Open
Close

Роль односоставных предложений в художественной и разговорной речи. Понятие об односоставных предложениях

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

30.06.2015 2812 298 Дементьева Людмила Васильевна

Цели урока:

Обучающая - повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; ис­пользовать односоставные предложения в речи; определять роль односоставных предложений в тексте, учиться раскрывать авторский замысел ;

развивающая - способствовать развитию письменной речи уча­щихся, выразительному чтению художественных текстов, развивать навыки индивидуальной, самостоятельной рабо­ты, работы в группах;

воспитательная - воспитывать любовь к родному языку, к природе;

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, целеполагание

Тема нашего урока «Повторение и обобщение об односоставных предложениях. Роль односоставных предложений в тексте»

Ребята, как вы считаете, какими будут цели этого урока?

С повторить и обобщить материал по теме; провести анализ текстов и выяснить роль односоставных предложений в них)

Дополнение учителя: проверить, как вы умеете различать виды односоставных предложений (ОП); как умеете использовать их в речи.

Работать вы будете самостоятельно, коллективно; будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

3. Повторение теоретического материала. Фронтальный опрос.

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся ОП?

Назовите виды ОП с главным членом сказуемым. Чем выражается сказуемое? Назовите вид ОП с главным членом подлежащим. Какой формой выражается подлежащее?

4 .Практическое задание №1 : запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите вид ОП (учащиеся выполняют задание)

Вы знаете, что в текстах гораздо чаще ОП используются не отдельно, а в составе сложных предложений. В этом случае находить их труднее. Следующее задание сложнее.

Задание № 2 . Вам необходимо, прослушав сложное предложение, не записывая его, построить схему и указать вид каждого простого предложения , входящего е его состав.

(Задание выполняется у доски по цепочке)

А теперь, ребята, когда мы повторили материал по теме, я предлагаю вам работу с тестом.

(Тесты лежат на столах. Слабым уч-ся предлагается работа по карточкам)

Задание 6. Проверка дифференцированного домашнего задания

Скажите, в каких текстах можно встретить ОП?

(больше всего в художественных произведениях, особенно в стихах; в газетных, журнальных статьях, в научных текстах, в разговорной речи)

1 группа ребят из вашего класса получила опережающее задание: выписать из лирических стихотворений отрывки, в которых встречаются ОП. Зачитайте свои примеры. Назовите ОП и их вид.

(Учащиеся читают найденные отрывки.)

2 группа ребят должна была подобрать 6-7 предложений, передающих состояние природы, используя репродукцию картины Ф. Васильева «Мокрый луг» (она есть в учебнике ). Прочитайте свои работы. Назовите ОП, их вид. (учащиеся читают свои работы)

7.Работа с текстами

Неплохо, ребята, вы поработали. А после работы, как известно, хочется немного отдохнуть. Давайте отвлечемся и помечтаем. Представьте себе, что сейчас за окном не декабрь, а июнь. И вы не на уроке, а где-нибудь в прекрасном уголке природы. Солнышко, голубое небо, вокруг поют птицы, порхают бабочки, дышится легко и свободно... Вслушайтесь в чудесную музыку природы...

(звучит пение птиц, наложенное на музыку - 2 мин.)

Что представилось вам? А, может быть, вспомнилось? Поделитесь с нами,

пожалуйста (учащиеся отвечают)

Какие приятные воспоминания и мечты!.. На душе стало тепло, настроение поднялось. Почему? Да потому что общение с природой - это всегда радость. Мы можем наслаждаться ее красотой, учиться у нее гармонии, искренности. И, конечно же, беречь.

(Учитель читает стихотворение «Твое достоинство»)

Это стихотворение, полное тревоги за будущее природы, написал наш земляк, поэт Иван Жупанов, уроженец Рогнеденского района Брянской области, живущий ныне в г. Брянске.

Свой сборник стихов «Синица на ладони» он адресовал именно вам, ребята. Потому что вы- наше будущее. В ваших руках будущее русской земли, русской природы.

Во все времена тема природы волновала писателей и поэтов. Кто не знает замечательных стихотворений А.Пушкина А.Фета, Ф.Тютчева И.Бунина, С.Есенина и других! И это не просто гимны природе. Это необычайное мастерство слова.

Попробуем хоть немного приблизиться к художественному миру, созданному писателями и поэтами, поучимся словесному мастерству.

Работа по группам

По ходу анализа текстов учащиеся делают записи в тетрадях о роли односоставных предложений.

Задание для первой группы. Стихотворение И.Бунина «Рассвет»

Прочитайте текст вслух. Ответьте на вопросы :

Какова тема стихотворения?

Какова его основная мысль? Найдите строки, в которых она звучит. Как вы их понимаете?

Какие картины вы представляете, когда читаете стихотворение?

Что такое «костел»?

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? С какой целью?

Какие типы предложений встречаются в стихотворении?

Найдите ОП, назовите их вид.

Попробуйте заменить безличные предложения на двусоставные. Что меняется?

Какую роль в этом играют ОП?

Природа дает нам возможность любоваться рассветами и закатами, слушать песенку ручейка, наслаждаться пением птиц, наблюдать за жизнью зверей и насекомых, помогать, если нужно. Но только одно требуется от нас - не мешать и не вредить.

Об этом отрывок из статьи Сладкова, известного писателя.

Задание для второй группы по предложенному тексту

Ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу речи относится текст?

Какова основная мысль текста?

Что представляют собой первые четыре П. по наличию грамматической основы?

Для чего они используются?

Попробуйте заменить их на двусоставные. Что изменится?

Перечитайте второй абзац. Какие это предложения? В каком лице стоят глаголы? С какой целью употребляет автор эту форму?

Каков, по-вашему, смысл рассуждения автора?

И помогают ему в этом О-Л предложения.

Хотя не всегда человек, берущий с собой ружье, идет в лес за добычей. Вот, например,

И.С.Тургенев, известный русский писатель, знаток и любитель природы, мог исколесить за день десятки километров, так и не сняв ружье с плеч, ходить, любуясь красотой природы. Хотя и охотиться любил.

А вот герой его рассказа «Касьян с Красной Мечи» , простой крестьянин, категорически против истребления птиц и зверей. Касьян - человек необыкновенной чуткости и доброй души.

Задание для третьей группы.

(читают по ролям заранее подготовленные ученики)

Ответьте на вопросы:

К какому стилю принадлежит текст?

Что представляет собой по форме?

Какова тема текста?

Какова основная мысль, высказанная Касьяном?

Как вы понимаете его слова про кровь?

Почему так много многоточий?

Есть ли в тексте ОП? Назовите их вид.

Какую роль играют в тексте неполные и односоставные предложения?

Вы познакомились с 3 разными текстами.

Какой же общий вывод вы сделали для себя, обратив внимание на язык произведений?

8 .А теперь давайте обобщим, с какой целью используют авторы в своих произведения односоставные предложения?

( это одно из средств реализации авторского замысла)

А какова роль ОП в текстах? Ответить вам поможет таблица.

Роль односоставных предложений в тексте

ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

РОЛЬ В ТЕКСТЕ

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Лаконичность, динамичность, действий и образов

v Способ выражения побуждения к действию

v Возможность избежать повторов в речи

2. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ предложения

v Сосредоточение внимания на действии. Значение обобщенности, перенос действий на всех

3. БЕЗЛИЧНЫЕ предложения

Передача состояния природы и

окружающей среды, душевного состояния человека

4. НАЗЫВНЫЕ предложения

v Лаконичность, немногословность при создании словесных картин

v Впечатление стремительности действий

(учащиеся с помощью учителя обобщают материал, опираясь на таблицу.)

Учитель:

Я думаю, что в дальнейшем, работая над сочинением, вы будете кропотливо трудиться над содержанием, умело использовать односоставные предложения в речи.

9 .Итог урока .

Подходит к концу наш разговор о неразрывной связи человека с природой, со всем живым на Земле. Но на самом деле тема нашей беседы не исчерпана -она вечна.

Пусть каждый из вас ее еще раз осмыслит и, приходя в парк, лес, просто общаясь с природой, вспомнит слова поэта Е.Евтушенко:

Берегите эти реки эти воды,

Даже малую травиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы ,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

10. Домашнее задание

Дома повторите материал об односоставных предложениях и подготовитесь к контрольной работе по теме.

11. Рефлексия

Какова была тема нашего урока?

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Что вы нового узнали на уроке?

Где будете применять полученные знания?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Односоставные предложения - предложения с одним главным членом только сказуемым или только подлежащим: Тишина. Светает. На улице никого нет . В односоставном предложении только один главный член, и его нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это главный член предложения.

Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными в зависимости от того, поясняется ли главный член дополнительными словами или нет. Односоставные предложения бывают двух видов: глагольные и субстантивные.

Глагольное односоставное предложение. Отличительная особенность глагольных односоставных предложений – бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

    определенно-личные;

    неопределенно-личные;

    обобщенно-личные;

    безличные;

Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин);

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы .

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например:

На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь);

По улицам слона водили… (И. Крылов);

И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря… (В. Высоцкий);

Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин).

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости ; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу ; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут ; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённо-личные предложения, как правило, распространённые. В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели. В соседнем классе шумят. В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев) ; Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое обозначает действие, которое выполняет широкий, обобщённый круг лиц.

Глагол-сказуемое в обобщённо-личном предложении стоит в той же форме, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях. Ярким примером являются пословицы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Сделал дело - гуляй смело.

Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.(Пауст.)

Обобщённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда важно назвать само действие, а не лиц, которые его производят. Обобщённо-личные предложения – предложения, в которых действие вне времен, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь обобщённое значение, то есть действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще.

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния.

Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу ); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно ); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью ); состояние дел (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты ) и т. д. По выражению Д. Э. Розенталя, безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

По школьной классификации, к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Главный член может быть выражен:

Формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает! Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

Формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапогами отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

Словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода не было , а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - не будет ): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв).

Сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

Кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин).

Субстантивное односоставное предложение. Главный член выражен формой существительного. Субстантивные предложения являются не просто безглагольными, в них действие даже не предполагается. В зависимости от смысла субстантивные предложения разделяют на:

    номинативные;

    генитивные.

    назывные.

Номинативные предложения утверждают бытие предмета в настоящем времени: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А.А.).

Генитивные предложения , кроме бытийности и настоящего времени, имеют значение избыточности, усиленное эмоциональной окраской. Генитивные предложения могут быть распространенными: Злато, злато, сколько через тебя зла-то! (Островский А.Н.)

Назывные – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимения, обычно в разговорной речи: "Вот и я!" - сказала Ариэль, вплывая в гостиную . Использование независимого именительного падежа возможно в этих предложениях, так как их смысл – сообщение о бытии, наличии, существовании предмета или явления. Следовательно, предполагается лишь одно грамматическое время – настоящее.

Типы назывных предложений

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно–эмоциональные частицы: Ну и ночка! Вот тебе, бабушка и Юрьев день.

Желательно-назывные выражают сильное желание чего-либо. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются частицы ТОЛЬКО БЫ, ЛИШЬ БЫ, ЕСЛИ БЫ: Только бы не контрольная.

Неполным называется предложение, отличающееся неполнотой грамматической структуры вследствие пропуска тех или иных формально необходимых членов (главных или второстепенных), которые и без называния ясны из контекста или обстановки.

Неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.

В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: Хотя погоди, Калинина, а что, если... Нет, так это не получится... (Б. Пол.); - Я ж, мамаша. Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Пол.).

Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения. Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.

Типы неполных предложений . Неполные предложения делятся на контекстуальные и ситуативные. Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами (отдельно или по группам). Отсутствие подлежащего:

- Постой, ты кто же? - удивился Куров.

- Ростислав Соколов , - отрекомендовался мальчик и даже поклонился при этом (Б. Пол.).

Отсутствие сказуемого:

- Ты бросил жену, Микола?

- Нет, она меня (Шол.).

Отсутствие и подлежащего и сказуемого:

- Булочник Коновалов здесь работает?

- Здесь! - ответил я ей (М. Г.).

Отсутствие сказуемого и обстоятельства: Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу (Т.).

Отсутствие сказуемого и дополнения: Кто его ждал? Пустая, неуютная комната (Б. Пол.).

Отсутствие второстепенного члена предложения (дополнения, обстоятельства) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои (С. Бар.).

    Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

- Ну, где ж твои Ближние Мельницы? - А это тебе что? Скажешь, не мельницы? - Где? - Что значит, «где»? Тут. - Где же тут? - Где мы идем (Кат.). В последнем предложении не названа главная часть.

    Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В сложносочиненном предложении: В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Сол.). Во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

В сложноподчиненном предложении: Лопахин прыгнул в окоп и, когда поднял голову , увидел, как ведущий самолет, нелепо завалившись на крыло, оделся черным дымом и стал косо падать (Шол.). В придаточной части предложения когда поднял голову не названо подлежащее, общее с главной частью.

В бессоюзном сложном предложении: Так и едем: по ровному месту - на телеге, в гору - пешком, а под гору - так с трусцой (Сол.). В пояснительной части сложного предложения не названо сказуемое, упомянутое в поясняемой части.

Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой. Например: Как-то, за полночь, он постучался в дверь к Журавушке. Она откинула крючок... - Можно? - спросил он дрогнувшим голосом (М. Алексеев).

Изредка где-то ухало. Судя по всему, не близко.

- Утихомирились , - миролюбиво сказал мой сосед (С. Бар.). Пока я ждал своей очереди, за моей спиной начали прокручивать печатные машины. На них сегодня работали одни женщины.

- Я за вами! - предупредил я и побежал к своей машине (С. Бар.).

Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи , представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

Среди диалогических предложений различаются предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим, причем реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу, чем последующие. Например:

- На перевязку иди.

- Убьют...

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий подтверждения или отрицания сказанного:

- У тебя баба есть?

- Никак нет.

- А матка?

- Есть (Нов.-Пр.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Чего не пробовали - удить или любить?

- Первое (М. Г.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.).

- Скажи, Степан, вы женились по любви? - спросила Маша.

- Какая у нас в деревне любовь? - ответил Степан и усмехнулся (Ч.).

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроке русского языка по теме «Односоставные предложения.

Роль односоставных предложений в речи»

Васюта Ирина Васильевна, МАОУ СОШ № 4, учитель русского языка и литературы, Новый Уренгой, ЯНАО

Предмет (направленность) урок

Возраст детей 13-14 лет

Место проведения класс

Цели:

1. Сформировать умения отличать односоставные предложения от двусоставных, различать односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, определять их роль в речи.

2. Развивать умения составлять тексты с употреблением односоставных предложений, использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Ход урока.

На уроках русского языка мы продолжаем изучать простые односоставные предложения, их состав, стилистические функции на примерах художественных текстов русской литературы, а также созданных самостоятельно.

    Мотивация. Задания на постановку личных целей ученика.

Обучающимся предлагается анкета. «Для чего я изучаю эту тему, каких результатов я должен достичь».

Я изучаю тему для того, чтобы:

    получить хорошую отметку;

    научиться конструировать односоставные предложения;

    написать красивое сочинение;

    выполнить исследовательскую работу по одному из видов односоставных предложений;

    понравиться учителю;

    научиться понимать художественный текст и роль односоставных предложений в нём;

    своей творческой/ исследовательской работой призвать одноклассников уважать и бережно относиться к русскому словесному искусству;

    проверить хорошо ли я могу делать такие творческие работы;

    свой вариант ответа.

2.Актуализация знаний.

2.1.Блиц-опрос («да», «нет»)

    Определённо-личные предложения – это двусоставные предложения?

    Это односоставные предложения?

    Необходимо ли в них подлежащее?

    Могли бы местоимения 3 лица быть подлежащими в неопределенно-личных предложениях?

    Могли бы местоимения 1,2 лица быть в них подлежащими?

    Связаны ли понятия безличные глаголы и безличные предложения ?

    Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях?

2.2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

К какому стилю принадлежат предложения?

Какова их тема?

Чем они отличаются друг от друга?

    Объявление темы урока.

    Работа с текстом.

Осень.

Прелестная поздняя осень. С утра слегка морозит. Но днем солнце берет свое. Идешь по причудливому пестрому ковру из разноцветных листьев, смотришь на бегущие по небу облака и думаешь, думаешь…

      Комплексный анализ текста.

    Назовите тему текста.

    К какому стилю он принадлежит?

    Объясните написание орфограмм.

    Какие предложения по наличию главных членов в грамматической основе употреблены?

      Трансформируйте текст, добавив в грамматическую основу второй главный член.

Какой текст звучит лаконичнее? Образнее? Почему?

    Работа в группах. Исследование заданных текстов.

Цель употребления.

Внимание в определенно-личных местоимениях сосредоточено на действии; они часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи. Употребление определенно- личных предложений в речи, устной и письменной, делает ее живой, непринужденной, динамичной, эмоциональной. Неопределенно-личные предложения позволяют сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности, полностью отвлекаясь от вопроса о действующих лицах. С их помощью выражается только проявление человеческой деятельности. В этом отношении они противостоят безличным предложениям, выражающим действие стихийных сил. Безличные предложения передают состояние природы, состояние человека, выражение желаний, предположения, приказа, состояние окружающей среды.

Таким образом, односоставные предложения делятся на несколько видов по наличию главного члена в грамматической основе, по стилистическим и смысловым функциям. Чтобы правильно употреблять односоставные предложения в речи, необходимо более подробно изучить виды односоставных предложений.

Задание для группы № 1.

5.1.Сравните разные редакции отрывка из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Сделайте вывод о том, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Как вы полагаете, почему? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Черновой вариант

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под ними лежал берег правый, —

Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда.

Переправа

В шесть часов началась.

Окончательная редакция

Переправа, переправа…

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромки льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа…

Задание для группы № 2.

Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а – другое в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели.

Сделайте вывод из опыта.

(из учебника биологии)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 3.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

(по Н. Носову)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

Задание для группы № 4.

      Проанализируйте текст. Какие предложения чаще всего в нем употребляются? Почему? С какой целью? Подчеркните главные члены в этих предложениях, определите, чем они выражены.

Вечереет. Ветра уж нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде.

(по В. Закруткину)

      Проведите анализ одного из предложений: (Таблица заполняется на интерактивной доске, каждая группа записывает предложение)

    Проверка исследовательской работы групп.

Обучающиеся осуществляют взаимопроверку заданий, выполненных каждой группой на интерактивной доске, делают выводы об использовании односоставных предложений в различных стилях речи.

    Выполнение творческого задания.

Сочинение – миниатюра. (Предлагаются темы по выбору)

Наш город под Новый год.

Мне нездоровится…

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Правила перехода проезжей части дороги.

    Заслушивание и рецензирование работ обучающихся.

    Рефлексия.

Продиагностируйте личное приращение с помощью рефлексии

Заполни таблицу

Задание

Вопрос

Ответ да/нет/ не совсем

Почему?

Вернись к списку ответов на вопрос «Для чего мне изучать тему?». Прочитай еще раз выбранные тобой ответы.

Твоя работа на уроке помогла достичь того, что заявлено в этих ответах?

Вспомни перечень того, чему планировал научиться.

Удалось этому научиться?

Удалось нужную найти информацию?

Вспомни, как шла работа над темой.

Работа над темой велась строго по составленному плану?

Вспомни момент представления творческой работы

Какие чувства и эмоции были у тебя в этот момент?

Ответ

    Домашнее задание.

Выполнить исследовательскую работу по одной из тем (по выбору):

    Использование односоставных предложений в эпистолярном жанре (Анализ письма Тряпичкина Хлестакову (Н.В. Гоголь. «Ревизор», действие 5-е, явление VIII) ;

    Использование односоставных предложений в разговорной речи (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», гл. «Сирота»);

    Проанализировать использование односоставных предложений в учебнике геометрии.

Роль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный урок русского языка в 8 классе.

Цели: 1) обобщение сведений об односоставных предложениях;

2) определение их роли в художественном тексте;

3) воспитание любви к родной природе через слово;

4) попутное повторение некоторых видов орфограмм;

5) выполнение морфемного, морфологического и синтаксического разбора.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы обобщим сведения об односоставных предложениях, выясним их роль в художественном тексте.

Все задания будут объединены зимней темой, т. к. за окном сейчас зимняя пора...

Зима! Сколько радости она приносит не только детям, но и взрослым! Катание на санках и коньках, лыжная прогулка, игра в снежки, сооружение ледяной крепости - все это дарит нам это замечательное время года. И какая же красота вокруг!

«У наших зим особенная прелесть!» - сказал поэт Николай Рыленков.

Эти его поэтические строки и будут эпиграфом нашего урока, запишем его в тетрадях после темы справа». (Оформление тетрадей).

II. Терминологический диктант.

(Проверка осуществляется одновременно с демонстрацией слов, выведенных на слайдах или написанных на табличках).

Начнем с повторения некоторых теоретических понятий. В тетрадях записываются слова, соответствующие прочитанным определениям.

1) Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - подлежащего или сказуемого.

2) Односоставное предложение, в котором деятель не назван, но мыслится как определенное лицо.

3) В этом односоставном предложении действие не создается деятелем, в нем нет и не может быть подлежащего.

4) Односоставное предложение, сказуемое которого имеет форму глагола прошедшего времени множественного числа или форму 3 л. множественного числа.

5) Односоставное предложение, в котором утверждается наличие предметов или явления.

6) Особый вид назывного предложения, для обозначения которого в русском языке существует два термина, отражающие определенные признаки данного вида.

7) Это односоставное предложение имеет обобщенное значение, особенно в пословицах, афоризмах, поэтической речи.

III. Анализ отрывка из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

(Текст под диктовку учителя один из учащихся записывает на доске).

Снег да снег. Всю избу замело.

Снег белеет кругом по колено.

Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены....

И дыханье выходит из губ

Застывающим32 в воздухе паром4.

Вон дымок выползает из труб;

Вон в окошке сидят с самоваром.

Задание: 1) объяснить пунктограммы и трудные орфограммы,

2) подчеркнуть грамматические основы предложений;

3) выполнить указанные виды разбора;

4) ответить на вопрос: чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

(Односоставные предложения понятны и без второго главного члена. Отсутствие его усиливает смысловое значение того главного члена, который есть в предложении.

Кроме того, определенно-личные и неопределенно-личные предложения более лаконичны, в них больше подчеркивается действие, чем деятель. А выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительности действия).

IV. Лингвистические задачи.

(У каждого из учащихся имеется карточка с условием лингвистической задачи, которую необходимо решить, а ответ аргументировать. Задач три варианта.

Ответы при проверке оцениваются учителем и учениками).

Вариант I.

Задание. Является ли данное предложение односоставным? Свой ответ аргументируйте. Устно объясните значение указанного слова.

Бриллианты 5 в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах....

(А. Фет «Знаю я, что ты, малютка...»)

Данное предложение не является односоставным и назывным, т. к. распространить назывное предложение могут только согласованные или несогласованные определения (то есть те второстепенные члены, которые относятся к группе подлежащего), а в данном предложении есть второстепенный член с обстоятельственным значением.

Следовательно, это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании.

Бриллиант5 - драгоценный камень, граненый и шлифованный.

Вариант II.

Задание. Является ли данное предложение именительным представления? Объясните значение указанного слова.

Иней5... Он сверкал, переливался на солнце, словно алмаз из заветной шкатулки Деда Мороза.

Это предложение является именительным представления, т. к., во-первых, именительный представления предполагает продолжение, развитие той темы, которая уже названа, и мы наблюдаем это в данном примере;

во-вторых, предложение, следующее за именительным представления, связано с ним цепной связью, в роли сцепляющего слова выступает местоимение (а еще могут выступать и повторяющиеся или однокоренные слова, другие языковые средства);

в-третьих, с именительным представления может сочетаться риторический вопрос или восклицание, и здесь это возможно;

наконец, в конце именительного представления могут стоять различные знаки препинания - многоточие, восклицательный знак, сочетание этих знаков, точка. В данном примере - многоточие.

Заветной 5 - сокровенной, свято хранимой.

Вариант III. .

Задание. Является ли это предложение именительным представления?

Устно объясните значение выделенного слова.

Мелколесье 5. Степь да дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(С. Есенин).

Это назывное предложение, а не именительный представления, поскольку последний предполагает обязательное продолжение, развитие темы, которая названа, а здесь такое не наблюдается.

Мелколесье5 - небольшой лес.

V. Творческая работа

(сочинение - миниатюра на одну из предложенных тем

с подбором эпиграфа).

Учитель: «О зиме писали многие поэты, ее изображали на своих полотнах многие известные художники.

Дома вы подготовили небольшие поэтические отрывки из наиболее понравившихся зимних стихотворений. Послушаем их». (Читаются отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме).

Учитель: «У нас в классе много зимних пейзажей: это художественные фотографии и репродукции картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Грабаря «Зимний пейзаж», К. Юона ««Волшебница-зима». Посмотрите, какое великолепие! Царство снега на репродукции картины Шишкина: гигантские деревья склоняются под его тяжестью. Каждая веточка, как хрустальная...

А вот эти зимние пейзажи нарисовали ребята. И не только нарисовали, но и подобрали к ним поэтические строчки. (Демонстрация детских рисунков).

Учитель: «Вспомним еще зимние пейзажи, которые изобразили русские художники». (А. К. Саврасов «Зимний пейзаж», И. Шишкин «Иней», К. Юон» «Русская зима», Грабарь «Февральская лазурь», Л. Бродская «Зимний лес» и др.)

Не обошли своим вниманием зиму и многие известные композиторы.

Вспомните имена и произведения некоторых из них.

(Вступление к опере «Ночь перед Рождеством Римского-Корсакова, дающее поэтическую зарисовку морозного вечера с его застывшей прозрачной атмосферой; вариация Феи Зимы из балета С. С. Прокофьева «Золушка», «Времена года» П. И. Чайковского, его же лирически светлая Первая симфония «Зимние грезы», «Метель» Свиридова и др.).

Учитель: «С помощью интонации, окраски звучания разных инструментов в оркестре можно нарисовать в воображении слушателя настоящую снежную идиллию или бурю, вьюгу, метель. Как, например, это сумел сделать композитор-чародей Петр Ильин Чайковский. Он написал чудесную «снежную» музыку. Это балет по сказке немецкого писателя Эрнста Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Отрывок из этого музыкального произведения мы с вами сегодня и послушаем. И пусть эта волшебная музыка вдохновит вас в написании небольшой творческой работы на одну из тем: «Зимний пейзаж», «Зимняя ночь», «Лес зимой», «Зимний вечер», «Зимнее утро». Подберите к своему сочинению эпиграф. По возможности больше постарайтесь употребить в работе односоставных предложений.

(Проверяется 2-3 работы)

Итак, какова роль односоставных предложений в художественном тексте? (Делается вывод).

VI. Работа по карточкам.

(Определение вида односоставных предложений).

1) Зимние сумерки.

2) Холодно.

3) Завьюжило не на шутку.

4) Снегу намело до самых крыш.

5) С трудом пробираюсь по узкой тропинке.

6) Вот и знакомый дом.

7) Меня здесь ждут.

8) Радуюсь приветливым лицам хозяев.

(Учащиеся на маленьких карточках, на которых записана их фамилия, записывают вид односоставных предложений, диктуемых учителем. Один из учащихся работает на переносной доске. При проверке с объяснением учащиеся обмениваются карточками, проверяя друг друга и выставляя оценки. Работающего у переносной доски оценивает учитель).

Ф. И. учащегося.

1) назывное

2) безличное

3) безличное

4) безличное

5) определенно-личное

6) назывное

7) неопределенно-личное

8) определенно-личное

VII. Итог урока, домашнее задание.

Учитель: «Мы сегодня повторили сведения об односоставных предложениях, выяснили их роль в художественном тексте». (Выставление оценок за урок.)

Задание на дом: составить карточку по теме «Односоставные предложения» для кабинета русского языка и литературы, соответственно ее оформить.

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тароватый,

Свежей, белой, пухлой ватой

Всё убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

"Ну, скорей гулять! "

Зимнее утро

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись:

Отркрой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Скрип шагов вдоль улиц белых...