3.
В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла
; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло
.
Бра
зды - бо
ро
зда, обла
ко - обо
ло
чка, охла
ждение - хо
ло
д, возгла
с - го
ло
с, огра
да - ого
ро
дить, гла
ва - го
ло
ва, сокра
щать - ко
ро
ткий.
4.
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Возра
жать, нава
ждение, а
ромат, па
норама, ла
би
ринт, ло
те
рея, бе
тон, ка
стрюля, при
ви
легия, эти
кет.
Обратите внимание!
1)
Слово до
лина
является однокоренным со словом до
л
; слово препода
ватель
- со словом да
ть
; слова одо
леть, преодо
леть
- со словом до
ля
.
2)
Имена существительные ка
мпания
и ко
мпания
различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3)
Гласные о-а
в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать
(-ивать
), ср.: раско
лет - раска
лывать, гово
рить - разгова
ривать
.
4)
В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Ра
ст
и, ра
ст
ение, выра
щ
ивать, нара
щ
ение - выро
с
ший, заро
с
ли, поро
с
ль.
а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра
сль
(и производные от них, например: отра
слевой
).
Скак-/скоч-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а
или о
), в безударном положении перед к
пишется а
, перед ч
пишется о
.
Ска
к
ать, проска
к
ать, на ска
к
у - выско
ч
ка, заско
ч
ить, выско
ч
ить.
Ска
чу, ска
чок, ска
чи, вска
чь.
Лаг-/лож-
Перед г
пишется а
, перед ж
пишется о
.
Сла
г
аемое, пола
г
ать, разла
г
ать - сло
ж
ить, поло
ж
ить, разло
ж
ить.
Поло
г
.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни
Правило
Примеры
Исключения
Мак-/мок-
Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок-
(моч-
) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн-
пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора
вняться
(«оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура
внение
(«математическое равенство») - подро
внять кусты
(«сделать ровными»), разро
внять песок
(«сделать ровным, гладким»).
Ра
внина, поро
вну, уро
вень, ро
весник.
Корни с чередующимися гласными И
/Е
Корни
Правило
Примеры
Бир-/бер-
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется и
, если суффикса нет, то в корне пишется е
.
В словах с корнем пир-
со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и
.
Пи
р, пи
ровать.
Чередование A(Я)
/им(ин)
Корни
Правило
Примеры
Корни с чередованием а(я)
/им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется им
(ин
), если суффикса нет, то в корне пишется а
/я
.
Пожим
а
ть - пожа
ть, нажим
а
ть - нажа
ть, размин
а
ть - размя
ть, поним
а
ть - поня
ть, начин
а
ть - нача
ть, помин
а
ть - памя
ть.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е
используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ]
+ гласный (е
да, крае
вед
).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]
) также пишется е
, а не э
.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е
Пишется Э
1.
В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери
.
1.
После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр
и производных от них (мэрия, пэрство
), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
.
2.
После гласной и
, например: диета, реквием, кариес
.
2.
После гласных (кроме и
) в соответствии с произношением пишется э
, например: силуэт, поэзия, дуэт
.
3.
В словах: проект, проекция, реестр, феерия
.
3.
В начале слова в соответствии с произношением пишется э
(это, экзамен, этаж, экономика
) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить
).
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
наличием суффикса -а-;
согласным, стоящим после гласной;
позицией — под или нет;
смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а»
, подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно!
Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а»
перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»:
молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
Часто не видят сочетания «ст»
, замечают только согласный «с»
, поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о»
.
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а»
употребляется перед «к»
, а согласный «ч»
требует написания «о»
. Применяя это правило, важно определить, какая буква (к
или ч
) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к»
пишется буква «а»
, в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о»
, поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о»
перед согласным «ч»
.
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни
Условия выбора
Примеры
Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться»
а – есть суффикс –а-;
о – нет суффикса -а-
касающийся
соприкосновение
лаг/лож
предположение
возлагать
полог
тер/тир в значении «трёт»
мер/мир в значении «умер, замрёт»
блест/блист
стел/стил
и – присутствует -а-;
е – отсутствует -а-
Протирание, вытерший
перила, подпирать
выберет, выбирать
вымирание, умер
выдернувший, придирающийся
собирание, неразбериха
выжегший, сжигание
блистающий, заблестевший
выстилать, постеливший
вычесть, вычитание, почести, почитание
перенимать, приминать, перенять, примять
сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и»
, если есть суффикс —а-,
когда его нет ‑ «е»
. Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е»
, проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание
! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а»
. Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять
(мéрить) костюм – примирять
(мир) соседей; развевается
(вéять) флаг – развивается
(развитие) промышленность
.
Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать
(в карман) – зализать
(раны), отварить
(картофель) – отворить
(дверь), поласкать
(кошку) – полоскать
(рот), пристежной
(воротник) – пристяжной
(о лошади), разредить
(всходы) – разрядить
(ружье), умалять
(значение) – умолять
(о пощаде) и т. п.
Примечание 1.
Гласные о
– а
в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать
(-ивать)
, например: опоздать (пóздний
, хотя опáздывать), раскроить (крóйка
, хотя раскрáивать)
.
Примечание 2.
В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент
(-емент
восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать
(-ировать
восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент
, хотя аккомпанировать
; ангажемент
, хотя ангажировать
. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня: апперципировать
, хотя апперцепция
; дезинфицировать
, хотя дезинфекция
. Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция – проецировать
и некоторых других.
§ 2. Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада
и многие другие.
Качественные и недорогие секс-игрушки можно купить перейдя по этой ссылке ищите тут. Интимные игрушки в крупнейшем онлайн секс шопе в России - лучший выбор!
§ 3. Чередующиеся гласные
В корне гар- – гор-
под ударением пишется а
, без ударения – о
: загá
р – заго
рéлый, уго
рéть
.
В корне зар- – зор-
а
: зá
рево, зó
рька – за
рнúца, оза
рять
.
Исключения:
зо
рянка, зо
ревáть
.
В корне кас- – кос-
пишется о
н
, в остальных случаях – а
: ка
саться, ка
сательная – ко
снуться, прико
сновение
.
В корне клан- – клон-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о
: клá
няться, поклó
н – покло
нúться, покло
нéние
.
В безударном корне лаг- – лож-
перед г
пишется а
, перед ж
– о
: предла
гáть, прила
гáтельное – предло
жúть, обло
жéние
.
Исключение:
пóло
г
лаг- – лож-
).
Корень мак-
содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: ма
кать сухарь в чай, обма
кнуть перо в чернила
. Корень мок-
содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымо
кнуть под дождём, промо
кнуть написанное
. Правило распространяется на производные слова: ма
кание, промо
кательная бумага, непромо
каемый плащ
.
В корне плав-
гласный звук может быть ударяемым и безударным: плá
вать, пла
вýчесть, попла
вóк
. Корень плов-
содержится в словах пло
вец
и пло
вчиха
; корень плыв-
– в слове плы
вуны
.
Корень равн-
имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: ура
внение, сра
внить, пора
вняться
(стать наравне). Корень ровн-
– в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заро
внять, ро
весник, сро
внять, уро
вень
. Ср.: подра
внять
(сделать равным) – подро
внять
(сделать ровным); выра
внен
(сделан равным) – выро
внен
(сделан ровным).
В корне рас- – рос-
пишется а
, если дальше следует согласная т
(также перед щ
); в остальных случаях пишется о
: ра
сти, нара
щение – выро
сший, заро
сль, поро
сль
.
Исключения:
отра
сль, ро
сток, выро
сток, ро
стовщик, Ро
стов
и др.
В безударном корне скак- – скоч-
перед к
пишется а
, перед ч
– о
: подска
кáть – подско
чúть
.
Исключения:
ска
чóк, ска
чý
.
В корне твар- – твор-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о
: твá
рь, твó
рчество – тво
рить, тво
рец
.
Исключение:
ýтва
рь
(семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-
).
В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-
пишется и
-а-
: соби
рать, зади
рать, зами
рать, запи
рать, сти
рать, бли
стать, сжи
гать, вычи
тать, рассти
лать
; в остальных случаях пишется е
: бе
ру, де
ру, уме
реть, запе
реть, сте
реть, бле
стеть, выже
гший, выче
т, рассте
лить
.
Исключения:
соче
тать, соче
тание
.
В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин
пишутся им
и ин
, если дальше следует суффикс -а-
: сжа
ть – сжи
мать, прижа
ть – прижи
мать, разня
ть – разни
мать, подня
ть – подни
мать, подмя
ть – подми
нать, пожа
ть – пожи
мать, поня
ть – пони
мать, нача
ть – начи
нать
. Ср.: вни
мательный, закли
нать, напоми
нать, прими
нать
и др. В производных формах сохраняется им
, даже если дальше и не следует суффикс -а-
, например: сни
му, сни
ми, подни
му, подни
ми
т. д.
§ 4. Гласные после шипящих
После шипящих (ж
, ч
, ш
, щ
) не пишутся буквы я
, ю
, ы
, а пишутся соответственно а
, у
, и
, например: чайка, прощальный, чудо, щуриться, жир, шить
.
Исключения:
брошюра, жюри, парашют, пшют, фишю
и некоторые другие слова иноязычного происхождения.
Примечание.
Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена (Жюль, Жюли
и т. п.), а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро
и т. п.).
После шипящих под ударением в корне пишется е
(ё
), соответствующее в произношении звуку о
, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е
(чё
рный – че
рнеть, жё
лтый – же
лтизна
); при отсутствии таких соотношений пишется о
. Ср.:
б) артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крыжовник, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка
(уже не выделяется суффикс -отк-а
), трущоба, чащоба
(уже не выделяется суффикс -об-а
), чокаться, чопорный, чох, чохом, шов, шок, шомпол, шоркать, шорник, шорох
(слово шероховатый
не воспринимается сейчас как однокоренное), шоры
.
Примечание 1.
Написание с о
сохраняется и в тех случаях, когда при изменении формы слова или в производном слове ударение переходит на другой слог, например: шóмпол – шомполá
.
Примечание 2.
Следует различать написание существительных ожог, пережог, поджог, прожог
и глаголов в форме прошедшего времени ожёг, пережёг, поджёг, прожёг
(последние сопоставляются с корнем жечь – жёг
).
Примечание 3.
Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о
, например: кишка – кишóк, ножны – ножóн
.
Ср.: рожóн (рожнá)
.
В словах иноязычного происхождения возможно написание о
после шипящих в безударном слоге, например: жокéй, жолнёр, жонглёр, мажордóм, шовинúзм, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр
.
§ 5. Гласные после ц
После ц
буквы ю
и я
могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т. д.). Например: Цюрих, Цяньшань, Цюрупа, Цявловский
.
В ударяемом слоге после ц
пишется о
, если произносится звук о
, например: цóкать, цóколь, цóкот
.
Примечание 1.
Написание с о
сохраняется в производных словах также в безударном слоге, например: цокотáть, цокотýха
.
Примечание 2.
В словах иноязычного происхождения о
после ц
может писаться и в безударном слоге, например: гéрцог, герцогúня, палáццо, скéрцо
.
После ц
в корне пишется и
, а не ы
: цианистый, цибик, цибуля, цивилизация, цигарка, цигейка, цидулка, цикада, цикл, цикорий, цимбалы, цинга, циновка, цирк, циркуль, цирюльник, цитата, цитварный, цифирь, цифра, панцирь
и др.
Исключения:
цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц
и однокоренные с ними слова (цыганский, цыплятина, цыпка, цып-цып, цыкать
и др.).
§ 6. Буквы э – е
Гласная э
сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить
) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трёхэтажный
), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп
).
В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е
, например: адекватный, денди, кашне, кеб, кепи, леди, пенсне, стенд, тендер
.
Исключения:
мэр, пэр, сэр
и производные от них слова (мэрия, пэрство
), мэтр
(«учитель, наставник»), пленэр
– живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
и др.).
После гласной и
, как правило, пишется е
, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием
и др. Написание э
после и
встречается после приставок на и
(антиэстетический
), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и
(полиэфирный
), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс
).
После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э
, например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт
(но: проект, реестр, феерия
и др.).
§ 7. Буква й
В начале иноязычных слов, если произносится ё
, пишется йо
, например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту
(но: ионы, иорданский
– с раздельным произношением начальных гласных звуков).
Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.
Безударные гласные в корне слова
Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.
Как проверить безударные гласные в корне слова?
Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:
Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").
Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).
Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.
Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.
Словарные случаи
Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор
. В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый
.
Двойные сомнительные
Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит
. В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие.
Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.
Буквы "о" и "а"
У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:
КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).
ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.
КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.
ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).
ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.
ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.
РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.
РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.
МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.
Употребление "е" и " и"
Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:
БИР - БЕР: уберём - убирать;
ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;
МИР - МЕР: замереть - умирать;
ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;
ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;
ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;
СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;
БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.
Правописание букв О-Ё после шипящих
В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".
Прочие сочетания
Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".
Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо
рить
гласная о
, в корне слова, произносится как а
. Но как же проверить правильность написания этой буквы?
Эта гласная в корне слова – безударная
. Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную
:
В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.
Правописание безударных гласных в корне слова
Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:
1) определить в слове корень: бе
ле
ет
– корень бел
2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе
ле
ет
– бе
лый
Буква ё
называется – королевой ударений
потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё
, то без ударения пишется буква е
:
ве
сна – вё
сны, ле
тать – полё
т, сле
за – слё
зы
.
Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:
пова
р
– ва
рит, ва
рка, нава
р, самова
р, зава
рка
повстре
чались
– встре
ча, встре
чный
Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.
Например, в словах: со
бака, са
рай, во
кзал, ста
кан
– для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:
ста
кан
– подста
канник, ста
канчик
со
бака
– со
бачий, со
бакам
во
кзал
– приво
кзальный, во
кзалам
Слова с двумя безударными гласными корне слова
Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?
Например: зо
ло
той, ко
ло
титься, тре
пе
тали
В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:
зо
ло
той
– зо
лото, позоло
та
ко
ло
ситься
– ко
лос, коло
сья
тре
пе
тали
– тре
пет, трепе
щет
Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.
Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:
Корни с чередованием гласных
Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.
1. Корни с чередованием о
– а
;
2. Корни с чередованием е
– и
.
В первом случае это такие корни, как:
кос
– кас
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: кос
нуться
– кас
аться
; лож – лаг
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: прилож
ение
– прилаг
ать
; клон – клан
: в корне по ударением может быть как о
так и а
, но без ударения пишется только о
. Например: поклон
– клан
яться
; твор – твар
: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о
и а
, но без ударения только о
. Например: твор
ец
– твар
ь
; гор – гар
: буква а
бывает только под ударением, без ударения пишется о
. Пример: гор
еть
– загар
; плав – плов
: буква о
пишется только в двух словах: плов
ец
и плов
чиха
, в остальных словах пишется а
. Пример: плав
учий, сплав
ить
; зар – зор
: без ударения пишется только а
. Пример: зар
ево
– зор
и
. Исключение: зор
янка
, зор
евать
; раст – рос
: перед ст
и щ
в словах без ударения пишется а
. Пример: раст
и
– росло
, возраст
, взращённый
; Перед с
без последующего т
пишется о
. Пример: вырос
ший, недорос
ль
; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов
, отрасль
; равн – ровн
: корень равн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн
ить, равн
омерный
. Корень ровн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн
ять, ровн
ять
; мак – мок
: корень мак
пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак
ать, обмак
нуть
. Корень мок
пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок
нуть, намок
ать, промок
нуть
.
Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются: