Open
Close

Карачаево-Черкесская Республика - Характеристика. Социально-экономические показатели — Инвестиционный портал Карачаево-Черкесской Республики Торговая характеристика региона

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЧР

Карачаево-Черкесской Республики

до 2030 года

Черкесск

Паспорт

1. Социально – экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики

1.1. Общая информация о Карачаево-Черкесской Республике……6

1.2. Анализ социально-экономического положения КЧР за годы…..……………………………………………………...7

1.3. SWOT-анализ ……………………………………………………44

2. Целевые ориентиры

2.1. Вызовы предстоящего долгосрочного периода ……………….46

2.2. Потенциальные возможности обеспечения устойчивого развития экономики Республики ……………………………………..48

2.3. Три возможных сценария развития Республики ………………50

2.4. Основные направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития …………………………………….54

2.5. Этапы реализации Стратегии социально-экономического развития КЧР до 2030года...………………………………………….56

3. Политика развития человеческого капитала

3.1. В сфере демографии ………………………………………………59

3.2. В сфере образования ……………………………………………...63

3.3. В сфере здравоохранения ………………………………………..74

3.4. В сфере культуры …………………………………………………82

3.5. В сфере физической культуры и спорта ………………………..85

3.6. В сфере занятости населения …………………………………….92

3.7. В сфере повышения доступности жилья ………………...……...99

5. Политика развития конкурентоспособности Республики

5.1. В сфере инноваций ………………………………………………..148

5) формирование имиджа Карачаево-Черкесской Республики как «Стабильно развивающейся экологически чистой Республики, производящаей экологически чистые товары и услуги»;

6) реализация заложенных принципов и достижение обозначенных целей в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации.

Сроки и этапы реализации программы:

Реализация Стратегии предусматривается в четыре этапа:

1) гг.;

2)гг.;

3)гг.;

4)г. г.

1. Социально-экономическое положение Карачаево-Черкесской Республики

1.1 Общая информация о Карачаево-Черкесской Республике

Карачаево-Черкесская Республика, являющаяся субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. До 1992 года Карачаево-Черкесия в качестве автономной области входила в состав Ставропольского края . На западе она граничит с Краснодарским краем, на севере и северо-востоке - со Ставропольским краем, на востоке - с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге граница проходит по Главному Кавказскому хребту, Республика территориально граничит с Грузией и Абхазией.

К побережью Черного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы. Военно-Сухумская дорога, проходящая через Клухорский перевал, соединяет Республику с Абхазией. На границе с Кабардино-Балкарской Республикой расположена гора Эльбрус, самая высокая вершина Кавказа - 5642 м.

Столица Карачаево-Черкесской Республики – город Черкесск, он основан в 1825 году, численность населения - 120,7 тыс. человек, расстояние до Москвы - 1674 км.

Территория Республики - 14,3 тыс. кв. км, она включает в себя равнинные, горные и предгорные зоны. Восемьдесят процентов всей территории Карачаево-Черкесской Республики занимает горная зона. Административно-территориально Республика делится на 10 муниципальных районов и 2 городских округа . Численность населения Республики - 427,4 тыс. человек, из них 44% населения проживает в городах и 56% - в сельской местности. На территории Республики живут представители более 70 народностей и национальностей.

1. 2. Анализ социально экономического положения КЧР за годы.

Демография

В сфере санаторно-курортного дела деятельность осуществляют 2 федеральных государственных учреждения и 2 санатория-профилактория, являющихся открытыми акционерными обществами . Общая ёмкость указанных объектов - 540 мест.

Отрицательную динамику имеет также число детских поликлиник , амбулаторий (самостоятельных) и учреждений, в которых есть детские отделения, к 2009 году их количество составило всего 10 по сравнению с 22 в 2006 году.

Время обслуживания вызова скорой помощи сократилось с 20 минут в 2006 году до 10-15 мин. в 2009 году. Объемы амбулаторно-поликлинической помощи в части посещений на дому в 2009 г. выросли на 35% относительно 2006 года.

В системе обязательного медицинского страхования в 2009 году от общего числа медицинских учреждений работало 64,0 %, для сравнения: в 2008г. - 63,5%; в 2007 г. - 63,7%; в 2006г. – 61,4%. Муниципальные медицинские учреждения составили 49,0 % от общего числа учреждений Республики, причем 53,0 % из них расположены в сельской местности.

Коечный фонд в 2009 году составил 4,1 тыс. коек. Обеспеченность койками в среднем по КЧР выше, чем по РФ на 3,1 койко-место, число больных, приходящихся на 1 больничную койку в течение гг. имело положительную динамику и составило к концу 2009 года 105, 7 человек на 1 больничную койку, (для сравнения: РФ – 102,5; СКФО – 137,2 человек).

В учреждениях здравоохранения к концу 2009г. работало 1538 врачей и 4997 работников среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами на 10000 населения по КЧР имеет положительную динамику и составила: в 2006г.- 34,5чел.; в 2007г.- 34,8чел.; в 2008г.- 36,0 чел.; в 2009 – 37,5чел., но ниже аналогичных показателей 2009г. по ЮФО - на 1,2 чел., по РФ – на 12,1 чел.

Динамика обеспеченности населения койко-местами в

лечебно – профилактических учреждениях КЧР

Отмечается низкая укомплектованность муниципальных учреждений здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики медицинским персоналом. Укомплектованность средним медицинским персоналом и врачами в КЧР в 2009 году незначительно повысилась и составила 97,5% и 84,1%, в то время как в 2008 году она составила 95,4 % и 83,8% соответственно. Коэффициент совместительства в 2009 году составлял по среднему медицинскому персоналу - 1,13, а по врачам - 1,32. Это означает, что каждая третья врачебная ставка была занята совместителями, либо «врачебная» функция выполнялась за счет расширения объема работ. Ситуацию осложняет продолжающийся отток врачебных кадров из сельской местности, что негативно сказывается на качестве и доступности медицинской помощи.

Число врачей начеловек населения

Износ зданий и сооружений в среднем по учреждениям здравоохранения на конец 2009г. составило более 60%. В Республику за период с 2006 по 2009 годы поступило 212 единиц диагностического оборудования на сумму 140,2 млн. рублей и 76 единиц санитарного автотранспорта на сумму 33,7 млн. рублей. Из средств республиканского бюджета за исследуемый период закуплено 43 легковых автомобиля для участковой службы, диагностического и холодильного оборудования и медикаментов на сумму 11,3 млн. рублей. За 2009 год закуплено диагностического оборудования на сумму 11,1 млн. рублей.

Культура

На сегодняшний день в Республике функционирует 376 государственных учреждений культуры, государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, в состав которого входят 12 объектов, представляющих значительную историческую и культурную ценность, работает 169 библиотек, 5 кинотеатров и 25 киноустановок, 33 школы дополнительного образования, 1 экспериментальная школа для одаренных детей (при Колледже культуры и искусств).

За период с 2008 по 2009 год было организовано кинотеатрами и киноустановками было в период с 2008 – 2009 г. 3630 киносеанса, обслужено 50,7 тыс. зрителей, в том числе 29,2 тыс. детей.

Мощность библиотечного фонда Карачаево-Черкесской Республики

в период 2006 – 2009гг.

Спорт

В 2009 году на территории КЧР функционировало 3 спортивных общества, 16 республиканских федераций и ассоциаций по видам спорта, 36 ДЮСШ, 7 СДЮШОР и 1 ШВСМ, из них 15 подведомственных школ, баскетбольный и футбольный клубы.

Процент граждан, занимающихся физической культурой и спортом в 2009г. в Карачаево-Черкесской Республике, повысился и составил 13,5%, (в 2006 году - 11,9 %; в 2007 году – 11,96%; в 2008 году – 12,95%), по России – 15,9% от общего числа населения.

Динамика роста участников спортивно - оздоровительных мероприятий , проводимых Госкомспортом КЧР (чел)

В течение 2009 года в Республике функционировало 229 спортивных зала, находящихся в общеобразовательных школах и имели площадь 18х9, На сегодняшний день 39 школ не имеют спортзалов, из них 6 - городских и 33 - сельские школ.

За период с 2007 года по 2009 год профинансирована укладка футбольных полей с искусственным покрытием в количестве 12 ед. (5 футбольных полей размером 110 х 70 метров и 9 спортплощадок размером 60 х 40 метров).

К концу 2009 г. количество плоскостных спортивных сооружений (площадок и полей) составило 519 единиц, (79,9 %), на 130 единиц меньше уровня 2006 года. В 2006г. их было 649 единиц, в 2007 – 511., в 2, что больше уровня 2007 г. на 2 ед. и меньше уровня 2006 г. на 136 единиц.


Число спортивных сооружений (.на период с2006 по 2009 год, ед.).

Количество плавательных бассейнов за период с 2006 – по 2009 гг. оставалось неизменным (9единиц), что меньше на 17,6%. чем в Ставропольском крае.

Рынок труда

Среднесписочная численность работников (по полному кругу) организаций (без учета совместителей) за 2009 г. сократилось на 2,7 тыс. чел. по сравнению с 2008 г. и составила 90,6 тыс. чел. В 2008 г. также наблюдалось незначительное снижение численности работников на 0,3 тыс. чел. по сравнению с 2007 г.(93,3 тыс. чел.).

Динамика среднесписочной численности работников по полному кругу организаций

Из среднесписочной численности работников (по полному кругу) организаций в 2009 г. 83,5% составили штатные работники организаций, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства , что составило 80,4% относительно показаг. и 81,1% относительно показаг.

Число рабочих мест, занятых работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) за 2009 г. составило 78,8 тыс. чел. (100,7% к уровню 2008 г.), за 2008 г. - 78,6 тыс. чел. (101,2% к уровню 2007 г.), за 2007 г. - 79,2 тыс. чел., что превышает показаг. на 1,3%.

За период с 2007 по 2009 гг. уровень безработицы имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2009 г. численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости населения, увеличилась на 20,2% по сравнению с 2008 г. и составила 6,8 тыс. чел., в 2008 г. - на 33,2% (5,3 тыс. чел.) по сравнению с 2007 г., а в 2007 г.(7,9 тыс. чел.) число безработных увеличилось на 25,8% по сравнению с 2006 г.

Пособие по безработице в 2009 г. назначено 5,9 тыс. человек, в 2008 г. - 4,8 тыс. человек, в 2007 г. - 7,2 тыс. человек.

В 2009 г. в органы государственной службы занятости населения обратилось за содействием в поиске работы 18,8 тыс. граждан, в 2008 г. - 17,1 тыс. граждан, в 2007 г. - 20,3 тыс. граждан.

Динамика уровня безработицы

Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости на одну заявленную работодателями вакансию в 2009 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. на 22,4% и составила 12 человек, в 2008 г. наблюдалось уменьшение данного показателя относительно 2007г. на 14,1%, что в численном выражении составило 538 человек.

Финансы

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в декабре 2009 года составила 99,1% к уровню декабря 2008 года и 102,1 процента - к уровню ноября 2009 года.

В структуре использования денежных доходовдоля денежных доходов, направленных населением на потребительские расходы, в 2009 году была ниже уровня 2008 года на 2,5% и составила 63,2%. При этом на покупку товаров было использовано 49,9% денежных доходов, что на 2,2% меньше, чем в 2008 году, на оплату услуг – 13,3% (уменьшение на 0,3%).

Потребительские расходы в 2009 году превысили уровень 2008 года на 12,4%, но реальном исчислении уменьшились на 0,3%.

Потребительский рынок

Структура объема платных услуг, предоставляемых населению, распределена следующим образом: бытовые - 23,6%, коммунальные услуги - 22,7%, услуги связи - 22,5%, медицинские услуги -10,8%.

Туризм и рекреация

На территории Республики за 2009год оказано туристических услуг, на сумму 21,4 млн. руб., что составляет 116,3% к уровню 2008 года (19,0 млн. руб.) и 155,1% к уровню 2007 года. Значительному росту данного вида услуг в 2009 году способствовало открытие новых туристических агентств, осуществляющих продажу туристических путевок населению, большая часть которых пришлась на летний сезон.

Объем услуг, оказанных гостиницами за 2009 год, составил 140,0 млн. руб. или 127,3% к уровню 2008 года.

За 2008г. п. Домбай посетили 43868 чел., в том числе иностранных посетителей (нерезидентов) 5,94 тыс. чел., объем оказанных услуг составил 89730 тыс. руб. За 2009 год п. Домбай посетили 22134 чел., объем оказанных услуг составил 96836 тыс. руб.

За период гг. в Домбае построено 9 гостиниц, сумма инвестиций в строительство гостиниц составила – 75 млн. рублей.

Количество российских туристов из других регионов (резидентов), посетивших туристические объекты Республики в 2009 году составило 376,60 тыс. чел, в 2008 году, 360,80 тыс. чел., что больше чем в 2007 годом на 11%.

Промышленность

Итоги промышленного производства за 2008 год характеризовались положительной динамикой, рост промышленного производства в Республике составил 103,7% к показагода. Основное влияние на результаты промышленного производства оказали предприятия по добыче полезных ископаемых (индекс производства - 105,3%) и обрабатывающих производств (104,4%).

В течение 2009 года ситуация в промышленности Республики не претерпела существенных изменений. Индекс промышленного производства по итогам 2009 года составил 103,4%. В обрабатывающих производствах индекс производства в 2009 году составил 97,1% к 2008 году, что обусловлено спадом в производстве транспортных средств и оборудования, где индекс производства составил 6,6%, в химическом производстве - 23,4%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 34,9%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 54,8%.

В производстве и распределении электроэнергии газа и воды индекс производства 2009 года составил 111,8% к аналогичному периоду 2008 года.

Основные показатели промышленного производства

Индекс производства предприятий пищевой промышленности в целом по отрасли составил 111,7% в 2009 году, и 103,4 % в 2008 году.

Наибольший прирост выпуска продукции достигнут в производстве мясных полуфабрикатов – в 1,6 раза; масла животного – на 39,4%, цельномолочной продукции – на 27,7%, сыров и творога – на 19,7%, мяса и субпродуктов I категории - на 11,1 процента. Кроме того, увеличилось производство пива – в 1,5 раза, водки – на 34,5 процента.

Карачаево-Черкесская Республика является субъектом Российской Федерации, расположена на крайнем юге Европейской части России и входит в состав Северо-Кавказского Федерального округа. Южная граница республики совпадает с государственной границей Российской Федерации с Республикой Грузия, на западе с Краснодарским краем, на севере - со Ставропольским краем и на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой. Площадь территории составляет 14,273 тыс. км2 и занимает размеры с севера на юг - 144 км и с запада на восток - 160 км. Большая часть территории республики занята горами (около 80%). На границе с Кабардино-Балкарской республикой расположена самая высокая вершина Кавказа - гора Эльбрус (5642 м). Рельеф республики весьма разнообразен. Все точки поверхности лежат выше 400 метров над уровнем моря, постоянно повышаясь к югу и юго-востоку. По характеру поверхности выделяются три зоны: горная, предгорная, равнинная.

Особенности климата Карачаево-Черкесской республики определяются её географическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, разнообразием рельефа. Система параллельных хребтов, общекавказского простирания и их северные отроги, протягивающиеся в меридиональном направлении, разделяют территорию на множество районов со специфическим местным характером климата и создают четко выраженную климатическую зональность. В целом климат республики умеренно-континентальный.

Население республики – 428,706 тыс. чел., в том числе городское – 188,559 тыс. чел (44 %), сельское – 240,147 тыс. чел (56 %). Средняя плотность населения – 30,5 чел. на один квадратный километр. Полезные ископаемые Основные полезные ископаемые: уголь, свинец, цинк, медь, сурин, известковый камень, андезит, гранит и мрамор.

В административном отношении Карачаево-Черкесская республика состоит из 9 муниципальных районов, 2 городов, 5 поселков городского типа, 82 сельских муниципальных образований, 139 сельских населенных пунктов.
Численность трудоспособного населения 251,5 тыс.чел., детей до 16 лет 94,2 тыс.чел. Учащихся школ 77,0 тыс.чел., пенсионеров117,1тыс.чел. Плотность населения 30,5 чел. на один квадратный километр.

Столица республики - г. Черкесск, население 116,9 тыс.чел, площадь городской застройки 66,7 кв.км, плотность населения до 4030 чел на один кв.км. Город Карачаевск - республиканского подчинения, население 30,1 тыс.чел, площадь городской застройки 22,5 кв.км. Плотность населения 2000 чел. на кв.км.

По территории республики проходит железная дорога Невинномысск-Джегута протяженностью 73 км., относящаяся к Северокавказской железной дороге и имеющая пять станций: Черкесск, Усть-Джегута, Эркен-Шахар, Абазинка, Ураковская. Автомобильный транспорт является основным видом сообщения и грузоперевозок. По территории республики проходят магистральная федеральная автомобильная дорога: Невинномысск - Черкесск (подъезд к г. Черкесск), прочие федеральные дороги: Лермонтов - Черкесск,: Черкесск -Домбай, подъезд к МЦО "Архыз", подъезд к границе с Грузией., подъезд к САО РАН. На территории республики имеется 16 газораспределительных станций. Все они расположены не ближе 500 м. от населенных пунктов. Воздушных линий перевозок и, соответственно, аэропортов в республике нет. Для нужд республики используется аэропорты г. Минеральные Воды и г. Ставрополя Ставропольского края. Водный транспорт в Карачаево-Черкесской Республике отсутствует.

Карачаево-Черкесская Республика - индустриально-аграрный регион Российской Федерации. В объеме валового внутреннего продукта – продукция промышленности занимает 40 %, сельского хозяйства 60 %. Число действующих предприятий 575 (46 % от общего количества), из них средних и крупных 59. Преобладающая доля продукции производится крупными и средними предприятиями. В настоящее время экономика республики – это сложившийся многоотраслевой комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям республики.

На территории республики развиты следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, курортно-туристическое хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство строительных материалов, сахара. Промышленность республики характеризуется следующими отраслями: электроэнергетика, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая, полиграфическая, медицинская, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность.

Важной составной частью экономического потенциала является курортно-рекреационный комплекс, функционирующий на базе лечебных источников и уникальных природных условий. Приоритетными направлениями развития основных отраслей экономики является развитие туристического комплекса «Домбай – Теберда - Архыз», освоение месторождения медного концентрата, железосодержащих руд, вольфрамовых месторождений, использование местных глин, нерудных материалов, минеральных вод. Наиболее крупные предприятия республики: ОАО "ЧХПО", фирма "Меркурий", ОАО "Кавказцемент", ОАО "Резинотехник", ЗАО "Висма", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Роснефть – Карачаево – Черкесскнефтепродукт", АО "Агропромптицепредприятие "Черкесское", ЗАО "Карачаево – Черкесскгаз", ОАО "Карачаево – Черкесскэлектросвязь", фирма "Сатурн", тепличный комбинат «Южный», ОАО «Силикатчик», ОАО «Камос». Анализ существующего положения в экономике и тенденций её развития позволяет выделить следующие проблемы и диспропорции:

Значительное отставание развития социальной инфраструктуры от производственной сферы;

Существенная дифференциация районов республики на уровне экономического и социального развития, создающая экономические, социальные проблемы;

Нерациональная структура экономики, при которой наибольшее развитие получили производства, работающие на природном сырье и вывозящие большую часть продукции за пределы республики;

Низко индустриальное и несоответствующее структуре спроса строительство;

Недостаточно развитый аграрный сектор, действующий в рамках неэффективных форм хозяйствования и в неполной мере использующий благоприятные природно-климатические условия республики;

Высокий удельный вес незанятого трудоспособного населения.

Сельское хозяйство представлено: животноводством - мясомолочного направления, овцеводством (тонкорунным и полутонкорунным), коневодством, птицеводством, пчеловодством, растениеводством - зерновым, техническим, овощными культурами и картофелем. В структуре продукции сельского хозяйства продукция животноводства составляет 51%, растениеводства 49%.

Перспективы развития. Республика обладает огромным потенциалом развития туристско-рекреационной сферы республики. Речь идет не только о реализации крупного проекта по строительству всесезонного горного курорта «Архыз», но и других проектов в сфере туризма. Необходимо динамичноразвивать крупные курорты Карачаево-Черкесии, обеспечения круглогодичного оборота туристов и комплексного сочетания различных видов туризма. По прогнозу, к 2020 году курорты, включая прибрежные кластеры, смогут принимать до 10 млн. туристов в год. Строительство пяти горнолыжных кластеров на Северном Кавказе в Архызе (Карачаево-Черкесия), Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Лагонаки (Краснодарский край - Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария) - один из приоритетных проектов федеральных властей. Общий объем вложений за десять лет может составить более 450 млрд. рублей. Из бюджета в уставной фонд ОАО «Курорты Северного Кавказа» планируется выделить около 60 млрд. рублей, в основном, на развитие инфраструктуры».

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач - социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности - промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел - до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное - из республиканского.

Бюджет республики на 70 % - социально-ориентированный - это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

На 25 % больше средств Карачаево-Черкесия затратит в этом году и на развитие спортивной инфраструктуры. Только за последние два года в республике построено и реконструировано 24 спортивных объекта.

Добиться хороших результатов удается за счет привлечения в регион государственных и частных инвестиции. Реализации уникальных проектов позволяют развивать экономику и решать важнейшие социальные задачи. На сегодняшний день республика реализует 22 крупных проекта в сфере промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства.

По мнению главы республики, наиболее перспективные проекты - это так называемые системные, реализация которых влечет за собой развитие многих смежных отраслей, что даст республике больше новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Интересным в этом направлении является проект строительства всесезонного курорта "Архыз", который для республики является локомотивом в туристической отрасли. В 2018 году при выходе на проектную мощь только первого поселка курорта "Романтик" будут созданы как минимум 12 000 новых рабочих мест.

На территории курорта сейчас функционируют два отеля, сервис-центр, четырехместная кресельная и гондольная канатные дороги пропускной способностью 1800 и 2400 пассажиров в час соответственно, детский горнолыжный городок. В летний сезон на "Архызе" работали палаточный лагерь на высоте более 1700 м, пейнтбольный клуб, веревочный парк, детский городок, прокат велосипедов и сигвеев, бассейны, кафе, экскурсионное бюро и ряд других объектов туристической инфраструктуры.

По мнению спикера верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко, посетившей "Архыз" в июле этого года, он ни в чем не уступает европейским аналогам.

В сфере промышленности, недропользования и гидроэнергетики глава КЧР выделил проект строительства нового цементного завода ОАО "Кавказцемент" мощностью до 10 000 т клинкера в сутки, тоже должен дать толчок развитию всего строительного сегмента, проект ООО "УГМК Холдинг" по разработке медно-колчеданного месторождения и строительство ГЭС ГАЭС компанией "РусГидро".

Сейчас в условиях санкций, введенных США и ЕС в отношении России и ответного продуктового эмбарго, в числе приоритетных, прежде всего, проекты по импортозамещению. Запрет на ввоз плодоовощной продукции из стран Евросоюза создал дополнительный стимул для наращивания производства на крупнейшем в России агрокомбинате "Южный", расположенном в Усть-Джегутинском районе КЧР. Сегодня предприятие производит 40 000 т овощей, которые занимают 30 % овощного рынка Москвы, и составляют где-то 10-12 % от общего производства в России. Модернизация комбината позволит увеличить урожайность овощной продукции в 2,5 раза. Она начнется в 2015 году и будет проводиться без остановки цикла производства. На первом этапе планируется обновить два блока теплиц. В этот проект "Банк Москвы" намерен инвестировать более 2,5 млрд рублей.

Перспективным в плане импортозамещения является также проект строительства фабрики по переработке шерсти полного цикла. Реализация этого проекта, аналогов которому пока нет в России, будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий не только республики, но и всего юга страны. Основная часть сырья сейчас закупается в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Есть уже практика приобретения шерсти в Челябинской области и в Приволжском федеральном округе.

На первой очереди фабрики, запуск которой состоялся в 2012 году, сейчас работают более 170 человек. Ввод второй очереди предприятия, намеченный на конец этого года, замкнет производственную цепочку - от сортировки шерсти до прядения. Здесь также предусмотрено производство трикотажных изделий. При выходе фабрики в 2015 году на полную производственную мощность - более двух тысяч тонн пряжи в год, в республике будет создано еще около 250 новых рабочих мест.

В этом году начата также реализация другого крупного проекта по строительству обувной фабрики производственной мощностью миллион пар обуви в год, который обеспечит региону более 500 новых рабочих мест. Объем инвестиций, в первую очередь предприятия составит 1,4 млрд рублей. Проект получил государственные гарантии правительства России в размере 686 млн рублей и госгарантию Карачаево-Черкесии на 98 млн рублей.

Власти Карачаево-Черкесии не намерены сбавлять темпы инвестиционной активности. В регионе будет продолжена работа по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса. Сейчас в республике, в частности, для инвесторов предусмотрены налоговые льготы, предоставляются льготные условия пользования природными ресурсами в соответствии с законодательством. Создана особая экономическая зона, резиденты которой освобождаются от налога на имущество на 10 лет, от налога на землю - на 5 лет. В 2015 году начнется реализация двух социальных проектов в сфере жилищного строительства стоимостью более 22 млрд рублей. В числе планируемых к реализации интересных инвестпроектов республики - строительство трех ветроэнергетических станций. Его реализация должна начаться в следующем году. Ожидается, что энергетическое предприятие выйдет в 2019 году.

Инвестиции для экономики можно сравнить с пищей для живого организма: чтобы он рос, питание должно быть калорийным, регулярным и достаточным для обеспечения его нормального развития. При недостатке пищи организм останавливается в росте, при её отсутствии - постепенно умирает. Тоже и с инвестициями для экономики - чтобы она динамично развивалась необходим постоянный приток денежных средств.

Его источниками могут быть и институциональные инвесторы (компании, профессиональной деятельностью которых является аккумулирование денежных средств и их выгодное для клиентов вложение), как отечественные, так и зарубежные, и сами граждане, решившие заняться бизнесом и использующие для этого личные накопления. Все так называемые «экономические чудеса» в мире имели в своей основе эффективную инвестиционную политику.

В апреле текущего года стало известно, что три инвестиционных проекта в Карачаево-Черкесии получат для своей реализации государственную поддержку в рамках подпрограммы Государственной программы развития СКФО до 2025 года.

Об этом и других вопросах развития экономики республики корреспондент «НИА Кавказ » беседует с Министром экономического развития КЧР Алием Накоховым.

Сначала министр обрисовал механизм финансирования этих проектов, которые будут реализованы по схеме частно-государственного партнёрства. Суть его заключается в следующем: государство в лице, в данном случае, Корпорации развития Карачаево-Черкесии, вносит свою долю в капитал создаваемых предприятий - 500 млн. рублей . Один процент, 13,8 млн. рублей, вносит правительство республики. Оставшиеся 59 процентов - это взнос частного инвестора, инициатора проекта. Полмиллиарда рублей под эти проекты уже получены от Федерального центра, доля республики заложена в республиканском бюджете, инвестор готов внести свою долю. «Осталась чисто техническая процедура докапитализации нашей корпорации развития и можно считать, что финансовая основа для реализации проектов создана », - сообщает мой собеседник.

Переходим к самим проектам. Начинаем с Агропромышленного парка, который будет в одном из новых жилых массивов Черкесска.

Чем, собственно он будет отличаться от обычного большого продовольственного рынка и почему именно здесь сельхозпроизводителям будет выгодно продавать свою продукцию?

Алий начал с констатации того факта, что сегодня у местного агрария два пути реализации выращенного им урожая. Первый - это подвести его до ближайшей автотрассы и весь световой день стоять у прилавка в ожидании покупателей. Второй - отдать его по оптовой цене в магазин. Причём эта цена едва покроет его издержки, а деньги от магазина он получит лишь после полной реализации товара, да и то, как правило, с задержкой. Агропромышленный парк предоставит производителю торговое место (750 павильонов), камеру хранения продукции, холодильник (или морозильник), возможности для предпродажной подготовки (мытья продуктов, сортировки, упаковки и т.д.), место для проживания (гостиница на 540 мест). Аналогичный парк создан и успешно работает в Казани. «Но мы решили пойти дальше. На дворе - 21 век, большую часть информации человек получает из Интернета и с его же помощью всё чаще приобретает товары - продолжает рассказ министр - И в нашем агропромышленном парке он сможет это сделать: купить нужные ему продукты, сделав заказ через всемирную сеть».

С покупателем более или менее ясно. А чем будет привлекателен агропромышленный парк для продавца? Не сочтёт ли он вышеперечисленные блага слишком затратными для себя?

Продажа на дорогах, согласился со мной Алий, обойдётся ему дешевле. Но будут велики и сроки реализации продукции. Продажа через магазины - удовольствие недешёвое. «Зайти в магазин - стоит денег, положить товар на полку - стоит денег. И чем лучше полка - тем дороже она ему обойдётся. В агропромышленном парке же он будет платить гораздо меньше», - считает министр.

На сколько меньше? Это, по словам министра, можно будет сказать только после введения объекта в эксплуатацию. Но то, что меньше, мой собеседник гарантирует. Впрочем, если предприниматель хочет идти в торговые сети, платить за это - это его риски, это его осознанное решение. «Одна из задач проекта - предоставить предпринимателю возможность выбора между различными вариантами реализации произведённой им продукции», - завершает собеседник свой рассказ о первом из инвестпроектов.

Домбай. Это слово хорошо известно тем, кто занимался горными лыжами ещё во времена Советского Союза. Сейчас в республики на подъёме Архыз - прокладываются трассы, строятся подъёмники и гостиницы. Это новый, суперсовременный горнолыжный курорт, ни в чём не уступающий европейским по оснащению и сервису. Здесь даже по горизонтальной местности отдыхающие имеют возможность перемещаться по движущейся дорожке - траволатору.

Почему в республике опять обратили свои взоры на Домбай?

«Появился инвестор, который захотел вложить свои деньги именно в Домбай. Мы просто решили его поддержать. Проект разбит на два года. В этом году мы, точнее, инвестор планирует построить гостиницу на 75 номеров, в следующем - канатную дорогу пропускной способностью 2400 человек в час. В декабре прошлого года к проекту были вопросы со стороны Минкавказа России. Мы все замечания учли, проработали вопрос с «Курортами Северного Кавказа », получили их поддержку».

Конкурируют ли между собой два этих республиканских курорта?

Министр считает, что нет: «Домбай - это Домбай, жемчужина Северного Кавказа, курорт с историей. Домбай - это несколько иное, чем в Архызе, направление горнолыжного туризма. Другие склоны, другие высоты, другая атмосфера, другая аура. Это курорт для разных возрастных категорий отдыхающих, с разным уровнем горнолыжной подготовки. Здесь большее разнообразие трасс, больше «чёрных» трасс для любителей экстрима. У Домбая за долгие годы его существования сформировалась большая группа поклонников, фанатов. Впрочем, есть туристы, которые любят осваивать новые местности, новые горы. Наличие двух курортов позволит нам принимать и тех, и других».

Третий проект - фруктовые сады интенсивного типа. Как продвигается он?

«К концу апреля на первых 40 га из выделенных под проект земель будут расставлены шпалеры, в мае - высажены саженцы, к концу июня будет смонтирована противоградная сетка. Осенью саженцы появятся ещё на 120 га. Они уже закуплены в Италии, сейчас хранятся в холодильнике . Решены вопросы с водоснабжением и охраной плантации. После выхода на проектную мощность сады будут давать урожай яблок 8,2 тысячи тонн в год, черешни - 195 тонн, сливы - 566 тонн».

Каков ожидаемый экономический эффект от трёх проектов: рост занятости, товарооборота, поступлений в бюджет и внебюджетные фонды?

Если говорить об экономике проектов, то цифры следующие: общий объем инвестиций по проектам составит почти 2,8 млрд. рублей, сумма налоговых выплат во все уровни бюджетов за первые 5 лет составит более 2,1 млрд. рублей , во внебюджетные фонды - более 120,0 млн. рублей. Планируется создать 232 новых рабочих места, из которых 173 - высокопроизводительные.

Кто он, инвестор, вкладывающего сегодня деньги в экономику республики? Свой, республиканский, российский, иностранный?

«Присутствуют всех из названных Вами. Например, иностранные компании. В Сочи мы заключили соглашение с «Bom Group », голландской компанией, специализирующейся на реализации тепличных проектов «под ключ». Они заходят в республику уже в этом году и будут выступать соинвесторами крупного проекта по выращиванию в закрытом грунте помидоров и огурцов».

А Вы не боитесь затоваривания северокавказского рынка овощной продукции? В апреле в Азербайджане подписаны соглашения о строительстве тепличных комплексов в Ставропольском крае и Республике Дагестан.

«На сегодняшний день у нас очень большой дефицит овощей. Даже если в каждом субъекте СКФО будут построены по три тепличных комплекса, мы друг другу конкуренции создавать не будем. Продукция нашего тепличного комплекса будет ориентирована на внутренний республиканский рынок ».

Вернёмся к инвестору. А в республике есть таковой?

В качестве примера Алий приводит фирму «Селена ». «Они хотят запустить линию по производству спанбонда (spunbond — технология производства нетканого материала из расплава полимера фильерным способом. Часто термином «спанбонд» обозначают также материал, произведенный по технологии «спанбонд» - прим. редакции). Это материал, из которого изготавливают экипировку хирурга: халат, шапочка, бахилы. На сегодня 80 процентов потребности в нём в России покрывается за счёт импорта. Это очень, если так можно сказать, «крутой» проект. Здесь и импортозамещение, и вклад в развитие медицины. Плюс «Селена » хочет выпускать не отдельно халаты, шапочки, маски, перчатки и т.п., а весь костюм того же хирурга в комплекте, в кейсе. Плюс фирма производит востребованную бытовую продукцию: одеяла, подушки. У них был договор о поставках с «IKEA », с «Перекрёстком ». Их проект мы будет предлагать для оказания господдержки в следующем году».

Говоря о местном инвесторе, развитии местного бизнеса мы подошли к теме создания и функционирования республиканского Центра поддержки предпринимательства.

«В прошлом году мы направили в Москву заявку на создание Центра, наше предложение получило поддержку и на его реализацию были выделены средства. Что такое Центр поддержки предпринимательства? Сегодня предпринимателю просто для того, чтобы получить необходимую ему информацию, нужно обойти множество министерств и ведомств. В Центре он сможет получить консультацию практически по любому интересующему его вопросу: открытие/закрытие юридического лица, оптимизация налоговой нагрузки и другие. Под крышу Центра, в одном месте мы хотим собрать все институты поддержки и развития малого и среднего бизнеса: гарантийный фонд, фонд микрофинансирования, МФЦ для бизнеса. Фонд микрофинансирования существует с 2010 года, его капитализация составляет 70 млн рублей , с помощью этих средств мы можем финансировать проекты малого и среднего бизнеса. Гарантийный фонд - та же финансовая поддержка для предпринимателей, только в форме гарантий. В Центре кроме консультаций будут проводится бизнес-тренинги, лекции для предпринимателей».

В завершении беседы Алий Накохов поделился своими амбициозными планами: «Я возлагаю на Центр большие надежды. При помощи него я хочу начать взращивать в республике новый формат предпринимателя, грамотного предпринимателя, который не будет смотреть на государство исключительно как на дойную корову и ждать от него денег для своего бизнеса. Государство должно лишь создавать комфортные условия для ведения бизнеса, все остальные задачи бизнесмен нового типа должен решать сам. Задача, поставленная перед нашим министерством Главой республики Рашидом Темрезовым - всячески помогать бизнесу в решении этих задач ».

03.09.2019 г. Состоялось заседание комиссии Министерства финансов по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
04.09.2019 Министерство финансов Просим Вас принять участие в опросе по финансовой грамотности. Это не отнимет много времени, а Ваши ответы будут использоваться в агрегированном виде.
04.09.2019 Министерство финансов Сельхозпредприятия Карачаево-Черкесии завершили уборку зерновых культур. Объем собранного урожая по сравнению с прошлым годом практически не изменился.
Ежегодный международный инвестиционный форум АгроЮг (18 сентября, Ставрополь) - это профессиональная площадка для развития АПК в СКФО и ЮФО, которая соберет свыше 300 руководителей агрохолдингов, фермерских хозяйств,
29.08.2019 Оборот розничной и оптовой торговли в первое полугодие текущего года снизились.
29.08.2019 Черкесск-портал Налоговое рабство в России Скажи, родное государство, как выжить нам в родной стране?
29.08.2019 КПРФ

Cовещание по вопросe оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района/

В Адыге-Хабльском муниципальном районе прошло выездное совещание по вопросам оснащенности сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственных производителей района, приобретения техники по лизингу,
19.08.2019 Министерство сельского хозяйства КЧР