Open
Close

Понятие педагогического условия и средства развития ребенка. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Что такое педагогические условия

Страница 1

Организационно-педагогические условия – это совокупность взаимосвязанных мер обеспечивающих целенаправленное управление образовательным процессом. В соответствии с принципом динамизма система организационных условий направлена на обеспечение развития образовательного процесса и включает в себя: планирование, организацию, коммуникацию, регулирование, контроль и корректирование процесса формирования, прежде всего, информационной культуры личности.

Под формированием мотивационной деятельности мы понимаем специально сконструированный педагогический процесс, направленный на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для практического применения в учебной деятельности.

Требования времени на сегодня таково, что специалист должен быть целенаправленно подготовлен к эффективной профессиональной деятельности в инновационном пространстве, Т.е обладать не только хорошо развитым интеллектом, но и способностью к творчеству, Т.е креативностью.

На начальном этапе работы мы решали теоретическую задачу по изучению состояния проблемы в теории и образовательной практике и выявляли особенности организации процесса формирования мотивации как фактора развития креативности в учебном процессе.

На следующем этапе уделялось время уточнению собственно понятия мотивации и «креативность». Сложность заключалась в повсеместном употреблении понятия «креативность». Тем не менее, проанализировав всю историю становления и развития этого понятия мы остановились на определении, которое принимается большинством современных исследователей этого феномена:

Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, новая технология. Креативность – сложное образование. Каждому человеку свойственно особое сочетание этих, которые во многом определяеются требованиями поставленных задач. Таким образом, творческий потенциал человека в разных областях деятельности является результатом взаимодействия этих понятий. Творческий потенциал часто проявляется в продуктах, порождаемых человеком. Степень креативности этих продуктов оценивается с учетом социального контекста.

Следующим этапом нашего исследования мы определили методы и условия формирования мотивации в процессе преподавания технологии и их реализации в учебно-педагогической практике, и провести педагогический эксперимент.

Сделав краткий анализ на начальных этапах, позволяет предположить, что качество и уровень мотивации является базовым фактором, определяющим успешность учебной деятельности, одним из показателей которой является креативность. Если так, то для целенаправленного развития креативности у учеников необходимо выявлять и включать в процесс обучения мотивационные механизмы, способствующие развитию креативности.

К организационным условиям формирования мотивации как фактора развития креативности относятся:

Ориентация на творческую деятельность (разработка теоретических основ формирования мотивации в учебном процессе);

Приоритет формирования мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе (проведение мероприятий по созданию научно-методического, дидактического сопровождения процесса формирования креативности в реальном образовательном процессе, создание материально-технической базы (информационно-образовательной среды) в образовательном учреждении).

Рассмотрим эти организационно-педагогические условия более подробно.

Проблеме творческой деятельности уделяется серьезное внимание как в публикациях теоретического (И.П. Волков, П.Я. Гальперин, И.П. Калошина, Ю.В. Табакаев, В.Н. Шамардин и др.), так и практического характера (А. Камю, С.М. Соловейчик и др.). Ориентация на творческую деятельность учащихся – это основное организационно-педагогическое условие.

Развитие деятельности школьников в педагогическом процессе «знаменует собою поступательное движение личности, поскольку меняется характер деятельности (в начале – исполнительская, затем – активно-действенная и далее – творчески-действенная)» . Именно в школьные годы побуждение и формирование творческих возможностей учащихся является одной из главных задач обучения и воспитания.

Каждый человек имеет заложенные в нем психологические особенности организации личности. Выделим психологические особенности, которые непосредственно имеют отношение к формированию познавательной мотивационной деятельности: пространственное мышление, образное мышление.

Понятие мышления трактуется неоднозначно и определяется как: «познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности» ; «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию».

Материалы по педагогике:

Формирование предпосылок связной речи
Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Так, например, Л. И. Белякова относит к ним возраст от 1 до 6 лет. Этот возрастной период является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи: 1) о...

Коррекция заикания в форме эксперимента с применением дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
В обучающем эксперименте приняло участие 4 ребенка 6-летнего возраста, страдающих невротической формой заикания. Из них: 2 детей (контрольная группа) занимались по традиционным методикам преодоления заикания; 2 детей (экспериментальная группа) занимались одновременно и по традиционному коррекционно...

Классификация алгоритмов
Как и любое множество объектов, множество алгоритмов, можно классифицировать по различным основаниям. Для того чтобы выяснить, как обучить алгоритму, необходимо представлять цель применения данного алгоритма: преобразование объекта или его распознавание. В курсе алгебры 7-9 классов большинство алго...

В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих качество осуществляемой деятельности. Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования); слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д.

В справочной литературе «условие» понимается как: обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит . педагогический обучение элективный школьник

В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через слияние внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты .

Педагоги наряду с психологами схожи в данной позиции и рассматривают условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности .

Таким образом, понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, обучения и воспитания, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. По сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние и внутренние .

По характеру воздействия выделяют субъективные и объективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут меняться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих целей образования для обучаемых и пр.

Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия».

Ученые придерживаются нескольких позиций, рассматривая данное понятие:

Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева):

Комплекс мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) ;

Совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) ;

Совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) .

Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.):

Компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие;

Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно - педагогического исследования. При этом ученые данной группы указывают на необходимость последовательности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования.

Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений:

1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том числе и целостного педагогического процесса);

2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;

Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 General and Professional Education 1/2012 pp ISSN АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ANALYSIS OF THE NOTION PEDAGOGICAL CONDITIONS: ESSENCE AND CLASSIFICATION Наталья Ипполитова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Наталья Стерхова Шадринский государственный педагогический институт, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Abstract: The analysis of the notion pedagogical conditions is represented in the article. On the basis of the comparative multi aspect analysis of the notion conditions, the notion pedagogical conditions is defined and the main characteristic features are revealed. Pedagogical conditions are analyzed in the paper as a component of a pedagogical system; they reflect the environmental opportunities effecting personality- and process-based aspects of the system, enhancing its successful functioning. Different groups of conditions guaranteeing the effective functioning of pedagogical system are considered. The peculiar properties of three groups of pedagogical conditions (organizational-pedagogical, psychological-pedagogical, didactic) are disclosed. Keywords: conditions, pedagogical conditions, organizational-pedagogical conditions, psychologicalpedagogical conditions, didactic conditions. Введение В современных педагогических исследованиях, связанных с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: 1) одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; 2) подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; 3) нечеткое понимание направленности выявленных условий (на что направлены выявленные условия в рамках конкретного исследования); 4) слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д. Предупреждение возникновения подобных затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия. 8 General and Professional Education 1/2012

2 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ Сущность и содержания понятия «условие», виды условий Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит . Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» . Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития. В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты . Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский) . Таким образом, результаты комплексного анализа позволяют заключить, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями: 1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.; 2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека; 3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты. В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике педагогической системы. При этом ученые, опираясь на разные признаки, выделяют различные группы условий. Так, Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьногигиенические, морально-психологические, эстетические) . По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные условия. Объективные условия, обеспечивающие функционирование педагогической системы, включают нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться. Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов образования для обучаемых и пр. По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим - особенности социальнодемографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебновоспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр. Важную роль в обеспечении функционирования и развития педагогической системы играют также такие специфические условия, как: характер морально-психологической 9 General and Professional Education 1/2012


3 атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры педагогов и др. Важную роль при определении направлений развития педагогической системы играет учет пространственных условий, в которых существует педагогическая система, т.к. ее функционирование обусловливается особенностями региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, конкретной педагогической среды, уровнем квалификации необходимых педагогических кадров, степенью оснащенности образовательного процесса (кабинеты, учебные пособия, оборудование и пр.). Необходимость учета пространственных условий, составляющих среду функционирования педагогической системы, обусловлена реализацией принципа единства общего, единичного и особенного в научных исследованиях. Выделение различных групп условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы является вполне обоснованным, но при этом необходимо отметить, что при осуществлении научного анализа какойлибо педагогической системы или конкретного аспекта целостного педагогического процесса исследователь должен использовать рядоположенные группы условий, которые выделяются по какому-либо определенному признаку. Сущность и содержание понятия «педагогические условия» Условия, о которых пойдет речь далее, направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, в связи с чем, перейдем к анализу понятия «педагогические условия». Проблема условий приобретает «педагогическую» окраску в исследованиях В.И. Андреева, А.Я. Найна, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, С.А. Дыниной и др., найдя свое отражение в многочисленных трактовках термина «педагогические условия». Рассматривая данное понятие, ученые придерживаются нескольких позиций. Первой позиции придерживаются ученые, для которых педагогические условия есть совокупность каких либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В.И. Андреев, А.Я. Найн, Н.М. Яковлева): - (комплекс) мер, содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания (В.И. Андреев) ; - совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач (А.Я. Найн) ; - совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) . Вторую позицию занимают исследователи, связывающие педагогические условия с конструированием педагогической системы, в которой они выступают одним из компонентов (Н.В. Ипполитова, М.В. Зверева и др.): - компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующий реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие ; - содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками (Зверева М.В.) . Для ученых, занимающих третью позицию, педагогические условия - планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научнопедагогического исследования (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.). При этом ученые данной группы указывают на необходимость рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования . Анализ позиций различных исследователей относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена: 1) условия выступают как составной элемент педагогической системы (в том 10 General and Professional Education 1/2012


4 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ числе и целостного педагогического процесса); 2) педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания, программнометодическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование; 3) в структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы; 4) реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы. Таким образом, мы рассматриваем педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материальнопространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Классификационные группы педагогических условий Обобщение результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогики можно встретить такие разновидности педагогических условий как организационно-педагогические (В.А. Беликов, Е.И. Козырева, С.Н. Павлов, А.В. Сверчков и др.), психологопедагогические (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.), дидактические условия (М.В. Рутковская и др.) и т.д. Обратимся к более подробной характеристике каждой группы условий. Первую группу выделенных условий составляют организационно-педагогические условия. Данный вид педагогических условий рассматривается учеными, вопервых, как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач: - совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач (Е.И. Козырева) ; - совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности (В.А.Беликов) . Другая группа ученых, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательного процесса, представляет их не только как совокупность каких-либо возможностей, способствующая эффективности решения образовательных задач, но и указывает на их направленность и непосредственное отношение к развитию и функционированию процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления: - совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности (С.Н. Павлов) ; - принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональнопедагогической культуры личности (А.В. Сверчков) . Итак, изучение представленных определений понятия «организационно-педагогические условия», позволяет выделить ряд признаков, характерных для данного понятия: 1) данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер 11 General and Professional Education 1/2012


5 воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса; 2) совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации; 3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач; 4) основной функцией организационнопедагогических условий является организация таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы; 5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса. Второй разновидностью педагогических условий являются психологопедагогические условия (Н.В. Журавская, А.В. Круглий, А.В. Лысенко, А.О. Малыхин и др.). Обобщив материалы ряда исследований , мы выявили, что психологопедагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Анализ исследований, затрагивающих решение вопросов реализации психологопедагогических условий, показал, что данный вид педагогических условий обладает следующими характерными признаками: 1) психолого-педагогические условия также рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса; 2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психологопедагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса; 3) основной функцией психологопедагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы; 4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса. В исследованиях по проблемам современной педагогики особо рассматриваются дидактические условия, которые определяются как «наличие таких обстоятельств, предпосылок, в которых, во-первых, учтены имеющиеся условия обучения, во-вторых, предусмотрены способы преобразования этих условий в направлении целей обучения, в-третьих, определенным образом отобраны, выстроены и использованы элементы содержания, методы (приемы) и организационные формы обучения с учетом принципов оптимизации» , т.е. дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Основной функцией дидактических условий является выбор и реализация возможностей содержания, форм, методов, средств педагогического взаимодействия в процессе обучения, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач. Заключение Для подведения итогов остановимся на положениях, важных для нашего исследования: - обобщение результатов комплексного анализа позволяет нам считать, что понятие «условие» является общенаучным и представляет совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов, влияющих на функционирование и развитие 12 General and Professional Education 1/2012


6 АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»: СУЩНОСТЬ какого - либо объекта (в том числе и педагогической системы, целостного педагогического процесса); - педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие; - опираясь на анализ многочисленных научно-педагогических исследований, мы выявили, что исследователи выделяют различные виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы, среди которых наиболее часто встречаются организационнопедагогические, психолого-педагогические, дидактические условия; - организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса); - психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материальнопространственной среды (мер воздействия) направлены на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности); - дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы, целостного педагогического процесса является одной из важных задач педагогических исследований, успешное решение которой, как правило, составляет научную новизну исследования и обусловливает его практическую ценность. Библиографический список 1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, с. 2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов.- М.: Владос, с. 3. Журавская, Н.В. Профессиональная подготовка специалистов пожарной безопасности в вузах нефтегазовой отрасли с использованием индивидуально-дифференцированного подхода: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.В. Журавская. Спб., с. 4. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика С Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. Челябинск, с. 6. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е.И. Козырева // Козырева, Е.И. Методология и методика естественных наук. - Вып Сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГПУ, с. 7. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова С Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональноценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис.... канд. пед. наук / А.В. Лысенко. - Майкоп, c. 9. Малыхин, А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А.О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. - Киев., с. 13 General and Professional Education 1/2012


7 10. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А.Я. Найн // Педагогика С Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Ч с. 12. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок слов / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», с. 13. Павлов, С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Павлов. Магнитогорск, с. 14. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, с. 15. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высш. шк с. 16. Рутковская, М.В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников: автореф. дис...канд. пед. наук. Л., с. 17. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональнопедагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый С Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, с. 19. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис д-ра пед. наук. Челябинск, с. 14 General and Professional Education 1/2012



А.Ш. Шаргаве ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ. Аннотация. В статье проводится анализ

О. А. Болденко (Великий Новгород), Г. В. Палаткина (Астрахань) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКА В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ В статье рассматриваются различные научные

ISSN 2079-8490 Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016, Том 7, 4(2), С. 235 239 Свидетельство Эл ФС 77-39676 от 05.05.2010 http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ [email protected] УДК 378

УДК 428 Ющина Ю. А., магистрант кафедры педагогики, ФГБОУ «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

УДК 37.012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Бессонова Анна Владимировна Восточный округ войск национальной гвардии Российской

Ипполитова Н. В. Доктор педагогических наук, профессор, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО

УДК 378 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей В статье раскрывается структура и содержание профессиональной подготовки студентов педагогического

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Библиографический список 1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. Москва, 2005. 2. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. Москва, 2005.

УДК 378 Е.П. Турбина, г.шадринск Структурные компоненты развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации В статье рассмотрены структурные компоненты

2.9. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.Н. Жуков ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Педагогические условия

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЬИ УДК 373.5. 033 Общепедагогические условия социально-педагогического воспитания будущего учителя в системе высшего профессионального образования * General pedagogical conditions

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ Подковырова Валентина Николаевна Барнаульский государственный педагогический университет [email protected] Образование определяет практически

УДК 37 С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] С.А. ЦЫПЛАКОВА, преподаватель, НГПУ им. К.Минина (Мининский

УДК 37.013 Наумов Петр Юрьевич Адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, [email protected], Новосибирск

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2017 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО Таюрская Наталья

Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

УДК 378:001.891 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Роль научного центра в совершенствовании подготовки студентов к педагогической деятельности В cтатье раскрываются методологические и теоретические основания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА Веденьева Н.В. Абстракт. В статье раскрываются понятия «педагогические условия», «компетентность»,

Формирование информационных умений будущего учителя* А.А. Шамшурина В статье рассматривается комплекс информационных умений будущего педагога, которые играют наиболее важную роль в процессе формирования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Педагогика 15 УДК 378.147:004.9 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ О.Г. ШАРАБАЙКО (Белорусский государственный

Мозгова А.А. Педагогические условия эффективного управления персоналом образовательной организации // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2018. 11 (ноябрь). АРТ

Научный диалог. 2014 Выпуск 2 (26) / ПЕДАГОГИКА Плешакова А. Ю. Социально-педагогические условия интернационализации образования: к определению понятия / А. Ю. Плешакова // Научный диалог. 2014. 2 (26)

Педагогический процесс как целостная система План: 1. Понятие целостного педагогического процесса. 2. Функции педагогического процесса. 1. Понятие целостного педагогического процесса. Педагогический процесс

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Сучкова Анастасия Евгеньевна магистрант, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г.

NovaInfo.Ru - 12, 2013 г. Педагогические науки 1 ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Шиткина Элеонора В настоящее время, в связи с

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Дурманенко Евгения Аристарховна, доцент кафедры социальной

Социальная психология и жизнь Социальная психология это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Изучаемые ею феномены относятся или к личности

Сущность и структурно-содержательный анализ профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения Список литературы 1. Осипова И. В. Моделирование процесса подготовки студентов по

Н.А. Черникова Омский танковый инженерный институт Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Система форм организации в контексте

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с. 6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию. // Образование и наука. Известия Уральского

УДК 37.0 Т.Г. Егорова, г. Шадринск Образовательная среда как педагогический феномен В статье раскрывается сущность и содержание понятия «иноязычная образовательная среда». Среда, образовательная среда.

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики исследования Основные характеристики исследования актуальность; объект и предмет исследования; цель; гипотеза; задачи исследования; методологические

С. И. Морозова СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного

Профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя

NovaInfo.Ru - 54, 2016 г. Педагогические науки 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Чурикова Ирина Эдуардовна Профессионально значимые качества педагогов рассматривались

В В. Г. Горб МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология практической; индивидуальные педагогические

Беспаль Г.С. ПОЛИАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический

1 Цели и задачи дисциплины Курс «Методология музыкального образования» имеет важное значение для профессиональной подготовки будущего специалиста. 1.1 Целью дисциплины является целенаправленная профессиональноориентированная

УДК 378 Алеева Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Киселева Ю.В. Барнаульский государственный педагогический университет, Барнаул [email protected] Перестройка общественного строя от каждого человека требует

Лебедев М.В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Происходящие социокультурные изменения актуализируют решение задач совершенствования и гуманизации

2. Яруллин, И.Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов / И.Ф. Яруллин. - Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтер», 2011. - 183 с. УДК 378 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ

УДК 378 Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

УДК 373 Коновалова Ю.С., магистрант факультета искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Россия, г. Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

О Е. А. Куликова ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение; организация обучения; учебно-познавательная деятельность студентов. АННОТАЦИЯ. Обучение

Педагогические технологии формирования коммуникативной культуры учащихся Абзаидов Джамалудин Бйгишиевич - магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Формирование у учащихся способностей к успешной социализации

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ А.Р. Бикмуллина Казанский государственный финансово-экономический институт, г. Казань, Россия [email protected] Профессиональный

Педагогические условия формирования инновационной направленности воспитательного процесса общеобразовательной школы Pedagogical conditions of innovative direction formation of the educational process in

УДК 796.011.3 + 37.037 КОНЦЕПЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ Д.В. Викторов В настоящее время решение проблемы здоровья молодежи является приоритетом образовательной

Методологические основы психолого-педагогического исследования План: 1. Сущность методологии и методики. 2. Три уровня методологии. 3. Методы организации исследований. 4. Методологические основы выявления

УДК 37.02 Психолого педагогические науки Назарова Светлана Юрьевна, магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» e-mail: [email protected] СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Галацкова И.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Аннотация. В статье рассмотрены аспекты профессиональноличностного развития педагогов как показателя их профессионализма;

СЛОВО УЧЕНОМУ УДК 377 Н.В. Ипполитова, г. Шадринск Непрерывное профессиональное образование: методологический аспект Cтатья посвящена анализу методологических оснований исследования и реализации непрерывного

УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 2012 Л. И. Мищенко докт. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики и психологии развития e-mail: [email protected]

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В СОТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Ковчина Н.В. В процессе профессиональной деятельности бакалавра как специалиста

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ВУЗЕ А.А.Володин В статье раскрываются методологические основы, концептуальные основы и принципы проектирования педагогических систем в вузе.

Е.Н. Сухоленцева Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход 29 В статье рассматриваются общественные детские объединения как социальный институт воспитания.

УДК 796.011.3 + 378.037.1 ЯДРО КОНЦЕПЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И.А. Комкова, О.В. Мельникова, С.В. Корнеева Проблема содержания физкультурного образования, занимая одно из важных мест в педагогических

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного

Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121 с. с. 92-96. Яценко / Психология и педагогика на современном этапе: сборник материалов V «Логос», 2014. 121

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА В качестве общеметодологической

106 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2008 1 ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ А. В. ПОНОМАРЕВ Воспитательный потенциал студенческого самоуправления Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных

С. В. Рослякова (Челябинск) ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В статье обосновываются общие положения концепции у учащихся подросткового

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий . Специфической чертой понятия «педагогические условия » является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания : цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».

Педагогические условия - это процесс , влияющий на развитие личности , представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.

1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка , т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта , необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из : трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности , которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений . Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности .

2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей , выполняемых взрослыми.

3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры . Воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка : на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.

6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.

В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.

7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания . Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников . На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.

9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений , как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, "еще дошкольник, который, переступая порог школы, "несет с собой представления о ярком, интересном мире".

В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми :

1. Целенаправленные беседы о школе.

2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.

3. Рассматривание картины "В школе", иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.

4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина "Кто сегодня учитель?", А. Барто "Подружки идут в школу" и др.).

5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр "Школа" с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.

В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.

Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй) .

1. Когда в школе начинаются занятия?

2. Какой это день и как он называется?

3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?

4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?

5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?

6. Как называется профессия человека, который учит детей?

7. Каким вы себе представляете учителя?

8. Как учитель оценивает ответы детей?

9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?

10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?

Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.

Публикации по теме:

Создание педагогических условий и психологического комфорта для математического развития детей дошкольного возраста Подготовила педагог - воспитатель: Борисова Анна Трофимовна Детский сад «Филиппок» Развитие детей зависит от создания воспитателем педагогических.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Это связано, прежде всего, с тем, что у людей преобладает потребительский подход к природе. В условиях экологического кризиса необходимо создание новой концепции взаимодействия общества с природой. Эта задача носит не только социальный, экологический и технический, но и нравственный характер, поскольку продиктована потребностью сформировать у людей экологическую культуру, основанную на осознании неразрывной связи человека с окружающей средой, ответственном отношении к природе, на понимании необходимости ее сохранения для будущих поколений. Данное исследование является лишь этапом в поисках более современной системы формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека.

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями неразумного отношения к природе. Это связано, прежде всего, с тем, что у людей преобладает потребительский подход к природе. В условиях экологического кризиса необходимо создание новой концепции взаимодействия общества с природой. Эта задача носит не только социальный, экологический и технический, но и нравственный характер, поскольку продиктована потребностью сформировать у людей экологическую культуру, основанную на осознании неразрывной связи человека с окружающей средой, ответственном отношении к природе, на понимании необходимости ее сохранения для будущих поколений.

Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В связи с этим экологическое образование как непрерывный процесс становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Анализ опыта экологического образования в России позволяет констатировать, что формирование экологической культуры, как неотъемлемой его части, в образовательном процессе больше декларируется, чем эффективно включается в практику школы. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.

В развивающейся системе непрерывного экологического образования все более весомую роль стала играть начальная школа. Основы формирования экологической культуры необходимо закладывать с раннего возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности и ее многогранных отношений с природой и обществом. Этому способствуют также природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения. Школьники данного возраста начинают проявлять интерес к миру человеческих отношений и находят свои места в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе. Формирование экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Самой природой обусловлено социальное назначение детства – адаптация ребенка к природе и обществу, способного брать ответственность за свои поступки перед людьми, растениями и животными.

Следовательно, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологической культуры, поскольку в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.

Формирование экологической культуры рассматривается учеными как сложный, комплексный процесс. На наш взгляд, наиболее полно и содержательно сущность понятия «экологическая культура» раскрыл И. Д. Зверев. Он отмечает, что данное понятие «касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования».

Следовательно, экологическая культура – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, которое способствует здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности государства и отдельного человека. И, что самое главное, экологическая культура человека определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе.

Исследование проходило в МОУ СОШ №67 г. Екатеринбурга во 2 «А» классе.

Для определения исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который показал, что 88% детей рассматривают природу только с прагматических и эстетико-прагматических позиций, удовлетворяющих их эстетичность, потребностные позиции, т. е. как источник радости и удовольствия. Это говорит о том, что формирование экологической культуры в настоящее время происходит в неполной мере.

Для более успешного формирования у младших школьников экологической культуры нами были выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия. При определении педагогических условий мы опирались на трактовку понятия «педагогические условия» А.С. Фришем, рассматривающего их как совокупность объективных и субъективных факторов, необходимых для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов воспитательной системы. В нашем случае педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять деятельность, направленную на формирование экологической культуры младших школьников.

Таким образом, анализ литературы и диссертационных исследований позволил нам выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников, которые, как мы предполагаем, должны оказать существенное влияние на повышение уровня экологической культуры, а именно:

Усиление ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспектов содержания естественно-научного образования на основе разработанной и внедренной технологии формирования экологической культуры младших школьников ;

Создание соответствующей среды, способствующей эффективному формированию экологической культуры, т.е. экологизации среды .

Каждое из этих условий должно продуктивно взаимодействовать друг с другом. В нашем случае внедрение технологии обязательно должно сопровождаться экологизацией педагогической среды.

Говоря о технологии формирования экологической культуры , имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволит учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и должны быть направлены воспитательные технологии.

Данная технология представляет собой систему занятий, включающих в себя различные организационные формы обучения (урок естествознания, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-КВНы, викторины, экологические праздники, экскурсии) с использованием наиболее эффективных методов и приёмов (беседа, моделирование, наблюдение, игровой метод), и направленная на последовательное, системное формирование как отдельных компонентов экологического образования, так и экологической культуры в целом. Последовательность и системность разработанной нами технологии отражена в следующих этапах, представленных в Таблице 1.

Таблица 1

I этап

II этап

III этап

Цель этапа

выявление историчес-ких аспектов экологи-ческой проблемы и путей её разрешения на разных этапах общест-венного развития; выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружаю-щей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу; определение экологи-ческой проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы.

определение экологи-ческой проблемы как выражение реального противоречия во вза-имодействии общества и природы; выдвижение научных, нравственных, экономических, техно-логических идей, опти-мизации взаимодейст-вия общества и приро-ды; привлечение теоретических концеп-ций обществоведения, естествознания, искус-ства и техники в целях обеспечения экологи-чески безопасного су-ществования человека.

закрепление получен-ного опыта на практике; практическая деятель-ность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

Организ. формы обучения

уроки, уроки-путешест-вия, уроки-игры.

викторины, экологичес-кие праздники, КВНы.

экскурсии

Методы

и приемы

беседа, общение на основе игры,

наглядный метод, моделирование.

беседа, объяснение, моделирование,

игровой метод, наглядный метод.

беседа, диалог,

игровой метод,

метод наблюдения.

Примерные темы занятий

«Экосистема» , «Стан-ция Экологическая»,

«Цветы нашей Роди-ны», «Охрана живот-ных леса», «Путешест-вие по страницам Красной книги», «Экология. Превраще-ние воды. Невидимые нити в природе», «Дом, в котором мы живем», «Судьба при-роды – наша судьба», «Лес – природное сообщество».

«Праздник Волшебной Воды», «Экологическая тревога», «Экологичес-кий КВН», «Сохранить природу – сохранить жизнь», «Путешествие на цветочную поляну», «Красная книга».

«Осенние изменения в живой и неживой при-роде», «Лес–природное сообщество», «Этажи леса».

Мы знаем, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности. Вот почему так важно, чтобы процесс формирования экологической культуры сопровождался специально созданной обстановкой, которая окружала бы ребенка не только вне стен школы, но и непосредственно во время нахождения его в классе. Здесь на помощь педагогу приходит «экологизация среды» , т.е. создание соответствующей атмосферы классной комнаты, а именно «включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обусловливающих постоянное воздействие на школьников всей совокупности психологических релизеров: естественных, создает возможности для вступления в контакт с природными объетами и, следовательно, возможности получения «ответов» на них». Поэтому перед внедрением разработанной нами технологии формирования экологической культуры мы провели оценку экологизации уже имеющейся педагогической среды как в классе, так и на пришкольном участке. Можно сказать, что в целом создана неплохая среда, способствующая формированию экологически культурной личности. Так в классе имеется достаточное количество комнатных растений, которые размещены в разных местах (на стенах, на полу, отдельно в композициях). В шкафах расставлены тематические папки с материалами, используемыми учителем на уроках окружающего мира. Создан отряд под названием «Экологи», который в течение недели следит за чистотой и поливом комнатных растений. На пришкольном участке расположены клумбы, которые в конце весны засаживаются различными цветущими растениями. Хочется отметить, что на территории школы растёт много деревьев. Это даст нам впоследствии возможность проводить экскурсии прямо на пришкольном участке. Несмотря на это, мы решили дополнить окружающую обстановку другими экологическими пространствами и тем самым разнообразить ее. С помощью родителей в классе был расширен спектр комнатных растений, создан микроландшафтный садик к круглом аквариуме, организован уголок живой природы, а именно аквариум с декоративными рыбками, а также наклеены фотообои с лесным пейзажем. Нашими совместными с детьми усилиями на игровой площадке (пришкольной территории) были установлены осадкомеры (емкости для определения уровня осадков), расположенные на открытом и менее открытом (под деревом) пространствах. Теперь можно сделать вывод, что экологизация педагогической среды нас вполне устраивает и способствует успешному внедрению нашей технологии.

Проверить эффективность педагогических условий нам помог контрольный эксперимент. Результаты повторного проведения диагностики после формирующего этапа работы позволили выявить некоторые изменения, произошедшие в уровне сформированности экологической культуры у младших школьников. Практически 30% учащихся данного класса показали высокий уровень сформированности экологической культуры. У детей, имеющих на начало эксперимента низкие показатели, к концу эксперимента эти показатели заметно повысились.

Отметим, что у учащихся улучшились знания по естествознанию, а самое главное – изменилось отношение к окружающей природной среде. Это дает основание говорить об эффективности выделенных нами педагогической условий.

На основе полученных результатов опытно-поисковой работы, можно сделать вывод о том, что выделенные нами педагогические условия способствуют формированию экологической культуры младших школьников в урочное и внеурочное время, что в свою очередь играет важную роль. Учителям необходимо уделять неослабевающее внимание данному процессу, тем самым, воспитывая гармонично развитую личность. Безусловно, использование данной педагогической технологии на практике должно осуществляться в соответствующей окружающей среде, способствующей эффективности процесса формирования экологической культуры.

Вместе с тем данное исследование является лишь этапом в поисках более современной системы формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Список литературы:

  1. Дерябо С.Д. Природа: объект или субъект отношений личности [Текст] /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Школа здоровья, 1995. – Том 2. – 215 с.
  2. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
  3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст] /И.Д. Зверев. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
  4. Игнатова В.А. Экологическая культура [Текст]: Учеб. пособие /В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
  5. Почитаева М.В. В поисках тайны [Текст]: Метод. пособие по работе с детьми младшего школьного возраста по изучению биоразнообразия и охране экосистем /М.В. Почитаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. –

Часть 1. – 68 с.

  1. Фриш А.С. Производственный коллектив и эффективность труда [Текст] /А.С. Фриш. – М.: Знание, 1985. – 165 с.