать одного солдата на пожизненную службу, а затем брали с определенного числа душ мужского пола. Вводились новые воинские Уставы, открывались офицерские школы. С целью укрепления власти на местах в 1708г. страну разделили на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, ведавшие войсками и делами подчиненной территории. Воеводская администрация была заменена губернской системой управления. В 1711 Петр, вместо Боярской Думы основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. В него вошли 9 самых приближенных Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывание новых законов, слежение за финансами страны, контроль над деятельностью административных органов. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору. В 1714, был издан «Указ о единонаследии», уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин. Указ знаменовал слияние двух сословий в единый класс. Это имело важное значение для формирования российского дворянства, как полноценного единого сословия. С 1717 началось создание коллегий - центральных органов отраслевого управления страной. Коллегий было 12, и каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной (Адмиралтейская – делами флота, Иностранных дел – внешние отношения, Камер-коллегия – сбор налогов и т.д.) Коллегии созданы взамен громоздкой системе приказов, функции которых по управлению страной были запутаны и не редко переплетались. Новые органы власти - исполнительные, финансовые, судебные и контрольные - создавались и на местах. В 1720 был издан Генеральный регламент - детальная инструкция по организации работы новых учреждений. Первостепенное значение для социальной сферы имела податная реформа, начатая в 1718. В России была введена подушная подать с лиц мужского пола, для чего проводились регулярные переписи населения («ревизии душ»). В ходе реформы была ликвидирована социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения. С утверждением в январе 1721г. «Духовного регламента», была создана духовная коллегия (Священный Правительствующий Синод) из 12 церковных иерархов. Руководство осуществлял Обер-прокурор. В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы и действовавшую вплоть до 1917. Табель о рангах разделил службу на гражданскую, военную и придворную. В новом законе было определено 14 классов (рангов) чиновников. Впервые в истории страны в качестве основного принципа чиновного деления признавались не происхождение, а личные качества человека. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725) и принята гражданская грамота. Рассуждая о Петровских реформах, практически все историки сходятся во мнении, что преобразования первой четверти XVIIIв. носили прогрессивный характер. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. При Петре были заложены основы русской национальной культуры. Успех по службе дворян, Петр поставил в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. Вместе с тем, отрицательным фактором проводимых реформ, было то, что инструментом проведения реформ было насилие. Реформы проводились жестокими методами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709). Петровские реформы не только не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, но, наоборот, консервировали и укрепили его институты. В этом заключалось главное противоречие петровских реформ, и как следствие этого - предпосылки будущего нового кризиса.

Основные вопросы:

1. Социальная структура государств Европы и Азии в Средневековье, их сходства и отличия. Антифеодальные восстания. Экономическое развитие государств Европы и Азии в Средневековье. Влияние экономики на политические и социальные процессы.

2. Социальная структура и особенности феодализации Древнерусского государства в IX – XI вв. и Русских земель в XII – XIV вв.Предпосылки и причины социальных противоречий.

3. Экономическое развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.и Русских земель в XII – XIV вв.(сельское хозяйство;ремесло;торговля).

4. Экономические и культурные связи Древнерусского государства в IX – XI вв. и Русских земель в XII – XIV вв.с западными и восточными государствами.

Основные понятия: сеньор,феодальная рента,серв, виллан,зависимое население, княжеская челядь, княжеский двор, смерды, закупы, рядовичи, холопы, двуполье, гости, вервь, вира, вотчина, перелог, двуполье, скань, эмаль, зернь, гривна, рубль, гостевой двор, бедуины, самураи.

Доклады и сообщения:

1. Зависимое население в Западной Европе и в Древнерусском государстве. Сходства и различия.

2. Феодализм как общественно-экономическая формация.

3. Городское самоуправление в средневековой Европе.

4. Значение и роль образования в Европе и Азии периода Средневековья.

5. Отражение социальных противоречий в еретических учениях Средневековья.

6. Развитие ремесла в средневековой Европе.

7. Культурные достижения средневековой Европы.

8. Достижения ремесленного производства в средневековой Азии.

9. Союзы средневековые союзы ремесленников и купцов.

10. Города Древнерусского государства и Русских земель в XII – XIV вв.– их политические и экономические функции.

11. Достижения зодчих Древнерусского государства.

12. Русская культура в IХ – XIV вв.

13. Утраченные секреты ремёсел Древнерусского государства.

14. Борьба язычества против православия в Древнерусском государстве.

15. Промыслы в Древнерусском государстве.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что общего можно выделить в социальной структуре государств Европы и Азии в Средневековье?
  2. В чём заключались социальные противоречия в странах Европы и Азии периода Средневековья?
  3. Как можно объяснить известный европейский средневековый афоризм «городской воздух делает человека свободным»?
  4. В чём заключались особенности феодализации в средневековых странах Азии?
  5. В чём заключались особенности социального развития Древнерусского государства?
  6. Какие виды экономической деятельности были развиты в Древнерусском государстве?
  7. Как можно распределить по критерию значимости виды экономической деятельностив Древнерусском государстве?
  8. Как феодальная раздробленность Русских земель отразилась на процессе феодализации?

Семинар №5

Тема: Государства Европы и Азии в период феодальной раздробленности. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.

Основные вопросы:

  1. Причины и последствия феодальной раздробленности стран Европы и Азии в Средневековый период. Сходства и отличия. Основные политические события периода феодальной раздробленности.
  2. Политическое и социально-экономическое развитие северо-западных русских княжеств в XI–XIII вв.
  3. Политическое и социально-экономическое развитие юго-западных русских княжеств в XI–XIII вв.
  4. Политическое и социально-экономическое развитие северо-восточных русских княжеств в XI–XIII вв.

5. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.

Основные понятия: феодальная раздробленность,крестовые походы,«великое княжение», «Феодальная война», боярство, дворянское сословие, феодальная республика, Ганза

Доклады и сообщения:

1. Основные положения Верденского договора 843 г. и решений княжеского съезда в Любече 1097 г.

2. Последствия Крестовых походов для стран Европы и Ближнего Востока.

3. Война Алой и Белой Розы.

4. Культ рыцарства в Европе: истоки и содержание.

5. Влияние средневековых династических браков на политическую жизнь средневековой Европы.

6. Борьба бояр против князей в период феодальной раздробленности.

7. Юрий Долгорукий – виднейший русский политический деятель.

8. Развитие русского зодчества в период феодальной раздробленности.

9. Новгород в средневековой европейской торговле.

10. Средневековый новгородский эпос.

11. Киев в эпоху феодальной раздробленности.

12. Развитие военного дела в монгольской империи.



13. Тамерлан – великий завоеватель Средней Азии.

14. Европейская средневековая городская культура.

15. Путешествие Марко Поло в Азию.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается закономерность периодафеодальной раздробленности стран Европы и Азии?
  2. В чём проявилось сходство политических процессов в странах Европы и Азии периода феодальной раздробленности?
  3. В чём заключаются отличия социально-экономических процессов в странах Европы и Азии периода феодальной раздробленности?
  4. Чем объясняется различия политического развития Русских земель периода феодальной раздробленности? К каким последствиям это привело?
  5. Чем отличалось социально-политическое развитие Русских земель в период феодальной раздробленности?

Семинар №6

1. Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии….стр.2

2. Специфика формирования единого российского государства…………… стр.4

3. Возвышение Москвы……………………………………………………….стр.9

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов феодальные отношения зарождались в результате разложения первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага).

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли: пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и неодновременно в разных странах мира.

Специфика формирования московского государства.

Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюверенитета - вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. затем она стала связываться с владением вассалами ни вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.

Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все б6льшей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - X вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями веся Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно мифическое, происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III , завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. Еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. Важным "органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве.

Оформление Думы следует отнести (...XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III . Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии. Феодальные съезды. Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмираниедворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей з прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Раз-ряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на стан, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись.еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы судебные округа.Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой ознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и" волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система-кормления была не способна в условияхобостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей».

Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических цент-ров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньшеудельные князья, т. е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных.

Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь надежных проводников политики централизации.

Возвышение Москвы.

Объединение русских земель было вызвано необходимостью защиты от внешних врагов: Золотой Орды, Польши и Литвы.

Центром объединения русских земель становится Москва. По преданию, она основана в 1147 году Юрием Долгоруким и упоминается в летописи как «Москов». Москва принадлежала Владимирским князьям, и первым князем московским стал Даниил – сын Александра Невского.

Исключительно выгодное географическое положение Москвы сделало ее центром путей, как водных, так и сухопутных. Москва находилась в центре русских княжеств, которые закрывали ее от внешних врагов, и становилась своего рода убежищем для ремесленников и торговцев. Здесь складываются объективные экономические и политические предпосылки объединения Руси.

Первым «собирателем» русских земель следует считать Ивана Даниловича Калиту (1325 – 1340 ) – внука Александра Невского. По этому поводу в летописи говорится: «Бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и перестала татарове воевати Русскую землю». Он поддерживал весьма тесные, дружеские отношения с ханом, часто у него гостил, щедро одаривал подарками ханских жен и вельмож. Заслужив доверие в Орде, Иван Калита добился от хана права сбора дани и ликвидации баскачества.

Авторитету Калиты способствовало и династические браки. Его дочери Мария, Феодосия, Евдокия были замужем соответственно за Ростовским, Белозерским и Ярославским князьям. При Калите Москва стала идеологическим (духовным) центром Руси. Из Владимира в Москву была перенесена резиденция русского Метрополитета. Петра, основавшего знаменитый Успенский собор, где он и был погребен после кончины. Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый (1341-1353 ) и Иван Красный (1353-1359 ) доюились дальнейшего укрепления Московского княжества, и по словам летописца, «все князья русские даны были под руки».

Достойным продолжателем политики объединения русских земель был внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. В десятилетнем возрасте Дмитрий, направленный митрополитом Алексием, овладел великим княжением Владимирским.

Основным соперником Москвы в то время выступала Тверь. Тверской князь Михаил заключил против Москвы союз со своим зятем – Литовским князем Ольгердом - и трижды пытался взять Москву (1368 ,1370 и1372 ), но каждый раз терпел поражение у неприступных стен Московского кремля.

Тогда Михаил нашел союзника в Орде и получил ярлык на великое княжение. Но это не остановило Дмитрия. Началась война. Михаил был вынужден подписать с Москвой мирный договор и признать себя «младшим братом» Московского князя. Далее Дмитрий уладил миром конфликт с рязанским князем Олегом Ивановичем, усмирил Новгород и заставил уплатить «окуп» (контрибуцию) в сумме 8000 руб.

При Дмитрии Русь впервые отважились на открытую борьбу с Ордой. Русские ратники в 1378 году одержали победу над монголо-татарами на реке Воже. Следующая битва состоялась на куликовском поле 8 сентября 1380 года. Хан мамай собрал огромное войско, мобилизованное не только в Орде, но и подвластных землях Поволжья и Северного Кавказа. Свою помощь обещал хану Литовский князь Ягайло и рязанский правитель Олег – соперник Московского князя. Благословение на брань дал Дмитрию преподобный Сергий и в помощь великому князю выделил двух своих богатырей.

Мамаево войско потерпело поражение. Отступая, оно было окончательно разбито другим золотоордынским ханом Тахтамышем. В 1382 году он появился у стен Москвы. Город признал себя данником татар и выдал хану своего сына Василия заложником.

Куликовская битва имела исключительно важное значение. Она показала способность русского народа избавиться от ига Золотой Орды, развеяла миф о непобедимости Орды, дала толчок к всенародному объединению под властью Московского князя.

После смерти Василия Дмитриевича о своих правах на Московский престол заявил его брат – князь Галицкий Юрий. Началась борьба Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки за великое княжение, которая продолжалась почти двадцать лет. Междоусобная война носила весьма жестокий характер. Например, Василий Косой, попавший в плен к Василию Васильевичу, был ослеплен Дмитрием Шемякой. Москва переходила из рук в руки. После победы над Шемякой в 1446 году Василий Васильевич Темный присоединил к Московскому княжеству многие земли северо - восточной Руси, усиливает влияние на Великий Новгород и Литовское княжество, при нем многие татарские воины перешли на службу московскому князю, что вызвало недовольство москвичей.

При Василии Темном русская православная церковь отказалась признать решения собора православного и католического духовенства во Флоренции и Унию от 5 июля 1439 года о соединении двух церквей – православной и католической и стала избирать себе патриархов из числа русских духовных лиц.

Таким образом, феодальные войны на Руси во второй четверти XV века привели к укреплению Москвы, установлению нового порядка передачи власти (от отца к сыну), дальнейшему расширению владений Московского князя и созданию идейно – политических предпосылок объединения всех русских княжеств. Этому процессу активно содействует церковь, выступая за сильную, централизованную власть.

Литература:

Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории».М.1992.

Карамзин Н.М. «История государства Российского»-//Собр.соч.-Т.V.-Кн.2.-Петербург, 1843.

Платонов С.Ф. «Учебник русской истории».-М.1992.

Гумилев Л.Н. «От Руси к России».-М.1992.

«История России».-М.1993 (Издание российской экономической академии им. Г.В.Плеханова).

Оргиш В. П. «Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства».

Королюк В. Д. «Славяне и восточные романцы в эпоху раннего Средневековья». М. Наука 1985г.

Насонов А.Н. «Русская земля и образование территории древнерусского государства».

Рыбаков Б.А. «История СССР с древнейших времен до XVII – столетия».

Ключевский В.О. Курс русской истории. том 2.

Сложившись на местной «гомеровской» основе, но заимствовав кое‑что и извне (в частности, ориентируясь на финикийский эталон), античное общество сформировалось прежде всего на базе развитых торговых связей и средиземноморского мореплавания. То и другое, вкупе с благоприятными географическими условиями, сыграло, видимо, свою роль в архаической революции, приведшей к преобразованию доантичной (в принципе близкой к типичной древневосточной) структуры в кардинально отличную от нее античную. Трудно сказать, что явилось причиной архаической революции, которую смело можно уподобить своего рода социальной мутации, ибо во всей истории человечества она была единственной и потому уникальной по характеру и результатам. Одно несомненно: главным итогом трансформации структуры был выход на передний план почти неизвестных или по крайней мере слаборазвитых в то время во всем остальном мире частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города‑государства (полиса). После реформ Солона (начало VI в. до н. э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты – систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах (римский термин res publica как раз и означает «общественное дело»), в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод, а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, не говоря уже о его энергии, инициативе, предприимчивости и т. п. Словом, в античном мире были заложены основы так называемого гражданского общества, послужившего идейно‑институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно‑частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других, прежде всего восточных, включая и финикийское, где ничего похожего, во всяком случае в сколько‑нибудь заметном объеме, никогда не было.

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры – европейская и неевропейская, причем вторая (по времени появления – первая) была представлена многими вариантами, различавшимися в разных районах мира, но принципиально сходными, однотипными в главном: ей не были знакомы ни господствующая роль частной собственности, ни античное «гражданское общество». Но так ли уж это важно? Не следует ли считать античную Грецию лишь несколько отличной от других модификаций единого общего пути, как на том подчас настаивают специалисты?

Здесь важно заметить, что речь идет не только о разных типах социальной структуры. Гораздо важнее с точки зрения исторического процесса много более важным результатом происшедшей в древнегреческом обществе революции‑мутации было то, что античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные. Путем более быстрым, динамичным и результативным. Именно на основе греческой античности были достигнуты в Древнем Риме впечатляющие успехи в области экономики, политической администрации, культуры. И когда наступила эпоха длительного кризиса, связанного с падением Рима и варварскими завоеваниями, что затем привело, как известно, к появлению средневекового феодализма, отнюдь не все эти достижения остались втуне. Как раз напротив: пройдя через полосу кризиса, на что ушло несколько долгих веков, средневековая Европа начала быстро и энергично возрождать античные нормы, принципы и институты (вспомним торговые республики типа Венеции или Генуи, города в средневековой Европе со всеми их привилегиями и нормами самоуправления в период господства феодальных порядков), чем была заложена социально‑экономическая основа эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, означала создание условий для быстрого и энергичного восстановления некоторых античных порядков, элементов античной структуры. И именно последовавшее вскоре за этим, после Великих географических открытий, первоначальное накопление капитала создало материальную базу для вызревания в Европе капитализма. Капитализм в этом смысле – детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности (а не феодализма, как то подчас по инерции кое‑кто себе представляет).

Итак, европейский путь развития – это чередование структурных модификаций (античная, феодальная, капиталистическая), при которых частнособственническая активность, хотя временами, в первые века феодализма, и отступавшая, в конечном счете была ведущей и структурообразующей. Именно господство частной собственности, огражденное системой соответствующих политических, правовых и социокультурных институтов, породило капитализм и тем заложило основу бурного экономического развития не только Европы, но и всего остального мира. Без господства частнособственнических отношений капитализм не мог возникнуть – и в этом принципиальное отличие исторического пути всех неевропейских обществ от европейского, по крайней мере до эпохи колониализма, когда неевропейские страны одна за другой были втянуты капиталистической Европой в единое мировое рыночное хозяйство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских стран? И что же следует в этой связи считать Востоком?

Если одна структура ведет к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая, отличная от нее, в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это и создает не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию, о которой уже упоминалось. Иными словами, противостояние Восток – Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток уже не просто географический Восток, как его воспринимали античные греки и римляне, но в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках, что, впрочем, тоже было хорошо известно уже древним грекам – достаточно вспомнить их отношение к персам в период длительных греко‑персидских войн, подробно описанных, в частности, Геродотом.

Таким образом, с античности уже была известна разница между европейским античным обществом и неевропейским миром, олицетворенным в то время хорошо известным грекам Востоком, будь то Египет, Вавилон или Персия. Заслуживает внимания, что эту разницу, впоследствии заложившую основы востоковедения, ощущали и анализировали именно европейцы, античные греки и их наследники, порвавшие с традиционной восточного типа структурой и обитавшие в рамках новой, принципиально иной структуры, но не жители стран Востока, культура которых в те времена, да и позже, не была заметно ниже европейской, нередко бывала равна ей, а порой кое в чем и превосходила ее. И хотя эта формула не абсолютна (известно, что питавшая пристрастие к историописанию китайская традиция стремилась дать характеристику далеких народов, даже европейских, но она при этом обычно не выходила за рамки скупого описания), факт остается фактом: анализ разницы между европейским и неевропейским обществами первыми дали и впоследствии стремились углубить именно европейцы, что и легло со временем, как упоминалось, в фундамент современного востоковедения.

По своему географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно Россию называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком. Как это все влияет на социально-экономическую, государственную и духовную жизнь России? Восток или Запад преобладают в России? В каком направлении движется Россия? Эти вопросы всегда вызывали споры. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что по сравнению с ней она развивается более медленно. Другие утверждали, что у России свой самобытный путь развития и своя цивилизация.

Вся история России это непрерывный процесс расширения территорий. Огромные пространства давали России большие экономические и торговые преимущества, но они были сопряжены и с трудностями развития цивилизации – ведь территорию нужно освоить и защищать, а это всегда требовало больших ресурсов и времени.

В вопросах выбора религии, вмесите с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которое быстро вошло в политическое самосознание. Единодержавную власть поддерживала церковная группировка. Особенно это проявилось во времена Ивана Грозного. Он придерживался принципа, что вся страна для него – это собственность и он там полновластный хозяин. В поведении и поступках Ивана Грозного явно прослеживается склонность к восточной деспотии. В противовес царю новое дворянство выдвигает идею, что царь должен править со своими советниками и думой и всенародно. Это уже уклон в сторону Европы. Именно с этого времени начинает развиваться русская политическая мысль, по своим идеалам близкая к западной теории.

Особенностью русского общества являлась община. Она же существовала и в Западной Европе в эпоху феодализма. Однако западная община более динамична, чем русская.

Древняя Русь дала вариант бессинтезного и уже по этому замедленного развития феодализма. Подобно некоторым странам Западной Европы, восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытообщинного строя.

История средневековой России показывает, что в этот период общественные процессы проходили все же по пути близкому к западноевропейскому, чем к восточному, хотя и не так ярко как в Европе.

Выбрав христианский путь развития и усвоения накопленных Византией религиозно-нравственных ценностей позволило России сразу определить свое положение в христианском мире. Различия в вероисповидании были настолько серьезны, что Европа воспринималась как центр «латинства». Поэтому интерес к плодам западной цивилизации проявлялся очень медленно. Таким образом, в то самое время, когда Европа уже рассталась со средневековой системой ценностей и утвердила идеалы гуманизма и рационализма, Россия получила от Византии идеи мистико-аскетического направления.