Open
Close

Причины и следствия возникновения государственного долга. Причины государственного долга Виды государственного долга причины их возникновения

Бюджетный недостаток и государственный долг тесно связаны. Закономерность государственно долга заключается я в том, что он увеличивается каждый раз, когда бюджет правительства находится в дефиците. Если бюджет сближен с дефицитом, то правительство будет вынуждено брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг.

Государственный заем является важным источником восполнения бюджетного дефицита. Что бы определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита, необходимо использовать анализ величины государственного долга. А так же для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита. Проблема решения государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние инфляции, инвестиционный климат золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, федерального бюджета.

Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имелаактуальное значение, Полная реализация суверенитета государства исключительно зависит от определенной экономической независимости.

При анализе причин возникновения государственного долга выявляются определённые периоды в экономики страны – периоды спада, войны (Во время войны надо перенаправить значительную часть ресурсов на производство военной продукции и содержание армии. Это требует крупных государственных расходов) и т.д.

К основным вопросам возникновения государственного долга можно отнести устоявшиеся причины:

Во-первых, возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Во-вторых, формирования государственного долга, являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

В третьих, выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает как гарант (а не как заемщик) погашения обязательств за других заемщиков. В четвертых, являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. В пятых, возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные). И так же существует ещё один источник государственного долга – политические интересы. Основой такового следствия является увеличение правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Для государств с федеральными и региональными уровнями возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Уверенным, но не всегда приемлемым решением для любой страны является выбор форм долговых обязательств, который стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны, для меньшей зависимости от иностранных кредиторов. В противном случае это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.

Основаниями для объяснения отсутствия равновесия в отношении государственного долга является:

1) - отсутствие обеспеченного и точного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

2) - раздельности долговой политики – неприемлемый единый подход в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

3) - неслаженности – не полное обеспечение возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

4) - не выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

5) - не эффективность работы структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

6) – отсутствие предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов, всем пользователям.

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Основные задачи по управлению долгом:

1) · сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

2) · оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

3) · оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

4) · при помощи внутренних заимствований рефинансирование внешнего долгового обязательства без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

5) · повышение эффективности использования заемных средств.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

Дополнительные поступления от налогов;

Экономия средств от сокращения расходов;

Эмиссия денег;

Привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его обслуживания.

Механизм само воспроизводства госдолга, следовательно, имеет вид:

Рост первичного государственного долга

Рост государственных займов

Рост выплат по обслуживанию государственного долга

Рост общей величины государственного долга

Рост новых государственных займов

Рост общей величины государственного долга

Рост выплат по обслуживанию государственного долга и т.д.

Государственный долг - это сумма накопленных бюджетных дефицитов минус сумма профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Причина государственного долга - финансирование дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займов.

Два вида государственного долга:

1. Внутренний государственный долг - совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определённый момент государственных облигаций.

2. Внешний государственный долг - суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

Показатель бремени государственного долга для экономики:

Отношение абсолютной величины долга (D) к объёму ВВП (Y) (доля долга в ВВП);

Или более точный показатель - отношение темпов роста долга к темпам роста ВВП.

Проблемы внутреннего долга состоят в том, что:

Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

Усиливается неравенство в доходах;

Рефинансирование долга ведёт к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;

Создается угроза высокой инфляции в будущем;

Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведёт к подрыву действия экономических стимулов;

Может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается с дефицитом торгового баланса.

Последствия внешнего долга:

Выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части ВВП за рубеж, в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;

Бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

Угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису;

Угроза долгового кризиса.

Способы погашения внешнего долга:

Оплата СКВ;

Оплата частью ценных бумаг привлекательной компании;

Секьюритизация долга - это выпуск новых ценных бумаг, обеспеченных активами, подтверждающих право на собственность или обязательства должника;

Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком большое долговое бремя), в новые обязательства, которые улучшают состояние заёмщика в текущем финансовом отношении или в долгосрочной перспективе;

Реструктуризация долга - соглашение между должником и кредитором о продлении срока, на который предоставлен заём;

Продажа долгов тех стран, которые должны вашей стране.

Еще по теме Государственный долг, его виды, причины возникновения и последствия. Способы погашения государственного долга:

  1. 12.8. Риски, связанные с портфельными инвестициями, И способы ИХ МИНИМИ3АЦИИ
  2. 1.1.7. Реструктуризация проблемных банков в контексте модернизации российской банковской системы Мировой опыт проведения санации банков и возможность его использования в России

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей.

1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.

3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.

4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами. Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличиваются государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходят перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, так как для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные ресурсы и ведет к удорожанию кредита. Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций. Помимо экономических последствий, государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплат. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Ценой политики наращивания государственного долга является переложение трудностей на правительство, которое придет на смену сегодняшнему. Здесь есть два пути: 1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

Почему появляется государственный долг? С позиции долгосрочной исторической перспективы ответ может быть двояким: причинами были войны и экономические спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих. Существует три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег или использовать дефицитное финансирование. Финансирование за счёт налогов может привести к их росту до такого уровня, который подорвёт стимулы к труду, а это не выгодно во время войны. Печатание и расходование дополнительной массы денег создаст сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов должна финансироваться за счёт продажи облигаций населению. Таким образом, значительная доля расходуемого дохода останется, и высвободятся ресурсы из гражданского производства, которые затем могут использоваться в военных отраслях.

Второй источник государственного долга - это экономические спады. В периоды, когда национальный доход сокращается или не может увеличиться, налоговые поступления автоматически сокращаются и имеют тенденцию вызывать дефициты.

Таким образом, государственный долг - порождение дефицита бюджета, причины которого могут быть различны. Дефицит может быть связан с чрезвычайными расходами, вызванными стихийными бедствиями, катастрофами, войнами и политическими конфликтами, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам денежных средств. Дефицит может быть следствием кризисных явлений в экономике, её развала, неэффективности финансово-кредитных связей, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Основная сумма государственного внешнего долга России образовалась в период руководства страной М. Горбачевым и Б. Ельциным, основные выплаты по долгу - при В. Путине.

Возникает вопрос: кто же дает эти огромные деньги в долг? Это многомиллионное сообщество инвесторов долгового рынка. Банки являются здесь лишь посредниками на депозитно-кредитном рынке. А облигационный рынок вообще дает возможность инвесторам ссужать деньги в долг без посредничества банков.

Российская долговая политика была проблемной областью все 1990-е гг., но особенно усугубил ее положение кризис 1998 г. В конце 1999 г. была достигнута максимальная глубина внешнего долга в сумме 177,7 млрд. долл., а внутренний долг в июне 1998 г. составил около 450 млрд. руб.

Интересные события происходили в стране в 90-х гг., два мощных финансовых потока параллельно, но разнонаправлено, текли через российские границы. Государство занимало у Запада десятки миллиардов долларов под немалые проценты (Подавали под проценты, но при этом еще и ставили определенные условия. Так, например, МВФ свои кредиты сопровождал такими условиями: раздробление естественных монополий, либерализация внешней торговли, либерализация экспорта нефти, снижение таможенных пошлин на импорт, отказ от введения ограничений на импорт алкоголя и др. Крайне вредными для государства были эти условия). И в то же время десятки миллиардов долларов вытекали из страны на Запад через «черный ход». Обычно страна занимает деньги для своего развития - строительства предприятий, дорог и т.п. Направлялись ли деньги, занимаемые в 90-х, на развитие, модернизацию народного хозяйства? Конечно же, нет. Гражданам страны в качестве помощи эти деньги также не выдавались. Но именно граждане несут бремя возврата долгов.

Кроме того, при вступлении в Парижский клуб кредиторов в 1997 г. России предложили, и она обязалась обслуживать свой долг перед странами клуба по ставке 7% годовых. Даже в разгар «холодной войны» СССР кредиты предоставлялись под 1,5-2% годовых.

Уменьшение госдолга началось с 2000 г. И здесь стране исключительно повезло с ростом цен на энергоресурсы и металлы. Что было бы при их падении - трудно даже себе представить. Уменьшение внешнего долга органов гос. управления происходило на фоне быстрого роста долга нефинансовых организаций и банков (частного сектора), причем и тех, в активах которых велика доля государства. Многие банки и предприятия для решения своих проблем берут кредиты за рубежом: в России, при огромных денежных ресурсах, процентные ставки гораздо выше. И здесь все организовано так, что мы вынуждены поддерживать богатый Запад.

В отличие от внутреннего долга, с которым достаточно легко удалось справиться с помощью дефолта по основным рублевым обязательствам государства и девальвации нац. валюты, внешняя задолженность потребовала существенных политических и дипломатических усилий и решение связанных с ней проблем сопровождалось определенными моральными издержками. Однако резкая активация долговой политики (принятие ряда жестких ограничительных норм, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ, существенное снижение новых заимствований и усиление контроля за использованием уже полученных иностранных кредитов и т.п.), а также благоприятная внешняя конъюнктура способствовали досрочному погашению значительной части внешнего долга, который к концу 2008 г. уменьшился до 40 млрд. долл. Если в 2000 г. отношение государственного долга к ВВП составляло 61,3% (53,7% - внешний долг и 7,6% - внутренний), то в 2008 г. оно снизилось до 8,5% (3,9 и 4,6% соответственно). Хейфец Б.А. Долговая политика России: антикризисные новации // Банковское дело. - 2010.- № 1. - С. 55-58.

Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 2005-2007 гг. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в Россию. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки "азиатского" кризиса 2007 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года, проценты по таким обязательствам выше, чем по долгосрочным).

От сильного внешнего шока (из-за падения сырьевых цен на мировом рынке и оттока капиталов с развивающихся рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 2008 г. бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 2008 г. казна выплачивала по $1 млрд. в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его. Данилов Ю.А.//Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика// М., 2009., с. 232.

Помимо этого имеются и другие причины возникновения государственного долга:

  • - государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета;
  • - кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • - предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). Следует отметить, что понятие государственного долга различными теоретиками дается различное. При этом в конечном итоге для полноценного понимания понятия государственный долг применительно к конкретной стране следует искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных нормативных правовых актах.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил

в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета),

в 1992 году - 8,6 %,

в 1993 году - 11,9 %,

в 1994 году - 10,4 %,

в 1995 году - 17,4%,

в 1996 году - 15,4 %,

в 1997 году - 16,1 %,

в 1998 году - 15,6 %,

1999 году - 14,3 %.

При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как "заем нации самой себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны. Виды государственного долга. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным - 18-30%. Другими показателями также являются:

  • · отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность)
  • · отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная)
  • · отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная)

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

  • üдругие государства
  • üмеждународные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.)
  • üчастные фонды - нерезиденты

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как "заем нации сам себе" и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

  • üпогашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  • üдля уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

Действует эффект "вытеснения инвестиций" частных предпринимателей. т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно "тормозит" экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

  • üнаселение;
  • üкорпорации;
  • üбанки;
  • üдругие финансовые и кредитные учреждения.