Open
Close

Досудебное урегулирование налоговых споров. Процедура досудебного урегулирования налоговых споров Особенности процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Как же происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году. Что же это такое «налоговый спор» и как возможно избежать судебных разбирательств. Всегда было и будет огромное количество конфликтов в сфере налогообложения. Эти споры между сторонами редко решаются мирным путем, поэтому приходиться обращаться в суд.

Основные сведения налоговых споров

Часто случаются между сторонами юридические споры. А особенно часто случаются в области гражданских и экономических правоотношениях.

И это вынуждает их обращаться в суд, все дело в том что, судебные разбирательства затягиваются, и это никому не выгодно.

!Важно Многие участники спора стараются не довести дело до суда, а решить спор между собой. И это процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому 3-тью сторону и стараются решить все мирно. И такая процедура так же отлично используется при разрешении налоговых споров. Урегулирование до суда подразумевает:

  • Анализ споров;
  • Оценка причин;
  • Анализ норм закона;
  • Оформление претензий;

!Важно абсолютно любой спор можно решить без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить договор о досудебном урегулировании.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, такая процедура проходит, несмотря на нежелание сторон. Урегулирования делаться на добровольные и обязательные.

И при всем при этом стороны могут даже категорически против досудебного регулирования, и настоять на судебном разбирательстве.

Функции соответствующим отделом

Цель для создания таких отделов является рассмотрение налоговых споров и обоих этапах, на этапе рассмотрения акта налоговой инспекции и на втором этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют функции:

  • Проверить жалобы лиц на различные решения налоговой инспекции;
  • Рассмотреть разногласия сторон по актам различных проверок;
  • Подготовить заключения по жалобам.

Досудебное урегулирование всех налоговых споров в НК, АПК и письмами ФНС.

Порядок досудебного урегулирования

Раньше в России урегулирования были возможны только при решении выездных проверок. Но с 2014 г. урегулирование нужно применять для всех налоговых споров без исключения.

!Важно В первую очередь это отлично для налогоплательщиков, которые могут решать спор с помощью налоговой инспекции.

И так же, такие обращения не облагаются пошлиной, и являются абсолютно бесплотным. Урегулирования в данных случаях подразумевает подачу жалобы налогоплательщиков в вышестоящую налоговую инспекцию. Именно он считается в этих спорах 3-тьим лицом. По НК подать жалобу нужно через налоговую инспекцию, решение, которого в ней оспаривают. И именно оттуда ее направляют дальше.

Во время рассмотрения своей жалобы если налогоплательщик, признаёт, что нарушил налоговый закон, то можно рассчитывать на снижение штрафных санкций.

Налогоплательщик может обжаловать с помощью досудебного урегулирования:

  • Отказ о проведении налогового вычета;
  • Взыскание высоких денежных средств налога;
  • Требования неправомерной оплаты пени или штрафов;
  • Приостановление всех операций по банковскому счету;

На самом деле существуют несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Процедуры досудебного урегулирования налоговых споров по закону состоит так же из этапов:

Абсолютно любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговой инспекции, и так же составленные им в ходе проверки акты. Для этого ему нужно составить в письменном виде жалобу, и конкретно указать предмет споров.

В налоговой инспекции могут рассмотреть:

  1. Документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основывается все требования лица;
  2. Расчет суммы;
  3. Доверенность, ЕС
  4. Ели подается прошение не самим налогоплательщиком.

Законом предусматривают и определяют срок подачи прошения. И он составляет один год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

Если же жалобы подаются позже этого срока, то ее принимают только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях будет ему предложено присутствовать на разбирательстве. Срок обжалования жалоб зависит во многом от самого спора. Если вдруг решение налоговой инспекции не вступило в силу, то подача прошения в проверяющее подразделение дается десять дней. Другие акты, и так же действия налоговой инспекции можно оспорить в течение календарного года. Налоговая служба может проигнорировать жалобу лица. Это будет абсолютно законно, то только если в некоторых случаях. Основания для этого утверждены в НК РФ:

  • В документах отсутствует личная подпись физ. лица;
  • Жалоба подана поле того, как указанные сроки для этого прошли;
  • Если жалоба отозвана обратно;
  • Если одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависят от специального подразделения, которые в налоговой инспекции. Отдел, который рассматривает, функционируют прошение плательщика, должен в течение пяти дней принять решение об отказе, и еще дается три дня на то, чтобы об этом сообщили лицу.

!Важно В случаи отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую, раньше такого не было у юридических и физических лиц.

Эффективность решения споров

Насколько удобна современная система решения в спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2018 год заключается в 1-ую очередь в том, что она позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

Этап судебных разбирательств не только экономически не выгодно, но еще и является затратным по времени.

Урегулирование освобождает налогоплательщиков от присутствия во время принятия решения. Эффективность этого способа давно доказана в других странах. Это позволяет совершенствовать налоговые контроли, и к тому же, улучшить процедуры взаимодействий налоговых служб и налогоплательщиков. Хотя с другой стороны, многие специалисты указывают недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2019 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Базовые сведения

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Поэтому многие участники конфликта стараются не доводить дело до суда, а решить спор между собой. Эта процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

Любой спор может решиться без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить .

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2019 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Из-за этого возникают различные нарушения, которые выясняются во время . И если налогоплательщик не согласен с решением проверяющих, он может обжаловать его.

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать ().

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Важно знать, что в случае отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую (). Раньше такого права у физических и юридических лиц не было.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2019 год заключается в первую очередь в том, что оно позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Минусом досудебного регулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики недостаточно проинформированы в этом вопросе. Отсюда огромное количество

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров имеет большое значение. Его несоблюдение и пропуск срока на его реализацию может лишить плательщика налогов возможности защищать свои права в судебном порядке. Раскроем ключевые положения данной процедуры в нашей статье.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов. Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Под медиацией в действующем законодательстве, а именно законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, понимается нивелирование конфликта при содействии посредника-медиатора. Нацелена такая процедура на разрешение спора без привлечения суда, хотя может применяться как до, так и после обращения в эту инстанцию.

Важные условия устранения разногласий подобным методом:

  • наличие доброй воли обеих сторон на достижение компромисса;
  • содействие независимого посредника-медиатора в разрешении спора.

Однако налоговые правоотношения в настоящее время не входят в сферу действия закона о медиации. Так, ст. 1 закона № 193-ФЗ содержит норму, согласно которой споры, не перечисленные в ней (а налоговых споров в том перечне нет), могут разрешаться с помощью медиации, только если это установлено законом. Действующее законодательство такой специальной оговорки не содержит, а значит, закон о медиации к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, не применяется.

Здесь уместно упомянуть ст. 105.31 НК РФ, которая вводит понятие взаимосогласительной процедуры. Тем не менее эта процедура хотя и проводится в целях урегулирования разногласий, все же не подходит на роль налоговой медиации по следующим причинам:

  • посредником в этом споре выступает ФНС России, которую сложно назвать независимым медиатором;
  • проводится данная процедура только в ходе налогового мониторинга, который применяется в отношении узкого круга налогоплательщиков.

Кроме того, возможности применения любых примирительных процедур в отношении налоговых споров весьма ограниченны. Так, пленум ВАС РФ в своем постановлении от 18.07.2014 № 50 отметил, что правовая природа подобных споров не позволяет участникам конфликта изменять последствия оспариваемых действий и операций. Иными словами, стороны не могут договориться об изменении ставки налога или пеней.

Подводя итоги, отметим, что досудебный порядок в налоговых спорах обязателен тогда, когда это зафиксировано в законе. Реализация досудебного урегулирования с налоговиками требует весьма скрупулезного подхода, прежде всего в плане соблюдения сроков, установленных для обжалования. Пропуск срока при подаче жалобы в вышестоящую инстанцию означает невозможность защиты прав, в том числе и в суде.

Процедура медиации в настоящее время неприменима к спорам, вытекающим из налоговых правоотношений, и вряд ли будет допустима в том виде, в котором она определена в законе № 193-ФЗ.

Досудебные налоговые споры с 2014 года стали обязательным условием при изъявлении отечественным налогоплательщиком несогласия с решением фискального органа. Из нашей статьи вы сможете узнать о досудебной процедуре оспаривания актов налоговой, носящих ненормативный характер.

О досудебном порядке урегулирования налоговых споров

Прохождение определенной процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным условием с 2014 г., когда вступили в силу изменения в часть 1 НК РФ, внесенные законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ (речь идет о публикации п. 2 ст. 138 НК России в новой редакции). С этого момента перед тем, как обратиться в суд, несогласное с решением фискального органа предприятие обязано пройти все этапы предварительного урегулирования по иерархии от низшего звена до федерального органа. Иными словами, оно должно инициировать старт урегулирования досудебных налоговых споров.

Указанная процедура необходима при обжаловании:

  • актов выездной (камеральной) проверки (п. 2 ст. 138 НК);
  • отказа в предоставлении налогового вычета, возврате излишне уплаченного налога;
  • требования об уплате недоимки;
  • решения о взыскании налогов.

Избежать всех этапов досудебного урегулирования спорных вопросов можно лишь в том случае, если фискальный орган, получивший жалобу от предприятия-налогоплательщика, не принял по ней решения в установленный законодательством срок (абз. 2 п. 2 ст. 138 НК).

Этапы досудебного оспаривания решений фискальных органов

Процедура досудебного урегулирования налоговых спороввключает несколько этапов, причем соблюдение очередности в этом случае является обязательным для налогоплательщика. Иначе решение ИФНС, с которым он не согласен, обретет законную силу, и оспорить его будет гораздо сложнее.

Не знаете свои права?

Остановимся на этих этапах подробнее:

  1. В случае несогласия предприятия-налогоплательщика с итогами прошедшей проверки, отображенными в соответствующем акте, оно может подать свои возражения, изложенные в письменной форме в тот орган, который составил указанный документ. При этом важно помнить, что для досудебных налоговых споров характерно соблюдение установленных для обжалования сроков. К примеру, письменно изложенные возражения на акт фискальной службы, носящий ненормативный характер, подаются не позже 1 месяца с момента его вручения (п. 6 ст. 100 и п. 5 ст. 101.4 НК). Возражения подаются на протяжении 10 дней после завершения указанного в соответствующем налоговом решении срока, назначенного для проведения вспомогательных мероприятий фискального контроля (п. 6.1 ст. 101 НК).

    Направленные фискалам возражения вместе с другими материалами рассматриваются руководителем налоговой в течение максимум 10 дней, отсчитываемых с последнего дня срока, установленного для их подачи. По итогу такого рассмотрения выносится одно из решений: либо о привлечении налогоплательщика к соответствующей ответственности, либо об отказе в этом.

    Как указывается в п. 9 ст. 101 НК, упомянутые решения обретают силу через месяц после даты вручения. Если при этом плательщик налогов уклоняется от получения решения, оно считается врученным на 6-й день после отправки соответствующего заказного письма фискальным органом.

  2. На решение, еще не вступившее в силу, может быть подана апелляционная жалоба (далее — апжалоба). Она адресуется вышестоящей фискальной инстанции, но подается через ИФНС, принявшее оспариваемое предприятием решение (пп. 1, 2 ст. 139.1 НК). При этом решение фискального органа, на которое была подана апжалоба, по нормам из ст. 101.2 НК вступает в силу лишь в той части, которая не была:
    • отменена вышестоящей инстанцией;
    • оспорена предприятием.

    Жалоба на решение вышестоящего фискального органа, принятое по результатам апелляционного рассмотрения (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК), может быть направлена в федеральную службу в 3-месячный срок (п. 2 ст. 139 НК).

  3. Если налоговое решение уже обрело силу, тогда предприятие в годичный срок сможет подать жалобу в вышестоящий орган фискальной службы (пп. 1, 2 ст. 139 НК). При этом, как указывается в п. 5 ст. 138 НК, оспаривание решения, которое обрело силу, не приостанавливает его действие. Однако исполнение может быть приостановлено по заявлению предприятия при условии предоставления им банковской гарантии на сумму недоимки.

При этом предприятие-налогоплательщик, которое по какому-либо уважительному основанию пропустило срок для оспаривания налогового акта, носящего ненормативный характер, может ходатайствовать о восстановлении сроков для досудебного оспаривания. Срок для оспаривания в таком случае может быть восстановлен вышестоящим фискальным органом, в чей адрес направляются и жалоба, и ходатайство (п. 2 ст. 139 НК).

Итак, после принятия ряда изменений, внесших коррективы в процесс оспаривания фискальных решений, процедура обжалования актов ненормативного характера была существенно изменена. Если до 2014 г. налогоплательщик, несогласный с решением фискального органа, мог выбирать между досудебным порядком обжалования и обращением в суд, то на сегодняшний день прохождение процедуры урегулирования досудебных налоговых споров стало обязательным.