Open
Close

С т шацкий разработал модель школы. Педагогические идеи С


РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.

Подготовила Колядина С.В.,

социальный педагог,

номинация «Педагогические идеи»

Химки

2016

Введение.

Не так давно, в 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.

Как это было…

Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.

С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты». Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого, «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. .

Страницы истории:
1911 - С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».

Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии. Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.

Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т. Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки, соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни».

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

С.Т.Шацкий со своими воспитанниками

«Дайте детям детство», - такова была его главная цель. Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание, т.е. ребята делами все сами. Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Страницы истории:

1919 - После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 - Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 - Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 - С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 - Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 - Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е - Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.

1961 - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.


Воспитанники колонии «Бодрая жизнь» работают

на учебно-опытном участке.

«Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.

С.Т.Шацкий

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы в МБОУ Гимназии № 16 г.Химки является ученическое самоуправление, которое относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В стенах нашей школы создан и стремительно развивается Совет Гимназии, председателем которого является ученица 11а класса Алиева Валерия; заместителем председателя назначена Острикова Варвара (10а класс). Заседания школьного Совета проходят еженедельно. Целями и задачами развития школьного самоуправления стали развитие лидерских качеств и ребят, формирование у них активной жизненной позиции, гражданского и национального самосознания, умений самостоятельно принимать решения, касающиеся школьной жизни. Так во время заседания школьного Совета обучающихся была выбрана инициативная группа, в результате деятельности которой появился Кодекс чести гимназистов (см. ниже).

Совет Гимназии активно обсуждает такие злободневные вопросы, как введение единой школьной формы на территории гимназии.

Еще один проект, который стал очень интересен для ребят – создание школьной газеты. Главным редактором стал ученик 9в класса Симонян Самвэл. В настоящее время проходит конкурс названий газеты. Среди желающих активистов, заинтересованных в подготовке номеров газеты – 14 человек из 6б класса и 5 человек из 9в класса. Это особенно радует, так как эти ребята ранее не проявляли особую общественную активность.

КОДЕКС ЧЕСТИ ГИМНАЗИСТОВ

1.Всегда приходи на помощь своему другу.

2. Следуй правилу: «Класс – твоя вторая семья».

3. Уважай своих учителей.

4. Ответственно относись к выполнению своих домашних заданий.

5. Здраво оценивай свои возможности.

6. Помни и уважай свою историю.

7. Веди здоровый образ жизни.

8. Думай о завтрашнем дне, просчитывай свои действия на несколько шагов вперед.

9. Сохраняй верность поставленным целям.

10. Соблюдай чистоту в школе, всегда убирай свое рабочее место.

11. Умей принимать критику.

12. Умей радоваться за других, не завидуй своему товарищу.

13. Соблюдай требования к внешнему виду и школьной форме.

14. Цени то, что имеешь.

Алиева Валерия, 11а; Острикова Варвара, 10а; Семенова Елена, 9в;

Виноградов Владислав, 9б; Алиев Фарид, 9б; Магдий Артем, 9б;

Коротков Иван, 11а; Маслеников Максим, 11а; Шумилова Дарья, 9а

Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной.

«Посильный для детей физический труд, - считал Шацкий, - это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Эстетическое воспитание в гимназии

Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство.

Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…

С.Т.Шацкий

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,- писал он,- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества». Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

Кружковая деятельность в гимназии

Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий

Внедрение современных педагогических, информационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс гимназии.

Первые клубы для детей в России.

С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.

Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение сегодня имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни . Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Дискуссионный клуб для подростков «Луч света».

Почти два года в гимназии существует клуб для подростков. Основная цель его создания – социализация обучающихся, их личностный рост.

Задачи: помочь ребятам освоить навыки бесконфликтного общения; научить их ставить перед собой цели и достигать их; познакомить с основами конфликтологии; знать пути преодоления стрессовых ситуаций. Члены клуба неукоснительно соблюдают его правила:

1. Правило поднятой руки.

2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).

6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

7. Не навязывать свое мнение.

8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

9. Избегать поучений.

10. Сдерживать эмоции.

11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

Клубный формат очень интересен детям, они чувствуют себя комфортно, особенно им нравится система безоценочности, чего нет на обычных уроках. Каждый раз я повторяю, что у них есть право на ошибку и любой их ответ является правильным. В дальнейшем было бы перспективно создать клуб для пап, целью которого станет укрепление семейных связей, вовлечение отцов (законных представителей) в школьную жизнь их детей.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся в МБОУ Гимназия № 16 сегодня.

Воспитательная работа в нашей гимназии систематически и целенаправленно планируется с учетом реалий поликультурного и многонационального пространства нашего образовательного учреждения. В гимназии обучаются более 800 ребят более 16-ти национальностей.

В гимназии создана и успешно функционирует социально-психологическая служба сопровождения семьи. Социальные педагоги и школьные психологи, безусловно, принимают во внимание национальную идентичность детей. Постоянно проводятся исследования, которые направлены на выявление уровня толерантности в межнациональном общении детей. Так в 2014 учебном году были проведены социально-психологические исследования среди подростков 8-11 классов. Среди охваченной аудитории 30% показали очень высокий уровень толерантности, 41 % - высокий уровень; 29% подростков показали низкий уровень толерантности. Очень низкого уровня толерантности не выявлено.

Отсюда вывод: отделу по воспитательной работе гимназии совместно со службой социально-психологического сопровождения семьи необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на развитие этики межнационального общения. Это позволит в дальнейшем свести к минимуму количество конфликтных ситуаций на национальной почве.

Национальная идентичность ребенка – реальность, с которой необходимо считаться не меньше, чем с его психофизиологией, знать и учитывать ее в работе.

Поскольку в работе социального педагога большое значение имеют индивидуальные беседы с учеником, групповые тренинги, работа с родителями, то конечный результат будет во многом зависеть от того, как специалист сможет расположить к себе подростка, сформировать его доверие к себе и группе. И здесь огромную роль играет знание национальных особенностей ученика, интерес социального педагога к культурным и национальным особенностям и, конечно, уважительное отношение к ним. Говоря о полиэтнических классах, где школьники принадлежат к различным национальностям и, соответственно, к различным культурам, необходимо отметить некоторую типичность черт социального и национально-психологического облика представителей некоторых общностей, знание которых оказывает огромное влияние на выстраивание доверительных отношений с консультируемыми подростками, их родителями и учителями.

Например, грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства. Терпимость, такт и сотрудничество в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей характерны для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость.

Армянская семья отличается крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения, огромным уважением к традициям. В отличие от других народов Кавказа и Средней Азии, большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать. Огромен авторитет также и у бабушки. Умение относиться с уважением к другим людям высоко ценится в Армении. Они почти никогда не терпят грубости, прямого принуждения, давления.

Азербайджанцы по своему характеру любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними. В конфликтных ситуациях азербайджанцы бывают эмоционально не воздержаны и горячи, вступаются за своих земляков, даже если те не правы.

В целом народы Закавказья наделены:

    высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;

    главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;

    подчеркнуты вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;

    хорошей физической подготовкой и относительно слабым знанием русского языка;

    стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах.

Национально-психологическими особенностями узбеков являются такие черты, как решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость – особенно в начальный период их пребывания в многонациональном коллективе.

В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими.

Для таджиков наиболее характерны такие качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда настороженное отношение к представителям других национальностей. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны.

Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присуще подчеркнутое уважение и почтение к старшим.

В целом представители народов Средней Азии наделены:

    практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями;

    слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью;

    способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия;

    высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим.

В работе с детьми необходимо корректно озвучить все положительные качества этноса, к которому принадлежит собеседник.

Например:

«Я знаю, что все мужчины с Кавказа обладают с детства большой самостоятельностью, хорошей физической подготовкой, смелостью, активностью, всегда могут договориться. Не понимаю, как же это получилось, что произошло, что ты не смог сдержать себя? Я думаю, что мы сможем решить этот конфликт, и ты попытаешься проявить себя, показать с лучшей стороны, как настоящий мужчина!»

Будучи в душе просветителем и гуманистом, Шацкий одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

Актуальность педагогических идей Шацкого сегодня.

В программе развития гимназии на период 2014-2016 гг. «Инновационное образовательное пространство для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса» определена задача формирования инновационного образовательного пространства для духовно-нравственного развития личности всех участников образовательного процесса определена как приоритетная. Ее выполнение напрямую зависит от:

    степени включенности во все сферы образовательной деятельности представителей социального окружения образовательного учреждения;

    демократизации всего уклада школьной жизни, открытости, готовности к сотрудничеству;

    деятельностного подхода в обучении и воспитании, осуществляемого через реальный опыт и социальную практику;

    партнёрства гимназии и социума, использования ресурсов гимназии для развития социума и ресурсов социума для развития образования;

    добровольного выбора учащимися социально значимой деятельности, отражающей личные взгляды и позиции как результат привлечения гимназистов к активному участию в жизни социума.

Заключение.

В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.

Список литературы.

    Ефимова, И.Л. «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.

    Фомина, Л.П. «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.

    С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах, изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.

    А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во

ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.

    Научный и информационно-аналитический журнал «Ценности и смыслы», № 1 (29), 2014.-42с.

    Т.Н.Лабуз, «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения иноязычных учащихся старшей школы. Практический материал», Школа № 1190, 2016.-с.2.

С. В. Колядина «Реализация педагогических идей С.Т. Шацкого

в полиэтнической школе сегодня» Страница 22

Встречаются иногда люди, которые становятся признанными руководителями не потому, что их кто-то назначил или выбрал, а в силу своих личных качеств и дарований. Таким был, несомненно, и Станислав Теофилович Шацкий . Он был настоящим «властителем дум» учительства. Его умение пробуждать и развивать творческие начала в людях влекло к нему молодых учителей. Их он вдохновлял своими идеями и примером непосредственной работы с детьми. Кто знает, может быть многие из современников Шацкого потому и связали навсегда свою будущую судьбу с судьбою школы, что им посчастливилось в молодые годы испытать на себе обаяние этого удивительно талантливого человека и педагога .

Труды шацкого

Шацкий говорил: «Мы живем в изумительную эпоху социального творчества. Жить и работать в эту эпоху - величайшее счастье». Пожалуй, это был лейтмотив всей его жизни и деятельности.

Основные труды Шацкого собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Эти названия символичны, они как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича.

Люди порой припоминаются лишь по их речам. А С. Т. Шацкий речей но произносил, он всегда беседовал. В беседах же были не красивые фразы, а большие мысли. Ими он и покорял слушателей, поэтому современникам он и вспоминался не по речам, а по мыслям.

Первая опытно-показательная трудовая школа по Вадковскому переулку в Москве, возглавляемая К. В. Полтавской - страстной поборницей идей Шацкого, входила тогда в состав первой опытной станции. Это было ее московское отделение. Вот это отделение и являлось своеобразным «педагогическим университетом», в котором под руководством С. Т. Шацкого прошли замечательную школу многие учителя. Надо заметить при этом, что Станислав Теофилович ценил критические замечания, высказываемые учителями, не боялся критики, казалось, сознательно вызывал ее, исходя из принципа, что только педагогический опыт дает действительно ценные реальные результаты.

Очень большое значение придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми. И сам вносил его в свои занятия с учителями. Из воспоминаний современника: Вечером, собравшись в зале школы, педагоги вы докладывали К. В. Полтавской, в присутствии Станислава Теофиловича о своих наблюдениях и о результатах работы с населением. Тогда это была излюбленная тема не только этой школы, но и всей опытной станции. Станислав Теофилович внимательно слушал, старался подбодрить волнующихся, иногда задавал вопросы, что-то уточнял, потом высказывал свои задушевные мысли и суждения, рекомендации. А в заключение - подходил к роялю, просил Валентину Николаевну Шацкую поаккомпанировать ему, и небольшой зал заполнялся удивительного звучания голосом. Обладал Станислав Теофилович редчайшим драматическим тенором, волновавшим и покорявшим любого слушателя.

К слову надо заметить, что многие в то время недоумевали, почему человек с таким исключительным музыкальным дарованием не избрал себе карьеру певца? Как-то на подобное недоумение, вспоминает А. А. Фортунатов. Станислав Теофилович ответил: «А вы думаете, это легко? Чтобы стать профессиональным певцом, надо немножко поглупеть, начать целыми неделями расстраиваться из-за того, что, скажем, верхнее соль не выходит, а я этого не могу».

Вообще, Станислав Теофилович был многосторонне одаренным человеком. Он мог, пожалуй, стать и художником. Его рисунки, возможно, и грешили чем-то, с точки зрения профессионального мастерства, но были поэтичны и очень оригинально отражали то, что хотел он передать. Наверное, именно потому Станислав Теофилович удивительно легко мог читать и детские рисунки. Современником-педагогов покоряла многогранность и щедрость его таланта.

Педагогика Шацкого

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким . Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий. И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию или службу, а как на постоянное совместное творчество учащих и учащихся не потерял своей значимости - и значительности - и в каши дни. Тезис: педагогическая наука может твориться только в контакте воспитателя и воспитуемого, приходится еще доказывать и поныне, беря на вооружение парадоксальное, на первый взгляд, суждение Шацкого, что «педагог создается как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и в известной степени ученик может быть назван его учителем».

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, - часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,- строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями. Даже только эти педагогические идеи , высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию. Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность . Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, - делал сам. Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Стремление к педагогической деятельности и начало ее вызваны размышлениями молодого Шацкого об отрицательных сторонах учения в старой дореволюционной школе, которые он испытал на себе, размышлениями о том, что «так не надо ни учиться, ни учить». Поиски новых путей, личный опыт работы с детьми привели Шацкого «к взгляду на педагогическое дело, как на организацию детской жизни». Если педагог хочет успешно воспитывать детей, он должен уметь организовывать их жизнь, а это, в свою очередь, означает организацию их деятельности.

Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря - нарушаем процесс его нормального развития. С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы. Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская. В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

Почему мы так льнули к нему в детские годы? - вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. - Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

С. Т. Шацкий: вклад в педагогику

Разумеется, были в педагогической деятельности С. Т. Шацкого и ошибки, да и не может быть иначе у человека в постоянном поиске. Но отдельные ошибочные представления его были искренними, честными и продиктованы были горячим стремлением строить действительно новую школу.

В первые годы ее строительства Шацкий сумел широко раскрыть и поднять на принципиальную высоту требование теснейшей связи учительской деятельности с политикой партии, с общественной жизнью народа. Это основа его общепедагогических воззрений. С. Т. Шацкий считал, что «советская дидактика будет прежде всего отличаться от дидактики старой своей жизненностью и широтой взглядов. Таким образом, советское искусство обучения, неразрывно связанное с задачами социалистического воспитания, будет искусством новым, требующим живого человека и живого мастера своего дела». Школе необходимо, по мнению Шацкого, тесно связать обучение с жизнью, удовлетворять разносторонние запросы учащихся, воспитывать умение работать.

Оставил Шацкий немало полезных советов и касательно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любопытно его пожелание учителям: Выработать в себе способность представлять жизнь и ее отдельные моменты такими, какими они преломляются в сознании ребят определенного возраста, получше помнить себя маленькими.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что связь обучения и воспитания с жизнью мыслилась Шацким как основа создания новой педагогической системы. «Надо работать над такой педагогической системой,- писал он, - которая являлась бы жизненно нужной для широких масс трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества. Это есть одна из самых благородных и благодарных задач, которые только можно себе представить».

Еще в досоветский период Станислав Теофилович пытался развернуть культурно-просветительную работу среди взрослых, стремясь создать единую систему воспитания - школьного, внешкольного и семейного. Но в то время это была лишь попытка оказания педагогической помощи семьям рабочих и крестьян. Широкие возможности для этого возникли лишь в советских условиях. Естественно поэтому, что уже в ранний период строительства советской школы Станислав Теофилович через систему учреждений опытной станции развертывает самую широкую работу с населением, стремясь, как он говорил, к «педагогизации среды».

Школа, по мысли Шацкого, не может обойтись без совместной работы не только с отдельными семьями и объединенными вокруг школы родителями, но и со всей массой окружающего школу населения и теми учреждениями, которые ее организуют. Он рекомендовал школам «нащупать» правильный, деловой подход к совместной работе с общественными организациями деревни, а в городах - с заводскими комитетами, жилищными товариществами и т. д. , вклад в педагогику Шацкого.

Кто-то сказал: «Новое - это хорошо забытое старое». Это, пожалуй, верно, но вряд ли закономерно. Не можем мы не помнить родства и не ценить наследства. Потому и чтим мы память тех, кто сделал в свое время первые посевы на ниве просвещения.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

«Вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда, кого из них ни возьмите - Коменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, - утверждалось нечто другое — осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. »

«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания».

«Часто бывает, что случайные посетители детских учреждений (великое общественное зло, сказать откровенно) считают себя в праве помогать детям, давать советы или даже самим делать за них - пилить, клеить,-поднимать тяжелые вещи и т. д. Они проявляют ту воспитательную торопливость, которая свойственна всем нам, соединенную с очень малой сознательностью, своего рода манию воспитания».

«Причина наших ошибок и нашей нетактичности заключается в том, что мы не понимаем смысла детской работы. А для ребенка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений».

«Самый элементарный анализ детской жизни может нас привести к признанию существенной разницы между детьми и нами. Основное отличие состоит в том, что детство, отрочество и юность растут, развиваются - у нас же рост закончен. Неустойчивость является законом у детей и недостатком у взрослых. Мы имеем две психологии - организма растущего и остановившегося в росте. Поэтому для нас трудно понять детей. Отсюда наши ошибки».

«Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям. В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы. В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования».

«К исследованию ребенка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребенок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые грозят ребенку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления - это его инстинкт исследования».

«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей».

«Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха».

«Дети верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будут мешать ему жить и работать, которые сделают его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах. Казалось, нужно было бы поступать совершенно на-оборот: приучать к темной комнате, внушать ребенку, что никакой чужой дядя не может быть страшен, приучать его к тому, что вообще ничего страшного нет».

«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми».

По метериалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) возглавлял опытную станцию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса, ряд детских садов, городских и сельских школ, внешкольных учреждений различного типа, учительских курсов. В 1920-е гг. педагог продолжает развивать свои дореволюционные идеи, связанные с организацией жизни детей во всех ее многообразных проявлениях. Он полагал, что построение всего образовательно-воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей. С.Т. Шацкий организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу. Станция была комплексом научно-педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции педагога легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Утверждая органичную связь советской школы с обществом и окружающей средой, С.Т. Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Педагогический процесс он строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и сферу его практической реализации. Принципиальная новизна идеи Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру. Педагог подчеркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребенка. По мысли Шацкого, материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, деловое самоуправление организует жизнь детей; искусство, а также игра, задающая бодрый тон детской деятельности, формируют их эстетические чувства, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Экспериментальная работа С.Т. Шацкого позволила ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания учебного и воспитательного процессов школы в масштабах государства. Педагог предполагал создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер школьной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократических принципах организации школы, что позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии педагог отводил учителю роль не только организатора, но и исследователя детской жизни. По мысли Шацкого, учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

Организующим ядром школьной жизни С.Т. Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческого потенциала личности и коллектива. С новых позиций педагог осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства». Под системой эстетического воспитания он понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих возможностей личности, коллектива, народных масс. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных и эмоционально-эстетических процессов. По мнению педагога, искусство открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирического опыта; гармонично формируя все компоненты личности, оно способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. На всех этапах деятельности педагог занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой. Педагогический коллектив С.Т. Шацкий рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

Станислав Теофилович Шацкий известен миру педагогической общественности как автор социальной педагогики и создатель социальгых проектов. Педагогическое наследие этого великого человека требует бережного отношения и серьезного изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Колядина Светлана Валерьевна,

социальный педагог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 16

город Химки

В 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.

Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.

С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором А. У. 3еленко организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты». Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого, «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. .

Страницы истории:
1911 - С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».

Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии. Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.

Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки, соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни».

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

«Дайте детям детство», - такова была его главная цель. Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание, т.е. ребята делами все сами. Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Страницы истории:

1919 - После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 - Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 - Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 - С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 - Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 - Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е - Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.

1961 - Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.

Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие выступали за воплощение идеи С.Т.Шацкого. «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.

Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…

Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий

Ранее методика воспитания детей носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого являлась гуманной.

«Посильный для детей физический труд, - считал Шацкий, - это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,- писал он,- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества». Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах, невозможно и продуктивно работать с детьми».

С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.

Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы. По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Будучи в душе просветителем и гуманистом, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.

Список литературы.

  1. Ефимова, И.Л. «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.
  2. Фомина, Л.П. «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.
  3. С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах, изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.
  4. А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во

ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.


Станислав Теофилович Шацкий (1887-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, основоположник внешкольных учреждений России. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин. Совместно с А.И. Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление.

В 1906 г. вместе с единомышленниками создал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. В обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

В 1909 г. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». В своей статье «Задачи общества Детский труд и отдых» (l909). Шацкий сформулировал особенности ребенка, которые необходимо учитывать в организации работы с детьми:

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
- дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

В 1911 г. общество «Детский труд и отдых» открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду и т.д. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Опыт организации внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребенка, содержание и методы работы с детьми, работу мастерских, клубные занятия педагог описал в книге «Бодрая жизнь» (1914), выпущенной в соавторстве с женой В.Н. Шацкой.

Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей. В мае 1919 г. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию, состоявшую из двух отделений: городского - в Москве и сельского - в Калужской области (1919-1932). Станция представляла собой комплекс научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и проверялись на практике новые формы и методы воспитания. В основу работы станции легла идея «открытой» школы как центра воспитания детей в социальной среде. Школьники вели работу с населением (ликбез, политпросвещение, библиотечное обслуживание), участвовали в театральных постановках, в работе музыкальных и хоровых коллективов.

Педагогический процесс на опытной станции строился как взаимодействие педагога и воспитанника, воспитание было призвано охватить духовный мир ребенка и сферу практической реализации его способностей, Новаторство Шацкого заключалось в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, но и определял взаимосвязи между его участниками, так и между отдельными элементами: умственным и физическим трудом, искусством и игрой, Нарушение связей между компонентами воспитания, считал Шацкий, приведет к одностороннему развитию ребенка. По Шацкому материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируются искусством и игрой. Труд, игра, искусства - три элемента детской жизни, неотделимые друг от друга и являющиеся обязательным условием социализации и развития личности ребенка. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного, и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих способностей ЛИЧНОC"IИ в коллективе.

К началу 1920 г. Станция уже объединяла 15 школ. С начала 20-х г.: колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, Решая задачи организации учебного процесса с детьми, Шацкий внес значимый вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы.

Советская школа 1920-х п; остро нуждалась в педагогической теории формирования личности в социальной среде. Исследования, проводившиеся сотрудниками Первой опытной станции, стали первыми шагами в области социальной педагогики в России. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В области дошкольного воспитания под руководством Шацкого были разработаны принципы организации занятий с детьми в детском саду по видам деятельности.

На всех этапах своей деятельности Шацкий занимался вопросами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и участвовать в научно-исследовательской деятельности. Учительский коллектив рассматривался педагогом как творческая организация коллег-единомышленников. «Реформа работы школы должна начинаться с реформы подготовки учителя».

Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих В состав станции. Приезжали и учителя из отдаленных селений. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения.

В 20-е гг. XX в. Шацкий был привлечен Н.К Крупской к участию в работе учебно-педагогической секции Государственного ученого совета по составлению новых комплексных программ для школ l-й ступени. Педагог считал, что эти программы должны обеспечивать воспитание в детях понимания соотношения природы, труда и общества в условиях советской действительности.

Педагогические взгляды С.Т. Шацкого были оригинальными и не сочетались с общепринятыми идеологическими установками. Интерес к его личности и педагогическим взглядам возродился в СССР в 60-е гг. ХХ в.